ОПТИМИЗАЦИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ МЕЖДУ РЕГИОНАЛЬНЫМИ СТЕЙКХОЛДЕРАМИ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОЦИО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Гавриленко В.Н. (Беларусь, Гомель, ГГУ),Михарева В.А. (Беларусь, Гомель,ГГТУ) vlad_gavrilenko@mail.rumikhareva@rambler.ru
Аннотация. В статье рассмотрена значимость коммуникаций в рамках стратегического управления применительно к социо-эколого-экономическим системам в современных условиях. Рассмотрены как внешние, так и внутренние стейкхолдеры. Определены составляющие коммуникационных сетей в стратегическом подходе в региональном аспекте.
Ключевые слова: коммуникации, управление, стратегия, социо-эколого-экономические системы, стейкхолдеры
OPTIMIZATION OF COMMUNICATION NETWORKS AMONG REGIONAL STAKEHOLDERS IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIO-ECOLOGICAL SYSTEM
GavrilenkoV.N.(Belarus, Gomel, GSU),Mihareva V.A. (Belarus, Gomel, GSTU) vlad_gavrilenko@mail.rumikhareva@rambler.ru
Abstract. The article examines the importance of communications within the framework of strategic management in relation to socio-ecological-economic systems in modern conditions. Both external and internal stakeholders are considered. The components of communication networks in the strategic approach in the regional aspect have been determined.
Keywords: communications, management, strategy, socio-ecological-economic systems, stakeholders
На современном этапе белорусское общество сталкивается со значительными проблемами, например, сложной эпидемиологической обстановкой, нестабильной общественно-политической ситуацией, негативными тенденциями в экономической сфере и т.д. Очевидно, что остроту возникших противоречий в социальной, экономической, экологической сферах гражданского общества, как страны, так и региона, на наш взгляд, возможно снизить за счет оптимизации коммуникаций в рамках реализации концепции устойчивого развития социо-эколого-экономических систем. Социо-эколого-экономическая система (СЭЭС), в данной работе, рассматривается как определенное сочетание социальной, экологической и экономической подсистем, совместно функционирующих в условиях конкретной институциональной среды и способных к самоорганизации, выживаемости и переходу к устойчивому развитию. Под региональной социо-эколого-экономической системой (РСЭЭС) авторы понимают совокупность взаимосвязанных экономических, техногенных, социальных и экологических (природных) факторов на территориальном уровне.
Применительно к реалиям Беларуси к внешним стейкхолдерамотносятся республиканские и областные органы исполнительной и законодательной власти, республиканские и международные общественные организации, потенциальные внешние инвесторы, хозяйствующие субъекты (нерезиденты), республиканские и международные СМИ. В первую очередь, задачами приоритетных внешних стейкхолдеров является принятие республиканских индексов и индикаторов устойчивого развития Республики Беларусь, экономическая поддержка реализации Национальной стратегии устойчивого социально-
экономического развития Республики Беларусь (НСУР) на определенный временной период (1).
К внутренним стейкхолдерам относятся домохозяйства (местное население), экономические субъекты (предприятия региона), государственные и местные органы управления и самоуправления региона, местные общественные организации и местные СМИ. Партнерские отношения между внутренними стейкхолдерами, при принятии согласованной стратегии развития региона, позволяют выработать и реализовывать эффективные управленческие решения по социально-экономическому развитию территории.
Ввиду сложности процесса обсуждения норм, ценностей и ответственности возникает потребность в хорошо организованной коммуникации относительно экономических, социальных и экологических проблем. Учет интересов стейкхолдеров при разработке и внедрении политики социальной ответственности остается в Белоруссии достаточно низким, о чем свидетельствует данные исследования, проведенного ООО «ЦСБТ САТИО» среди 184 крупных и средних компаний. Так, приоритетным направлением корпоративной социальной ответственности (далее КСО) является поддержка уязвимых категорий граждан (36 %). Немало компаний, которые поддерживают науку и образование (25%), культуру (24.4%) и спорт (23.3%). Немногим меньше уделяется внимание экологическим инициативам. В ходе анализа сформировалась своеобразная воронка - 65% компаний из выборки заявляют о своей КСО, при этом только 16% из них отражают данную деятельность в отчетности. Проведя анализ КСО компаний Беларуси, были определены 5 основных стадий развития социальной ответственности бизнеса:
1. Внутренне КСО.
2. Несистемные социальные инвестиции (несистемное внешнее КСО).
3. Участие в формирование экосистемы КСО.
4. Системные социальные инвестиции.
5. Импакт-инвестирование.
Результат полученных исследований свидетельствует о том, что уровень развития КСО в Беларуси находится на 2 этапе (2).
Стороны, вовлеченные в процесс коммуникации, нуждаются в информации о намерениях, ожиданиях и взгляде другой стороны на определенную проблему. Для сбора такой информации нужно устранить два информационных пробела. Во-первых, пробел в ожиданиях. У внешних и внутренних стейкхолдеров часто отсутствует четкое понимание того, какими в действительности являются их ожидания. Во-вторых, пробел принятия, которое касается поведения и деятельности внешних и внутренних стейкхолдеров.
Следовательно, в качестве субъекта с одной стороны следует рассматривать региональные территориальные образования областного, базового и первичного уровней местного самоуправления РБ, которые наделены определенным правовым статусом, обладают определенным объемом правомочий, имеют органы власти и управления в виде трех иерархических групп управленческих структур:
— управляющие центры (органы власти региона);
— экономические агенты (предприятия);
— окружающая природная среда (региональная экосистема) (3).
Очевидно для устойчивого состояния и, следовательно, для устойчивого развития РСЭЭС управляющие центры обязаны обеспечить:
а) экономическую устойчивость системы, которая определяется масштабами объектов народного хозяйства, согласующимися с растущими потребностями социума, и необходимостью учета интересов окружающей природной среды и сохранения определенного уровня ее качества в регионе;
б) экологическую устойчивость, как способность экологической подсистемы РСЭЭС возвращаться в исходное состояние после воздействия нежелательных внешних антропогенных или структурных факторов;
в) социальная устойчивость, как сбалансированность взаимоотношений между людьми в рамках РСЭЭС - институциональное определение социального справедливого уровня материального (справедливость доступа к природным ресурсам, востребованность на рынке труда, социальные стандарты) и нематериального (благоприятная экологическая обстановка, культурные ценности, научный потенциал социума) благосостояния общества.
В качестве инструмента содействия эффективной коммуникации между управляющими центрами и региональными стейкхолдерами следует рассматривать повышение эффективности проведения диалога, как коллективной формы коммуникации. Исходя из того, что диалог с стейкхолдерами имеет два измерения, которые являются нераздельными и часто используются альтернативно или вместе, можно предположить, что повышение его эффективности позволит как определить интересы стейкхолдеров, а с другой стороны, построить длительные отношения, основанные на взаимном доверии.
Эффективная коммуникация дает возможность сторонам преодолеть взаимное недоверие и непонимание, пролагать путь к дискуссиям о возможностях решения определенных проблем. Можно использовать АА 1000 или GRI, индикаторы которого включают некоторые аспекты работы из стейкхолдерами. В качестве индикаторов, свидетельствующих о необходимости диалога со стейкхолдерами следует расматривать:
— ключевые вопросы и обеспокоенность, которые возникают во время диалога из стейкхолдерами;
— увеличение негативных отзывов и жалоб со стороны стейкхолдеров;
— наличие экономических, политических и социальных угроз
— и т.д.
Для налаживания эффективного диалога и обеспечения процесса непрерывных консультаций и постоянных инноваций чрезвычайно важным является мониторинг и оценка привлечения стейкхолдеров.
В качестве результатов диалога можно рассматривать:
— корректировку позиции компании по значимым для заинтересованных сторон вопросам;
— доработку внутренних документов с учетом позиции заинтересованных сторон;
— преодоление кризисных ситуаций в отношениях с заинтересованной стороной (управление рисками);
— решение социальных и общественных проблем в регионах присутствия;
— разработку новых продуктов наиболее полно отвечающих потребностям заинтересованных сторон;
— публикацию результатов взаимодействия.
Очевидно, что только при наличии эффективных коммуникационных связей можно конкретизировать стратегические цели устойчивого развития на основе разумного компромисса между стейкхолдерами РСЭС с учетом их интересов, степени влияния, делегируемых полномочий и объема ресурсов. Коммуникационные процессы должны обеспечить адекватный обмен информацией между заинтересованными подсистемами РСЭЭС посредством создания в последней коммуникационной сети и коммуникационной структуры.
Эта деятельность становиться особенно актуальной при сокращении бюджета региона и увеличении гражданской инициативы и активности общества. Частично финансировать гражданские начинания возможно за счет привлечения разрешенных источников финансирования (фонд Л. Сапеги, гранты ЕС и т.д.).
Партнерские отношения других стейкхолдеров с местным населением позволяют выработать и реализовывать более эффективные управленческие решения по социально-экономическому развитию территории. Взаимодействие со стейкхолдерами должно происходить с учетом требований к полноте, достоверности и существенности их вопро-
107
сов. Для реализации партнерских отношений необходимо предусмотреть возможность создания новых управленческих структур и коммуникационных сетей и прямо или косвенно влиять на социально-экономическое развитие региона. При этом предпочтение будет отдаваться децентрализованным, сетецентрическим системам управления, которые реализуются в рамках местного самоуправления. Такие системы являются более открытыми, самоорганизующимися, т.е. способными поддерживать, восстанавливать и адаптировать РСЭЭС к новым условиям. Уважительные, равноправные отношения других-стейкхолдеров региона (местные органы управления, общественные организации и средства массовой информации) с местным населением позволяют выработать и реализовы-вать более эффективные управленческие решения по социально-экономическому развитию территории.
В заключении следует отметить, что внедрение коммуникационных региональных сетей на базе сетецентрических систем управления, позволит повысить эффективность взаимодействия ключевых региональных стейкхолдеров не только за счет вертикальных, но и горизонтальных информационных потоков. Это даст возможность повысить как степень открытости, так и реализует положительную обратную связь государственных организационных структур управления регионального уровня с заинтересованными субъектами в процессе разработки и реализации стратегии устойчивого развития региональной социо-эколого-экономической системы.
Литература
1. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Беларусь на пути достижения Целей устойчивого развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bestat/gov.by/ (дата доступа: 12.05.2021).
2. Исследование развития КСО компаний в Беларуси[Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://satio.by/clients/dobra-1/(дата доступа: 11.09.2021).
3. Бурков В. Н., Новиков Д. А., Щепкин А.В. Механизмы управления эколого-экономическими системами. М.: Изд-во физ.-мат. литературы, 2008.- 244 с.
4. Тажитдинов И.А. Применение стейкхолдерского подхода в стратегическом управлении развитием территорий // Экономика региона. 2013. №2 (169). С.18-27.