Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ МЕЖДУ РЕГИОНАЛЬНЫМИ СТЕЙКХОЛДЕРАМИ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОЦИО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ'

ОПТИМИЗАЦИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ МЕЖДУ РЕГИОНАЛЬНЫМИ СТЕЙКХОЛДЕРАМИ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОЦИО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникации / управление / стратегия / социо-экологоэкономические системы / стейкхолдеры / communications / management / strategy / socio-ecological-economic systems / stakeholders

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гавриленко В.Н., Михарева В.А.

В статье рассмотрена значимость коммуникаций в рамках стратегического управления применительно к социо-эколого-экономическим системам в современных условиях. Рассмотрены как внешние, так и внутренние стейкхолдеры. Определены составляющие коммуникационных сетей в стратегическом подходе в региональном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF COMMUNICATION NETWORKS AMONG REGIONAL STAKEHOLDERS IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIO-ECOLOGICAL SYSTEM

The article examines the importance of communications within the framework of strategic management in relation to socio-ecological-economic systems in modern conditions. Both external and internal stakeholders are considered. The components of communication networks in the strategic approach in the regional aspect have been determined.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ МЕЖДУ РЕГИОНАЛЬНЫМИ СТЕЙКХОЛДЕРАМИ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОЦИО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»

ОПТИМИЗАЦИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ МЕЖДУ РЕГИОНАЛЬНЫМИ СТЕЙКХОЛДЕРАМИ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОЦИО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Гавриленко В.Н. (Беларусь, Гомель, ГГУ),Михарева В.А. (Беларусь, Гомель,ГГТУ) vlad_gavrilenko@mail.rumikhareva@rambler.ru

Аннотация. В статье рассмотрена значимость коммуникаций в рамках стратегического управления применительно к социо-эколого-экономическим системам в современных условиях. Рассмотрены как внешние, так и внутренние стейкхолдеры. Определены составляющие коммуникационных сетей в стратегическом подходе в региональном аспекте.

Ключевые слова: коммуникации, управление, стратегия, социо-эколого-экономические системы, стейкхолдеры

OPTIMIZATION OF COMMUNICATION NETWORKS AMONG REGIONAL STAKEHOLDERS IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIO-ECOLOGICAL SYSTEM

GavrilenkoV.N.(Belarus, Gomel, GSU),Mihareva V.A. (Belarus, Gomel, GSTU) vlad_gavrilenko@mail.rumikhareva@rambler.ru

Abstract. The article examines the importance of communications within the framework of strategic management in relation to socio-ecological-economic systems in modern conditions. Both external and internal stakeholders are considered. The components of communication networks in the strategic approach in the regional aspect have been determined.

Keywords: communications, management, strategy, socio-ecological-economic systems, stakeholders

На современном этапе белорусское общество сталкивается со значительными проблемами, например, сложной эпидемиологической обстановкой, нестабильной общественно-политической ситуацией, негативными тенденциями в экономической сфере и т.д. Очевидно, что остроту возникших противоречий в социальной, экономической, экологической сферах гражданского общества, как страны, так и региона, на наш взгляд, возможно снизить за счет оптимизации коммуникаций в рамках реализации концепции устойчивого развития социо-эколого-экономических систем. Социо-эколого-экономическая система (СЭЭС), в данной работе, рассматривается как определенное сочетание социальной, экологической и экономической подсистем, совместно функционирующих в условиях конкретной институциональной среды и способных к самоорганизации, выживаемости и переходу к устойчивому развитию. Под региональной социо-эколого-экономической системой (РСЭЭС) авторы понимают совокупность взаимосвязанных экономических, техногенных, социальных и экологических (природных) факторов на территориальном уровне.

Применительно к реалиям Беларуси к внешним стейкхолдерамотносятся республиканские и областные органы исполнительной и законодательной власти, республиканские и международные общественные организации, потенциальные внешние инвесторы, хозяйствующие субъекты (нерезиденты), республиканские и международные СМИ. В первую очередь, задачами приоритетных внешних стейкхолдеров является принятие республиканских индексов и индикаторов устойчивого развития Республики Беларусь, экономическая поддержка реализации Национальной стратегии устойчивого социально-

экономического развития Республики Беларусь (НСУР) на определенный временной период (1).

К внутренним стейкхолдерам относятся домохозяйства (местное население), экономические субъекты (предприятия региона), государственные и местные органы управления и самоуправления региона, местные общественные организации и местные СМИ. Партнерские отношения между внутренними стейкхолдерами, при принятии согласованной стратегии развития региона, позволяют выработать и реализовывать эффективные управленческие решения по социально-экономическому развитию территории.

Ввиду сложности процесса обсуждения норм, ценностей и ответственности возникает потребность в хорошо организованной коммуникации относительно экономических, социальных и экологических проблем. Учет интересов стейкхолдеров при разработке и внедрении политики социальной ответственности остается в Белоруссии достаточно низким, о чем свидетельствует данные исследования, проведенного ООО «ЦСБТ САТИО» среди 184 крупных и средних компаний. Так, приоритетным направлением корпоративной социальной ответственности (далее КСО) является поддержка уязвимых категорий граждан (36 %). Немало компаний, которые поддерживают науку и образование (25%), культуру (24.4%) и спорт (23.3%). Немногим меньше уделяется внимание экологическим инициативам. В ходе анализа сформировалась своеобразная воронка - 65% компаний из выборки заявляют о своей КСО, при этом только 16% из них отражают данную деятельность в отчетности. Проведя анализ КСО компаний Беларуси, были определены 5 основных стадий развития социальной ответственности бизнеса:

1. Внутренне КСО.

2. Несистемные социальные инвестиции (несистемное внешнее КСО).

3. Участие в формирование экосистемы КСО.

4. Системные социальные инвестиции.

5. Импакт-инвестирование.

Результат полученных исследований свидетельствует о том, что уровень развития КСО в Беларуси находится на 2 этапе (2).

Стороны, вовлеченные в процесс коммуникации, нуждаются в информации о намерениях, ожиданиях и взгляде другой стороны на определенную проблему. Для сбора такой информации нужно устранить два информационных пробела. Во-первых, пробел в ожиданиях. У внешних и внутренних стейкхолдеров часто отсутствует четкое понимание того, какими в действительности являются их ожидания. Во-вторых, пробел принятия, которое касается поведения и деятельности внешних и внутренних стейкхолдеров.

Следовательно, в качестве субъекта с одной стороны следует рассматривать региональные территориальные образования областного, базового и первичного уровней местного самоуправления РБ, которые наделены определенным правовым статусом, обладают определенным объемом правомочий, имеют органы власти и управления в виде трех иерархических групп управленческих структур:

— управляющие центры (органы власти региона);

— экономические агенты (предприятия);

— окружающая природная среда (региональная экосистема) (3).

Очевидно для устойчивого состояния и, следовательно, для устойчивого развития РСЭЭС управляющие центры обязаны обеспечить:

а) экономическую устойчивость системы, которая определяется масштабами объектов народного хозяйства, согласующимися с растущими потребностями социума, и необходимостью учета интересов окружающей природной среды и сохранения определенного уровня ее качества в регионе;

б) экологическую устойчивость, как способность экологической подсистемы РСЭЭС возвращаться в исходное состояние после воздействия нежелательных внешних антропогенных или структурных факторов;

в) социальная устойчивость, как сбалансированность взаимоотношений между людьми в рамках РСЭЭС - институциональное определение социального справедливого уровня материального (справедливость доступа к природным ресурсам, востребованность на рынке труда, социальные стандарты) и нематериального (благоприятная экологическая обстановка, культурные ценности, научный потенциал социума) благосостояния общества.

В качестве инструмента содействия эффективной коммуникации между управляющими центрами и региональными стейкхолдерами следует рассматривать повышение эффективности проведения диалога, как коллективной формы коммуникации. Исходя из того, что диалог с стейкхолдерами имеет два измерения, которые являются нераздельными и часто используются альтернативно или вместе, можно предположить, что повышение его эффективности позволит как определить интересы стейкхолдеров, а с другой стороны, построить длительные отношения, основанные на взаимном доверии.

Эффективная коммуникация дает возможность сторонам преодолеть взаимное недоверие и непонимание, пролагать путь к дискуссиям о возможностях решения определенных проблем. Можно использовать АА 1000 или GRI, индикаторы которого включают некоторые аспекты работы из стейкхолдерами. В качестве индикаторов, свидетельствующих о необходимости диалога со стейкхолдерами следует расматривать:

— ключевые вопросы и обеспокоенность, которые возникают во время диалога из стейкхолдерами;

— увеличение негативных отзывов и жалоб со стороны стейкхолдеров;

— наличие экономических, политических и социальных угроз

— и т.д.

Для налаживания эффективного диалога и обеспечения процесса непрерывных консультаций и постоянных инноваций чрезвычайно важным является мониторинг и оценка привлечения стейкхолдеров.

В качестве результатов диалога можно рассматривать:

— корректировку позиции компании по значимым для заинтересованных сторон вопросам;

— доработку внутренних документов с учетом позиции заинтересованных сторон;

— преодоление кризисных ситуаций в отношениях с заинтересованной стороной (управление рисками);

— решение социальных и общественных проблем в регионах присутствия;

— разработку новых продуктов наиболее полно отвечающих потребностям заинтересованных сторон;

— публикацию результатов взаимодействия.

Очевидно, что только при наличии эффективных коммуникационных связей можно конкретизировать стратегические цели устойчивого развития на основе разумного компромисса между стейкхолдерами РСЭС с учетом их интересов, степени влияния, делегируемых полномочий и объема ресурсов. Коммуникационные процессы должны обеспечить адекватный обмен информацией между заинтересованными подсистемами РСЭЭС посредством создания в последней коммуникационной сети и коммуникационной структуры.

Эта деятельность становиться особенно актуальной при сокращении бюджета региона и увеличении гражданской инициативы и активности общества. Частично финансировать гражданские начинания возможно за счет привлечения разрешенных источников финансирования (фонд Л. Сапеги, гранты ЕС и т.д.).

Партнерские отношения других стейкхолдеров с местным населением позволяют выработать и реализовывать более эффективные управленческие решения по социально-экономическому развитию территории. Взаимодействие со стейкхолдерами должно происходить с учетом требований к полноте, достоверности и существенности их вопро-

107

сов. Для реализации партнерских отношений необходимо предусмотреть возможность создания новых управленческих структур и коммуникационных сетей и прямо или косвенно влиять на социально-экономическое развитие региона. При этом предпочтение будет отдаваться децентрализованным, сетецентрическим системам управления, которые реализуются в рамках местного самоуправления. Такие системы являются более открытыми, самоорганизующимися, т.е. способными поддерживать, восстанавливать и адаптировать РСЭЭС к новым условиям. Уважительные, равноправные отношения других-стейкхолдеров региона (местные органы управления, общественные организации и средства массовой информации) с местным населением позволяют выработать и реализовы-вать более эффективные управленческие решения по социально-экономическому развитию территории.

В заключении следует отметить, что внедрение коммуникационных региональных сетей на базе сетецентрических систем управления, позволит повысить эффективность взаимодействия ключевых региональных стейкхолдеров не только за счет вертикальных, но и горизонтальных информационных потоков. Это даст возможность повысить как степень открытости, так и реализует положительную обратную связь государственных организационных структур управления регионального уровня с заинтересованными субъектами в процессе разработки и реализации стратегии устойчивого развития региональной социо-эколого-экономической системы.

Литература

1. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Беларусь на пути достижения Целей устойчивого развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bestat/gov.by/ (дата доступа: 12.05.2021).

2. Исследование развития КСО компаний в Беларуси[Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://satio.by/clients/dobra-1/(дата доступа: 11.09.2021).

3. Бурков В. Н., Новиков Д. А., Щепкин А.В. Механизмы управления эколого-экономическими системами. М.: Изд-во физ.-мат. литературы, 2008.- 244 с.

4. Тажитдинов И.А. Применение стейкхолдерского подхода в стратегическом управлении развитием территорий // Экономика региона. 2013. №2 (169). С.18-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.