Научная статья на тему 'Корпоративная социальная отчетность в условиях устойчивого развития экономики'

Корпоративная социальная отчетность в условиях устойчивого развития экономики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2387
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY REPORT / НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / NONFINANCIAL REPORTING / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIAL RESPONSIBILITY / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алексеева И.В., Осипова Р.Г.

Предмет. Одним из основных источников информации об успешности ведения бизнеса для инвесторов и других стейкхолдеров служит корпоративная социальная отчетность, представляемая самими компаниями. Компаниям, планирующим выход на мировые рынки, такая отчетность существенно облегчает диалог с западными стейкхолдерами. Она позволит увеличить не только стоимость собственного бизнеса, но и уровень продаж. В социальном отчете раскрывается информация о приоритетах и ценностях компании в области устойчивого развития, предоставляются сведения о результатах ее воздействия на экономическую, социальную и экологическую сферу. Публикуя такой отчет, компания заявляет о готовности к развитию диалога с обществом, стремится учитывать интересы заинтересованных сторон (государства, клиентов, сотрудников, акционеров, инвесторов) в рамках социального партнерства. Цели. Разработка модели формирования корпоративной социальной отчетности в условиях устойчивого развития экономики. В рамках поставленной цели сформировать авторский подход к трактовке понятия «корпоративная социальная отчетность», на основе обзора точек зрения отечественных и зарубежных авторов; рассмотреть цели корпоративной социальной отчетности; изучить опыт составления и представления социальной отчетности в крупных российских компаниях; определить задачи корпоративной социальной отчетности. Методология. Исследован опыт составления и представления социальной отчетности в крупных российских компаниях, определены цели и задачи корпоративной социальной отчетности. Результаты. Построена модель формирования корпоративной социальной отчетности в условиях устойчивого развития экономики, в которой определены цель и задачи социальной отчетности, нормативно-правовая база для ее формирования, принципы и базовые модели определения меры социальной ответственности. Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что современная корпоративная социальная отчетность в условиях устойчивого развития экономики отражает, как и какими темпами компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate social responsibility and sustainable development of the economy

Importance Entities prepare their corporate social responsibility reports as one of the main sources of information on their business performance for investors and other stakeholders. Such reports will significantly facilitate a dialogue between companies going global and the western stakeholders. Objectives The research devises a model for preparing corporate social responsibility reports during sustainable development of the economy. We formulate our own approach to construing the concept of corporate social responsibility reporting by reviewing stances of national and foreign authors; examine purposes of corporate social responsibility reports and practices of their preparation and presentation in large Russian companies, and determine objectives of corporate social responsibility reports. Methods We examined the practices of preparing and presenting social responsibility reports in large Russian companies, determined purposes and objectives of corporate social responsibility reports. Results We built a model to form corporate social responsibility report during sustainable development of the economy. The model determines the purpose and objectives of social responsibility report, regulatory framework for their preparation, principles and basic models to decide how social responsibility should be gauged. Conclusions and Relevance We conclude that contemporary corporate social responsibility reports reflect the manner and pace of the company’s performance of its goals of economic sustainability, social welfare and environmental friendliness as provided in its strategic development plans.

Текст научной работы на тему «Корпоративная социальная отчетность в условиях устойчивого развития экономики»

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

Социальная корпоративная отчетность

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Ирина Владимировна АЛЕКСЕЕВА3, Роксанна Григорьевна ОСИПОВАЬ^

а доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация irina-resu@yandex.ru

ь аспирантка кафедры бухгалтерского учета, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация roxanny@mail .т

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 17.12.2015 Одобрена 01.02.2016

УДК 657.6 JEL: M41

Ключевые слова:

корпоративная социальная отчетность, нефинансовая отчетность, социальная ответственность, устойчивое развитие

Аннотация

Предмет. Одним из основных источников информации об успешности ведения бизнеса для инвесторов и других стейкхолдеров служит корпоративная социальная отчетность, представляемая самими компаниями. Компаниям, планирующим выход на мировые рынки, такая отчетность существенно облегчает диалог с западными стейкхолдерами. Она позволит увеличить не только стоимость собственного бизнеса, но и уровень продаж. В социальном отчете раскрывается информация о приоритетах и ценностях компании в области устойчивого развития, предоставляются сведения о результатах ее воздействия на экономическую, социальную и экологическую сферу. Публикуя такой отчет, компания заявляет о готовности к развитию диалога с обществом, стремится учитывать интересы заинтересованных сторон (государства, клиентов, сотрудников, акционеров, инвесторов) в рамках социального партнерства.

Цели. Разработка модели формирования корпоративной социальной отчетности в условиях устойчивого развития экономики. В рамках поставленной цели сформировать авторский подход к трактовке понятия «корпоративная социальная отчетность», на основе обзора точек зрения отечественных и зарубежных авторов; рассмотреть цели корпоративной социальной отчетности; изучить опыт составления и представления социальной отчетности в крупных российских компаниях; определить задачи корпоративной социальной отчетности.

Методология. Исследован опыт составления и представления социальной отчетности в крупных российских компаниях, определены цели и задачи корпоративной социальной отчетности.

Результаты. Построена модель формирования корпоративной социальной отчетности в условиях устойчивого развития экономики, в которой определены цель и задачи социальной отчетности, нормативно-правовая база для ее формирования, принципы и базовые модели определения меры социальной ответственности. Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что современная корпоративная социальная отчетность в условиях устойчивого развития экономики отражает, как и какими темпами компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

В настоящее время современные учетно-аналитические системы коммерческих организаций не в полной мере отвечают информационным потребностям менеджеров. Для рационализации и оптимизации формирования учетных данных, повышения их информативности и полезности для

различных групп пользователей необходим концептуальный пересмотр сложившейся теории, методологии и практики использования бухгалтерского учета и отчетности. Развитие бухгалтерского учета и отчетности в России носит комплексный характер на базе накопленного отечественного

и зарубежного опыта его развития. «Бухгалтерский учет и формирование бухгалтерской отчетности не являются самоцелью, а направлены на формирование учетно-аналитического обеспечения

управления, отвечающего требованиям внешних и внутренних пользователей в целях принятия ими рациональных управленческих решений и реализации в конечном счете избранной стратегии»1.

Современный этап социально-экономического развития России характеризуется

значительным обострением проблем устойчивого движения вперед, поэтому происходит возрастание роли ответственности бизнеса в обеспечении устойчивого развития общества. Отчет в области устойчивого развития (Sustainability Report) представляет собой практику измерения, раскрытия информации о результатах экономической, экологической, социальной деятельности организации (что и предполагает достижение цели устойчивого развития), включая как положительный, так и отрицательный вклады отчитывающейся компании2. Эта тенденция требует пересмотра корпоративных стратегий с точки зрения интегрирования корпоративной социальной ответственности в систему корпоративного управления. Для компаний в последнее время становится характерным формирование не только бухгалтерской (финансовой), налоговой, статистической отчетности, но и социальной, экологической и других специальных видов внешней и внутренней отчетности. Нефинансовая отчетность становится неотъемлемым элементом корпоративной культуры для динамично развивающихся компаний. Управление программами корпоративной социальной ответственности в коммерческих организациях, ориентированных на

устойчивое развитие, обеспечивает

1 Богатая И.Н., Евстафьева Е.М. Исследование современных тенденций развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 25.

С. 2-17.

2 Вахрушина М.А. Парадигма бухгалтерского учета и отчетности в условиях глобальной экономики: проблемы России и пути их решения // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 25. С. 38-46.

сбалансированное экономическое, социальное и экологическое развитие общества. В связи с этим решение задачи повышения уровня жизни населения, а также реализации социальных программ развития экономики вызывает потребность в дополнительных источниках финансирования, поэтому все большее значение приобретает необходимость вести социально ответственный бизнес. Топ-менеджеры крупных компаний,

ориентированные на решение социальных и экологических проблем, составляют и публикуют социальную отчетность, отражающую результаты выполнения не только экономических, но и социально-экологических задач, что обеспечивает укрепление имиджа и инвестиционной привлекательности их компаний.

Несмотря на повышенный интерес общественности к социальной отчетности в России до сих пор не создана система государственного регулирования и единая концепция ее формирования. При формировании социальной отчетности коммерческие организации чаще всего опираются на соответствующие

международные разработки в этой области. Следует отметить, что при использовании такой информации имеются проблемы погрешности перевода, различия в терминологии вызывают неточности в представлении информации, во многих случаях в социальных отчетах раскрывается излишняя информация, не соответствующая интересам и потребностям пользователей. Все перечисленное определяет актуальность разработки специальных регламентов составления социальной отчетности с учетом специфики российского законодательства и особенностей ведения бизнеса. Поэтому актуальным становится изучение опыта составления и представления социальной отчетности в крупных российских компаниях, разработка общих методических положений, касающихся ее структуры, методического инструментария с учетом требований, предъявляемых к отчетности коммерческих организаций.

В России практика составления нефинансовых отчетов, в том числе и социальных, начинается с 2000 г. По состоянию на 09.09.2015 в Национальный Регистр нефинансовых отчетов внесены 157 компаний. Всего зарегистрировано 608 отчетов, которые выпущены с 2000 г., из них:

— экологические отчеты - 52;

— социальные отчеты - 255;

— отчеты в области устойчивого развития - 195;

— интегрированные отчеты - 85;

— отраслевые отчеты - 22.

Из всех видов нефинансовых отчетов больше всего составляется именно социальных отчетов, на втором месте по количеству отчетов - отчеты в области устойчивого развития, а затем интегрированные отчеты. Все это свидетельствует об абсолютной актуальности в России проблемы составления социальной отчетности.

Рассмотрим подробнее распределение отчетов по отраслевой принадлежности компаний. Исходя из имеющейся статистики с 2000 по 2015 г. в нефтегазовой отрасли было составлено 9 отчетов, в энергетике - 5, металлургической и горнодобывающей - 42, химической, нефтехимической, парфюмерной

— 20, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной - 4, производстве пищевых продуктов - 20, телекоммуникационной - 20, финансах и страховании - 55, жилищно-коммунальном хозяйстве - 11, образовании, здравоохранении - 10, транспорте- 10, некоммерческих организаций - 13, прочих видах услуг - 1.

Для более широкого распространения и популяризации социальных отчетов, необходимо решение следующих проблем:

1) уточнение терминологического аппарата;

2) разработка нормативного регулирования порядка составления социальной отчетности;

3) разработка внутренних положений по составлению социальной отчетности,

4) разработка форм и содержания социальной отчетности.

Усилия российских коммерческих

организаций, направленные на поддержку локальных сообществ и на устойчивое развитие территорий, не только влекут благоприятные последствия для развития бизнеса, но и приносят дивиденды в виде роста социального капитала. Одним из эффективных способов такого влияния является социально ответственное ведение бизнеса, а методикой предъявления его результатов обществу - социальная отчетность компаний.

Для формирования определения сущности корпоративной социальной отчетности необходимо обратиться к содержанию понятия «корпоративная социальная ответственность». Обзор мнений ученых и практиков относительно сущности понятия

«корпоративная социальная ответственность» приведен в табл. 1.

Практически все авторы считают, что корпоративная социальная ответственность бизнеса должна осуществляться таким образом, чтобы приносить пользу для общества в целом.

Корпоративная социальная

ответственность (КСО, также называемая корпоративная ответственность, ответственный бизнес и корпоративные социальные возможности) [2] - это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их

семей, а также местного сообщества и общества в целом.

Практика КСО является предметом многочисленных споров и критики3. Защитники утверждают, что имеется прочное экономическое обоснование КСО и корпорации получают многочисленные преимущества от того, что работают на более широкую и продолжительную перспективу, чем собственная сиюминутная краткосрочная прибыль. Критики спорят, что КСО уводит в сторону от фундаментальной экономической роли бизнеса. Одни утверждают, что это не что иное, как приукрашивание действительности, другие говорят, что это попытка подменить роль правительства в качестве контролера мощных

мультинациональных корпораций.

Корпоративный социальный отчет -

документ, отражающий как и какими темпами компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.

Корпоративный социальный отчет направлен на следующие группы заинтересованных сторон:

— стейкхолдеров, которые не обладают достаточной информацией о компании (потенциальные российские и иностранные инвесторы);

— стейкхолдеров, с которыми существуют неурегулированные взаимные интересы (экологические организации, профсоюзы);

— органы власти, акционеров, поставщиков, партнеров и т.д., которые в основном имеют достаточно информации о деятельности компании.

Всем им необходимо осуществлять контроль за деятельностью корпорации (либо управлять компанией), чтобы быть уверенными в том,

3 Буралкиева Б. Быть соответственным с экономической точки зрения // // Капитал. Деловой еженедельник. 2010. С. 16-19.

что их интересы соблюдаются должным образом. В поисках необходимой информации они обращаются к корпоративной социальной отчетности. В связи с тем, что такая отчетность важна для заинтересованных пользователей, она должна получить свое отражение в законодательных актах Российской Федерации.

Корпоративный социальный отчет содержит информацию не только о мероприятиях по охране труда и экологии, благотворительных и спонсорских программах компании, но и о любых других социально значимых аспектах ее деятельности. Все это может создать или поддержать позитивный образ компании на рынке, сделать ее более привлекательной для потребителей, повысить ее открытость и в конечном счете увеличить рентабельность. В настоящее время такие отчеты составляют зарубежные и российские бизнес-структуры.

Целями корпоративного социального отчета являются:

1) представление деловым партнерам, в том числе и государству, данных о реализации социальных программ и вкладе компании в общественную деятельность;

2) привлечение зарубежных пользователей;

3) привлечение высококвалифицированного персонала и максимального количества бизнес-партнеров, которые хотят работать с профессиональной командой и получать высококачественные услуги;

4) выход на международный фондовый рынок.

Одним из направлений правового регулирования корпоративного социального отчета со стороны государства является нормативное закрепление положений о КСО в региональных законах, направленных на развитие малого и среднего

предпринимательства. В них рассматривается механизм социального партнерства в регионе, а также благотворительная политика. Среди наиболее значимых законов можно выделить:

— закон Владимирской области 07.10.2010 № 90-0З «О развитии малого и среднего

предпринимательства во Владимирской области», в котором в перечне основных форм сотрудничества органов власти и субъектов предпринимательства обозначено взаимодействие при разработке механизмов, побуждающих субъекты малого и среднего предпринимательства к занятию

благотворительной деятельностью, меценатству и поддержке общественных инициатив»4;

— законопроект Республики Саха (Якутия) «О социальной ответственности бизнеса», разработанный Федерацией профсоюзов республики, основной целью которого обозначено правовое регулирование взаимоотношений органов власти, предпринимательства и населения в социальных, экономических и

экологических сферах деятельности5.

Существуют и собственные разработки в области КСО в некоторых российских регионах. В их числе «Методика оценки добровольной корпоративной социальной ответственности организаций Саратовской области». Здесь утверждена сама методика, а также порядок определения ежегодного рейтинга добровольной КСО организаций [7].

Таким образом, обобщив все сказанное, можно построить модель формирования социальной отчетности коммерческой организации, которая представлена на рис. 1.

Модель формирования корпоративной социальной отчетности базируется на трех основных моделях. Анализ модели регулирования отчетности о социальной ответственности бизнеса показывает, что все они ориентированы на обеспечение пользователей информацией социального и экологического характера. Однако каждая из моделей имеет свои цели, которые реализуются на основе разработанного руководящими органами методического и организационного обеспечения формирования и обнародования информации о социальной и экологической ответственности. Российская модель социальной ответственности

4 URL:http://docs.cntd.ru/document/965013775

5 URL: http://refdb.ru/look/3583312.html

основывается на инициативном со стороны бизнеса понятии социальной ответственности и соотносится только с положениями международных и национальных стандартов (АА 1000, GRI, Социальная хартия российского бизнеса)6.

В результате проведенного исследования было выработано уточненное определение понятия «корпоративная социальная отчетность». Итак, корпоративная социальная отчетность -это документ, в котором представляются сведения не только об экономическом состоянии организации, а также о социальном и экологическом. Разработанный

корпоративный социальный отчет отражает реальные факты деятельности компании. В этом отчете присутствует информация, которая предназначена для определенного круга лиц: сотрудников, клиентов, местного сообщества, общественности. Так,

корпоративный социальный отчет включает в себя информацию, которая предназначена для сотрудников (гарантия занятости и здравоохранения), информацию,

предоставляемую клиентам (о продукции и услугах), для местного сообщества (воздействие на внешнюю среду, финансовые показатели, инвестиции, количество созданных рабочих мест и другое), информацию для широкой общественности (выполняемые государственные заказы, торговля с враждебными странами, взыскание с компании, штрафы).

Таким образом, в настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего совершенствования

бухгалтерского учета и отчетности в области устойчивого развития экономики, так как введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к применению МСФО. При этом необходимо

6 Богатая И.Н., Кизилов А.Н. Исследование экономической сущности социального аудита и его места в системе аудиторско-консалтинговых услуг // Международный бухгалтерский учет. - 2015.- № 3. С. 14-30.

учитывать влияние социальной сферы, поскольку человек, как субъект

которая способна стать определяющей жизнедеятельности, является главным

предпосылкой на пути к эколого- фактором производства. экономическому возрождению страны,

Таблица 1

Обзор взглядов на понятие корпоративная социальная ответственность ученых и практиков

Авторство Определение

Ведущее объединение корпораций США «Бизнес за социальную ответственность» Корпоративная социальная ответственность - это, прежде всего, достижение коммерческого успеха, но с учетом проявления уважения к работникам*1

Представители Торгово-промышленной палаты Попытка разрешить социальные проблемы, вызванные полностью или частично действиями корпорации 2

Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность - это приверженность бизнеса концепции устойчивого экономического развития в работе со своими сотрудниками, их семьями, местным населением, обществом в целом с целью улучшения качества их жизни*3

Грекова Г.И. Корпоративная социальная ответственность - деятельность, приносящая пользу для общества в целом*4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ассоциация менеджеров России Корпоративная социальная ответственность бизнеса - это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума*5

Куренько Р.Н. Корпоративная социальная ответственность - это концепция, согласно которой бизнес помимо соблюдения законов и производства качественного продукта/услуги, добровольно берет на себя дополнительные обязательства перед обществом*6

Эскиндарова М. А. Корпоративная социальная ответственность - нацеленность бизнеса на *7 устойчивое развитие

4Ивченко С.И., ЛиборакинаМ.И., Сиваева Т.С. Город и бизнес. Формирование социальной ответственности российских компаний. М.: Институт экономики города, 2004. 136 с.

2 О социальной ответственности бизнеса в современной России: постановление Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2003 № 71-7.

*3 Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2007. 138 с.

*4 Грекова Г.И. Роль корпоративной социальной ответственности в общественном развитии// Экономика российских регионов: теоретические и практические подходы к решению актуальных проблем развития. Сборник тезисов научно-практической конференции. В. Новгород, 2006. С. 47-52.

*5 Литовченко С.Е., Корсакова М.И. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. 108 с.

*6 Куренько Р.Н. КСО в понятиях и трактовках. URL: http://www.csrjournal.com

*7 Беляева И.Ю., Эскиндарова М.А., Плотицына Л.А. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект. М.: КноРус, 2008. 504 с.

Рисунок 1

Модель формирования корпоративной социальной отчетности в условиях устойчивого развития экономики

Основная цель корпоративной социальной отчетности — формирование информации о реализации социальных программ и вкладе компании в общественную деятельность внешним и внутренним

пользователям (деловым партнерам, государству и т.д.). привлечение зарубежных инвесторов и выход

на международный фондовый рынок

Задачи корпоративной социальной отчетности:

— информировать всех заинтересованных сторон о политике, методах управления и существенных фактах деятельности компании в области социальной ответственности;

— развивать диалог с заинтересованными сторонами для наиболее полного учета их потребностей и запросов в отношении социальной деятельности компании;

— формировать базы для анализа руководством и специалистами компании результатов деятельности по социальной ответственности, нерешенных проблем и возможностей определения ближайших и перспективных целей в области экономического развития, охраны окружающей среды и рационального природопользования, взаимодействия с сотрудниками, потребителями и обществом

Список литературы

1. Антонов Д.П. Отчетность в области устойчивого развития - шаг к идеальному корпоративному отчету // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2012. № 2. С. 76-81.

2. Беляева И.Ю., Эскиндарова М.А., Плотицына Л.А. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект. М.: КноРус, 2008. 504 с.

3. Бессонова И.С., Николаева И.В. Правовое регулирование корпоративной социальной ответственности: заграничный и Российский опыт // Актуальные проблемы права: материалы III Междунар. науч. конф. (Москва, ноябрь 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 20-23.

4. Голубева Н.А., Карагод В.С. Теоретические и практические аспекты социального учета и отчетности. М.: РУДН, 2009. 247 с.

5. Грекова Г.И. Роль корпоративной социальной ответственности в общественном развитии// Экономика российских регионов: теоретические и практические подходы к решению актуальных проблем развития. Сборник тезисов научно-практической конференции. В. Новгород, 2006. С. 47-52.

6. Ивченко С.И., Либоракина М.И., Сиваева Т.С. Город и бизнес. Формирование социальной ответственности российских компаний. М.: Институт экономики города, 2004. 136 с.

7. Карагод В.С. Теория и методология управления системы развития корпоративной социальной отчетности : монография. М.: РУДН, 2010. 408 с.

8. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2007. 138 с.

9. Литовченко С.Е., Корсакова М.И. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. 108 с.

10.Малашенко Н.Ю. Социальная отчетность: международный опыт в российских условиях. URL: http://un.by/pdf/NMalashenko-experience.pdf.

11. Antal A.B. Corporate social reporting revisited // Journal of general management. 2003. Vol. 28. № 2. P. 22-42.

12. Grayson D., Hodges A. Corporate Social Opportunity! Seven Steps to Make Corporate Social Responsibility Work for your Business. Greenleaf publishing, 2004. 390 р.

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

Corporate Social Accountability

CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY

AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY

Irina V. ALEKSEEVAa, Roksanna G. OSIPOVA^

a Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russian Federation irina-resu@yandex.ru

b Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russian Federation roxanny@mail .ru

• Corresponding author

Article history:

Received 17 December 2015 Accepted 1 February 2016

JEL classification: M41

Keywords: corporate social responsibility report, nonfinancial reporting, social responsibility, sustainable development

Abstract

Importance Entities prepare their corporate social responsibility reports as one of the main sources of information on their business performance for investors and other stakeholders. Such reports will significantly facilitate a dialogue between companies going global and the western stakeholders.

Objectives The research devises a model for preparing corporate social responsibility reports during sustainable development of the economy. We formulate our own approach to construing the concept of corporate social responsibility reporting by reviewing stances of national and foreign authors; examine purposes of corporate social responsibility reports and practices of their preparation and presentation in large Russian companies, and determine objectives of corporate social responsibility reports.

Methods We examined the practices of preparing and presenting social responsibility reports in large Russian companies, determined purposes and objectives of corporate social responsibility reports.

Results We built a model to form corporate social responsibility report during sustainable development of the economy. The model determines the purpose and objectives of social responsibility report, regulatory framework for their preparation, principles and basic models to decide how social responsibility should be gauged.

Conclusions and Relevance We conclude that contemporary corporate social responsibility reports reflect the manner and pace of the company's performance of its goals of economic sustainability, social welfare and environmental friendliness as provided in its strategic development plans.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Antonov D.P. Otchetnost' v oblasti ustoichivogo razvitiya - shag k ideal'nomu korporativnomu otchetu [Sustainable development reporting is a step towards perfect corporate reporting]. Korporativnaya finansovaya otchetnost'. Mezhdunarodnye standarty = Corporate Financial Statements. International Standards, 2012, no. 2, pp. 76-81.

2. Belyaeva I.Yu., Eskindarova M.A., Plotitsyna L.A. Korporativnaya sotsial'naya otvetstvennost': upravlencheskii aspekt: monografiya [Corporate social responsibility: management dimension: a monograph]. Moscow, KnoRus Publ., 2008, 504 p.

3. Bessonova I.S., Nikolaeva I.V. [Legal regulation of corporate social responsibility: foreign and Russian experience]. Aktual'nye problemy prava: materialy III Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Proc. 3rd Int. Sci. Conf. Current Issues of Law]. Moscow, Buki-Vedi Publ., 2014, pp. 20-23.

4. Golubeva N.A., Karagod V.S. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty sotsial'nogo ucheta i otchetnosti [Theoretical and practical aspects of social accounting and reporting]. Moscow, Peoples' Friendship University of Russia Publ., 2009, 247 p.

5. Grekova G.I. [The role of corporate social responsibility in social development]. Ekonomika rossiiskikh regionov: teoreticheskie i prakticheskie podkhody k resheniyu aktual'nykh problem razvitiya: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Economy of the Russian regions: Theoretical and Practical Approaches to Resolving Current Development Issues]. Novgorod, Novgorod State University Publ., 2006, pp. 47-52.

6. Ivchenko S.I., Liborakina M.I., Sivaeva T.S. Gorod i biznes. Formirovanie sotsial'noi otvetstvennosti rossiiskikh kompanii [City and business. Social responsibility of the Russian companies and its formation]. Moscow, Institute for Urban Economics Publ., 2004, 136 p.

7. Karagod V.S. Teoriya i metodologiya upravleniya sistemy razvitiya korporativnoi sotsial'noi otchetnosti: monografiya [Theory and methodology of control system for the development of corporate social reporting: a monograph]. Moscow, Peoples' Friendship University of Russia Publ., 2010, 408 p.

8. Krichevskii N.A., Goncharov S.F. Korporativnaya sotsial'naya otvetstvennost' [Corporate social responsibility]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2007, 138 p.

9. Litovchenko S.E., Korsakova M.I. Sotsial'naya otvetstvennost' biznesa: aktual'naya povestka [Social responsibility of business: the current agenda]. Moscow, Assotsiatsiya menedzherov Publ., 2003, 108 p.

10. Malashenko N.Yu. Sotsial'naya otchetnost': mezhdunarodnyi opyt v rossiiskikh usloviyakh [Social reporting: international experience in the Russian conditions]. Available at: http://un.by/pdf/N.Malashenko-experience.pdf. (In Russ.)

11. Antal A.B. Corporate social reporting revisited. Journal of General Management, 2003, vol. 28, no. 2, pp. 22-42.

12. Grayson D., Hodges A. Corporate Social Opportunity! Seven Steps to Make Corporate Social Responsibility Work for Your Business. Greenleaf Publishing, 2004, 390 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.