Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ С ПОМОЩЬЮ МУЗЫКАЛЬНО-ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИКРОПАУЗ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ С ПОМОЩЬЮ МУЗЫКАЛЬНО-ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИКРОПАУЗ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — В.И. Агарков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ С ПОМОЩЬЮ МУЗЫКАЛЬНО-ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИКРОПАУЗ»



(аэроСССР

При пероралыюм введении ТМ LD50 нами не установлена, так как дозы от 1 до 10 г/кг вызывали лишь частичную гибель животных. При этом животные становились вялыми, ¿динамичными, отказывались от пищи. Гибель наступала в течение суток.

LD50 при внутрнбрюшнином введении составляет 3,5 г/кг [1). Различий в межвидовой чувствительности к ТМ не наблюдалось. Limac по специфическому действию равен 12 мг/м3. При этом у животных наблюдали достоверное снижение содержания трийодтиронина (Т3) в сыворотке крови.

Хроническое ингаляционное воздействие в концентрации 25 мг/м;< обусловливает у животных изменение функционального состояния печени, почек, щитовидной железы. Концентрация 3 мг/м3 пороговая в хроническом эксперименте.

При однократном нанесении па слизистую оболочку глаз кроликов 14 % раствора ГМ наблюдался конъюнктивит. При повторных аппликациях насыщенного раствора на кожу и при нанесении 85 % мази из ТМ на ланолине отмечалось слабое кожно-раздражающее, а также выраженное кожно-резорбтивное действие.

ПДК ТМ для воздуха рабочей зоны 0,3 мг/м3 золь, 2-й класс опасности) утверждена Минздравом (перечень 24 № 3054—84).

Расчет ориентировочного безопасного уровня ТМ в атмосферном воздухе по физико-химическим свойствам проведен с использованием уравнения Н. Г. Андрееще-вой, и ОБУВ этого вещества по температуре кипения установлен на уровне 0,03 мг/м3. По параметрам токсикометрии ОБУВ ее в атмосферном воздухе с учетом величины Limch и класса опасности составил 0,01 мг/м3 с применением уравнений Л. А. Тепикнной [5]. ОБУВ ТМ в атмосферном воздухе, рассчитанный на основе величины ПДК рабочей зоны по уравнениям Л. А. Тепикиной и С. Д. Заугольникова и соавт. [2, 5], равен 0,01 мг/м3. В соответствии с проведенными расчетами нами рекомендован ОБУВ для ТМ в атмосферном воздухе на уровне 0,01 мг/м3.

РА представляет собой бесцветные кристаллы, хорошо растворимые в воде. Молекулярная масса 76,125, удельная масса 1,31 г/см3. При нагревании, начиная с 70 °С, роданистый аммоний частично переходит в изомер тиомо-чевину. Температура плавления 149,7 °С. При температуре 172 °С РА разлагается с выделением аммиака, в воздухе может находиться в виде аэрозоля дезинтеграции. По данным литературы, РА умеренно токсичен, ПДК его для воды водоемов хозяйственно-бытового использования составляет 0,1 мг/л по санитарно-токсикологическому признаку вредности [3].

LD5o для крыс при пероралыюм введении 750 мг/кг, для мышей и морских свинок — 500 мг/кг. Картина острого отравления РА характеризовалась появлением у животных через 10—15 мин после затравки тонических и клонических судорог, а через 20—30 мин — бокового положения. Гибель наступала в течение первых 2 сут при явлениях нарушения дыхания. Коэффициент видовой чувствительности — 1,5.

Limaс при ингаляционном воздействии равен 86 мг/м3, а коэффициент кумуляции — 6 [6]. Длительное ингаляционное воздействие РА проводилось в концентрациях 20, 5 и 0,5 мг/м3. Концентрация 20 мг/м3 вызывала у подопытных животных нарушение поведенческих реакций, изменение окислительно-восстановительных процессов, дистрофические изменения во внутренних органах. Ингаляционное воздействие РА в концентрации 5 мг/м3 приводило к кратковременному изменению лишь некоторых показателей (двигательная активность, эритроциты, альбумины), однако эти изменения не выходили за пределы колебаний в контроле. Концентрация 0,5 мг/м3 была недействующей. Наряду с общетоксическим влиянием РА оказывает гипотиреоидное, кожно-резорбтивное и сенсибилизирующее действие, вызывает умеренное раздражение слизистых оболочек у кроликов. Раздражения кожи не отмечено.

ПДК РА в воздухе рабочей зоны равна 5 мг/м3 (аэрозоль, 3-й класс опасности).

Установлено, что при обосновании ОБУВ по физико-химическим свойствам эта величина определилась на уровне 0,1 мг/м3 по температуре кипения.

По LD50 с использованием уравнения С. Д. Заугольникова и соавт. [2] ОБУВ для РА установлен на уровне 0,02 мг/м3, по классу опасности и ПДК рабочей зоны —

0.05.мг/м3 (с использованием уравнения Л. А. Тепикиной) [5]. Для атмосферного воздуха населенных мест нами рекомендован ОБУВ РА 0,05 мг/м3.

Материалы по обоснованию ОБУВ в атмосферном воздухе для ТМ на уровне 0,01 мг/м3 и РА — 0,05 мг/м3 рассмотрены и одобрены секцией Гигиена атмосферного воздуха Всесоюзной проблемной комиссии «Научные основы гигиены окружающей среды».

Литература

1. Жислин Л. Э., Овецкая Н. М., Косова Л. В.// Украинский съезд гигиенистов и санитарных врачей: 8-й: Труды. — Киев, 1971. —С. 230—233.

2. Заугольников С. Д., Каганов М. М., Лойт А. О., Став-ганский И. И. Экспрессные методы определения токсичности и опасности химических веществ. — М., 1978. — С. 118—123.

3. Костовецкий #. М., Мелещенко К. Ф., Толданова 3. И и др.//Промышленные загрязнения водоемов.—М., 1967. — Вып. 8.—С. 170—185.

4. Методические указания по установлению ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных

мест. — М., 1982.

5. Тепикина Л. А. // Эффективность мероприятий по санитарной охране окружающей среды в районах промышленных узлов. — Пермь, 1980. — С. 48—50.

6. Lim R. К., Rink К. G., Glass И. Q., Soaje-Echague Е. // Arch. int. Pharmodyn.— 1961. — Vol. 130, №3—4. — P. 336—353.

Поступила 06.01.86

УДК 371.74:612.825.8

В. И. Агарков

оптимизация функционального состояния младших

школьников на уроке с помощью музыкально-

физкультурных микропауз

Донецкий медицинский институт

Основной организационной формой умственной работы детей в школе является урок. Умственная нагрузка школьников на уроке в условиях современного интенси-фикационного учебного процесса, как правило, высокая, что неблагоприятно сказывается на их дневной и недель-

ной динамике работоспособности. Поэтому нормализация функционального состояния учащихся в процессе урока является основой высокого и стабильного уровня их работоспособности в ходе обучения.

Задачей настоящей работы являлось изучение функ-

Зависимость функционального состояния школьников на уроке от количественных характеристик физкультурных

кально-физкультурных микропауз (М±т)

и музы-

Характеристика микропауз ЗМР, мс ПВЗА, в АД. мм рт. ст. Индекс Р/Т. %

3 физкультурные паузы продолжительностью 50—60 с —6,5=Ы,7 —0,354=0,13 + 3,0-fcl,7 + 2,8=1=1,6

3 музыкально-физкультурные паузы продолжительностью 50—60 с —8,6±1,9 —0,54=0,15 + 3,5± 1,8 + 3,0=Ы,8

2 музыкально-физкультурные паузы продолжительностью 50—60 с —4,1=1= 1,5 —0,24±0,И + 2,0±1,5 + 2,1=1=1,7

1 физкультурная пауза продолжительностью 60—90 с + 2,5±1,5 + 0,2±0,П —3,8+1,5 —3,94=1,9

Отсутствие физкультурных пауз + 5,9=1= 1,7 + 0,3=1=0,12 —6,9±1,6 —4,2ч=1,9

Примечание. Плюс — повышение функционального состояния ЦНС, минус — понижение.

циональнои значимости различных по составу упражнений физкультурных и музыкально-физкультурных пауз с целью разработки гигиенически эффективного способа оптимизации функционального состояния младших школьников на уроке.

Исследования проводили с привлечением учащихся 2-х и 3-х классов (30 человек). Анализировали следующие варианты: урок без физкультурной микропаузы, с одной паузой продолжительностью 60—90 с (3—4 упражнения, повторяемые 4—5 раз), с 3 физкультурными или 2—3 музыкально-физкультурными паузами продолжительностью 50—60 с (также 3—4 упражнения, повторяемые 4—5 раз). Музыкально-физкультурная пауза представляла собой спортивный марш с музыкальным сопровождением. Уроки подбирали с высоким уровнем плотности (до 90 %), связанные, с выполнением самостоятельных или контрольных работ по математике или русскому языку, т. е. с большой умственной нагрузкой.

Функциональное состояние учеников оценивали до и после экспериментальных уроков по данным зрительно-моторной реакции (ЗМР), порога возбудимости зрительного анализатора (ПВЗА), днастолического артериального давления (ДАД) и электрокардиографического индекса Р/Т.

Функциональное состояние школьников к концу урока с различным количеством и характером физкультурных микропауз было неоднозначным.

Как видно из таблицы, наиболее благотворно на функциональном состоянии детей сказывается использование в ходе урока 3 музыкально-физкультурных пауз продолжительностью 50—60 с каждая. Высокий уровень функций организма отмечается также при 3 простых физкультурных или 2 музыкально-физкультурных паузах, хотя при этих вариантах функциональные показатели были несколько хуже. Улучшение функций ЦНС выражается в

укорочении латентного периода ЗМР и снижении ПВЗА. В то же время функциональные показатели сердечпо-со-судистой системы имеют лишь тенденцию к повышению, причем наиболее выраженную при 3 музыкально-физкультурных микропаузах. Подобный ход изменения функций центральной нервной и сердечно-сосудистой систем свидетельствует об отсутствии утомления учащихся и о хорошем тонусе их организма, т. е. о положительном воздействии на детей физкультурных и музыкально-физкультурных микропауз с такими количественными характеристиками.

Отсутствие на уроке физкультурных микропауз или наличие только одной неблагоприятно влияет на состояние организма школьников. Так, при одной, даже удлиненной (60—90 с) микропаузе к концу урока выявляется тенденция к угнетению функций центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Если микропаузы нет, отмечено заметное ухудшение функций организма: увеличение латентного периода ЗМР (/ = 3,5), повышение ПВЗА (/ = 2,5), снижение днастолического АД и электрокардиографического индекса Р/Т.

Таким образом, физкультурные микропаузы помогают нормализации состояния организма детей при интенсивном учебном процессе. Наиболее выраженный эффект отмечен при соответствующем количественном и качественном сочетании характеристик пауз. Оптимальным можно считать применение на уроке 2—3 музыкально-физкультурных пауз продолжительностью 50—60 с каждая (3—4 упражнения, повторяемые 4—5 раз). Положительно действуют на организм школьников и простые физкультурные микропаузы — не менее 3 за урок. Использование в течение урока одной физкультурной паузы длительностью 60—90 с оказывается недостаточным для существенного нормализующего влияния на организм детей.

Поступила 01.10.86

УДК 613.65: [616.7 + 616.8331-008.615-057

Э. М. Абрамова, Д. И. Тимохин, В. Д. Новикова, А. И. Воронцов

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ и СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОТ ФИЗИЧЕСКОГО ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

И ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Современный этап научно-технического прогресса со- ей производства, уменьшением числа трудоемких ручных провождается широким внедрением более совершенных операций. По мере уменьшения доли тяжелого физиче-технологических процессов, механизацией и автоматизаци- ского труда стали преобладать ручные операции с локаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.