ОПТИМИЗАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ потоков В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
А.М. МАГОМЕДОВ, кандидат экономических наук, доцент Дагестанского государственного университета
Отказ государства от командных методов управления экономикой должен быть скомпенсирован развитием новых эффективных форм рыночных отношений как на уровне предприятий, так и на уровне регионов. Одной из эффективных форм в новых рыночных условиях становится организация деятельности экономики на основе логистической концепции.
Эта концепция появилась в интеграционных процессах в странах с рыночной экономики в 80-е гг. прошлого века. Логистика - это теория и практика системного управления товарно-материальными, финансовыми, информационными, трудовыми, институциональными и другими потоками в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Логистика требует интеграции деятельности всех звеньев логистической цепи в области техники, технологии, экономики и организации. В условиях административно-командной экономики участников потокового процесса пытались увязать единой программой во всех направлениях, но при этом игнорировались экономические интересы субъектов хозяйствования,трудовых коллективов и работников, а также допускались и существенные просчеты в области экологии и социальной политики.
С началом перехода на рыночные отношения в нашей стране были заложены экономические условия использования логистической концепции в производственно-коммерческой деятельности и на уровне реализации целевых государственных программ регулирования и экономического и социального развития региона и страны в целом.
' Основы логистики: Учеби. пособие/Под ред. Л. Б. Мирогииа и В. И. Сергеева. - М.: Инфра - М, 2000. - С. 44.
В бизнес-системе (куда входят предприятия, организации, комплексы, объединения) логистическая концепция реализуется на основе экономических компромиссов между элементами системы, используя механизмы рыночного ценообразования. Логистическая концепция в таких системах основана на минимизации совокупных издержек, максимизации всей прибыли или оптимизации других экономических показателей. Участник логистической цепи, с которым не достигается компромисса, может быть заменен другим, посредством заключения нового контракта (например, выбор нового поставщика, посредника, перевозчика и т.д.).
В целом проблемы управления производственно-коммерческими логистическими системами изучены достаточно как за рубежом, так и в нашей стране. Однако вопросы применения логистической методологии в управлении регионом являются еще не исследованными. Поскольку регион — не просто экономическая система, а социально-экологическая экономическая система, логистика на уровне региональной экономики имеет свои особенности.
В числе объектов логистики механизм финансового обеспечения товарно-материального потока является наименее изученной областью. А в мак-рологистической системе региональной экономики основным среди его объектов выступают финансовые потоки. Авторы учебника по логистике под финансовым потоком в логистике понимают «направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока»'.
Данное определение трактует понятие «финансовый поток» слишком узко. Во-первых, оно не охватывает движения финансовых ресурсов в логистической системе вне связи с товарными (материальными) потоками. Ведь финансы сами могут выступать товаром, например, кредит. Во-вторых, не все продукты и услуги являются товаром и если финансовый поток связан с товарным потоком, как бытье финансовыми потоками, обеспечивающими движение нетоварного потока (незавершенного производства, полуфабрикатов, сырья и других продуктов и услуг социального значения).
Финансовые потоки есть часть потоковых процессов в экономике и их оптимизация решающим образом влияет на функционирование логистических систем. Сегодня опоздание поступления финансовых ресурсов приводит к прекращению подачи электроэнергии и замерзанию целых регионов.
Оптимизация финансовых потоков региона на основе логистической концепции должна быть осуществлена по следующим основным направлениям: анализ исходного состояния и определение целей социально-экономического и экологического развития региона, расчет общей потребности в финансовых ресурсах; определение основных точек роста и планирование структуры инвестиций; согласование финансирования регионального развития в пространстве и во времени; определение источников финансирования и разработка механизма повышения финансовой самодостаточности региона. Логистический анализ требует рассмотрения региона вначале во взаимоотношении с окружающей средой, т.е. на макроуровне, а затем на микроуровне, т.е. внутри своей структуры. Определяют стратегию развития системы, выделяя стратегические зоны хозяйствования.
Регион, являясь подсистемой народного хозяйства, имеет связи, в первую очередь, с федеральным центром, с другими регионами, а также с ближним и дальним зарубежьем.
Отношения, складывающиеся между регионом и федеральным центром, являются определяющими. Они носят характер институциональных и финансовых потоков. Институциональные отношения федерального центра и региона определяют нормативно-правовую базу функционирования региона как субъекта права. Отношения с зарубежными странами и межрегиональные отношения складываются на рыночной основе. Рынок региона находится под воздействием конкурирующих
рынков труда, товаров и капитала других, в особенности соседних, регионов.
Регион, выступая элементом системы «национальная экономика», является в то же время сложной и большой системой, состоящей из следующих подсистем: «Население», «Экономика», «Природ-но-ресурсная среда», «Институциональная среда» и «Федерально-региональная система регулирования». Они взаимосвязаны посредством материальных, финансовых, информационных, институциональных и трудовых потоков.
Региону, как и любой системе, характерны свойства эмерджентности, т.е. ни одна подсистема региона не в состоянии в отдельности выполнять функцию, которая выполняется системой в целом. Логистическая система «Региональная экономика» решает комплекс социально-экономических задач: обеспечение высокого уровня жизни населения региона при эффективном функционировании экономики и рациональном использовании природно-ресурсной среды региона. Таким образом, целью макрологистической системы «Регион» является воспроизводство социальной жизни посредством оптимизации потоков экономических, природных и институциональных ресурсов региона.
Показатели социально-экономического развития Республики Дагестан говорят о том, что цели развития региона далеки от реализации. Так, доля населения, проживающего за чертой бедности, составляет 43,3%. Уровень безработицы в 2003 г. составил 21,8%. Среднедушевые денежные доходы лишь на 50% превышают прожиточный минимум. Социальный кризис дополняется серьезными угрозами экологической безопасности, связанными с загрязнением Каспийского моря, загрязнением атмосферы, вторичным засолением и опустыниванием почв, истощением и загрязнением рек и т.д.
Экономика Дагестана значительно отстает в среднем по Российской Федерации. Учитывая это, в республике сочли необходимым увеличить к 2010 г. ВРП в 2,6 раза. Республика имеет для этого неплохой инвестиционный, природно-ресурсный и трудовой потенциал. Однако опережающий рост для нашей республики и так закономерен.
Во-первых, экономика региона не является закрытой системой, а рост экономики в целом по стране и в соседних регионах инициирует его рост и в регионе.
Во-вторых, логика развития национальной экономики такова, что быстрыми темпами развивается экономика в наиболее отсталых регионах, поскольку идет процесс выравнивания экономического развития по регионам.
Это доказывают и индексы физического объема ВРП в процентах к предыдущему году, по республике они составили в 2000 — 115, 2001 - 119, в то время как по всем субъектам РФ они составили соответственно 110,7 и 106. На этом фоне возникает закономерный вопрос: насколько обоснован взятый темп прироста ВРП, т.е. 12-14% прироста, и к чему это приведет.
Главным макроэкономическим индикатором уровня жизни населения выступает ВВП (или ВРП) надушу населения. В среднем по России данный показатель почти в 4 раза выше, чем в республике, т.е., если верить статистике, дагестанец живет в 4 раза хуже, нежели средний россиянин.
По прогнозам автора, увеличение ВРП указанными темпами также не приведет к существенному изменению в соотношении уровня жизни в регионе. Дагестан как был в числе слаборазвитых регионов, так и останется.
Как известно, вначале декларировалось удвоение ВВП в стране за 10 лет, а затем было предложено решить эту задачу к 2010 г. Поэтому в табл. даны оба варианта развития. Ни один из них не решает проблемы выравнивания регионального развития со среднероссийским уровнем. Но есть и третий вариант: Правительство РФ считает приемлемым среднегодовой темп прироста ВВП 7,2-7,5%, а программой развития Республики Дагестан до 2010 г. предусмотрен темп прироста ВРП 12-14%. При реализации этого варианта Дагестан достигнет паритета лишь в 2026 г. Иначе говоря, лишь через 22 года дагестанец будет иметь одинаковый со средним россиянином уровень жизни. Но вряд ли среднего дагестанца устроит такая перспектива.
На взгляд автора, к 2010 г. в республике необходимо достичь не менее половины среднероссийского уровня ВРП на душу населения (для большего соотношения слишком разнятся стартовые условия). Такому развитию соответствует четвертый вариант, который предлагается автором. Он является более реалистичным и при среднегодовом темпе прироста ВРП 19% (такой прирост уже был в 2001 г.), республика достигнет среднедушевого российского уровня в 2020 г.
Для реализации задачи регионального развития правительством республики разработана Программа экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 г. Целями программы обозначены: снижение безработицы до 14,9%; снижение масштабов бедности до 21,0%; повышение реальных доходов граждан в 2,3 раза. Эта идея должна быть одобрена.
Программа развития региона должна иметь свою стратегию, маркетингово обоснована и логистически согласована. Забегая вперед, скажем, этим требованиям программа не отвечает, а выступает эклектической смесью отдельных планов развития хозяйствующих субъектов.
Принцип формирования логистической системы утверждает, что между элементами региона как системы не будут устанавливаться устойчивые связи, если количественные и качественные параметры элементов не будут соответствовать между собой.
Так, между подсистемами «Население» и «Экономика» проходят следующие встречные потоки: трудовые ресурсы — рабочие места; труд — оплата труда, результаты труда; деньги — товары и услуги. О количественном несоответствии этих потоков в республике говорят цифры: из 916 тыс. чел. трудоспособного населения безработными являются 219,2 тыс. чел. Чуть ли не каждый четвертый трудоспособный житель республики является безработным. Программа развития республики предусматривает создание к 2010 г. примерно 80 тыс. рабочих мест. Однако численность населения за этот же период возрастет на 163 тыс. чел., в том числе трудоспособных - примерно 90 тыс. чел. Таким образом, армия безработных не уменьшится, а возрастет к концу прогнозируемого периода до 230 тыс. чел. Хотя в программе сделана попытка увязать развитие экономики с эффективным использованием трудового потенциала.
Выходной товарно-материальный поток подсистемы «Экономика» зависит от параметров входного потока ресурсов. Центральный вопрос любой программы развития — это финансовое обеспечение. Программа социально-экономического раз-
Таблица
Прогнозы соотношений ВРП на душу населения Республики Дагестан к среднероссийскому уровню, %
Варианты развития 2010 г. 2013 г. 2020 г. 2025 г.
1. При росте к 2013 г. ВВП в РФ в 2,0 раза и ВРП в РД в 2,8 раза 33 36 45 53
2. При росте к 2010 г. ВВП в РФ в 2,0 раза и ВРП в РД в 2,6 раза 35 40 52 64
3. При среднегодовых темпах прироста ВВП в РФ -7,5%, а в РД -14% 40 47 72 95
4. При среднегодовых темпах прироста ВВП в РФ -7,5%, а в РД -19% 47 60 100 150
вития республики охватывает период с 2004 по 2010 г. На этот период всего по программе объем капитальных вложений составит 66 670,6 млн руб., в том числе бюджетные средства всех уровней 34 619,3 млн руб., т.е. 48,4% всех средств.
Вопрос: являются ли данные средства достаточными для реализации целей программы? Между ВРП и инвестициями имеется тесная взаимосвязь. В 2001 г. в республике на один рубль инвестиций в основные фонды приходились 5,75 руб. ВРП (в среднем по РФ он составил 4,45 руб.). Степень износа основных средств в Дагестане выше, чем в России в целом, значит, на перспективу потребуется намного больше инвестиций. Но если сохранить даже эту тенденцию, то на планируемый период нужны инвестиции на сумму 146 млрд. руб., т.е. на 80 млрд руб. больше, чем средств, предусмотренных программой. Запланированные в программе средства обеспечат лишь 45% задачи прироста ВРП. С учетом потребности средств для замещения износа это будет не более одной трети необходимых средств.
Итак, отвечаем на вопрос, целевая установка развития региона финансово обеспечена лишь на одну треть или программными мероприятиями охвачена треть задания увеличения прироста ВРП. Вот какова степень согласованности финансовых потоков с количественными параметрами социально-экономического развития Дагестана.
Система требует не только количественного соответствия потоков между его элементами, но и качественного соответствия характеристик элементов и потоков между ними. Качественную сторону финансовых потоков характеризует структура инвестиций. В распределении инвестиций должна проявиться стратегия развития региональной экономики.
В структуре инвестиций доля промышленности составляла порядка 18%, транспорта — 16%, ЖКХ - 26%, сельского хозяйства — 7%, здравоохранения, спорта, социального обеспечения - 4-5%, образования — 3-4% и пр.
Программой развития на 2004-2010 гг. предусмотрены существенные изменения в структуре инвестиций. Доля инвестиций в промышленности увеличится на 20%, а в сельском хозяйстве — на 11,5%. При этом сократится доля транспорта. Транспортный комплекс для региона имеет стратегическое значение. Сокращение его доли в финансировании недопустимо. От его развития зависит и развитие туристического бизнеса.
Республика Дагестан в силу своих физико-географических условий и наличия богатых естественных лечебных и рекреационных ресурсов, а также
уникальной возможности сочетания приморского отдыха с горным туризмом является перспективным регионом для развития индустрии туризма и отдыха. На развитие рекреации до 2010 г. программой предусматривается 1 852 млн руб., или 2,6% от общей суммы финансирования. Это по сравнению с тем, что было, очень много, но с учетом перспективы — крайне мало. Развитие туризма и отдыха — вот главная стратегическая зона хозяйствования региона, и причем самая окупаемая. Фактическое количество рекреантов в 1990 г. в республике составило 350 тыс. чел. Достижение этого уровня в ближайшие годы позволит увеличить ВРП надушу населения на 12%. Доля этой отрасли в общих инвестициях программы должна занимать не менее 10%. Это позволит создать 10 тыс. дополнительных рабочих мест. Создание же одного рабочего места в рекреации обходится в 2,4 раза дешевле, чем в других сферах услуг. Следует также заметить, что развитие рекреации даст дополнительный толчок развитию торговли и индустрии народных промыслов.
А как же быть с промышленностью, ведь она основа экономики. Для национальной экономики - да, а в регионах следует заниматься тем, что хорошо получается. Продолжающаяся политика финансирования предприятий оборонно-промышленного комплекса (различных ОАО) напоминает политику финансирования убыточных колхозов. Программой из республиканского бюджета на это выделяются 365,5 млн руб. Так, на организацию серийного производства отечественных телевизоров на ОАО «Электросигнал» г. Дербента предусмотрено 30 млн руб., а на производство утюга на Каспийском заводе точной механики — 1,8 млн руб. Деньги-то найдутся, а где взять покупателей на такие товары? Это говорит о том, что программа не прошла маркетингового обоснования.
На развитие легкой промышленности направляется крайне мало средств, всего из регионального бюджета 35,7 млн руб., при этом ОАО «Даг-мир» — 8,0; ОАО «Универсал» - 6,0; ОАО «Шанс» - 8,0; ООО «Южанка» ВОГ — 6,0 млн руб. и т.д. В общем, как говорится, «каждой сестре по серьгам».
В развитии легкой промышленности следует упор делать на собственную сырьевую базу. По поголовью овец республика занимает в РФ первое место, однако, шерсть и кожсырье за бесценок вывозятся за пределы региона, и даже страны. Чтобы переломить ситуацию, без государственной поддержки не обойтись.
Весьма нелогичным является то, что из республиканского бюджета не выделяется на развитие
плодоовощного производства ни копейки. Все это перекладывается на места. Ведь республика преимущественно аграрная и развитие АПК — это то стратегическое звено, ухватив которое можно вытащить всю экономику. Однако программой развития республики предусматривается создание лишь 16,5 тыс. рабочих мест в АПК, а это лишь одна десятая часть всей потребности.
Республика по овощеводству в РФ занимает 3-е место, а по сбору плодов и ягод -23-е. Однако перерабатывается лишь одна десятая часть урожая. Общая производственная мощность консервной промышленности республики составляет 400 млн условных банок, а выпускает ежегодно не более 30 млн условных банок. Имеющиеся мощности не в состоянии выпускать конкурентоспособную продукцию. Нужны современные тарно-упаковочные материалы, требуются новейшие технологические линии по переработке плодоовощной продукции. Из-за отсутствия современных перерабатывающих мощностей, заготовительной и оптово-складской сети овощеводы и садоводы теряют тысячи тонн продукции. Создание одного рабочего места в плодоово-щеконсервной промышленности может обеспечить работой 4-5 работников сельского хозяйства.
Переработка плодоовощной продукции и рекреация являются основными «точками роста», развитие которых обеспечивает мультипликативный эффект в сопряженных отраслях.
Стратегическим направлением развития экономики является восстановление и развитие виноградарства и виноделия в республике. В последние годы валовой сбор винограда не превышает 60 тыс. т., вто время как в 1984 г. было собрано 380 тыс. т. Из республиканского бюджета на эти цели направляется 1313 млн руб., что составляет 47% всей суммы, предусмотренной на развитие АПК. В то же время, на взгляд автора, следует уделять внимание и развитию садоводства, особенно в горных районах, где уровень безработицы составляет более половины трудоспособного населения.
Республика Дагестан, как покзывает анализ, представляет собой в социальном плане регион, где проживает население в нищенских условиях, при неработающей экономике и высокой экологической напряженности, т.е. конфликты между подсистемами, а также внутри подсистем региона носят глубокий и системный характер.
Согласно принципу формирования региональной логистической системы необходимо обеспечение отсугствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями региона. В особенности это ка-
сается поддержания динамического равновесия между экономическими, экологическими и социальными компонентами развития региона. Оно предполагает равноправие всех факторов в системе, основанной на их синтезе и сбалансированности, и в то же время приоритет социальных факторов.
Чисто рыночными методами устранить конфликты не удастся. Нужны эффективные механизмы государственного регулирования. Однако эти механизмы должны быть основаны на логистической концепции, поскольку объектом управления выступает логистическая система с потоковыми процессами.
Одним из таких механизмов государственного регулирования является программа социально-экономического развития региона, о котором уже шла речь. Отсутствие при его разработке логистической методологии,которая рассматривает объект как единое целое, не только не устраняет конфликтов в системе, но и воспроизводит их.
Программа развития Дагестана до 2010 г. представляет собой сумму программ развития предприятий районов, городов, а также целевых и федеральных программ. При этом нельзя сказать, что в отдельности эти программы плохи. Так, программа развития Агульского района предусматривает переработку молока, мяса, шерсти, развития садоводства, охватывая все районные стратегические зоны хозяйствования. Если даже по всем объектам составим такие идеальные программы, а затем суммируем их, то в итоге не получится программы, отвечающей системному подходу, т.е. логистике.
Логистика предполагает при исследовании объекта переход от общего к частному. Вначале должны быть намечены стратегические ориентиры развития экономики на основе эффективного использования экономических, демографических и природ-но-ресурсных факторов, а затем определены стратегические зоны хозяйствования. Из множества вариантов социально-экономического развития региона должен выбираться наиболее оптимальный.
Ежегодный темп прироста ВРП для республики должен, по оценкам автора, составить не ниже 19%, а основными стратегическими зонами хозяйствования в порядке их значимости должны выступать: виноградарство и виноделие; переработка плодоовощной продукции; рекреация; транспорт; садоводство; переработка шерсти и кожсырья. Это позволит к 2010 г. значительно разрядить социальную напряженность в регионе и снизить уровень безработицы до 10-12%.
Связи между элементами, т. е. подсистемами региона, которые осуществляются в виде потоков,
должны быть организованы. Программируя развитие региона, необходимо согласовать задачи текущего и стратегического развития с учетом размещения элементов на территории региона. Это очень актуально для Дагестана. Производственные ресурсы и сельскохозяйственные угодья расположены в низменных районах республики, а в горных районах сосредоточено 80% безработных. Колхозы и совхозы, которые имели кутаны на равнинной части, развалились, а филиалы промышленных предприятий ВПК в связи с конверсией прекратили существование. Поэтому ежегодно на сезонные сельскохозяйственные или строительные работы из этих районов в соседние регионы выезжают более полусотни тысячи жителей. Строительство крупных гидроэлектростанций, военные события в соседней республике, а также другие действия человека нарушили равновесие экосистемы Горного Дагестана. Оползни и другого рода стихийные бедствия стали регулярными.
Для устранения такого рода диспропорций в зонах социального и экологического бедствия потребуется прямое государственное финансирование развития объектов экономики и социальной сферы. Но ни федеральный бюджет, а тем более республиканский бюджет, не располагают сегодня такими финансовыми возможностями.
В условиях Дагестана, когда степень финансовой самодостаточности не превышает 20%, поле финансовых маневров резко ограничено. Но и при этом финансовые потоки должны быть направлены не столько на пропитание «голодных», сколько на создание условий, чтобы самим зарабатывать себе на жизнь. Но этого не видно в структуре расходов бюджета. Содержание социальной сферы в ней составляет более половины. На развитие промышленности и сельского хозяйства направляется не более одной пятой части всех средств. Устойчивую тенденцию к росту имеют доли расходов на государственное управление и правоохранительную деятельность.
Одним из основных путей повышения доли собственных доходов региона в бюджете является легализация теневого сектора экономики. По оценкам специалистов, он намного превышает в республике доходы официального сектора2. Следствием этого являются низкая платежная и налоговая дисциплина, высокая доля наличных денег в платежном обороте (85%) и высокая степень коррупции. О масштабах теневого сектора достаточно судить хотя бы по рынку недвижимости. Более того, это явление имеет местную специфику, —
2 Алиев В.Г. и др. Перспективы развития дагестанской экономики в XXI веке. — Махачкала: Изд-во «Юпитер», С. 263.
каждый клан имеет свой «семейный бизнес». И здесь простое снижение налоговых ставок, видимо, не даст ощутимого эффекта, нужны политические решения на федеральном уровне.
Финансовые потоки региона не должны ограничиваться бюджетно-налоговыми отношениями, а должны включать также финансы субъектов хозяйствования, населения и домашних хозяйств. В объеме финансирования программы развития республики собственные средства предприятий составляют лишь 15,7%, что крайне мало. В объеме инвестиций в основной капитал доля собственных средств предприятий по годам в процентах составила: в 1999 - 28,9, 2002 - 26,3, 2003 - 23. Наблюдается тенденция снижения данного показателя, а доля бюджетных средств повышается. Незначительное место занимают кредиты и инвестиции населения. Привлечение частных инвестиций, включая сбережения населения, не может быть осуществлено без создания благоприятного инвестиционного климата, т.е. должна быть вначале решена проблема институциональных потоков.
Институциональные потоки в логистической системе должны предшествовать товарно-материальным, финансовым и информационным потокам. Институциональная среда — это составляющая логистической системы региона и представляет собой совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которые образуют правовой базис для производства, обмена и распределения. Законодательные акты, нормы, правила, соглашения определяют потоковый процесс в экономике. Вероятность достижения парето-оптималь-ного результата в экономике может быть повышена посредством ограничения набора альтернатив, доступных каждому участнику рынка. Такого рода ограничение осуществляется посредством правил, а точнее, институтов, которые определены через правила и механизмы санкционирования. Однако указанные институты также должны возобновляться и соответствовать требованиям логистики.
Существующая нормативно-правовая база не позволяет в полной мере эффективно решать конкретные вопросы социально-экономического развития Республики Дагестан. Необходим комплекс мер в области улучшения делового климата, направленного на создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы, ускоренного развития базовых отраслей народного хозяйства, платных услуг и социального комплекса.