Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ДОСУГА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА: ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД'

ОПТИМИЗАЦИЯ ДОСУГА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА: ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРЕНИНГОВАЯ ИГРА / SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY / FOREIGN STUDENTS / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / LEISURE ACTIVITIES / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / GAME TECHNOLOGIES / TRAINING GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцова Юлия Александровна

Академическая мобильность студентов во всем мире, связанная с процессами глобализации и интернационализации, рассматривается автором с точки зрения возможности повышения престижности получения образования в российских вузах. Определяется ряд показателей, которые могут положительно влиять на эффективность образования в России. В статье дается характеристика социально-культурной среды вуза, автор определяет основные элементы ее структуры, делая акцент на досуговую составляющую. Рассматривается ряд проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты, предлагаются пути решения этих проблем с помощью проектно-технологического подхода. В качестве наиболее эффективных приводятся игровые технологии, в том числе метод тренинговой игры. Также в работе проанализированы основные задачи по организации совместного досуга иностранных и русскоязычных студентов с помощью игровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF LEISURE TIME FOR FOREIGN STUDENTS IN THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY: PROJECTING AND TECHNOLOGICAL APPROACH

Academic mobility of students around the world, associated with the processes of globalization and internationalization, is considered by the author from the point of view of the possibility of increasing the prestige of education in Russian universities. A number of indicators that can positively influence the effectiveness of education in Russia are identified. The article describes the socio-cultural environment of the University, the author defines the main elements of its structure, focusing on the leisure component. A number of problems faced by foreign students are considered, and ways to solve these problems using a design and technological approach are suggested. Game technologies, including the method of training games, are cited as the most effective. The paper also analyzes the main tasks in organizing joint leisure activities of foreign and Russian-speaking students using gaming technologies.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ДОСУГА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА: ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД»

ОПТИМИЗАЦИЯ ДОСУГА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА: ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

DOI: 10.24412/2310-1679-2020-10215

Юлия Александровна СКВОРЦОВА,

аспирант Алтайского государственного института культуры, Барнаул, Россия e-mail: missyula@yandex.ru

Академическая мобильность студентов во всем мире, связанная с процессами глобализации и интернационализации, рассматривается автором с точки зрения возможности повышения престижности получения образования в российских вузах. Определяется ряд показателей, которые могут положительно влиять на эффективность образования в России. В статье дается характеристика социально-культурной среды вуза, автор определяет основные элементы ее структуры, делая акцент на досуговую составляющую. Рассматривается ряд проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты, предлагаются пути решения этих проблем с помощью проектно-технологического подхода. В качестве наиболее эффективных приводятся игровые технологии, в том числе метод тренинговой игры. Также в работе проанализированы основные задачи по организации совместного досуга иностранных и русскоязычных студентов с помощью игровых технологий.

Ключевые слова: социально-культурная среда вуза, иностранные студенты, социально-психологическая адаптация, организация досуга, внеучебная деятельность, игровые технологии, тренинговая игра.

OPTIMIZATION OF LEISURE TIME FOR FOREIGN STUDENTS IN THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY: PROJECTING AND TECHNOLOGICAL APPROACH

Yulia A. Skvortsova, postgraduate student of the Altai state Institute of culture, Barnaul, Russia

e-mail: missyula@yandex.ru

Academic mobility of students around the world, associated with the processes of globalization and internationalization, is considered by the author from the point of view of the possibility of increasing the prestige of education in Russian universities. A number of indicators that can positively influence the effectiveness of education in Russia are identified. The article describes the socio-cultural environment of the University, the author defines the main elements of its structure, focusing on the leisure component. A number of problems faced by foreign students are considered, and ways to solve these problems using a design and technological approach are suggested. Game technologies, including the method of training games, are cited as the most effective. The paper also analyzes the main tasks in organizing joint leisure activities of foreign and Russian-speaking students using gaming technologies. Keywords: social and cultural environment of the University, foreign students, social

and psychological adaptation, leisure activities, extracurricular activities, game technologies, training game.

Организация досуга студентов, в том числе и иностранных, — вопрос, приобретающий всё большую актуальность в условиях глобализации образования во всем мире. Обеспечение привлекательности высшего образования в определенном вузе для иностранных граждан не сводится только лишь к непосредственно образовательному процессу. Немаловажную роль играет социально-культурная среда, организованная в учебном заведении.

Целью данной работы является анализ досугового компонента социально-культурной среды вуза в области работы с иностранными студентами и особенностей полноценного вхождения иностранных обучающихся во внеучебную деятельность вуза. Для достижения данной цели нам необходимо решить следующие задачи:

— выделить основные черты социально-культурной среды вуза;

— определить структуру ее основных элементов;

— выявить особую роль досуговой деятельности в адаптации иностранных обучающихся к новым условиям;

— обосновать игровые технологии социально-культурной деятельности как необходимый подготовительный этап для вхождения в социально-культурную среду вуза;

— проанализировать тренинговую игру как наиболее эффективный игровой метод при достижении цели организации позитивного, неформального дружеского общения среди студентов из разных стран.

Социально-культурная среда вуза формируется в результате взаимодействия целого комплекса факторов и является необходимым условием успешной адаптации студенческой молодежи как к определенной культурной среде, так и к обществу, в котором молодому человеку предстоит жить и работать в целом.

В качестве элементов социально-культурная среда включает в себя множество явлений, таких как образовательная деятельность, воспитательная работа, нравственно-психологическая атмосфера, взаимоотношения участников образовательного процесса и т. п. В своей совокупности социально-культурная среда имеет целью гармонизацию социально-психологического климата вуза, который влияет на всех участников образовательного процесса и во многом определяет эффективность работы всех механизмов вуза.

Период обучения в вузе, как правило, совпадает с периодом становления ценностного сознания молодых людей, их моральных и профессиональных качеств, жизненных ориентаций в мире и определения своего места в социуме. В связи с этим социально-культурная среда вуза стано-

вится важным фактором формирования личности студента благодаря взаимодействию, общению и сотворчеству [1].

Такое взаимодействие, общение и сотворчество для иностранных студентов зачастую становится недоступно из-за культурных, языковых и религиозных барьеров. Именно в этом и состоит основная задача социально-культурной среды вуза в вопросе адаптации иностранных студентов и их социализации в стране пребывания.

Досуговая составляющая организации социально-культурной среды вуза отражается в структурных подразделениях, не относящихся напрямую к образовательному процессу, а скорее, отражающих всё, что этот процесс сопровождает. К таким подразделениям относятся:

1. Профсоюзная организация студентов и аспирантов вуза:

— представление интересов учащихся на уровне администрации вуза;

— реализация различных социальных, информационных, развлекательных и прочих программ.

2. Институт студенческого кураторства, осуществляющий помощь обучающимся первого курса:

— в адаптации к образовательному процессу;

— в формировании ответственного отношения к учебе;

— в организации коллективной деятельности;

— в написании индивидуальных проектов.

3. Студенческий совет:

— формирование у обучающихся умений и навыков самоуправления;

— содействие в выдвижении кандидатов из числа студентов вуза в представительства на уровне города, региона и т. д.

— продвижение гражданских инициатив молодежи [2];

— развитие лидерства в студенческой среде.

4. Студенческие трудовые отряды:

— организация временной занятости молодежи;

— развитие самостоятельности организационных и деловых качеств.

5. Спортивный клуб вуза:

— организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в вузе;

— вовлечение обучающихся в систематические занятия физическими упражнениями и спортом.

6. Добровольческое движение:

— формирование и развитие социальной активности;

— повышение уровня ответственности;

— воспитание верности, честности, справедливости, терпимости, дружбы, добра и трудолюбия [3].

7. Студенческий творческий клуб:

— развитие творческого потенциала учащихся;

— реализация индивидуальных творческих проектов;

— участие в играх КВН разного уровня;

— организация внутривузовских творческих секций и театров.

Этот список может корректироваться и дополняться в зависимости от конкретного вуза, но в целом он в полной мере отражает основное структурное деление в сфере организации внеучебной работы с обучающимися.

Для иностранных студентов большинство вышеперечисленных структурных подразделений остается недоступным в полной мере. Причиной тому служит языковой и культурный барьер, психологическая скованность в незнакомых условиях жизни, отсутствие крепких дружеских контактов среди сокурсников, особенно на первом году обучения. В таких условиях первостепенной задачей специалистов по работе с иностранными студентами в вузе становится организация доступной среды для иностранцев в сфере досуговой работы. Для того чтобы адаптация к новому месту проживания и обучения прошла наиболее гладко, необходимо обеспечить иностранным обучающимся наиболее комфортную социально-культурную среду, наполненную возможностями, позволяющими студенту плавно войти в новые условия, найти возможности для самовыражения, получить психологическую и методологическую поддержку в различных вопросах, с которыми ему предстоит столкнуться.

Еще одним немаловажным фактором повышения уровня комфорта в месте пребывания является содействие со стороны руководства вуза в создании дружеских контактов иностранных студентов с русскоязычными учащимися. Такие дружеские связи помогут иностранным студентам ближе познакомиться с культурой страны, уменьшить ощущение себя как «чужеродного элемента» в обществе, преодолеть некоторые бытовые сложности, связанные с проживанием и обучением, найти единомышленников из числа местных, которые помогут преодолеть психологический барьер, строящийся на разности в языке и культуре. А это, соответственно, положительно скажется на эффективности процесса обучения иностранных граждан и на имидже учебного заведения и страны в целом.

В рамках создания комфортной социально-культурной среды вуза необходимо уделять большое внимание вопросу организации свободного неформального, дружеского общения иностранных и русскоязычных учащихся в условиях досуга. М.С.Каган в своей работе «Мир общения: Проблема межсубъектных отношений» отмечает: «Наиболее последовательно самоцельное общение предстает в игре, потому-то именно с ней обычно связывалось понятие свободы, от Канта и Шиллера до Хейзинги и Гессе. Игра происходит по известным правилам, но в их пределах поведение игрока всецело зависит от его инициативы, умения, одаренности, обеспечивающих удачный выбор каждого хода» [4, с. 295]. В таком же ключе говорит об игровой технологии в досуге Е.И.Добринская в одной из своих работ: «Досуг ориентирован на поиск наиболее развивающих форм дея-

тельности, и наиболее ярко эти ориентации выражены в игре: игра-рекреация, игра-развлечение перерастает в игру-творчество, игру-обучение. Игра является квинтэссенцией досуга, поскольку она, с одной стороны, не ограничивается никаким конкретным содержанием (темой игры может быть любая деятельность), а с другой — всегда сохраняет свою самоцельность и самоценность, то есть неутилитарность, непродуктивность (по сравнению с трудом), мотивирована своей привлекательностью самого процесса и обусловлена внутренней необходимостью» [5, с. 10].

В связи с вышесказанным в качестве социально-культурных технологий, позволяющих организовать досуговое общение, наиболее полноценно выступают игровые технологии, а конкретно — тренинговая игра. Именно она сможет стать первым этапом в организации досуга иностранных студентов, в полноценном вхождении их в социально-культурную среду вуза.

В современной психолого-педагогической науке становление игро-логии как системы научного знания неразрывно связано с развитием теории игры. Сам термин «игра», равно как и термины «игровое взаимодействие», «игровая деятельность», становится достаточно распространенным научно-обоснованным понятием. Игра уже не рассматривается как некая забава, развлечение, на котором не акцентировали особого внимания исследователи в разных сферах науки. Постепенно игра становится серьезным инструментом профессиональной деятельности, направленным на достижение определенных результатов в непринужденной, свободной, позитивной творческой атмосфере [6, с. 124]. Л.И.Федорова отмечает, что «построенная на условностях, игра вместе с тем достаточно точно и продуктивно отражает структуру реальной познавательной деятельности, а это значит, что приобретенные в игре знания, приемы и навыки будут применяться игроками как в реальном познавательном процессе, так и в повседневной жизни» [7, с. 3]. Тренинговая игра строится на определенных этапах, позволяющих участникам плавно войти в процесс и психологически раскрепоститься в группе.

По сравнению с другими тренинговыми методами — диалоговыми (дискуссии, беседы, брейнсторминг), дидактическими (кейсы, работа с документами, видеотренинг и пр.) — именно игра, благодаря своим возможностям, позволяет решить широкий спектр тренинговых задач. Игровая деятельность тесно связана с образным мышлением, с применением различных ролей, с таким важным понятием, как забава. В рамках игрового взаимодействия любая задача становится метафоричной, что позволяет подойти к ее решению наиболее творчески. Если говорить об отличиях именно тренинговой игры от других видов игр, то стоит отметить некоторые аспекты.

1. Игра в тренинге, прежде всего, второстепенная составляющая, так как первичен в тренинговой игре всё же именно тренинг, который упаковывается в игровую ситуацию.

2. Тренинговая игра имеет определенные временные и пространственные ограничения. Цель ее более конкретна, время ограничено, тем самым повышается эффективность совместной деятельности участников внутри тренинга. Игра в тренинге решает прикладные задачи, она всегда направлена на решение конкретных обучающих, развивающих или психологических задач. Тренинговая игра всегда предполагает собой достижение конкретного результата.

3. В силу того, что тренинг — групповой метод, игра в тренинге также предполагает групповой процесс. Тем самым решается большой комплекс как первостепенных, так и косвенных задач, направленных на достижение и тактических, и стратегических целей.

4. Игра в тренинге всегда предполагает ведущего (тренера), и зачастую — его активную позицию, потому что он организатор процесса, куратор всего происходящего и контролер достигнутых результатов.

С другой стороны, стоит отметить и то, чем же тренинговая игра отличается от тренингового упражнения. Дело в том, что игра всегда содержит в себе игровую метафору, вымышленный сюжет, а упражнение работает в реальном формате, оно всегда содержит тренировочный, обучающий аспект, который в данном случае первичен и является основным, в то время как в игре можно не только отрабатывать, тренировать какое-то умение, получать новые знания, умения и навыки, отрабатывать компетенцию, но и решать задачи, связанные с психологическим проживанием какого-либо состояния, контролем тех или иных эмоций, вырабатыванием личностной мотивации и нахождением своей роли в коллективном игровом процессе, направленном на достижение общей цели [8, с. 76].

В качестве основных задач тренинговых игр, которые планируется использовать в организации совместного досуга иностранных студентов первого года с русскоязычными студентами, должны значиться следующие задачи.

1. Знакомство участников между собой,(на начальных этапах — поверхностное (имя, страна, группа и т. п.), в дальнейшем — более близкое знакомство (вкусовые предпочтения в разных областях, например, музыка, спорт, творчество и т. д.).

2. Привыкание участников друг к другу, снятие психологических и физических зажимов. Это необходимо для дальнейшей более эффективной игровой деятельности.

3. Создание позитивной атмосферы свободного творческого, дружеского общения студентов. Достигается это с помощью быстрых и веселых тренинговых игр, которые в подавляющем большинстве случаев заря-

жают участников положительными эмоциями и порождают открытость к взаимодействию.

4. Поиск взаимопонимания при использовании различных вариантов общения (как вербального, так и невербального). Невербальный вариант актуален для групп с языковым барьером, при этом не стоит акцентировать внимание на том, как русскоязычным понять иностранцев и наоборот. Скорее, стоит строить игровое взаимодействие таким образом, чтобы эффективность невербального взаимопонимания не зависела от языков участников. То есть определенная невербальная система знаков позволяет в игровой деятельности понимать друг друга одинаково эффективно. Примером может служить известная игра «Крокодил», где жестами нужно объяснить несложные слова и понятия.

5. Работа по группообразованию, сплочению участников игровой деятельности. Наиболее продуктивным вариантом такой игры становится игра на достижение одной цели совместными действиями всех участников, где вклад каждого важен, у каждого есть своя роль и свое место в общем механизме. Еще одной особенностью игр на группообразование становится «перемешивание» реальных групп и создание на их основе перемешанных групп. То есть не делить участников на группы по национальности, языку и реальному общению, а перемешать их, тем самым дав возможность почувствовать себя в одной команде с представителем другой культуры, сотрудничать с ним, находить общее решение и вместе радоваться достигнутым результатам.

6. Определение общих черт, особенностей, вкусов, привычек среди участников группы, которые основаны на обширном поле объединяющих факторов. Например, студенты, которым нравятся определенные книги, музыкальные жанры, фильмы, творческие увлечения, пищевые предпочтения и т. п. То есть если выделить среди студентов две группы - одни больше любят чай, а другие - кофе, — то в обеих группах окажутся представители разных культур, объединенные общими вкусами. Это позволяет участникам тренинговых игр понять, что у них есть много общего, того, что сближает всех их, и определяет не как представителей определенной национальности, а как интересных, разносторонних личностей.

7. Формирование чувства сплоченности внутри группы. Эта задача становится всё актуальнее со временем, и при этом она трансформируется в одну из стратегических целей досуговой работы. То есть чем дольше работает досуговая группа, чем больше продуктивных встреч проходит, тем больше объединяются участники этой группы, и их общение в определенный момент выходит за рамки данных досуговых встреч. Вследствие чего среди представителей разных национальностей возникают дружеские контакты, которые способствуют качественному улучшению социально-психологической адаптации иностранцев в вузе.

8. Развитие интереса к традициям, обычаям разных народов. Эта задача уходит своими корнями в развитие взаимоуважения, культуру межнационального общения, принятие себя и другого как полноценных личностей, имеющих свои корни, обычаи и традиции.

Игровые технологии, на наш взгляд, как нельзя лучше позволяют решить эти задачи в условиях неформальной обстановки и позитивного настроя на живое общение.

Таким образом, анализ социально-культурной среды вуза в ее досуго-вом проявлении показывает, что досуг иностранных студентов, организованный совместно с русскоязычными обучающимися в рамках игровых технологий, позволяет участникам не только сплотиться и узнать друг о друге больше. Самым значимым итогом тренинговых игр с точки зрения формирования культуры межнационального общения и адаптации иностранных студентов в стране пребывания становится понимание того, что среди студентов (иностранных и русскоязычных) больше общего, чем различий. И именно этот фактор является решающим в формировании сплоченности, взаимоуважения, сближения представителей различных национальностей, этнических общностей и религиозных групп в среде студенческой молодежи, ощущении себя частью чего-то большего. Отсюда следует, что если иностранные студенты в первом семестре обучения прошли этап тренинговых игр, то адаптация их к новым условиям проходит более гладко, состояние культурного шока, неизбежно возникающее в первые месяцы, проходит, всё вокруг перестает казаться чужеродным, враждебным и непонятным. Эффективность обучения повышается, иностранцы с готовностью приходят в досуговые подразделения вуза, чтобы стать участниками различных творческих, спортивных и волонтерских проектов.

Существующая в настоящее время потребность в воспитании не только образованного человека, но человека, обладающего чувством самоуважения и уважаемого окружающими, является определяющей движущей силой в процессе актуализации проблемы воспитания у студенческой молодежи умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять людей другой национальности, их взгляды, обычаи и привычки такими, как они есть.

Литература

1. Мосина А.В. Характеристика социокультурной среды вуза. URL: http://yspu. org/trn_level_edu/6/soc_sreda (дата обращения 19.03.2020)/

2. Оленина Г.В. Социально-культурное проектирование и продвижение гражданских инициатив молодежи: история, теория, методология, практика. Барнаул: Изд-во АГАКИ, 2012. 311 с.

3. Чагин А.Е. О роли волонтерской деятельности в студенческой среде. URL: https://moluch.ru/archive/90/19268 (дата обращения 08.04.2020).

4. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.

5. Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и культура личности. Л.: Знание, 1983. 32 с.

6. Скворцова Ю.А. Роль культурно-досуговой деятельности в разрушении этнических стереотипов, препятствующих позитивной межкультурной коммуникации иностранных студентов // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации: материалы II Международ. науч.-практ. конф. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ин-та культуры, 2016. С. 123-126.

7. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. М.: Форум, 2009. 176 с.

8. Скворцова Ю.А. Культура межнационального общения и её роль в эффективности обучения иностранных студентов // Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы IV Международ. науч.-практ. конф.и молодых ученых и аспирантов. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ин-та культуры, 2016. С. 74-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.