Научная статья на тему '\ опрос участников рынка \ готовы ли вы к кризису перепроизводства?'

\ опрос участников рынка \ готовы ли вы к кризису перепроизводства? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ опрос участников рынка \ готовы ли вы к кризису перепроизводства?»

\опрос УЧАСТНИКОВ РЫНКА \

Готовы ли вы к кризису перепроизводства?

АЛЕКСАНДР

МИЛЛЕР,

гендиректор красноярского ООО «КТПФ Точной механики»:

«Настоящих российских компаний-производителей (а не перекупщиков) государство прижимает со всех сторон. Налоговая инспекция проводит почти что репрессии, банки кредиты не дают, сырье дорожает, опытные кадры резко постарели. Если говорить о моей компании, то на нашем сегменте рынка очень большая

конкуренция с иностранными производителями алюминиевых радиаторов. Кроме того, из-за тотальной жары и пожаров в центральной России резко снизился спрос на обогреватели — до нуля. Выживаем только за счет продаж в Сибири и розницы. Перепроизводство нам не грозит».

ЮРИИ

АФАНАСЬЕВ,

гендиректор екатеринбургского ЗАО «Автомобили и моторы Урала»:

«Кризис перепроизводства характерен для разогнавшейся, разогретой экономики, когда продолжительное время растет предложение и одновременно стоимость товара, а затем следует резкое падение платежеспособного спроса. Сегодня мы на принципиально другом этапе: все избыточные расходы и проекты сокращены либо поставлены под строгий финансовый контроль, производство переведено на жесткую заказную систему. В 2010 году спрос только восстанавливается, на одних рынках быстрее, на других медленнее. Например, задача нашего

предприятия, как автопроизводителя, — во-первых, восстанавливаться темпами не меньшими, чем рынок в целом, во-вторых, оставаться при этом экономным (так, мы реализуем несколько проектов по энергоэффективности, снижению себестоимости), и в-третьих, развить ряд новых проектов, которые обеспечат скачок выручки в 2011-2013 годах. Сегодня этап пересмотра традиционных продуктов и потребления. Необходимо предложить нечто более качественное, эффективное и по максимально доступной цене. Бизнес стал более осторожным, менее расточитель-

ным, поэтому не будет производить традиционный продукт в большем, чем необходимо, количестве. Другое дело, некоторые предприятия «уйдут», не сумев подстроиться под изменившийся спрос. В некоторых случаях потребители просто вынуждены отказы ваться от отечественн ых това ров потому, что есть более доступные зарубежные аналоги. Это реальная угроза для будущего производителей — отсутствие адекватного и современного предложения на рынке, отсутствие проектов, предлагающих другой уровень соотношения «цена — качество».

ВАСИЛИИ

СУРАЕВ,

гендиректор ЗАО «Кировский молочный комбинат»:

«В ближайшее время на молочном рынке России кризиса перепроизводства не предвидится. Молочные продукты обязательно присутствуют в повседневном рационе. И в нашей стране в последние годы увеличи-

вается спрос на них. Многие поняли, что пить молоко намного полезнее, чем, например, газировку. Аномальные условия лета нынешнего года тоже не способствуют росту производства».

ВЛАДИМИР

МАЗЕИН,

гендиректор оренбургского ОАО «Бузулукский механический завод»:

«Кризиса перепроизводства на нашем предприятии нет и не предвидится. Сейчас у нас другие трудности — недостаток оборотных средств. Приходится брать кредиты в том же Сбербанке России. На мой взгляд, кризис перепроизводства

нашей стране не грозит. Множество ниш отечественного рынка не заполнено. Опасность кроется в том, что с Запада может хлынуть к нам волна товаров. Сейчас необходимо, чтобы власть повернулась лицом к российской экономике.

Чтобы «сырьевые деньги», заработанные на нефти и газе, вкладывались не в американские банки, а в производство отечественного продукта, в развитие промышленности и создание инфраструктуры для нее».

валентина брикач,

гендиректор калининградского ООО «Янтарный город»

(производство

домашнего

текстиля):

«К этой напасти должен быть готов каждый бизнесмен, хотя бы морально. Ведь и до глобального кризиса с нашими предприятиями происходили не самые приятные вещи. Взять ту же конкуренцию с импортными товарами. Хлынул поток из Китая-Азии — и куда мы со своими качественными, но дорогими для потребителя «российскими аналогами» (рабочая сила недешева, ресурсы, налоги, аренда

и поборы разных контролеров)? Тут же случается кризис перепроизводства. В таких случаях мы обычно прекращаем «гнать вал», распродаем складские запасы по сниженным ценам и стараемся в короткий срок сменить линейку выпускаемой продукции. К счастью, специфика отрасли позволяет экспериментировать с ассортиментом без кардинальной смены оборудования».

12

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 10 (102) 2010

\ САМОЕ ВАЖНОЕ \

с

На этот вопрос отвечали наши респонденты

владимир потапов,

председатель Совета директоров ульяновской группы компаний «СВПК»:

«А где вы увидели кризис перепроизводства? У нас в избытке мясо или молоко? Станки или самолеты? Быть может, мы своей бытовой техникой завалили весь остальной мир? Нет такого. Зато есть много ошибок в управлении экономикой. Да, товарное производство должно быть сбалансированным, а продукция — качественной, тогда и покупатель найдется.

Методы стимулирования экономического роста всем известны. Их нужно грамотно применять, тогда рост в экономике, пусть даже в отдельных сферах, как локомотив, потянет за собой потребительский спрос. Для России такими отраслями-лидерами могли бы стать строительство жилья и объектов инфраструктуры, вслед за которыми потянулись бы металлургия,

машиностроение, производство стройматериалов. И авиакосмическая программа, которая станет стимулом для развития самолето-и ракетостроения, электроники, радиотехники, химии и нанотехно-логий, о которых говорят особенно много. Востребованность продукции в ключевых отраслях повлечет за собой увеличение спроса в целом».

виктор колячЕнко,

гендиректор саратовского ЗАО «Мебельная фабрика №2»:

«Эта проблема, на мой взгляд, существует последние 2-3 года. На рынке выживают те, кто может предложить сочетание «цена — качество» не в ущерб компании. Для этого на нашем предприятии с 2007 по 2008 год проводились оптимизационные мероприятия, которые

позволили поднять уровень заработной платы, качество и рентабельность производства не за счет повышения цен, а с помощью более эффективного использования ресурсов. В этом году впервые сложилась ситуация, когда спрос на нашу продукцию превышал наши возможности».

сергеи ивАнов,

гендиректор нижегородской строительной группы компаний «Выбор»:

«В России, в отличие от Америки, нет перепроизводства жилья. Зато существует неудовлетворенный и отложенный спрос. Поэтому уверен, что все построенное обязательно будет востребовано на рынке. В 2010 году

мы приступили к комплексной застройке центра Сормовского района. Проект включает восемь жилых домов, детский сад, пять магазинов, бизнес-центр и многоярусную автостоянку. Конечно, есть определенные

ограничения, связанные с платежеспособностью населения... Однако благосостояние граждан постепенно растет, ипотечные программы развиваются, а строительство переходит в правовое и регулируемое русло».

валерии яхнин,

коммерческий директор

хабаровского ОАО «КомЛифт»:

«2009 год научил нас, как производителей лифтогого оборудования, не доверять чисто рыночному спросу, который в один момент может рухнуть, оставив предприятие ни с чем. Зато те компании, которые хотя бы частично работают по государственным или муни-

ципальным заказам, пусть и не вовремя оплачиваемым, остаются на плаву. Чтобы себя обезопасить, мы сегодня ориентируемся как раз на такие заказы. Если их нет в нашем городе или регионе, значит надо искать в соседних».

Эдуард седунов,

первый заместитель гендиректора омского ОАО «Центральное конструкторское бюро автоматики»:

«Кризис перепроизводства нам не грозит. Мы не работаем на массовый рынок. Основные направления деятельности предприятия связаны с разработкой и производством сложных наукоемких радиоэлектрон-

ных управляющих систем и устройств автоматизированной контрольно-проверочной аппаратуры. Все это — заказы оборонного значения. А в области вооружения сегодня перепроизводства нет. России нужны

высокие технологии, которые обеспечат переход на инновационный путь развития и позволят укрепить наши позиции на мировой арене, но пока в объеме, который нельзя обозначить как широкий или массовый».

александр ситников,

директор ставропольского ООО «СКС»:

«Наше предприятие, выпускающее колбасную продукцию, на рынке уже 20 лет, начинали мы с нуля. Буквально с одной домашней коптильни. Бывали времена и похуже. Кризиса перепроизводства мы не страшимся.

Надо просто искать свою нишу и не бояться быть агрессивными. В момент, когда мы находились на грани банкротства, наш ассортимент рынок так и не перехватил, и мы по-прежнему востребованы на все 100%».

\ САМОЕ ВАЖНОЕ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 10 (102) 2010

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.