Научная статья на тему '\ вопрос по существу \какие уроки вы извлекли в первые месяцы кризиса?'

\ вопрос по существу \какие уроки вы извлекли в первые месяцы кризиса? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ вопрос по существу \какие уроки вы извлекли в первые месяцы кризиса?»

I

ВОПРОС ПО СУЩЕСТВУ

Ольга Каменева,

шеф-редактор

«Все обратится в добро

»

Николай Васильевич Гоголь, 200-летие которого мы будем праздновать в апреле этого года, некогда утешал своего друга Сергея Аксакова: «Принимайте покорно все, что ни посылается нам, помышляя только о том, что это посылается Тем, Который нас создал и знает лучше, что нам нужно. Именем Бога говорю вам: все обратится в добро. Не вследствие какой-либо системы говорю вам, но по опыту. Лучшее добро, какое ни добыл я, добыл из скорбных и трудных моих минут...»

То, что не осилили в годы реформ экономисты и управленцы, совершает кризис. Люди - пусть и недобровольно - обращаются к насущным занятиям, которые не только делают их людьми, но и способствуют развитию экономики. В Ульяновске и Красноярске местные власти стали пристраивать уволенных менеджеров на общественные работы — на благоустройство улиц и парков, для ухода за престарелыми и инвалидами, на работы в лесном и сельском хозяйстве, в дорожные и транспортные организации. Безработных направляют на курсы: учиться на токарей, сварщиков, трактористов, бульдозеристов (подробнее см. рубрику «Антикризисный штаб»). Происходит естественное перераспределение трудовых ресурсов: из гипертрофированного финансового сектора, рекламы, оборонной промышленности - в сельское хозяйство и социальную сферу.

Богатство страны состоит в совокупности производимых товаров (продуктов), а не в деньгах — эту мысль Адама Смита увековечил в «Евгении Онегине» Александр Сергеевич Пушкин. С высоты своего гения он рассказал о том, «как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет». Увы, простого продукта в последние годы производилось все меньше, при этом росли международные золотовалютные резервы. Интересно, что всего за неделю, с 9 по 16 января 2009 года, они сократились сразу на $30 млрд. (с 426,5 до 396, 2 млрд.) - резервы ушли на поддержание курса рубля. Их таяние было куда более стремительным, чем накопление в годы высоких цен на нефть и газ.

Главное противоречие нашего времени: хорошо работать мы еще не можем, а плохо зарабатывать уже не хотим. К тому же кризис поставил насущный вопрос: «А так ли нужно то, что мы делаем?». А может, как Манилов, мы строим огромный дом с бельведером, чтобы оттуда даже Москву (в нашем случае — Питер) видеть, «и там пить вечером чай на открытом воздухе, и рассуждать о каких-либо приятных предметах»?

Респонденты журнала оценили новые экономические условия, отвечая на вопрос:

Какие уроки вы извлекли в первые месяцы кризиса?

Александр Гендельсман,

гендиректор AZIMUT Hotels Company:

«Кризис заставил компании проявить свои лучшие качества и одновременно обнажил все недостатки слабого менеджмента экономики. Для современных управленцев возможность работы в падающей экономике — бесценный опыт. Настало время оценки и перепроверки отдачи от каждого вложенного рубля, особенно это касается рекламы и маркетинга. Кризис показал, что контроль над затратами и управление издержками оправдывают себя. Здесь важно, чтобы при жестком сокращении бюджета не попали под нож статьи расходов, необходимые для существования компании».

[Г51

Владимир Садовин,

гендиректор сети супермаркетов «Азбука вкуса»:

«Главный урок кризиса позитивный: отрезвление от эйфории роста и плата за ошибки в управлении. Если раньше, в условиях стабильного роста рынка, у менеджмента была возможность заниматься анализом ситуации с дискретностью в месяц, то сегодня это уже непозволительная роскошь. Сегодня приходится принимать решения быстро, порой не обладая всей необходимой

информацией. И в этом смысле многое зависит от интуиции руководителя. Второй урок — это, безусловно, более жесткий подход к затратам: если компания хочет выжить, ей необходимо избавляться от непрофильных расходов. Еще один позитивный урок состоит в том, что на рынке труда правила игры вновь стал определять работодатель, а не работник».

Александр Чачава,

президент LETA IT-company:

«Осенью мы завершили приобретение другой 1Т-компании, инвестировали в развитие существенные средства, ориентируясь на долгосрочные перспективы. Сейчас, в самый разгар кризиса, есть полная уверенность в правильности наших шагов, только такой подход отвечает нашим базовым принципам и миссии — нести на рынок инновации».

Григорий Сизоненко,

гендиректор Информационной внедренческой компании (ИВК):

«Происходит 15—20% корректировка бюджетов на 2009 год. Но у нас есть ряд контрактов, и мы надеемся, что этот год не принесет нам разочарований. Ориентация компании на госсектор и силовые структуры себя оправдала».

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №02 (82) 2009

вопр

о

с по существу | 3

Аслан Панеш,

гендиректор ЗАО «Адыг-ЮРАК» (пищевая

промышленность):

«Для выхода из кризиса предлагаю следующие меры. Во-первых, снизить налог на добавленную стоимость на 80%, чтобы платили его все, и сделать его единым для всех видов товаров: продовольственных и промышленных. Во-вторых, выделить напрямую денежные средства на ипотеку под 10% для населения. В-третьих, установить ставку рефинансирования ЦБ — 5% и далее процентную ставку для кредита предприятиям — 12% (конечная), цены на бензин Аи-82 — 15 руб., дизтопливо — 13 руб., снизить цену электроэнергии на 40%, на железнодорожные перевозки — на 50%, на природный газ для предприятий и населения — на 30%. Средства, потраченные на выход из кризиса, в данном случае окупятся в течение 16 месяцев».

Василий Травов,

гендиректор ОАО «Ставрополь-строй»:

«Сейчас то самое время, когда надежные, хорошо зарекомендовавшие себя фирмы должны получить поддержку и продолжать свою работу. В этот процесс должны включиться и государство, и банки, и сами компании. От государства требуется в первую очередь системообразующая деятельность. Пока же, во-первых, каждый сам за себя, а во-вторых, все всем не доверяют. А положение между тем, как ни парадоксально это звучит, дает вполне интересные возможности. К примеру, жилье, которое сейчас начнут строить, можно сделать ощутимо дешевле — снизилась стоимость многих компонентов строительства, некоторых практически вдвое. Необходимо соединить возможности всех программ, реализуемых с участием федерального и краевого бюджетов. Необходи-

мо определить те компании, которые будут исполнять государственный заказ».

Андрей Иванов,

директор кисловодского ОАО «Нарзан»:

«Главная задача сегодня — сохранить коллектив, достойную заработную плату, не потерять, естественно, марку».

Василий Сураев,

гендиректор ЗАО «Кировский молочный комбинат»:

«Как таковых «уроков» и не было. В очередной раз подтвердилась истина: не надо жить в долг и в ведении бизнеса стоит придерживаться оптимального соотношения собственных и заемных средств. Это соотношение на нашем комбинате строго соблюдается, поэтому в первые месяцы на него финансовый кризис не оказал большого влияния».

Валерий Тарбеев,

гендиректор нижегородского «Эй Джи Си Борский стекольный завод»:

«В России пик кризиса ожидают в I квартале 2009 года. Задача управленческого персонала нашего предприятия — подготовиться к этому. Мы уже сейчас разработали ряд антикризисных мероприятий».

Олег Зайцев,

гендиректор нижегородской управляющей компании «Автокомпонент»: «Наши потребители — автозаводы — снижают объемы продукции. Мы предпринимаем сейчас понятные шаги по выходу из этого кризиса. Это связано практически со всеми аспектами деятельности нашей компании, от пересмотра бюд-

жета по расходам до затрат на персонал. Кроме того, рассматриваем другие рынки, где нужны изделия из пластика. Например, если мы сейчас производим панели приборов для настоящих машин, то также можем их делать и для игрушечных».

Вячеслав Зубарев,

гендиректор казанской

компании

«ТрансТехСервис»

(крупнейший

региональный

автодилер):

«Нужно быть готовыми к разным сценариям развития событий. Просто надеяться его пережить, наверное, опасно. Нужно не пережить, а привыкнуть жить в условиях кризиса».

Станислав Моисеев,

гендиректор оренбургского ООО «Экспериментальное» (сельхоз-производство): «В своем хозяйстве мы занялись совершенствованием структуры управления и организации производства. Перевели растениеводство и животноводство на хозяйственный расчет. Оптимизировали расходы на технологические процессы и снизили себестоимость продукции. Был произведен мониторинг рынка сбыта и разработаны мероприятия для повышения конкурентоспособности нашей продукции».

Юрий Панов,

председатель СПК «Лесной» Исилькульского района Омской области:

«Надо пытаться заглянуть на несколько лет вперед, хотя бы на ближайшие три — четыре года. И просчитывать силы даже на случай развития самого страшного сценария событий. Иметь так называемую подушку безопасности — ресурсы, которые помогут в непредвиденных ситуациях. А пока ее нет, лучше не затевать новые проекты».

Рафаэль Юнусов,

гендиректор ОАО «Челны-хлеб»:

«Спрос среднего потребителя на кондитерские группы упал, это надо признать. Но полагаю, что за счет более глубокой вертикальной интеграции компании, когда процесс сосредоточен в одних руках, мы сможем выпускать продукцию за счет высокого качества, широкого ассортимента и доступной цены. И хотя сейчас повышаются тарифы на электроэнергию, компания приняла решение не менять цены, по крайней мере, на I квартал».

Валерий Левит,

гендиректор хабаровского ОАО «Дальневосточная генерирующая компания»: «Сложнее стало привлекать кредитные средства во все отрасли экономики, энергетика здесь не исключение. У наших потребителей начинают накапливаться проблемы с оплатой. Да и сами объемы промышленного потребления энергии снижаются. Очень вероятно, придется корректировать свою инвестиционную программу на этот год».

Олег Биушкин,

гендиректор ОАО «Миасский машиностроительный завод»:

«Мы еще раз убедились в правильности стратегии, которой придерживается руководство Миасского машзавода на протяжении последних лет. Она направлена на диверсификацию производства, ее можно считать одной из форм защиты предприятий от экономических катаклизмов. Финансовый кризис заставил ускорить внедрение разработанных на предприятии инновационных проектов, связанных со снижением издержек производства и разработкой новых видов продукции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.