Научная статья на тему '\ опрос участников рынка \ что нужно для внедрения инноваций?'

\ опрос участников рынка \ что нужно для внедрения инноваций? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ опрос участников рынка \ что нужно для внедрения инноваций?»

\опрос УЧАСТНИКОВ РЫНКА \

Что нужно для внедрения инноваций?

ВЛАДИМИР ХАХАНОВ

александр

михеев,

замгендиректора иркутского ОАО «Верхнечонск-нефтегаз»:

«Один из критериев успешной нефтедобычи — эффективность эксплуатационных затрат в расчете на один баррель нефти. Поэтому перед компанией поставлена задача разработать меры по оптимизации эксплуатационных расходов. Но помимо непосредственно сокращения расходов должен быть инновационный подход к использованию существующих ресурсов. Для разработки инновационных предложений мы, в первую очередь, надеемся на тех сотрудников компании, которые заня-

ты непосредственно в производственной деятельности. На месте виднее, что нужно сделать, чтобы ту или иную задачу решить с наименьшими материальными затратами. Лучшие заявки по внедрению тех или иных инновационных предложений будут внедрены на предприятии, а их авторов ждет материальное вознаграждение, размер которого напрямую будет зависеть от экономического эффекта, который принесет реализация данного предложения».

евгении

МАртынович,

директор Иркутского филиала Института лазерной физики:

«Инновационное развитие в России тормозит существующая законодательная база, которая слабо стимулирует предпринимателей и инвесторов к участию в инновационных проектах и существенно ограничивает права и возможности научных и образовательных учреждений. В конце прошлого года был принят федеральный закон №217, который позволяет вузам и академическим институтам выступать в качестве соучредителей малых инновационных компаний.

Ученые долго ждали принятия закона, но, к сожалению, в нем оказались большие ограничения. Например, институты не имеют возможности сдавать в аренду на льготных условиях имеющиеся у них свободные помещения новым инновационным предприятиям. Они обязаны сдавать их по конкурсу, в котором инновационные компании должны участвовать на общих основаниях. Кроме того, декларируемые законом возможности финансовых и матери-

альных вложений институтов в эти компании противоречат Бюджетному кодексу и не могут быть практически реализованы. В советское время предприятия были просто обязаны определенную часть доходов тратить на НИОКР и технологическое развитие. Сейчас собственники компаний не заинтересованы в этом. Между тем развитие инновационных технологий является условием не только модернизации экономики, но и технической безопасности».

надежда

сироткинА,

директор по персоналу компании «Балтика-Хабаровск»:

«Инновация далеко не всегда — что-то сложнотехническое, требующее больших затрат и времени на внедрение. Это просто что-то новое в производстве.

Уже несколько лет на нашем предприятии существует программа «Твоя Идея Работает» (ТИР). Работник любого завода может выступить с рацпредложением, и если

оно будет внедрено в производство, то он получит за это весьма неплохую премию.

Так вот, в 2009 году представители завода «Балтика-Хабаровск» оформили 26 рацпредложений, девять из которых были воплощены в жизнь. Нужны были только инициатива и желание».

александр

извольский,

управляющий директор саратовской компании МЕВДЫО (импортер изделий из натурального камня):

«Отмечу моральную неготовность большинства российских предприятий к использованию инноваций в работе. Это по большому счету невыгодно для рядового работника. У нас вся система, еще с советских времен, построена так, что ты получаешь деньги совсем не за то, что все хорошо работает и не требует вмешательства. Ты получаешь зарплату за постоянное и монотонное осуществление какой-либо деятель-

ности. У нас построена затратная экономика: чем больше затрат, тем больше у тебя дел. И экономия, к которой призывает нас президент, она объективно экономически невыгодна очень широкому кругу. Конечно, нельзя сказать, что есть конкретный человек, который воюет против инноваций, — нет. Все за инновации, но пусть они внедряются где-нибудь в другом месте. И еще. Сегодня наблюдается большой дефицит квали-

фицированных кадров, что негативно сказывается на инновационной деятельности. Во-вторых, на разработку и внедрение инноваций зачастую требуется немалое количество времени, что значительно повышает риски. В условиях сегодняшней экономической нестабильности сложно спрогнозировать все опасности и возможные обстоятельства, способные превратить потенциально успешный проект в убыточный».

Джорж «Мы в компании обсудили и одобрили инновационную и постановления правительства реализовывать проект

рижинАшвили, программу. В ближайшее время она выносится на со- по возобновляемым источникам нельзя. В инвестицион-

зампредседателя вет директоров. В ней есть комплексные мероприятия ной программе мы уже заложили три объекта на возоб-

—: ОАО по НИОКР. У «Русгидро» имеются проекты в области воз- новляемых источниках энергии. Планируем реализовать

обновляемых источников. Без соответствующих решений проекты по строительству малых ГЭС по 150 МВт».

18

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 8 (100) 2010

\ САМОЕ ВАЖНОЕ \

юрии

луКАнин,

гендиректор нижегородского металлургического ОАО «Русполимет»:

«Налоговые каникулы — значимый положительный фактор для реализации проекта. Сделаю акцент на снижении бремени различного рода согласований, получения разрешений, которые регламентируются законами федерального уровня. Второе направление — снижение таможенного бремени. Внедрение нового и эффективного невозможно

без современного высокоточного оборудования, и российским предприятиям для реализации своих инновационных проектов приходится закупать его за рубежом. А таможенные пошлины, нацеленные на защиту отечественного производителя, срабатывают с точностью «до наоборот», значительно увеличивая стоимость закупки необходимого импортного

оборудования. Третье направление поддержки — это принципиальное изменение политики российских банков при кредитовании инновационных проектов. Сроки кредитования невелики, в редких случаях превышают пять лет. Процентные ставки по долгосрочным кредитам все еще достаточно высоки и значительно увеличивают стоимость проектов».

аскер

хабаху,

гендиректор адыгейского ООО «Дортранссервис»:

«Необходимо льготное кредитование и налоговые льготы для инвестиций в производство — пониженные ставки либо субсидирование со стороны государства, хотя бы возмещение на уровне ставки рефинансирования. Да, льготное кредитование и налоговые льготы предусмотрены государством. Это дает возможность

с тех сумм, которые предприятие тратит на внедрение инноваций, не платить налог в течение определенного периода времени либо платить по сниженной ставке, но этот механизм не отлажен.

Хотелось бы, чтобы это все стало ближе к реальной жизни».

алексеи

назаров,

директор волгоградского ООО «Юг-Транс»:

«В этой сфере у нас сплошные парадоксы. Внедрение инноваций — дело недешевое. Но для этого предприятию сначала нужно достигнуть нужных объемов реализации и иметь достойную доходность. В нашей отрасли сбыт остался на уровне 2007 года, происходит монополизация отрасли

крупными игроками, которые диктуют свои сбытовые условия. Что-то откладывать не получается. И выходит какой-то замкнутый круг: для победы в конкурентной борьбе нужны новые технологии, но денег у малого и среднего бизнеса на них нет. С другой стороны, может, «малыши» и лучше видят

точки роста, в отличие от «крупняка», которому и так хорошо: ему досталось и сырье, и инструменты нерыночной конкуренции в нашей стране.

Но что-то не видно инфраструктуры, которая бы позволяла эти запросы оперативно превратить в конечный, доступный и рентабельный продукт».

Дмитрии

Пантелеев,

гендиректор кировского ООО «БиоХимЗавод»:

«Прорывы на региональном уровне в сфере активизации инвестиционной деятельности во многом ограничены существующими барьерами на федеральном уровне.

В частности, нерешенность вопроса создания экономических зон по усмотрению местных властей, сложность и отсутствие ясности юридических вопросов развития частно-государственного партнерства на федеральном

уровне лишают регионы мощных инструментов развития территорий. Считаю, что создание при Департаменте промышленности и экономики правительства Кировской области рабочего органа по оценке инновационных биоэнергетических проектов будет полезно для региона и поможет ему удержать лидирующие позиции в мировой биоэнергетике».

андреи

шАБЕЛьников,

гендиректор екатеринбургского ООО «Шиловское» (производство и переработка молока):

«Предприниматель, который купил новый трактор и доильный автомат, не может конкурировать с колхозом, который заменяет один автомат четырьмя доярками с мизерной зарплатой и тремя тракторами с «бесплатными» запчастями, ремонтируемые молотком и сварочным аппаратом. Пока люди будут готовы работать за низкие зарплаты, сельское хозяйство будет модернизироваться только за счет государственных технических субсидий в 50-70% от стоимости нового оборудования

и техники. Что мы и наблюдаем в настоящее время. В переработке молока инновационность сдерживается слишком большим размером производства, который требуется иметь для внедрения инноваций. Инновационные продукты будут стоить дороже традиционных, а, значит, для минимальной загрузки производства потребуется дистрибуция в трех-пяти областях России. Иметь такую дистрибуцию может позволить себе очень большой молзавод или холдинг молзаводов, так как один

инновационный продукт ретейл брать не будет — только в линейке остальных продуктов, в том числе традиционных. Инновационность на уровне технологии производства — выпуск традиционной продукции на современном оборудовании. Тут тоже без огромного масштаба затраты не окупить. Надеяться на увеличение отпускной цены после модернизации — бесполезно. Ретейл на качество продукции в основном не смотрит — розница смотрит только на цену».

\ САМОЕ ВАЖНОЕ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 8 (100) 2010

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.