\опрос УЧАСТНИКОВ РЫНКА \
Какие механизмы распределения бюджетных средств в вашу отрасль вы считаете наиболее эффективными?
ВАДИМ РЫБИН,
гендиректор ФКП «Завод им. Я.М. Свердлова» (Нижегородская область):
«Нужно отходить от субсидий, ведь по сути это дотирование убыточных производств. Лучшая поддержка предприятий — только их полнейшая модернизация. Оборонная продукция в общем объеме производства нашего предприятия занимает не более 20%. Производство ряда специзде-лий, по которым мы несем убытки, дотирует государство. Но эту ситуацию мы изменили коренным образом: в этом году сократили субсидии в три раза по сравнению в 2011 го-
дом, а в следующем откажемся от них вообще. У нас вся оборонная продукция с 2013 года будет прибыльной. Мы в течение последних двух лет оптимизировали штатную численность — было 6500 человек, сейчас 5700. Сократили все расходы, убрали всех посредников с завода, заключили только прямые договора. Запустили четыре новых производства, чего не было на предприятии уже 15 лет, в частности — это выпуск присадок к дизельному топливу, масел-смазок
промышленного значения.
Но с другой стороны, у нас оборудование устарело, ведь все оно было построено в советское время. В структуре себестоимости доля энергозатрат у нас составляет 30%.
В конце прошлого года я защитил в министерстве проект модернизации нашего производства. Нам выделили из федерального бюджета 2,7 млрд руб. — по 500 млн в течение 2012-2016 годов на полную модернизацию завода».
ВАДИМ
БЕРЕСТОВ,
гендиректор калининградского ЗАО «Дорстрой»:
«Организация финансирования проектов через отраслевой центр инвестиций. Кому как не коллегам лучше знать специфику отрасли и ее болевые точки, ликвидация которых требует госвложений. Участие профессионалов гарантирует системность развития всей отрасли — как флагманов в регионах, так и небольших предприятий,
скооперированных с крупными. Такой центр сможет заниматься комплексным привлечением всех возможных источников финансирования для проектов, не только бюджетных, во взаимодействии с органами власти расширить возможность осуществления проектов в рамках государственно-частного партнерства».
ВИКТОР
МАТЮШКИН,
директор оренбургского ООО «Интерагротех» (официальный дистрибьютор CASE):
«Сегодня государство помогает сельским товаропроизводителям субсидиями на приобретение техники, но при этом есть ряд ограничений. Например, такие программы распространяются только на машины, собранные в России. Но выигрывают ли от этого те, кто работает
на земле? Зачастую вопрос цены является определяющим. Хотя наши постоянные клиенты подтверждают, что вложения в импортную технику себя оправдывают неоднократно. Первые комбайны CASE 2366 в Оренбургскую область были завезены еще в 1999 году и до сих пор успешно
работают. А у многих новых моделей в отечественной промышленности просто нет аналогов. Вот пример одного из хозяйств: за счет самоходной косилки CASE WDX1203 они не только сено скосили, но и в два-три раза увеличили производительность комбайнов при уборке зерновых».
ВЛАДИСЛАВ
ПЕРЕПЕЧЕНОВ,
гендиректор астраханского ООО «РИА «Аверс»:
«Телекоммуникационная отрасль должна развиваться пропорционально-опережающими темпами (как транспорт и энергетика) по сравнению с ВВП, чтобы исключить торможение экономического роста. С другой стороны, развитие инфраструктуры связи невозможно без совершенствования информационных услуг. При переходе в «ин-
формационное общество» основная задача государства — развитие рынка информационных услуг. Это электронное правительство, платежные банковские системы, электронная регистратура, телемедицина, дистанционное обучение, цифровое телевидение и др. Их развитие даст толчок и развитию сетевой инфраструктуры».
СЕРГЕИ
ЮРАСОВ,
гендиректор Ульяновского автомобильного завода:
«Наиболее эффективными мерами поддержки со стороны государства можно считать стимулирование спроса на продукцию отечественных автопроизводителей, предоставление госгарантий по кредитам автопредприятий и снижение финансовой
нагрузки от оплаты услуг. Это, например, программа утилизации автотранспорта с субсидированием затрат на покупку автомобилей, произведенных на территории РФ, и введение льготных тарифов на перевозку автомобилей в отдаленные регионы
страны. Следует обратить внимание на необходимость поддержки инновационной деятельности автопроизводителей и компенсации части затрат на НИОКР. Это позволит максимально сократить сроки освоения новых, высококонкурентных видов продукции».
40
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 3 (119) 2012
\ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \
На этот вопрос отвечали наши респонденты
ВЛАДИМИР
СНИГУР,
гендиректор хабаровского «СМУ-ВОСТОК» (строительно-монтажные работы):
«Бюджетными средствами не нужно спонсировать ту или иную отрасль. Большего эффекта можно добиться, вкладывая деньги в проекты, которые носят действительно инфраструктурный характер и могут определить развитие регионов. Это, прежде всего,- объекты транспорта и энергетики. Для Дальнего Востока в этом плане
на первом месте стоит проект модернизации БАМа. Он даст нам большой мультипликативный эффект. От развития железной дороги во многом зависит совершенствование наших портовых мощностей. Эффект распространяется и в смежных сферах — лесной, горнорудной, нефте- и газохимической...»
РЕНАТ
БАТЫРОВ,
собственник астраханской Группы Компаний «Пилот»:
«Необходимо помогать 1Т-компаниям инвестировать в инфраструктурные, образовательные стартапы. В качестве одного из вариантов можно рассматривать субсидирование процентной ставки по кредиту для проектов, связанных с развитием инфраструктуры: 1Т-парки, дата-центры,
телекоммуникационные проекты и т.д. Кроме того, может быть полезной компенсация затрат со стороны государства на продвижение стартапов не только на российском рынке, но и на зарубежных; на обучение сотрудников 1Т-компаний, аренду площадей. Не все могут позволить
себе комплексное и основательное образование. А поддержка государства (например, во многих европейских странах затраты на обучение специалистов принимаются к зачету по налогам) создавала бы условия для роста и развития сотрудников 1Т-компаний».
НИКОЛАЙ «Оптимальная поддержка в отрасли сельского хозяй- мер, за каждый литр молока получаем 2 руб. дотаций.
ШКИЛЕВ, ства — дотации на произведенную продукцию: на литр И неважно, сколько ты выпустил этого молока и какого
директ°р ниже- молока, килограмм мяса. И никак иначе! При этом качества. А надо — чем больше ты производишь, тем
городского подсобного хозяйства можно заинтересовать фермеров производить еще более значительный размер дотации на литр молока
«Пушкинское»: больше качественной продукции. Как? Мы, напри- получаешь».
ВИКТОР ЯШИН,
гендиректор рязанского ООО «Касимов-Миакро» (производство кроличьего мяса):
«Система субсидирования, существующая для сельхозпроизводителей,-правильная. Единственное, что плохо,- это излишняя избирательность. Для того чтобы получить деньги, нужно сто раз обосновать необходимость вливания этих средств в тот или иной проект. Понятно, что государство не
может направо и налево раздавать субсидии, но сельское хозяйство как никто другой нуждается в них. Получить в банке кредит бывает довольно сложно, если, конечно, нет достаточного обеспечения. А многим обеспечивать заемные средства просто нечем.
На мой взгляд, в село сначала нужно закачать капиталы, а потом уже производить качественный отбор проектов по итогам этих вливаний.
К тому же должна быть выработана четкая система субсидирования и контроля над выделенными средствами».
ДМИТРИЙ «Мукомольная и хлебопекарная отрасли требуют мо- ло бы быстрее. Поэтому я считаю, что производителям
ДРЕВЛЯНСКИЙ, дернизации. Конечно, процессы технического пере- нужны льготы для приобретения оборудования, обнов-
президент АГЖ вооружения идут и сейчас, высококонкурентная среда ления мощностей. Хлебопекарные предприятия должны
«Стойленская
Нива»: заставляет участников рынка развиваться, однако получать субсидированные кредиты, как это происходит
при поддержке государства это развитие происходи- в других секторах АПК».
ПЕТР
РОМАНИШИН,
гендиректор краснодарского ОАО АПФ «Фанагория»:
«Каждый год на развитие виноградарства в Краснодарском крае затрачиваются сотни миллионов рублей. В 2011 году в отрасль инвестировано 300 млн руб. Я согласен
с тем, что виноделие — это стратегически важная отрасль экономики нашего региона. Однако, по моему мнению, наиболее эффективным механизмом распределения бюджетных
средств в случае с виноградарством и виноделием может быть субсидирование создания сырьевой базы (закладка виноградников и выращивание винограда)».
\ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 3 (119) 2012
41