Образование
Елена БОДРОВА
определяющий фактор повышения эффективности гуманитарной подготовки в высшей школе -профессиональная ориентация
Страна стала иной, сменилась идеология, на смену плановой экономике пришли рыночные отношения. Частная собственность, предпринимательство, конкуренция стали обыденными понятиями. Совсем недавно изолированная от мира Россия вступила в период глобальных информационных, в том числе и образовательных систем.
Зарубежная высшая школа, благодаря прогрессу компьютерной техники и телекоммуникационных систем, стала переходить на суперсовременные образовательные технологии. Мировое образовательное пространство практически становится наднациональным.
Для России сегодня речь идет о целесообразности постоянного мониторинга мировой образовательной среды, масштабного творческого сотрудничества с зарубежными коллегами, оперативного реагирования на все полезное, перспективное для развития высшей школы.
Многие институты, внедрив обучение по непрофильным специальностям, получили статус университетов. В качестве уступки мировой системе наряду с подготовкой специалистов узаконена двухступенчатая система «бакалавр — магистр». Введено обучение с полным возмещением затрат (платное обучение), появились «негосударственные» вузы.
Несмотря на существенное обновление содержания гуманитарного образования в современной России, по сей день отсутствует целостная концепция гуманитарного и социально-экономического образования на всех его уровнях.
Можно выделить следующие проблемы, характерные для общего гуманитарного и социально-экономического образования в настоящее время:
1. Отставание от мирового уровня преподавания социально активных и значимых наук — социологии, экономики, права, политологии, социальной философии, психологии, конфликтологии. Эти предметы преподаются либо как набор лекций, либо излишне утилитарно и примитивно. Но при этом не делается главное — не ставится профессиональное мышление. За стремлением к практической ориентации теряются фундаментальность, глубина, содержательность подготовки. Именно эти предметы отвечают за активную социальную ориентацию и адаптацию выпускников вузов.
2. Разрыв собственно преподавания и исследования. Преподаватель слабо участвует в исследованиях и разработках. Особенно ощутимо это проявляется именно в гуманитарных областях. Нередко они преподаются как книжные науки, либо как излишне прикладные практики общения, коммуникации, взаимодействия. За ними не видится некий научный предмет, не строится идеальная действительность научного знания.
3. В стандартах мало внимания уделяется проблемам национальных отношений, формированию национальной этики и политики
БОДРОВА
Елена
Владимировна — д.и.н., профессор, зав. кафедрой истории Московского государственного университета приборостроения и информатики
ф
56_______________________ВЛАСТЬ___________________06’2008
государства, изучению этнических конфликтов, профилактике и прогнозам в этой области, законам взаимодействия самобытных этнических культур.
4. Отсутствие единства гуманитарной и профессиональной подготовки.
На наш взгляд, задача гуманитаризации высшего технического образования может быть реализована при условии:
• преподавания широкого спектра образовательных курсов по общественным и гуманитарным наукам, включения естественнонаучных и технических знаний в единый универсальный цикл наук о человеке, обществе и природе;
• отказа от дегуманизированной воспитательной политики, воспринимавшей личность только как объект педагогического воздействия;
• развития демократических методов обучения студентов, утверждение принципов педагогики сотрудничества, расширение самоуправленческих начал в деятельности вузовских структур;
• сохранения истории и философии в структуре высшего профессионального образования в качестве обязательных, что обеспечит фундаментальный уровень подготовки в области гуманитарного и социально-экономического образования. Именно в этой сфере отечественная наука и образование располагают наиболее квалифицированными научно-педагогическими кадрами, сами дисциплины обеспечены качественной учебной и научной литературой. Отечественная история и философия являются основополагающими предметами в становлении личности будущего специалиста;
• продолжения работы — с учетом Болонского процесса — по дальнейшей модернизации и разработке примерных профессионально-ориентированных программ общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в технических вузах.
Разработка примерных профессионально-ориентированных программ по всем дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла может стать решением задачи повышения эффективности гуманитарной подготовки в высшей школе. На наш взгляд, их должны отличать две особенности:
1) Ориентация на познание и осознание общечеловеческих и национальных ценностей, овладение интеллектуаль-
ным богатством и культурным наследием России и мира, коммуникативную подготовку, предполагающую речевую компетенцию, высокий уровень культуры владения современным русским языком, формирование всесторонне развитой личности специалиста, ответственной не только за техническое содержание, но и за экологические и социальные последствия принятия профессиональных решений;
2) Усиление социально-экономической подготовки, ориентация на знание экономических и правовых основ функционирования и развития общества, формирование личности специалиста с рыночными социально-психологическими установками, способной к честному предпринимательству, деловой активности, работе в коллективе, профессиональному принятию технических, экономических, управленческих и социальных решений.
Анализ вариантов программ, ранее апро -бированных в высшей школе, и новых, профессионально-ориентированных программ, проходящих апробацию ныне, свидетельствуют о значительном усилении в гуманитарном образовании трех составляющих — личностной, профессиональной и социально-общественной.
Акцентирование этих проблем было продиктовано следующими обстоятельствами:
1. Преодоление односторонности, узости существовавшей в советский период методологической базы воспитания первоначально приняло форму простого отрицания ее. Следующим шагом на пути преодоления методологического вакуума стала попытка перенесения и использования в России западных методологических подходов к обучению и воспитанию. Однако методологической базой западных моделей, сложившихся в 70-80-е гг. XX в., (особенно гуманитарного образования) является советская методология наоборот — абсолютизация роли самой личности и целенаправленное, жесткое сужение сферы воздействия социального окружения на личность. В последнее десятилетие на самом Западе активизируется поиск путей преодоления индивидуалистической ориентации, вырабатывается комплексная методология. Эта же потребность осознается в последнее время и в России.
06’2008__________________ВЛАСТЬ_________________________57
2. Социологические исследования, проведенные в ряде технических университетов, показывают, что подавляющее количество студентов понимают значимость гуманитарных и социально-экономических дисциплин в становлении профессионализма и компетентности, в формировании нравственности и духовности, гражданских качеств. На вопрос «Какие оценки получали по гуманитарным и социально-экономическим наукам?» около 90% респондентов ответили «хорошо» и «отлично». В то же время от 50 до 70% студентов-выпускников оценили остаточные знания по названным дисциплинам как неудовлетворительные. Такую ситуацию можно объяснить слабой ориентацией ГСЭ дисциплин на будущую профессиональную деятельность выпускников и, зачастую, отсутствием гуманитарной направленности в процессе преподавания общеинженерных и специальных дисциплин.
До настоящего времени во многих негуманитарных вузах не осуществился процесс сущностной интеграции гуманитарных наук в систему высшего технического образования. В среде преподавателей и студентов все еще бытует мнение о бесполезности приобретаемых гуманитарных знаний, невозможности увязать их с получаемой профессией, временности высказываемых истин. Студенты не осознают ориентирующий характер социально-гуманитарных дисциплин в условиях существующей поливариантности взглядов на мир и неопределенности самой жизни.
3. В последнее десятилетие просматривалась тенденция к изъятию из образования вопросов, касающихся социальных целей и общественных устремлений, тех самых, которые недавно в гипертрофированно политизированном виде пронизывали и деформировали все содержательное пространство советского образования. Обоснованием такой практики явился принцип деидеологизации общественной жизни.
Однако история уже доказывала неоднократно, что устранение идеологии вообще на деле означает отказ общества от собственного воспроизводства — и в его социальном, и в индивидуальном, человеческом аспекте. Это — уничтожение социального менталитета, осмысленных критериев развития общества. При
этом необходимо учитывать, что старшее поколение не в состоянии сейчас передать молодежи не только свои прежние социальные ценности (от большинства из них оно само отказалось), но даже свой социальный опыт, поскольку он не работает в другой общественной системе. Основной особенностью сегодняшнего мира является поиск новых мировоззренческих ориентиров, отличных от идеалов техногенной цивилизации.
4. Одним из концептуально важных способов управления качеством подготовки выпускников вузов является реализация компетентностного подхода к модернизации учебных программ.
Выделим несколько сущностных характеристик компетентности, утвердившихся в научной литературе. Это: эффективное использование способностей специалиста, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность согласно требованиям рабочего места; овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средой; интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, оптимальных для выполнения трудовой деятельности в современной производственной среде; способность делать что-либо хорошо, эффективно в широком формате контекстов с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки; быстрая, гибкая и адаптивная реакция на динамику обстоятельств и среды.
Компетентность не должна противопоставляться профессиональной квалификации, но и не должна отождествляться с ней. Термин «компетенция» служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника, категории результата образования.
Науки цикла ГСД позволяют формировать такие компетенции специалиста, без которых немыслимо дальнейшее инновационное и стабильное развитие общества: письменная и устная коммуникация на родном языке, способность к критике и самокритике, работа в команде, навыки межличностных отношений, способность работать в междисциплинарной команде, способность общаться со специалистами
ф
58_______________________ВЛАСТЬ___________________06’2008
из других областей, принятие различий и мультикультурности, способность работать в международной среде, знание второго языка, приверженность этическим ценностям и др.
Науки цикла ЭОУД — такие компетенции, как способность к организации и планированию, принятие решений, способность адаптироваться к новым ситуациям, лидерство, разработка и управление проектами, инициативность и предпринимательский дух, забота о качестве, стремление к успеху, способность работать в междисциплинарной команде, способность общаться со специалистами из других областей и др.
По нашему мнению, разработанные учеными московских технических вузов (МАДИ, МГУПИ, МГИЭМ) под руководством проф. И. В. Федорова примерные программы по дисциплинам цикла ГСЭ и ЭОУД, обеспечивающие единство гуманитарной и профессиональной подготовки студентов, отвечают тенденциям развития современного образования, экономическим, социальным и духовным потребностям российского общества. Более того, они могли бы стать основой для разработки ГОС ВПО 3-го поколения в этой образовательной области.
Между тем модель специалиста, разработанная в Высшей школе экономики, МВТУ им. Баумана, в Санкт-Петербургском электротехническом университете по заданию Министерства образования и науки РФ, предполагает такое же количество часов на изучение цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин, которое было представлено и в предыдущих стандартах. Однако содержание преподавания принципиально меняется. Для бакалаврской подготовки из 950 часов на иностранный язык и физкультуру отводится 748 часов и только 202 часа на «Историю России», «Правоведение», «Психологию межличностного общения» и др. «Философия» исключается. В структуре образовательной программы подготовки магистра общая трудоемкость цикла гуманитарных и социальных дисциплин составляет 350 часов. Это философия науки и техники, логика и теория аргументации, конфликтология и другие, не обозначенные авторами курсы. Изучение структуры и содержания преподавания гуманитарных, социальных, экономических и орга-
низационно-управленческих дисциплин, предлагаемых авторами упомянутого пилотного проекта, свидетельствует о явном снижении требований к уровню фундаментальной подготовки студентов, об определенной ориентации на прикладной тип знаний, дающий быстрый технический и экономический эффект и способный обслуживать любые интересы власти и бизнеса.
Очевидна попытка вытеснения философии из образовательного процесса. Идеологические основания отказа от философии в высшей технической школе есть и у нынешних реформаторов — это, во-первых, кадры преподавателей советской эпохи, во-вторых, негативное отношение ко всему «марксистскому». Однако сегодня происходит не просто замена социалистической идеологии либеральнобуржуазной, а создание более примитивного типа идеологии, которая направлена на создание упрощенной системы ценностей, позволяющих эффективно (технологично) манипулировать сознанием.
Цель такой идеологии — повысить управляемость «массы», что неизбежно связано с вымыванием фундаментальных ценностей, в том числе и прежде всего в образовании. Философия в этом плане, безусловно, выступает препятствием, так как она учит мыслить, рассуждать, а значит, что-то признавать, а что-то нет.
В действующих государственных образовательных стандартах история представлена в качестве одной из важнейших дисциплин первого цикла (цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин), целью которого во всех профессиональных программах высшей школы является формирование общего базового (фундаментального) образования.
Причем в стандарте 2000 г. заметен сдвиг в сторону возвышения концепции «национальной истории»: федеральная дисциплина «История» переименована в «Отечественную историю».
Это не случайно. Изучение истории отечества определяет сама российская ситуация, когда искаженное восприятие
и, подчас, отрицание самих понятий об отечестве, о патриотизме, очевидно, влечет за собой опасность кризиса национального самосознания, что подразумевает нарастающее равнодушие граждан к судьбе Отечества и утрату ими чувства ответственности за него. Нельзя не учи-
06’2008__________________ВЛАСТЬ_________________________59
тывать и тот факт, что с распадом советского государства резко обозначились проблемы власти, экономики и политики, обнаружив значительные потери в культуре, морали, духовности, нравственности, патриотизме.
В любом обществе самопознание и самоопределение человека происходит через призму исторических знаний о судьбах Отечества. Основой идентификации специалиста в обществе служит история Отечества, история отечественной науки и техники, история отрасли, история избранной специальности, история жизни и деятельности выдающихся ученых и инженеров, история открытий и движения научных идей и их практического применения, история складывания этических принципов и жизненной философии данной страны. Однако содержание исторического образования сегодня является более сложным и многогранным. Оно видится в формировании новых социальных качеств будущего специалиста — гражданина своего Отечества, который руководствуется общественными интересами и в то же время в своем стремлении к успеху личной мотивацией труда, коммуникативностью, самореализацией, альтернативностью вариантов поведения и принятия решений, умением оценить последствия своего поведения обладает рационально-либеральными качествами субъекта рыночных отношений. Наряду с воспитанием гражданских качеств, историческое образование призвано формировать у студентов новые аспекты современного гуманизма, нравственные ориентиры в разрешении глобальных
проблем современности, способствовать пониманию социокультурных смыслов техники и инженерии, преодолению технократического мышления, порождающего дефицит культуры мысли, общения, поведения, творческих индивидуальностей.
В отечественной и зарубежной литературе последних лет, а также в документах ЮНЕСКО, посвященных роли и значению образования, подчеркивается, что возможное ослабление интеллектуальных и духовных традиций различных наций связано с ослаблением и кризисным состоянием ряда национальных систем образования и подготовки интеллигенции, оторванной от истории, традиций и культуры своих государств.
Принципиальным также является определение места каждой из гуманитарных и социально-экономических дисциплин в инженерном образовании. Пилотные проекты стандартов 3-го поколения, сохраняя прежний объем учебного времени, коренным образом перераспределяют его в пользу иностранного языка и физкультуры. Между тем иностранный язык мог бы изучаться студентами технических вузов в течение одного учебного года, а в последующие годы более целесообразной формой обучения могла быть стать факультативная, малыми группами. Начиная со второго курса, и физкультура могла стать факультативным предметом. Гораздо более эффективными представляются факультативные занятия в спортивных секциях. Подобный подход позволил бы выделить значительно большее количество часов на собственно гуманитарные и социальные дисциплины.