АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.006.3
Дурнев А.Я., к.и.н, доцент, первый проректор ДальГАУ Стасюкевич С.М., к.и.н., профессор, директор института гуманитарного образования ДальГАУ
ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
В статье раскрываются основные подходы к определению гуманитарных компетенций и планированию блока ГСЭД в образовательных стандартах третьего поколения. Показан опыт гуманитарной подготовки специалистов сельского хозяйства, накопленный в Дальневосточном государственном аграрном университете на предыдущих этапах реформы высшей школы. Сформулированы предложения по обеспечению гуманитарных компетенций в учебном процессе университета.
Durnev A.J., Cand.Hist.Sci., the senior lecturer, first pro-rector of FESAU;
Stasjukevich S.M., Cand.Hist.Sci., professor, director of Institute of liberal education of FESAU FORMATION OF HUMANITARIAN SKIUUS OF THE AGRICUUTURAU SPECIAUISTS DURING THE TRANSITION TO EDUCATIONAU STANDARDS OF THE THIRD GENERATION
In this article the basic approaches to definition of humanitarian skills and to planning of block GSED in educational standards of the third generation are revealed. Here is shown the experience of humanitarian training of experts of the agriculture, accumulated in FESAU at the previous stages of reform of the higher school. Offers on maintenance humanitarian competences in educational process of university are formulated.
Современная реформа российского высшего образования обусловлена несколькими взаимосвязанными процессами: необходимостью развития человеческого капитала, способного создавать и развивать инвестиционную экономику; качественным изменением роли знаний, информации в социальном развитии; постоянным технологическим и структурным обновлением производства; изменением запросов общества к качеству подготовки специалистов [3]. Поэтому современный этап реформы высшей школы предусматривает переход на двухуровневую систему подготовки специалистов, существенную корректировку содержания образовательных стандартов, широкое распространение инновационных образовательных технологий.
Научно-педагогическое сообщество осознавало переходный характер стандартов ГОС ВПО второго поколения, обусловленный сохранявшейся социально-экономической нестабильностью и разрушением рынка труда. Особые нарекания преподавателей профилирующих дисциплин и администраций технических вузов вызывало неоправданное, с их точки зрения, расширение гуманитарной и социально-экономической подготовки. По-
этому работа над новыми стандартами началась практически с момента ввода в действие ГОС ВПО 2000 г. В области политехнического образования наиболее активно в разработке новых стандартов были задействованы центральные УМО и ведущие вузы страны (МГУ, МВТУ им. Н.Э. Баумана, МГИСИС, ВГУЭС и др.). К сожалению, система аграрного образования, особенно в части региональных вузов, оказалась практически на обочине процесса разработки стандартов нового поколения. В результате аграрные вузы, с одной стороны, пассивно ожидают инструкций от Минобрнауки, с другой - воспроизводят в своих настроениях худшие традиции технократического примитивизма.
Рассмотрим основные тенденции планирования блока гуманитарных и социальноэкономических дисциплин, проявившиеся в процессе подготовки макетов новых федеральных образовательных стандартов.
Во-первых, ни один из авторов предложений не отказывается от необходимости наличия блока гуманитарных и социально- экономических дисциплин в образовательных программах инженерных и естественнонаучных специальностей. Ведущие вузы и
7
учебно-методические объединения страны выступают за координированные усилия преподавательского сообщества в определении как основных компетенций, так и перечня дисциплин того или иного цикла. При этом ведущие специалисты инженерного образова -ния предостерегают от необоснованного дав -ления администрации технических вузов на структуру и объем цикла дисциплин социогуманитарного профиля и подчеркивают значимость каждой дисциплины для соответствующих компетенций специалиста [11].
Во-вторых, было признано, что новое построение гуманитарного и экономического циклов - одна из наиболее проблемных задач при переходе на стандарты третьего поколения. Разрабатывалось несколько вариантов типовой модели новых ФГОС ФПО [4].
В-третьих, происходил процесс осмысления самим инженерным и естественнонаучным сообществом места и роли гуманитарных наук в подготовке специалистов, степени и форм сочетания гуманитарной и профилирующей подготовки [12].
В целом наиболее полно современные тенденции планирования цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин отражены в рекомендациях к наполнению макета ГОС ВПО, подготовленных Исследователь -ским центром проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов. Рекомендации предусматривают, что в основу формирования проектов компетентностной и дисциплинарной структуры цикла ГСЭ ФГОС ВПО для различных групп специальностей и направлений подготовки положены следующие принципы: 1) преемственность с действующими ГОС ВПО, сохранение накопленного позитивного опыта; 2) учет специфики отечест-
венного высшего профессионального образования (фундаментальность и акцент на воспитании широко образованной социально активной личности выпускника); 3) вариативность формирования необходимых социально-личностных компетенций с помощью различного набора теоретических дисциплин;
4) приоритетность дисциплин мировоззренческого профиля (философия, история России);
5) необходимость для успешной профессиональной и социальной деятельности в современном глобальном мире владения иностранным языком [12].
Результатом усилий научно-
педагогического сообщества стал макет новых образовательных стандартов, утвержденный Министерством образования и науки РФ
в феврале 2007 г. [5]. В основу новых образовательный стандартов положен компетентно-стный подход. Компетенция - это динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей и личностных качеств, необходимая для эффективной профессиональной деятельности, социальной активности и личностного развития выпускников вузов, которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы [2, С. 31,42]. Компетенции жестко не связаны с конкретной профессией, они могут быть использованы в ряде профессий. При этом компетенции рассматриваются не в противопоставлении, а во взаимосвязи профессиональных и личностных характеристик будущего специалиста. Компетентность - это и результат овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками и характеристика свойств социально-активной личности, обладающей широкими творческими способностями.
В соответствии с предложениями европейских экспертов, разработанными в процессе выполнения многолетнего (с 2000 года) международного проекта «Настройка образовательных структур в Европе» (TUNING) в новых ГОС используются понятия общих и профессиональных (специальных) компетенций. Общие компетенции расцениваются как инвариантные (то есть общие для всех направлений и специальностей полготовки). К ним относятся [7]:
- общенаучные (фундаментальные), в том числе гуманитарно-социальные и экономические, включающие базовые знания в области математики и естественных наук, гуманитарных и социально-экономических наук; базовые компьютерные и лингвистические навыки; способность понимать и использовать новые идеи и др.;
- социально-личностные и коммуникативные, включающие способность к критике и самокритике, терпимость, умение работать в коллективе, общую культуру, приверженность к этическим ценностям;
- организационно-управленческие, в том числе системные, включающие способность организовать и спланировать работу; способность применять полученные знания на практике; умение извлекать и анализировать информацию из различных источников; способность к адаптации к новым ситуациям; знание организационно-правовых основ своей деятельности.
8
При разработке «компетентностных моделей» учитывались и рекомендации Еврокомиссии, определившей восемь ключевых компетенций, обязательных для образованного европейца и призванных содействовать развитию личности, активному взаимодействию и улучшению трудоустраиваемости. Среди ключевых компетенций пять - это гуманитарные и одна - организационноэкономическая: 1) в области родного языка; 2) в сфере иностранных языков; 3) учебная; 4) межличностная, межкультурная, социальная и гражданская; 5) предпринимательства;
6) культурная. Эти компетенции связаны с определенными способностями, необходимыми во всех жизненных областях, таких как критическое мышление, креативность, «ев-
ропейское измерение» и активная жизненная позиция [1].
При конкретизации содержания компетенций, которые должны формироваться посредством блока ГСЭД, научно-
педагогическое сообщество исходило из понимания того, что цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе. Гуманитарные дисциплины в составе любой основной образовательной программы высшего профессионального образования выступают важнейшим элементом общего базового образования (без которого невозможно и профессиональное). Основное «назначение» гуманитарных наук -«катализация» познавательных процессов, содействие развитию творческих начал. Можно утверждать, что в известном смысле само творчество как таковое имеет в значительной мере гуманитарный характер. Особенно важна роль гуманитарных наук в развитии коммуникативных навыков будущих специалистов, поскольку в современном обществе без них немыслимо ни профессиональное, ни личностное сотрудничество. В современной образовательной и социальной ситуации речь идет о создании системы непрерывного гуманитарного обучения, нацеленного на стимулирование человека к творческому, социально-позитивному личностному росту, непосредственно связанного с его жизнедеятельностью [4, 11].
Каждый из российских разработчиков проектов образовательных стандартов третьего поколения предлагает свое видение компетенций. Следует отметить, что гуманитарное
содержание прослеживается не только в специально выделенных социально-личностных компетенциях, но и включается составными частями в универсальные, общенаучные и общепрофессиональные компетенции. На-
пример, проект стандарта по направлению подготовки 511700 (020900 ОКСО) «Химия, физика и механика материалов», разработанный под эгидой МГУ, выделяет такие цели высшего профессионального образования в области воспитания личности, как развитие научной и профессиональной этики, способности аргументировано отстаивать свои научные интересы и достижения научной группы, общекультурные потребности; укрепление нравственности, патриотизма, творческих способностей, социальной, культурноязыковой и научной адаптивности, коммуникативности, толерантности, настойчивости в достижении цели, выносливости и физической культуры. Соответственно в содержание универсальных общенаучных компетенций (ОНК) включена способность использовать при обеспечении маркетинговых потребностей и защите интеллектуальной собственности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук. В содержании общепрофессиональных компетенций (ОПК) выделены: понимание сущности и социальной значимости профессии, основных перспектив и проблем дисциплин, определяющих конкретную область деятельности; грамотное использование профессиональной лексики; владение базовыми письменными и устными навыками одного из распространенных иностранных языков международного научного общения, способность к деловому общению в профессиональной сфере, знания основ делового общения, навыки работы в команде. Кроме этого отдельно формулируются 15 социальноличностных и общекультурных компетенций (СЛК) [9]. Обобщая опыт разработки социально-личностных компетенций, В.И. Байден-ко дает следующие укрупненные формули-ровки: выпускник должен демонстрировать базовые знания в области гуманитарных и социальных наук и применение их методов в различных видах профессиональной и социальной деятельности; здоровый образ жизни; понимание и соблюдение базовых ценностей культуры; гражданственность; гуманистическую ориентированность; приверженность этическим ценностям и принципу социальной ответственности; правопослушность (правовая культура); владение культурой мышления; деятельность в иноязычной среде; готовность к социально-культурному диалогу; способ-
9
ность к критическому переосмыслению своего профессионального и социального опыта; развитую письменную и устную коммуникацию, включая иноязычную культуру [1].
Очевидно, что формирование указанных компетенций возможно только в случае продуманного построения блока ГСЭД, последовательного, преемственного и инновационного преподавания комплекса гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Невозможно жестко увязать реализацию каждой компетенции с изучением какой-либо одной дисциплины. Например, навыки коммуникации формируются не только и не столько в процессе изучения языков, но и психологии, социологии; развитие критического стиля мышления достигается в первую очередь изучением истории, философии, логики; формирование гражданственности и патриотизма, осознание социальной значимости выбранной профессии невозможно без постижения исто-рии,этики, политологии.
Необходимо отметить существенные различия предложенных проектов ФГОС в части количества времени и перечня гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В Требованиях к соотношению обязательного минимума содержания основных образовательных программ первого и второго уровней на освоение гуманитарных дисциплин предусмотрено отведение при подготовке бакалавров 10 - 14% учебного времени и 4 - 6% - на изучение организационно-экономического блока дисциплин. Кроме того, 4 - 6% учебного времени
должно отводиться на изучение гуманитарных дисциплин в магистратуре. В кредитах это составляет в общеобразовательной части ООП бакалавра на гуманитарно-социальный блок (25 - 30 зачетных единиц), организационноэкономический блок (10 - 15 з.е.), то есть в целом на блок ГСЭД ООП бакалавра - от 35 до 45 з.е. При этом время на базовую и вариатив -ную часть ООП распределяется поровну [7].
Проекты стандартов, разрабатывавшиеся в 2005-2006 гг., предлагали как расширение блока ГСЭД до 83 кредитов (51 - в бакалавриате и 32 - в магистратуре (Проект стандарта по направлению подготовки «Химия, физика и механика материалов»), что в сумме адекватно 2200 - 2700 часам, так и значительное сокращение собственно гуманитарной подготовки за счет выведения всех базовых дисциплин в вариативную часть модуля ГСЭД и выделения расширенного самостоятельного блока ЭОУД (проект стандарта по направлению подготовки 660200 - «Агрономия»,
660100 - «Агрохимия и агропочвоведение»)
[9].
После принятия макета ФГОС ВПО Министерством образования и науки (февраль 2007 г.) чаще всего разработчики отводят на блок ГСЭД - 30 - 35 кредитов (при рекомендованном переводном коэффициенте 1 кредит = 33-36 академическим часам это может составить от 990 до 1260 академических часов), при вынесении физкультуры в размере 400 часов за рамки Госстандарта. Базовыми дисциплинами остаются в большинстве проектов - отечественная история и философия, предусматривается расширение экономической подготовки студентов; остальные компетенции реализуются через вариативную часть стандарта [10, 13].
2008-2009 гг. - решающий этап перехода на новые стандарты, когда должны быть сформированы инвариантные последовательности дисциплин (модулей), скорректирован минимум содержания основных блоков дисциплин, завершена разработка и утверждены новые ГОС ВПО. Перед окончательным утверждением проекты ФГОС ВПО должны пройти апробацию и экспертизу работодателями и академическим сообщест-
вом. Министерством образования и науки предусматривается повышение квалификации руководителей и профессорско-
преподавательского состава вузов по освоению основных образовательных программ на основе компетенций [8].
На этом этапе предстоит включиться в работу и региональным вузам. Новые стандарты будут рекомендовать лишь перечень компетенций, диапазон количества кредитов (трудоемкости, выраженной в условных единицах, имеющей в своем основании количество времени, необходимое для освоения дисциплины), отводимых на изучение той или иной дисциплины, и предлагать общий список обязательных дисциплин, образующих цикл (модуль). Вузам же предоставлены значительные свободы в формировании образовательных программ в части компоновки учебных модулей, начисления зачетных единиц по дисциплинам (модулям) обязательной и вариативной части образовательной программы [6].
Безусловно, при переходе на новые ФГОС необходимо встречное движение самих гуманитариев, их готовность к обновлению содержания курсов в сторону учета профессиональной направленности студентов, лучшей адаптации к рынку труда, готовность и способность соответствовать запросам сту-
10
дентов и логике развития аграрного образования.
В течение последних нескольких лет Дальневосточным государственным аграрным университетом накоплен положительный опыт преподавания полного цикла гуманитарных, социально-экономических дисциплин и приближения их содержания к профилирующей подготовке. В рамках национальнорегионального, вузовского компонентов читаются такие курсы как «Аграрная история России», «История землеустройства», «История Дальнего Востока», «Технология карьеры», «Этика и психология делового общения» и др. С 2005 г. при подготовке к кандидатскому минимуму преподаются «История сельскохозяйственных наук», «История химии, биологии и геологии», «История технических наук», «История экономических учений».
Отельные гуманитарно-ориентированные курсы ведутся на специальных кафедрах -«История архитектуры», «История биологии». Профессиональная направленность подготовки учитывается и в преподавании дисциплин федерального компонента ГОС ВПО второго поколения через соответствующую корректировку тематики рефератов, самостоятельной работы, творческих заданий. Преподаватели гуманитарных дисциплин активно и творчески осваивают инновационные образовательные технологии. Миссия института гуманитарного образования ДальГАУ, сформулированная в 2005-2006 гг. в процессе становления институтского уровня системы качества, определяет цели педагогической деятельности коллектива, прямо коррелирующие с основными социально-личностными компетенциями стандартов третьего поколения: обеспечение принципов гуманизации высшего аграрного образования, формирование у студентов мировоззрения, основанного на системном представлении об обществе и человеке; повышение общего уровня культуры, воспитание патриотических чувств студенческой молодежи, формирование позитивной, активной, социально адаптированной личности будущего специалиста, формирование у студента представления об историческом опыте и социальной значимости выбранной профессии; формирование и развитие экономической грамотности будущих специалистов; приобретение студентом коммуникативных знаний и навыков, приобретение студентом умений и навыков управления коллективом.
Представляется, что данный положительный опыт должен быть востребован и развит при переходе на образовательные стандарты
третьего поколения. Вуз, претендующий на лидерство в своем сегменте образовательного пространства, должен давать гуманитарную подготовку, способствующую реализации образовательных и воспитательных задач.
В связи с необходимостью разработки образовательных программ и наполнения конкретным содержанием предложенных макетов ФГОС ВПО целесообразно:
1. Выработать в основной образовательной программе бакалавров единую базовую часть модуля ГСЭД.
2. Предусмотреть в вариативной части подготовки бакалавров профессионально сориентированные курсы аграрной истории, региональной истории, этики, психологии деловой коммуникации, менеджмента качества.
3. Включить в основную образовательную программу магистров курсы по истории специальностей, философии науки, методологии научного исследования, педагогике.
4. Обеспечить возможность переподготовки и повышения квалификации преподавателями гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения /В.И.Байденко . - М., 2006. [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://www.vvsu.ru/
dap/development_program/files/baydenko.pdf
2. Байденко, В.И. Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования //В.И.Байденко. - М.: Изд-во Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, 2007. - 162 с.
3. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития [Текст]: методические рекомендации / под ред. Я.И. Кузьминова и др. - М.: Логос, 2004. - 44 с.
4. Кирабаев, Н.С. ГОС ВПО: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] /Н.С. Кирабаев.
- Режим доступа: http://www.unlvologda.ac.ru/
faculty/iao/material/petrov.doc
5. Макет Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования [Электронный ресурс ] -Режим доступа http://www.tlmacad.ru/departments /umo/economica_predpriyatiya/maket.doc
6. Перевод трудоемкости обучения студентов РГГУ в систему зачетных единиц. [Текст]: аналитическая записка. - М.: РГГУ, 2007. - 20 с.
7. Подходы к проектированию Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования 3-го поколения (разработки экспертов АКУР и УМО по классическому
11
университетскому образованию). М., 2005. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.book_www.dp5.ru_001496.
8. Протокол заседания коллегии Минобранау-
ки от 1 февраля 2007 г. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.edu.ru/db/
mo/Data/d 07/mpk-1.html.
9. Третьяков, Ю.Д., Гудилин Е.А. Макет ФГОС-3 по направлению 511700 (020900 по ОКСО) - «Химия, физика и механика материалов». - М., 2006. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.fnm.msu.ru/documents/10/ gos3fnm.pdf .
10. Федеральный государственный образовательный тандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «При-
боростроение» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.umo.ifmo.ru
11. Федоров И.Б., Коршунов С.В. О ходе разра-
ботки проектов государственных образовательных стандартов бакалавров и магистров по специальности в области инженерного образования. Доклад на Координационном совете УМО и НМС МГСУ. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.umo.ifmo.ru
12. Школа-семинар для проректоров вузов
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://
rc.edu.ru/rc/fgos_vpo.html
13. УМО вузов Российской федерации по обра-
зованию в области строительства. Проект ГОС по направлению подготовки «Строительство»
(М.,2007) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mgsu.ru
УДК 378.046.4:67/69
Кузьмич Н.П., доцент, ДальГАУ
О ПРАКТИКЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Современное строительство - это динамичный процесс, требующий обновления знаний специалистов каждые три - пять лет, а потому непрерывное образование является технологической необходимостью развития строительного комплекса. Начало профессионального образования будущего специалиста-строителя - базовая подготовка по государственным стандартам в рамках системы среднего или высшего профессионального образования, и лишь дополнительное профессиональное образование может стать надёжной основой повышения профессиональной мобильности и социальной защищённости специалиста.
Kuzmich N.P., the senior lecturer, FESAU
ABOUT THE PRACTICE OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF MANAGERS AND EXPERTS IN BUILDING BRANCH IN THE AMUR REGION
Modern construction is the dynamical process demanding updating of knowledge of experts each three-five years, that is why continuous education is a technological necessity of development of a building complex. The beginning of professional training of the future expert-builder -base training on state standards within the limits of system of secondary or higher professional training, and only additional vocational training can become a reliable basis of increase of professional mobility and social security of the expert.
Строительство призвано создавать комфортную и безвредную среду обитания человека, а это значит, что качество подготовки специалистов-строителей становится основой для обеспечения безопасности жизнедеятельности при проектировании и возведении объектов, сложных инженерных систем. Началом профессионального образования будущего специалиста-строителя является базовая подготовка по государственным стандартам в рамках системы среднего или высшего профессионального образования. Тем не менее,
на сегодняшний день для специалистов в сфере строительства одних технических знаний мало, так как требуется системный подход к принятию решений, связанных не просто с возведением зданий, но и с вмешательством в природную и техногенную среду.
Кроме того, специфика рыночных отношений, трансформация прежних строительных организаций в разнообразные коммерческие структуры на практике требуют от ин-женера-строителя как организатора производства и управленца существенного углубления
12