Е. В. Бодрова
Новые подходы к ГОС ВПО в области техники и технологии: цикл ГСЭ
В 2003 году Россия официально вошла в Болонский процесс. Высшая школа в рамках действующего законодательства начинает активно интегрироваться в европейское образовательное пространство. В Европе приоритетными направлениями по формированию единого европейского образовательного пространства являются определение общих и специальных компетенций выпускников первого и второго циклов обучения, гармонизация учебных планов с точки зрения структуры, программ и методов обучения, разработка методологии анализа общих элементов и специальных областей подготовки. При этом программы высшего образования планируется формировать в модулях (сейчас их называют как «основные модули», «поддерживающие модули», «организационные и коммуникационные модули», «специализированные модули»; «переносимые модули»), описанных в компетенциях и выраженных в ECTS (зачетных единицах).
Решением коллегии Минобрнауки России от 01.02.2007 была поддержана направленность государственных образовательных стандартов нового поколения на уровне-вое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и между-
народных тенденций развития высшей школы. Коллегия одобрила подходы к формированию макета стандарта, названного согласно Конституции РФ и законодательным инициативам Минобрнауки России Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Его отличительными особенностями будут являться:
— компетентностная направленность;
— студентоцентрированная ориентация;
— введение системы зачетных единиц, в концептуальном и количественном отношениях совместимой с ECTS — Европейской системой переноса и накопления кредитных единиц;
— применение результатов образования и компетенций как одного из главных структурирующих принципов;
— использование модульных технологий в качестве ведущего организационного начала образовательного процесса1.
На заседании коллегии был рассмотрен и обсужден проект по направлению подготовки 260700 — Технология и проектирование текстильных изделий. Структура ООП бакалавра (Гуманитарный, социальный и экономический цикл) выглядела в этом проекте следующим образом:
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость ( зачетные единицы), час
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
40-50
Базовая часть
В результате изучения базовой части цикла студент должен:
знать научные, философские, религиозные картины мира; взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального в человеке, его отношение к природе и обществу; движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества; роль насилия и ненасилия в обществе, нравственные обязанностей человека; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантность исторического процесса; иностранный язык в объеме, необходимом для возможности получения информации профессионального содержания из зарубежных источников; теоретические основы функционирования рыночной экономики; экономические основы производства и ресурсы
20-25
философия, отечественная история, иностранный язык, экономическая теория, маркетинг, менеджмент, экономика предприятия
В помощь разработчикам проектов УМО разных направлений были предложены методические разработки, в которых были обозначены цели, задачи ФГОС ВПО нового поколения, даны конкретные рекомендации2.
В частности, к числу особенностей ФГОС ВПО нового поколения авторы рекомендаций отнесли:
— выраженный компетентностный характер;
— разработку пакета стандартов по направлениям как совокупности образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра, объединяемых на базе общности их фундаментальной части;
— обоснование требований к результатам освоения основных образовательных программ (результатов образования) в виде компетенций, подразделяемых на общие (универсальные) и профессиональные (предметно-специализированные);
— отсутствие компонентной структуры (федерального, национально-регионально-
го, вузовского) с одновременным значительным расширением академических свобод высших учебных заведений в части разработки основных образовательных программ;
— установление новой формы исчисления трудоемкости в виде зачетных единиц вместо часовых эквивалентов.
В методических рекомендациях содержатся следующие определения:
Компетенция: динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы3.
Компетенции расцениваются как структурирующий принцип современного высшего образования. При этом подчеркивается акцент на способности к действию и учет контекстов, сочетание знаний и умений с психосоциальными предпосылками.
Компетентность — обладание компетенцией; представленность той или иной компетенции у субъекта, т. е. наличие у человека совокупности характеристик, определяющих эффективность исполнения деятельности. Люди проявляют компетентность в рабочих ситуациях, целенаправленно применяя свои компетенции.
Квалификационный уровень — ступень профессиональной подготовленности работника, нормативно представленная совокупностью компетенций, необходимой для эффективной реализации задач определенного уровня и сложности в выбранной области деятельности.
Компетентностный подход в образовании — это «описание результатов обучения на языке компетенций».
Зачетная единица: студентоцентрирован-ное исчисление учебной нагрузки (трудоемкости), необходимой для достижения целей, результатов и компетенций, определенных образовательной программой4.
Таким образом, ФГОС ВПО третьего поколения, являясь комплексной федеральной нормой качества высшего образования по направлению подготовки, призваны минимизировать возможности их противоречивых интерпретаций в субъектах РФ и вузах. ФГОС ВПО направлены на создание и реализацию конкурентоспособных образовательных программ, обеспечение гибкости и инновационной направленности образовательного процесса, стимулирование творческого подхода к проектированию основных образовательных программ.
Осуществленный анализ материалов, предложенных УМО вузов на первом этапе разработки проектов, позволил сформулировать следующие выводы:
1. Значительная часть разработчиков предлагает значительно сократить количество кредитных единиц, выделяемых для цикла ГСЭ. Профессор МГУ им. М. В. Ломоносова В. А. Сухомлин предлагает для «развития личностных и деловых качеств» выделить 15% от общей трудоемкости программы5. Неадекватной в таком случае представляет-
ся трактовка процесса формирования и совершенствования в вузе так называемых социально-личностных и коммуникативных компетенций, определяющее значение в котором имеют дисциплины социально-гуманитарного цикла (цикла ГСЭ). Сохраняя только несколько, включая иностранный язык, базовых предметов из цикла ГСЭ, тем самым фактически разработчики ограничивают будущих выпускников в возможности приобретения знаний из области гуманитарных и социальных наук. Одновременно, по их мнению, выпускник вуза (бакалавр, магистр) должен: «понимать значение гуманитарных и социальных наук, ценность культуры, науки, производства... ; иметь научное представление об основных учениях в области гуманитарных и социальных наук, о социальных явлениях, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения... ; уметь использовать методы гуманитарных и социальных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности...».
2. Проекты, предложенные УМО в 2007 году, содержат неодинаковый перечень базовых дисциплин цикла ГСЭ. Только три дисциплины остаются неизменными — иностранный язык, история, философия. Вызывает сомнение включение в этот перечень таких предметов, как «Управление качеством» (проект по направлению подготовки 200100 «Приборостроение» с квалификацией «бакалавр», по направлению подготовки «Электроника и наноэлектроника»), «Экономика предприятия» (проект по направлению 260700 — «Технология и проектирование текстильных изделий» с квалификацией (степенью) «бакалавр»), «Инновационный менеджмент», «Интеллектуальная собственность» и др.
3. Большая часть разработчиков проектов исключила из цикла ГСЭ такие дисциплины, как социология и психология. Одновременно в ряду социально-личностных компетенций содержатся следующие:
«...способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физиче-
ского и профессионального саморазвития и самосовершенствования;
— готовность использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке социальных проектов;
— готовность руководствоваться в общении правами и обязанностями гражданина, к стремлению к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; к сотрудничеству; руководить людьми и подчиняться;
— готовность к освоению культуры социальных отношений, критическому переосмыслению своего социального опыта;
— готовность организовать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни».
4. К числу недостатков изученных нами проектов следует отнести неразработанность вариативной части цикла ГСЭ. Между тем вузам, возможно, предложить несколько вариантов, в том числе более (или менее) профессионально-ориентированных.
5. Существенной доработки, на наш взгляд, требует перечень предложенных разработчиками компетенций, которые формируют дисциплины цикла ГСЭ.
Анализ материалов, характеризующих модель цикла ГСЭ в третьем поколении ГОС ВПО и его вклад в формирование профессиональных и личностных компетенций выпускников программ ВПО в области техники и технологии, позволил сформулировать следующие предложения по проектированию на основе компетентностного и кредитно-модульного подходов макета, структуры и содержания дисциплин цикла ГСЭ.
1. Представляется невозможным выделение менее 40-50 кредитных единиц для цикла ГСЭ и менее двух единиц (предпочтительнее три) для каждой из дисциплин.
2. Ввиду того что в изученных проектах спектр предметов (базовая часть цикла ГСЭ) разнообразен и не вполне обоснован,
предлагается определиться с подходом при разработке перечня этих дисциплин. Считаем, что цель цикла ГСЭ — обеспечение мировоззренческой социально-политической и психологической подготовки, формирование теоретических и практических основ для дальнейшей экономической, правовой, управленческой составляющей профессиональной подготовки. Поэтому такие дисциплины, как «Управление качеством», «Инновационный менеджмент», «Управление предприятием» неизбежно несут в себе профессиональную составляющую и, следовательно, должны быть включены в вариативную часть цикла профессиональных дисциплин.
3. В гуманитарном, социальном и экономическом цикле есть блок учебных курсов, относительно которых прямо или косвенно идет постоянная дискуссия о том, какая из этих наук должна в большей степени быть представлена в государственных стандартах инженерного образования. В то же время анализ результатов первого этапа разработки новых проектов УМО вузов позволяет сформулировать вывод о необходимости фиксации общего количества зачетных единиц для ГСЭ цикла и обязательных дисциплин (иностранный язык, философия, отечественная история).
Кроме того, справедливое решение этой проблемы видится не в периодическом перекраивании учебных планов, а в предоставлении остальным дисциплинам равных шансов и возможностей на конкурсной основе доказать необходимость и объем своего присутствия в программах высшего технического профессионального образования.
Одним из вариантов такого решения является фиксация в ГОС ВПО общего количества отводимых на эти курсы часов и передача вузам права самим определять целесообразность и объем представительства той или иной дисциплины в учебных планах подготовки специалистов. Проблема академической мобильности снимается, если в ГОСах будет четко указано, какое количество кредитных единиц, экзаменов и зачетов необхо-
димо для того, чтобы студенту при переводе в другой вуз или на иную специальность было засчитано его обучение по данному блоку дисциплин. Такой подход позволит вузам с учетом своих потребностей и научно-педагогического потенциала общих гуманитарных и социально-экономических кафедр на долговременной основе определять стратегию и тактику их формирования и развития.
4. Процесс формирования и совершенствования в вузе так называемых социальноличностных и коммуникативных компетенций, определяющее значение в котором имеют дисциплины социально-гуманитарного цикла (цикла ГСЭ), окажется результативным только в случае адекватного набора дисциплин базовой и вариативной частей.
Нами предлагается следующий перечень дисциплин для базовой части (25 зачетных ед.): иностранный язык, философия, отечественная история, экономическая теория, социология, психология.
Для вариативной части (18 зачетных ед.) возможны варианты: более приближенный к существующему стандарту или более профессионально-ориентированный. С нашей точки зрения, наиболее сбалансированным, адекватным компетенциям, которые должны быть сформированы в результате обучения, является следующий: правоведение, русский язык и культура речи, культурология, политология, основы менеджмента, управление персоналом, история науки и техники и др.
6. Анализ программ по социально-экономическим и гуманитарным дисциплинам ряда проектов свидетельствует об определенной ориентации на прикладной тип знаний, дающий быстрый технический и экономический эффект и способный обслуживать любые интересы власти и бизнеса. Человек, получивший такое образование, порой неплохо разбирается в технических тонкостях и деталях своей профессии, но часто равнодушен к истине — к тому, что образует суть его общественной, исторической и культурной жизни.
Не только естественная, но и социальная наука все более обретает характер инструментального, сугубо технологического знания. Даже в политической сфере на смену идеологам пришли сегодня политтехнологи. Социальная инженерия с ее претензией на реализацию любого социального проекта явно теснит фундаментальную социологическую теорию. Изучать психологию межличностного общения невозможно без знания основ психологии, так же как производственный менеджмент — без основ менеджмента и т. д.
В значительной мере прикладной характер имеет и тематика «Экономической теории», где не выявляются такие проблемы, как типы экономических систем и основные экономические институты, суть экономических моделей, общие основы экономического развития. В содержании курса «Политология» политический процесс не рассматривается как продолжение духовного состояния и развития общества. Решению этой задачи могло послужить включение в программу таких разделов, как «История политической мысли», «Политическая культура», «Политическое лидерство». Совершенно невозможно согласиться с предложениями о переводе курса «Экономическая теория» в вариативную часть.
7. Представляется необходимой профессиональная ориентация гуманитарного образования. Решением этой задачи явилось создание Комплекта программно-методического обеспечения преподавания социально-гуманитарных и экономических дисциплин в новом поколении ГОС ВПО в области техники и технологии. Их отличают две особенности:
1) ориентация на познание и осознание общечеловеческих и национальных ценностей, овладение интеллектуальным богатством и культурным наследием России и мира, коммуникативную подготовку, предполагающую речевую компетенцию, высокий уровень культуры владения современным русским языком, формирование всесторонне развитой личности специалиста, ответственной не только за техническое содержание, но
и за экологические и социальные последствия принятия профессиональных решений;
2) усиление социально-экономической подготовки, ориентация на знание экономических и правовых основ функционирования и развития общества, формирование личности специалиста с рыночными социально-психологическими установками, способной к честному предпринимательству, деловой активности, работе в коллективе, профессиональному принятию технических, экономических, управленческих и социальных решений.
Авторский вариант требований федерального компонента к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ по дисциплинам цикла ГСЭ предложен в Комплекте программно-методического обеспечения.
1 http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_07/mpk-1.html .
2 Методические рекомендации по разработке проектов Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Проект. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Президиум Координационного совета УМО и НМС высшей школы, 2007; Жеребина О. Г. Компетентный подход к разработке: общая идея для профессиональных и образовательных стандартов. ([email protected]) и др.
3 http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_07/ mpk-1.html
4 Там же.
5 http://www.it-education.ru/2006/reports/ Sukhomlin.htm