Научная статья на тему 'К вопросу о развитии гуманитарной направленности личности студентов вузов естественнонаучного профиля'

К вопросу о развитии гуманитарной направленности личности студентов вузов естественнонаучного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маврин С. А., Пащина С. М.

Одним из путей решения задач повышения качества подготовки специалистов АПК в современных социально-экономических условиях выступает развитие гуманитарной направленности личности студентов вузов естественнонаучного профиля. В результате проведенной в Омском государственном аграрном университете опытно-экспериментальной работы выявлен механизм развития гуманитарной направленности, дана оценка эффективности процесса развития гуманитарной направленности личности студентов вузов естественнонаучного профиля. Критерием оценки явилось возникновение у студентов качеств субъекта учебной и других видов деятельности: сознательности, активности, самостоятельности, способности к творчеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маврин С. А., Пащина С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of Development of Human Sense in Student, Personality in Natural Sciences Higher Education

In order to solve the problem of the high quality training of agrarian specialists under existing social and economic conditions one should develop the human sense of students taking natural sciences course. The authors have done a series of experiments and examined the mechanism of the development of human sense. They have appreciated the efficiency of the process using several criteria. The most important one includes the arising of consciousness, independence and creative work.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии гуманитарной направленности личности студентов вузов естественнонаучного профиля»

УДК 378.«

С.А. МАВРИН С.М. ПАЩИНА

Омский государственный педагогическим умдеролгет

Сибирская государственная автомо6иш>но-дорожная академия

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ

Одним из путей решения задан повышения качества подготовки специалистов АПК в современных социально-экономических условиях выступает развитие гуманитарной направленности личности студентов вузов естественнонаучного профиля. В результате проведенной в Омском государственном аграрном университете опытно-экспериментальной работы выявлен механизм развития гуманитарной налравлемюсти, дана оценка эффективности процесса развития гуманитарной направленности личности студентов вузов естественнонаучного профиля. Критерием оценки явилось возникновение у студентов качеств субъекта учебной и других видов деятельности: сознательности, активности, самостоятельности, способности к творчеству.

Демократические и экономические преобразования в стране обусловили во многом ориентации в современном образовании, направленные на обеспечение качественного профессионального образования, позволяющего выпускнику свободно конкурировать на рынке труда. В новых условиях вузы, используя традиционные формы обучения, не всегда могут решить эту проблему, поскольку, на наш взгляд, не в полной мере удовлетворяют растущим требованиям к выпускникам вузов. Основываясь на универсальности учебных программ, фронтальном общении, стандартных оценках знаний и умений, принудительности, трансляционной форме передачи информации преподавателем и ее пассивном восприятии обучаемыми, традиционная модель образования сводит дело, в основном, к формированию у обучаемых нормативных знаний. Для достижения же современных целей в образовании необходимы такие изменения, которые способствовали бы раскрытию механизмов самообучения и самовоспитания, формированию личности, интеллектуально активной, готовой к саморазвитию и творчеству, обладающей развитым самосознанием.

Особую актуальность вышесказанное приобретает в свете реформирования агропромышленного комплекса России и требует новых подходов в обучении специалистов АПК. Связано это, прежде всего, с тем, что в условиях рыночной экономики профессиональное будущее выпускника-агрария представляется весьма неопределенным. Подвижная конъюнктура рынка может потребовать от него смены специальности и профессии. Это значит, что выпускник-аграрий должен быть профессионально мобильным, готовым к возможным многократным изменениям своей специальности, а то и профессии, к необходимости быстро осваивать новые знания, выполнять различные функции, быть способным к самообразован ию.

Во-вторых, квалификационные требования к работнику в нынешней действительности учитывают

помимо предметных знаний и умений эстетику внешнего вида, коммуникабельность, общую эрудицию, знание иностранных языков и многое другое, что отражает в целом культуру специалиста. Следовательно, выпускник вуза естественнонаучного профиля должен иметь помимо предметных такие знания, которые помогают ориентироваться в любой новой среде и являются универсальными по существу.

В-третьих, обширная сеть форм малого бизнеса требует от выпускников-аграриев не только широкой профессионально-квалификационной подготовки, на базе которой они будут способны создать сами себе рабочее место, но и инициативности и творческой активности.

В-четвертых, все возрастающие миграционные процессы и интеграция в мировое экономическое сообщество приводят к тому, что люди часто меняют места работы и жительства, следовательно, специалист-аграрий должен быть «конвертируемым», коммуникабельным, способным к сотрудничеству и социально терпимым.

Как уже отмечалось выше, существующая система образования не вполне соответствует тенденциям общественного развития в быстро меняющейся социальной действительности, она во многом исчерпала себя. Реальные возможности традиционного образования не позволяют удовлетворять растущие социальные потребности, поскольку весь процесс образования, при таком подходе, состоит в передаче информации. Но, как верно заметил М.К. Мамардаш-вили, «...знание не пересаживаемо из головы в голову в силу одного простого онтологического обстоятельства: никто не может вместо другого ничего понимать, понять должен сам. Знание не перекачиваемо в другую голову, как в некую пустоту перекачивалась бы жидкость» [ 1 ].

Одним из возможных путей решения данной проблемы, на наш взгляд, является внедрение в образовательную деятельность вуза естественнонаучного профиля процесса развития гуманитарной направленности

личности студентов. Под гуманитарной направленностью личности мы понимаем образование и наличие в психике человека таких свойств, психических новообразовании, которые явились бы базисом для дальнейшего социокультурного развития личности, ее самоизменения, социализации и профессионального самоопределения. Гуманитарная направленность личности представляет собой взаимосвязанную совокупность осознанных (смысложизненные и общественно значимые интересы, убеждения, собственная мировоззренческая концепция, идеалы) и неосознанных (куль-туротворческие влечения, нравственные установки) мотивов, формируемых в процессе развития человека и накладываемых на структуру сознания человека, включающего сознательные и бессознательные компоненты восприятия окружающего мира и самосознание. Осознанные мотивы личности проявляются в ее способности к самонаблюдению, самоанализу, саморегуляции и самосовершенствованию, активной жизненной позиции, внутренней необходимости оценивать последствия принятого решения.

Гуманитарная направленность личности студентов является важнейшим фактором трансформации объектной позиции студента в субъектную, что обусловливает становление его какличности, т.к., по мнению психологов, существует внутренняя связь междуличностным и субъектным.

Отечественный психолог В. А. Петровский видит эту связь в следующем: во-первых, быть личностью — значит, быть субъектом собственной жизни, строить свои витальные (в широком смысле) контакты с миром, включающие, физический, психофизический, психологический, социальный и другие аспекты взаимоотношений человека с его природным и социальным окружением. Во-вторых, быть личностью — значит быть субъектом предметной деятельности, в которой человек выступает как деятель. В-третьих, быть личностью — это быть субъектом общения, где формируется то общее, что обеспечивает взаимопредставленность взаимодействующих сторон. И, наконец, в-четвертых, быть личностью - значит, быть субъектом самосознания, что включает самооценку, открытие собственного «Я» и другие собственно-личностные категории [2].

Субъектная позиция студента обеспечивает ему возможность целостного восприятия своей деятельности и превращения ее в предмет практического преобразования, а осознание в процессе учебной деятельности своих потенциальных возможностей, перспектив личностного роста побуждают обучающегося к творческому поиску, самореализации. Проявляется субъектная позиция студентов в следующем:

- в способности к самообразованию как интегральному выражению умения самоорганизации своей познавательной и творческой деятельности;

- в осознанной формулировке своих планов и целей, самоанализе своего развития;

- в ориентации в области культуры, науки, идеологии, в способности к интеграции и осмыслению имеющейся суммы сведений, необходимых для понимания и оценки явлений культуры, выбора собственной мировоззренческой позиции;

- в умении применять полученные в учебном заведении знания и умения в практической Деятельности при взаимодействии с социальными структурами, в профессиональной, общественно-политической деятельности, в деловом и досуговом обЩении с другими людьми и в семейно-бытовых отношениях^

Возникновение у студентов качеств^^ учебной и других видов деятельности выступает од

ним из важнейших критериев оценки эффективности процесса развития гуманитарной направленности личности студентов.

Немаловажную роль в развитии гуманитарной направленности личности студентов играет гуманитарное знание, значимость которого объясняется рядом его особенностей. С одной стороны, оно носит теоретический характер, объясняя явления и их генезис, прогнозируя появление новых. С другой — гуманитарное знание имеет непосредственное практическое приложение, связанное с планированием, прогнозированием, регуляцией социальной жизни в целом, с управлением многообразными сферами социокультурной практики, деятельностью групп, организаций. Кроме того, гуманитарное образование является необходимой составляющей профессиональной подготовки специалистов во всех областях человеческой деятельности. Это связано прежде всего с тем, что поиск и принятие решений, их оптимальная реализация требуют сегодня от специалиста анализа и учета всего комплекса социальных, экономических и политических процессов, а также знания их истории, становления и развития. Данное обстоятельство отражено в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. В частности, в ГОС ВПО направления подготовки специалистов 660200 — «Агрономия» (квалификация выпускника - бакалавр-специалист) отмечается, что основой формирования всех компетенций выпускника (социально-личностных, экономических и организационно-управленческих, общенаучных, общепрофессиональных и специальных) являются научные знания. Для обеспечения адаптации выпускника к запросам динамично развивающегося рынка труда он должен обладать широким кругозором, общеагрономической образованностью, выходящей за рамки общей образованности, формируемой средней школой [3, с. 4]. Способствует решению данной задачи достаточно высокая доля гуманитарных и социальных дисциплин (ГСД), экономических и организационно-управленческих дисциплин (ЭОУД) и т.д.

В то же время преподавание гуманитарных предметов в вузе естественнонаучного профиля имеет свою специфику. Она заключается в том, что эти предметы не являются главными и зачастую рассматриваются студентами в качестве дополнительной нагрузки, которая не способствует усвоению будущей профессии. Однако отчуждение специалистов-аграриев от гуманитарного знания, на наш взгляд, недопустимо. Это сужает их возможности в творчестве, нахождении различных способов решения жизненно и профессионально важных социальных и экономических проблем. В конечном итоге такое отчуждение влечет за собой понижение общей культуры выпускника вуза.

Следовательно, развитие гуманитарной направленности личности студентов есть основание, процесс и результат гуманитаризации высшего образования, которая включает культурологическую, эстетическую, этическую, экономическую, экологическую и правовую составляющие, создает в вузах естественнонаучного профиля благоприятную гуманитарную среду.

С целью вскрыть значение гуманитарной направленности личности для студентов вузов естественнонаучного профиля, выявить, теоретически обосновать и реализовать механизм развития гуманитарной направленности их личности была проведена опыт-

но-экспериментальная работа в естественных условиях образовательного процесса Омского государственного аграрного университета.

В результате проведенного исследования был выявлен механизм развития гуманитарной направленности личности студентов вузов естественнонаучного профиля, включающий, на наш взгляд, три основных взаимодополняющих компонента:

— активизацию учебно-познавательной деятельности студентов через использование творческих заданий, ролевых и деловых игр, формирование умения учиться;

— реализацию принципа отраженной субъект-ности преподавателя;

— использование эффективных современных педагогических технологий, таких как технологии проблемного и проблемно-диалогового обучения.

Компоненты механизма развития гуманитарной направленности личности студентов носят интегрированный характер, что проявляется, в частности, в следующем: одним из способов активизации учебно-познавательной деятельности студентов является использование технологий проблемного и проблемно-диалогового обучения. Немаловажную роль при этом играет схема взаимодействия преподавателя и студентов. В основе взаимодействия в данном случае должна лежать не традиционная схема: преподаватель — субъект педагогического воздействия и управления, студент — объект такого воздействия (Б —» О). Это должно быть общение двух субъектов, один из которых — преподаватель, человек, вызывающий подлинный интерес к предмету общения, к себе как партнеру, информативная для обучающихся содержательная личность, интересный собеседник. Другой субъект — студент, общение с которым рассматривается преподавателем как сотрудничество в решении учебных задач при его организующей, координирующей, положительно стимулирующей и поддерживающей реакции (5,<->82).

При условии систематического и целенаправленного применения в учебном процессе механизма развития гуманитарной направленности личности происходит рост гражданской и учебной активности студентов, активизируется их познавательная мобильность, повышается уровень мышления, вырабатывается умение в поиске и подборе дополнительной литературы, проявляется инициатива и элементы творчества при выполнении творческих заданий и реферативных работ.

В процессе проведения опытно-экспериментальной работы (2002-2004 гг.) учебный курс агрономического факультета был разбит на три группы — контрольную, экспериментальную с частичным использованием механизма развития гуманитарной направленности личности студентов, и экспериментальную, где данный механизм реализовывался в полном объеме.

Динамика показателей учебной активности студентов во всех трех группах на начало и конец опытно-экспериментальной работы (см. рис. 1 -3) с точки зрения избранного нами критерия оценки эффективности процесса развития гуманитарной направленности личности студентов носит выраженный характер и свидетельствует об актуальности и целесообразности использования в учебном процессе вузов естественнонаучного профиля механизма развития гуманитарной направленности личности студентов.

Для выявления достоверности различий в уровне исследуемого признака нами использовался такой

100. 755025

□ нач. ОЭГ

□ кон. ОЭР

А В С О Е

Рис. 1. Динамика изменения показателей учебной активности в контрольной группе

100 75 50 25 0

□ нач. ОЭР □кон. ОЭР

А В С О Е

Рис. 2. Динамика изменения показателей учебной активности в экспериментальной группе с частичным использованием механизма развития гуманитарной направленности личности студентов

юо

755025-

□ Н1Ч. ОЭР

□ кон. ОЭР

Рис. 3. Динамика изменения показателей учебной активности в экспериментальной группе

Условные обозначения: А - равнодушные; В - любопытные; С - любознательные; О - интересующиеся; Е - увлеченные.

метод математической обработки статистических данных, как х2-критерий [4], который вычислялся по формуле:

m

-Z

(П-Р.У

к=1 1 к

гдеРк — частоты результатов наблюдений до эксперимента;

Ук — частоты результатов наблюдений, сделанных после эксперимента;

ш — общее число групп, на который разделились результаты наблюдений.

Полученные нами значения /г-критерия при вероятности допустимой ошибки 0,05 больше соответствующего табличного значения м — 1 = 1 степеней свободы, равного 3,84. Выявленное при этом устойчивое превышение табличного значения (хг-критерий = 3,92 при р = 0,05 в контрольной группе; х2-критерий = 4,53 при р = 0,05 в экспериментальной группе -1; %г-критерий = 21,03 при р = 0,05 в экспериментальной группе) позволяет констатировать, что в процессе реализации механизма развития гуманитарной направленности личности у студентов формируются такие качества, как активность, самостоятельность, сознательность, способность к творчеству, что свидетельствует о субъектности позиции студентов и готовности их к жизнедеятельности в современных условиях.

С точки зрения академической успешности студентов как достижения заданного ГОСом качества подготовки специалистов-аграриев можно констатировать следующее: для студентов контрольной группы по итогам проверки остаточных знаний средний уровень общей успеваемости составил 90,9%, средний уровень качества знаний — 68,6%. Для студентов экспериментальной группы с частичным использо-

ванием механизма развития гуманитарной направленности данные показатели составили 93,9% и 71 4% соответственно. Для студентов экспериментальной группы средний уровень общей успеваемости составил 98,0%, средний уровень качества знаний - 82,8%. Значимость разницы показателей академической успешности студентов в ЭГ на начало и конец формирующего этапа опытно-экспериментальной работы была проверена с помощью критерия достоверности разности ^-критерий Стъюдента), который вычислялся по формуле:

t =

4\

т +тI

где X.

^ среднее значение переменной по одной выборке данных (начало формирующего этапа опытно-экспериментальной работы);

Х2 — среднее значение переменной по другой выборке данных (конец формирующего этапа опытно-экспериментальной работы);

т, и т2 — интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин [4].

Вычисленное значение I, равное 2,22 при вероятности допустимой ошибки 0,05 больше соответствующего табличного значения для заданного числа степеней свободы (п, + п2 — 2), равного 1,98. Таким образом, средние значения академической успешности студентов в ЭГ на начало и конец формирующего этапа опытно-экспериментальной работы действительно статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки 0,05.

Таким образом, гуманитарная направленность личности обеспечивает осмысленное действие студентов в ситуации выбора, способность грамотной постановки целей и конкретизации задач; способствует становлению их как профессионалов, способных к созидательной и позитивной преобразовательной деятельности, ориентирует студентов на развитие интеллектуальной инициативы, творчества, самостоятельности, индивидуально — своеобразных способов осмысления действительности, мобильности и конкурентоспособности их на современном рынке груда; создает условия для инкультурации выпускников вузов естественнонаучного профиля.

Библиографический список

1. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс; Культура, 1992. - 415с.

2. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности: Учеб. пособие для вузов. — Ростов-и/Д: Феникс, 1996. - 512с.

3. ГОС ВПО, направление подготовки специалистов 660200 «Агрономия», квалификации выпускника — бакалавр — специалист, магистр - специалист, - М., 2005. - 45 с.

4. Педагогика/ Под ред. П.И, Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998 — 604 с.

Маврин СЛ. Пащина С.М.

Дата поступления статьи в редакцию: 21.06.2006 г. © Маврин С.А., Пащина С.М.

УДК 378

т.е. волох

Омский гуманитарным институт

ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

учебного уело».., а также

учителя а рамках образовательной подготовки.

Образовательный процесс в вузе ставит своей целью не просто трансляцию профессиональных знаний и профессионально-педагогическую постов ку, а, в большей степени, создание условии для цело

стного личностно-профессионального развития

будущего учителя. В частности, Ю.В. Сенько опре

деТетпед^огическоеобразование как «специально

организованный педагогический процесс совместной

деятельности преподавателей и студентов, направленный на создание условий подготовки к профессиональной деятельности в сфере образования непосредственных участников этого процесса» и далее подчеркивает, что это процесс профессионального становления педагога в культуре [ 1 ].

Процесс образовательной подготовки будущего учителя имеет определенную логическую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.