УДК 378.«
С.А. МАВРИН С.М. ПАЩИНА
Омский государственный педагогическим умдеролгет
Сибирская государственная автомо6иш>но-дорожная академия
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ
Одним из путей решения задан повышения качества подготовки специалистов АПК в современных социально-экономических условиях выступает развитие гуманитарной направленности личности студентов вузов естественнонаучного профиля. В результате проведенной в Омском государственном аграрном университете опытно-экспериментальной работы выявлен механизм развития гуманитарной налравлемюсти, дана оценка эффективности процесса развития гуманитарной направленности личности студентов вузов естественнонаучного профиля. Критерием оценки явилось возникновение у студентов качеств субъекта учебной и других видов деятельности: сознательности, активности, самостоятельности, способности к творчеству.
Демократические и экономические преобразования в стране обусловили во многом ориентации в современном образовании, направленные на обеспечение качественного профессионального образования, позволяющего выпускнику свободно конкурировать на рынке труда. В новых условиях вузы, используя традиционные формы обучения, не всегда могут решить эту проблему, поскольку, на наш взгляд, не в полной мере удовлетворяют растущим требованиям к выпускникам вузов. Основываясь на универсальности учебных программ, фронтальном общении, стандартных оценках знаний и умений, принудительности, трансляционной форме передачи информации преподавателем и ее пассивном восприятии обучаемыми, традиционная модель образования сводит дело, в основном, к формированию у обучаемых нормативных знаний. Для достижения же современных целей в образовании необходимы такие изменения, которые способствовали бы раскрытию механизмов самообучения и самовоспитания, формированию личности, интеллектуально активной, готовой к саморазвитию и творчеству, обладающей развитым самосознанием.
Особую актуальность вышесказанное приобретает в свете реформирования агропромышленного комплекса России и требует новых подходов в обучении специалистов АПК. Связано это, прежде всего, с тем, что в условиях рыночной экономики профессиональное будущее выпускника-агрария представляется весьма неопределенным. Подвижная конъюнктура рынка может потребовать от него смены специальности и профессии. Это значит, что выпускник-аграрий должен быть профессионально мобильным, готовым к возможным многократным изменениям своей специальности, а то и профессии, к необходимости быстро осваивать новые знания, выполнять различные функции, быть способным к самообразован ию.
Во-вторых, квалификационные требования к работнику в нынешней действительности учитывают
помимо предметных знаний и умений эстетику внешнего вида, коммуникабельность, общую эрудицию, знание иностранных языков и многое другое, что отражает в целом культуру специалиста. Следовательно, выпускник вуза естественнонаучного профиля должен иметь помимо предметных такие знания, которые помогают ориентироваться в любой новой среде и являются универсальными по существу.
В-третьих, обширная сеть форм малого бизнеса требует от выпускников-аграриев не только широкой профессионально-квалификационной подготовки, на базе которой они будут способны создать сами себе рабочее место, но и инициативности и творческой активности.
В-четвертых, все возрастающие миграционные процессы и интеграция в мировое экономическое сообщество приводят к тому, что люди часто меняют места работы и жительства, следовательно, специалист-аграрий должен быть «конвертируемым», коммуникабельным, способным к сотрудничеству и социально терпимым.
Как уже отмечалось выше, существующая система образования не вполне соответствует тенденциям общественного развития в быстро меняющейся социальной действительности, она во многом исчерпала себя. Реальные возможности традиционного образования не позволяют удовлетворять растущие социальные потребности, поскольку весь процесс образования, при таком подходе, состоит в передаче информации. Но, как верно заметил М.К. Мамардаш-вили, «...знание не пересаживаемо из головы в голову в силу одного простого онтологического обстоятельства: никто не может вместо другого ничего понимать, понять должен сам. Знание не перекачиваемо в другую голову, как в некую пустоту перекачивалась бы жидкость» [ 1 ].
Одним из возможных путей решения данной проблемы, на наш взгляд, является внедрение в образовательную деятельность вуза естественнонаучного профиля процесса развития гуманитарной направленности
личности студентов. Под гуманитарной направленностью личности мы понимаем образование и наличие в психике человека таких свойств, психических новообразовании, которые явились бы базисом для дальнейшего социокультурного развития личности, ее самоизменения, социализации и профессионального самоопределения. Гуманитарная направленность личности представляет собой взаимосвязанную совокупность осознанных (смысложизненные и общественно значимые интересы, убеждения, собственная мировоззренческая концепция, идеалы) и неосознанных (куль-туротворческие влечения, нравственные установки) мотивов, формируемых в процессе развития человека и накладываемых на структуру сознания человека, включающего сознательные и бессознательные компоненты восприятия окружающего мира и самосознание. Осознанные мотивы личности проявляются в ее способности к самонаблюдению, самоанализу, саморегуляции и самосовершенствованию, активной жизненной позиции, внутренней необходимости оценивать последствия принятого решения.
Гуманитарная направленность личности студентов является важнейшим фактором трансформации объектной позиции студента в субъектную, что обусловливает становление его какличности, т.к., по мнению психологов, существует внутренняя связь междуличностным и субъектным.
Отечественный психолог В. А. Петровский видит эту связь в следующем: во-первых, быть личностью — значит, быть субъектом собственной жизни, строить свои витальные (в широком смысле) контакты с миром, включающие, физический, психофизический, психологический, социальный и другие аспекты взаимоотношений человека с его природным и социальным окружением. Во-вторых, быть личностью — значит быть субъектом предметной деятельности, в которой человек выступает как деятель. В-третьих, быть личностью — это быть субъектом общения, где формируется то общее, что обеспечивает взаимопредставленность взаимодействующих сторон. И, наконец, в-четвертых, быть личностью - значит, быть субъектом самосознания, что включает самооценку, открытие собственного «Я» и другие собственно-личностные категории [2].
Субъектная позиция студента обеспечивает ему возможность целостного восприятия своей деятельности и превращения ее в предмет практического преобразования, а осознание в процессе учебной деятельности своих потенциальных возможностей, перспектив личностного роста побуждают обучающегося к творческому поиску, самореализации. Проявляется субъектная позиция студентов в следующем:
- в способности к самообразованию как интегральному выражению умения самоорганизации своей познавательной и творческой деятельности;
- в осознанной формулировке своих планов и целей, самоанализе своего развития;
- в ориентации в области культуры, науки, идеологии, в способности к интеграции и осмыслению имеющейся суммы сведений, необходимых для понимания и оценки явлений культуры, выбора собственной мировоззренческой позиции;
- в умении применять полученные в учебном заведении знания и умения в практической Деятельности при взаимодействии с социальными структурами, в профессиональной, общественно-политической деятельности, в деловом и досуговом обЩении с другими людьми и в семейно-бытовых отношениях^
Возникновение у студентов качеств^^ учебной и других видов деятельности выступает од
ним из важнейших критериев оценки эффективности процесса развития гуманитарной направленности личности студентов.
Немаловажную роль в развитии гуманитарной направленности личности студентов играет гуманитарное знание, значимость которого объясняется рядом его особенностей. С одной стороны, оно носит теоретический характер, объясняя явления и их генезис, прогнозируя появление новых. С другой — гуманитарное знание имеет непосредственное практическое приложение, связанное с планированием, прогнозированием, регуляцией социальной жизни в целом, с управлением многообразными сферами социокультурной практики, деятельностью групп, организаций. Кроме того, гуманитарное образование является необходимой составляющей профессиональной подготовки специалистов во всех областях человеческой деятельности. Это связано прежде всего с тем, что поиск и принятие решений, их оптимальная реализация требуют сегодня от специалиста анализа и учета всего комплекса социальных, экономических и политических процессов, а также знания их истории, становления и развития. Данное обстоятельство отражено в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. В частности, в ГОС ВПО направления подготовки специалистов 660200 — «Агрономия» (квалификация выпускника - бакалавр-специалист) отмечается, что основой формирования всех компетенций выпускника (социально-личностных, экономических и организационно-управленческих, общенаучных, общепрофессиональных и специальных) являются научные знания. Для обеспечения адаптации выпускника к запросам динамично развивающегося рынка труда он должен обладать широким кругозором, общеагрономической образованностью, выходящей за рамки общей образованности, формируемой средней школой [3, с. 4]. Способствует решению данной задачи достаточно высокая доля гуманитарных и социальных дисциплин (ГСД), экономических и организационно-управленческих дисциплин (ЭОУД) и т.д.
В то же время преподавание гуманитарных предметов в вузе естественнонаучного профиля имеет свою специфику. Она заключается в том, что эти предметы не являются главными и зачастую рассматриваются студентами в качестве дополнительной нагрузки, которая не способствует усвоению будущей профессии. Однако отчуждение специалистов-аграриев от гуманитарного знания, на наш взгляд, недопустимо. Это сужает их возможности в творчестве, нахождении различных способов решения жизненно и профессионально важных социальных и экономических проблем. В конечном итоге такое отчуждение влечет за собой понижение общей культуры выпускника вуза.
Следовательно, развитие гуманитарной направленности личности студентов есть основание, процесс и результат гуманитаризации высшего образования, которая включает культурологическую, эстетическую, этическую, экономическую, экологическую и правовую составляющие, создает в вузах естественнонаучного профиля благоприятную гуманитарную среду.
С целью вскрыть значение гуманитарной направленности личности для студентов вузов естественнонаучного профиля, выявить, теоретически обосновать и реализовать механизм развития гуманитарной направленности их личности была проведена опыт-
но-экспериментальная работа в естественных условиях образовательного процесса Омского государственного аграрного университета.
В результате проведенного исследования был выявлен механизм развития гуманитарной направленности личности студентов вузов естественнонаучного профиля, включающий, на наш взгляд, три основных взаимодополняющих компонента:
— активизацию учебно-познавательной деятельности студентов через использование творческих заданий, ролевых и деловых игр, формирование умения учиться;
— реализацию принципа отраженной субъект-ности преподавателя;
— использование эффективных современных педагогических технологий, таких как технологии проблемного и проблемно-диалогового обучения.
Компоненты механизма развития гуманитарной направленности личности студентов носят интегрированный характер, что проявляется, в частности, в следующем: одним из способов активизации учебно-познавательной деятельности студентов является использование технологий проблемного и проблемно-диалогового обучения. Немаловажную роль при этом играет схема взаимодействия преподавателя и студентов. В основе взаимодействия в данном случае должна лежать не традиционная схема: преподаватель — субъект педагогического воздействия и управления, студент — объект такого воздействия (Б —» О). Это должно быть общение двух субъектов, один из которых — преподаватель, человек, вызывающий подлинный интерес к предмету общения, к себе как партнеру, информативная для обучающихся содержательная личность, интересный собеседник. Другой субъект — студент, общение с которым рассматривается преподавателем как сотрудничество в решении учебных задач при его организующей, координирующей, положительно стимулирующей и поддерживающей реакции (5,<->82).
При условии систематического и целенаправленного применения в учебном процессе механизма развития гуманитарной направленности личности происходит рост гражданской и учебной активности студентов, активизируется их познавательная мобильность, повышается уровень мышления, вырабатывается умение в поиске и подборе дополнительной литературы, проявляется инициатива и элементы творчества при выполнении творческих заданий и реферативных работ.
В процессе проведения опытно-экспериментальной работы (2002-2004 гг.) учебный курс агрономического факультета был разбит на три группы — контрольную, экспериментальную с частичным использованием механизма развития гуманитарной направленности личности студентов, и экспериментальную, где данный механизм реализовывался в полном объеме.
Динамика показателей учебной активности студентов во всех трех группах на начало и конец опытно-экспериментальной работы (см. рис. 1 -3) с точки зрения избранного нами критерия оценки эффективности процесса развития гуманитарной направленности личности студентов носит выраженный характер и свидетельствует об актуальности и целесообразности использования в учебном процессе вузов естественнонаучного профиля механизма развития гуманитарной направленности личности студентов.
Для выявления достоверности различий в уровне исследуемого признака нами использовался такой
100. 755025
□ нач. ОЭГ
□ кон. ОЭР
А В С О Е
Рис. 1. Динамика изменения показателей учебной активности в контрольной группе
100 75 50 25 0
□ нач. ОЭР □кон. ОЭР
А В С О Е
Рис. 2. Динамика изменения показателей учебной активности в экспериментальной группе с частичным использованием механизма развития гуманитарной направленности личности студентов
юо
755025-
□ Н1Ч. ОЭР
□ кон. ОЭР
Рис. 3. Динамика изменения показателей учебной активности в экспериментальной группе
Условные обозначения: А - равнодушные; В - любопытные; С - любознательные; О - интересующиеся; Е - увлеченные.
метод математической обработки статистических данных, как х2-критерий [4], который вычислялся по формуле:
m
-Z
(П-Р.У
к=1 1 к
гдеРк — частоты результатов наблюдений до эксперимента;
Ук — частоты результатов наблюдений, сделанных после эксперимента;
ш — общее число групп, на который разделились результаты наблюдений.
Полученные нами значения /г-критерия при вероятности допустимой ошибки 0,05 больше соответствующего табличного значения м — 1 = 1 степеней свободы, равного 3,84. Выявленное при этом устойчивое превышение табличного значения (хг-критерий = 3,92 при р = 0,05 в контрольной группе; х2-критерий = 4,53 при р = 0,05 в экспериментальной группе -1; %г-критерий = 21,03 при р = 0,05 в экспериментальной группе) позволяет констатировать, что в процессе реализации механизма развития гуманитарной направленности личности у студентов формируются такие качества, как активность, самостоятельность, сознательность, способность к творчеству, что свидетельствует о субъектности позиции студентов и готовности их к жизнедеятельности в современных условиях.
С точки зрения академической успешности студентов как достижения заданного ГОСом качества подготовки специалистов-аграриев можно констатировать следующее: для студентов контрольной группы по итогам проверки остаточных знаний средний уровень общей успеваемости составил 90,9%, средний уровень качества знаний — 68,6%. Для студентов экспериментальной группы с частичным использо-
ванием механизма развития гуманитарной направленности данные показатели составили 93,9% и 71 4% соответственно. Для студентов экспериментальной группы средний уровень общей успеваемости составил 98,0%, средний уровень качества знаний - 82,8%. Значимость разницы показателей академической успешности студентов в ЭГ на начало и конец формирующего этапа опытно-экспериментальной работы была проверена с помощью критерия достоверности разности ^-критерий Стъюдента), который вычислялся по формуле:
t =
4\
т +тI
где X.
^ среднее значение переменной по одной выборке данных (начало формирующего этапа опытно-экспериментальной работы);
Х2 — среднее значение переменной по другой выборке данных (конец формирующего этапа опытно-экспериментальной работы);
т, и т2 — интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин [4].
Вычисленное значение I, равное 2,22 при вероятности допустимой ошибки 0,05 больше соответствующего табличного значения для заданного числа степеней свободы (п, + п2 — 2), равного 1,98. Таким образом, средние значения академической успешности студентов в ЭГ на начало и конец формирующего этапа опытно-экспериментальной работы действительно статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки 0,05.
Таким образом, гуманитарная направленность личности обеспечивает осмысленное действие студентов в ситуации выбора, способность грамотной постановки целей и конкретизации задач; способствует становлению их как профессионалов, способных к созидательной и позитивной преобразовательной деятельности, ориентирует студентов на развитие интеллектуальной инициативы, творчества, самостоятельности, индивидуально — своеобразных способов осмысления действительности, мобильности и конкурентоспособности их на современном рынке груда; создает условия для инкультурации выпускников вузов естественнонаучного профиля.
Библиографический список
1. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс; Культура, 1992. - 415с.
2. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности: Учеб. пособие для вузов. — Ростов-и/Д: Феникс, 1996. - 512с.
3. ГОС ВПО, направление подготовки специалистов 660200 «Агрономия», квалификации выпускника — бакалавр — специалист, магистр - специалист, - М., 2005. - 45 с.
4. Педагогика/ Под ред. П.И, Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998 — 604 с.
Маврин СЛ. Пащина С.М.
Дата поступления статьи в редакцию: 21.06.2006 г. © Маврин С.А., Пащина С.М.
УДК 378
т.е. волох
Омский гуманитарным институт
ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
учебного уело».., а также
учителя а рамках образовательной подготовки.
Образовательный процесс в вузе ставит своей целью не просто трансляцию профессиональных знаний и профессионально-педагогическую постов ку, а, в большей степени, создание условии для цело
стного личностно-профессионального развития
будущего учителя. В частности, Ю.В. Сенько опре
деТетпед^огическоеобразование как «специально
организованный педагогический процесс совместной
деятельности преподавателей и студентов, направленный на создание условий подготовки к профессиональной деятельности в сфере образования непосредственных участников этого процесса» и далее подчеркивает, что это процесс профессионального становления педагога в культуре [ 1 ].
Процесс образовательной подготовки будущего учителя имеет определенную логическую