Научная статья на тему 'Гуманитарное образование в техническом вузе: содержание, технология, компетенции'

Гуманитарное образование в техническом вузе: содержание, технология, компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитарное образование в техническом вузе: содержание, технология, компетенции»

4

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: СОДЕРЖАНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ, КОМПЕТЕНЦИИ

Н.Н. Фомина

Гуманитарное образование занимает значительное место в образовательных программах подготовки студентов технических вузов. Система цикла социогуманитарных дисциплин должна активно влиять на качество подготовки выпускников и оказывать положительное воздействие на их становление как профессионалов, гражданин, социально активных личностей. Социальная мобильность, конкурентоспособность, готовность результативно работать на рынке труда, хорошая общегуманитарная подготовка, коммуникабельность, готовность работать в команде - важные черты портрета современного молодого специалиста.

В течение последних лет в научной и мет одической литературе, инструктивных материалах Министерства образования и науки РФ идет обсуждение путей развития российской высшей школы, содержания третьего поколения государственных образовательных стандартов и их соответствия требованиям Болонского процесса. Однако выработки итоговой концепции пока не произошло. Процесс реформирования российской высшей школы приобретает какой-то перманентный характер. Успехи и проблемы гуманитарного образования и отдельных гуманитарных дисциплин неразрывно связаны с состоянием системы образования России в целом. За последние 15 лет гуманитарное образование в высшей школе прошло ряд этапов.

Становление и развития гуманитарного образования в СПбГУ информационных технологий, механики и оптики

При создании гуманитарного факультета нами были использованы возможности, заложенные в первом государственном образовательном стандарте (ГОС ВПО) цикла ГСЭ, и имеющийся на период начала 90-х гг. XX в. российский и зарубежный опыт. Наиболее привлекательной нам показалась организация учебного процесса в Массачузетском университете США. Соединение возможностей российского образования и зарубежного опыта позволило создать такую систему гуманитарного образования, которая, можно сказать, опередила свое время.

Обратимся к принципам, на которых была создана система гуманитарного образования в нашем университете и технология учебного процесса.

1. Учебный план гуманитарной подготовки был составлен таким образом, чтобы соблюдалась разумная последовательность изучения дисциплин, при которой каждый последующий курс опирался на знания, полученные на предыдущем, и не допускалось параллелизма и ненужных повторов. Кроме того, в учебный план были включены курсы, которые должны были помочь студентам адаптироваться к учебе в вузе и новой социально-экономической ситуации в стране, в частности, «Логические основы культуры мышления» и «Основы риторики и библиографии» - для первокурсников, маркетинг и менеджмент на старших курсах и т. д.

2. Все дисциплины (курсы) делились на обязательные, курсы ограниченной элективности (выбор одной из двух дисциплин) и полной элективности (выбор курса и преподавателя). Обязательные дисциплины должен был прослушать каждый студент, выбор курсов ограниченной элективности определялся факультетом (кафедрой) с учетом пожеланий студентов. Выбор курсов полной элективности осуществлялся путем выбора предлагаемых по каждому направлению (дисциплине) программ и преподавателей. Обязательными были дисциплины, которые читались в первом семестре. Со второго семестра действовало следующее правило: студент должен был изучить и сдать экзамен (зачет) по соответст-

вующей дисциплине - истории, культурологии, философии и т.п. Но процесс обучения состоял из изучения содержания программы курса (под руководством преподавателя или самостоятельно) и одного или двух элективных курсов из 8-9, предлагаемых преподавателями, на которые студент записывался самостоятельно. Таким образом, студенту предоставлялась возможность самому определить траекторию изучения гуманитарных дисциплин в зависимости от своих интересов и предпочтений. 3. Следующей составляющей стало создание системы контроля изучения курса в течение семестра в рамках самостоятельной работы студента. Начиная с середины 80-х гг. XX в., на кафедре всемирной истории создавалась система компьютерного тестирования. В 90-е гг. постепенно студенты стали проходить фронтальное компьютерное тестирование по истории в компьютерном классе гуманитарного факультета. С 1996 г. этот опыт был удачно освоен и развит кафедрой культурологии по курсу культурологии. Внедрение информационных технологий в учебный процесс и опыт создания электронных учебно-методических материалов подробно описан в наших публикациях, поэтому мы не будем более обращаться к данному сюжету [1].

Структура учебного плана гуманитарной подготовки на бакалаврских отделениях технических направлений на 1994/95 уч. г. наглядно демонстрирует все многообразие предлагаемых студентам возможностей [2]. Не меньший интерес представляет и «Временное положение об аттестации студентов на гуманитарном факультете», где предусматривались и второе приложение к диплому, в котором будут указаны прослушанные элективные курсы, и оценка знаний студентов по более широкой, чем пятибалльная система, шкале, и т.п. [3]. Перечитывая эти материалы, остро ощущаешь, во-первых,. их актуальность, а во-вторых - сожаление, потому что не все из намеченного реализовано. Ряд принципов, заложенных в учебный процесс при создании гуманитарного факультета в СПбГУ ИТМО, не удалось сохранить и развить.

Рост численности студентов, сокращение количества аудиторных часов, жесткие требования к содержанию читаемых курсов, заложенные в стандартах второго поколения ГОС ВПО, и ряд субъективных обстоятельств привели к тому, что существенно сократились элементы элективности в учебном процессе по гуманитарным наукам. Возможно, новые условия развития гуманитарного образования в ИТМО позволят вновь обратиться к технологиям, позволяющим студентам более активно участвовать в выборе изучаемых курсов, отвечающих их интересам.

Наиболее успешно в нашем университете проходит внедрение информационных технологий в учебный процесс. Благодаря созданию Центра дистанционных технологий разработка электронных учебно-методических материалов для обучения студентов и контроля знаний получили широкое распространение на большинстве кафедр университета. Расширяется сфера применения информационных технологий. Так, на кафедре культурологии они используются: в процессе выступлений на семинарах и создания студентами творческих работ в виде презентаций и сайтов; использовании преподавателями презентаций при чтении лекций, общение со студентами через Интернет и т. д.

Проблемы, стоящие сегодня перед гуманитарным образованием

Дальнейшее развитие гуманитарного образования в рамках реализации второго поколения ГОС ВПО поставило перед вузами ряд проблем, которые имеют объективную и субъективную природу. Движение вперед, к сожалению, происходит очень извилистыми путями.

Обратимся к анализу состояния гуманитарного образования, которое было представлено заместителем председателя Учебно-методического совета по философии, политологии и религиоведению Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию при МГУ им. Ломоносова А.А. Демчуком. Он обобщил выводы, сделанные экспертами УМО на основе опроса, проведенного среди руководителей выпускающих философских кафедр и факультетов российских вузов и анализа полученных результатов [4].

Большинство исследователей склонны видеть наиболее серьезную проблему современного российского гуманитарного образования в неразработанности теоретических и методологических основ реформирования гуманитарного образования в целом. Обращается внимание на централизованный и ситуационный характер принятия основополагающих решений в сфере гуманитарного (и высшего в целом) образования, ограниченные возможности участия научно-педагогической общественности, значительный удельный вес субъектного фактора, влияющего на принимаемые решения, а также отсутствие долгосрочной стратегии развития образования.

Аналитики констатируют отсутствие «идеологии» образования, долгосрочной стратегии развития человеческого потенциала страны, адаптации методов преподавания и всей системы образования к новым информационным коммуникативным технологиям и - шире -современному этапу развития общества [5].

Вторая крупная проблема - тенденция к снижению качества подготовки кадров. Это проявляется в снижении уровня школьной подготовки, которая сказывается в техническом вузе на качестве знаний дисциплин естественнонаучного цикла и гуманитарной подготовки. Преподавателям приходится в процессе освоения вузовской образовательной программы восполнять пробелы школьного образования. Зачисление в вуз значительного числа молодых людей на платную форму обучения с неизбежностью ориентирует преподавателей на уровень слушателей.

Третья проблема - недостаток финансирования образования. Как следствие - «старение преподавательских кадров», снижение престижа педагогической деятельности, сокращение или отсутствие стимулов к эффективной педагогической деятельности, внедрению инновационных и информационных технологий преподавания в учебный процесс.

Четвертая проблема связана со стремлением адаптироваться к требованиям времени и общества любой ценой, что проявляется в преимущественно технократической, прикладной экономической ориентации высшего образования и отсутствии четкого представления о статусе гуманитарного образования на уровне государственной политики.

Следует еще раз подчеркнуть, что многие проблемы гуманитарного образования коренятся в отсутствии научно обоснованной концепции его развития в России. Нам представляется, что реализация задач, связанных с формированием образовательных программ на основе компетентностного подхода, вызовет еще более серьезные проблемы. Среди них - соответствие набора обязательных гуманитарных дисциплин ГОС ВПО цикла ГСЭ третьего поколения и формирование необходимых компетенций специалистов различных направлений, особенно технических; возможности преподавания вариативного набора гуманитарных дисциплин, ориентированных на формирование соответствующих компетенций; право студентов на индивидуальный подход к определению траектории своего образования и др.

Модернизация российского высшего образования на пути постепенного вхождения в Болонский процесс предполагает переход от преобладающей в российской высшей школе консервативно-просветительской конвейерной образовательной модели подготовки специалистов, которая берет начало в российской и немецкой университетской традиции XIX века, к другой модели - либерально-рационалистической (близкой американской и британской). Для нее характерны преимущественная опора на информатизацию учебного процесса, развитие формальных (тестовых) способов контроля знаний, проектные и исследовательские формы академической работы, а также прагматизм, в рамках которого учащихся готовят для работы в определенных сегментах рынка труда. Такая модель подготовки ориентирует выпускника на личностный и профессиональный рост, использование инновационных форм и методов обучения, значимых для приобретения компетенций; умение оперативно решать проблемы в меняющихся условиях, продолжать образование в течение всей жизни, целостную многоуровневую систему образования — бакалавр, магистр (мастер), повышение квалификации и т.д. [6]. Подобная образовательная модель реализуется в ряде российских высших учебных заведений, например, в Российском университете дружбы народов, Смольном институте свободных искусств и наук [7] и др. Однако внедрение этих инноваций требует значительных интеллекту-

альных, организационных и, особенно, материальных затрат. Это непременное условие успешно реализуемых проектов. Кроме того, возникают опасения утраты преимуществ российского образования, в частности, фундаментальности подготовки специалистов.

Компетентностный подход в гуманитарном образовании

Разработка ГОС ВПО третьего поколения на основе компетентностного подхода основывается на серьезных исследованиях широкого круга авторов. Можно сказать, что понятие «компетенция» определяется как предметная область, в которой выпускник хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности, а под «компетентностью» понимается интегрированная характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). «В результате образования у человека должно быть сформировано целостное социально-профессиональное качество, позволяющее ему успешно решать производственные задачи и взаимодействовать с другими людьми. Это качество может быть определено как целостная социально-профессиональная компетентность человека» [8]. Компетентностный подход к образованию - это соединение познавательных, мотивационно-ценностных, личностных, социально-практических элементов в содержании и технологии учебного процесса [9].

Разработано несколько определений и структурирования компетенций. Одно из них принадлежит И.А. Зимней. Заявленная позиция позволяет сформировать три основные группы компетентностей, содержащие в сумме десять основных компетенций:

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения:

• компетенции здоровьесбережения - знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

• компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире - ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки, производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

• компетенции интеграции - структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализация знаний, расширение, приращение накопленных знаний;

• компетенции гражданственности - знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

• компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии - смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

• компетенции социального взаимодействия - с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

• компетенции в общении - устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

• компетенция познавательной деятельности - постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения; проблемные ситуации, их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

• компетенции деятельности - игра, учение, труд; средства и способы деятельности - планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

• компетенции информационных технологий - прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет технологией» [10].

Разработчики «Методических рекомендаций к разработке новой структуры цикла социально-экономических дисциплин с учетом компетентностного подхода и на основе опыта современной организации учебного процесса» считают данный подход слишком общим. Для создания компетентностной модели выпускника следует сформулировать (охарактеризовать) его возможности в разных видах деятельности. Учитывая особенности нашей традиции считать все высшее образование профессиональным, логическим центром модели должна стать профессиональная деятельность. Однако деятельность как категория обладает универсальными характеристиками, поэтому некоторые требования, которые будут предъявляться к разным видам деятельности, также будут носить универсальный характер. Любая человеческая деятельность имеет ценностно-смысловой аспект, отражающий социально-личностные характеристики субъекта деятельности. Это позволяет предположить, что цикл социально-гуманитарных дисциплин, который содержится в качестве компонента в любом действующем ГОС ВПО, должен способствовать формированию тех компетенций, которые влияют именно на эту сторону человеческой деятельности. Вторая универсальная характеристика человеческой деятельности состоит в том, что она всегда оказывается социальной, а значит, подразумевает общение с другими членами социума, другими субъектами деятельности. Это, в свою очередь, предполагает еще один комплекс компетентностных характеристик (коммуникативных компетенций), на формирование которых способно повлиять изучение социально-гуманитарных дисциплин [11].

Чтобы подчеркнуть значимость социально-гуманитарных дисциплин в образовательных программах подготовки специалистов в технических вузах, приведем перечень социально-личностных компетенций бакалавра-инженера, предлагаемый В. И. Байденко. Выпускник должен демонстрировать:

• базовые знания в области гуманитарных и социальных наук и применение их методов в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

• здоровый образ жизни;

• понимание и соблюдение базовых ценностей культуры;

• гражданственность;

• гуманистическую ориентированность;

• приверженность этическим ценностям и принципу социальной ответственности;

• правопослушность (правовая культура);

• владение культурой мышления;

• деятельность в иноязычной среде;

• готовность к социально-культурному диалогу;

• способность к критическому переосмыслению своего профессионального и социального опыта;

• развитую письменную и устную коммуникацию, включая иноязычную культуру [12].

Приведенные выше положения дают возможность более тесно связать дисциплины цикла ГСЭ действующего ГОС ВПО с различными группами универсальных компетенций, которые могут проявляться в различных видах деятельности. Эту группу компетенций можно назвать «универсальными социально-гуманитарными компетенциями». Необходимо отметить, что для формирования ряда ценностно-смысловых и коммуникативных компетенций эти дисциплины носят незаменимый характер, поэтому их исключение из содержания образовательных программ в госстандартах новых поколений представляется недопустимым.

Предлагается все компетенции, в формировании и совершенствовании которых участвуют дисциплины цикла ГСЭ «ГСЭ-зависимыми компетенциями».

Таким образом, общий список компетенций будет следующим:

1. знание научных, философских, религиозных картин мира;

2. знание взаимодействия духовного и телесного, биологического и социального в человеке, его отношения к природе и обществу; движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

3. понимание роли насилия и ненасилия в обществе, нравственных обязанностей человека;

4. знание основных видов искусства, понимание роли искусства в обществе;

5. понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

6. знание основных религиозных конфессий, общее представление о традиции свободомыслия в духовной культуре и основных формах свободомыслия, о свободе совести;

7. знание роли науки в развитии цивилизации, понимание значения науки в современном обществе;

8. умение самостоятельно анализировать социально-политическую и научную литературу, на основании научного анализа тенденций экономического социального и духовного развития общества делать прогнозы и выдавать рекомендации;

9. умение осуществлять поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать;

10. владение основными навыками педагогической, методической и научно-исследовательской работы, практического анализа логики различного рода рассуждений, навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, научно-литературной и редакторской работы.

11. владение иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации социально-гуманитарного содержания из зарубежных источников;

12. владение различными жанрами научной и деловой прозы;

13. способность к критическому восприятию информации («критическому мышлению»);

14. владение навыками экспертного оценивания;

15. способность к самообразованию и творческой адаптации к конкретным условиям выполняемых задач;

16. навыки организационной и воспитательной работы.

17. компетенции гражданственности - знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство;

18. компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии;

19. компетенции социального взаимодействия - с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность [13].

Выводы

Нам представляется, что выработка концепции компетентностного подхода к ГОС ВПО цикла ГСЭ требует еще более тщательной проработки и конкретизации. В ней должны сочетаться общие требования к набору и содержанию социогуманитарных дисциплин и их возможная корреляция относительно модели выпускника в конкретной области деятельности (знания); усиление практической ориентации гуманитарных дисциплин; включение в образовательные программы курсы региональной направленности. Так, для Санкт-Петербурга это может быть история или культура Санкт-Петербурга. Потребность в таких курсах возрастает ввиду увеличения количества иногородних студентов. Обозначим еще один блок актуальных дисциплин. Это преподавание таких курсов, как светский (общегражданский) и

деловой этикет, имидж специалиста (бизнесмена), корпоративная культура, практическая конфликтология и т.п. Они могут читаться как в рамках социогуманитарного, так и общепрофессионального циклов учебных планов. Приведенный перечень компетенций подтверждает это мнение. Об этом же свидетельствуют и пожелания, высказанные работодателями в ходе ряда исследований [14].

В заключение хочется обратить внимание еще на одну особенность преподавания гуманитарных дисциплин - эмоционально-образную составляющую. И преподаватель, и студенты передают и воспринимают учебный материал не только на логико-рациональном уровне, но и на уровне чувства, переживания, личностных оценок, эстетических образов. Эта качественная характеристика гуманитарных дисциплин, в центре которых Человек, не может быть сведена к формализованным тестовым моделям передачи информации. Только живое общение преподавателя и студента может выявить их воспитательное, гуманистическое воздействие.

Литература

1. Фомина Н.Н., Деньгинова И.Г. Технология фронтального тестирования студентов по трудно формализуемым дисциплинам (на примере культурологии). // Научно-технический вестник СПбГИТМО (ТУ). Вып.1. Новые образовательные технологии / Гл. ред. В Н. Васильев. СПб.: СПбГИТМО (ТУ), 2002. С. 28-35; Фомина Н.Н., Джалиа-швили З.О.,. Борисов О.С., Свечникова Н.О., Толстикова И.И., Филичева Н.В., Деньги-нова И.Г. Дидактическое построение культурологического знания в контексте информационных технологий. // Научно-технический вестник. Вып. 8. Проблемы гуманитарных дисциплин. СПб: СПбГИТМО (ТУ), 2003. С. 160-173; Фомина Н.Н., Борисов О.С., Свечникова Н.О., Толстикова И.И., Филичева Н.В. Роль аттестационного тестирования в формировании гуманитарной среды современного технического университета (на примере курса культурологии). // Информационный бюллетень №6. Материалы конференции КС и УМО вузов в области инновационных междисциплинарных образовательных программ. 14-15 апреля 2005 г. СПб: изд-во СПбГУ, 2005. С. 98-109; Фомина Н.Н., Джалиашвили З. О. Культурология - информационные технологии: грани взаимодействия. // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. Вып. 17. Проблемы экономического и гуманитарного образования в техническом вузе. СПб: СПбГУ ИТМО, 2005. С. 219226; Фомина Н.Н., Толстикова И.И. Применение информационных технологий в преподавании культурологии. // Записки Горного института. Том 163. Горный институт и Петербургская высшая школа в пространстве образования, науки и культуры. СПб, 2005. С. 275-278; Фомина Н.Н., Джалиашвили З.О., Лямин А.В. Применение информационных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин. // Системные проблемы модернизации высшего образования: Материалы совещания заведующих кафедрами фи-лософско-гуманитарного и социально-политического профиля вузов Северо-Западного федерального округа РФ..СПб., 2005. С. 84-98; Фомина Н.Н. Информационные технологии и гуманитарное образование: методологические и технологические аспекты преподавания // Философия и образование: Альманах по философии образования, эвристике, методологии и методике преподавания социогуманитарных дисциплин. СПб, 2005. С. 87-97 (Методические записки. Вып.1); Лямин А.В., Чежин М.С. Система дистанционного обучения СПбГУ ИТМО. // Вторая Международная конференция «Информационные системы для ИЯМ и обучения. СПб, 2005. С.80-83; Фомина Н.Н., Джалиашвили З.О., Свечникова Н.О. Опыт использования новых информационных технологий в преподавании курса культурологи // Межвузовская научно-практическая конференция «Дистанционные образовательные технологии». Доклады. Санкт-Петербург, 14 марта 2006. СПб: СПбГМА, 2006. С. 21-39.

2. Образовательные программы и учебный план гуманитарной подготовки бакалаврских отделений технических направлений на 1994/1995 учебный год. СПб., СПб ГИТМО (ТУ). 1994. 118 с.

3. Временное положение об аттестации студентов на гуманитарном факульте-те//Образовательные программы и учебный план гуманитарной подготовки бакалаврских отделений технических направлений на 1994/1995 учебный год. СПб., СПб ГИТМО (ТУ). 1994. С.114-118.

4. Подробнее см.: Демчук А.А. Проблемы реформирования гуманитарного образования. // Системные проблемы модернизации высшего образования: Материалы совещания заведующих кафедрами философско-гуманитарного и социально-политического профиля вузов Северо-Западного федерального округа РФ. СПб, 2005. С. 53-83.

5. Демчук А.А. Проблемы реформирования гуманитарного образования... С. 54-55.

6. Зверева Г.И. QUID POSTEA?: университетская культурология в условиях реформы высшего образования. // Обсерватория культуры. М., 2005. .№2. С. 101-102.

7. Смольный институт свободных искусств и наук. Справочник преподавателя. 2004. СПб, 2004. 87 с.

8. Демчук А.А. Проблемы реформирования гуманитарного образования...С.76.

9. Подробнее см.: Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42; Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития / Под ред. Я.И. Кузьминова, Д.В. Пузанкова, И.Б. Федорова, В. Д. Шадрикова. М.: Логос, 2004. Гл. 2. Стандарты в европейском профессиональном образовании: характеристики компетентностного подхода. С. 59-74. Зимняя И.А.Ключевые компетентности как результативно-целевая основа комплексного подхода в образовании. М., 2004. Бай-денко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.; и др.

10. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа комплексного подхода в образовании. М., 2004. С. 23-25; Зимняя И.А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата современного образования. // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая. http//www.eidos.ru/jurnal/2006/0505.htm.

11. Методические рекомендации к разработке новой структуры цикла социально-экономических дисциплин с учетом компетентностного подхода и на основе опыта современной организации учебного процесса. / Составители: В.В. Баум, П.К. Гречко, М.А. Игнацкая, Л.И. Карпенко, Н.С. Кирабаев, В.М., Козьменко, Н.В. Кузнецова, М.М. Мчедлова, В.Б. Петров, К.В. Радкевич, В.Н. Чистохвалов.

12. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. М.: Иссле-дов. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. С. 32.

13. Подробнее см.: Методические рекомендации к разработке новой структуры цикла социально-экономических дисциплин с учетом компетентностного подхода и на основе опыта современной организации учебного процесса.

14. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. С.19-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.