УДК 338.45
Определяющие факторы инновационного развития промышленных
предприятий
Determining factors innovation developments of the industrial
enterprises
Федотов Александр Владленович доктор экономических наук, профессор кафедры управления, ГБОУ ВПО МО Финансово-технологическая академия, [email protected]
Васюков Андрей Владимирович магистрант кафедры управления, ГБОУ ВПО МО Финансово-технологическая академия, [email protected]
Аннотация
В статье рассматривается определяющие факторы инновационное развитие промышленных предприятий. Анализируются отдельные факторы внешней среды и их влияние на инновационную деятельность промышленных предприятий. Исследуется важнейшее свойство внешней среды - необходимость изменения под воздействием внутренних системных факторов. Раскрывается процесс негативного влияния отдельных факторов внешней среды на инновационное развитие промышленных предприятий. В частности, анализу подвергается имеющийся состав трудовых ресурсов; воздействие на деятельность промышленных предприятий существующей системы налогообложения; способность государства, в случае наступления неблагоприятных событий, помочь предприятиям преодолеть их
негативное воздействие и в дальнейшем увеличить объемы промышленного производства. Даются рекомендации по формированию инновационного подхода к внешним факторам, влияющих на развитие инновационной деятельности промышленных предприятий.
Annotation
In the article is examined the determining factors the innovation development of industrial enterprises. The separate factors of environment and their influence on the innovation activity of industrial enterprises are analyzed. Is investigated the most important property of environment - need for change under the action of internal system factors. The process of the negative influence of the separate factors of environment on the innovation development of industrial enterprises is revealed. In particular, the existing composition of labor resources undergoes analysis; action on the activity of the industrial enterprises of the existing system of taxation; the ability of state, in the case of the offensive of unfavorable events, to help enterprises to overcome their negative action and subsequently to increase the volumes of industrial production. They are given to recommendation regarding the formation of innovation approach to the external factors, the influencing the development of innovation activity industrial enterprises.
Ключевые слова: Промышленные предприятия, инновационная среда, инновации, развитие деятельности предприятий, сдерживающие факторы, необходимость реформ.
The keywords: Industrial enterprises, innovation medium, innovation, the development of the activity of enterprises, determent factors, need for reforms.
Введение. Как показывает мировой опыт, высокие темпы развития промышленных предприятий обеспечиваются наличием положительных внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность данных предприятий. Среди внешних факторов важнейшее место отводится наличию благоприятной среды положительно влияющей на деятельность предприятий находящихся внутри данной среды [4]. В условиях инновационного развития промышленных предприятий зависимость от внешней среды усиливается, так как деятельность предприятий имеющих инновационную составляющую особенно нуждается в благоприятном влиянии внешней среды, которая способствует росту деятельности, а также, планомерному и
целенаправленному развитию данных предприятий. Имеющиеся экономические меры, направленные на рост промышленного производства уже не оказывают должного стимулирующего воздействия. В этой связи, требуется разработки новых мер экономического воздействия, способных улучшить экономическую ситуацию и обеспечить устойчивый рост промышленного производства.
Анализ публикаций. Проблемы создания благоприятной экономической среды и экономического стимулирования промышленного производства нашли свое отражение в работах зарубежных и российских ученых, таких как Горемыкин В.А., Грибов В.Д.., Веселовский М.Я., Романенко В.А., Орлов О.А., Секерин В.Д, Д.Формби и др. В частности, определенный интерес вызывает работа Веселовского М.Я. и Абрашкина М.С. «Теоретические подходы к определению эффективности деятельности промышленных предприятий», в которой даны рекомендации по повышению эффективности деятельности промышленных предприятий [1]. Однако, изменение обстановки, в форме нарастающих кризисных явлений в мировой экономике, требуют дальнейших научных разработок и выработки, более эффективных мер стимулирования развития промышленного производства.
Основная часть работы. Среди многообразия определений, характеризующих инновационную предпринимательскую среду, можно выделить следующее определение. Под инновационной предпринимательской средой понимается — сложившаяся определенная социально-экономическая, организационно-правовая и политическая среда, обеспечивающая или тормозящая развитие инновационной деятельности предприятия [4].
Данное определение учитывает многообразие факторов характеризующих инновационную среду и направление влияния данных факторов на инновационную деятельность предприятий. Однако, данное определение, по нашему мнению, не является достаточно полным и не учитывает такой важный параметр, как необходимость самой среды иметь
инновационные характеристики, которые изменяются во времени и оперативно реагируют на происходящие изменения внутри имеющейся системы. Меняющиеся характеристики и свойства внешней среды под воздействием происходящих изменений, является важнейшей особенностью внешней инновационной среды. Данное свойство внешней среды оказывает позитивное воздействие на деятельность предприятий и способствует их инновационному развитию. В свою очередь, отсутствие необходимых изменений окружающей внешней среды негативно действует на предприятия, замедляет рост их деятельности и препятствует поступательному развитию предприятий.
Необходимость самой среды иметь инновационные характеристики, которые изменяются во времени и оперативно реагируют на происходящие изменения внутри имеющейся системы, представляет собой относительно новое явление, которое должно учитываться при составлении государственных программ по модернизации промышленного производства и инновационном развитии предприятий находящихся внутри данной системы [4].
В таблице 1 дается характеристика факторов внешней среды маркетинговой системы, которые воздействуют на предприятия, находящиеся внутри данной системы. В частности, характеризуются природные, демографические, экономические, политико-правовые, научно-технические, социально-культурные факторы, окружающие действующие предприятия.
Таблица 1 - Характеристика факторов внешней среды маркетинговой _системы, окружающие действующие предприятия [ 7 ]_
№ п/п Факторы Основные характеристики
1 Природные Уровень развитости, использования потенциала природных ресурсов. Источники топливно-энергетических ресурсов и сырья. Экологические
показатели, их нормативы и уровень их соблюдения. Развитость системы государственного контроля охраны окружающей среды и регулирования интенсивного использования (выработки) запасов топлива, энергии и сырья
2 Демографические Структура, численность, плотность и воспроизводные характеристики населения. Рождаемость, смертность, устойчивость семейных союзов, религия, этническая однородность
3 Экономические Финансовое положение рабочих, служащих и пенсионеров, их покупательная способность. Показатели финансово-кредитной системы. Экономическая конъюнктура и инфляция. Развитость системы налогообложения, ее адекватность к потребительской корзине населения. Цены и тенденции потребления населения, эластичность спроса
4 Политико-правовые Развитость правовой защиты населения и законодательства, сопровождающего предпринимательскую деятельность. Наличие внешнеполитических союзов и программ, обеспечивающих устойчивость и стабильность формирования и развития рыночных отношений. Роль государства в системе выработки и принятия государственных и правительственных решений
5 Научно-технические Состояние и развитие научно-технического прогресса в базовых отраслях экономики. Развитость приватизации и инновационных процессов субъектов маркетинговой системы. Степень внедрения новых технологий и уровень их разработанности в общественном производстве. Показатели экономической и технической безопасности существующих и перспективных технологий
6 Социально-культурные Развитость рыночного менталитета населения, культурные и нравственные показатели потребителей,
организационная и потребительская культура, устойчивость обычаев и обрядов, динамика культурного поведения
Представленные данные в таблице 1 включают основную совокупность факторов внешней среды маркетинговой системы. Действие имеющихся факторов оказывает значительное воздействие на предприятия и способствует или замедляет деятельность данных предприятий. Действие данных факторов, также распространяется на инновационную деятельность предприятий, которая также находится в зависимости от происходящих изменений.
В дальнейшей нашей работе мы используем методологический подход, основанный на выделении ключевых действующих факторов из совокупности имеющихся факторов. Проводим исследование их влияния на имеющуюся проблему, затем формируем основные выводы и рекомендации. Так, из совокупности имеющихся факторов нами выделяются и характеризуются факторы внешней среды, от которых в большей степени зависит инновационное развитие промышленных предприятий. В частности, нашему анализу подвергаются следующие факторы: имеющийся количественный и качественный состав трудовых ресурсов, необходимый для успешной деятельности промышленных предприятий; административно-экономическое воздействие на предприятия существующей системы налогообложения; способность государства, в случае наступления неблагоприятных событий, помочь предприятиям преодолеть их
негативное воздействие и в период улучшения обстановки способствовать наращиванию промышленного производства.
Одним из важнейших факторов, влияющих на поступательное развитие промышленных предприятий, является имеющийся количественный и качественный состав трудовых ресурсов, необходимый для успешной деятельности данных предприятий.
Законы рыночной экономики диктуют движение капитала в наиболее выгодные сферы деятельности. Так денежный капитал стремится в те отрасли, где обеспечивается наивысшая прибыль, В свою очередь, человеческий капитал стремится в те отрасли и сферы деятельности, где обеспечивается наибольший уровень доходов и заработной платы. Следовательно, более качественные трудовые ресурсы стремятся в те предприятия и сферы деятельности, где выше уровень оплаты.
В таблице 2 приводятся статистические данные за 2011 год по уровню среднемесячной заработной платы в основных отраслях экономики Российской Федерации.
Таблице 2 - Статистические данные за 2011 год по уровню среднемесячной заработной платы в отраслях экономики Российской _Федерации._
№ п/п Отрасли и сферы деятельности экономики РФ Уровень среднемесячной заработной платы, рублей Коэффициент к уровню среднемесячной заработной платы в целом по РФ, рублей
1 В обрабатывающих производствах 21780 0,92
2 В производстве машин и оборудования 22777 0,96
3 В текстильном и швейном производстве 11004 0,46
4 В системе образования 15809 0,67
5 В строительстве 23632 0,99
6 В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды 26965 1,14
7 Транспорт и связь 28 608 2,21
8 В добыче полезных ископаемых 45132 1,90
9 В финансах и банковской сфере 55 788 2,35
10 В целом по отраслям и сферам деятельности 23693 1
¡.Рассчитано по данным сайта http://ru.wikipedia.org
Проведенный нами анализ показывает, что уровень заработной платы в отраслях экономики Российской Федерации существенно различается. Так коэффициент разброса уровня среднемесячной заработной платы составляет от 0,46 до 2,35 раз. Ниже среднего уровня заработная плата в отраслях и сферах деятельности осуществляющих и обеспечивающих в первую очередь инновационное развитие предприятий. В том числе в обрабатывающих производствах, в производстве машин и оборудования, в образовании и в науке.
Если рассмотреть уровень оплаты труда в отраслевом разрезе промышленности, то картина следующая: наиболее высокий уровень имеет место в добывающей промышленности, далее располагаются отрасли связанные с производством и распределением электроэнергии, газа и воды, среднее место занимают отрасли связанные с производством машин и оборудования, а также в обрабатывающих производствах. Замыкают список, текстильная и швейная промышленность, уровень оплаты, в которых составляет более чем в два раза ниже среднего по России.
За 2012-2013 годы в переориентацию движения квалифицированных трудовых ресурсов в предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, на государственном уровне не было сделано существенных изменений. Более того положение ухудшается, вследствие переориентации движения высококачественных трудовых ресурсов в отрасли и сферы не связанные с инновационной деятельностью, но обеспечивающие более высокий уровень доходов занятого там населения. Это в первую очередь относится к росту доходов сотрудников силовых министерств и ведомств, государственных структур, финансируемых из бюджетных источников.
Также, существенным фактором, сдерживающим развитие промышленных предприятий, является административно-экономическое воздействие на предприятия существующей системы налогообложения.
Воздействие этого фактора является отрицательным и может рассматриваться с двух сторон. С одной стороны из доходов предприятия
удерживается существенная их часть, которая могла бы пойти на развитие данного предприятия, с другой стороны на организацию отчетности перед фискальными органами предприятия тратят значительные трудовые и материальные ресурсы, а руководство предприятий отвлекается от своей основной деятельности и занимается контролем за сдачей налоговой отчетности.
В таблице 3 приводятся данные об уровне налогового бремени по отношению к внутреннему валовому продукту в отдельных странах мира. В таблице 3 - Уровень налогового бремени по отношению к внутреннему
валовому продукту в отдельных странах мира
№ п\п Наименование страны Совокупные налоги в % к ВВП
1 Швеция 60,1
2 Германия 50,5
3 Россия 46,5
3 США 26,9
4 Южная Корея 26,6
5 Турция 23,5
6 Мексика 21,1
1. По данным сайта http://ru.wikipedia.org
Анализ данной таблицы показывает, что уровень налогового бремени по отношению к внутреннему валовому продукту в России является высоким. И значительно превышает уровень налогообложения таких развивающихся стран как Турция и Мексика [5].
Еще хуже обстоят дела в сравнении с налоговой системой стран, также как и Россия, экспортирующие значительные объемы сырьевых ресурсов (в первую очередь нефть и газ). Так, например, в Катаре действует лишь один налог корпоративный равный 10%, при этом подоходный налог отсутствует вовсе [11]. В Саудовской Аравии взимается один налог - налог в пользу бедных в размере 2,5% из чистого дохода предприятий [16]. ОАЭ является практически безналоговой страной. В ОАЭ не существует подоходного
налога и налога на корпорации, за исключением налогов на нефтяную отрасль и банки [11].
По уровню налогообложения Россия значительно опережает Казахстан, который является нашим соседом, а также крупным экспортером нефти и других сырьевых ресурсов.
В таблице 4 дается сравнительная характеристика ставки основных налогов в России и Казахстане в 2012 году.
Таблица 4 - Сравнительный анализ ставки основных налогов в России и
Казахстане в 2012 году
№ Виды налогов Россия Казахстан Коэффициент
п/п сравнения
1 2 3 4 5 = 3 : 4
1 Налог на добавленную стоимость (НДС) 18 12 1,5
2 Налог на прибыль 20 20 1
3 Единый социальный налог 34 11 3,1
4 Подоходный налог 13 10 1,3
2. По данным сайта http://mir-hr.ru
Анализ, проведенный в таблице 4, показывает, что уровень практически всех рассматриваемых налогов в Казахстане значительно ниже, чем в Российской Федерации. Тем самым, Казахстан является более привлекательным государством для инвестиций, в том числе и в наукоемкие промышленные предприятия.
Предложения Российского союза предпринимателей (РСП) о новой шкале налогов по принципу 15 - 15 - 15 (15% НДС, 15% ЕСН, 15% налог на прибыль), которые были поданы еще в декабре 2011 года, в правительственных кругах посчитали слишком радикальными и преждевременными [14].
Налоговые послабления для малых промышленных предприятий, также не дают значительного эффекта. Более того наблюдается явление, когда имеющееся относительно льготное налогообложение малых предприятий
заставляет искусственно дробить средние и крупные предприятия на мелкие. Чтобы управлять и координировать данной работой, предприятиям приходится нанимать дополнительных сотрудников, тем самым увеличивается штатная численность бухгалтеров, кадровиков и прочего административного персонала предприятий. Одновременно снижается социальная защищенность работающего персонала данных предприятий, так как часть предприятий являются фирмами «однодневками» и в случае возникающих конфликтов работникам бывает трудно отстоять свои права. Налоговые льготы для инновационных предприятий, также не приносят значительного эффекта, так как предприятиям перед налоговыми органами трудно доказать свою исключительность и инновационный характер своей деятельности.
Не менее важным фактором, способствующим инновационному развитию промышленных предприятий, является способность государства, в случае наступления неблагоприятных событий, помочь предприятиям преодолеть их негативное воздействие.
Если крупный бизнес получает значительную государственную поддержку в случае наступления неблагоприятных событий (например, финансовый кризис 2008 года), то средним и мелким предприятиям такой поддержки не оказывается, и данные предприятия остаются беззащитными перед возникающими угрозами.
Так в период кризиса 2008 года государство выделило крупнейшим банкам субординированный кредит в размере 950 млрд. рублей. Из этой суммы Сбербанк получил 500 млдр. рублей, ВТБ - 200 млрд. рублей, Россельхозбанк - 25 млрд. рублей [11].
В 2008 году крупные компании (Лукойл, Роснефть, ТНК-ВР, Газпром) обратились в правительство с просьбой выделить им валютные кредиты для погашения задолженности по внешним займам [10]. На эти цели, а также на поддержку других крупных компаний государство через Внешнеэкономбанк выделило 50 млрд. долларов США. 27 октября в обстановке секретности
наблюдательный совет Внешнеэкономбанка распределило 10 млрд. долларов США. В числе компаний спасаемых от банкротства оказались АО Русал (О. Дерипаска), Х5 Ритейлер Групп (Хасис), ОАО Вымпелком, ОАО РЖД. В частности ОАО Русал получило 4,5 млрд. долларов США [12].
В то же самое время, на поддержку малого бизнеса из федерального бюджета в год выделяется менее 20 млрд. рублей [15]. Для сравнения на подготовку Зимней Олимпиады в Сочи государство потратит свыше 900 млрд. рублей [15].
Более того, Российская государственная система сама создает и провоцирует наступление неблагоприятных событий для большинства действующих предприятий посредством административного давления на бизнес государственными структурами, путем создания искусственных барьеров для развития предприятий, а также вследствие роста количества необоснованных проверок, отвлекающих предпринимателей от своей основной работы. Государство пытается своими неумелыми действиями и вмешательством в рыночную среду заменить контроль со стороны объективных рыночных регуляторов и подменить их административным контролем. Тем самым уменьшается позитивное влияние рынка, на действующие в рыночной среде предприятия, т.е. по сути, подрывается основа рыночной экономики.
Негативное влияние внешних сдерживающих факторов инновационного развития предприятий Российской Федерации привело к существенному замедлению роста объема промышленного производства. Индекс роста промышленного производства в 2012 году по сравнению с 2011 годом составил 102,6%. Индекс промышленного производства в январе-ноябре 2013г. по сравнению с январем-ноябрем 2012г. составил - 99,9%, в ноябре 2013г. по сравнению с ноябрем 2012г. - 99,0%, по сравнению с октябрем 2013 года составил 99,6% [9]. Таким образом, экономический рост в промышленности России по данным Госкомстата за одиннадцать месяцев
2013 года по сравнению с 2012 годом прекратился и даже произошло уменьшение на 0,1%. [9].
Для решения имеющейся проблемы нами предлагается новый подход к управлению процесса инновационного развития промышленных предприятий, в основу которого положена концепция «быстрого реагирования» на запросы данных предприятий и налаженная система оперативного управления возникающими сложностями [2]. Концепция "быстрого реагирования" (quick response, QR) представляет собой систему, основанную на обмене оперативной информацией между участниками данной системы. Система «быстрого реагирования» стала возможной, благодаря применению современных информационных технологий быстрого обмена данными между предприятиями (внутренняя система) и руководящими органами государства (внешняя система) [3]. Система «быстрого реагирования» на запросы предприятий представляет собой последовательность операций значительно убыстряющей процесс принятия решений.
Процесс внедрение системы «быстрого реагирования» на предприятиях предполагает проведение работ разделенных на следующие этапы: 1) внедрение базовых технологий «быстрого реагирования 2) реорганизация внутренних процессов на предприятии 3) управление взаимоотношением сторон на основе оперативного обмена информацией [6]. При системе "быстрого реагирования" руководящие органы принимают оперативные решения, основываясь на свежей информации полученной от предприятий, задействованных в данной системе.
Заключение. Таким образом, для изменения имеющейся ситуации потребуются комплексные меры, направленные на создание благоприятной среды для функционирования промышленных предприятий. Инновационные преобразования должны затронуть в первую очередь внешнюю среду, окружающую действующие промышленные предприятия. Позитивные изменения внешней среды дадут существенный толчок инновационному
развитию промышленных предприятий, росту экономики и повышению благосостояния населения.
Для инновационного развития промышленных предприятий необходимо наличие благоприятной внешней среды. Внешняя среда также должна обладать инновационной составляющей - изменяться во времени и оперативно реагировать на происходящие изменения внутри системы. Необходимо внедрение система "быстрого реагирования" внешней среды на изменения, происходящие внутри данной системы. Создание данной системы позволит предприятиям успешно осуществлять инновационную деятельность, направленную на удовлетворение нужд потребителей.
Библиографический список:
1. Веселовский М.Я., Абрашкин М.С. Теоретические подходы к определению эффективности деятельности промышленных предприятий//Вопросы региональной экономики. 2013, №3. С. 107-115.
2. Веселовский М.Я., Секерин С.В. Информационная среда инновационной деятельности// Интернет-журнал «Науковедение». 2013, вып.6. Идентификационный номер статьи в журнале: 09ЕFТА613http://publ.naukovedenie.ru.
3. Мартин Кристофер, Хелен Пэк Маркетинговая логистика. - М.: Издательский дом «Технологии», 2005 г. - 200 с.
4. Федотов А.В., Тихонов Н.А. Инновационная внешняя среда, как определяющий фактор инновационного развития предприятий. Региональное управление и экономический рост: / Материалы 3 -ей Международной научно-практической конференции -Королев: 2012 г. С. 90-98.
5. Федотов А.В. Сдерживающие факторы экономического развития промышленных предприятий Научный журнал «Вопросы региональной экономики», №4 (17), 2013 С.95-104.
6. Федотов А.В., Бронникова Т.С. Управление средствами коммерциализации предприятия, как фактор его инновационного развития / Научный журнал «Вопросы региональной экономики», №2 (11), 2012 С. 68-77.
7. Образовательный сайт ВФ МГИУ 22. 08. 2013 http://kylbakov.ru
8. ВикипедиЯ. Экономика России 26. 07. 2013 http://ru.wikipedia.org
9. Госкомстат России. - 31.08.2013 [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://www.gks.ru/
10.Mir-HR 23.08. 2013 http://mir-hr.ru
11. Audit-it 27. 07. 2013 http://www.audit-it.ru/
12. BizYou 26. 08. 2013 http://bizyou.ru
13. ФИНАНСЫ ASIA 29. 07. 2013 http://finansy.asia
14. Деловая Россия 28. 07. 2013 http://www.deloros.ru
15. Саудовская Аравия. Новости. 28.07.2013 http://rslandag.wordpress.com
16.Бизнес -Тасс 26. 08. 2013 http://www.biztass.ru