13.9. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УРОВЕНЬ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ
Песков Владимир Владимирович, соискатель,
ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», кафедра «Анализ рисков и экономическая безопасность»
Аннотация. В статье проводится исследование факторов внешней и внутренней среды, которые оказывают прямое или обратное воздействие на инновационную активность предприятий.
Ключевые слова: предприятия, факторы, внешняя среда, внутренняя среда
STUDY OF FACTORS AFFECTING THE LEVEL OF INNOVATION ACTIVITY OF ENTERPRISES IN RUSSIA
Vladimir V. Peskov, University of Finance under the Russian Federation Government, department «Risk analysis and economic safety», ccmpptitor
Annotation: The article presents a study of factors internal and external environment that have direct or reverses impact on the innovative activity of enterprises.
Keywords: enterprise, factors, external environment, internal environment
Постановка задачи исследования. Эффективность любой экономической системы зависит от степени ее конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках. В условиях современного динамично развивающегося глобального рынка товаров и услуг инновации становятся одним из важнейших факторов успеха. Однако экономическая действительность свидетельствует о довольно низкой инновационной активности российских предприятий. Поэтому целью данной статьи выбрано исследование взаимосвязи между различными микро- и макроэкономическими факторами и активностью предприятий в сфере инноваций.
Говоря о факторах, определяющих степень инновационной активности предприятия, их можно разделить на две большие группы:
- внешние факторы - факторы, влияющие на предприятие со стороны окружающей экономической среды (отрасли, экономики в целом);
- внутренние факторы.
Внешние факторы.
Степень конкурентоспособности рынка - это самый важный, по мнению автора, фактор. Данный фактор является прямым, т.е. изменяется однонаправлено со степенью инновационной активности предприятия.
Предприятия в условиях высокого уровня монополизации имеют возможность увеличивать прибыль и рентабельность за счет увеличения цен на выпускаемую продукцию и услуги, а не за счет снижения издержек производства на основании инновационного процесса. Усиление же конкуренции вынуждает фирму увеличивать конкурентоспособность своего товара пу-
тем его качественного изменения, применения новых технологий и т. д.
Для учета степени конкурентоспособности рынка можно использовать показатели числа предприятий в отрасли, средней рыночной доли фирм и др., основывающиеся на статистических отраслевых данных.
Уровень инфляции. Данный фактор является обратным, т. е. снижающим активность по мере своего роста. Инфляция делает невыгодным инвестирование в развитие инноваций. Предпочтение отдается сферам с быстрым оборотом капитала. Фактор является опасным, т. к. прямо влияет на интересы предприятия, нейтрализуя многие положительно, но косвенно влияющие факторы. В исследованиях можно использовать показатели темпов инфляции, индексов цен, валютных курсов, причем опирающиеся не только на государственную статистическая отчетность (зачастую не соответствующую действительности), но и на аналитические исследования экспертов, публикуемые в независимых источниках.
Развитость системы госзаказов и целевого субсидирования. Фактор является прямым. Большинство экономистов в экономически стабильных странах признают, что частный капитал не в состоянии решить проблему научно-технического развития без участия государства. В России это тем более невозможно.
Государство, осуществляя программы целевого субсидирования новых проектов, предлагая отрасли тендеры на осуществление инновационных разработок, в условиях резкой ограниченности предприятий в средствах фактически подстегивает конкуренцию в инновационной сфере и делает возможным осуществление наиболее перспективных проектов. Охарактеризовать данный фактор можно статистическими данными по объему государственного финансирования, выделяемого в сферу НИОКР, числом тендерных конкурсов, проводимых в отрасли и т. д.
Развитость налоговых стимулов. Данный фактор обеспечивает фирме в условиях недостаточной конкуренции сильный стимул к внедрению инноваций. В нынешних условиях сильнейшего налогового пресса он становится важным путем усиления позиций предприятия как за счет инновационных разработок, так и за счет увеличение объема средств, остающихся у предприятия после налогообложения. К показателям, характеризующим данный фактор можно отнести динамику общей величины налогов (в процентах к выручке), взимаемых с предприятий, внедряющих инновации; величину разрыва в налоговой шкале в зависимости от степени участия предприятия в НИОКР (если разница - доля процента, то особой выгоды от работы в сфере НИОКР нет). Данные показатели основываются на анализе законодательной базы по налогообложению.
Уровень коммерциализации научных разработок. Как показывает практика, данный фактор оказывает немаловажное влияние на заинтересованность фирм в развитии сферы НИОКР. Возможность извлекать реальную выгоду из инновационных разработок, большее доверие к рыночной системе обмена и распространения их обуславливают значительный усиливающий эффект данного фактора. К показателям можно отнести качественные показатели развитости рыночных взаимоотношений в сфере НИОКР (экспертным путем), которые в анализе следует проран жировать и долю патентов, которыми на правах собственности владеют физические и юридические лица
(данный показатель можно определить по данным патентной статистики).
Развитость инновационной инфраструктуры. Суть данного фактора в том, что предприятия имеют реальную возможность вести деятельность в инновационной сфере только при наличии определенных инфраструктурных институтов (центров технологического трансферта (банков данных о проектах), консалтинговых, инжиниринговых, лизинговых, страховых фирм). Чем шире развита сеть данных учреждений и активнее их деятельность, тем большие шансы на успех приобретает фирма, ступая на путь инновационных разработок. Оценить данный фактор можно при помощи статистических показателей общего числа данных учреждений на рынке, их числа на определенное количество производственных предприятий, действующих в отрасли (например, 100) и т. д.
Правовая защищенность ноу-хау. Усиление данного фактора оказывает стимулирующее воздействие на инновационную активность предприятия т. к. в какой-то мере обеспечивает фирме гарантии прав на инновационные разработки. Оценить данный фактор можно с помощью анализа законодательной базы в данной области, например с помощью показателей числа принятых законов количества органов, занимающихся защитой прав на разработки и качественных экспертных оценок эффективности их деятельности, в анализе ранжируемых.
Степень протекционной защищенности. Влияние данного фактора носит двойственный характер. С одной стороны, с усилением государственной защиты отрасли от внешних производителей, для отечественных предприятий создается возможность для спокойного, уверенного финансирования инноваций; с другой стороны - отсутствие внешней конкуренции покрывает у отечественных фирм стимулы к инновациям, т. к. они в своей совокупности практически монополизируют внутренний рынок. Оценить данный фактор можно величиной таможенных пошлин, квот и других барьеров для иностранных производителей, устанавливаемых правительством.
Уровень платежеспособного спроса. Данный фактор также оказывает неоднозначное влияние. Чем выше платежеспособный спрос, тем больше у предприятия возможность удовлетворять его с помощью уже имеющейся продукции, производимой по уже отработанной технологии. Но с другой стороны, фирма, работающая в отрасли с повышенным спросом, неизбежно растет, развивается, что вызывает у нее необходимость в нововведениях. Кроме того, данная отрасль быстро привлечет конкурентов, что также вынудит предприятие усилить инновационную деятельность. В качестве показателей, характеризующих данный фактор, по мнению автора, следует использовать ранжированные экспертные оценки.
Насыщенность рынка и его стабильность. Рост величины данного параметра однозначно усиливает степень инновационной активности отдельных предприятий. Насыщенность отраслевого рынка требует от фирм не только изощренного маркетинга в смысле товародвижения, но и качественно новых товаров и технологических разработок для удержания своих позиций на рынке, где покупатель становится более требовательным. Нестабильность же рынка вообще отбивает желание на нем работать, а не только осуществлять инновации. Оценку также следует проводить экспертным путем.
Скорость распространения инноваций в отрасли. Чем быстрее происходит освоение отраслью нововведений, чем быстрее они распространяются по конкурирующим фирмам, тем выше у каждого отдельного предприятия необходимость осуществить новые разработки для поддержания своей конкурентоспособности. Оценку данного фактора можно производить по разности системы малых (венчурных) предприятий (показатели общего их числа в отрасли, удельного веса и т. д.), имеющих высокую степень мобильности.
«Молодость» отрасли. Существует определенный жизненный цикл отраслей. Чем отрасль «моложе», тем больше перспектив у фирмы, разворачивающей в ней инновационную деятельность. Японскими учеными предложена следующая классификация отраслей по данному признаку:
- «молодые» отрасли: искусственный интеллект, аэрокосмическая промышленность, сети коммуникаций, биотехнологии;
- «зрелые» отрасли: программное обеспечение, волоконная оптика, робототехника, вычислительная техника, полупроводники, автостроение, промышленность точных инструментов;
- «заходящие» отрасли: нефтехимия, судостроение, черная металлургия, добывающая промышленность. Оценку данного фактора можно производить с помощью определенных рейтингов, присваиваемых отраслям в зависимости от степени их «молодости».
Степень внешней коммуникации, межфирменной кооперации предприятий. Чем крепче предприятия отрасли связаны друг с другом информационными каналами, чем интенсивнее идет между ними обмен технологическими, организационными, продуктовыми нововведениями, тем больше у предприятия возможностей для осуществления инновационных внедрений и к тому же сильнее очевидность необходимости их для удержания своих позиций на рынке. Оценить фактор можно средним числом предприятий отрасли, с которыми кооперирует отдельная фирма, степенью интегрированности предприятий в отраслевые информационные сети (из отраслевой статистики).
Интенсивность роста цен на сырье. Фактор прямо влияет на инновационную активность фирм, заставляя их все активнее внедрять новые ресурсосберегающие технологии. Оценку можно произвести по индексам цен на промышленное сырье, потребляемое отраслью, определяемых по экономической и статистической отчетности.
Возможность получения кредита, уровень ставок процентов по кредиту. Инновационные разработки всегда требуют значительного финансирования, поэтому фирмам часто приходится прибегать к использованию заемных средств. В наших нынешних условиях чрезвычайно низкой обеспеченности предприятий средствами вопрос ставится более чем актуальным. Улучшение условий использования заемного капитала однозначно сильно активизирует деятельность предприятий в сфере НИОКР. Оценивается фактор величиной процентной ставки по кредиту и экспертными оценками доступности кредита, в анализе приобретающих количественную форму присвоением определенных рангов
Темпы обновления продукции в отрасли. Фактор прямо определяет инновационную активность фирмы. Для удержания своих позиций в отрасли предприятие вынуждено обеспечивать интенсивность работ в сфере НИОКР и внедряемость инноваций не ниже, чем в целом по отрасли. Большое влияние на данный фак-
тор оказывает форма собственности предприятия, государственная его защищенность, уровень конкуренции в отрасли. Оценку можно производить по числу новых моделей продукции, предложенных рынку отраслью за год (в целом и в среднем на одно предприятие) Эти показатели можно получить, изучив товарные ежегодные каталоги и проспекты отраслевых фирм - производителей (включая иностранных).
Внутренние факторы.
Форма собственности. Как показывает отечественная практика, данный фактор является одним из важнейших. Как тяжело бы не складывалась обстановка, но если у предприятия есть реальный (а не абстрактный в лице общества) хозяин, заинтересованный в выживании фирмы, а, следовательно, и в собственном благополучии, он обязательно будет активно участвовать в инновационных разработках, дабы обеспечить фирме прочные позиции на рынке и высокую конкурентоспособность продукции. Оценить фактор можно по определенной шкале рейтингов, каждому из которых соответствует определенная форма собственности, согласно близости интересов собственника и инновационной активности фирмы. Шкала разрабатывается экспертным путем.
Финансовая обеспеченность предприятия и возможность аккумулирования средств. В нынешних отечественных условиях жесткой финансовой ограниченности и сложностей с получением кредитов, возможность фирм вести активную инновационную политику напрямую зависит от их способности накапливать средства на нужды НИОКР в соответствующих фондах. Данный аспект определяется политикой руководства и может быть оценен по общему объему средств, ежегодно выделяемых предприятием на НИОКР и процент указанных средств от выручки предприятия. Эти показатели могут быть определены по отраслевой статистике и данным по отдельным предприятиям.
Развитость службы маркетинга предприятия. Данный фактор определяет приближенность производства предприятия к нуждам потребителей, их участие в формировании стратегии и тактики предприятия. Когда маркетинг неразвит и предприятие «слепо», менеджеры слабо задумываются о необходимости инноваций. Когда же маркетинговая служба находится на высоком уровне, предприятие чутко чувствует необходимость в новых продуктах, технологических и прочих нововведениях. Измерить данный фактор можно с помощью показателей общей численности работников маркетинговой службы, удельной их численности в общей по предприятию, общего и удельного объема расходов на службу маркетинга, основанных на отчетных данных по каждому предприятию.
Обеспеченность информацией. Рост данного параметра однозначно усиливает активность фирмы в сфере НИОКР. Обеспеченность информацией в патентной, консалтинговой, инжиниринговых сферах также необходима предприятию, как и обеспеченность финансами. Информация определяет правильность выбранного фирмой пути инновационных разработок по отношению к потребителям и конкурентам, позволяет сэкономить предприятию средства и предопределяет шансы на успех. Оценить данный фактор можно по числу фирм отрасли, кооперирующих с предприятием, по интегрированности предприятия в
информационные сети, с помощью экспертных оценок. Эти показатели определяются из анализа деятельности конкретной фирмы.
Степень компетентности руководящего звена. Данный фактор является одним из важнейших и самых сложных в анализе. Компетентность высшего менеджмента фирмы определяется сложным переплетением личных качеств руководителей, стажа их работы в рыночных условиях, уровня образования и таланта предвидения появляющихся потребностей. Определяться данные качественные характеристики могут лишь экспертным путем и ранжированием для анализа. Фактор прямо влияет на активность инновационной работы предприятия.
Степень развития коллективных форм организации труда. Влияние данного фактора оценить непросто. Коллективные формы организации труда сами по себе являются перспективным нововведением в систему организации производства и при этом являются фактором, облегчающим и отчасти вызывающим другие инновации. Коллективы всегда обладают большим потенциалом и гибкостью в освоении инноваций (свойство синергии) по отношению к группе разрозненных работников. Они также скорее будут являться источником новых идей, нежели отдельные работники. В анализе данный фактор можно определять удельным весом работников, объединенных в различные бригады и другие группы в общем их количестве. Показатель этот определяется по отчетности конкретных предприятий .
Уровень использования интеллектуального потенциала работников, их идей. Как показывает зарубежная практика, значительным, если не основным источником новых идей является сам персонал предприятия. Важно лишь создать и поддерживать условия, стимулирующие данное движение и обеспечивающие внедряемость поступающих от работников идей. Уровень чувствительности фирмы к внутренним предложениям может свидетельствовать об ее чувствительности к инновациям вообще, и чем он выше, тем активнее предприятие осваивает и внедряет нововведения. Оценить данный фактор можно по среднему ежегодному числу возникающих внутрифирменных инновационных предложений и по числу реализованных в общей массе проектов.
Готовность персонала к переменам и внутреннее сопротивление инновациям в коллективе. Данный фактор является, пожалуй, самым слабоизученным и сложным в оценке. Определяется он сложным переплетением личных интересов работников, движения неформальных групп в коллективе, бюрократичности структуры управления и других факторов. Иногда как бы хорошо не была фирма подготовлена финансово, информационно и технически к переменам, но внутреннее сопротивление коллектива сводит на нет все попытки к внедрению каких-либо нововведений. Оценить фактор можно лишь экспертным путем, анализируя конкретное предприятие.
Условия труда специалистов инновационной сферы. Влияние данного фактора на степень инновационной активности предприятия однозначно. Если материальное стимулирование, эргономические, психологические и прочие условия труда специалистов таковы, что отсутствует всякое желание работать, данный вид деятельности не будет на предприятии эффективно осуществляться. Оценить указанные условия можно по анализу конкретных предприятий с помощью показателей уровня заработной платы (в абсолютных величинах и соотносительно с другими работниками) специалистов и комплексом экспертных оценок прочих условий труда.
Вывод. Таким образом, анализ новых тенденций, характеризующих мировую экономику, показывает, что уровень развития страны и благосостояния населения во многом объясняется способностью экономики адаптироваться к изменениям, происходящим под влиянием стремительных темпов научно-технического прогресса. В этой связи особое значение приобретают исследование внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на инновационное развитие предприятий в условиях трансформационного общества.
Список литературы:
1. Авдийский В.И., Герасимов П.А., Лебедев И.А. Анализ и прогнозирование рисков в системе экономической безопасности хозяйствующих субъектов: Учеб. пособие. - Ч.1. - М.: ФА, 2007. - 116 с.
2. Дадалко В.А., Песков В.В. Обеспечение экономической безопасности социально-экономических систем: инновационное развитие и инвестиционная деятельность: Монография. -Мн.: ИВЦ Минфина, 2010.
3. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития / В.Г. Матвейкин, С.И. Дворецкий, Л.В. Минько, В.П. Таров и др. - М.: «Издательство Машиностроение^ », 2007. - 284 с.
РЕЦЕНЗИЯ
Статья В.В. Пескова содержит исследование значимой проблемы современной экономической науки -факторов, влияющих на уровень инновационной активности предприятий в России.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку активизации инновационной и инвестиционной активности и перехода к зарубежным стандартам в области бюджетной политики является задачей инновационного развития государства. Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года, которая была представлена В.В. Путиным 8 февраля 2008 г. на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года», по сути, является политическим решением о переводе российской экономики на инновационный путь развития с инерционного энерго-сырьевого.
Стремительный рост российской деловой активности, принятие и реализация ряда федеральных программ и проектов, призванных обеспечить дальнейший рост экономики, повышение уровня жизни, создание условий для полноценной жизнедеятельности всех слоев населения, требуют соответствующего уровня эффективности управления от государственных, региональных органов управления, органов местного самоуправления, предприятий всех видов собственности, сфер и масштабов производства.
Автором проведена серьезная работа по исследованию факторов, влияющих на уровень инновационной активности предприятий в России.
Представленная статья имеет как научную, так и практическую ценность, углубляет современное представление об инновационной активности предприятий. Это научное исследование дает четкое представление о том, какие проблемы должно решать государство в процессе инновационного развития.
Данная публикация представляется интересным научным исследованием и может быть полезна студентам, аспирантам, научным работникам. Поэтому считаю целесообразным опубликовать статью В.В. Пескова «Исследование факторов, влияющих на уровень
инновационной активности предприятий в России» в открытой печати.
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», кафедра «Анализ рисков и экономическая безопасность» профессор,
д.э.н. В.А. Дадалко