Научная статья на тему 'Проблемы повышения инновационной активности предприятий'

Проблемы повышения инновационной активности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения инновационной активности предприятий»

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ Д.Д. Анохина, соискатель Воронежский государственный технический университет

Инновационные изменения создают в экономической системе внутреннюю энергию эффективного роста. Эти изменения нарушают сбалансированность и равновесие, однако создают основы перехода системы в новое качество. Как правило, инновации обеспечивают переход экономической системы к новой пропорциональности, к новому равновесному состоянию. Именно инновационный по характеру экономический рост называют развитием. Условием такого развития является инновационная активность предприятий.

Инновационно-активными считаются предприятия, осуществляющие разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов, реализацию инновационной продукции и иные виды инновационной деятельности.

Инновационная активность предприятий определяется выбором и реализацией соответствующей стратегии инновационного развития предприятия, степенью обеспеченности предприятия теми или иными ресурсами в инновационной сфере и качеством инновационного менеджмента, а также эффективностью государственной инновационной политики и развитием инновационной инфраструктуры в стране. Она может быть оценена по следующим показателям:

1. ROII (return on innovation investment) коэффициент рентабельности инноваций представляет собой отношение инновационных результата и затрат.

Финансовый результат от инноваций может представлять собой: дополнительный доход, который получило предприятие от реализации нового продукта; величину превышения фактического дохода от вывода нового продукта на рынок над плановым показателем в результате более эффективного выхода на рынок; величину сокращенных операционных издержек на реализацию какой-либо услуги компании; прибыль организации от проникновения ее продуктов на новый сегмент рынка и т. д.

Затраты на инновации складываются из перечисленных выше составляющих, причем в знаменатель формулы не включаются расходы, связанные с процессом реализации инновационного проекта.

2. Доля выручки от реализации новых продуктов в общем объеме прибыли за последние N лет. Это одна из самых популярных метрик, которые используют организации-лидеры современного инновационного движения.

3. Изменение относительного роста рыночной стоимости компании по сравнению с относительным ростом отраслевого рынка за последние N лет. В основе этого показателя лежит постулат о том, что именно инновации являются тем ключевым ресурсом компании, который обеспечивает ей дополнительные конкурентные преимущества и позволяет опередить среднеотраслевой рост рынка.

4. Количество новых продуктов, сервисов и биз-несов, которые предприятие вывело на рынок за последние N лет. Эту метрику целесообразно использовать для сравнения результатов, достигнутых вашей компанией, со значениями аналогичных показателей конкурентов, а также с собственными показателями прошлых периодов.

5. Количество инновационных идей, выдвинутых сотрудниками предприятия в течение последних N месяцев. Сравнивая показатели отчетных периодов, можно наблюдать динамику "инновационного настроя" в компании, чтобы в случае спада активности вовремя принять меры для вывода организации из состояния апатии.

6. Отношение реализованных инновационных идей к общему числу выдвинутых предложений, важнейший показатель, характеризующий эффективность корпоративной системы управления идеями.

7. Время, прошедшее с момента инициирования нового предложения до запуска инновационного проекта, характеризует эффективность работы корпоративной системы управления идеями. Снижению значения этого показателя могут препятствовать далекие от оптимальных процедуры движения документов внутри компании и чрезмерная "зарегулированность" алгоритмов принятия решений.

8. Отношение числа клиентов, считающих вашу компанию инновационной, к их общему количеству. Очень важный показатель, позволяющий оценить позиционирование организации в глазах клиентов и их инновационные ожидания в отношении компании.

9. Количество запатентованных и внедрённых изобретений за последние N лет. Характеризует независимость и уникальность разработок, применяемых на предприятии. Совокупность этих показателей помогает проанализировать способность предприятия к новым, нестандартным решениям и служит мерой успеха компании в конкурентной борьбе на рынке.

В 2005 году Институт стратегических инноваций совместно с Федеральным агентством по науке и инновациям провел два крупных исследования, в ходе

которых был замерен по 36 параметрам инновационный потенциал предприятий и научно-технических организаций. За основу оценки были приняты возможности, которыми располагают предприятия для собственной инновационной деятельности, связанные в основном с их инновационной инфраструктурой.

В качестве экспертов выступили сами руководители предприятий. На первое место из 15 позиций они поставили техническое состояние оборудования (67,3 % руководителей), далее следуют наличие задела научно-технических разработок для инноваций (56 %), а также возможностей выпуска опытной партии и организации серийного производства (по 54,8 %).

Менее всего предприятия готовы к экспертизе проектов (17 %), решению задач защиты интеллектуальной собственности в России (16 %) и за рубежом (11,1 %).

Повышению инновационной активности предприятий способствует эффективное управление инновационной деятельностью, которое осуществляется на трёх уровнях.

На первом уровне проводятся фундаментальные исследования с перспективой на результат не ранее, чем через 30-50 лет. Это уровень Академии наук с примыкающими к ней научно-исследовательскими и образовательными институтами.

Второй уровень-это уровень отраслевой или прикладной науки. Временной горизонт научных исследований на этом уровне находится в интервале от 10 до 20 лет.

И, наконец, третий уровень исследований представлен научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими организациями в составе предприятий. На этом уровне происходит создание поддерживающих инноваций с установкой на результат в течение 7-10 лет. В СССР фундаментальная наука закреплялась за Академией наук, а прикладная (отраслевая)- за соответствующими отраслевыми министерствами и Государственным комитетом по науке и технике (ГКНТ), ликвидированным в 1991 году.

В современной концепции инновационного развития государство поддерживает фундаментальную науку, а прикладная наука становится зоной ответственности бизнеса. Подобная модель развития существует в США, некоторых европейских государствах и получила правительственное одобрение у нас. По существу, бизнесу предлагается решать не только вопросы текущего научного планирования, но и стратегические проблемы прикладной науки с горизонтом исследований свыше 10 лет. Однако существует ряд моментов, по которым воспроизводство данной модели является преждевременным.

Во-первых, предприятия по определению не могут заниматься разработками, результативность которых проявляется через 15 и более лет. Научно -

исследовательский сектор фирм создан для обслуживания текущих потребностей бизнеса, совершенствования уже существующей технологической базы.

Во-вторых, финансовые возможности частных компаний ограничены, в то время как риск нововведений крайне велик. Подобные выводы, сделанные на основании высказываний руководителей отраслевых и корпоративных научных подразделений, подтверждаются статистикой.

По данным Роспатента доля инновационно-активных отечественных предприятий составляет немногим более 5 %. Для сравнения отметим, что аналогичный показатель в США составляет 30 %. К показателям инновационной активности могут быть отнесены и доля затрат на НИОКР, и стоимость нематериальных активов, и число ежегодно зарегистрированных патентов. Между показателями существует прямая связь: чем больше инвестиций будет сделано в научные исследования, тем выше будет доля патентуемых инноваций.

До настоящего времени доля нематериальных активов (товарных знаков, высококлассных специалистов, патентов на изобретения и пр.) российских компаний не превышала 1 % относительно общей стоимости активов. При этом в структуре нематериальных активов преобладали бренды (товарные знаки) и сотрудники.

По оценкам специалистов товарные знаки уже включились в хозяйственный оборот и стали действенным средством конкуренции на внутреннем рынке.

Затраты, связанные с регистрацией и защитой товарного знака в полной мере окупаются доходами фирм от его использования. В то же время патенты остаются пассивным элементом интеллектуальной собственности, а стоимость бизнеса недооцененной.

И хотя число ежегодно регистрируемых патентов (около 20 тыс.) уступает аналогичному показателю в США (до 100 тыс.), проблема заключается не в дефиците изобретений, а в их слабой внедряемости.

Все та же статистика показывает: в России из 100 изобретений внедряется одно, из полумиллиона патентов, зарегистрированных Роспатентом, в товарном обороте используется только 1 %. Причины низкой патентной активности предприятий имеют объективные и субъективные основания.

Объективные основания связаны с тем, что большинство предприятий осуществляют техническую модернизацию основного капитала, состояние которого характеризуется как критическое с учетом степени износа.

Обновление основных производственных фондов является первоочередной задачей бизнеса, эффективным средством повышения конкурентоспособности.

Имеют место и недоработки в законодательстве, препятствующие постановке на баланс патентных прав.

В соответствии с ним интеллектуальная собственность амортизируется не по рыночной стоимости, а по произведенным затратам, что существенно ниже. Между тем финансирование НИОКР осуществляется за счет прибыли и амортизационных отчислений.

Субъективные основания недопатентования кроются в ограниченных возможностях предприятий осуществить и довести до внедрения техническую разработку. Ведь затраты на исследования, регистрация и поддержание патента предполагают большие расходы.

А вероятные доходы от патента, как-то: продажа лицензий или самого патента, рост прибыли с учетом применения запатентованных разработок, не всегда перекрывают затраты.

Несмотря на свое монопольное положение "Газпромом" зарегистрировано и поддерживается около тысячи патентов, а годовой экономический эффект от использования собственных разработок в производстве компании составляет не менее одного миллиарда рублей.

Для сравнения отметим, что сопоставимая по экономическим параметрам американская компания "General Electric" зарегистрировала и поддерживает более 2000 изобретений, а совокупный дополнительный доход от прогнозируемых технических внедрений оценивается в 25 млрд. долл. (при затратах в 5 млрд. долл.).

Примером инновационной активности в сфере высокотехнологичного производства и услуг выступает АФК "Система". Ее ведущий актив-концерн "Научный центр" (КНЦ) - тратит на научные изыскания около 4 % своих оборотов и поддерживает до 100 патентов на изобретения.

Инновационная активность крупных машиностроительных концернов во многом строится на использовании заделов советских времен и направлена на поддержание текущего уровня конкурентоспособности.

По признанию специалистов энергетического концерна "Силовые машины" 30 млн. долл. ежегодно

затрачиваемых на НИОКР и техперевооружение недостаточно для удержания первых позиций и дальнейшего роста на отраслевом рынке. Активизировать инновационную деятельность предприятий может и приватизация интеллектуальной собственности.

В соответствии с постановлением правительства "О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета" предусмотрена передача патентных прав в свободный оборот.

И хотя финансирование научно-технических разработок осуществлялось за счет бюджетных средств, передача на балансы организаций-разработчиков или продажа патентов будет равновыгодна и государству, сбрасывающему "мертвый груз" неиспользованной интеллектуальной собственности, и бизнесу, получающему дополнительный нематериальный актив в свое распоряжение. Обоюдный эффект будет тем больший, чем точнее будут оговорены права и обязанности обеих сторон.

Дополнительный импульс инновационной активности предприятий связан с расширением участников этого процесса.

Это свободные экономические зоны или технопарки, выступающие в роли своеобразных точек роста экономической системы. Это и новые для нашего бизнеса венчурные компании, выступающие в роли соинвесторов организаций-разработчиков научных проектов. Это к тому же образовательные учреждения высшей школы, которые в рамках национального проекта "Образование" отрабатывают варианты инновационных образовательных программ и готовят кадровый потенциал для инновационной экономики.

Литература

1. Горбачёв А. Все вернется / А. Горбачёв // Профиль. 2005. № 9. С. 36.

2. Механик А. Технократический катарсис / А. Механик // Эксперт. 2006. № 10. С. 78.

3. Рубан О. Перевооружить немедленно / О. Рубан // Эксперт. 2005. № 33. С. 32.

4. Хомутский Д. Как измерить инновации? / Д. Хомутский // Управление компанией. 2006. № 2. С. 41.

5. http://www.fasi. gov.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.