ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ Д.Д. Анохина, соискатель Воронежский государственный технический университет
Инновационные изменения создают в экономической системе внутреннюю энергию эффективного роста. Эти изменения нарушают сбалансированность и равновесие, однако создают основы перехода системы в новое качество. Как правило, инновации обеспечивают переход экономической системы к новой пропорциональности, к новому равновесному состоянию. Именно инновационный по характеру экономический рост называют развитием. Условием такого развития является инновационная активность предприятий.
Инновационно-активными считаются предприятия, осуществляющие разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов, реализацию инновационной продукции и иные виды инновационной деятельности.
Инновационная активность предприятий определяется выбором и реализацией соответствующей стратегии инновационного развития предприятия, степенью обеспеченности предприятия теми или иными ресурсами в инновационной сфере и качеством инновационного менеджмента, а также эффективностью государственной инновационной политики и развитием инновационной инфраструктуры в стране. Она может быть оценена по следующим показателям:
1. ROII (return on innovation investment) коэффициент рентабельности инноваций представляет собой отношение инновационных результата и затрат.
Финансовый результат от инноваций может представлять собой: дополнительный доход, который получило предприятие от реализации нового продукта; величину превышения фактического дохода от вывода нового продукта на рынок над плановым показателем в результате более эффективного выхода на рынок; величину сокращенных операционных издержек на реализацию какой-либо услуги компании; прибыль организации от проникновения ее продуктов на новый сегмент рынка и т. д.
Затраты на инновации складываются из перечисленных выше составляющих, причем в знаменатель формулы не включаются расходы, связанные с процессом реализации инновационного проекта.
2. Доля выручки от реализации новых продуктов в общем объеме прибыли за последние N лет. Это одна из самых популярных метрик, которые используют организации-лидеры современного инновационного движения.
3. Изменение относительного роста рыночной стоимости компании по сравнению с относительным ростом отраслевого рынка за последние N лет. В основе этого показателя лежит постулат о том, что именно инновации являются тем ключевым ресурсом компании, который обеспечивает ей дополнительные конкурентные преимущества и позволяет опередить среднеотраслевой рост рынка.
4. Количество новых продуктов, сервисов и биз-несов, которые предприятие вывело на рынок за последние N лет. Эту метрику целесообразно использовать для сравнения результатов, достигнутых вашей компанией, со значениями аналогичных показателей конкурентов, а также с собственными показателями прошлых периодов.
5. Количество инновационных идей, выдвинутых сотрудниками предприятия в течение последних N месяцев. Сравнивая показатели отчетных периодов, можно наблюдать динамику "инновационного настроя" в компании, чтобы в случае спада активности вовремя принять меры для вывода организации из состояния апатии.
6. Отношение реализованных инновационных идей к общему числу выдвинутых предложений, важнейший показатель, характеризующий эффективность корпоративной системы управления идеями.
7. Время, прошедшее с момента инициирования нового предложения до запуска инновационного проекта, характеризует эффективность работы корпоративной системы управления идеями. Снижению значения этого показателя могут препятствовать далекие от оптимальных процедуры движения документов внутри компании и чрезмерная "зарегулированность" алгоритмов принятия решений.
8. Отношение числа клиентов, считающих вашу компанию инновационной, к их общему количеству. Очень важный показатель, позволяющий оценить позиционирование организации в глазах клиентов и их инновационные ожидания в отношении компании.
9. Количество запатентованных и внедрённых изобретений за последние N лет. Характеризует независимость и уникальность разработок, применяемых на предприятии. Совокупность этих показателей помогает проанализировать способность предприятия к новым, нестандартным решениям и служит мерой успеха компании в конкурентной борьбе на рынке.
В 2005 году Институт стратегических инноваций совместно с Федеральным агентством по науке и инновациям провел два крупных исследования, в ходе
которых был замерен по 36 параметрам инновационный потенциал предприятий и научно-технических организаций. За основу оценки были приняты возможности, которыми располагают предприятия для собственной инновационной деятельности, связанные в основном с их инновационной инфраструктурой.
В качестве экспертов выступили сами руководители предприятий. На первое место из 15 позиций они поставили техническое состояние оборудования (67,3 % руководителей), далее следуют наличие задела научно-технических разработок для инноваций (56 %), а также возможностей выпуска опытной партии и организации серийного производства (по 54,8 %).
Менее всего предприятия готовы к экспертизе проектов (17 %), решению задач защиты интеллектуальной собственности в России (16 %) и за рубежом (11,1 %).
Повышению инновационной активности предприятий способствует эффективное управление инновационной деятельностью, которое осуществляется на трёх уровнях.
На первом уровне проводятся фундаментальные исследования с перспективой на результат не ранее, чем через 30-50 лет. Это уровень Академии наук с примыкающими к ней научно-исследовательскими и образовательными институтами.
Второй уровень-это уровень отраслевой или прикладной науки. Временной горизонт научных исследований на этом уровне находится в интервале от 10 до 20 лет.
И, наконец, третий уровень исследований представлен научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими организациями в составе предприятий. На этом уровне происходит создание поддерживающих инноваций с установкой на результат в течение 7-10 лет. В СССР фундаментальная наука закреплялась за Академией наук, а прикладная (отраслевая)- за соответствующими отраслевыми министерствами и Государственным комитетом по науке и технике (ГКНТ), ликвидированным в 1991 году.
В современной концепции инновационного развития государство поддерживает фундаментальную науку, а прикладная наука становится зоной ответственности бизнеса. Подобная модель развития существует в США, некоторых европейских государствах и получила правительственное одобрение у нас. По существу, бизнесу предлагается решать не только вопросы текущего научного планирования, но и стратегические проблемы прикладной науки с горизонтом исследований свыше 10 лет. Однако существует ряд моментов, по которым воспроизводство данной модели является преждевременным.
Во-первых, предприятия по определению не могут заниматься разработками, результативность которых проявляется через 15 и более лет. Научно -
исследовательский сектор фирм создан для обслуживания текущих потребностей бизнеса, совершенствования уже существующей технологической базы.
Во-вторых, финансовые возможности частных компаний ограничены, в то время как риск нововведений крайне велик. Подобные выводы, сделанные на основании высказываний руководителей отраслевых и корпоративных научных подразделений, подтверждаются статистикой.
По данным Роспатента доля инновационно-активных отечественных предприятий составляет немногим более 5 %. Для сравнения отметим, что аналогичный показатель в США составляет 30 %. К показателям инновационной активности могут быть отнесены и доля затрат на НИОКР, и стоимость нематериальных активов, и число ежегодно зарегистрированных патентов. Между показателями существует прямая связь: чем больше инвестиций будет сделано в научные исследования, тем выше будет доля патентуемых инноваций.
До настоящего времени доля нематериальных активов (товарных знаков, высококлассных специалистов, патентов на изобретения и пр.) российских компаний не превышала 1 % относительно общей стоимости активов. При этом в структуре нематериальных активов преобладали бренды (товарные знаки) и сотрудники.
По оценкам специалистов товарные знаки уже включились в хозяйственный оборот и стали действенным средством конкуренции на внутреннем рынке.
Затраты, связанные с регистрацией и защитой товарного знака в полной мере окупаются доходами фирм от его использования. В то же время патенты остаются пассивным элементом интеллектуальной собственности, а стоимость бизнеса недооцененной.
И хотя число ежегодно регистрируемых патентов (около 20 тыс.) уступает аналогичному показателю в США (до 100 тыс.), проблема заключается не в дефиците изобретений, а в их слабой внедряемости.
Все та же статистика показывает: в России из 100 изобретений внедряется одно, из полумиллиона патентов, зарегистрированных Роспатентом, в товарном обороте используется только 1 %. Причины низкой патентной активности предприятий имеют объективные и субъективные основания.
Объективные основания связаны с тем, что большинство предприятий осуществляют техническую модернизацию основного капитала, состояние которого характеризуется как критическое с учетом степени износа.
Обновление основных производственных фондов является первоочередной задачей бизнеса, эффективным средством повышения конкурентоспособности.
Имеют место и недоработки в законодательстве, препятствующие постановке на баланс патентных прав.
В соответствии с ним интеллектуальная собственность амортизируется не по рыночной стоимости, а по произведенным затратам, что существенно ниже. Между тем финансирование НИОКР осуществляется за счет прибыли и амортизационных отчислений.
Субъективные основания недопатентования кроются в ограниченных возможностях предприятий осуществить и довести до внедрения техническую разработку. Ведь затраты на исследования, регистрация и поддержание патента предполагают большие расходы.
А вероятные доходы от патента, как-то: продажа лицензий или самого патента, рост прибыли с учетом применения запатентованных разработок, не всегда перекрывают затраты.
Несмотря на свое монопольное положение "Газпромом" зарегистрировано и поддерживается около тысячи патентов, а годовой экономический эффект от использования собственных разработок в производстве компании составляет не менее одного миллиарда рублей.
Для сравнения отметим, что сопоставимая по экономическим параметрам американская компания "General Electric" зарегистрировала и поддерживает более 2000 изобретений, а совокупный дополнительный доход от прогнозируемых технических внедрений оценивается в 25 млрд. долл. (при затратах в 5 млрд. долл.).
Примером инновационной активности в сфере высокотехнологичного производства и услуг выступает АФК "Система". Ее ведущий актив-концерн "Научный центр" (КНЦ) - тратит на научные изыскания около 4 % своих оборотов и поддерживает до 100 патентов на изобретения.
Инновационная активность крупных машиностроительных концернов во многом строится на использовании заделов советских времен и направлена на поддержание текущего уровня конкурентоспособности.
По признанию специалистов энергетического концерна "Силовые машины" 30 млн. долл. ежегодно
затрачиваемых на НИОКР и техперевооружение недостаточно для удержания первых позиций и дальнейшего роста на отраслевом рынке. Активизировать инновационную деятельность предприятий может и приватизация интеллектуальной собственности.
В соответствии с постановлением правительства "О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета" предусмотрена передача патентных прав в свободный оборот.
И хотя финансирование научно-технических разработок осуществлялось за счет бюджетных средств, передача на балансы организаций-разработчиков или продажа патентов будет равновыгодна и государству, сбрасывающему "мертвый груз" неиспользованной интеллектуальной собственности, и бизнесу, получающему дополнительный нематериальный актив в свое распоряжение. Обоюдный эффект будет тем больший, чем точнее будут оговорены права и обязанности обеих сторон.
Дополнительный импульс инновационной активности предприятий связан с расширением участников этого процесса.
Это свободные экономические зоны или технопарки, выступающие в роли своеобразных точек роста экономической системы. Это и новые для нашего бизнеса венчурные компании, выступающие в роли соинвесторов организаций-разработчиков научных проектов. Это к тому же образовательные учреждения высшей школы, которые в рамках национального проекта "Образование" отрабатывают варианты инновационных образовательных программ и готовят кадровый потенциал для инновационной экономики.
Литература
1. Горбачёв А. Все вернется / А. Горбачёв // Профиль. 2005. № 9. С. 36.
2. Механик А. Технократический катарсис / А. Механик // Эксперт. 2006. № 10. С. 78.
3. Рубан О. Перевооружить немедленно / О. Рубан // Эксперт. 2005. № 33. С. 32.
4. Хомутский Д. Как измерить инновации? / Д. Хомутский // Управление компанией. 2006. № 2. С. 41.
5. http://www.fasi. gov.ru/