Научная статья на тему 'Учет интеллектуальной собственности'

Учет интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
303
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет интеллектуальной собственности»

Взгляд на проблему

УЧЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ФОРМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ ВУЗА, СВЯЗАННЫХ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ, НЕ ПОДЛЕЖАЩЕЙ УЧЕТУ В НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВАХ

А.М. ИЛЫШЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита УГТУ-УПИ

И.Н. ВОРОПАНОВА, кандидат экономических наук, старший преподаватель

В статье Е.С. Климовича «Интеллектуальная собственность как объект учета», опубликованной в журнале «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях» (2004, №7), охарактеризованы некоторые особенности управления интеллектуальной собственностью бюджетных и некоммерческих организаций. На основе системного анализа современных нормативно-правовых документов в этой сфере автором предлагается проведение научно-методических исследований в направлении использования ныне действующих норм бухгалтерского учета — нематериальных активов для оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности и вовлечения ее в экономический и фажда не ко-правовой оборот.

Поскольку редакция журнала высказала намерение продолжить публикацию научно-методических материалов по этой актуальнейшей теме (тесно связанной с необходимостью ускорения формирования отечественного рынка инноваций и обеспечения перехода к экономике с доминирующей интеллектуальной составляющей), авторы представили свой взгляд на проблему. Он основывается на результатах участия авторов в исследовании «Разработка научно-методологических и организационных основ управленческого учета инновационной активности вузов Минобразования РФ», выполненном на материалах 32 университетов Уральского федерального округа. Первоначально целесообразно рассмотреть выделяемые в настоящее время виды и охарактеризовать особенности исключительных иму-

щественных прав, а также формы регулирования правовых отношений, которые связаны с объектами интеллектуальной собственности (ОИС), учитываемой в нематериальных активах.

Виды и особенности исключительных имущественных прав

В соответствии с Конвенцией Всемирной организации интеллектуальной собственности, подписанной нашей страной в Стокгольме 14 июля 1967 г., интеллектуальная собственность в сферах науки, техники и экономики включает права, объектами которых являются:

• научные произведения (монографии, статьи, доклады, выступления и т.п.);

• изобретения во всех областях человеческой деятельности;

• полезные модели (технические решения, относящиеся к конструктивному выполнению изделия, а также его составных частей);

• научные открытия (новые достижения, совершаемые в процессе научного познания);

• промышленные образцы (художественно-конструкторские решения, определяющие внешний вид изделия);

• товарные знаки (зарегистрированные в установленном порядке обозначения, способные отличать товары одних производителей от однородных товаров других производителей);

• знаки обслуживания (зарегистрированные в установленном порядке обозначения, предназна-

ченные для различия однородных услуг, оказываемых разными лицами);

• коммерческие обозначения и фирменные наимено-вания (обозначения или имена, позволяющие идентифицировать предприятие (фирму);

• защита против недобросовестной конкуренции (совокупность законодательных мер по пресечению нарушений общепринятых правил и норм конкуренции);

• другие объекты права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной и научной областях.

Статья 138 Гражданского кодекса РФ «Интеллектуальная собственность» также устанавливает, что в случаях и порядке, установленном этим кодексом, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) физических и юридических лиц на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг. Данная статья закрепила также и следующее важное требование: использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектами исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.

Итак, в настоящее время интеллектуальная собственность трактуется как исключительное право гражда ниналибоорганизациина резул ьтаты и нтел -лектуальной деятельности. При этом чаще всего под исключительными правами понимаются имущественные права и, прежде всего, право автора давать или не давать разрешение (лицензию) другим лицам на использование его объекта интеллектуальной собственности (ОИС). Имущественными они являются потому, что их использование позволяет извлекать определенные денежные выгоды и предъявлять обоснованные имущественные требования к третьим лицам.

Имущественные права на ОИС можно передавать от одного лица другому. Например, Патентный закон в ст. 9 и 13 определяет возможности уступки исключительных имущественных прав и предоставления права на использование ОИС на основании соответствующего лицензионного договора. В последнем случае патентообладатель (лицензиар) обязуется по такому договору предоставить право на использование ОИС в объеме, предусмотренном .договором, другому лицу (лицензиату). Лицензиат принимает на себя обязанность вносить лицензиару платежи, обусловленные договором, а также осуществлять другие действия, которые предусмотрены лицензионным договором. Передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав

или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав (ст. 30 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»).

Таким образом, исключительные имущественные права могут быть введены в торговый оборот как товар, как предмет коммерческих сделок. Такое свойство исключительных имущественных прав дает возможность рассматривать их как часть предприятия (дела, бизнеса) и включать в имущественный комплекс соответствующее юридическое лицо. Поэтому исключительные имущественные права подлежат учету в организациях как нематериальные активы. Естественно, что нематериальные активы не относятся к обычному имуществу, т.е. к вещам и предметам, обладающим физической формой существования. Однако они тоже являются активами и входят в состав имущественного комплекса. Правовые основы коммерческих сделок с такими активами, а также учет нематериальных активов отличаются от привычных норм, регулирующих хозяйственные операции с обычным имуществом: основными средствами, материалами, продукцией и т.д.

Общепризнанны следующие преимущества коммерческих сделок с исключительными имущественными правами на ОИС:

• предоставление законодательством возможностей завоевания и контроля сектора рынка (с помощью продукт-инноваций или процесс-инноваций, создаваемых, используемых и распространяемых фирмой-патентообладателем);

• обеспечение защиты от посягательств конкурентов (с помощью так называемой «патентной монополии», которая вводит целый ряд ограничений);

• возможность проникновения на ранее недоступные рынки с помощью лицензирования и организации коммерческой концессии (франчайзинга);

• извлечение дополнительных доходов от реализации (уступки) исключительных имущественных прав как активов;

• увеличение рыночной стоимости компании;

• укрепление деловой репутации и партнерских связей.

Еще одним важным преимуществом коммерческих сделок с исключительными имущественными правами на ОИС является «веерный» характер этих сделок, т.е. возможность параллельного заключения множества лицензионных соглашений с неограниченным числом лицензиатов, что значительно увеличивает общий доход лицензиара. Именно преимущества, получаемые от использования исключительных прав, являются источником получения высокой прибыли, что придает интеллектуальной собственности особую ценность.

Формы охраны прав на объекты интеллектуальной собственности

По сложившейся традиции, интеллектуальная собственность подразделяется на промышленную собственность и авторское право. Однако сейчас уже существуют такие объекты регулирования, как программы для ЭВМ и топологии интегральных схем, которые с юридической точки зрения лишь частично можно отнести к какой-либо традиционно сложившейся области права. Развитие и усложнение научно-инновационной деятельности неизбежно увеличивают количество таких объектов. Так, ныне уже выделяется новая область правовой охраны ОИС — смешанное и специальное регулирование прав по некоторым объектам. Здесь находят применение специальные законы (например, Закон РФ о селекционных достижениях) или деловые обычаи (ноу-хау, т.е. секрет производства, охраняемый в режиме сохранения конфиденциальной информации втайне).

Промышленная собственность

Она подразумевает охрану изобретений, полезных моделей и промышленных образцов с помощью соответствующих охранных документов (патентов, свидетельств), а также защиту коммерческих интересов собственников с помощью законодательства по товарным знакам и торговым названиям. Кроме того, в понятие промышленной собственности входит борьба против недобросовестной конкуренции. Наша страна является участником международной Конвенции по охране промышленной собственности, подписанной 121 год назад в Париже.

К основным внутренним нормативным актам, регулирующим режим правовой охраны промышленной собственности в России, относятся:

для изобретений, полезных моделей и промышленных образцов - Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1; для товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров -Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; для фирменного наименования — ст.54 и 138 Гражданского кодекса РФ и указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482; для пресечения недобросовестной конкуренции - ст. 10, 139 Гражданского кодекса РФ, ст. 10 Закона РФ от 22 марта 1991 г. N° 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ст. 8-10,20-21 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», Перечень сведений

конфиденциального характера, утвержденный указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188.

Авторское право

Правовые отношения, связанные с объектами авторского права, регулируются Законом РФ от 9 июля 1993 г. №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах». Согласно п. 5 ст. 10 Закона авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Совершение коммерческой сделки с таким материальным объектом само по себе не изменяет принадлежности авторских прав на произведения, выраженные в этом объекте, за исключением ряда случаев (см. ст. 17 Закона).

Действующее законодательство относит к объектам авторского права преимущественно произведения искусства, литературно-художественные произведения и т.п. Для сфер науки, техники и экономики в состав объектов авторского права входят сборники, энциклопедии, базы данных и другие составные произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору или расположению научно-информационных материалов.

В соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необ-народованные произведения, существующие в ка-кой-либо объективной форме: 0 письменной (рукопись, машинопись); 0 устной (публичное произнесение); 0 звуко- или видеозаписи;

0 изображения (рисунок, эскиз, план, чертеж и т.д.); 0 объемно-пространственной (модель, макет, сооружение и т.д.); 0 в других формах.

Необходимо подчеркнуть, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия. По нашему мнению, это подвергает определенной дискриминации наиболее ценные результаты научно-инновационной деятельности (прежде всего, результаты фундаментальных и поисковых НИР в сфере социально-экономических и гуманитарных наук) и создает определенную правовую коллизию - ситуацию правовой незащищенности элитарной части ученых.

Регулирование правовых отношений, связанных с ОИС, учитываемой в нематериальных активах

Эти отношения регулируются рядом охранных документов (дифференцировано по видам исключительных имущественных прав).

Патент на изобретение представляет собой охранный документ, который выдан уполномоченным

патентным ведомством страны. Он удостоверяет приоритет, авторство, право его владельца в течение определенного срока (в российском законодательстве - 20 лет) использовать предмет своего патента. В соответствии со ст. 4 Патентного закона РФ правовая охрана предоставляется патентоспособным изобретениям, т.е. изобретениям, являющимся новыми, промышленно применимыми и имеющими изобретательский уровень. Объектами изобретения могут являться: устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение по новому назначению уже известного устройства, способа, вещества, штамма.

Свидетельство на полезную модель. Связанные с этим объектом правовые отношения также регулируются Патентным законом РФ. Свидетельство на полезную модель удостоверяет приоритет, авторство и исключительное право использования объекта. Правовая охрана предоставляется полезным моделям, если они являются, во-первых, новыми и, во-вторых, промышленно применимыми. В соответствии с действующим российским законодательством свидетельство на полезную модель действует в течение 5 лет и может быть продлено еще на 3 года.

Патент на промышленный образец удостоверяет приоритет, авторство промышленного образца и исключительное право на его использование. В соответствии со ст. 6 Патентного закона РФ правовая охрана предоставляется таким образцам, которые являются новыми, оригинальными и промышленно применимыми. На территории нашей страны патент на промышленный образец действует в течение 10 лет и может быть продлен по ходатайству правообладателя еще на 5 лет.

Товарный знак и знак обслуживания. Регулирование правовых отношений, связанных с этими объектами, производится в соответствии с Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Согласно ст. 16 Закона регистрация товарного знака и знака обслуживания действует в течение 10 лет, считая с даты поступления заявки на их регистрацию в соответствующий государственный орган, выполняющий функции Патентного ведомства. Срок действия регистрации может быть продлен по заявлению правообладателя каждый раз на 10 лет.

Правовые отношения, связанные с программами для ЭВМ и базами данных, регулируются Законом РФ от 23 сентября 1992 г. №3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». Согласно ст. 1 Закона подпрограммой для ЭВМ понимается объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определен-

ного результата. Под базой данных понимается объективная форма представления и организации совокупности данных (например, статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона авторское право на программу для ЭВМ и базу данных возникает в силу их создания. Для признания и осуществления данного права на эти объекты не нужны депонирование, регистрация или соблюдение иных формальностей. Согласно п. 1 ст. 13 Закона правообладатель исключительных имущественных прав на программу на ЭВМ (базу данных) непосредственно или через своего представителя в течение срока действия авторского права может по своему желанию зарегистрировать эти объекты. На основании п. 3 ст. 13 указанного Закона при положительном результате проверки поданных документов на соответствие предъявляемым требованиям программу для ЭВМ (базу данных) вносят в соответствующий государственный реестр.

Согласно ст. 6 Закона авторское право действует с момента создания объекта в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Личные неимущественные права автора на программу для ЭВМ (базу данных) охраняются бессрочно.

Правовые отношения, связанные с топологией интегральных микросхем, регулируются Законом РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных схем». В соответствии со ст. 1 этого Закона под топологией интегральной схемы понимается зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. Под интегральной микросхемой понимается микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, предназначенное для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объеме и (или) на поверхности материала, из которого изготовлено изделие.

Согласно ст. 3 Закона правовая охрана распространяется лишь на оригинальную топологию. В соответствии со ст. 9 Закона автор топологии интегральной микросхемы или иной правообладатель может по своему желанию непосредственно или через своего представителя зарегистрировать топологии путем подачи заявки на официальную регистрацию объекта. Подача заявки на регистрацию возможна в срок, не превышающий двух лет с момента начала использования топологии.

На основании п. 4 ст. 9 указанного закона при положительном результате проверки поданных документов на соответствие предъявляемым требованиям топологию интегральной микросхемы вносят

в соответствующий государственный реестр. Согласно ст. 10 Закона исключительное право на использование топологии действует в течение 10 лет.

Правовые отношения, связанные с селекционными достижениями (выведением нового сорта растений, породы животных), регулируются Законом РФ от 6 августа 1993 г. N9 5605-1 «О селекционных достижениях». В соответствии со ст. 4 Закона правовая охрана селекционным достижениям предоставляется, если они удовлетворяют критериям новизны, отличимости, однородности, стабильности. На охраняемое селекционное достижение выдается патент. Селекционное достижение, на которое выдан патент, регистрируется в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений. Согласно ст. 3 Закона срок действия патента на селекционное достижение составляется 30-35 лет.

Регулирование совокупности правовых отношений, связанных с объектами авторских прав и объектами смежных прав, осуществляется в соответствии с Законом РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах». Согласно ст. 9 и п. 4 ст. 36 Закона авторское право на научное произведение и смежные права на соответствующие объекты возникают в силу самого факта их создания, т.е. для возникновения и осуществления авторского права и смежных прав не требуется, например, регистрации произведения, другого специального его оформления либо соблюдения каких-либо иных формальностей (депонирования, регистрации).

Срок действия авторского права и смежных прав ограничен ст. 27, 35-43 рассматриваемого Закона. В нашей стране авторское право и смежные права действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Причем право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. Истечение срока действия авторского права на произведение означает их переход в общественное достояние. Очевидно, что произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. Объекты авторского права и объекты смежных прав по желанию правообладателей могут быть зарегистрированы в общественных организациях, которые реализуют деятельность в области поддержки авторов и правообладателей при осуществлении их прав.

Регулирование правовых отношений, связанных с ОИС, не подлежащей учету в нематериальных активах

Исключительные права организации на фирменное наименование охраняются на основании ст. 54 и 138 Гражданского кодекса РФ, который при-

знает исключительное право гражданина или юридического лица на средства индивидуализации как одного из элементов интеллектуальной собственности. Согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ каждое юридическое лицо имеет наименование, которое содержит указание на его организационно-правовую форму. Наименование организации указывается в ее учредительных документах. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительно е право на его использование. Лица, неправомерно использующие чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на него обязаны прекратить использование этого наименования и возместить убытки.

В мировой и российской практике менеджмента принято, чтобы фирма, которая стремится надолго закрепиться на рынке, подстраховывалась, регистрируя свое наименование также и в качестве словесного товарного знака или словесного знака обслуживания. Такого рода двойная зашита наименования фирмы дает возможность фирме приобрести больше оснований для защиты своей деловой репутации и собственных прав. Это также помогает фирме добиться узнавания и признания потребителями поставляемых на рынок товаров. Однако само по себе исключительное право на фирменное наименование не является нематериальным активом. Право на фирменное наименование можно защитить лишь регистрацией соответствующего товарного знака или знака обслуживания, права на которые являются нематериальным активом.

Правовые отношения, связанные с наименованиями места происхождения товаров, регулируются Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Одни и те же наименования мест происхождения товара могут быть зарегистрированы одновременно несколькими организациями.одного и того же региона, поэтому они не могут быть активами тех или иных организаций. Но в сочетании с товарным знаком либо знаком обслуживания, который указывает каким-либо образом на такой регион, наименование места происхождения товара увеличивает рыночную ценность товарного знака (знака обслуживания).

Согласно ст. 30 этого Закона РФ под наименованием места происхождения товара понимается название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения конкретного товара, особые свойства которого главным образом определяются характерными для данной территории природными условиями и (или) людским фактором.

Право пресечения недобросовестной конкуренции согласно российским правилам учета не является

нематериальным активом, хотя и относится к промышленной собственности. Это право реализуется правообладателем путем охраны своих ноу-хау, сохранения втайне иной конфиденциальной информации, патентной охраны продукт-инноваций и процесс-инноваций, судебной защиты своих прав, нарушенных третьими лицами, а также путем регулярного отслеживания и пресечения действий конкурентов, которые могут прибегнуть к нецивилизованным методам борьбы.

Правовые отношения, связанные с ноу-хау, регулируются гражданским законодательством как обычаи делового оборота (в соответствии со ст. 5 Гражданского кодекса РФ), осуществляемые с учетом прав других лиц в пределах добросовестной конкуренции. Под ноу-хау понимается знание, систематизированное и организованное с целью решения проблем в области промышленности, сельского хозяйства и торговли, которое может быть выражено в письменном виде или в виде изображения и передано от одного человека к другому. При этом данное знание известно ограниченному кругу лиц (в соответствии с намерениями его обладателя). Ноу-хау может облегчать использование других ОИС, производство товаров и оказание услуг, а правообладатель получает при этом экономические выгоды. Сущность ноу-хау может быть отражена в следующем виде:

• в проектной, технико-экономической, технологической и конструкторской документации;

• в протоколах результатов опытов, таблицах, схемах и различного рода изображениях;

• в результатах расчетов (в их специальном применении для выпуска определенного продукта);

• в результатах статистических расчетов, формулах, рецептах, инструкциях и предписаниях по организации и выполнению Н МОКР и работ по производству;

• в виде карт по допускам и посадкам, температурным и!йным технологическим режимам;

• в инструкциях и предписаниях по управлению и регулированию, сбыту и рекламе;

• в результате социологических и маркетинговых исследований;

• в картотеках, списках и иной документации, характеризующей потребности и содержащей другие сведения о клиентах и поставщиках;

• в пособиях и других учебно-методических материалах для обучения персонала. Обеспечение охраны прав фирмы на ноу-хау

осуществляется посредством ограничения фирмой-правообладателем круга лиц из числа своих сотрудников и других лиц, которым ноу-хау должно быть известно. Для этого фирме-правообладателю необходимо вносить обязательства по неразглашению и

сохранению в тайне ноу-хау в следующие документы: договоры о научно-техническом сотрудничестве, договоры коммерческой концессии, лицензионные договоры, трудовые контракты, договоры по обучению персонала, договоры о совместной деятельности, договоры о строительстве. Защита прав на ноу-хау обеспечивается преимущественно в судебном порядке в рамках защиты добросовестной конкуренции и разумных обычаев делового оборота на основании действующего законодательства.

Инновационное предложение — новая форма охраны авторских прав в вузе

Представляется, что наряду с патентами, свидетельствами, знаками обслуживания, товарными знаками, наименованиями места происхождения товаров, фирменными наименованиями, т.е. более традиционными формами обеспечения охраноспособности результатов интеллектуальной деятельности, целесообразно ввести (первоначально во внутри-вузовский оборот) такую новую форму закрепления авторских прав на выполненную научно-техническую разработку, как инновационное предложение. По нашему мнению, это способствовало бы более полной коммерциализации научно-инновационной деятельности в государственном вузе, могло бы заметно повысить вклад вузовских ученых в формирование и развитие инновационного рынка.

Под инновационным предложением нами понимается развернутое представление и детальное описание формулы предполагаемой инновации, на основании которой может быть выполнен в конкретной сфере деятельности инновационный проект по созданию и освоению продукт-инновации и процесс-инновации. При этом в инновационном предложении обосновывается достигаемый уровень потребительских характеристик нового продукта/процесса и дается укрупненная оценка затрат при разных масштабах освоения новшества и для каждого этапа процесса создания инновации.

На наш взгляд, инновационное предложение более адекватно особенностям организации научно-инновационного процесса в вузе и его ресурсным возможностям, чем традиционные формы охраны авторских прав, сориентированные на высокий уровень, завершенность результатов инновационной деятельности (вуз не обладает средствами, обеспечивающими полную завершенность). Между тем обоснование учеными вуза возможности технологического воплощения генерированной идеи, детальное описание существа будущей инновации, указание ее достоинств, определение областей применения и прогнозирование величины ожидаемого эффекта — все это позволило бы дополнительно пози-

ционировать на инновационном рынке немалое число выполняемых в системе высшей школы наработок.

Идентификация понятия «инновационное предложение» позволяет поставить вопрос о включении в систему внутривузовского учета, оценки, планирования и стимулирования научной деятельности показателей числа зарегистрированных инновационных предложений, их научно-технического уровня и прогнозируемого эффекта. Перечисленные выше показатели могут быть использованы, прежде всего, для оценки научно-инновационной активности научных подразделений, кафедр и факультетов вуза.

Для этого предлагается осуществить (в рамках формирования научно-инновационной политики вуза) следующую совокупность необходимых организационных мероприятий:

• утвердить Положение об учете, оценке, планировании и стимулировании разработки и коммерциализации инновационных предложений внутри вуза;

• создать соответствующий новый регистрационный орган или расширить полномочия имеющегося органа по управлению и/или коммерциализации инноваций;

• вменить в обязанность регистрационному органу обеспечение сохранения авторских прав разработчика/группы разработчиков инновационного предложения (используя режим ноу-хау, коммерческой тайны);

• образовать экспертный совет по оценке возможности и целесообразности регистрации и включению в базу данных инновационных предложений, разработанных кафедрами и отдельными учеными;

• экспертному совету принимать к рассмотрению лишь те инновационные предложения, основное содержание которых — в виде аннотаций, рекламных проспектов и др. - доведено до сведения не менее чем десяти потенциально заинтересованных в нем адресатов;

• вменить в обязанность экспертному совету установление нижнего предела цены на инновационное предложение (для пресечения возможных злоупотреблений — сговора за счет интересов вуза — на формирующемся рынке инноваций);

• создать подразделение по коммерческой реализации инновационных предложений, вменив ему в обязанность проведение маркетинговых исследований рынка инноваций, позиционирование вуза на нем и осуществление соответствующей коммерческой деятельности;

• обязать органы управления научно-инноваци-онной деятельностью вуза использовать пока-

затели числа разработанных инновационных предложений, их научно-технического уровня и прогнозируемого эффекта для оценки, планирования и стимулирования инновационной активности кафедр и других научных подразделений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С «технологических» позиций инновационное предложение представляет собой частично выполненную научно-техническую разработку, т.е. инновацию-полуфабрикат. Дело в том, что полный цикл научно-инновационного процесса чаще всего включает в себя следующие пять последовательно выполняемых работ (стадий): генерирование идеи > проведение НИР > выработка инновационного предложения > разработка инновационного проекта > реализация инновационного проекта. Обычно вузовские ученые и специалисты в целом успешно осуществляют первые две стадии научно-инновационного процесса (их высокая квалификация и лаборатор-но-исследовательская база позволяют выполнить соответствующие работы), но в абсолютном большинстве случаев по объективным причинам не в состоянии справиться с детальной проработкой, и в особенности с реализацией инновационного проекта. Этому не приходится удивляться, так как даже наиболее крупные технические вузы не обладают достаточно мощной опытно-экспериментальной базой и производственными мощностями, а также финансовыми средствами для промышленного освоения инновационных разработок.

С другой стороны, работники вуза как сугубо государственного научно-образовательного учреждения не имеют навыков и опыта установления и развития взаимовыгодных партнерских связей с основными субъектами формирующегося инновационного рынка: малым инновационным бизнесом, промышленными предприятиями всех организационно-правовых форм, фирмами, функционирующими в самых различных сферах деятельности. Более того, значительная часть консервативно настроенных вузовских ученых считают, что позиционирование результатов научно-технического творчества на рынке, проведение маркетинговых исследований рынка, достижение определенной степени завершенности инновационных разработок и их продвижение в сферу потребления (использования) — вообще не их дело.

В свою очередь предприятия и организации базовых отраслей экономики предпочитают приобретать продукт-инновации и процесс-инновации у фирм индустриально развитых стран, поскольку эти инновации характеризуются высокой степенью подготовленности к использованию потребителями. Однако импортный инновационный продукт имеет высокую цену, а его приобретение вовсе не гаранти-

рует покупателю получения и сохранения конкурентных преимуществ на значительный период времени.

По нашему мнению, введение в вузовскую учет-но-аналитическую практику инновационного предложения как формы адресного обращения к потенциальным потребителям результатов научно-технического творчества может привлечь внимание многих хозяйствующих субъектов к отечественным новаторским разработкам, повысить восприимчивость реального сектора экономики к нововведениям. Но не противоречит ли международной практике учета предложение о легитимизации инновационного предложения, являющееся еще одним потенциально возможным объектом исключительных имущественных прав?

Как известно, в международных стандартах вопросам учета и отражения в отчетности нематериальных активов посвящен стандарт МСФО 38 «Нематериальные активы», дающий им следующее определение: «Нематериальный актив — идентифицируемый неденежный актив, не имеющий физической формы, который держит компания с целью использования в процессе производства или предоставления товаров или услуг, для сдачи в аренду или для административных целей». Примечательно, что МСФО 38 не дает закрытого списка нематериальных активов, а лишь приводит примеры нематериальных ресурсов, которые могут быть у компании: патенты, авторские права, программное обеспечение, лицензии, торговые марки, ноу-хау, списки покупателей и т.д., которые при выполнении определенных условий могут признаваться в качестве нематериальных активов. Для того чтобы такие ресурсы были признаны в качестве нематериального актива, они должны удовлетворять определению нематериальных активов и критерию признания (т.е. вероятности поступления будущих экономических выгод и надежности оценки).

Рассмотрим, например, каким именно «определенным условиям» должны отвечать затраты на исследования и разработки, чтобы их можно было капитализировать, т.е. идентифицировать в качестве нематериального актива:

0 техническая осуществимость завершения нематериального актива и приведения его в состояние, возможное для использования или продажи; 0 наличие намерения завершить нематериальный

актив, использовать или продать его; 0 реальная возможность использовать или продать нематериальный актив; 0 определение способа получения будущих экономических выгод от нематериального актива (в частности, должно быть продемонстрирова-

но наличие рынка для продукта, в производстве которого участвует нематериальный актив, или рынка для самого нематериального актива, или полезность его для внутренних целей компании);

0 наличие адекватных технических, финансовых и прочих ресурсов для завершения разработки и для использования или продажи нематериального актива;

О возможность надежно оценить затраты, которые относятся к нематериальному активу, в процессе его разработки.

Нетрудно заметить, что трактовка инновационного предложения в качестве нематериального актива, объекта исключительных имущественных прав в рамках действующего международного стандарта МСФО 38 «Нематериальные активы» является вполне приемлемой. Однако это утверждение справедливо только при обязательном соблюдении перечисленных ранее правил капитализации затрат на исследования и разработки, которые относятся ко всем без исключения конкретным инновационным предложениям.

В заключение необходимо сделать следующие три оговорки. Во-первых, возможность надежно оценить полную величину затрат, относящихся к конкретному инновационному предложению, равно как и возможность использовать или продать этот объект исключительных имущественных прав, должна устанавливаться самим вузом при формировании его учетной политики в определенных доверительных интервалах (например, с вероятностью в 0,95 либо 0,99). Во-вторых, наличие рынка для идентифицируемого нематериального актива - инновационного предложения - должно быть продемонстрировано по результатам выборочного позиционирования этого инновационного предложения не менее чем перед 10 фирмами. В-третьих, в качестве инновационных предложений могут выступать такие неидентифицируемые в настоящее время результаты научно-инновационной деятельности в области социально-экономических и гуманитарных наук, как идеи, методы, инструменты, системы, способы, концепции, принципы, открытия.

Таким образом, творческое использование мирового опыта (с адаптацией этого опыта к особенностям функционирования отечественной экономической и научно-инновационной сфер) и всемерный учет специфики транзитивного периода в нашей стране, в принципе, позволяют успешно пре одолевать неизбежные трудности, возникающие в процессе реформирования российской учетной системы и хозяйственной системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.