Научная статья на тему 'Университетские комплексы и интеллектуальная собственность'

Университетские комплексы и интеллектуальная собственность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
256
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университетские комплексы и интеллектуальная собственность»

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ КОМПЛЕКСЫ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

В.Ю.ТЮРИНА,

кандидат экономических наук, начальник управления научных исследований Саратовский государственный технический университет

В конце XX в. процесс рыночных преобразований потребовал разработки новых подходов к формам организации вузовской деятельности и созданию рациональных организационных моделей и механизмов, главными задачами которых являлось бы использование вузовских ученых как важнейший государственный ресурс развития экономики страны и обеспечение коммерциализации результатов научных исследований и разработок вузов на рынок в виде инновационных продуктов, процессов и услуг.

Процесс освоения новшеств в производственной сфере системы Минобразования России нашел отражение при реализации инновационных научно-технических программ. В начале 1990-х гг. инновационная деятельность была определена как одно из основных направлений развития вузовского сектора науки. Научно-производственная деятельность вузовских ученых в рамках инновационных программ определила необходимость создания при вузах инновационных структур, обеспечивающих производство и реализацию наукоемкой товарной продукции.

В эти годы в системе высшей школы были созданы и функционировали несколько сотен различного рода малых предприятий, учрежденных вузами или при их участии, имеющих статус юридического лица и использующих научный потенциал, интеллектуальную собственность и материальную базу университетов. Эти структуры выполняли важную роль в развитии научно-производ-ственной деятельности и реализации инновационной способности ученых вуза.

Казалось, что определен верный путь развития инновационной деятельности: были положительные примеры освоения новшеств,- их внедрения в

производство и перехода к мелкосерийному выпуску продукции. Однако необходимо было отыскать такие организационные формы, которые позволяли бы в новых экономических условиях объединить все субъекты комплексного инновационного процесса и дать возможность реализовать инновационный процесс в полном объеме, охватив все звенья его цепи, в том числе самые главные и сложные — науку и производство.

Такими организационными формами, которые обеспечивают коммерциализацию результатов научных исследований, позволяют развивать при вузах научный бизнес, способствуют передаче разработок в виде инновационных продуктов, процессов и услуг стали технопарки, которые в начале 1990-х гг. создавались на базе ведущих вузов России и были предназначены выполнять новые для вузовской науки функции — двигателей технического прогресса и инноваций.

В Саратовском государственном техническом университете звеном, реализующем эту задачу, явился созданный в 1994 г. научно-технологический парк «Волга-техника». Особенностью технопарка явилось то, что он вошел в состав университета как структурное подразделение, являющееся неотъемлемой частью университетского учебно-производственного комплекса, которому вуз делегировал по доверенности правомочия юридического лица. Такой подход обеспечил сохранение целостности университета, интеграцию фундаментальных и прикладных исследований с инновационной деятельностью, которую организует технопарк, и завершил процесс структурной перестройки вуза.

Основой деятельности вуза как центра образования, науки и культуры является образовательный процесс, интегрированный с проведением

фундаментальных и прикладных научных исследований, включающий подготовку специалистов, создание и реализацию продукции интеллектуального и творческого труда, производство и реализацию наукоемкой продукции. Образовательная деятельность по указанным направлениям может обеспечиваться только всеми субъектами единого учебно-научно-инновационного комплекса.

Образование - наука — производство - главные звенья в многогранной цепи инновационного процесса. Такой комплексный состав рассматриваемой логистической системы удачно проецируется на современную модель вуза, действующего как единый учебно-научно-инновационный комплекс, и инновационный процесс, осуществляемый в нем, является многофункциональной микрологистической системой. Отраслевые функции такой системы классифицируются как образовательная, научная, производственная [ 1 ].

Активизация по созданию учебно-научно-инно-вационных комплексов в России началась в 2000 г. в рамках научно-технической программы Министерства образования РФ «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники», подпрограммы 009 «Инновации высшей школы и введение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот». Ряду университетов России было поручено создание учебно-научно-иннова-ционных комплексов, в том числе Саратовскому государственному техническому университету.

Создание подобного рода комплексов было предусмотрено в целях реализации первоочеред-

ных мер в рамках направления Федеральной программы развития образования «Федеральные экспериментальные площадки создания и развития университетских комплексов и исследовательских университетов, включая разработку сопряженных профессионально-образовательных программ различного уровня», утвержденного приказом Минобразования России от 15.02.2001 № 515. Данным приказом ряду вузов России был присвоен статус «Федеральная экспериментальная площадка — Университетский комплекс». В состав этих вузов вошел и Саратовский государственный технический университет [2].

По мнению ученых СГТУ, учебно-научно-ин-новационным комплексом (УНИК) является высшее учебное заведение всех форм собственности, независимо от отраслевой принадлежности, обеспечивающее единство образовательного процесса, научно-исследовательской, научно-технической и инновационной деятельности на всех стадиях и этапах подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров, деятельность которого направлена на социально-экономическое развитие общества, страны, региона.

Инновационный процесс в учебно-научно-инновационном комплексе состоит из четырех видов деятельности: образовательной (входящей в образовательную подсистему комплекса), научно-исследовательской, научно-технической (входящих в научную подсистему комплекса) и инновационной (входящей в производственную подсистему комплекса) (рис.1).

Инновационный процесс в УНИК

, >я

и в

я я

о. я

О н а в со

о о V

и н В

ч и в

о я V

Б <У § в я

а. а § о. н

с В а о

и а.

в

Образовательная деятельность

Научно-исследовательская деятельность

Научно-техническая деятельность

Инновационная деятельность

Рис. 1. Структура инновационного процесса в УНИК

ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ СОБСТВЕННОСТИ

Традиционные ветви права

Объекты промышленной собственности

Изобретения

Продукт

устройства - вещества штаммы микроорганизмов культура клеток растений и животных

Способ

Полезная модель

Устройство

Промышленный образец

Объекты авторского права

Произведения науки

- сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) географические, геологические и др. карты др. произведения

Произведения литературы

программы для ЭВМ литературные сценарные произведения - научные статьи, монографии и учебники и т.п.

Внешний вид

Товарный знак

и знак обслуживания

Наименование

места происхождения товара

Произведения искусства

- хореографические произведения

- музыкальные произведения аудиовизуальные произведения произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна произведения архитектуры фотографические произведения

и т.п.

Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности

Научные открытия

Топологии интегральных микросхем

Селекционные достижения

Рационализаторские предложения

Служебная или коммерческая тайна (ноу-хау)

Реализация многогранного и многоэтапного, комплексного инновационного процесса на базе вуза как целостного учебно-научно-инновационного комплекса дает ряд преимуществ: высокий кадровый потенциал вуза обеспечивает необходимый уровень подготовки специалистов на всех этапах инновационного процесса, единство и бли-

зость разработчиков идей и создателей инноваций ускоряет процесс их реализации, дает возможность авторского надзора, в результате чего инновационный процесс становится более результативным. Новая форма реализации инновационного процесса на базе УНИК позволяет объединить многочисленных участников инновационного процесса, избежать разобщенности целей на различных этапах деятельности, сориентировать их на имеющиеся возможности, снизить долю риска на этапе реализации. Инновационный процесс в УНИК более рационален, легче обозреваем и практически непрерывен. Преобразование вузов в учебно-научно-инновационные комплексы в настоящий момент явилось перспективной формой организа-ции вузов как центров развития научно-техни-ческого потенциала страны и регионов, где создание и реализация инноваций происходят как непрерывный систематический процесс, органический элемент любой деятельности в современной экономике [3].

В настоящее время новыми движущими силами глобальной экономики являются творческая и инновационная деятельность, а национальное благосостояние страны все в большей степени зависит от национальной стратегии в плане использования интеллектуальных ресурсов. Эффективная система интеллектуальной собственности является основой такой стратегии, так как является динамичным инстру-

■ коммерческие секреты

■ производственные секреты

■ организационно-управленческие секреты

Рис. 2. Классификация объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации

ментом создания материальных благ, предоставляя инициативу университетам и отдельным лицам для творчества и инноваций, создавая плодотворную среду для развития интеллектуальных активов, торговли ими и обеспечивая стабильную основу для инвестиций в экономику, основанную на знаниях и движимую интеллектуальным творчеством.

Несмотря на то, что высшая школа испытывает в последнее время определенные трудности, связанные с недостаточным финансированием научных исследований и разработок из федерального бюджета, университеты по-прежнему сохраняют свой значительный интеллектуальный потенциал и перспективы научно-изобретательской и патентно-лицензионной деятельности. Проблема качественного развития деятельности в области интеллектуальной собственности, ориентированной на инновационное развитие российской экономики, является одной из наиболее актуальных задач учебно-научно-инновационных университетских комплексов и экономики страны в целом.

Перечень объектов интеллектуальной собственности четко очерчен в российском законодательстве [4, 5, 6, 7, 8], где регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров. В качестве объектов права интеллектуальной собственности закреплены произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем.

Таким образом, к основным объектам интеллектуальной собственности в РФ относятся: объекты промышленной собственности — изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования места происхождения товара; объекты авторского права — произведения науки, литературы и искусства, в том числе программы для ЭВМ и баз данных.

Объекты промышленной собственности (в их числе объекты патентного права) и объекты авторского права относятся к традиционным ветвям права, наиболее используемым на практике. Однако некоторые объекты интеллектуальной собственности, получившие распространение сравнительно недавно, не поддаются регулированию в рамках двух упомянутых ветвей законодательства. Такие объекты интеллектуальной собственности принято называть нетрадиционными, и для них используется спе-

циальное законодательство. К их числу относятся открытия, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения, рационализаторские предложения и коммерческая тайна и др. [9].

Предлагается следующая авторская классификация объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ (рис. 2). Идентифицировать объекты интеллектуальной собственности не составило труда, затруднения возникли с идентификацией объектов авторского права, необходимо было разобраться, что подразумевается в законе под «произведениями науки, литературы и искусства».

Произведениями науки являются любые произведения, основное содержание которых состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности, включая произведения научной литературы, это сборники (энциклопедии, антологии, базы данных); геологические, географические и другие карты; другие произведения.

К произведениям искусства относятся произведения художественного творчества, включая произведения архитектуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, музыки, кино и театра.

Литературные произведения охватывают не только литературно-художественные, но и научные, учебные, публицистические и иные работы.

При этом само литературное произведение может находиться в устной, письменной или иной объективной форме, допускающей возможность восприятия его третьими лицами. Оно может быть как зафиксировано на бумаге, пленке, магнитном и лазерном дисках или ином материальном носителе, так и выражено в устной форме, в частности публично произнесено или исполнено [6].

Предложенная классификация объектов интеллектуальной собственности послужила основой для создания авторской классификации объектов интеллектуальной собственности учебно-научно-инновационного комплекса в его подсистемах (рис. 3).

В феврале 2004 г. были приняты «Основные направления политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года» (далее — Основные направления). В них определены цели и задачи государственной политики в области развития национальной инновационной системы, важнейшие направления государственной политики, механизмы и основные меры ее реализации.

Реализация Основных направлений политики РФ в области развития национальной инноваци-

Рис. 3. Классификация объектов интеллектуальной собственности в подсистемах УНИК

онной системы на период до 2010 г. должна обеспечить следующие прогнозируемые показатели:

— доля инновационной продукции (услуг) России на мировом рынке — 4 — 6%;

— доля инновационной продукции (услуг) в общем объеме продукции (услуг) на внутреннем рынке — 25 — 30%;

— доля отечественных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность — 25 — 30%;

— доля нематериальных активов (результатов интеллектуальной деятельности), находящихся в хозяйственном обороте, — не менее 30%.

Известно, что нематериальные активы - долгосрочные права, обеспечивающие его владельцам определенный доход или иную пользу, обладающие стоимостью и не имеющие материально-вещественной формы (либо материально-вещественная форма которых не имеет существенного значения для их использования в хозяйственной деятельности).

При введении в хозяйственный оборот созданной и приобретенной в университетских комплексах интеллектуальной собственности необходимо

соблюдать правила формирования в бухгалтерском учете нематериальных активов в соответствии с инструкцией по бухгалтерскому учету (далее — Инструкция) в бюджетных учреждениях, утвержденным приказом Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н; атак-же и письмом Миннауки РФ и Роспатента от 13 марта 1995 г. № ОР22-2-64, 10/2-20215/23 «Порядок включения объектов интеллектуальной собственности в состав нематериальных активов».

Согласно Инструкции на субсчете 031 «Нематериальные активы» учитываются нематериальные активы, использование которых в хозяйственной деятельности осуществляется в течение периода, превышающего 12 мес. К таким нематериальным активам относятся права, возникающие из принадлежащих университетскому комплексу: патентов на изобретения, промышленных образцов; свидетельств на полезные модели, на товарные знаки; объектов авторского права и смежных прав, программ для ЭВМ и баз данных, топологии интегральных микросхем, прав на ноу-хау; прав, вытекающих из заключенных лицензионных договоров

на их использование; других прав университетского комплекса на объекты интеллектуальной собственности, охраняемые в соответствии с действующим законодательством — если они используются в хозяйственной деятельности университетского комплекса с получением дохода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На взгляд автора, один из прогнозных показателей, определенных Основными направлениями для учебно-научно-инновационных комплексов высшейшколы, должен к2010г. быть значительно выше, чем средний по стране на уровне 30% — доля нематериальных активов в виде объектов интеллектуальной собственности, находящихся в хозяйственном обороте. На сегодняшний день это представляется нереальным ввиду того, что в высшей школе в виде объектов интеллектуальной собственности и постановке их на учет в виде нематериальных активов используются, как правило, объекты патентного права — это патенты на изобретения, патенты на полезную модель и патенты на промышленный образец.

Статистические данные по Министерству образования РФ, за период 1999 — 2003 гг., по научным исследованиям, результаты которых защищены охранными документами и могут являться нематериальными активами (сведения представлены в 1999 г. — 360 вузами и научными организациями (216/44 соотв.), 2000 г. — 422 вузами и научными организациями (321/121 соотв.), 2001 г. — 451 вузами и научными организациями (322/129 соотв.), 2002 г. — 454 вузами и научными организациями

(324/130 соотв.), 2003 г. — 450 вузами и научными организациями (330/120 соотв.) (табл. 1).

Как следует из анализа приведенных данных, один вуз (научная организация) в год в среднем получает патентов России — 5,3; зарубежных патентов - 0,05; регистрирует программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем — 2; подает заявок на объекты промышленной собственности — 6; поддерживает патентов — 6. Все это свидетельствует о том, что незначительная часть результатов научных исследований имеет правовую охрану и защищена объектами интеллектуальной собственности. Статистических данных, какая часть из этих объектов интеллектуальной собственности учтена в виде нематериальных активов предприятий, организаций, учреждений, установить не удалось.

Изложенное означает, что если в настоящее время не переосмыслить роли объектов интеллектуальной собственности в высшей школе, как традиционных, так и нетрадиционных, не разработать механизма их вовлечения в хозяйственный оборот, то вряд ли удастся достичь тех контрольных показателей, которые определены в «Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года» — доля нематериальных активов, находящихся в хозяйственном обороте, — не менее 30%.

Значительно расширить спектр включаемых объектов интеллектуальной собственности в нематериальные УНИК за счет объектов промышлен-

Таблица 1

Нематериальные активы на объекты промышленной собственности по вузам (научным организациям)

Минобразования России [10,11,12,13,14,]

Показатели 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Патенты России 2 844 2 529 569 2 679 3 477

Зарубежные патенты 24 37 1 24 21

Программы для ЭВМ, базы данных, топологи интегральных микросхем 876 691 215 1 504 2 179

Заявки на объекты промышленной собственности 2 707 2 951 935 3 237 3 622

Поддерживаемые патенты — 3 237 844 4 077 4 896

Таблица 2

Нематериальные активы на объекты промышленной собственности в расчете на один вуз (научную организацию) Минобразования России

Показатели 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Патентов России 8 6 1,3 6 7,7

Зарубежных патентов 0,06 0,09 0,002 0,05 0,05

Программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем 2,4 1,6 0,5 3,3 4,8

Заявки на объекты промышленной собственности 7,5 7,0 2,1 7,1 8,1

Поддерживаемые патенты — 7,7 1,9 8,9 10,9

ной собственности и программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем (как видно из таблиц) не представляется возможным, поэтому необходимо изыскать ресурсы — стратегические ресурсы, которыми может обладать УНИК, для того чтобы доля ОИС в нематериальных активах комплекса была более значительна, чем в настоящее время. В этом ключе интересно рассмотреть наряду с объектами патентного права объекты авторского права и нетрадиционные ОИС, которые предусмотрены российским законодательством.

Повышение качества подготовки специалистов в учебно-научно-инновационном университетском комплексе предусматривает расширение границ образовательной деятельности в таких сферах деятельности, как научная, научно-техническая и инновационная. Профессорско-преподавательский состав вузов, реализуя свои интеллектуальные возможности на всех стадиях инновационного процесса, участвует в работе образовательной, научной и производственной подсистем, где знания преобразуются в научные идеи, а затем в наукоемкую продукцию, и создаются объекты интеллектуальной собственности.

В образовательной подсистеме при осуществлении образовательного процесса — чтении лекций, проведении семинарских, практических и лабораторных занятий преподавателями составляются учебные планы, в рамках учебных планов по дисциплинам, входящим в учебный план, создаются рабочие программы, учебно-методические пособия, учебники, программы для ЭВМ, базы данных и др. Являются ли все перечисленные результаты деятельности объектами интеллектуальной собственности?

Согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» в качестве объектов права интеллектуальной собственности признаются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.

В определении авторского права следует обратить внимание на ключевые слова — произведение и результат творческой деятельности. Наибольшее распространение получило определение произведения, сформулированное В.И. Серебровским: «Произведение, — это совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведе-

ния» [15]. Также В.И. Серебровский отмечал, что творчество — это сознательный и в большинстве случаев весьма трудоемкий процесс, имеющий своей целью достижение определенного результата. Э.П. Гаврилов определяет творчество как деятельность человека, порождающую нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью [16].

Представляется возможным утверждать, что научные статьи, монографии, учебники, учебно-методические пособия, учебные планы, рабочие программы, научно-технические отчеты, программы для ЭВМ и баз данных могут быть вполне объективно отнесены к объектам авторского права, так как они являются результатом творческой деятельности и содержат в своей сути элементы новизны и оригинальности, и, следовательно, могут стать именно теми стратегическими ресурсами, которыми УНИК располагает для включения их в нематериальные активы.

Таким образом, в образовательной подсистеме университетского комплекса в процессе подготовки и переподготовки специалистов должны возникать объекты авторского права — это учебники, учебно-методические пособия, учебные планы, рабочие программы (произведения литературы), базы данных (произведения науки).

В научной подсистеме, в процессе осуществления научно-исследовательской и научно-техничес-кой деятельности могут и должны возникать следующие объекты интеллектуальной собственности: объекты патентного права — изобретения, полезные модели (объекты промышленной собственности); объекты авторского права — монографии, научные статьи, программы для ЭВМ, научные отчеты (произведения литературы) и базы данных (произведения науки) — это все, что относится к традиционным ветвям патентного права. Из нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности могут возникать научные открытия, топологии интегральных микросхем, служебная или коммерческая тайна (ноу-хау).

Коммерческая тайна (ноу-хау) — это особый объект исключительных прав, относительно новый для нашего законодательства. Коммерческая тайна относится также к объектам интеллектуальной собственности, так как обладает всеми присущими таким объектам признаками: во-первых, это нематериальный объект, во-вторых, является результатом интеллектуальной деятельности, в-тре-тьих, это объект, на который за кем-либо закрепляется исключительное право и который может

также являться стратегическим ресурсом УНИК для включения в нематериальные активы.

В настоящее время в режиме ноу-хау могут охраняться различные сведения, исчерпывающий перечень которых для университетского комплекса составить невозможно. Поэтому в большинстве случаев при определении данного понятия выделяются, прежде всего, существенные признаки обозначаемых им объектов. Ноу-хау — не защищенные охранными документами и неопубликованные знания или опыт научного, технического, управленческого или иного характера (незапатентованные изобретения, технологические режимы, материалы, методы контроля, способы организации производства и др.).

Будучи объектом интеллектуальной собственности, коммерческая тайна обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, надо отметить, что в ее основе лежит фактическая монополия определенного лица на некоторую совокупность знаний. Важной особенностью коммерческой тайны является наибольшая универсальность среди других объектов интеллектуальной собственности, так как под это понятие могут быть подведены разные сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, организацией, финансами и другой деятельностью всех подсистем университетского комплекса. Специфической чертой коммерческой тайны, выделяющей ее среди других объектов интеллектуальной собственности, является неограниченность срока ее охраны, так как право на коммерческую тайну действует до тех пор пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию, которая ее образует, а также имеются предусмотренные законом условия ее охраны [17].

Коммерческая тайна как объект интеллектуальной собственности не требует официального признания ее охраноспособности, государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей, а также уплаты государственных пошлин. При возникновении коммерческой тайны информация о ней обязательно должна быть на данный момент времени конфиденциальной.

В соответствии с п. 1 ст. 139 ГК РФ коммерческая тайна должна иметь коммерческую ценность, под которой, из сложившейся деловой практики, можно понимать показатель пригодности (полезности), информации для принятия решений в сфере коммерции, который складывается из трех составляющих — достоверность, актуальность, полнота информации [18].

Исходя из сказанного, проанализируем, что может охраняться в режиме ноу-хау в УНИК.

Коммерческие секреты, которые возникают в образовательной сфере: это рабочие программы, согласно которым преподаватели читают лекции студентам, учебные планы — это информация служебного характера, которая действительно имеет потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам на момент создания. В настоящее время, время конкуренции университетов в борьбе за обучающихся, остро возросла потребность в обеспечении высокого качества подготовки специалистов, которое зависит, прежде всего, от организационных моментов, в первую очередь, оттого, как составлен учебный план, в той части, которая предоставляет право вузу решать, какие предметы могут включаться в план для преподавания. Многое зависит от того, как составлены рабочие программы по этим учебным планам, каков набор практических, лабораторных занятий, семинарских занятий.

Производственные секреты, которые возникают в результате той научной работы, научной и инновационной деятельности, которую ведут сотрудники университета, это результаты НИОКР, незащищенные патентами изобретения, опытные образцы, полезные модели; конструкторская, технологическая, проектная документация и др.

Организационно— управленческие секреты — это вопросы управления качеством образования, финансами, вопросы организации научных исследований и инновационной деятельности, системы организации управления в образовательной, научной и инновационной подсистемах.

В производственной подсистеме УНИК принимают участие профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники, докторанты, аспиранты, студенты, работники производственных структур. Если при осуществлении научно-исследова-тельской деятельности в УНИК генерируется интеллектуальная энергия работника, то в процессе научно-технической деятельности результаты научных исследований преобразовываются в образцы новой техники, технологий, новых материалов, далее — при переходе в производственную подсистему — из этих нововведений создаются новые потребительские стоимости, которые должны иметь успех на рынке.

В производственной подсистеме УНИК при осуществлении инновационной деятельности (экспериментальное производство, производство продукции мелкими сериями, производство продук-

ции, сбыт) могут возникать следующие объекты интеллектуальной собственности: полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименование места происхождения товара (промышленная собственность); секреты производства или коммерческая тайна (ноу-хау) и рационализаторские предложения.

Необходимо обратить особое внимание на такой вид объектов нетрадиционного права, как рационализаторские предложения. В настоящее время рационализаторским может быть признано техническое, организационное либо управленческое предложение, являющееся новым и полезным для данного предприятия (п. 3 Методических рекомендаций по организации и проведению рационализаторской работы на предприятиях Российской Федерации 1996 г.). Предложение, вносимое в качестве рационализаторского, должно не просто ставить задачу, а раскрывать конкретные средства ее решения.

Среди рационализаторских предложений технического характера преобладают те из них, которые связаны с изменением конструкций изделий, технологии производства, применяемой техники или изменением состава материала и направлены, как правило, на модернизацию и усовершенствование уже применяемых объектов техники, технологии и веществ. Организационные и управленческие рационализаторские предложения обеспечивают получение положительного эффекта за счет мероприятий организационного характера или рационализации управления. К ним относятся предложения по совершенствованию планирования учета, материально-технического снабжения, рационализации документооборота, изменению графиков работы и т.д. Для рационализаторских предложений предъявляется признак местной новизны и полезности. В результате внедрения рацпредложения должен быть получен экономический, технический или иной положительный эффект [17].

Рационализаторские предложения, также, как и коммерческая тайна (ноу-хау), имеют место во всех подсистемах УНИК.

В образовательной подсистеме это коммерческие и организационные секреты (ноу-хау); рационализаторские предложения, связанные с управленческими и организационными моментами, технические рацпредложения, связанные с усовершенствованием процессов обучения при лабораторных и практических занятиях и др.

В научной подсистеме это производственные, организационно-управленческие, коммерческие

секреты; рационализаторские предложения, связанные с управленческими и организационными моментами, технические рацпредложения, связанные с усовершенствованием научных исследований и экспериментальных разработок в научно-исследовательских и научно-технических лабораториях УНИК.

В производственной подсистеме это производственные, организационно-управленческие, коммерческие секреты; рационализаторские предложения, связанные с управленческими и организационными моментами, технические рацпредложения, связанные с усовершенствованием производственных процессов в инновационной сфере УНИК.

Для успешной работы и развития университетского комплекса необходима комплексная информация обо всех имеющихся в нем объектах интеллектуальной собственности, это актуально в связи с тем, что правовые отношения, связанные с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности, требуют грамотных действий по защите научно-технического предпринимательства с использованием возможностей, представляемых патентной системой охраны технических новшеств и комплексных действий по выявлению и охране коммерческой тайны.

В число важнейших мер по обеспечению правовой безопасности обладателей интеллектуальной собственности входит полная инвентаризация интеллектуальной собственности университетского комплекса, включающая выявление всех объектов, которыми он владеет и пользуется, с подготовкой и реализацией предложений по устранению правовых проблем и предотвращению их в будущем.

В настоящий момент назрела необходимость заняться работой по инвентаризации ОИС и выявлению стратегического ресурса УНИК — объектов интеллектуальной собственности в виде объектов авторского права, ноу-хау, рационализаторских предложений и включению коммерчески значимых из них в нематериальные активы УНИК, что защитит имущественные и неимущественные интересы самого университета и его интеллектуального потенциала. Для этого предложена классификация объектов интеллектуальной собственности в подсистемах УНИК (см. рис. 3) и разработанный на ее основе классификатор интеллектуальной собственности УНИК (табл. 3).

В основу методологического подхода к разработке предложенного классификатора положен анализ объектов интеллектуальной собственности —

как традиционных, так и нетрадиционных. Традиционные объекты интеллектуальной собственности в виде объектов патентного права и сейчас используются высшей школой и вузами для постановки на учет как нематериальные активы, но их доля очень мала, и чтобы ее увеличить, необходи-

мо расширить перечень ОИС, который сможет включаться в нематериальные активы, чтобы решить задачи по прогнозным показателям — это доля нематериальных активов в виде объектов интеллектуальной собственности, находящихся в хозяйственном обороте, свыше 30%.

Таблица 3

Классификатор интеллектуальной собственности учебно-научно-инновационного комплекса

Подсистемы УНИК Стадии инновационного процесса Объекты интеллектуальной собственности Возникновение ОИС Документы, подтверждающие наличие прав ОИС

ос • Учебники • Учебно-методические пособия • Учебные программы • Учебные планы Факт существования, л" свидетельство о добровольной регистрации

м и »д ч 1) н св я о а о, ю О Образовательная деятельность • Программы для ЭВМ • Базы данных • Рационализаторские предложения • Коммерческая тайна "Ч Факт существования, 1. свидетельство об официальной 1 (добровольной) регистрации • Удостоверение на рационализаторское предложение • Документы предприятия, обеспечивающие секретность сведений, приказ о порядке хранения и использования, договора с работника ми о соблюдении секретности

Научная Научно-исследовательская деятельность и научно-техническая деятельность • Изобретения • Полезные модели • Промышленные образцы • Монографии • Научные статьи • Научные отчеты • Программы для ЭВМ • Базы данных • Патент на изобретение • Патент на полезную модель • Патент на промышленный образец | Факт существования, г* свидетельство о добровольной J регистрации | Факт существования, свидетельство л об официальной (добровольной) J регистрации

• Рационализаторские предложения • Научные открытия • Топологии интегральных микросхем • Коммерческая тайна • Удостоверение на рационализаторское предложение • Диплом на научное открытие (до 1992 г.) • Факт существования, свидетельство об официальной (добровольной) регистрации • Документы предприятия, обеспечивающие секретность сведений, приказ о порядке хранения и использования, договора с работниками о соблюдении секретности

Производственная Инновационная деятельность • Полезные модели • Промышленные образцы • Товарные знаки • Знаки обслуживания • Наименование места происхождения товара • Рационализаторские предложения • Коммерческая тайна • Патент на полезную модель • Патент на промышленный образец • Свидетельство на товарный знак • Свидетельство на знак обслуживания • Свидетельство на право использования наименования места происхождения товара • Удостоверение на рационализаторское предложение • Документы предприятия, обеспечивающие секретность сведений, приказ о порядке хранения и использования, договора с работниками о соблюдении секретности и др.

Литература

1. Тюрина В.Ю. Организационные модели управления инновационным процессом в технопарках высшей школы. Автореф. канд. экон. наук,- СПб., 1995 - 25 с.

2. Приказ Министерства образования РФ от 1 августа 2001 г. № 2853 «О проведении эксперимента по разработке моделей и механизмов создания и функционирования университетских комплексов».

3. Организация и финансирование инновационной деятельности в рамках университетского учебно-научно-инновационного комплекса / В.Р. Атоян, B.C. Баландин, A.B. Королев, В.Ю. Тюрина и др.; Под общ. ред. В.Р. Атояна. — Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2001. — 228 с.

4. Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517— / с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 07.02.2003 № 22-ФЗ / Наука в системе образования. Нормативная основа. — 2002. Часть 6. - М.: Минобр. РФ, 2003. С. 32 - 64.

5. Закон РФ «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных». — М.: НПО «Поиск» Роспатента, 1992. - С. 5 - 10.

6. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г., в редакции Федерального закона от 19 июля 1995 г., № 110— ФЗ). Кодексы и законы РФ. — СПб.: ИД «Весь», 2003. -С. 393 -403.

7. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 9 июля 2002 г. № 82-ФЗ*) // Патенты и лицензии, 2002. № 9. С. 48 - 51.

8. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхожде-

ния товаров» от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 11.12.2002. № 166-ФЗ*//ИС. Промышленная собственность, 2003. № 2. С. 42 — 65.

9. Интеллектуальная собственность. Справочно-методические материалы. 1Шр:/Лу\у\у.5Ьга5. nsc.ru/intellektual/intellekt.htm.

10. Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России. 1999: Стат. сб. / СЗНМЦ, СПб., 2000. Табл. 7. 13. С. 142.

11. Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России, 2000: Стат. сб. / ГНУ СЗНМЦ, СПб., 2001.Табл. 7.13. С. 144.

12. Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России. 2001: Стат. сб. / ГНУ «СЗНМЦ», СПб., 2002. Табл. 7.13. С. 150.

13. Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России, 2002: Стат. сб. / ГНУ «СЗНМЦ», СПб., 2003. Табл. 7.13. С. 154.

14. Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России, 2003: Стат. сб. / ГНУ «СЗНМЦ», СПб., 2004. Табл. 7.13. С. 156.

15. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. — М., 1956. — С. 32 — 34.

16. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. — М., 1984.-С. 83.

17. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, перераб. и дополн. — М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. — 752 с.

18. Погуляев В. Еще раз о ноу-хау // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность, 2004. № 5. С. 15 — 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.