Научная статья на тему 'Роль нематериальных активов в определении рыночной стоимости инновационного предприятия'

Роль нематериальных активов в определении рыночной стоимости инновационного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
982
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ёлохова Ирина Владимировна, Назарова Любовь Александровна

Показана роль нематериальных активов в оценке инновационного потенциала предприятий. Проведен статистический анализ стоимости нематериальных активов на предприятиях Пермского края, выявлена их низкая доля в общей структуре основного капитала. Такой подход к учету НМА не позволяет в полной мере оценить инновационную деятельность предприятия, так как стоимость нематериальных активов является, если не самым главным, то достаточно важным индикатором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTANGIBLE ASSETS IN DEFINING MARKET VALUE OF INNOVATIVE ENTERPRISES

The study is devoted to the role of intangible assets in assessment of the enterprise's innovative potential. Statistic analysis is conducted to valuate intangible assets of the enterprises of Perm Krai. The results unveil the low share of intangible assets in basic capital. Such condition does not allow evaluating in full the innovative activity of a given enterprise because value of intangible assets is a significant, if not most important, indicator.

Текст научной работы на тему «Роль нематериальных активов в определении рыночной стоимости инновационного предприятия»

ББК У29(2)0-07

И.В. Ёлохова, Л.А. Назарова

Пермский государственный технический университет

РОЛЬ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ В ОПРЕДЕЛЕНИИ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Показана роль нематериальных активов в оценке инновационного потенциала предприятий. Проведен статистический анализ стоимости нематериальных активов на предприятиях Пермского края, выявлена их низкая доля в общей структуре основного капитала. Такой подход к учету НМА не позволяет в полной мере оценить инновационную деятельность предприятия, так как стоимость нематериальных активов является, если не самым главным, то достаточно важным индикатором.

Инновационная деятельность является синонимом успешного развития каждого предприятия реального сектора экономики. Вопрос измерения «инновационности» предприятия стоит сегодня достаточно остро, так как нет единого, признанного всеми заинтересованными сторонами метода оценки. Статистическая оценка инновационной деятельности ведется на основании формы федерального государственного статистического наблюдения № 4 «Сведения об инновационной деятельности организации», но в данном документе не отражены, на наш взгляд, некоторые важные индикаторы «инновационности».

С развитием и стабилизацией делового климата и рыночных отношений в России все большее количество предприятий переходят на новый, качественно высокий уровень своего развития, когда стоимость нематериальных активов является если не самым, то одним из основных индикаторов инновационной деятельности.

Любая компания обладает не только материальными ценностями, такими как здания, оборудование, денежные средства, запасы сырья и материалов и т.д., но и торговыми марками и брендами, сложившимся кругом клиентов и проверенных поставщиков, деловой репутацией, известностью на рынке и другими факторами, которые, на первый взгляд, очень сложно оценить. Однако при продаже бизнеса, при покупке готовой фирмы, при слияниях и поглощениях, да и просто для грамотного управления стоимостью компании важно знать, сколько стоят и нематериальные активы компании.

В России, как впрочем и во всем мире, постоянно происходят процессы слияния, приобретения и поглощения компаний и при этом на стоимость компаний значительно влияет именно стоимость нематериальных активов. В развитых рыночных условиях они определяют 60 % стоимости компании.

С развитием рыночных отношений в составе имущества субъекта появился новый вид средств - нематериальные активы.

«Под нематериальными активами понимается объем прав предприятия на определенную группу объектов, не имеющих материально-вещественного содержания и приносящих предприятию доход в течение периода, оговоренного национальным законодательством» [1].

Нематериальными активами могут быть признаны следующие активы:

- идентифицируемые (имеющие признаки, отличающие данный объект от других, в том числе аналогичных) и не имеющие материально-вещественной (физической) формы;

- используемые в деятельности организации;

- способные приносить организации будущие экономические выгоды;

- срок полезного использования которых превышает 12 месяцев;

- стоимость которых может быть измерена с достаточной надежностью, т.е. имеется документальное подтверждение стоимости, а также затрат, связанных с их приобретением (созданием);

- при наличии документов, подтверждающих права правообладателя.

При отсутствии любого из вышеперечисленных критериев произведенные затраты не признаются нематериальными активами и являются расходами организации.

Существует 4 вида нематериальных активов:

1) объекты интеллектуальной собственности;

2) права пользования природными ресурсами;

3) отложенные затраты;

4) цена фирмы.

Прочие нематериальные активы - лицензии на осуществление вида деятельности, на осуществление внешнеторговых и квотируемых операций, на использование опыта специалистов, права доверительного управления имуществом.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии или лицензиату. Лицензия выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет. По окончании срока действия лицензии он может быть продлен по заявлению лицензиата.

Объекты интеллектуальной собственности разделяют на два вида: регулируемые патентным правом (объекты промышленной собственности) и регулируемые авторским правом.

Патентное право охраняет содержание произведения. Для охраны изобретения, полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания необходима их регистрация

по установленной процедуре в соответствующих органах. Перечень объектов, охраняемых патентным правом, исчерпывающий.

Изобретение подлежит правовой охране, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо (устройство, способ, вещество, штамм, микроорганизм, культуры клеток растений и животных) или является известным устройством, способом, веществом, штаммом, но имеет новое применение. Основные формы использования охраняемых патентным правом объектов - передача прав по лицензионному договору и внесением объекта в качестве вклада в уставный капитал организации. Лицензионный договор существенно отличается от договора купли-продажи и найма, поскольку патентовладельцу передает по лицензионному договору не само изобретение, а лишь исключительное право на его использование; патентовладелец может передать право на использование изобретения широкому кругу третьих лиц и сам использовать изобретение. Стоимость охраняемых патентом объектов складывается из затрат на их приобретение, юридических, консультационных и других затрат.

Патентное изобретение выдается сроком до 20 лет и удостоверяет приоритет изобретения, авторства, а также исключительное право на его использование.

Промышленный образец - художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Отличительными признаками патентоспособности промышленного образца является его новизна, оригинальность и промышленное применение. Под новизной понимается совокупность существенных признаков промышленного образца, определяющих эстетические и (или) эргономические особенности изделия, не известные из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета данного образца. Оригинальность промышленного образца определяют его существенные признаки, обусловливающие творческий характер эстетических особенностей изделия. Промышленно применимым образец признается, если он может быть многократно воспроизведен путем изготовления конкретного изделия.

На промышленные образцы, даже если они имеют признаки новизны, оригинальности и промышленно применимы, не распространяется патентоспособность, если в решениях их изготовления преобладает техническая функция изделия. К таким изделиям относятся:

- объекты архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленных, гидротехнических и других стационарных сооружений;

- печатная продукция;

- объекты неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ;

- изделия, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Патент на промышленный образец выдается на срок до 10 лет и может быть продлен еще на срок до 5 лет.

Полезная модель представляет собой конструктивное выполнение из составляющих частей. Отличительные признаки полезной модели - новизна и промышленная применимость. Правовая охрана полезной модели осуществляется при наличии свидетельства, выдаваемого патентным отделом на срок до 10 лет.

Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном Законом РФ. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

В соответствии с правилами МСФО, «нематериальный актив - это идентифицируемый не денежный актив, не имеющий физической формы, который компания удерживает для использования при производстве и предоставлении товаров и услуг, сдачи в аренду, административных целей».

В балансе отражаются такие нематериальные активы, как права на интеллектуальную собственность (лицензии, исследования и разработки, патенты и др.), имущественные права, отложенные затраты, гудвилл или деловая репутация. Интеллектуальный капитал организации не может быть отражен в полной мере, именно ему отводится решающая роль в создании добавленной стоимости, которая отражает рыночную стоимость организации.

«Стоимость нематериальных активов - сумма, в которой выражается ценность актива. Учетная политика требует включения нематериальных активов в балансы предприятий любых организационно-правовых форм собственности. Отсутствие оценки нематериальных активов не отражает реально складывающейся ситуации вклада этого актива в конечные результаты деятельности оцениваемого предприятия» [2].

Использование нематериальных активов в экономическом обороте предприятий, превращение их в конкретный механизм для коммерческой оценки результатов инновационной деятельности, интеллектуального труда, интеллектуальной собственности дает возможность современному предприятию:

- изменить структуру своего производственного капитала за счет увеличения доли нематериальных активов в стоимости новой продукции

и услуг, увеличив их наукоемкость, что сыграет определенное значение для повышения конкурентной способности продукции и услуг;

- экономически эффективно и рационально использовать незадей-ствованные и лежащие «мертвым грузом» нематериальные активы, которыми все еще располагают многие предприятия, фирмы, НИИ, КБ, научно-исследовательские лаборатории и т.д.

Но, к сожалению, как показывает практика российских предприятий, мало кто учитывает на балансе интеллектуальную собственность в виде нематериальных активов. Хотя все понимают, что какие-то технологии, разработки, патенты, лицензии, права, ноу-хау, торговые знаки у российских предприятий есть - иначе как бы они работали и производили продукцию (или оказывали услуги). При этом мало кто стремится отразить реальную рыночную стоимость имеющихся объектов научных разработок по разным причинам.

Проведенное исследование по итогам 2009 г. более чем на 100 предприятиях Пермского края показало, что общая доля нематериальных активов в общей структуре основных средств составляет одну десятую процента (табл. 1, 2, 3).

Интересно, что такие гиганты, лидеры промышленности, как ОАО «ЛУКОЙЛ» имеют нематериальных активов в общей стоимости основных средств -

0,019 %, ОАО «Протон» - 0,009 %, ОАО «Редуктор-ПМ» - 0,01 %, ОАО «Метафракс» - 0,055 %, ОАО «Машиностроитель» - 0,004 %, ОАО «Галургия» - 0,44 %, ОАО «Мотовилихинские заводы» - 0,86 %, ОАО «Галоген» - 0,001 %, ОАО «Пермметалл» - 0,05 %, ОАО «Пермские моторы» - 0 %, ОАО «Авиадвигатель» - 2,1 %, ОАО УСИ - 0,004, ОАО «Пермэнергосбыт» - 0,025 % (см. табл. 1).

Таблица 1

Доля нематериальных активов в общей стоимости основного капитала в открытых акционерных обществах Пермского края

№ п/п Название Основной капитал, тыс. руб. Нематериал. активы, тыс. руб. Нематериал. активы к осн. кап., %

1 Уралкалий 62 323 000 527 000 0,85

2 Пермэнергосбыт 526 907,00 130,00 0,025

3 ЛУКОЙЛ 626 659 100,00 120 604,00 0,019

4 Авиадвигатель 285 110,00 5 975,00 2,096

5 Пермские моторы 28 726,00 - -

6 Пермалко 104 154,00 1 446,00 1,39

7 УСИ 48 604 291,00 1 768,00 0,004

Окончание табл. 1

№ п/п Название Основной капитал, тыс.руб. Нематериал. активы, тыс.руб. Нематериал. активы к осн. кап., %

8 Г алоген 128 744,00 3,00 0,002

9 Протон 770 111,00 72,00 0,009

10 Редуктор-ПМ 526 425,00 54,00 0,01

11 Мотовилихинские заводы 1 975 723,00 17 047,00 0,86

12 Г алургия 43 347,00 142,00 0,33

63 Азот 1 965 385,00 791,00 0,04

64 Машиностроитель 774 381,00 29,00 0,004

65 Пермский завод смазок и СОЖ 84 960,00 689,00 0,81

66 Сорбент 213 402,00 576,00 0,27

67 Александровский машиностроительный завод 69 939,00 886,00 1,27

68 Минеральные удобрения 1 344 751,00 5 092,00 0,38

Итого 1 018 201 662,01 331 565,08 0,034

Таблица 2

Доля нематериальных активов в общей стоимости основного капитала в закрытых акционерных обществах Пермского края

№ п/п Название Основной капитал, тыс.руб. Нематериал. активы, тыс.руб. Нематериал. активы к осн. кап., %

1 УралАвтоИмпорт 822,00 26,00 3,16

2 ПермьРегионИпотека 11 951,00 - -

3 Пермспецкабель 690,00 - -

4 У ралтелекомсервис 10 848,00 - -

5 Галс-Н 25 847,00 - -

6 ИПК «Звезда» 95 002,00 26,00 0,027

Итого 145 160,00 52,00 0,036

Единственное исключение, подчеркивающее общее правило, - сравнительно молодое предприятие ООО «ЛУКОЙЛ-Информ» имеет 51 % нематериальных активов в общей структуре капитала.

Почему? Сложности с оценкой интеллектуальной собственности, оформлением патентов, а также наследие социализма - все было государственное, значит, ничье, и необходимости оформлять собственность каждому предприятию на себя не было. Кроме того, налог на имущество организаций в РФ - 2,2 %, и многие предприятия не хотят увеличивать стоимость основных средств из-за этого. Но возможные угрозы «ухода» наших инновационных разработок к конкурентам могут привести к тому, что будем платить за собственную безграмотность.

Таблица 3

Доля нематериальных активов в общей стоимости основного капитала в обществах с ограниченной ответственностью Пермского края

№ п/п Название Основной капитал, тыс. руб. Нематериал. активы, тыс. руб. Нематериал. активы к осн. кап., %

1 НПП «Квант» 9 932,00 - -

2 Пермская межевая компания 3 706,00 160,00 4,32

3 Энергостройсервис 1 650,00 - -

4 Полимер Пермь 2 223,00 231,00 10,39

5 Югокамский маш.завод 55 100,00 - -

6 Чернушинское управление по ремонту скважин 288 710,00 - -

7 Пермский инженерно-технолог. центр 44 175,00 420,00 0,95

8 Аудиторская фирма «Актив» 20 839,00 7 000,00 33,59

9 Европейский сервис 2 945,00 - -

10 ЛУКОЙЛ-Пермь 26 376 252,00 3 216,00 0,01

51 Осинский маш. завод 3 538,00 - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

52 Электроизделия и системы 239,00 - -

53 Кама-Сталь 345,00 18,00 5,22

54 Научно-производственное предприятие «ТИК» 6 161,00 6,00 0,10

55 Пермь Телефон Ру 1 672 775,00 - -

56 ФГУП НИИУМС 41 112,00 - -

Итого 29 576 575,53 11 051,00 0,04

Интеллектуальная собственность является объектом собственности, которым можно не только владеть, пользоваться и распоряжаться, но и (при правильном документальном оформлении) использовать в уставном фонде и в хозяйственной деятельности предприятия в качестве нематериальных активов.

Использование интеллектуальной собственности в уставном фонде позволяет предприятию и авторам, создателям интеллектуальной собственности получить следующие практические преимущества:

- сформировать значительный по размерам уставный фонд без отвлечения денежных средств и обеспечить доступ к банковским кредитам и инвестициям (интеллектуальную собственность можно использовать наравне с другим имуществом предприятия в качестве объекта залога при получении кредитов);

- амортизировать интеллектуальную собственность в уставном фонде и заместить интеллектуальную собственность реальными денежными средствами (капитализировать интеллектуальную собственность). При этом амортизационные отчисления на законных основаниях включаются в себестоимость продукции (не облагаются налогом на прибыль);

- авторам и предприятиям - владельцам интеллектуальной собственности участвовать в качестве учредителей (собственников) при организации дочерних и самостоятельных фирм без отвлечения денежных средств.

Использование интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности позволит:

- документально подтвердить права собственности и поставить объекты интеллектуальной собственности на баланс в качестве имущества предприятия. Это дает возможность производить амортизацию интеллектуальной собственности и образовывать соответствующие фонды амортизационных отчислений за счет себестоимости продукции;

- получить дополнительные доходы за передачу прав на использование объектов интеллектуальной собственности, а также обеспечить обоснованное регулирование расценок на продукцию инновационной деятельности предприятия в зависимости от объема передаваемых прав на использование интеллектуальной собственности;

- выплачивать авторское вознаграждение физическим лицам (авторам), минуя фонд оплаты труда с включением затрат в себестоимость (без традиционных отчислений в страховые и иные фонды и без ограничения размеров выплат с отнесением затрат на выплату авторского вознаграждения на статью себестоимости продукции - «прочие расходы»).

Кроме этого, документальное подтверждение прав собственности и прав на использование интеллектуальной собственности, а также полу-

чение официальных охранных документов позволяет обеспечить реальный контроль за долей рынка и возможность законного преследования недобросовестных конкурентов и «пиратов» (нарушителей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности).

Процесс коммерциализации инновационной сферы условно можно свести к трем этапам.

Первый этап - это грамотная классификация объектов интеллектуальной собственности, на базе которой должна формироваться предварительная оценка их рыночной стоимости. Однако в настоящее время предприятия либо ее не выполняют, либо делают это по-дилетантски. Поэтому необходима профессиональная разработка базовых методологических и методических рекомендаций.

Второй этап - это включение стоимости объектов нематериальных активов в состав имущества предприятий по бухгалтерскому счету «Нематериальные активы».

Третий этап коммерциализации нематериальных активов заключается:

- в активном выходе предприятий на рынок научно-технической продукции;

- в умении находить своего покупателя, овладевать искусством предпринимателя, т. е. самому искать заказчика (потребителя) для своей идеи или разработки;

- в умении рекламировать их;

- в умении размещать информацию в журналах, пробиваться на телевидение и т.д.

Для оценки стоимости объектов нематериальных активов (интеллектуальной собственности) также используются принятые в международной и отечественной практике подходы: затратный, доходный, сравнительный (рыночный). Результаты расчетов, выполненных разными методами, позволяют получить интегральную оценку стоимости бизнеса.

«Доходный подход занимает преимущественное положение при оценке объектов интеллектуальной собственности» на инновационных предприятиях, созданных на базе новых технологий обслуживания клиентов или производства продукции. Данный подход основан на прогнозировании денежных потоков предприятия в перспективе и их приведении к настоящему (или будущему) моменту времени. Основными методами, используемыми при доходном подходе, являются методы дисконтированных денежных потоков (DCF -discounted cash flow), метод капитализации, метод добавленной экономической стоимости (EVA) и др. Важным принципом использования метода дисконтированных денежных потоков (DCF) является разграничение задач.

Методы доходного подхода, используемые при оценке стоимости нематериальных активов, отличаются от методов, предназначенных для оценки бизнеса, имущества или других объектов собственности. Среди основных методов можно выделить: метод избыточных прибылей (только для оценки гудвилла); метод дисконтированных денежных потоков (как разновидность методов «25 процентов»); метод «освобождения от роялти»; метод «преимущественно в прибылях»; метод дробления прибыли; метод коэффициентов долевого участия.

Затратный подход заключается в поэлементной оценке рыночной стоимости активов и обязательств предприятия и обусловлен различием результатов балансовой и рыночной оценки составляющих активов и пассивов предприятия. При оценке действующей компании используется метод чистых активов, при решении о ликвидации или покупке компании используется метод ликвидационной стоимости.

Следует отметить, что оценка рыночной стоимости активов, как и собственного капитала и обязательств, - процесс очень трудоемкий, так как требуется детальное раскрытие внутренней информации по каждой статье.

Затратный подход отражает ранее понесенные затраты на создание актива или обязательства и не учитывает будущих потоков, генерируемых этими активами или обязательствами. Кроме этого в практике оценки стоимости российских компаний существует проблема оценки скрытых, в том числе и нематериальных, активов. В российской практике к скрытым активам можно отнести, например, дружественные отношения с арендодателем, позволяющие существенно экономить на издержках, личные связи сотрудников в деловых кругах и органах власти, наличие уникальных технологий предприятия (продукты, аналитические инструменты, технология документооборота), которые могут представлять интерес для покупателя, личные отношения старых сотрудников с клиентурой [3, 4].

Сравнительный подход так же, как и затратный, не учитывает перспектив развития объекта оценки. Его невозможно применить, если отсутствует активный рынок соответствующего товара и отсутствует информация. Суть методов сравнительного подхода состоит в выборе объекта-аналога, сборе данных о его стоимости и корректировке ее с помощью системы коэффициентов, отражающих различия между оцениваемым объектом и объектом-аналогом. В связи с неразвитостью рынка, отсутствием открытых, прозрачных данных о расчетной или фактической (рыночной) стоимости предприятий этот подход редко используется при оценке рыночной стоимости бизнеса в России. За рубежом в условиях развитого рынка этот подход занимает в оценке должное место, даже при оценке отдельных составляющих активов и пассивов [2].

Будущие доходы от нематериальных активов зачастую оказываются весьма значительными. Инвестиции в инновации, исследования и разработки, обучение и т.п. на самом деле существенно увеличивают в случае успеха стоимость предприятия. Игнорировать этот факт было бы ошибкой. Современная экономика ждет инноваций нового типа: отчетов о результатах работы компании, которые выходят за узкие рамки финансовой отчетности. Нужно расширить прогнозы прибыли, включив в них сферы компетенции и удовлетворенность потребителей, описать инновационный потенциал предприятия, используя факторы, от которых зависит его успех, показатели эффективности управления, а также оценки уровня инноваций. Предприятию должно быть выгодно систематически предоставлять стейкхолдерам (заинтересованным сторонам) подобные отчеты о своих нематериальных активах и разъяснять им, каков конкретный вклад этих активов в повышение стоимости бизнеса, рост конкурентоспособности [5].

Проблема коммерческой оценки нематериальных активов как средств, представляющих собой будущие экономические выгоды, за которые была выплачена компенсация, давно назрела; нужна классификация нематериальных активов, принципы постановки на бухгалтерский учет, методы оценки и переоценки стоимости, анализ хозяйственной эффективности нематериальных активов, их правовая защищенность, порядок проведения экспертизы и т.д. Все это превращает проблему нематериальных активов в одну из наиболее актуальных экономических и правовых проблем на данном этапе движения российской экономики в целом, сферы НИОКР и наукоемкого производства, в частности, к цивилизованным рыночным отношениям.

Библиографический список

1. Грязнова А.Г., Федотова М. А. Оценка бизнеса: учеб. пособие. - М.: Интерреклама, 2008. - 544 с.

2. Коупленд Т., Коллер Т., Мурин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление: учеб. пособие: пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес, 2009. - 576 с.

3. Никонова И.А. Финансирование бизнеса: учеб. пособие. - М.: Альпина Паблишер, 2008. - 197 с.

4. Никонова И.А., Шамгунов Р.Н. Стратегия и стоимость коммерческого банка: учеб. пособие. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 302 с.

5. Корпоративный менеджмент. - иКЬ: www.cfin.ru. (дата обращения: 10.07.2009.

Получено 7.07.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.