Научная статья на тему 'Управление конкурентоспособностью на основе анализа спроса интеллектуальной собственности'

Управление конкурентоспособностью на основе анализа спроса интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пестунов Михаил Александрович

Российские предприятия имеют низкую конкурентоспособность. Это обусловлено тем, что в отраслевой структуре инвестиций преобладают инвестиции сырьевой направленности. Инвестиции в нематериальные активы даже не упоминаются. Конкурентное превосходство проявляется на рынке как некоторая комбинация продуктовых, технологических и управленческих нематериальных активов. На основании исследованных проблем функционирования и исчерпания эффективности нематериальных активов, анализа спроса на них, были предложены подходы в оценке стоимости нематериальных активов с учетом исчерпания их эффективности и оценки технико-экономической значимости. Предложены модели управления нематериальными активами в операционном и инвестиционном процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пестунов Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление конкурентоспособностью на основе анализа спроса интеллектуальной собственности»

М. А. Пестунов

УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА СПРОСА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Российские предприятия имеют низкую конкурентоспособность. Это обусловлено тем, что в отраслевой структуре инвестиций преобладают инвестиции сырьевой направленности. Инвестиции в нематериальные активы даже не упоминаются. Конкурентное превосходство проявляется на рынке как некоторая комбинация продуктовых, технологических и управленческих нематериальных активов. На основании исследованных проблем функционирования и исчерпания эффективности нематериальных активов, анализа спроса на них, были предложены подходы в оценке стоимости нематериальных активов с учетом исчерпания их эффективности и оценки технико-экономической значимости. Предложены модели управления нематериальными активами в операционном и инвестиционном процессах.

Анализ деятельности предприятий показал их низкую конкурентоспособность. В отраслевой структуре производственных инвестиций преобладают тенденции роста сырьевой направленности инвестиций. Инвестиции в объекты интеллектуальной собственности (ОИС) и нематериальные активы во многих случаях даже не упоминаются. В то же время исследованиями установлено, что современный этап развития мировой экономики характеризуется сочетанием нового качества капитала с инновационным предпринимательством. Конкурентное превосходство проявляется на рынке как некоторая комбинация большей потребительной ценности и меньших издержек по ее доставке потребителю. Эти преимущества обеспечиваются за счет более активного вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности.

На конкурентном рынке повышение затрат на НИОКР и патентная политика наиболее эффективны в области создания патентных барьеров для входа в отрасль. Затраты на вхождение в рынок в случае проведения активной патентной политики включают затраты либо на приобретение лицензии (трансакционные издержки), либо на обеспечение патентной чистоты, либо на разработку ОИС с более высокими характеристиками (трансформационные издержки). Следует заметить, что рыночная значимость продуктовых ОИС, обладающих мультипликативным эффектом,— единственный способ выдержать конкуренцию за счет монополизации производства новых товаров и услуг с высокими потребительскими свойствами. Осуществляя патентование своих разработок, фирмы блокируют выход на рынок конкурентов путем продажи лицензий добросовестным конкурентам и существенно затрудняют доступ на рынок «пиратам» — недобросовестным конкурентам.

Конкурентоспособность оказывает определяющее влияние на траекторию развития предприятия. Для перехода на новый уровень конкурентоспособности необходимы целенаправленные взаимосогласованные преобразования всех основных элементов структуры предприятия как системы. Основным условием при этом является формирование элементов новой системы внутри прежней. Точка перехода от старой структуры к новой является точкой бифуркации. Переход на положительную

ветвь происходит тогда, когда в структуру целенаправленно вводится инновационный элемент и контролируется эволюционное развитие.

Из такого понимания конкурентоспособности должны решаться следующие задачи по ее обеспечению в контексте экономического роста:

1. Повышение эффективности процессов роста. Если целью является обеспечение экономического роста для всего мира, то это требует осуществления политики перераспределения расходов в пользу создания новых продуктов и эффективных технологий. Устойчивое развитие потребует изменения качественного содержания роста. Он должен быть менее ресурсоемким, а темпы и структура экономического развития должны гарантировать удовлетворение основных потребностей людей в таких масштабах и на таком уровне производительности, которые позволили бы всем слоям населения достигнуть необходимых минимальных норм потребления. Для этого нужно предусмотреть активное вовлечение в экономический оборот практически неисчерпаемого ресурса — интеллектуальной собственности и расширение участия в процессе развития наиболее творчески одаренных людей.

2. Переориентация создания продуктов от случайного к плановому. «Продукты — ключевое звено связи между людьми и предприятиями. Продукты должны быть ориентированы не на повышение их рыночной стоимости, а на производство социальных товаров, то есть таких товаров, которые разрешают возникшее противоречие между запросами потребителей и качеством продукта, который определяется степенью реализации ОИС в продукте.

Оценка конкурентоспособности производится на основе сопоставления данного вида продукции с продукцией конкурентов. В связи с этим предлагается использовать интегральный показатель конкурентоспособности продукции [1]:

тг _ (ТУ + УТ + УоТ + УоУ + УК)(ПЗ-ПЧ) ,1Ч

к--------------------------------------, (1)

Ц

где К — конкурентоспособность, факторы, определяющие конкурентоспособность; ТУ— технический уровень объекта техники; УТ—уровень технологии; УоТ—уровень организации труда; УоУ — уровень организации управления; УК — факторы, учитывающие условия конкуренции на данном сегменте рынка; ПЗ — патентная защищенность; ПЧ — патентная чистота; Ц — цена изделия.

Всё многообразие форм развития предприятий можно свести к двум типам, различным по своему содержанию и последствиям. Первую форму развития можно условно назвать механизмами адаптационного (классического) типа, наподобие биологического развития, например, дарвиновские механизмы естественного отбора. Вторая форма развития ведет к производству современных по технической мысли и дизайну товаров.

Инновационная стратегия реализуется в рамках второй формы в виде двух инновационных стратегий.

Первая стратегия поведения заключается в приобретении исключительных прав на ОИС и производстве нового продукта по лицензионному соглашению. Однако возможность приобрести — необходимое, но недостаточное условие для производства конкурентоспособного товара, хотя в этом случае, при незначительном уровне риска, достигается высокий уровень доходности, который сопоставим с трансакционными издержками.

Вторая стратегия имеет иную природу и заключается в проведении активной инновационной политики, когда предприятие стремится самостоятельно и первым выйти на рынок с принципиально новым продуктом, основанным на новом поколении ОИС. В общетеоретическом плане такая стратегия предполагает существенную перестройку всей системы деятельности предприятия за счет трансформационных издержек. Такие перестройки в системе происходят в тех случаях, когда нагрузки на систему начинают превосходить некоторый порог. Тогда ее старое состояние теряет устойчивость, и система как бы выходит на пересечение нескольких направлений развития, и в этом случае допустимой оказывается целая совокупность новых состояний. В математике такие точки ветвления, потери однозначности траекторий развития, называются точками бифуркации, а сами механизмы, выводящие систему в состояние неопределенности,— бифуркационными. Применительно к траектории жизненного цикла продукта, точка бифуркации — это точка перехода с траектории жизненного цикла продукта, основанного на старых изобретениях (спрос на такую продукцию снижается), к жизненному циклу продукта, основанного на совокупности нового поколения ОИС (обеспечивается согласование потребности с конкурентоспособностью продукта). Важно определить точку бифуркации, точку перехода на новую ветвь жизненного цикла во времени и по уровню требуемой доходности продукта, обеспечиваемую новой совокупностью ОИС.

Инновационная стратегия заключается в том, что предприятие путем проведения патентно-конъюнктурных исследований отслеживает тенденции развития отрасли, определяет модель оптимального экономического роста, которая может быть в виде некоторой линии в координатах «время — объем выпуска продукции». Выявляются противоречия, складывающиеся между потребностями и предлагаемым на данном сегменте рынка техническим уровнем продукции. С разрешением этих противоречий на уровне изобретения предлагается новый продукт, ожидаемый потребителем. Это позволяет предвидеть новые возможности продукта, опережая конкурентов путем формирования патентного блока, который на первом этапе создается на основе принципиально новых комбинаций существенных признаков продукта, на втором — на основе комбинаций технологических ОИС и на третьем — на основе новых комбинаций управленческих ОИС.

Исследования теоретико-методологических проблем интеллектуальной собственности, проведенные автором, показали, что ОИС, являясь важным экономическим ресурсом и конечным продуктом экономики, становятся оборотоспособными, или приобретают свойства товара при условии соблюдения следующих условий, определяющих свойства рыночного товара: полезность, понимаемая как способность удовлетворять некоторую потребность; дефицитность, редкость — свойство, противоположное общедоступности (для придания свойства дефицитности необходима спецификация прав на результаты творческого труда); универсальность — способность отчуждаться, обмениваться на любые другие рыночные товары.

Известно, что любое из произведенных благ есть результат использования объектов интеллектуальной собственности в виде нематериальных активов [3]. Можно выделить три категории нематериальных активов, составляющих инновационный потенциал предприятия и являющихся объектами управления:

1) нематериальные активы, неотделимые от предприятия;

2) нематериальные активы, неотделимые от индивидуума (человеческий капитал);

3) нематериальные активы, которые могут отделяться как от предприятия, так и от индивидуума (ОИС).

ОИС действующего предприятия можно сгруппировать в технический, управленческий и маркетинговый блоки.

Составляющими технического блока являются продуктовые и технологические ОИС.

Управленческие и маркетинговые ОИС определяют систему комплексного экономического анализа, управленческого, производственного и финансового учета, включая индивидуализирующие предприятие исключительные права на фирменное наименование, логотип, товарный знак, знаки обозначения, брэнд, потребительскую рекламу, маркетинговые технологии, гарантию качества продукции, концепцию продвижения товара, упаковку, этикетку, авторские права.

ОИС, используемые в качестве нематериальных активов предприятия, характеризуют его инновационную деятельность. Инновационная деятельность — это процесс разработки, производства и выпуска товара, объединяющий науку, технику, экономику, управление ОИС в рамках жизненного цикла продукта, основанного на новом поколении ОИС и обусловленного оптимальным экономическим ростом.

На основании изложенного можно сделать вывод, что эффективное управление интеллектуальной собственностью предприятия обеспечивается реализацией принципов: разработки и совершенствования продукта; совершенствования технологии; совершенствования организации и управления производством и реализацией продукта.

В процессе реализации принципов управления интеллектуальной собственностью решаются следующие задачи.

1. Формирование необходимого и достаточного объема состава нематериальных активов, обеспечивающих на первом этапе жизненного цикла продукта устранение противоречия между потребностями потребителей и техническим уровнем продукта на основе обеспечения эффективной работы в области создания, защиты и использования объектов промышленной собственности — изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и других объектов интеллектуальной собственности. В выявлении значимых высокоэффективных изобретений, на основе которых появляется новое поколение продукции, устраняющей противоречие между новыми потребностями и техническим уровнем прошлого поколения продукции.

2. Обеспечение максимальной доходности за счет оптимального соотношения рутинизированных и новых операций по изготовлению нового продукта. Решая эту задачу, необходимо иметь в виду, что максимизация дохода достигается, как правило, при использовании изобретений высокого уровня новизны, а это приводит к существенному возрастанию производственных и финансовых рисков.

Исследование процессов диффузии ОИС при осуществлении предприятиями инновационных процессов показало их центральный характер. С ними согласуются другие положения, которые рассматриваются в рамках взаимодействия

субъектов рыночных отношений коммерциализации ОИС. Здесь особую роль играют показатели патентной защиты и патентной чистоты объектов техники. Диффузия ОИС представляет процесс движения экономической системы от одного равновесного состояния к другому через временные бифуркации и обычно сопровождается вытеснением старого поколения ОИС, реализованного в продукте, и появлением новых, более эффективных ОИС, внедряемых еще до завершения жизненного цикла предшествующего поколения продукта. На рынке взаимодействуют и конкурируют: создатели новых образцов продукции «новаторы-создатели» (К); «имитаторы-лицензиаты» (1л), «имитаторы альтернативные» (1к); «имитаторы-пираты» (1п).

Доля на рынке новатора ^н) будет определяться уравнением

^ = 1 - (Ц - Ц) - (Ц - Ц) - (Ц - 1п0). (2)

Долю каждого из участников на рынке можно определить по формулам

Fн = 1 - (1л1 - 1л0) - (1к1 - 1к0) - (1п1 - 1п0) - 2(1н, 1л, 1к,1п) + Коис; (3)

Fл = 1 - (1н1 - 1н0) - (1к1 - 1к0) - (1п1 - 1п0) - 2(1н, 1л, 1к,1п) + Коис; (4)

Fк = 1 - (1н1 - 1н0) - (1л1 - 1л0) - (1п1 - 1п0) - 2(1н, 1л, 1к,1п) - Коис; (5)

Fп = 1 - (1н1 - 1н0) - (1к1 - 1к0) - (1п1 - 1п0) - 2(1н, 1л, 1к,1п) - Коис, (6)

где Fн, Fл, Fк, Fп — доля материальных носителей, в которых овеществлены первая технологическая система — патентовладельцы и вторая технологическая система — имитаторы, достигшие к конкретному моменту времени уровня эффективности не меньше

N © + 1п = 1. (7)

2(1н, 1л, 1к, 1п) — стоимостные показатели ОИС, включая затраты на создание; Коис — показатель конкурентоспособности ОИС новатора (уровень достигнутого результата, уровень решаемой проблемы, уровень новизны).

Объекты интеллектуальной собственности создаются и реализуются в порядке и на условиях, действующих в сложившейся экономической ситуации. Во многом рынок ОИС похож на рынки товаров, во многом похож на рынки ресурсов. К рынку объектов интеллектуальной собственности применим категориальный аппарат предельного анализа, также применяемого к рынкам товаров и ресурсов. Однако рынок ОИС имеет ряд существенных особенностей, которые отличают его от рынков ресурсов и товаров. Спрос на интеллектуальный ресурсы отражает спрос на продукт, производимый с помощью этих ресурсов. Спрос на ОИС является производным спросом.

При формировании спроса на ОИС специфика ценообразования ОИС состоит в том, что величина цены измеряется не столько затратами труда на разработку ОИС, сколько экономией (вытеснением) общественного труда благодаря использованию ОИС.

Спрос на ОИС возрастает с ростом национального богатства. На основании понимания ОИС как средства, обеспечивающего конкурентоспособность путем

замены исчерпавших себя ОИС, предлагается оценивать потребность в количестве ОИС по формуле [3]

где Nis — требуемое количество вновь создаваемых ОИС (патенты на изобретения, свидетельства на ПМ, ПО, ТЗ плюс объекты авторского права, публикации статей, и пр.); Иэ — коэффициент, учитывающий исчерпание эффективности ОИС и определяемый научно-техническим прогрессом (для стран с развитой рыночной экономикой Иэ = 0,35 0,41), для предприятий промышленности Иэ = 0,17 0,22; ВВП — внутренний валовой продукт, р.

Рассчитать предложение ОИС можно по следующему равенству:

где Qs — предложение ОИС (величина, пропорциональная скорости исчерпания эффективности ОИС, сроку полезного использования); МЬ — буферный запас ОИС; qs — вновь созданные ОИС; Зниокр — затраты на НИОКР; ЧР — численность научных работников, изобретателей; ht — коэффициент, учитывающий НТП; Р — уровень цен; ВП —объем выпуска продукции; рм — издержки патентования; рмс — издержки, связанные с альтернативным развитием; Е — ожидания потребителей; и — вкусы и предпочтения потребителей; ¡/И — реальный доход на душу населения; Ат — период исчерпания эффективности изобретения в конкретной отрасли.

Соотношение спроса и предложения с учетом сложившейся практики внедрения изобретений можно определить из уравнения

где di — коэффициент, характеризующий уровень коммерциализации ОИС, значение которого находится в пределах 0,04-0,1 [4. С. 388-402].

Стоимостные показатели ОИС изменяются в соответствии с этапами жизненного цикла продукта. На первом этапе при создании ОИС формируется стоимость (себестоимость) разработки ОИС, включающая все затраты на выполнение НИР, ОКР, ПКР, разработки технической документации, испытание и доводку опытного образца, затраты на охрану продуктовых ОИС [5].

На втором этапе, при росте выпуска продукта, формируется рыночная стоимость технологических ОИС, обусловленная доходностью выпускаемого на основе ОИС продукта и затратами на защиту ОИС. Далее, в результате состоявшихся сделок по лицензионным соглашениям формируются цены на управленческие ОИС.

Исследование проблем функционирования ОИС на стадиях жизненного цикла продукта позволило сформулировать принципы управления формированием интеллектуальной собственности в современных условиях и определить основные факторы, влияющие на формирование ОИС:

С оптимальное соотношение рутинизированных и инновационных мероприятий, которое обеспечивает оптимизацию затрат на НИР, ОКР, ПКР, связанных с созданием нового продукта, технологического процесса и управленческих инноваций, и должно быть, с одной стороны, подчинено задачам обеспечения полного

Nis = Иэ^ВВП,

(8)

(9)

МЬ + Иэ^шт*&э = di(Mb + qs),

(10)

полезного использования ОИС в виде нематериальных активов, а с другой — направлено на повышение совокупной инновационной способности генерировать операционную прибыль;

С плановость и перспективность управления интеллектуальной собственностью, основанные на патентно-конъюнктурных исследованиях и предполагающих выявление тенденций развития отрасли, определения технического уровня разработок и на их основе — решение задач по обеспечению конкурентоспособности, прогнозирование дальнейшего развития по приоритетным направлениям развития науки и техники в соответствии с линией экономического роста;

С комплексность при управлении интеллектуальной собственностью, требующие взаимосвязанного планирования инновационного развития промышленного предприятия. В первую очередь, на основе патентно-конъюнктурных исследований формируются требования к техническому уровню продукта, объекта техники, затем формируются требования к технологическим процессам и затем определяются управленческие и маркетинговые инновации;

С сбалансированность, обуславливающая соотношение продуктовых, технологических, управленческих инноваций со стадиями жизненного цикла продукта и требующая увязки потребностей в расходах на создание интеллектуальной собственности с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами;

С динамичность в процессе управления интеллектуальной собственностью, проявляющаяся в учете фактора времени, выражающемся в постоянном изменении потребностей и предлагаемом техническом уровне продукта. Возникающее противоречие устраняется путем создания новых объектов интеллектуальной собственности, что требует прогнозирования этих изменений;

С из принципа динамичности вытекает принцип гибкости и эластичности, обусловленный использованием более прогрессивных объектов интеллектуальной собственности, срок исчерпания эффективности которых пролонгируется в результате усовершенствований базового образца без существенного изменения технологических процессов. Эластичность проявляется в способности сохранять управляемость ОИС в постоянно изменяющихся условиях, а гибкость отражает способность учитывать риски и доходность ОИС, складывающиеся на конкретном сегменте рынка;

С эффективность должна обеспечивать концептуальную модель для комплексного анализа влияния различных факторов на достижение наилучшего результата. Применительно к управлению интеллектуальной собственностью в рамках управления инновационным процессом принцип эффективности коррелирует с принципом оптимальности;

С принцип операционной и инвестиционной деятельности, означающий достижение целей с меньшими затратами в возможно короткие сроки и в прогнозируемом будущем.

Основные этапы формирования стратегии управления ОИС в инновационном процессе планирования включают: идентификацию рыночной среды в виде прогнозирования экономического роста; формулирование цели и определение задач; поиск и отбор информации; установление нормируемых критериев конкурентоспособности; выбор моделей факторного анализа; измерение факторов; использование методов оценки стоимости ОИС; определение эффективного срока службы

ОИС; выработку амортизационной политики нематериальных активов (НМА); моделирование процессов управления конкурентоспособностью.

Структурная схема прогнозирования жизненного цикла продукта (ЖЦП) с использованием статистических методов представлена на рисунке. Подготовка исходных данных проводится на основе патентно-конъюнктурных исследований и заключается в представлении их в виде вариационного ряда, с последующим табличным или графическим отображением.

Прогнозирование ЖЦП

Схема позволяет прогнозировать динамику финансовых результатов: С¥() — продажи на основе предыдущего поколения ОИС; С¥, С¥, С¥3 — прогнозируемые исходы финансовых результатов при внедрении ОИС нового поколения; С¥™ах — предельный доход от использования ОИС предыдущего поколения; С¥{} — денежный поток во время Т; I I 13 — индексы роста денежного потока в результате внедрения нового поколения ОИС; Т Т2 — время возможного превышения выпуска новой продукции над старой.

Для успешного управления инновациями на протяжении всего жизненного цикла продукта предприятию необходимо балансировать между противоречивыми крайностями. Должны обеспечиваться сочетания рутин, определяющих стабильность с переменами, характеризующими хаос, целостность с дробностью, централизацию с децентрализацией, порядок с беспорядком, ясность с терпимостью к неясности, предпринимателей и управленцев.

На каждом этапе траектории ^-образного жизненного цикла продукта существует три характеристики процесса: описание процесса на входе; описание преобразования; описание процесса на выходе. На каждом этапе жизненного цикла, разработки, роста и зрелости необходимо рассматривать распределение каждого отдельного элемента траектории и оптимизации его состояния по критерию оптимального соотношения структуры нематериальных активов, обеспечивающих

устойчивую работу предприятия в конкретный момент и в стратегической перспективе (см. рисунок). В качестве критерия оптимизации формирования интеллектуальной собственности служит параметр NPV (чистый операционный доход), рассчитываемый по формуле

NPV = (ZPF0 - £3) + (ZСF1 -13) ^ тах, (10)

где NPV — чистый операционный доход, полученный за счет денежных потоков СР0, С¥г от использования ОИС предыдущего и последующего поколения; £30, X31 — суммарные затраты на разработку, производство и эксплуатацию продукции, основанной на предыдущем и последующем поколениях ОИС.

Проблемы управления инновационным процессом для обеспечения конкурентоспособности на разных стадиях жизненного цикла развития продукта приведены в таблице.

Стадии жизненного цикла.

Варианты стратегии и организационные факторы

Качественный параметр Разработка и внедрение Стадия роста Стадия зрелости

Тип и виды инноваций Продукция Приростные нововведения по продукции; существенные по технологическому процессу; управленческие; маркетинговые Приростные нововведения; по продукции; по технологии; по управлению, по маркетингу

Предложение инновации Собственные разработки. Лицензия Собственные разработки. Лицензии Собственные разработки. Лицензии

Спрос инновации По продукции По технологии; по управлению; по маркетингу По управлению; по маркетингу

База конкуренции Технический уровень продукции; патентная защита, патентная чистота Технический уровень продукции, технологии, организации производства; патентная защита, патентная чистота, защита от недобросовестной конкуренции. Цена. Дифференциация продукции Наличие брэнда, гудвилл, НМА, имидж, незначительная конкуренция

Организация производства Единичное производство Механизация и автоматизация производственного процесса Поточное производство; сборочная линия

Доминирующая функция Предприниматель, маркетинг, НИОКР Маркетинг, производство Производство, сбыт

Роль управленца Предприниматель, менеджер сложного рынка Администратор; интегратор Управляющий

Типы интеграции Неформальное общение, неформальные целевые, рабочие группы Неформальное общение; руководитель проекта Формальное общение комитеты высших руководителей; союз промышленников и предпринимателей

Качественный параметр Разработка и внедрение Стадия роста Стадия зрелости

Организаци- Свободная, По проекту Функционально-бюрокра-

онная струк- функциональ- тическая

тура но-органичес-

кая

Внедрение системы управления ОИС в операционном и инвестиционном процессе обеспечивает конкурентоспособность за счет своевременного перехода с одной ветви жизненного цикла продукта на другой, основанный на новом поколении ОИС.

Список литературы

1. Пестунов, М. А. Управление интеллектуальной собственностью : моногр. / М. А. Пестунов. Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2006. 409 с. ISBN 5-7271-0738-5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Волкова, Т. И. Воспроизводство творческого потенциала науки / Т. И. Волкова. Екатеринбург : Изд-во ИЭ УрО РАН, 2004. 410 с. ISBN 5-9464-6066-8.

3. Инновационный путь развития для новой России / отв. ред. В. П. Горегляд ; Центр социал.-экон. проблем федерализма, Ин-т экономики РАН. М. : Наука, 2005. 343 с. (Экономическая наука современной России). ISBN 5-0203-4930-5.

4. Пестунов, М. А Инновационная близорукость как институциональный ограничитель устойчивого развития фирмы / М. А. Пестунов // Управление устойчивым развитием экономических систем / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2006. КВ№-7422-1183-х.

5. Пестунов, М. А. Повышение конкурентоспособности на основе вовлечения объектов интеллектуальной собственности в экономический оборот / М. А. Пестунов. Екатеринбург : Изд-во ИЭ УрО РАН, 2006. 54 с. ISBN 5-9464-6068-8.

6. Оценка интеллектуальной собственности : учеб. пособие / под ред. С. А. Смирнова. М. : Финансы и статистика, 2002. 352 с. : с ил. ISBN 5-2790-2544-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.