Научная статья на тему 'Управление воспроизводством нематериальных активов, анализ и оценка эффективности их использования'

Управление воспроизводством нематериальных активов, анализ и оценка эффективности их использования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
436
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ВОСПРОИЗВОДСТВО НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЛИЦЕНЗИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / АМОРТИЗАЦИЯ / ДИФФУЗИЯ ИННОВАЦИЙ / INTANGIBLE ASSETS / OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY / REPRODUCTION OF INTANGIBLE ASSETS / RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY / INVENTIVE ACTIVITY / LICENSING AGREEMENTS / DEPRECIATION / DIFFUSION OF INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пестунов Михаил Александрович, Пестунова Светлана Михайловна

Управляемое воспроизводство интеллектуальной собственности является важным условием устойчивого развития предприятия. В настоящее время воспроизводство интеллектуальной собственности, используемой в качестве нематериальных активов предприятия, осуществляется за счет прибыли. Показано, что воспроизводство нематериальных активов целесообразно осуществлять путем формирования амортизационной политики фирмы на основе оценки исчерпания эффективности нематериальных активов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пестунов Михаил Александрович, Пестунова Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Controlled reproduction of intellectual property is an important conditions of sustainable development of the enterprise. At the present time, the reproduction of the intellectual property used as the intangible assets of the enterprise, shall be at the expense of profit. In article it is shown that the reproduction of intangible assets should be made through the formation of the depreciation policy of the company based on the assessment of the exhaustion of the effectiveness of intangible assets.

Текст научной работы на тему «Управление воспроизводством нематериальных активов, анализ и оценка эффективности их использования»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 8 (262). Экономика. Вып. 36. С. 109-116.

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

М. А. Пестунов, С. М. Пестунова

управление воспроизводством нематериальных активов, анализ и оценка эффективности их использования

Управляемое воспроизводство интеллектуальной собственности является важным условием устойчивого развития предприятия. В настоящее время воспроизводство интеллектуальной собственности, используемой в качестве нематериальных активов предприятия, осуществляется за счет прибыли. Показано, что воспроизводство нематериальных активов целесообразно осуществлять путем формирования амортизационной политики фирмы на основе оценки исчерпания эффективности нематериальных активов.

Ключевые слова: нематериальные активы, объекты интеллектуальной собственности, воспроизводство нематериальных активов, результаты интеллектуальной деятельности, изобретательская активность, лицензионные соглашения, амортизация, диффузия инноваций.

Изменения, происходящие в экономике, являются основными условиями необходимости системных преобразований предприятий. Преобразования предприятия характеризуются как процесс формирования и сохранения под контролем таких перемен, которые дают возможность предприятию приспособиться к новым условиям внешней экономической среды. Системные преобразования представляют собой организованный и контролируемый процесс комплексных изменений, целью которого является обеспечение устойчивости предприятия путем его развития. Системные преобразования экономической деятельности обусловливаются необходимостью приспособления внутренней среды предприятия к качественно изменившимся условиям внешней среды. Преобразования проводятся как для преодоления кризисного положения предприятия, так и для своевременной и эффективной адаптации предприятия к изменяющимся условиям рыночной конъюнктуры. Системные преобразования представляют собой рационально спланированный, сознательно вызванный и контролируемый процесс вовлечения результатов интеллектуальной деятельности в экономический оборот, целью которого является обеспечение конкурентоспособности предприятия путем его развития.

Проблемам вовлечения объектов интеллектуальной собственности в экономический оборот посвящено достаточное количество научных работ. [1-3].

Несмотря на серьезную разработку проблем, возникающих в управлении инновационной де-

ятельностью на предприятиях, а также использование в этих целях инструментов и методов вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности (РИД), которые получили защиту как объекты интеллектуальной собственности (ОИС), и вовлекаются в экономический оборот в виде нематериальных активов (НМА), многие прикладные, а также отдельные теоретические вопросы требуют своего разрешения и, как следствие, проведения дополнительных исследований.

Прежде всего, это относится к учету специфики осуществления инновационной деятельности на предприятиях промышленного комплекса в процессе модернизации, в частности, к учету изменившейся роли и содержания инновационной деятельности, когда ОИС становятся решающим фактором в развитии предприятия.

Особенно это актуально для предприятий промышленного комплекса. Особую роль играют показатели патентной защиты и патентной чистоты объектов техники (продукции). Здесь защита РИД должна рассматриваться во взаимосвязи с движением экономической системы от одного равновесного состояния к другому через временные бифуркации. Процесс внедрения РИД сопровождается вытеснением старого поколения продукции и появлением нового, более эффективного продукта, основанного на новом поколении ОИС, внедряемого еще до завершения жизненного цикла предшествующего поколения продукта.

Исследования изобретательской активности показали, что в реальных инновационных процессах скорость диффузии ОИС зависит от:

свойств самого ОИС (технико-экономической значимости ОИС); инновационной активности предприятий (количество поданных заявок на предполагаемые изобретения, количество выданных патентов, количество действующих патентов, количество НМА на балансе предприятия, расходы на НИОКР); от способов передачи информации (лицензионные соглашения, контрафактная продукция); от свойств социально-экономической системы (развитость институтов охраны и защиты, исключительных прав на ОИС; от форм принятия решений, «инновационная близорукость»).

Названные факторы оказывают влияние на охрану и последующую защиту интеллектуальных прав и, как следствие, на диффузию ОИС. Оценка скорости диффузии ОИС позволяет организовать процесс планирования и прогнозирования, создания ОИС необходимого вида и уровня, дает возможность рассматривать альтернативные варианты ОИС и, в случае необходимости, вносить коррективы.

На распространение ОИС оказывают влияние конкурирующие и взаимодействующие между собой субъекты рынка: «новаторы-создатели» — 1н; «имитаторы-лицензиаты» — 1л, «имитаторы-конкуренты» — 1к, разрабатывающие альтернативные варианты продукта; «имитаторы-пираты» — 1П [2; 4].

Оценка диффузии позволяет оценить спрос и предложение ОИС. Если говорить о рынке ОИС. то во многом рынок ОИС похож на рынки товаров, во многом — на рынки ресурсов. При этом следует отметить, что ОИС имеют ряд существенных особенностей, которые отличают его от рынков ресурсов и товаров. Защита РИД как объекта интеллектуальной собственности исходя из ее проприетарного характера является, по сути, запретом на использование этого РИД третьими лицами не исключая их коммерческого использования. Спрос на интеллектуальные ресурсы отражает спрос на сам продукт, производимый с помощью интеллектуальных ресурсов, поэтому спрос на ОИС является производным спросом.

Большое значение для вовлечения РИД в экономический оборот имеет управляемое воспроизводство объектов интеллектуальной собственности, которые используются в коммерческом обороте как нематериальные активы (НМА). Воспроизводство ОИС, удовлетворяемое за счет собственных инвестиций, является эндогенным. Воспроизводство ОИС, удовлетворяемое за счет приобретения лицензий, является экзогенным.

В настоящее время на промышленных предприятиях воспроизводство ОИС, используемых в качестве нематериальных активов, осуществляется практически на 100 % за счет прибыли, т. к. амортизационный фонд по НМА отсутствует. Суть предлагаемого метода воспроизводства НМА заключается в формировании амортизационной политики НМА предприятия на основе оценки исчерпания эффективности ОИС, которая в свою очередь определяется диффузией новшеств в исследуемой отрасли.

Для стационарной системы воспроизводства НМА, когда финансирование НМА осуществляется только за счет амортизационных отчислений Ат отчислений, годовая потребность в НМА определяется так:

А)

где 11.. — годовая потребность .-го предприятия в /-м НМА в 1-м году; Ь.. — частный коэффициент интеллектуалоемкости; Q1 — объем выпуска продукции .'-го предприятия на основе /-го НМА в ^м году соответственно; Ат1 — годовая норма амортизации НМА, %.

Для динамической системы воспроизводства НМА, когда финансирование осуществляется как за счет амортизации, так и за счет дополнительной прибыли от ОИС, годовая потребность в НМА определяется по формуле

(2)

где I— годовая потребность .-го предприятия в /-м НМА в 1-м году; Ь.. — частный коэффициент интеллектуалоемкости; Q1S — объем выпуска продукции .-го предприятия на основе -го НМА в ^м году соответственно; Ат1 — годовая норма амортизации НМА; ДQ1—прирост объема выпуска продукции; Рг1..— чистая прибыль у-го предприятия в 1-м году от использования ОИС.

Воспроизводство ОИС устанавливает целевую структуру капитала, которая должна изменяться со временем, в соответствии с жизненным циклом продукта. При воспроизводстве ОИС на первом этапе формируется стоимость (себестоимость) разработки ОИС, включающая все затраты на выполнение НИР, ОКР, ПКР, разработку технической документации, испытание и доводку опытного образца, затраты на охрану ОИС продуктового характера.

На втором этапе при росте выпуска продукта формируется рыночная стоимость ОИС, обу-

словленная доходностью выпускаемого на основе ОИС продукта и затратами на охрану ОИС технологического характера.

Для ОИС правильно связывать потерю стоимости во времени с исчерпаемостью эффективности (экономический износ). Исчерпание эффективности — это свойство ОИС, обратное способности сохранять во времени в установленных пределах свои параметры, обеспечивающие необходимую доходность ОИС.

Для определения исчерпания эффективности используется методика расчетов, позволяющая количественно оценить влияние каждого фактора на время исчерпания эффективности исследуемого ОИС, на основе которой определяется срок использования ОИС. Методика содержит следующие этапы. Определяют факторы, оказывающие влияние на срок службы ОИС, определяют и изучают законы распределения основных факторов, существенно влияющих на время исчерпания эффективности ОИС. Затем изучается характер и моделируется связь между факторами и результативным показателем временем исчерпания эффективности ОИС; разрабатывается математическая модель, которая наиболее точно выражает сущность исследуемой зависимости, и рассчитываются коэффициенты регрессии выбранного полинома. Методика увязывает срок службы ОИС с условиями исчерпания эффективности ОИС в изменяющихся экономических условиях, что дает возможность более точного определения стоимости ОИС в конкретный момент времени с учетом рисков, связанных с использованием конкретных ОИС.

Системные преобразования предприятия, направленные на воспроизводство НМА, неоднородны по характеру воздействия на экономические процессы. Среди них можно выделить дей-

ствия, направленные, на расширение и замену номенклатуры производимой продукции: перепрофилирование производства на выпуск конкурентоспособного товара, основанного на новом поколении ОИС, повышение технических характеристик производимого продукта, на сокращение издержек производства: внедрение ресурсосберегающих технологий, замена оборудования на более производительное, на совершенствование организационно-управленческой системы предприятия: внедрение системы контроля качества производства, сертификация системы управления по международным стандартам.

В процессе управления воспроизводством нематериальных активов можно выделить следующие направления деятельности менеджмента предприятия, которые представлены в таблице.

Организационной формой формирования и оценки воздействия ОИС на конкурентоспособность промышленных предприятий при их вовлечении в экономический оборот выступают операционная и стратегическая конкурентоспособность продукта.

Операционная конкурентоспособность продукта реализуется в обеспечении высокого технического уровня продукта, достигнутого за счет реализации прошлого поколения ОИС и обеспечивающего удовлетворение запросов потребителя в текущий момент за счет вовлечения в экономический оборот технологических управленческих ОИС (3):

К = Щ (ПЗ( — ПЧ) / Ц (3)

Стратегическая конкурентоспособность продукта реализуется в обеспечении прогнозируемого технического уровня продукта, достигаемого на основе вовлечения в экономический оборот нового поколения продуктовых ОИС с учетом

Направления деятельности менеджмента предприятия по управлению воспроизводством НМА

Объект воздействия Вид преобразования Характер изменений

Выпускаемый продукт Обеспечение конкурентоспособности выпускаемого продукта Разработка нового продукта, усовершенствование, обновление продукта, основанного на новом поколении объектов интеллектуальной собственности, которые становятся нематериальными активами и способствуют изменению профиля продукции и услуг в соответствии с требованиями рынка или изменением общественных условий. Обеспечивают необходимый уровень конкурентоспособности в соответствии с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества, в том числе показателями технического уровня продукта, патентной защитой и патентной чистотой

Окончание таблицы

Объект воздействия Вид преобразования Характер изменений

Технологический процесс Совершенствование технологических процессов Комплекс мер по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков за счет вовлечения в экономический оборот технологических объектов интеллектуальной собственности, направленных не только на модернизацию производства, но и обеспечивающий перестройку, расширение существующих или строительство новых объектов, основанных на новом поколении технологических нематериальных активах. Усовершенствование, обновление производственного потенциала предприятия с целью приведения его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества, в том числе замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, основанным на новом поколении ОИС

Организационно - управленческие процессы Реорганизация Комплекс организационно-управленческих инноваций в виде ноу-хау, приводящих к существенным изменениям, характеризующимся перестройкой, переустройством всей системы организации и управления ею с целью получения синергетического эффекта от изменения структуры капитала, устранения дублирования функций, снижения издержек при увеличении объема производства

Реструктуризация Преобразование структуры производства и организации управления в рамках предприятия, основанной на управленческих объектах интеллектуальной собственности, как правило, в режиме авторского права. Реструктуризация включает в себя изменения организационной структуры, системы управления в целом, а в ряде случаев — и изменение организационной стратегии. Изменение производственных структур, в том числе замена и модернизация оборудования, рационализация иерархии управления, систем обработки информации

Реинжиниринг Повышение общей эффективности бизнес-процессов, включающей в себя перепроектирование бизнес-линий, связей внутри организации с сохранением прежних звеньев организационной структуры. Реинжиниринг содержит существенную перепланировку, фундаментальное переосмысление бизнес-процессов компании с целью повышения объемов выпуска продукции, роста качества продукции, снижения затрат, улучшения сервиса. Преобразования в области способов и стиля руководства поведения руководителей. Это расширение прав структурных звеньев и отдельных работников, стимулирование творческой деятельности, делегирование ответственности

тенденций развития в отрасли, обеспечивающего удовлетворение запросов в будущем в рамках оптимального экономического роста (4):

К+1 = ТУ+1 (ПЗ+1 - ПЧ+1) / Ц+Р (4)

где К, К)+1 — соответственно конкурентоспособность продукта в период 1, (1 + 1); ТУ, ТУ+1 — технический уровень продукта — показатели назначения, надежности, эргономические, экологические и др. в период 1, (} + 1); ПЗ , ПЗ++1—патентная защита в период 1, ($ + 1); ПЧ{, ПЧ++1 — патент-

ная чистота в период ?, (1+1); Ц, Ц1+1 — количественный показатель затрат, цена продукта.

Методика оценки конкурентоспособности включает в себя: выбор критериев конкурентоспособности, выбор показателей и оценку выбранной совокупности показателей, методику их расчета. При этом выдвигаются следующие условия:

- показатели, входящие в формулы (3, 4), должны адекватно и непротиворечиво отражать конкурентоспособность в принятых в экономической практике относительных единицах, определение

которых, например, осуществляется методом так-сонометрии;

— номенклатура и уровень показателей должны содержать основные характеристики, отражающие технический уровень продукта (показатели назначения, надежности, безопасности, экологические, эргономические, эстетические, стандартизации, унификации, технологичности продукта и др.), которые определяются при проведении патентно-конъюнктурных исследований по промышленным каталогам, а также по доступным источникам патентной и другой промышленной информации. Основное требование к информационным источникам — достоверность, доступность и контролируемость исходных данных.

Предложенная методика оценки конкурентоспособности опирается на следующие взаимодополняющие показатели:

— достигнутый технический уровень продукта в операционном процессе и прогнозируемый технический уровень продукта в стратегическом процессе как отражение возможности удовлетворения платежеспособного спроса в соответствующие периоды;

— уровень патентной защиты и патентной чистоты как отражение получаемого прироста технического уровня в результате вовлечения в хозяйственный оборот ОИС продуктового и технологического характера;

— приращение цены продукта как отражение получаемого экономического эффекта в результате внедрения ОИС продуктового, технологического и управленческого характера.

Оптимизация конкурентоспособности имеет принципиальное значение как основа формирования инновационной стратегии предприятия, которая содержит следующие этапы:

— прогнозирование оптимального экономического развития экономики предприятия;

— уточнение параметров конкурентных преимуществ промышленного предприятия (определение достигнутого технического уровня объектов техники в изучаемой отрасли, выявление тенденций развития в отрасли;

— исследование и разработка методических подходов к оценке рыночных факторов, оказывающих влияние на обеспечение конкурентных преимуществ предприятия на рынке в конкретный момент времени и определяющих устойчивое развитие экономики предприятия в условиях конкуренции в стратегическом периоде;

— разработка инновационной стратегии обеспечения конкурентных преимуществ в операционном и инвестиционном процессах.

Доведение уровня патентной защиты до среднего в отрасли уровня позволит достичь необходимого уровня конкурентоспособности.

Предлагаемая стратегия управления конкурентоспособностью (рис. 1) основана на активном вовлечении ОИС в экономический оборот и базируется на исследовании процессов диффузии ОИС, их воспроизводства с учетом исчерпания эффективности и оценки технико-экономической значимости ОИС.

Основные этапы формирования стратегии управления ОИС в инвестиционном процессе с помощью программно-целевого планирования включают: идентификацию рыночной среды в виде прогнозирования экономического роста; формулирование цели и определение задач; поиск и отбор патентно-конъюнктурной информации; установление нормируемых показателей конкурентоспособности; выбор моделей факторного анализа; использование методов оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности (ОИС); определение эффективного срока службы ОИС; выработку амортизационной политики нематериальных активов (НМА); моделирование процессов управления конкурентоспособностью.

Структурная схема прогнозирования жизненного цикла продукта в рамках предложенной стратегии управления конкурентоспособностью с использованием статистических методов обработки патентно-конъюнктурной информации представлена на рис. 2.

Эмпирической основой прогнозирования жизненного цикла продукта послужила подготовка исходных данных на основе патентноконъюнктурных исследований и представление их в виде вариационного ряда с последующим табличным или графическим отображением (рис. 3). Предложенная методика прогнозирования жизненного цикла продукта заключается в следующем. Прогнозируется модель экономического развития (МЭР) предприятия, в которую вписываются жизненные циклы продукта с учетом исчерпания эффективности и с учетом перехода на новую ветвь продукта, основанную на новом поколении ОИС. В рамках одного жизненного цикла формируются продуктовые, затем технологические и управленческие ОИС, обеспечивающие необходимый уровень конкурентоспособности предприятия. На каждом

Рис. 1. Стратегия управления конкурентоспособностью на основе ОИС

этапе жизненного цикла, включая разработку, рост и зрелость, необходимо рассматривать каждый элемент траектории жизненного цикла и оптимизацию его состояния по критерию обеспечения максимального потока дохода и оптимального соотношения структуры нематериальных активов, обеспечивающих конкурентоспособность предприятия в конкретный момент и в стратегической перспективе (рис. 3).

Система управления ОИС в рамках инвестиционного процесса представлена в работе следующим образом: разработка прогноза экономи-

ческого развития на основе патентно-конъюнктурных исследований; мониторинг показателей по вовлечению ОИС в экономический оборот. Осуществляется контроль показателей формирования НМА; определяются отклонения фактического состояния НМА от прогнозируемых и контролируемых параметров; выбираются формы инвестирования в ОИС; определяются вид ОИС и форма поступления ОИС на предприятие в зависимости от стадии жизненного цикла продукта; оцениваются альтернативные формы поступления ОИС; принимается решение.

Рис. 2. Структурная схема прогнозирования жизненного цикла продукта

Рис. 3. Прогнозирование ЖЦП на основе динамики финансовых результатов:

С¥0 — продажи на основе предыдущего поколения ОИС; CF, CF2, CF3 — прогнозируемые исходы финансовых результатов при внедрении ОИС нового поколения; CF0max — предельный доход от использования ОИС предыдущего поколения, CF0t—денежный поток во время Т ;

11, І2, I — индексы роста денежного потока в результате внедрения нового поколения ОИС);

Т1, Т2 — время возможного превышения выпуска новой продукции над старой продукцией

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

УПРАВЛЕНИЕ ОИС КАК ОСОБОЙ ОБЛАСТЬЮ УПРАВЛЕНИЯ

Рис. 4. Характеристика основных функций управления ОИC

Мониторинг сценариев развития позволяет корректировать цели и задачи по выводу продукта на новую ветвь жизненного цикла с учетом экономического роста. В качестве критериев оптимизации служат: рентабельность инвестиций в ОИС, норма доходности и срок окупаемости ОИС с учетом параметра чистого операционного дохода.

Управление конкурентоспособностью на основе вовлечения ОИС в хозяйственный оборот реализует главную цель и основные задачи путем осуществления ряда функций (рис. 4).

В процессе реализации управляющей системы формируются целевые показатели инновационной деятельности предприятия в операционном (текущем процессе) и инвестиционном (прогнозном периоде). Так как развитие экономики предприятия, прежде всего, проявляется в устойчивом увеличении доли на рынке, конкурентные преимущества определяются уровнем вовлечения в хозяйственный оборот ОИС. Инновационный вариант развития экономики предприятий предполагает ее рост с ориентацией на производство продукции, основанной на новом поколении ОИС.

На предприятиях Челябинской области и в организациях Уральского федерального округа пре-

обладает доля продукции, основанной на предыдущем поколении ОИС.

Переход с выпуска продукции, основанной на предыдущем поколении ОИС, к выпуску продукции, основанной на новом поколении ОИС, т. е. с одного жизненного цикла продукта на последующий, должен осуществляться планомерно после исчерпания эффективности соответствующего вида ОИС продуктовых, технологических, управленческих.

Список литературы

1. Макаров, В. Л. Баланс научных разработок и алгоритм его решения / В. Л. Макаров // Оптимизация : сб. ст. Новосибирск, 1973. Вып. 11 (28). С. 37-45.

2. Пестунов, М. А. Управление интеллектуальной собственностью / М. А. Пестунов. Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2006. С. 356.

3. Татаркин, А. И. Теоретические подходы к анализу источников экономического роста / А. И. Татаркин // Роль науки в переходе Курганской области на модель устойчивого развития. Курган, 1999. С. 33-37.

4. Bierfelder, W. Innovationsmanagement: pro-zessorintierte Einfuhrung / W. Bierfelder. Mtinchen; Wien : Oldenburg Vertag, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.