Научная статья на тему 'Патентовать, чтобы продавать'

Патентовать, чтобы продавать Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сержинский Иван

По уровню изобретательской активности (количество патентных заявок национальных заявителей в расчете на 10 тыс. населения) Беларусь является лидером среди стран СНГ, уступая лишь Российской Федерации. Однако значительно отстает от развитых государств: Японии в 12,4 раза, Республики Кореи в 10,2, США в 4,2, Швеции в 3,3 раза. Хотя наша республика экспортно ориентирована, но объем импорта высокотехнологичных товаров превышает экспорт в 3,5 раза, а технологий и услуг технического характера в 1,9 раза, по данным за 2009 г., что приводит к неэквивалентному внешнеэкономическому обмену и отрицательному сальдо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To patent it to sell

The level of inventive activity (number of patent applications national applicants per 10 thousand population) Belarus is a leader among CIS countries, behind only the Russian Federation. However, lags significantly behind developed countries: Japan 12.4%, the Republic of Korea 10.2, USA 4.2, Sweden 3.3 times. Although our Republic is export oriented, but imports of high-technology goods exceeds the export in 3.5 times, and the technologies and services of a technical nature in 1.9 times, according to data for 2009, leading to unequal exchange and foreign trade negative balance.

Текст научной работы на тему «Патентовать, чтобы продавать»

СИНЕРГИЯ ЗНАНИЙ

Патентовать, чтобы продавать

По уровню изобретательской активности (количество патентных заявок национальных заявителей в расчете на 10 тыс. населения) Беларусь является лидером среди стран СНГ, уступая лишь Российской Федерации. Однако значительно отстает от развитых государств: Японии - в 12,4 раза, Республики Кореи - в 10,2, США - в 4,2, Швеции - в 3,3 раза. Хотя наша республика экспортно ориентирована, но объем импорта высокотехнологичных товаров превышает экспорт в 3,5 раза, а технологий и услуг технического характера - в 1,9 раза, по данным за 2009 г., что приводит к неэквивалентному внешнеэкономическому обмену и отрицательному сальдо.

Иван Сержинский,

ведущий научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук, доцент

В значительной степени неблагоприятная динамика торгового обмена отечественной наукоемкой продукцией обусловлена низким уровнем ее патентной защиты на зарубежных рынках. В структуре экспорта ее имеют не более 5% ОПС, в то время как в развитых странах - до 80%. Эту «цену» наше государство платит во многом за то, что недостаточно внимания уделяет патентно-лицензионной деятельности и инновационному маркетингу. В структуре затрат на технологические инновации в промышленности за последние 3 года удельный вес ОПС сократился в 5 раз и составил всего лишь 0,1%.

В государствах-лидерах рост ВВП на 80-90% обеспечивается

инновационной составляющей [1], и основой эффективности мировой хозяйственной системы являются научно-технологические результаты, которые та или иная страна способна реализовать.

Сравнительная динамика регистрации документов о передаче прав на объекты промышленной собственности показывает их стабильный ежегодный рост (табл. 1) [4].

В 2009 г. зарегистрировано 683 договора (на 53,5% больше, чем в 2008 г.), в том числе 278 договоров уступки прав на ОПС, 392 - лицензионных, 1 - залога и 12 договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).

Доля лицензионных договоров в общем объеме зарегистрированных в 2009 г. составила 57,4% и возросла на 71,2% в сравнении с предыдущим годом. При этом было заключено 358 договоров неисключительной лицензии и 34 - исключительной, что больше, чем в 2008-м, на 76,3 и 30,8% соответственно. Значительно увеличилось количество лицензионных договоров на товарные знаки (на 65,3%), в 2 раза - на охраняемые сорта

растений, в 2,5 раза - на секреты производства (ноу-хау). Стало больше в 2009 г. и договоров уступки прав на объекты промышленной собственности: по сравнению с предыдущим годом на 50,3%, на товарные знаки - на 51,5% (с 165 в 2008 г. до 250 в 2009 г.). А вот число договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) сократилось и составило 1,7 % от общего количества зарегистрированных.

Анализ участия организаций, подведомственных министерствам и концернам, в заключении договоров уступки и лицензионных свидетельствует о том, что наибольшие показатели в данной области имели организации Минпрома и НАН Беларуси.

В течение последних лет в целом наметилась положительная динамика оборота отечественных ОПС, однако состояние их охраны за рубежом все еще неудовлетворительное. Так, в 2009 г. было подано 133 заявки на евразийский патент на изобретение, что на 17% больше, чем в 2008-м (для сравнения: 2004 г. - 46 заявок, 2005 г. - 54, 2006 г. - 64, 2007 г. - 99, 2008 г. - 114), получено 233 свидетельства Российской Федерации на товарные знаки (на 40% больше). Наблюдается увеличение относительных показателей использования отечественными субъектами международной процедуры охраны товарных знаков, по которым Беларусь (6,3 заявки на 1 млн жителей) опережает Россию (6) и Украину (3,6 заявки).

К сожалению, статистика последних трех лет (2008-2010 гг.) не содержит

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ

стоимостных показателей коммерческих сделок по торговле технологиями и услугами технического характера на основе договоров на ОПС. Поэтому судить о динамике торгового сальдо высокотехнологичной продукции можно на основе экспоненциальной зависимости и прогнозного тренда на перспективу до 2015 г.

По уровню использования ОПС лидирует Минпром: по данным на конец 2009 г., 620 объектов промышленной собственности, из них изобретений - 165, полезных моделей - 122, промышленных образцов - 102, товарных знаков - 231. Однако по созданию ОПС и патентно-лицензионной деятельности приоритет принадлежит НАН Беларуси: 687 охранных документов, из них 641 - в Республике Беларусь, в том числе на изобретения - 417, на полезные модели - 205, на промышленные образцы - 5, на товарные знаки - 31, на сорта растений - 29. Академия наук заключила 51 лицензионный договор на использование ОПС и 5 договоров об уступке прав на них. Поддерживалось в силе 1696 охранных документов, из них за пределами Республики Беларусь - 145.

Использование ОПС в передовых производственных технологиях и услугах технического характера напрямую связано с международной

торговлей. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в 2008 г. из 675 приобретенных новых технологий (технических достижений), программных средств 516 (76%) приходилось на покупку оборудования, из которого 372 (72%) было импортным, что чревато технологической зависимостью [3]. В 2009 г. технологическое обновление производства значительно снизилось, что обусловлено последствиями финансово-экономического кризиса. В конечном счете это отрицательно сказалось на темпах экономического роста и в наибольшей степени на внешнеторговом обороте ОПС (табл. 2) [3]. Он существенно уменьшился по сравнению с предыдущим годом, следовательно, отрицательное торговое сальдо высокотехнологичными товарами также возросло. Стоит задача к 2015 г. его значительно снизить - как за счет объектов интеллектуальной собственности, так и импортозамещения потребительской и производственной продукции.

Сегодня из всего количества создаваемых в Беларуси изобретений за границей регистрируется 100-120, или около 2% от общего числа национальных патентов [6]. Между тем правовая защита объектов промышленной собственности на территориях стран, где продукция

находит спрос, - обязательное условие успеха коммерциализации ОПС. У нас же она составляет лишь 3-5%. Поэтому данный индикатор нужно повышать и довести к 2015 г. до 9-10% от общего объема отгруженных товаров.

Низкий удельный вес интеллектуальной собственности так называемых нематериальных активов в уставном фонде белорусских организаций (в машиностроении и металлообработке -0,6%, по данным за 2009 г.) не позволяет говорить о том, что субъекты хозяйствования используют ОИС как реальный экономический ресурс, позволяющий в ближайшей перспективе существенно повысить конкурентоспособность продукции [7].

С целью активизации изобретательской и патентно-лицензионной деятельности представляется целесообразным рекомендовать научным организациям, вузам, отраслевым НИИ и КБ в сметах на выполнение НИОК(Т)Р предусматривать расходы на охрану ОИС, патентные и маркетинговые исследования. Следует также определить права собственности на научно-технические разработки, которые до последнего времени не получили удовлетворительного решения при передаче или уступке прав на ОПС.

Для повышения коммерциализации ОИС потребуется проведение ряда организационно-экономических мероприятий. В частности, введение специального курса «Патентно-лицензионная и маркетинговая деятельность» в образовательных учреждениях, в котором необходимо отразить вопросы инвентаризации ОИС на предприятиях, их рыночной оценки и постановки на бухгалтерский учет.

В деле развития изобретательской и патентно-лицензионной деятельности важное значение имеет и кадровая составляющая. Практически в Беларуси патентоведов никто не готовит. Действующие краткосрочные курсы повышения квалификации работников патентных служб,

Таблица 1. Регистрация договоров о передаче прав на объекты промышленной собственности

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 1993-2009 гг.

Лицензионные договоры о передаче права на использование объектов промышленной собственности

162 178 183 229 392 2022

Договоры об уступке прав на объекты промышленной собственности

167 195 217 185 278 2157

Договоры залога

- 1 - - 1 2

Договоры комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)

- 3 15 31 12 61

Всего зарегистрировано договоров

329 377 415 5 4 683 4242

№8(102) Август 2011 НАУКА И ИННОВАЦИИ 51

СИНЕРГИя зНАНИЙ

Таблица 2. Приобретение и передача новых технологий (технических достижений), компьютерных программ производственными организациями в 2009 г.

Формы приобретения (передачи) Число организаций, приобретавших новые технологии в том числе за пределами Беларуси Число организаций, передававших новые технологии в том числе за пределы Беларуси

Всего 86 47 6 4

права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, права на использование изобретений 5 - 1 -

результат исследований и разработок 10 4 1

права на использование ноу-хау, передача технологий 5 3 1 1

покупка (продажа) оборудования 58 41 2 2

Целенаправленный прием (переход) на работу квалифицированных специалистов 7 - -

Другие 22 4 1 1

*Источник: [3]

периодически организуемые НЦИС семинары проблему не решают. Необходимо создать при центре специализированный институт по подготовке патентоведов, специалистов в области инновационного менеджмента и маркетинга.

Более результативная коммерциализация ОПС самым тесным образом связана с инновационной инфраструктурой, которая предусматривает появление центров трансфера технологий, научно-технических центров на базе НИИ и КБ, государственных научно-производственных объединений, бизнес-инкубаторов, венчурных фондов, а также расширение рынка их услуг для поддержки инновационной деятельности.

В рамках Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на текущую пятилетку предусматривается создание крупных технопарков, в том числе научно-практического центра оптики и электроники, технопарка «Полесье», специализированного фармацевтического технопарка (Биограда). Планируется также образование холдингов с участием научных организаций в области металлургии, производства автокомплексов и бытовой техники.

Формирование инновационной инфраструктуры предполагает создание глобальной информационной системы по инновациям, включая

республиканские и региональные центры научно-технической информации, патентно-лицензионные фонды и т.д.

Развитие инновационного предпринимательства оказывает существенное влияние на эффективность коммерциализации ОПС и предусматривает:

• создание конкурентной среды, благоприятных правовых условий для инновационного малого и среднего бизнеса;

• привлечение его к участию в целевых программах и инновационных проектах;

• активизацию внутреннего рынка инновационной продукции;

• развитие малого инновационного предпринимательства в НИИ и вузах.

В соответствии с Директивой №4 Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 г. намечено осуществить комплексную систему мероприятий по развитию предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности. Главный принцип документа: конкуренция - везде, государственное регулирование-там, где это необходимо. А это предполагает формирование полноценного партнерства частной и государственной форм собственности, диалог государства и бизнеса в сфере развития экономики и стимулирования деловой активности. В частности, предусматривается завершить гармонизацию налоговой системы Республики Беларусь и расширить

применение международных стандартов в бухгалтерском учете. Реализация указанных мероприятий позволит значительно уменьшить отрицательное торговое сальдо по обороту ОИС и как минимум свести к нулю сальдо внешнеторгового оборота высокотехнологичной продукции

Литература

1. П.Г. Никитенко. Ноосферная экономика и социальная политика. Стратегия инновационного развития. - Мн., 2006.

2. Наука, инновации и технологии в Республике Беларусь 2007: Стат. сб. - Мн., 2008.

3. Наука, инновации и технологии в Республике Беларусь 2008: Стат. сб. - Мн., 2009.

4. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2009 года: Аналитический доклад. - Мн., 2010.

5. О создании и использовании передовых производственных технологий в 2008 году // Национальный статистический комитет РБ. - Мн., 2009. С. 53.

6. М.В. Мясникович. Научные основы инновационной деятельности. - Мн., 2003.

7. Л.И. Воронецкий. Ключевой фактор экономического развития // Интеллектуальная собственность в Беларуси. №3, 2010.

8. О некоторых вопросах приобретения имущественных прав на результаты научно-технической деятельности и распоряжения этими правами: Указ Президента Республики Беларусь, 31.08.2009 г. №432.

9. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. (проект) // Советская Белоруссия. 11 ноября, 2010.

10. Доклад Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на IV Всебелорусском народном собрании // Советская Белоруссия. 7 декабря, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.