СИНЕРГИЯ ЗНАНИЙ
Патентовать, чтобы продавать
По уровню изобретательской активности (количество патентных заявок национальных заявителей в расчете на 10 тыс. населения) Беларусь является лидером среди стран СНГ, уступая лишь Российской Федерации. Однако значительно отстает от развитых государств: Японии - в 12,4 раза, Республики Кореи - в 10,2, США - в 4,2, Швеции - в 3,3 раза. Хотя наша республика экспортно ориентирована, но объем импорта высокотехнологичных товаров превышает экспорт в 3,5 раза, а технологий и услуг технического характера - в 1,9 раза, по данным за 2009 г., что приводит к неэквивалентному внешнеэкономическому обмену и отрицательному сальдо.
Иван Сержинский,
ведущий научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук, доцент
В значительной степени неблагоприятная динамика торгового обмена отечественной наукоемкой продукцией обусловлена низким уровнем ее патентной защиты на зарубежных рынках. В структуре экспорта ее имеют не более 5% ОПС, в то время как в развитых странах - до 80%. Эту «цену» наше государство платит во многом за то, что недостаточно внимания уделяет патентно-лицензионной деятельности и инновационному маркетингу. В структуре затрат на технологические инновации в промышленности за последние 3 года удельный вес ОПС сократился в 5 раз и составил всего лишь 0,1%.
В государствах-лидерах рост ВВП на 80-90% обеспечивается
инновационной составляющей [1], и основой эффективности мировой хозяйственной системы являются научно-технологические результаты, которые та или иная страна способна реализовать.
Сравнительная динамика регистрации документов о передаче прав на объекты промышленной собственности показывает их стабильный ежегодный рост (табл. 1) [4].
В 2009 г. зарегистрировано 683 договора (на 53,5% больше, чем в 2008 г.), в том числе 278 договоров уступки прав на ОПС, 392 - лицензионных, 1 - залога и 12 договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).
Доля лицензионных договоров в общем объеме зарегистрированных в 2009 г. составила 57,4% и возросла на 71,2% в сравнении с предыдущим годом. При этом было заключено 358 договоров неисключительной лицензии и 34 - исключительной, что больше, чем в 2008-м, на 76,3 и 30,8% соответственно. Значительно увеличилось количество лицензионных договоров на товарные знаки (на 65,3%), в 2 раза - на охраняемые сорта
растений, в 2,5 раза - на секреты производства (ноу-хау). Стало больше в 2009 г. и договоров уступки прав на объекты промышленной собственности: по сравнению с предыдущим годом на 50,3%, на товарные знаки - на 51,5% (с 165 в 2008 г. до 250 в 2009 г.). А вот число договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) сократилось и составило 1,7 % от общего количества зарегистрированных.
Анализ участия организаций, подведомственных министерствам и концернам, в заключении договоров уступки и лицензионных свидетельствует о том, что наибольшие показатели в данной области имели организации Минпрома и НАН Беларуси.
В течение последних лет в целом наметилась положительная динамика оборота отечественных ОПС, однако состояние их охраны за рубежом все еще неудовлетворительное. Так, в 2009 г. было подано 133 заявки на евразийский патент на изобретение, что на 17% больше, чем в 2008-м (для сравнения: 2004 г. - 46 заявок, 2005 г. - 54, 2006 г. - 64, 2007 г. - 99, 2008 г. - 114), получено 233 свидетельства Российской Федерации на товарные знаки (на 40% больше). Наблюдается увеличение относительных показателей использования отечественными субъектами международной процедуры охраны товарных знаков, по которым Беларусь (6,3 заявки на 1 млн жителей) опережает Россию (6) и Украину (3,6 заявки).
К сожалению, статистика последних трех лет (2008-2010 гг.) не содержит
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ
стоимостных показателей коммерческих сделок по торговле технологиями и услугами технического характера на основе договоров на ОПС. Поэтому судить о динамике торгового сальдо высокотехнологичной продукции можно на основе экспоненциальной зависимости и прогнозного тренда на перспективу до 2015 г.
По уровню использования ОПС лидирует Минпром: по данным на конец 2009 г., 620 объектов промышленной собственности, из них изобретений - 165, полезных моделей - 122, промышленных образцов - 102, товарных знаков - 231. Однако по созданию ОПС и патентно-лицензионной деятельности приоритет принадлежит НАН Беларуси: 687 охранных документов, из них 641 - в Республике Беларусь, в том числе на изобретения - 417, на полезные модели - 205, на промышленные образцы - 5, на товарные знаки - 31, на сорта растений - 29. Академия наук заключила 51 лицензионный договор на использование ОПС и 5 договоров об уступке прав на них. Поддерживалось в силе 1696 охранных документов, из них за пределами Республики Беларусь - 145.
Использование ОПС в передовых производственных технологиях и услугах технического характера напрямую связано с международной
торговлей. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в 2008 г. из 675 приобретенных новых технологий (технических достижений), программных средств 516 (76%) приходилось на покупку оборудования, из которого 372 (72%) было импортным, что чревато технологической зависимостью [3]. В 2009 г. технологическое обновление производства значительно снизилось, что обусловлено последствиями финансово-экономического кризиса. В конечном счете это отрицательно сказалось на темпах экономического роста и в наибольшей степени на внешнеторговом обороте ОПС (табл. 2) [3]. Он существенно уменьшился по сравнению с предыдущим годом, следовательно, отрицательное торговое сальдо высокотехнологичными товарами также возросло. Стоит задача к 2015 г. его значительно снизить - как за счет объектов интеллектуальной собственности, так и импортозамещения потребительской и производственной продукции.
Сегодня из всего количества создаваемых в Беларуси изобретений за границей регистрируется 100-120, или около 2% от общего числа национальных патентов [6]. Между тем правовая защита объектов промышленной собственности на территориях стран, где продукция
находит спрос, - обязательное условие успеха коммерциализации ОПС. У нас же она составляет лишь 3-5%. Поэтому данный индикатор нужно повышать и довести к 2015 г. до 9-10% от общего объема отгруженных товаров.
Низкий удельный вес интеллектуальной собственности так называемых нематериальных активов в уставном фонде белорусских организаций (в машиностроении и металлообработке -0,6%, по данным за 2009 г.) не позволяет говорить о том, что субъекты хозяйствования используют ОИС как реальный экономический ресурс, позволяющий в ближайшей перспективе существенно повысить конкурентоспособность продукции [7].
С целью активизации изобретательской и патентно-лицензионной деятельности представляется целесообразным рекомендовать научным организациям, вузам, отраслевым НИИ и КБ в сметах на выполнение НИОК(Т)Р предусматривать расходы на охрану ОИС, патентные и маркетинговые исследования. Следует также определить права собственности на научно-технические разработки, которые до последнего времени не получили удовлетворительного решения при передаче или уступке прав на ОПС.
Для повышения коммерциализации ОИС потребуется проведение ряда организационно-экономических мероприятий. В частности, введение специального курса «Патентно-лицензионная и маркетинговая деятельность» в образовательных учреждениях, в котором необходимо отразить вопросы инвентаризации ОИС на предприятиях, их рыночной оценки и постановки на бухгалтерский учет.
В деле развития изобретательской и патентно-лицензионной деятельности важное значение имеет и кадровая составляющая. Практически в Беларуси патентоведов никто не готовит. Действующие краткосрочные курсы повышения квалификации работников патентных служб,
Таблица 1. Регистрация договоров о передаче прав на объекты промышленной собственности
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 1993-2009 гг.
Лицензионные договоры о передаче права на использование объектов промышленной собственности
162 178 183 229 392 2022
Договоры об уступке прав на объекты промышленной собственности
167 195 217 185 278 2157
Договоры залога
- 1 - - 1 2
Договоры комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)
- 3 15 31 12 61
Всего зарегистрировано договоров
329 377 415 5 4 683 4242
№8(102) Август 2011 НАУКА И ИННОВАЦИИ 51
СИНЕРГИя зНАНИЙ
Таблица 2. Приобретение и передача новых технологий (технических достижений), компьютерных программ производственными организациями в 2009 г.
Формы приобретения (передачи) Число организаций, приобретавших новые технологии в том числе за пределами Беларуси Число организаций, передававших новые технологии в том числе за пределы Беларуси
Всего 86 47 6 4
права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, права на использование изобретений 5 - 1 -
результат исследований и разработок 10 4 1
права на использование ноу-хау, передача технологий 5 3 1 1
покупка (продажа) оборудования 58 41 2 2
Целенаправленный прием (переход) на работу квалифицированных специалистов 7 - -
Другие 22 4 1 1
*Источник: [3]
периодически организуемые НЦИС семинары проблему не решают. Необходимо создать при центре специализированный институт по подготовке патентоведов, специалистов в области инновационного менеджмента и маркетинга.
Более результативная коммерциализация ОПС самым тесным образом связана с инновационной инфраструктурой, которая предусматривает появление центров трансфера технологий, научно-технических центров на базе НИИ и КБ, государственных научно-производственных объединений, бизнес-инкубаторов, венчурных фондов, а также расширение рынка их услуг для поддержки инновационной деятельности.
В рамках Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на текущую пятилетку предусматривается создание крупных технопарков, в том числе научно-практического центра оптики и электроники, технопарка «Полесье», специализированного фармацевтического технопарка (Биограда). Планируется также образование холдингов с участием научных организаций в области металлургии, производства автокомплексов и бытовой техники.
Формирование инновационной инфраструктуры предполагает создание глобальной информационной системы по инновациям, включая
республиканские и региональные центры научно-технической информации, патентно-лицензионные фонды и т.д.
Развитие инновационного предпринимательства оказывает существенное влияние на эффективность коммерциализации ОПС и предусматривает:
• создание конкурентной среды, благоприятных правовых условий для инновационного малого и среднего бизнеса;
• привлечение его к участию в целевых программах и инновационных проектах;
• активизацию внутреннего рынка инновационной продукции;
• развитие малого инновационного предпринимательства в НИИ и вузах.
В соответствии с Директивой №4 Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 г. намечено осуществить комплексную систему мероприятий по развитию предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности. Главный принцип документа: конкуренция - везде, государственное регулирование-там, где это необходимо. А это предполагает формирование полноценного партнерства частной и государственной форм собственности, диалог государства и бизнеса в сфере развития экономики и стимулирования деловой активности. В частности, предусматривается завершить гармонизацию налоговой системы Республики Беларусь и расширить
применение международных стандартов в бухгалтерском учете. Реализация указанных мероприятий позволит значительно уменьшить отрицательное торговое сальдо по обороту ОИС и как минимум свести к нулю сальдо внешнеторгового оборота высокотехнологичной продукции
Литература
1. П.Г. Никитенко. Ноосферная экономика и социальная политика. Стратегия инновационного развития. - Мн., 2006.
2. Наука, инновации и технологии в Республике Беларусь 2007: Стат. сб. - Мн., 2008.
3. Наука, инновации и технологии в Республике Беларусь 2008: Стат. сб. - Мн., 2009.
4. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2009 года: Аналитический доклад. - Мн., 2010.
5. О создании и использовании передовых производственных технологий в 2008 году // Национальный статистический комитет РБ. - Мн., 2009. С. 53.
6. М.В. Мясникович. Научные основы инновационной деятельности. - Мн., 2003.
7. Л.И. Воронецкий. Ключевой фактор экономического развития // Интеллектуальная собственность в Беларуси. №3, 2010.
8. О некоторых вопросах приобретения имущественных прав на результаты научно-технической деятельности и распоряжения этими правами: Указ Президента Республики Беларусь, 31.08.2009 г. №432.
9. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. (проект) // Советская Белоруссия. 11 ноября, 2010.
10. Доклад Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на IV Всебелорусском народном собрании // Советская Белоруссия. 7 декабря, 2010.