Научная статья на тему 'Методологические аспекты изучения инновационной восприимчивости предприятий'

Методологические аспекты изучения инновационной восприимчивости предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ / СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА / СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сечко Н. Н.

Проанализировано современное состояние изучения инновационной деятельности организаций в Беларуси. Показаны преимущества и актуальность социологической методики изучения инновационной восприимчивости предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE STUDY OF INNOVATIVE RECEPTIVITY OF ENTERPRISES

The current state of study of innovative activity of the organizations in Belarus is analyzed. Advantages and actuality of sociological techniques of study of innovative receptivity of enterprises are demonstrated.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты изучения инновационной восприимчивости предприятий»

Н. Н. СЕЧКО,

кандидат социологических наук, доцент,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

методологические аспекты изучения инновационной восприимчивости предприятий

Проанализировано современное состояние изучения инновационной деятельности организаций в Беларуси. Показаны преимущества и актуальность социологической методики изучения инновационной восприимчивости предприятий.

Ключевые слова: инновационная деятельность предприятий, инновационная восприимчивость предприятий, социологическая методика, статистическое обследование.

Активизация инновационной деятельности и повышение восприимчивости предприятий к инновационным процессам являются одной из первоочередных задач для стран, стремящихся лидировать в условиях глобализации. В «Программе социально-экономического развития на 2011-2015 гг.» указано, что «основными задачами научно-технической и инновационной деятельности являются формирование эффективной национальной инновационной системы, повышение инновационной активности организаций, содействие развитию изобретательства и рационализаторства» [1, с. 31].

Однако для того, чтобы повысить инновационную активность предприятий, необходимо обладать знаниями и данными о состоянии инновационных процессов в стране. До 2000 года в Беларуси отсутствовала обобщенная статистическая информация о ходе инновационных процессов. Работа по созданию статистики науки и инноваций была начата с изучения международных стандартов и опыта Российской Федерации и Украины, так как в отечественной статистике, методологические основы которой разрабатывались еще Госкомстатом СССР, показатели научного потенциала не были связаны с производством. В 2000 г. впервые Министерством статистики и анализа Республики Беларусь было проведено единовременное статистическое обследование ряда предприятий для изучения их инновационной деятельности. Выборка была ограничена составом отраслей (9 ведущих отраслей) и размером предприятия (свыше 100 человек). Результаты обследования послужили основой для разработки методологии и инструментария статистического обследования инновационной деятельности предприятий. «Статистическое обследование инновационной деятельности в Беларуси ориентировано на: разработку единого понятийного аппарата; комплексное статистическое наблюдение за всеми ста-

диями инновационных процессов; обеспечение международной сопоставимости показателей инновационной деятельности; расширение обследуемых видов инновационной деятельности и отраслей экономики» [2, с. 50-51].

Ежегодное статистическое обследование инновационной деятельности предприятий в Беларуси осуществляется с 2002 г. и ориентировано в первую очередь на изучение инновационной деятельности крупных предприятий отраслей «промышленность» и «связь». Несмотря на наличие в ряде государственных программ термина «среднее предпринимательство», понятие среднего предприятия было прописано только Законом Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (от 1 июля 2010 г. № 148-З), после этого появились статистические данные об их деятельности. Обследование инноваций на малых предприятиях осуществлялось впервые в 2004 г., затем повторно с периодичностью раз в два года. Объектом статистического обследования выступали только предприятия отраслей «промышленность» и «связь». При изучении инновационной деятельности малых предприятий до 2009 г. применялась сокращенная «Форма 2-МП инновация», состоящая из 2 разделов, отражающих общие характеристики технологических инноваций - структуру, источники финансирования и численность занятого персонала. Обследование крупных предприятий проводилось по «Форме 1 -инновация», состоящей из 12 разделов, характеризующих как технологические, так и организационно-управленческие инновации. В отношении малых предприятий показатели, характеризующие уровень новизны, источники информации, факторы, препятствующие реализации инноваций, взаимодействие с организациями инновационной инфраструктуры, управление персоналом в ходе инновационной деятельности, не изучались.

В 2009 г. была утверждена новая форма государственной статистической отчетности 1-нт (инновация) «Отчет об инновационной деятельности организации». Достоинством данной формы является расширение охвата обследованием не только предприятий промышленности, но и организаций, основным видом экономической деятельности которых является связь и деятельность, связанная с вычислительной техникой. Однако данная форма унифицирована как для крупных, так и для малых организаций, при этом перечень изучаемых показателей чрезвычайно сокращен и ориентирован на изучение затрат на технологические инновации, источников их финансирования, объема отгруженной инновационной продукции (услуг), количество приобретенных и переданных организацией новых технологий и количества совместных проектов по осуществлению инновационной деятельности. Ни организационно-управленческие инновации, ни факторы, препятствующие осуществлению инноваций, и т. д. не изучаются.

Фактически на данный момент статистическая информация об инновационной деятельности организаций дает лишь самое общее представление, информацию post factum, т. е. об уже осуществленной в прошлом году деятельности, и ничего не может сказать о дальнейших намерениях, планах предприятий,

перспективах развития событий. А в современных условиях от информации требуется нечто большее - выявлять специфику инновационных процессов, факторы, ее определяющие, имеющиеся проблемы и т. д., чтобы иметь возможность раскрыть механизмы активизации инновационной деятельности предприятий (организаций).

В современных социально-экономических условиях требуемую информацию, зачастую столь необходимую для принятия оперативных управленческих решений, можно получить с применением социологических методов исследования. Необходимость осуществления мониторинга инновационной деятельности обозначена в ряде государственных программ: «Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы», «Концепции национальной инновационной системы». Особый акцент сделан на необходимости проведения социологических исследований и создания социологических центров во всех регионах Беларуси, однако на сегодняшний день такие центры не созданы. В связи с этим автором была разработана социологическая методика изучения инновационной восприимчивости предприятий (организаций).

Термин «инновационная восприимчивость» встречался в российских и белорусских социально-экономических публикациях, но без четкого определения этого понятия, с произвольным толкованием, не претендующим на исчерпывающее объяснение. В Беларуси в государственной статистической отчетности об инновационной деятельности организаций по «Форме 1-инновация» (до 2009 г.) при изучении «факторов, препятствующих инновациям» в группе «производственных факторов» выделялся фактор «невосприимчивость организации к инновациям». Однако содержание понятия в указаниях по заполнению не раскрывалось [3, с. 7; 4, с. 126]. Белорусский экономист А. В. Марков утверждал, что «национальная промышленность инновационно невосприимчива не только в силу отсутствия у нее достаточных оборотных средств, но и вследствие неадекватной современным требованиям инновационного развития структурной организации производства. Министерский подход объединения производственных предприятий, в отличие от кластерного, носит нерыночный характер, имманентно не способный стимулировать субъекты хозяйствования к созданию новых инновационно активных интеграционных форм» [5, с. 182].

Белорусский экономист Л. Н. Нехорошева отмечала, что активизация инновационной деятельности и повышение «восприимчивости предприятий к инновационным процессам» становятся одной из первоочередных задач для стран, стремящихся лидировать в условиях глобализации. В качестве основных показателей, отражающих восприимчивость реального сектора экономики к инновационным изменениям, Л. Н. Нехорошева отметила невысокую долю выпуска принципиально новой продукции и уменьшение доли новой продукции в общем объеме производства [6].

В связи с отсутствием методологически полного определения автором было разработано понятие «инновационная восприимчивость коллективно-

го хозяйствующего субъекта (предприятия, организации)», под которой понимается способность и готовность создавать, осваивать и реализовывать инновации [7, с. 84-121]. Раскрытие сущности понятия «инновационная восприимчивость» целесообразно осуществлять через определение его составных категорий, т. е. через определение понятий «способность» и «готовность» осуществлять инновационную деятельность.

Способность отражает обладание коллективного хозяйствующего субъекта определенным потенциалом для осуществления инновационной деятельности. Каждая деятельность предъявляет определенные требования к возможностям субъекта по ее осуществлению (чтобы создать и освоить один тип инновации, например базисный, нужны значительные финансовые средства, современное производственное оборудование, квалифицированный персонал, а для освоения улучшающих инноваций требуются значительно меньшие финансовые, временные и иные затраты). Способность предприятия к осуществлению инновационной деятельности отражает меру соответствия потенциала предприятия требованиям определенного вида инновационной деятельности. Определяется преимущественно факторами внутренней среды предприятия, к которым относятся:

материально-технический потенциал - совокупность основных промышленно-производственных средств (ОППС) предприятия (здания, сооружения, оборудование, и их технико-технологические характеристики - уровень износа, технологический уклад, возможность модернизации и т. д.);

финансово-инвестиционный потенциал - совокупность финансовых и инвестиционных средств предприятия, позволяющих ему осуществлять эффективную и устойчивую хозяйственную деятельность;

научно-технический потенциал - совокупность нематериальных активов (лицензии, патенты, ноу-хау, разработки) и материально-технических средств (лаборатории, опытное оборудование, программное обеспечение), которыми располагает предприятие для осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);

кадровый потенциал - совокупность работников, обладающих определенным уровнем профессионально-квалификационной подготовки, а также креативных способностей, т. е. способностей генерировать новые знания, создавать, осваивать и реализовывать инновации.

Белорусские экономисты и социологи отмечают, что особого внимания заслуживает человек и образ его мышления. Развитие инновационной экономики возможно лишь в том случае, если на ментальном человеческом уровне существует адекватное современному этапу НТП восприятие новых идей и технических систем, готовность к их реализации в различных сферах практической деятельности. Такой поведенческий тип характеризуется понятием «креативного мышления», которое предполагает генерирование новых идей и целей, разработку путей их достижения, ранее неизвестных субъекту деятельности. «Креативное мышление предполагает наличие у индивидов спо-

собности к умственной концентрации на проблеме и сосредоточению на ней всех интеллектуальных ресурсов. Для этого необходимо наличие у участника хозяйственной деятельности определенных профессиональных знаний уже на стадии формирования у него методологических подходов к реализации собственного творческого потенциала» [8, с. 159].

Готовность к осуществлению инновационной деятельности рассматривается как мотивированность, настроенность коллективного хозяйствующего субъекта использовать свой потенциал и перестраивать свою деятельность в соответствии с созданием, освоением и реализацией инноваций. Готовность предприятия осуществлять инновационную деятельность также отражает наличие институциональных условий, побуждающих и позволяющих создавать, осваивать и реализовывать инновации; показывает, что на данном этапе социально-экономического развития есть стимулы (законы, налоги, преференции, инновационная инфраструктура и т. д.), повышающие заинтересованность предприятия в осуществлении и активизации инновационной деятельности. А. В. Марков отмечает, что «важнейшим условием повышения инновационной восприимчивости является снижение разрешительных полномочий государства при одновременном формировании выраженного креативного вектора общественного сознания. Усилий государства по внедрению инноваций в практику окажется недостаточно, если субъекты хозяйствования не будут заинтересованы в технической модернизации производства. Поэтому экономическое стимулирование научно-технического прогресса является обязательными условием инновационного развития» [5, с. 302].

Готовность коллективного хозяйствующего субъекта к осуществлению инновационной деятельности формируется в основном факторами внешней среды предприятия, к которым относятся:

Государство влияет посредством:

государственной социально-экономической политики, определяющей общие институциональные условия хозяйственной деятельности (нормативноправовую базу, бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, таможенную политику и т. д.);

государственной инновационной политики, направленной на регулирование процессов создания, освоения и использования инноваций;

государственной научно-технической политики, определяющей национальные научно-технические приоритеты (направления фундаментальных и прикладных исследований, учет потребностей производства и т. д.). А. В. Марков отмечает, что «государственная инновационная политика является неделимой совокупностью научной политики (в контексте корреляции научной деятельности с задачами модернизации производства и повышения конкурентоспособности национальной экономики), а также индустриальной политики (в контексте обеспечения инновационной восприимчивости производств и использования инновационно-активных форм их организации)..» [5, с. 58].

Образование влияет посредством:

системы профессионального обучения, определяющего направления и уровень первичной подготовки кадров (перечень профессий, типовые учебные планы и программы), степень ее соответствия требованиям инновационной экономики;

системы профессионального обучения, призванной через процессы повышения квалификации, переподготовки, обучения вторым (смежным) профессиям, курсы целевого назначения обеспечить соответствие наличной профессионально-квалификационной структуры занятых и производственных запросов, изменяющихся в ходе инновационной деятельности.

Наука влияет посредством:

выполнения когнитивных (получение нового знания и объяснение устройства мира) и социальных функций (удовлетворение запросов общества, выражающихся в ускорении научно-технического и социального прогресса; осуществление научного сопровождения системы образования и других сфер национальной экономики). Полнота реализации функций науки предопределяет наличие перспективных научно-технических разработок и характеристики взаимодействия науки (фундаментальной и прикладной) с предприятиями по поводу разработки и внедрения инноваций. «Результативность выполнения наукой функций определяется как количеством инноваций, востребованных практикой и традиционализированных в культуре, так и ученых, занятых в иных, отличных от науки, сферах деятельности... Наука является единственной сферой, способной дать желаемый результат - инновацию - на основе сочетания планомерности, определенности объема ресурсов всех видов и временных интервалов» [9, с. 58-59].

Рынок влияет посредством:

рынка научно-технической продукции как регулятивного механизма, который позволяет экономическими методами решить задачу трансфера инноваций из сферы науки в сферу производства, обеспечивая тем самым непрерывность инновационного цикла, а также включить интеллектуальную собственность в хозяйственный оборот и организовать ее защиту, создать благоприятные условия для международного научно-технического сотрудничества;

финансового рынка, обусловливающего возможности кредитования и привлечения заемного, венчурного финансирования инновационных проектов;

рынка труда, посредством каналов распределения трудовых ресурсов создающего возможности удовлетворения кадрового спроса предприятий.

Факторы внешней и внутренней среды взаимосвязаны и взаимодействуют как единое целое, образуя среду функционирования вовне и внутри предприятия.

В контексте разработанной социологической методики изучения инновационной восприимчивости предприятий (организаций) автором был разработан социологический инструментарий для проведения экспертных интервью с руководящим составом предприятий. Сразу отметим, что инструментарий методики может дорабатываться и модифицироваться под цели конкретного заказчика и исследования, учитывать все изменения в законодательстве, эконо-

мической ситуации и т. д. Так, на современном этапе важным направлением в осуществлении исследований является выявление влияния мирового финансово-экономического кризиса и изменений в экономической ситуации в Беларуси в 2010 г. на инновационную деятельность предприятий, изучение прогнозных ожиданий у руководителей в связи с формирующимся Единым экономическим пространством (ЕЭП) и Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС).

В ходе разработки инструментария понятие «инновационная восприимчивость коллективного хозяйствующего субъекта» было операционализировано следующим образом: понятие «способность» коллективного хозяйствующего субъекта к осуществлению инновационной деятельности и определяющие его факторы внутренней среды предприятия замерялись посредством следующих показателей: для получения общей характеристики предприятия изучались: форма собственности предприятия; отраслевая принадлежность предприятия; численность персонала предприятия; тип предприятия - малое, среднее, крупное; стаж работы предприятия; основные рынки сбыта продукции (услуг) и т. д.

Для оценки материально-технического потенциала предприятия экспертам было предложено оценить: материально-техническую обеспеченность предприятия; наличие собственности, могущей выступать залоговым обеспечением; уровень износа основных промышленно-производственных средств предприятия. А также указать основные направления инвестиций (поддержание производственных мощностей, модернизация производства или освоение новых технологий); наличие внешних рынков сбыта и долю экспорта в объеме продаж (что свидетельствует о способности предприятия производить с помощью наличных ОППС конкурентоспособную и востребованную продукцию) и др.

Для оценки финансово-инвестиционного потенциала предприятия экспертам было предложено оценить: динамику финансового положения предприятия за последние годы; сделать прогноз динамики финансового положения предприятия; указать рентабельность предприятия, источники финансирования нововведений; формы и размер оплаты труда на предприятии; охарактеризовать социальный пакет, предоставляемый сотрудникам предприятия, и т. д.

Для оценки научно-технического потенциала предприятия экспертам было предложено указать: наличие нематериальных активов (патентов, лицензий, ноу-хау, разработок); наличие подразделений, отделов, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), а также другие виды научно-технического сотрудничества (сотрудничество с отраслевыми НИИ, КБ, вузами, передовыми, инновационными предприятиями; отслеживание появления на рынке новой продукции, технологий, услуг и т. д.); указать наличие и охарактеризовать кадровую структуру сотрудников данных подразделений; оценить профессионально-квалификационный уровень сотрудников данных подразделений; указать виды инновационной деятельности, осуществлявшейся на предприятии за последние 3 года; указать цели внедрения инноваций и оценить уровень их новизны.

Для оценки кадрового потенциала предприятия экспертам было предложено оценить: степень укомплектованности кадровой структуры предприятия; профессионально-квалификационный уровень работников предприятия; указать недостающие для осуществления инновационной деятельности категории персонала (оценить неудовлетворенный и потенциальный кадровый спрос предприятия). А также охарактеризовать систему трудовой мотивации, профессионального обучения и процессы кадрового обеспечения внутренних рынков труда предприятий: указать наличие отделов (сотрудников), осуществляющих управление персоналом; охарактеризовать систему трудовой мотивации, применяемую для различных категорий персонала; охарактеризовать виды, целевые направления, формы и частоту профессионального обучения, применяемого на предприятии для различных категорий персонала; охарактеризовать систему подбора кадров и обеспечения внутренних рынков труда предприятий (критерии найма, используемые каналы найма различных категорий персонала, виды оформления трудовых отношений, использование методик профотбора, испытательного срока и т. д.).

Понятие «готовность» коллективного хозяйствующего субъекта к осуществлению инновационной деятельности и определяющие его факторы внешней среды предприятия были операционализированы следующим образом: для определения влияния государства на инновационную деятельность предприятия экспертам было предложено указать: источники финансирования инновационной деятельности (собственные средства предприятия, средства республиканского бюджета; внебюджетных фондов; инновационных фондов, бюджета Союзного государства, государственных банков и т. д.); инициатора нововведений (владелец, руководство предприятия, отраслевые НИИ, КБ, вышестоящие организации - министерства, ведомства); источники информации об инновациях (сотрудничество с организациями инновационной инфраструктуры, посещение специализированных выставок, ярмарок, конференций, семинаров и др.); методы защиты изобретений и научно-технических разработок, используемых предприятием (патентование, регистрация товарного знака, охрана авторских прав); оценить уровень налогообложения предприятий и указать наиболее обременительные налоги, сдерживающие развитие инновационной деятельности; указать факторы, в наибольшей степени препятствующие внедрению нововведений на предприятии; оценить степень осведомленности об организациях инновационной инфраструктуры и эффективность сотрудничества с ними и их функционирования (в случае обращения, взаимодействия); указать направления деятельности (виды услуг, помощи) организаций инновационной инфраструктуры, в которых нуждаются, заинтересованы предприятия; меры, необходимые для активизации инновационной деятельности предприятий.

Определение влияния рынка на инновационную деятельность предприятия осуществляется на основе анализа оценок экспертами условий работы предприятия на рынке товаров и услуг; основных рынков сбыта продукции,

услуг; целей инновационной деятельности (выживание предприятия; поддержание достигнутых позиций, уровня конкурентоспособности; экспансия предприятия - развитие, захват рыночных ниш); источников информации об инновациях (деятельность конкурентов, информация деловых партнеров и т. д.); ожидаемых выгод от внедрения инноваций (расширение рынков сбыта, расширение видов деятельности, рост объемов производства, продаж).

Определение влияния науки и образования на инновационную деятельность осуществляется на основе анализа инициаторов нововведений (владелец, руководство предприятия, отраслевые НИИ, КБ, вышестоящие организации (министерства, ведомства)); источников информации об инновациях (сотрудничество со специализированными НИИ, вузами, посещение специализированных конференций, семинаров); наличия подразделений, отделов, сотрудников, осуществляющих научно-техническое сотрудничество с отраслевыми НИИ, КБ, вузами; уровня новизны осуществляемых инноваций; недостающих для осуществления инновационной деятельности категории персонала; форм профессионального обучения, используемых на предприятиях (обучение на курсах, в институтах повышения квалификации, обучение на предприятии специалистами со стороны, из НИИ, КБ); направлений повышения образовательного и профессионально-квалификационного уровня сотрудников, необходимых в связи с осуществлением инновационной деятельности.

Основные этапы реализации методики. 1. Определение цели и задач, объекта и предмета исследования (например, мы можем изучать инновационную восприимчивость и инновационную деятельность определенных предприятий, в определенном регионе или в целом в стране, за определенный период времени, на определенных рынках товаров, услуг, выявлять оценки функционирования инновационной инфраструктуры и т. д.). 2. Формирование выборочной совокупности предприятий (отбор предприятий для опроса осуществляется исходя из целей и задач, основными критериями отбора выступают, как правило, отрасль, форма собственности, размер предприятия, регион, рынок, на котором функционируют предприятия, время работы на рынке и т. д.). 3. Опрос экспертов - руководителей предприятий (организаций) и структур -ных подразделений, в случае необходимости он может быть дополнен также опросом других категорий работников предприятия. 4. Создание базы данных по результатам обследования предприятий, обработка данных в математическом пакете SPSS Statistics. 5. Анализ данных (факторный, кластерный и другие виды); разработка рекомендаций и предложений для предприятий, ведомств, министерств и других заинтересованных организаций на основе полученных результатов и выявленного мнения экспертов.

Преимущества методики. Методика изучения инновационной восприимчивости на основе операционализации основных показателей инновационной деятельности позволяет осуществлять типологизацию белорусских инновационно активных предприятий, анализ инновационных кластеров; оперативно отслеживать реакцию предприятий на изменения экономической, правовой

и институциональной среды; выявлять проблемы функционирования, потребности и запросы инновационно активных предприятий; аккумулировать рекомендации экспертов, непосредственно работающих в реальных рыночных условиях и осуществляющих инновационную деятельность. Это позволяет повысить эффективность и адресность государственных инновационных программ.

Методика была разработана и успешно апробирована на практике в 2008 и 2009 гг.: было опрошено 250 малых и средних инновационно активных предприятий. Применение методики позволило получить данные, отсутствующие в статистике: выявить специфику инновационной деятельности малых предприятий, состоящую в реализации инноваций улучшающего типа, ориентированных на внутренний белорусский рынок и поддержание традиционных направлений производственной деятельности, и средних предприятий, развивающих высокотехнологичные направления производства посредством освоения инноваций базисного типа с высоким уровнем новизны и экспортной ориентацией; построить типологию белорусских инновационно активных малых и средних предприятий («лидеры», «последователи», «аутсайдеры») в зависимости от уровня инновационной восприимчивости и характеристик осуществляемой инновационной деятельности (тип и уровень новизны, структура, целевые направления, инициаторы, источники финансирования и др.); определить основные социальные проблемы активизации инновационной деятельности малых и средних предприятий (спрос предприятий на высококвалифицированную рабочую силу сдерживается нехваткой на рынке труда специалистов нужных профессий и уровня квалификации; переориентация систем трудовой мотивации на стимулирование творческих видов профессиональной деятельности сдерживается уравнительным характером оплаты труда; повышение профессионального и квалификационного уровня работников сдерживается ориентацией системы профессионального обучения не на изменение, а на поддержание сложившейся структуры занятых во всех отраслях экономики) [10, с. 52-58].

Литература

1. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы / Указ Президента Республики Беларусь 11.04.2011 № 136. - Минск, 2011. - 74 с.

2. Зиновский, В. И. В зеркале статистики - только новое / В. И. Зиновский // Экономика Беларуси. - 2007. - № 4. - С. 50-54.

3. Отчет об инновационной деятельности организации. Государственная статистическая отчетность. Форма 1-инновация. Утверждено Постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь 25.05.2006 №56. - Минск: УП Минстата «Главный вычислительный центр», 2007. - 12 с.

4. Об инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2006 году. - Минск: М-во статистики и анализа Респ. Беларусь, 2007. - 132 с.

5. Марков, А. В. Государственная инновационная политика: теоретические основы и механизм реализации / А. В. Марков. - Минск: Право и экономика, 2005. - 368 с.

6. Нехорошева, Л. Н. Инновационные процессы в условиях формирования «новой экономики»: проблемы и перспективы (на примере стран ЕС и Беларуси) / Л. Н. Нехоро-

шева. - Режим доступа: iee.org.ua/files/alushta/84-nehorosheva-form_usloviy.pdf. - Дата доступа: 18.07.2006.

7. Сечко, Н. Н. Специфика инновационной деятельности предприятий Беларуси / Н. Н. Сечко // Социальные проблемы формирования инновационной экономики в Республике Беларусь / Г. Н. Соколова [и др.]; под науч. ред. Г Н. Соколовой. - Минск, 2008. - С. 84-121.

8. Научные основы идентификации и использования общественно-функциональных инноваций / А. В. Марков [и др.]; под ред. П. Г Никитенко. - Минск: Ин-т экономики НАН Беларуси, Право и экономика, 2004. - 399 с.

9. Гончаров, В. Наука в инновационной системе Беларуси: функциональный аспект / В. Гончаров // Наука и инновации. - 2007. - № 6 (52). - С. 57-62.

10. Сечко, Н. Н. Роль малых и средних предприятий в формировании национальной инновационной системы Беларуси / Н. Н. Сечко // СОЦИС (РФ). - 2008. - № 9. - С. 52-58.

N. N. sEcHKo

methodological aspects of the study of innovative receptivity of enterprises

summary

The current state of study of innovative activity of the organizations in Belarus is analyzed. Advantages and actuality of sociological techniques of study of innovative receptivity of enterprises are demonstrated.

Key words: innovative activity of the organizations, of innovative receptivity of enterprises, sociological methodology, statistical survey.

Поступила 24.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.