ИССЛЕДОВАНИЕ
В.В. ШАЛУПЕНКО V.V. SHALUPENKO
ОПРЕДЕЛЯЯ ПРИОРИТЕТЫ В РАБОТЕ
SETTING WORK PRIORITIES
НОРМАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
NORMATIVE AND ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF FORMING AN INTERNAL SYSTEM OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT
Сведения об авторе. Шалупенко Вячеслав Владимирович - начальник научно-исследовательской лаборатории (исследования проблем образовательного процесса) Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, кандидат социологических наук, доцент (г. Москва. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные проблемы формирования внутренней системы оценки качества образования в военных образовательных организациях высшего образования Минобороны России с учётом изменений федерального законодательства в сфере образования.
Ключевые слова: качество образования, внутренняя система оценки качества, аккредита-ционные показатели.
Information about the author. Vyacheslav Shalupenko - Head of the Research Laboratory (Research of Problems of the Educational Process) of the Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor (Moscow. E-mail: [email protected]).
Summary. The article deals with the actual problems of forming an internal system of education quality assessment in the military educational institution of higher education of the Ministry of Defense of Russia with regard to changes in federal legislation in the field of education.
Keywords: quality of education, internal quality assessment system, accreditation indicators.
ШМ
Определённость в трактовке понятия «качество образования», необходимая для его практического применения образовательными организациями и контролирующими структурами, была обеспечена Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон), в котором впервые даётся его определение, а также выделяются основные признаки.
Качество образования -характеристика комплексная, включающая в себя «частные» характеристики обра-
зовательной деятельности и подготовки обучающегося. Эта характеристика отражает степень соответствия процесса (образовательной деятельности)и результата (подготовки обучающегося) образования установленным формализованным (стандарты, квалификационные требования и др.) и субъективным личностным (социальные и профессиональные потребности) требованиям. Эта характеристика проявляется при непосредственном соотнесении результатов освоения обучающимися образовательной программы с запланированными результатами.
Вместе с тем нормативное регулирование качества образования на уровне федерального законодательства осуществляется сравнительно недавно. Даже в последней редакции (от 12 ноября 2012 г.) Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» это понятие встречается всего девять раз в основном применительно к описанию федерального государственного надзора и контроля в области образования.
Значимость качества образования была значительно повышена в Федеральном законе, где соответствующее понятие уже не только упоминается девятнадцать раз, но
и впервые получает определение как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». Указанным законом также впервые устанавливается, что в системе образования могут создаваться и действовать новые элементы - организации, осуществляющие оценку качества образования; вводится и раскрывается понятие независимой оценки качества образования как элемента управления системой образования; впервые определяется, что государственные гарантии уровня и качества образования обеспечиваются федеральными государственными образовательными стандартами. К компетенции образовательной организации впервые отнесено обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования, а в образовательную программу включены оценочные материалы и т.д.
В настоящее время эти нормы реализованы как на уровне национальной системы образования, так и на уровне отдельных образовательных организаций. Фактически в каждом субъекте Российской Федерации функционируют бюджетные и коммерческие организации, предлагающие услуги по мониторингу и независимой оценке качества образовательной деятельности (результаты таких исследований образовательные организации активно размещают на своих сайтах). Во многих образовательных организациях высшего образования созданы отдельные структурные подразделения, отвечающие за функционирование внутренней
системы оценки качества образования. Фонды оценочных средств стали неотъемлемой частью реализуемых образовательных программ.
Кроме того, с 1 марта текущего года вступил в силу приказ Ми-нобрнауки России от 25 ноября 2021 г. № 1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования», издание которого обусловлено изменениями в федеральном законодательстве, регулирующем общий порядок и принципы государственного контроля (надзора) в Российской Федерации, а также особенностями их реализации в национальной системе профессионального образования. Приказом устанавливаются три группы аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования:
• для целей государственной аккредитации образовательной деятельности;
• для целей осуществления ак-кредитационного мониторинга;
• для целей осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.
Каждая группа включает свой набор показателей и имеет определённое предельное минимальное значение оценки в баллах. Недобор баллов является основанием для принятия решения о реализации образовательной организацией образовательных программ, в том числе об отказе в выдаче свидетельства о государственной аккредитации, либо о его аннулировании.
Следует обратить внимание, что единственным аккредитаци-онным показателем, включенным в каждую из трёх указанных групп, является «Наличие внутренней системы оценки качества образования». Данное обстоятельство актуализирует вопрос формирования, институализации и обеспечения эффективного функционирования внутренней системы оценки качества образования (далее -ВСОКО) для всех образовательных организаций.
Вместе с тем в военных образовательных организациях высшего образования Минобороны России (далее - вузы) создание отдельных подразделений по оценке качества образования не предусматривается типовой структурой вуза. Независимая внешняя оценка качества образовательных программ вузов может осуществляться только в рамках профессионально-общественной аккредитации органами военного управления, в интересах которых осуществляется подготовка кадров, или уполномоченными ими организациями (до настоящего времени такая профессионально-общественная аккредитация в вузах не проводилась). Конечно, это не означает, что контроль качества образования в вузах отсутствует. Реализуемые ими образовательные программы разрабатываются на основе федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников, осуществляется мониторинг качества освоения обучающимися образовательных программ в нормативно установленных формах оценки текущей успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестаций, к разработке образовательных программ и оценке качества их освоения привлекаются заказчики подготовки кадров, представители сторонних образовательных и научно-исследовательских организаций и т.п.
Однако деятельность по объективному контролю и оценке качества образования в вузах:
• ограничена по сравнению с гражданскими образовательными организациями в возможности привлечения внешних ресурсов;
• зачастую не системна, представляет собой «набор» отдельных мероприятий, не объединённых единым замыслом, слабо взаимоувязанных по целям, задачам, методам сбора и анализа данных
и не обеспечивающих необходимую комплексность (а, значит, и объективность) оценки;
• не имеет соответствующей локальной нормативной базы, что не соответствует требованиям федерального законодательства, снижает её эффективность и в конечном итоге отражается на уровне подготовки обучающихся.
Кроме того, многими вузами до сих пор не реализован доступный потенциал мероприятий (мер) по оценке качества образования, изложенный в письме Минобрна-уки России от 15 февраля 2018 г. № 05-436 «О методических рекомендациях».
Основные общие требования к ВСОКО раскрываются в приложении к письму Минобрнауки России от 28 февраля 2022 г. № МН-5/339 «О направлении методических рекомендаций», содержащем Методические рекомендации по применению аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования, утверждённые приказом Минобрнауки России от 25 ноября 2021 г. № 1094.
Согласно указанным методическим рекомендациям вывод о наличии в образовательной организации ВСОКО при проведении процедур государственной аккредитации, аккредитационного мониторинга, федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования предполагает выполнение следующих условий:
• проведение регулярной (при государственной аккредитации - ежегодной) внутренней оценки качества образовательной деятельности (при аккредитационном мониторинге - образовательных программ) и подготовки обучающихся с привлечением работодателей и (или) их объединений, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников организации;
• предоставление обучающимся в рамках внутренней системы оценки качества образовательной
деятельности возможности оценивания условий, содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик.
При этом основными источниками данных для оценки наличия в образовательной организации ВСОКО определяются:
• при проведении аккредитации -информация, размещённая на официальном сайте образовательной организации, и отчёт о самообследовании;
• при проведении аккредитационного мониторинга - информация, размещённая на официальном сайте образовательной организации; отчёт о самообследовании; результаты внешней оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся; результаты внутренней оценки в части совершенствования образовательных программ;
• при проведении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования - информация, размещённая на официальном сайте образовательной организации; отчёт о самообследовании; документы организации, содержащие сведения о привлечении работодателей и (или) их объединений, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников организации, к проведению регулярной внутренней оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по соответствующей образовательной программе за предшествующий календарный год; документы организации, содержащие сведения о предоставлении обучающимся возможности оценивания условий, содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик в рамках внутренней системы оценки качества образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе за предшествующий календарный год.
В настоящее время образовательные программы, реализуемые вузами, в подавляющем большинстве имеют аккредитацию, которая с 1 марта т.г. стала бессрочной, мониторинг образовательной деятельности вузов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» не осуществляется, а вероятность применения в отношении вузов показателей федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в силу определённых обстоятельств незначительна.
Вместе с тем динамичное развитие военного образования и постоянное расширение спектра реализуемых вузами образовательных программ, в том числе по новым специальностям и направлениям подготовки, не позволяют недооценивать вопрос обеспечения соответствия характеристик вузов показателям государственной аккредитации.
Таким образом, в текущих условиях деятельность по формированию и функционированию ВСОКО приобретает для вузов особую значимость, тем более, что соответствующая подготовка требует времени и быстрое устранение «недостатков» перед проведением процедур государственной регламентации едва ли будет возможно.
Отправной точкой и непременным условием формирования и нормативного регулирования ВСОКО в вузе является теоретическая определённость в понимании качества образования, обеспеченная Федеральным законом. Однако успешное решение этой задачи предусматривает не только глубокое знание методологии вопроса и грамотное научно-методическое сопровождение, но также администрирование и нормативное регулирование.
Прежде всего деятельность по формированию и функционированию в вузе ВСОКО целесообразно
Рис. 1. Обобщённая модель ВСОКО вуза
выделить в качестве отдельного направления: определить её цели и задачи, принципы формирования, стратегию развития, порядок создания и требования к нормативной базе, а также иные вопросы, позволяющие придать ей системность.
Для институализации ВСОКО требуется её нормативное закрепление в локальных актах вуза. Юридические основы этой деятельности были заложены Федеральным законом. Всеобщее распространение в практике национальной высшей школы и документальное оформление эта деятельность получила после утверждения Минобрнауки России в 2018-2020 годах актуализированных версий федеральных государственных образовательных стандартов (т.н. версия 3++), которые содержали требования по определению качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся в рамках систем внутренней и внешней оценки.
Одним из вариантов документального оформления в вузе ВСОКО может быть также включение соответствующей информации в локальный нормативный акт по организации образовательной деятельности. Например, в Руководстве по организации
образовательной и методической деятельности в Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации общее описание ВСОКО даётся в отдельном разделе. При этом цели ВСОКО определяются следующим образом:
• определение соответствия образования, предоставляемого академией, потребностям органов военного и государственного управления, в интересах которых осуществляется подготовка кадров, а также потребностям обучающихся, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность;
• получение полной и достоверной информации об образовательной деятельности академии для обоснованного принятия управленческих решений и разработки мер по повышению качества и эффективности подготовки обучающихся;
• обеспечение соответствия образовательной деятельности академии, образовательных программ, реализуемых в академии, современному уровню развития высшей школы, практике ведущих образовательных организаций высшего образования страны.
Очередным шагом формирования ВСОКО является определение
её структурных элементов, выделение специфики их взаимосвязей по вопросам обеспечения качества образования, определение (коррекция) направлений (содержания) их взаимодействия. Практика показывает, что уже на данном этапе возникает необходимость уточнения функционала отдельных структурных подразделений вуза и должностных обязанностей сотрудников.
Содержанием следующего этапа формирования ВСОКО являются формирование (регулирование) механизмов её функционирования, определение перечня критериев оценки качества образования и процедур (методов) оценки, разработка инструментария для проведения оценочных процедур, а также определение ответственных структурных подразделений, должностных лиц и непосредственных исполнителей.
Обобщённая модель ВСОКО вуза может быть представлена в следующем виде (см. рис. 1).
Основными субъектами в представленной модели ВСОКО являются руководство и научно-педагогический состав вуза. Кроме того, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, приказа Министра обороны Российской Федерации 2014 года № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», методическими рекомендациями по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования в военных образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях Минобороны России, которые ежегодно утверждаются Министром обороны Российской Федерации, в качестве субъектов ВСОКО могут выступать руководители и (или) работники иных
V"' «л Ь СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ 2022 №5 (38)
организаций, осуществляющих трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники, руководство и должностные лица органов военного управления, в интересах которых осуществляется подготовка обучающихся, представители подчинённых им частей и организаций, а также сотрудники профильных научно-исследовательских организаций Минобороны России, научно-педагогические работники иных образовательных организаций, привлекаемые к отдельным мероприятиям по оценке качества подготовки в вузах.
Особое внимание необходимо обратить на то, что в соответствии с изданными Минобрнауки России Методическими рекомендациями по применению аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования ещё одним субъектом ВСОКО являются сами обучающиеся, поскольку в рамках деятельности образовательной организации по оценке качества образования им должны предоставляться возможности для оценивания условий, содержания, организации и качества образовательного процесса в целом, а также отдельных дисциплин и практик.
Данный подход соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в сфере образования, установленным Федеральным законом. Однако в практике вузов возможность всестороннего оценивания образовательного процесса предоставляется слушателям и курсантам не всегда. Это может стать проблемным вопросом при прохождении государственной аккредитации или аккредита-ционного мониторинга. Следует также отметить, что отсутствие систематической «обратной» связи с обучающимися на основе профессионально «выстроенных» каналов коммуникации объективно
не способствует критическому анализу качества образовательной деятельности в вузе, а, значит, лишает ВСОКО определённой доли эффективности.
В соответствии со статьёй 95 Федерального закона объектами ВСОКО следует считать подготовку обучающихся и условия осуществления образовательной деятельности. Однако рассмотрение подготовки обучающихся в качестве объекта недостаточно удобно для осуществления направленного управленческого воздействия, поскольку она может подразумевать как содержание всей образовательной программы, осваиваемой обучающимся, так и уровень её освоения. В связи с этим, на наш взгляд, объектами ВСОКО целесообразно рассматривать содержание образования, подготовленность обучающихся (достижение ими установленных результатов освоения образовательных программ) и условия осуществления образовательной деятельности. Такая конкретизация объекта обеспечит ВСОКО необходимую адресность деятельности.
Вклад в управленческое воздействие органов военного управления, в интересах которых осуществляется подготовка обучающихся, представителей сторонних военных и гражданских организаций (производственных, научно-исследовательских, образовательных и др.), а также самих курсантов, слушателей и адъюнктов, менее выражен и имеет определённую специфику. Так представители органов военного управления обеспечивают разработку требований к организации образовательного процесса, содержанию и результатам подготовки обучающихся (квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников), обеспечивая реализацию функций целеполагания и планирования, а также участие в контроле выполнения этих требований (в ходе оценки текущей успеваемости
при проведении занятий, участии в промежуточной и государственной итоговой аттестациях, при проведении проверок вузов, анализа ввода в строй выпускников и др.). Разработанные по итогам этой деятельности указания и предложения в свою очередь составляют основу для уточнения перспективных направлений, целей образовательной деятельности, внесение изменений в планирование и организацию функционирования ВСОКО.
Вклад представителей сторонних военных и гражданских организаций, привлекаемых, как правило, к проведению отдельных занятий, руководству практикой (стажировкой), руководству и рецензированию выпускных квалификационных работ, проведению государственной итоговой аттестации, менее объёмный, но не менее ценный, поскольку характеризуется более высоким уровнем объективности. Результаты их контролирующей деятельности находят отражение в целеполага-нии, планировании и организации работы ВСОКО вузов.
Нормативную базу ВСОКО составляют локальные нормативные акты, приказы начальника вуза по вопросам организации образовательной и методической деятельности. В качестве основного нормативного документа в вузе целесообразно разработать отдельное положение о ВСОКО, в котором определить её цели, задачи, принципы, основные направления и содержание деятельности, общие требования к планированию, организации и проведению мероприятий по оценке качества образования, порядок привлечения внешних представителей и формы их участия, полномочия и ответственность структурных подразделений вуза и должностных лиц, а также вопросы, связанные с организацией и проведением мониторинга качества образования (объекты, виды, показатели, этапы, периодичность, руководство
и т.д.), перечень отчётных документов и др.
Нормативную базу ВСОКО также составляют документы, регулирующие отдельные вопросы оценки образовательной и методической деятельности: положения, руководства, приказы по проведению конкретных мероприятий (выполнению задач). Например, в Санкт-Петербургском государственном университете, помимо Положения о внутренней независимой оценке качества образования, в 2020-2021 годах изданы приказы ректора «Об утверждении Положения о системе обеспечения качества и менеджменте качества», «Об утверждении перечня плановых показателей внутренней оценки образовательных программ и методики их расчёта» и ряд других нормативных актов.
Функционирование ВСОКО обеспечивается действием ряда механизмов. Основными среди них являются:
• механизм формирования основных направлений политики и стратегии повышения качества образования (основной результат работы - определение приоритетных направлений и целевых показателей политики качества и критериев качества образовательной деятельности);
• организационно-методический механизм (основные результаты работы - определение методов реализации политики повышения качества образования, достижения её целевых показателей, а также контроля достижения и оценки критериев качества образовательной деятельности; определение способов взаимодействия органов управления, представителей независимых экспертных структур и научно-педагогических работников в процессе реализации политики повышения качества образования; организация экспертиз образовательных программ (внутренних и внешних); формирование методических материалов (указаний, методик, рекомендаций,
информационных сообщений и др.) для использования руководством и преподавательским составом вуза в работе по повышению качества образовательной деятельности);
• контрольный механизм (основные результаты работы - инструментальная фиксация и учёт качественных показателей образования: проведение мониторинга, проверок структурных подразделений вуза (комплексных и по отдельным вопросам), самообследования, анкетных опросов, экспертизы образовательных программ, прохождение аккредитации, лицензирования);
• информационный механизм (основной результат работы - формирование путей ретрансляции целевых показателей политики и критериев качества образовательной деятельности до исполнителей; доведение информации о ходе и результатах контроля достижения и оценки критериев качества образовательной деятельности в вузе);
• механизм управления и координации (основной результат работы - определение и возложение функций по централизованной оценке и повышению качества образования в вузе на действующие структурные подразделения (формирование новых независимых экспертных подразделений); разработка планов (дорожных карт) по повышению качества образовательных программ и образовательной деятельности; сбор, анализ и обобщение предложений и рекомендаций по повышению качества образовательной деятельности (заключений и рекомендаций комиссий по проверке вуза, представителей органов военного управления, в интересах которых осуществляется подготовка обучающихся, отчётов председателей государственных экзаменационных комиссий и др.) и представление заместителю начальника вуза по учебной и методической (учебной) работе; организация взаимодействия с заказчиками подготовки кадров по участию в реализации
образовательных программ и оценке качества образования).
Основные параметры ресурсного обеспечения ВСОКО устанавливаются вузами и определяются, главным образом, количеством должностных лиц вуза, включенных во ВСОКО, а также количеством и масштабами планируемых мероприятий. В ходе функционирования ВСОКО задействуются ресурсы, непосредственно обеспечивающие образовательную деятельность. В первую очередь это относится к их кадровой и материально-технической составляющим. Кроме того, осуществление мероприятий по оценке качества образования в современном вузе сложно представить без использования электронной информационно-образовательной среды - основной «площадки» накопления данных и презентации результатов работы ВСОКО. Во многих образовательных организациях возможности электронной информационно-образовательной среды позволяют также осуществлять сбор необходимой информации, в том числе путём персонифицированного взаимодействия («обратной» связи) с обучающимися.
Приведённое описание элементов ВСОКО даёт основания вузам для объективного критического анализа сложившейся практики и традиций, соотнесения «того, что есть», с «тем, что должно быть», придания соответствующей деятельности должного статуса и внесения необходимых изменений. Формирование элементов обобщённой модели позволит не только формализовать создание в вузе ВСОКО, но и обеспечить с её помощью эффективное решение задачи достижения необходимого качества образования. А знание и понимание места и роли качества в современной государственной политике в области образования, реальная оценка значимости деятельности по его обеспечению помогут вузам правильно определить приоритетные направления работы.