Научная статья на тему 'САМООЦЕНКА: ГАРАНТИЯ УСПЕХА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОЦЕДУРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ'

САМООЦЕНКА: ГАРАНТИЯ УСПЕХА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОЦЕДУРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ВНУТРЕННЕЙ ОЦЕНКИ / ВНУТРЕННЯЯ ЭКСПЕРТИЗА / САМООБСЛЕДОВАНИЕ / САМООЦЕНКА / QUALITY OF EDUCATION / INTERNAL ASSESSMENT SYSTEM / INTERNAL EXPERTISE / SELF-EXAMINATION / SELF-ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимонин Дмитрий Викторович, Гречко Александр Александрович, Сызранов Алексей Павлович

Статья посвящена рассмотрению вопроса совершенствования деятельности должностных лиц военных образовательных организаций высшего образования при подготовке к процедуре государственной аккредитации основных образовательных программ путем проведения процедуры самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зимонин Дмитрий Викторович, Гречко Александр Александрович, Сызранов Алексей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ASSESSMENT: SUCCESS GUARANTEE IMPROVING THE ACTIVITY OF THE MILITARY EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION IN PREPARING FOR THE PROCEDURE OF STATE ACCREDITATION

The article is devoted to the consideration of the improvement of the activities of officials of military educational institutions of higher education in preparation for the procedure of state accreditation of basic educational programs through a self-assessment procedure.

Текст научной работы на тему «САМООЦЕНКА: ГАРАНТИЯ УСПЕХА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОЦЕДУРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ»

д.в. зимонин,

A.A. ГРЕЧКО, А.П. СЫЗРАНОВ

D.V. ZIMONIN, A.A. GRECHKO, А. P. SYZRANOV

САМООЦЕНКА: ГАРАНТИЯ УСПЕХА

SELF-ASSESSMENT: SUCCESS GUARANTEE

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОЦЕДУРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ

IMPROVING THE ACTIVITY OF THE MILITARY EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION IN PREPARING FOR THE PROCEDURE OF STATE ACCREDITATION

L

Сведения об авторах: Зимонин Дмитрий Викторович - заместитель начальника кафедры ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко» Министерства обороны Российской Федерации, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Краснодар. E-mail: dzimonin@yandex.ru);

Гречко Александр Александрович - заместитель начальника учебно-методического отдела ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко» Министерства обороны Российской Федерации, капитан 2-го ранга (г. Краснодар);

Сызранов Алексей Павлович - СНС научно-исследовательского центра ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии СМ. Штеменко» Министерства обороны Российской Федерации, кандидат технических наук (г. Краснодар. E-mail: aps_808@mail.ru ).

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса совершенствования деятельности должностных лиц военных образовательных организаций высшего образования при подготовке к процедуре государственной аккредитации основных образовательных программ путем проведения процедуры самооценки.

Ключевые слова: качество образования, система внутренней оценки, внутренняя экспертиза, самообследование, самооценка.

Information about the authors: Dmitry Zimonin - Deputy Head of the Department of the Federal State Government Military Educational Establishment education «Krasnodar Higher Military School named after the general of the Army S.M.Shtemenko» of the Department of Defense of the Russian Federation, colonel, PhD., associate professor (Krasnodar, j \ E-mail: dzimonin@yandex.ru);

^^ÊÊL Alexander Grechko - Deputy Head of the Training and Methodology

<,:f ^^^^ Department of the Federal State Government Military Educational Establishment education «Krasnodar Higher Military School named after the general of the Army S.M.Shtemenko» of the Department of Defense of the Russian Federation, captain of the 2 nd rank (Krasnodar);

Alexey Syzranov - Senior Researcher of the Research Center of the Federal State Government Military Educational Establishment education «Krasnodar Higher Military School named after the general of the Army S.M.Shtemenko» of the Department of Defense of the Russian Federation, Candidate of technical sciences (Krasnodar. E-mail: aps_808@mail.ru).

Summary. The article is devoted to the consideration of the improvement of the activities of officials of military educational institutions of higher education in preparation for the procedure of state accreditation of basic educational programs through a self-assessment procedure.

v—l

m

Keywords: quality of education, internal assessment system, internal expertise, self-examination, self-assessment

Одной из характерных особенностей развития Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе является глубокая интеграция военного образования с войсками, способность военного образования оперативно реагировать на потребности войск в подготовке высококвалифицированных военных кадров.

Авторы уже затрагивали тему обеспечения качества образования на основе внедрения вну-тривузовской системы качества в статьях, кроме того данный вопрос неоднократно обсуждался педагогическим сообществом в работах.

Вопросы качества образования, как комплексной характеристики образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающей степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы, закреплены в Федеральном законе Российской Федерации 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся определяются федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (поколения 3++).

Качество образовательной деятельности и подготовки обучающихся по основным профессиональным образовательным программам (далее - ОПОП) определяется в рамках:

• системы внутренней оценки;

• системы внешней оценки на добровольной основе.

Цель данной статьи - обосновать повышение эффективности деятельности должностных лиц военной образовательной организации при подготовке к процедуре государственной аккредитации, проводимой в целях подтверждения соответствия образовательной деятельности требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования на основе проведения процедуры самооценки.

Многолетний опыт деятельности в области обеспечения качества образовательной деятельности показал, что качественная и заблаговременная подготовка к внешней оценке является гарантом успешного прохождения процедуры государственной аккредитации. Очевидно, что глубокая и объективная оценка деятельности военной образовательной организации высшего образования, полученная с использованием самого широкого диапазона методов и средств оценивания, может быть сделана только самим вузом.

Кроме того, способность вуза к оценке достижения своих целей, условий их реализации, результатов деятельности, оформлению выводов и дальнейших задач характеризует ее способность к развитию. Уровень адекватности и профессионализма процедуры

// группы // / /

/ / экспертов / / / jF

Рис 1. Этапы метода экспертных оценок (экспертизы)

внутренней экспертизы в определенной степени характеризует и уровень развития вуза. Таким образом, внутренняя экспертиза должна стать стимулом развития военной образовательной организации высшего образования.

Согласно этому этапы внутренней экспертизы могут быть представлены в следующем виде (см.рис. 1):

Внутренняя экспертиза может рассматриваться как процедура самообследования и как процедура самооценки. На первый взгляд похожие понятия в действительности имеют ряд существенных различий (см. таблицу).

Самообследование не гарантирует полного совпадения собственных выводов и выводов внешней экспертизы. Однако регулярность, осознанность и системность процедуры самообследования в целом лучше подготавливают образовательную организацию к процедуре государственной аккредитации. Образовательная организация, в которой самообследование является регулярной процедурой, более открыто для внешней экспертизы, в большей степени готово и способно работать в диалоговом режиме для решения внутренних проблем и проблем взаимодействия с государством и обществом.

Самооценка - это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества.

Деятельность должностных лиц военной образовательной организации по проведению процедуры самооценки можно представить в виде последовательности следующих этапов.

Этап I. Планирование и подготовка работ по самооценке образовательной организации (см. рис. 2).

Результат деятельности 00

Предмет, цели, задачи са мооценки

^ Начало ^

Решение о проведении самооценки

Формирование рабочих групп для проведения самооценки

Составление плана проведения самооценки

Рис. 2. Этапы метода экспертных оценок (экспертизы)

Важное значение на этом этапе имеет детальное изучение нормативных правовых документов, методических рекомендаций и требований аккредитационного органа.

Решение о проведении самооценки принимается на Ученом совете вуза, на котором определяются цели, основные этапы, принципы, направления, сроки и форма проведения самооценки, состав лиц, привлекаемых для ее проведения.

Определяется необходимое количество рабочих групп, методов сбора информации и формы подачи материала, формируется структура технической поддержки, необходимой для сбора, анализа и представления информации, определяются необходимые затраты.

Протокол заседания Ученого совета 00

Приказ о проведении самооценки

Определяются порядок, сроки проведения самооценки, состав комиссии по каждому направлению. Разрабатывается комплексный план мероприятий.

Для достижения ответственного подхода к процедуре самооценки личным составом вуза, привлекаемым к проведению самооценки, разрабатывается механизм стимулирования деятельности.

Этап II. Организация и проведение самооценки в военной образовательной организации (см. рис. 3).

Это основной этап в процедуре самооценки, наиболее продолжительный по времени и трудоемкий, требует наибольших ресурсных затрат, но именно он определяет в конечном итоге успешность последующих процедур и полезность прежде всего для самого вуза.

_|^Формы для самооценки

^ Заполненные формы по самоа ценке___

Результаты анализа данных

В процессе самооценки проводится анализ всех представляемых к государственной аккредитации образовательных программ вуза в отношении соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Получение информации о результатах деятельности предполагает тестирование учебных достижений курсантов, проведение анкетных опросов, бесед с обучающимися, научно-педагогическими работниками, руководящим составом, выпускниками и т.д.

На этом этапе эффективность работы во многом зависит от степени эффективности использования информационных технологий для управленческой и аналитической деятельности. Отсутствие внутри-вузовской системы мониторинга результатов образовательной деятельности еще не означает низкое качество подготовки выпускников, но свидетельствует о невысоком уровне управления и развития учреждения.

Необходимы глубокий анализ полученных результатов и оценка их соответствия требованиям ФГОС, образовательным целям и социальным гарантиям. Анализ экспертных заключений рабочих групп и привлечение специалистов по системному анализу обеспечат обоснованность выводов и рекомендаций.

На этом этапе могут применяться различные методы коллективного решения проблемы и поиска решения.

Этап III. Обобщение полученных результатов (см. рис. 4).

Результаты проведенной самооценки представляются в виде отчета о самооценке. Анализируя полученный отчет, определяются сильные и слабые стороны военной образовательной организации, а также наиболее приоритетные области, требующие дальнейшего анализа и усовершенствования.

Формы для проведения самооценки Раздача форм в структурные

подразделения и их заполнение

1 Заполненные формы по самооценке Обработка и анализ данных анкет

Рис. 3. Последовательность проведения второго этапа самооценки

Результаты анализа данных

План vtiранения выявленных недостатков

По результатам анализа итогов самооценки разрабатывается комплекс корректирующих (предупреждающих) действий в соответствии с полученными результатами - план устранения недостатков, в котором указываются все мероприятия, которые необходимо выполнить, ответственные за их выполнение и сроки выполнения.

Ответственные за проведение корректирующих (предупреждающих) действий постоянно контролируют их выполнение и по мере их выполнения докладывают об устранении недостатков.

На заседании Ученого совета военной образовательной организации высшего образования рассматриваются результаты самооценки и принимается решение о прохождении процедуры государственной аккредитации.

В заключении необходимо отметить, что чем критичнее и объективнее будет проведена самооценка, тем эффективнее будет деятельность должностных лиц военной образовательной организации при подготовке к процедуре государственной аккредитации, тем качественнее военная (

о

Разработка мероприятий по результатам проведенного анализа и их внедрение

План устранения выявленных недостатков

Постоянный контроль со стороны руководства за выполнением разработанных мероприятий

Анализ причин неэффективности мероприятий

да

Результаты мероприятий Рассмотрение результатов на Ученом совете

ь необходимость в проведен^! повторной самооценки

С

Конец

Рис. 4. Последовательность проведения третьего этапа самооценки

тельная организация подготовится к работе экспертной группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журавлева, Т. В. Модернизация военного образования как

государственная политика РФ: теоретический аспект [Текст] / Т.В. Журавлева, A.B. Прокопенко // Информационная безопасность - актуальная проблема современности. Совершенствование образовательных технологий подготовки специалистов в области информационной безопасности: Сб. трудов X-XI Всерос. НТК. - Краснодар: ФВАС, 2015. 431 с.

2. Путина, Е.Г. Повысить конкурентоспособность выпускников [Текст] / Е. Г. Путина // Вестн.

Таблица

Сравнительный анализ понятий «самообследование»

и «самооценка»

Самообследование Самооценка

Включает аспекты деятельности, определенные самой образовательной организацией в соответствии с системой собственных, внутренних целей Включает аспекты деятельности, определенные самой образовательной организацией в соответствии с системой собственных, внутренних целей

Процедура глубокая и многосторонняя по содержанию и формам, гибкая и адаптивная Структура задается внешним органом

Направлено не на фиксацию результатов, а на определение направлений дальнейшей деятельности Структура является единой для всех образовательных организаций

Структура определяется образовательной организацией самостоятельно

военного образования, 2016. № 3. С. 68-71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Банников, С.А. По мировому стандарту [Текст] / С. А. Банников // Вестн. военного образования, 2016. № 2. С. 8-13.

4. Медведев, A.B. О математическом моделировании образовательного процесса в университете [Текст] / А. В. Медведев, Ю. Ю. Якунин, Д. И. Ярещенко // Высшее образование сегодня, 2016. № 11. С. 45-51.

5. Анфилатов, B.C. Системный анализ в управлении: учеб. пособие / B.C. Анфилатов, A.A. Емельянов, A.A. Кукушкин. - М.: Финансы и статистика, 2002. 368 с.

6. Наводнов, В. Г. Обзор принципов формирования вну-тривузовских систем качества образования: учебно-методические материалы к семинару / В. Г. Наводнов, Г.Н. Мотова, O.A. Матвеева.- Йошкар-Ола: УКЦ, 2013. 207 с.

7. ГОСТ Р ИСО 9000-2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.- М.: Изд-во стандартов, 2005. 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.