Научная статья на тему 'Методика внутренней и внешней оценки качества образования в образовательных организациях среднего профессионального образования'

Методика внутренней и внешней оценки качества образования в образовательных организациях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1530
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / РАБОТОДАТЕЛИ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / МОНИТОРИНГ / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / INTERNAL QUALITY ASSESSMENT / EXTERNAL QUALITY ASSESSMENT / EDUCATION QUALITY CONTROL / EMPLOYERS / QUALITY ASSESSMENT METHODOLOGY / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоконь Ольга Владимировна

Статья посвящена анализу методики внутренней и внешней оценки качества среднего профессионального образования в городе Шадринске Курганской области. Актуальность исследования обусловлена актуализацией федеральных государственных образовательных стандартов, что влечет за собой изменения в системе мониторинга качества образования в образовательной организации среднего профессионального образования. Представлена модель внутренней системы оценки качества образования в колледже. Проанализированы положения образовательных организаций среднего профессионального образования города Шадринска о внутреннем контроле качества. Определено содержание внутренней системы оценки качества образования: совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих оценку качества образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, образовательными потребностями всех участников образовательных отношений через получение полной достоверной информации и последующей внешней и внутренней оценки качества образования. Внешняя оценка качества образования представлена данными анкетирования работодателей города Шадринска. Автором разработана анкета, с помощью которой оцениваются компетенции выпускников колледжей. Проведенный анализ показывает, что все работодатели отмечают трудности молодых специалистов при решении нестандартных задач и низкую адаптивность к меняющимся условиям. В наибольшей степени работодатели удовлетворены тем, как у выпускников сформированы: готовность к дальнейшему обучению, профессиональный интерес и владение персональным компьютером. Практическая значимость исследования состоит в разработке системы мониторинга качества образования, который включает в себя внутреннюю и внешнюю оценку качества среднего профессионального образования для колледжей города Шадринска. Результатом исследования является представленная модель оценки качества образования, включая методику использования данной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of internal and external assessment of the quality of education in educational organizations of secondary vocational education

The article is devoted to the analysis of the methods of internal and external quality assessment of secondary vocational education in the city of Shadrinsk, Kurgan region. The relevance of the study is due to the updating of federal state educational standards, which entails changes in the system of monitoring the quality of education in the educational organization of secondary vocational education. A model of the internal system for assessing the quality of education in college is presented. The provisions of educational institutions of secondary vocational education on internal quality control are analyzed. The content of the internal system for assessing the quality of education is determined: a combination of organizational structures, norms and rules, diagnostic and evaluation procedures that ensure the assessment of the quality of education in accordance with the requirements of federal state educational standards, the educational needs of all participants in educational relations through obtaining complete reliable information and subsequent external and internal assessment of the quality of education. An external assessment of the quality of education is presented by survey data of employers in the city of Shadrinsk. The author has developed a questionnaire by which the competencies of college graduates are assessed. The analysis shows that all employers note the difficulties of young professionals in solving non-standard tasks and low adaptability to changing conditions. To the greatest extent, employers are satisfied with how graduates are formed: readiness for further training, professional interest and ownership of the PC. The practical significance of the study is to develop a system for monitoring the quality of education, which includes an internal and external assessment of the quality of secondary vocational education in the city of Shadrinsk. The result of the study is the presented model for assessing the quality of education, including the methodology for using this model.

Текст научной работы на тему «Методика внутренней и внешней оценки качества образования в образовательных организациях среднего профессионального образования»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 10PDMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Белоконь О.В. Методика внутренней и внешней оценки качества образования в образовательных организациях среднего профессионального образования // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/10PDMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Belokon O.V. (2019). Methodology of internal and external assessment of the quality of education in educational organizations of secondary vocational education. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/10PDMN619.pdf (in Russian)

Работа выполнена при поддержке гранта ШГПУ, договор № 100н от 22 января 2019 г.

УДК 377.5 ГРНТИ 14.33.07

Белоконь Ольга Владимировна

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Шадринск, Россия Заведующий кафедрой «Профессионально-технологического образования»

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected]

Методика внутренней и внешней оценки качества образования в образовательных организациях среднего профессионального образования

Аннотация. Статья посвящена анализу методики внутренней и внешней оценки качества среднего профессионального образования в городе Шадринске Курганской области. Актуальность исследования обусловлена актуализацией федеральных государственных образовательных стандартов, что влечет за собой изменения в системе мониторинга качества образования в образовательной организации среднего профессионального образования. Представлена модель внутренней системы оценки качества образования в колледже. Проанализированы положения образовательных организаций среднего профессионального образования города Шадринска о внутреннем контроле качества. Определено содержание внутренней системы оценки качества образования: совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих оценку качества образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, образовательными потребностями всех участников образовательных отношений через получение полной достоверной информации и последующей внешней и внутренней оценки качества образования. Внешняя оценка качества образования представлена данными анкетирования работодателей города Шадринска. Автором разработана анкета, с помощью которой оцениваются компетенции выпускников колледжей. Проведенный анализ показывает, что все работодатели отмечают трудности молодых специалистов при решении нестандартных задач и низкую адаптивность к меняющимся условиям. В наибольшей степени работодатели удовлетворены тем, как у выпускников сформированы: готовность к дальнейшему обучению, профессиональный интерес и владение персональным компьютером. Практическая значимость исследования состоит в разработке системы мониторинга качества образования, который включает в себя внутреннюю и внешнюю оценку качества среднего профессионального образования для колледжей города Шадринска. Результатом исследования является

представленная модель оценки качества образования, включая методику использования данной модели.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование; внутренняя оценка качества; внешняя оценка качества; контроль качества образования; работодатели; методика оценки качества; мониторинг

Формирование внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) является одной из основных задач развития образовательных систем в Российской Федерации. Данная система имеет целью обеспечить обучающихся, их родителей, научно-педагогических работников, органы управления образованием, представителей работодателей объективной информацией о состоянии развития системы образования и качества образования в отдельной образовательной организации.

Этот приоритет нашел отражение в «Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы». Одной из задач программы является формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов1.

В федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО) в требованиях к используемым механизмам оценки качества образовательной программы указано, что в целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательных программ привлекает работодателей и их объединения. Внешняя же оценка качества образовательных программ может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональным стандартам, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля2.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» так же говорится о необходимости создания и функционирования в образовательной организации внутренней системы оценки качества образования, но при этом нет единых рекомендаций по её разработке. Каждая образовательная организация среднего профессионального образования самостоятельно определяет её параметры и методику проведения. При этом необходимо отметить, что ВСОКО требует периодической корректировки в связи с вступлением в силу актуализированных ФГОС СПО. Кроме того, ВСОКО необходимо постоянно актуализировать в зависимости от изменений, происходящих в нормативно-правовой базе среднего профессионального образования.

Обратимся к понятию «качество образования». В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» приводится следующее определение: «качество образования -комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется

1 Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы: постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497.

2 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 № 69 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (Зарегистрирован 26.02.2018 № 50137).

https:// mir-nauki. com

образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»3.

Теоретической основой исследования являются научные труды в области мониторинга образования (Костецкая С.М.) [1], методики исследования содержания профессионального образования (Маркова С.М., Наркозиев А.К., Едренкина М.В.) [2; 3], методики оценки качества образования (Боброва Л.В., Кравцов С.С., Наумова Н.А., Попова Л.К., Савиных Г.) [4-7], регулирования качества профессионального образования (Борибеков К.К.) [8], оценки качества дополнительного профессионального образования (Стукалова О.В.) [9], независимой оценки качества образования (Зайцева Н.А.) [10]. Следует отметить, что методика внешней и внутренней оценки качества образования раскрыта ещё не во всех аспектах и требует постоянного переосмысления в связи с актуализацией ФГОС.

Далее рассмотри цели и задачи ВСОКО. Целью является удовлетворение потребностей субъектов образовательной деятельности и потребителей образовательных услуг в получении надежной информации о результатах образовательной деятельности, о состоянии и развитии образовательного процесса в образовательной организации, принятие на её основе обоснованных управленческих решений и прогнозирование развития колледжа.

Оценка качества образования проводится на следующих уровнях:

1. Оценка качества образовательных результатов:

• соответствие уровня освоения требованиям ФГОС;

• достижения результатов;

• личностные результаты;

• результаты государственной итоговой аттестации;

• результативность участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях;

• здоровье обучающихся в динамике;

• удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса качеством образовательных результатов;

• трудоустройство выпускников;

• динамика карьерного роста выпускников.

2. Оценка качества реализации образовательного процесса:

• соответствие основных образовательных программ требованиям ФГОС и потребностям регионального рынка труда;

• соответствие дополнительных образовательных программ запросам работодателей, обучающихся и их родителей;

• выполнение учебных планов в соответствии с ФГОС;

• качество воспитательной и индивидуальной работы с обучающимися;

• качества реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования (ДПО).

3 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года N 273-Ф3.

3. Оценка качества условий, обеспечивающих образовательный процесс:

• материально-техническое обеспечение - комплексное оснащение колледжа и оборудование учебных помещений;

• кадровое обеспечение: уровень квалификации педагогического состава; повышение квалификации педагога; профессиональная компетентность педагога; результаты профессиональной деятельности педагогов, инновационной деятельности;

• наличие информационно-развивающей среды;

• обеспеченность техникой, сетевыми ресурсами, медиатекой, библиотечным фондом;

• медицинское сопровождение и общественное питание;

• психологический климат;

• условия обучения лиц с ОВЗ;

• взаимодействие с работодателями, представителями отраслевых сообществ;

• общественно-государственное управление;

• комфортность обучения.

Данная модель ВСОКО является рамочной, каждая образовательная организация самостоятельно определяет её параметры.

Обратимся к опыту разработки ВСОКО в колледжах города Шадринска (Зауральский колледж физической культуры и здоровья, Шадринский политехнический колледж, Шадринский филиал Курганского базового медицинского колледжа, Шадринский финансово-экономический колледж). Проведя анализ отчетов о самообследовании колледжей, а также их положений о внутриколледжном контроле, необходимо отметить их основные компоненты:

1. оценка системы управления образовательным учреждением (организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности; организационная структура; внешние связи образовательной организацией);

2. оценка качества образовательной деятельности (структура подготовки специалистов; организация образовательного процесса, организация учебной и производственной практики; организация профориентационной деятельности; оценка инновационно-методической и учебно-исследовательской деятельности; оценка воспитательной деятельности; оценка организации работы по охране труда);

3. оценка содержания и качества подготовки специалистов (содержание подготовки кадров по специальностям; контингент и динамика приема обучающихся по специальностям; качество подготовки специалистов; оценка организации и результатов текущей и промежуточной аттестации; оценка организации и результатов Государственной итоговой аттестации; оценка востребованности выпускников, отзывы работодателей);

4. оценка качества кадрового состава;

5. оценка качества учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения (оценка библиотечного фонда; оценка средств информационного

обеспечения и их обновления; обеспеченность обучающихся информационными ресурсами; оценка обновления информации на официальном сайте колледжа);

6. оценка качества материально-технической базы и финансового обеспечения;

7. оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования.

Рассмотрим более подробно методику проведения внутренней оценки качества образования в колледжах.

Внутренний контроль в колледже направлен на достижение полного соответствия его деятельности требованиям ФГОС СПО, требованиям рынка труда и экономической ситуации в стране по качеству подготовки специалистов. Основной целью внутреннего контроля является систематический анализ качества выполнения требований образовательных стандартов и дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе изучения результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса, вскрытие причин, снижающих качество обучения.

Работа в этом направлении проводится в соответствии с планом организации внутреннего контроля качества образовательного процесса. Контроль за методическим обеспечением образовательного процесса, реализацией образовательных программ, учебных планов, учебных графиков, порядком проведения промежуточной и итоговой аттестации студентов и текущего контроля их успеваемости, ведением документации, соблюдением Устава, Положения о колледже, Правил внутреннего распорядка и других локальных актов, реализацией воспитательных программ и их результативностью осуществляет администрация, организационно-методическая комиссия, председатели цикловых комиссий.

Оценка качества деятельности преподавателя фиксируется в журнале контроля. Информация о результатах контроля доводится до сведения председателей цикловых комиссий, преподавателей на совещаниях. Результаты контроля обсуждаются на заседаниях методического совета и цикловых комиссий .

Для осуществления контроля внутри колледжа за качеством подготовки будущих специалистов издаются приказы директора, в которых определяются субъекты контроля - это заместители директора, заведующие отделениями, методисты, председатели цикловых комиссий. Организация контрольных мероприятий подчиняется ряду принципов: плановость, целенаправленность, систематичность, полнота, объективность, рациональность.

Существующая в колледже система контроля качества подготовки студентов охватывает все стороны образовательного процесса и включает следующие основные этапы.

Первый этап системы контроля за качеством подготовки выпускников включает процедуру разработки программы подготовки специалистов среднего звена и программы подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с ФГОС СПО. Кроме того, проходит процедура корректировки программ основного общего образования и основных образовательных программ подготовки специалистов среднего звена, соответствующих ФГОС СПО. Набор дисциплин национально-регионального компонента разрабатывается с учетом тенденций развития теории и практики, потребности региона в специалистах соответствующего профиля и анализа отзывов работодателей.

4 Отчет о самообследовании Шадринского филиала Финансового университета. Страница 5 из 11

https:// mir-nauki. com

Второй этап охватывает процедуру отбора абитуриентов в колледж через вступительные испытания. Для эффективной работы в этом направлении в Шадринском политехническом колледже создан отдел мониторинга и развития.

Третий этап контроля качества подготовки выпускников осуществляется комплексом мероприятий, которые проводятся в течение учебного процесса (текущий, рубежный, итоговый контроль успеваемости студентов).

Четвертый этап подготовки специалистов представляет собой государственную итоговую аттестацию (ГИА), которая включает в себя защиту выпускной квалификационной работы и сдачу основного государственного экзамена. Итоги ГИА и рекомендации председателей государственных экзаменационных комиссий анализируются и обсуждаются на педагогическом совете для разработки мероприятий по совершенствованию качества образования в колледже.

Пятый этап контроля качества подготовки выпускников охватывает процедуры самоконтроля, взаимоконтроля, обмена опытом, повышения квалификации. Это происходит в форме проведения открытых занятий, взаимопосещений теоретических и практических занятий, научных и методических семинаров и конференций различного уровня.

Для реализации перечисленных этапов контроля качества в колледже функционирует система мониторинга, которая предусматривает сопровождение и анализ количественных и качественных характеристик образовательной деятельности студентов в колледже и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Контроль качества образовательного процесса и учебная деятельность преподавателей осуществляется администрацией колледжа, цикловыми комиссиями, методическим и педагогическим советами5.

Необходимо отметить, что в филиале Курганского базового медицинского колледжа была достигнута главная задача - планирование работы руководителей структурных подразделений по основным направлениям деятельности на основе обновленных должностных инструкций. Следующим этапом в совершенствовании планирования работы колледжа отмечено внедрение матричного планирования по основным направлениям деятельности, позволяющее осуществить эффективное взаимодействие различных служб колледжа.

График внутриколледжного контроля составляется в соответствии с элементами системы управления качеством, внедренными в колледже. Ежегодно на основе анализа основных направлений деятельности колледжа, выявления проблем, определяются актуальные объекты контроля (реализация основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), обновление ОПОП, воспитательная и внеаудиторная деятельность, инновационная деятельность, информационное обеспечение жизнедеятельности колледжа и др.).

Созданная система управления колледжем обеспечивает взаимодействие всех подразделений и структур, направленное на успешное решение задач организации и реализации образовательного процесса6.

5 Отчет о результатах самообследования государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Шадринский политехнический колледж».

Отчет о результатах самообследования государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Зауральский колледж физической культуры и здоровья».

6 Отчет о результатах самообследования государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Курганский базовый медицинский колледж».

Страница 6 из 11

10PDMN619

Рассмотрев внутреннюю систему оценки качества образования, перейдем к изучению внешней оценки. Исследование представляет собой результаты анкетирования представителей работодателей в городе Шадринске. Автором был разработан опросник, направленный на изучение удовлетворенности работодателей сформированностью компетенций выпускников колледжей. Кроме того, были выявлены и противоречия, существующие между требованиями работодателей и качеством образования в образовательных организациях среднего профессионального образования.

С целью изучения требований работодателей к качеству среднего профессионального образования было проведено анкетирование [11].

В опросе приняли участие 57 организаций и предприятий г. Шадринска:

• 10 организаций медицинской сферы и социальных услуг;

• 30 организаций и предприятий сферы общественного питания, а также бытовых и образовательных услуг;

• 10 организаций финансовой сферы;

• 7 крупных производственных предприятий.

В качестве предмета анализа выступило мнение представителей работодателей относительно теоретической и практической подготовки выпускников, их способности к дальнейшему обучению и способности приспосабливаться к меняющимся условиям.

Ответы работодателей по вопросу о том, какое в целом мнение создается о выпускниках колледжей, распределились следующим образом:

• 55 % респондентов - положительное мнение;

• 27,5 % респондентов - удовлетворительное впечатление;

• 5,5 % респондентов - отрицательное впечатление.

Работодатели отметили, что такие компетенции как готовность к дальнейшему обучению и профессиональный интерес являются наиболее важными.

В наибольшей степени работодатели удовлетворены тем, как у выпускников сформированы следующие компетенции: готовность к дальнейшему обучению, профессиональный интерес и владение ПК. Не удовлетворены способностью решать нестандартные задачи.

Далее отметим, что работодатели не удовлетворены практической подготовкой выпускников. Среди мер по разрешению данной проблемы были предложены следующие варианты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на производственную практику необходимо отводить больше часов;

предлагается обратить внимание на качество организации и планирования проведения практик;

направлять студентов на конкретные места практик;

респонденты рекомендуют конкретизировать задания на практику;

повысить качество материально-технической составляющей баз практики;

необходимо материально стимулировать непосредственных руководителей от базы практики.

Проведенное исследование указывает на противоречие между востребованностью практических умений и профессионального опыта со стороны рынка труда и излишней теоретической направленностью обучения. Вместе с тем, анализируя базы практики и количество студентов колледжей, можно сделать вывод, что работодатели с неохотой принимают обучающихся на практику. Среди причин для отказа называют следующие: загруженность текущей работой, страх за сохранность данных, невозможность выделить ответственного за студентов сотрудника, отсутствие мотивации принимать студентов.

Необходимо отметить, что во всех анализируемых колледжах имеется Положение о внутриколледжном контроле, однако не везде данный документ имеет системный характер и подробно описывает методику проведения контроля. В связи с этим предлагается модель, которая объединяет внутреннюю и внешнюю систему оценки качества среднего профессионального образования в городе Шадринске (см. рис.). Компоненты внутренней и внешней оценки качества образования взаимосвязаны, что можно описать следующими положениями:

1. показатели и индикаторы внутренней оценки качества образования разработаны в соответствии с целевыми показателями качества образования, установленными федеральными органами управления образования;

2. реализация внутренней и внешней оценки качества образования устанавливает соответствие результатов обучения по специальности требованиям ФГОС СПО и нормативно-правовым актам в сфере среднего профессионального образования;

3. устанавливается соответствие содержания образования потребностям рынка труда в регионе и требованиям представителей работодателей.

Практика разработки колледжами внутренней системы оценки качества образования показывает недостаточное научное обоснование совершенствования мониторинга качества образования, а то и полное его отсутствие. Вместе с тем научные основы системы оценки качества образования обеспечивают объективность и достоверность полученных результатов. В связи с чем возникает необходимость совершенствования методики внутренней оценки качества образования на научной основе.

Целью разработки методики внутренней и внешней оценки качества среднего профессионального образования является повышение качества целевых, содержательных и технологических компонентов образовательного процесса в образовательной организации среднего профессионального образования.

Далее определим методику организации проверки состояния любого из объектов ВСОКО:

1. запросы заказчиков и потребителей образовательных услуг;

2. целеполагание;

3. выбор процедур оценки;

4. выбор показателей и индикаторов;

5. процедура оценивания качества;

6. обработка результатов оценки;

7. объективная оценка результатов;

8. принятие управленческих решений (рекомендации или предложения по совершенствованию образовательного процесса или устранению недостатков; определение сроков для ликвидации недостатков или повторного контроля).

Система оценки качества образования в колледже

Внутренняя

Государственная

Внешняя

Общественно-профессиональная

Заказчики

Образовательная организация

Государство; органы, осуществляющие управление в сфере образования

r N

Общественность,

профессиональные

объединения

\ /

Субъекты

- администрация

- совет колледжа

- предметно-цикловые

комиссии

- родители, законные

представители обучающихся ■ студенческий совет по качеству

- Рособрнадзор

- Департамент образования и науки

Курганской обл. - Управление по надзору и

контролю в сфере образования Курганской обл.

- общественность, профессиональные

объединения (юридические лица, общественные объединения, индивидуальные предприниматели) - НАРК

Объекты

( - образовательные результаты, - реализация образовательного процесса, - условия, обеспечивающие образовательный процесс \

J

Методика

■ оценка результатов освоения образовательных

программ, - мониторинги и исследования, - аудиты, - аттестация педагогических работников

- государственный контроль (надзор),

- лицензирование,

- государственная аккредитация,

- государственная итоговая аттестация (в

том числе в форме демонстрационного экзамена), - мониторинг качества

образования, - оценка результатов освоения образовательных программ

- независимая оценка

качества работы образовательной организации,

- профессионально-

общественная аккредитация,

- исследование уровня удовлетворенности

потребителей,

- демонстрационный

экзамен с использованием механизма независимой оценки квалификаций

Продукты

Обратная связь

- отчет о самообследовании, ■ публичные доклады и открытые данные,

- измерительные

материалы,

- управленческие

решения

- аналитические материалы, отчеты о

проверке.

- статистические данные, представляемые

образовательной организацией,

- аналитические

материалы,

- управленческие

решения

- публичные рейтинги

организаций, - свидетельство о

прохождении профессионально-общественной аккредитации,

- публичные доклады и открытая информация

Студенты, работодатели, родители, выпускники

Рисунок. Система внутренней и внешней оценки качества образования в колледже (составлено автором)

Отметим, что методологической основой ВСОКО являются: системный, компетентностный и программно-целевой подходы.

В результате проведенного исследования было дополнено научное знание о методике внешней и внутренней оценке качества образования как средстве управления качеством образования в СПО. Конкретизирован алгоритм внутренней и внешней оценки качества среднего профессионального образования.

В заключение необходимо отметить, что в колледжах города Шадринска целесообразно внедрить в практику мониторинга качества образования модель внутренней и внешней системы оценки качества образования, поскольку она предназначена для практической реализации стратегии организации по повышению качества образования и других видов деятельности, повышения удовлетворенности потребителей образовательных услуг - обучающихся, их родителей, работодателей, государства и общества в целом. Кроме того, методика проведения внутренней и внешней оценки качества среднего профессионального образования является действенным инструментом мониторинга и принятия управленческих решений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Костецкая, С.М. Мониторинг как методический инструмент оценки результатов учебной деятельности в общеобразовательном процессе: теоретико-методологические основы [Текст] / С.М. Костецкая // Педагогический журнал. - 2019.

- Т.9. - № 1-1. - С. 518-523.

2. Маркова, С.М. Методика исследования содержания профессионального образования [Текст] / С.М. Маркова, А.К. Наркозиев // Вестник Мининского университета. - 2019.

- Т.7. - № 1(26). - С. 2.

3. Едренкина, М.В. К проблеме внутренней оценки качества образовательных программ профессионального образования [Текст] / М.В. Едренкина, И.Е. Уляшев // Актуальные проблемы управления образованием: материалы всеросс. науч.-практ. конф. / под общ. ред. О.В. Белоконь; Шадр. гос. пед. ун-т. - Шадринск: ШГПУ, 2018. - С. 37-42.

4. Боброва, Л.В. Анализ методик оценки качества образования [Текст] / Л.В. Боброва // Наука и Мир. - 2015. - Т.2. - № 4. - С. 62-63.

5. Кравцов, С.С. Основные направления развития общероссийской системы оценки качества образования [Текст] / С.С. Кравцов // Педагогические измерения. - 2016. - № 2. - С. 10-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Наумова, Н.А. Индикативная методика оценки качества образования [Текст] / Н.А. Наумова, Л.К. Попова // Вестник Ростовского государственного экономического университета. - 2010. - №1. - С. 260-269.

7. Савиных, Г. Функциональный подход в организации внутренней системы оценки качества образования [Текст] / Г. Савиных // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. - 2018. - № 1 (11). - С. 38-54.

8. Борибеков, К.К. Инструменты регулирования качества профессионального образования и рынка труда [Текст] / К.К. Борибеков // Инновационное развитие профессионального образования. - 2019. - Т. 21. - № 1. - С. 12-16.

9. Стукалова, О.В. Оценка качества дополнительного профессионального образования сотрудников учреждений социальной сферы: современные подходы [Текст] / О.В. Стукалова // Гуманитарное пространство. - 2019. - Т. 8. - № 3. - С. 376-386.

10. Зайцева, Н.А. Независимая оценка качества образования и консалтинг: вместе или параллельно? [Текст] / Н.А. Зайцева // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2019.

- Т. 6. - № 3. - С. 91-108.

11. Белоконь, О.В. Оценка качества среднего профессионального образования с точки зрения работодателей [Текст] / О.В. Белоконь // Мир науки, культуры, образования. -2019. - №3(76). - С. 130-133.

Belokon Olga Vladimirovna

Shadrinsk state pedagogical university, Shadrinsk, Russia E-mail: [email protected]

Methodology of internal and external assessment of the quality of education in educational organizations of secondary vocational education

Abstract. The article is devoted to the analysis of the methods of internal and external quality assessment of secondary vocational education in the city of Shadrinsk, Kurgan region. The relevance of the study is due to the updating of federal state educational standards, which entails changes in the system of monitoring the quality of education in the educational organization of secondary vocational education. A model of the internal system for assessing the quality of education in college is presented. The provisions of educational institutions of secondary vocational education on internal quality control are analyzed. The content of the internal system for assessing the quality of education is determined: a combination of organizational structures, norms and rules, diagnostic and evaluation procedures that ensure the assessment of the quality of education in accordance with the requirements of federal state educational standards, the educational needs of all participants in educational relations through obtaining complete reliable information and subsequent external and internal assessment of the quality of education. An external assessment of the quality of education is presented by survey data of employers in the city of Shadrinsk. The author has developed a questionnaire by which the competencies of college graduates are assessed. The analysis shows that all employers note the difficulties of young professionals in solving non-standard tasks and low adaptability to changing conditions. To the greatest extent, employers are satisfied with how graduates are formed: readiness for further training, professional interest and ownership of the PC. The practical significance of the study is to develop a system for monitoring the quality of education, which includes an internal and external assessment of the quality of secondary vocational education in the city of Shadrinsk. The result of the study is the presented model for assessing the quality of education, including the methodology for using this model.

Keywords: secondary professional education; internal quality assessment; external quality assessment; education quality control; employers; quality assessment methodology; monitoring

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.