Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PSYCHOLOGICAL SCIENCES
УДК 159.99
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СТРЕССА У СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ ЭКОНОМИКУ И БИЗНЕС-ПРОФИЛЬ
КАРАМОВА НАТАВАН ЯДУЛЛА КЫЗЫ
Доктор философии по биологии, преподаватель Западно-Каспийского Университета, Баку, Азербайджан
МАГОМЕДОВА АЙНУРА АЛИ КЫЗЫ
Студент факультета психологии Западно-Каспийского Университета,
Баку, Азербайджан
МУСАЕВА НАЗАКЕТ АМАЛ КЫЗЫ
Студент факультета психологии Западно-Каспийского Университета,
Баку, Азербайджан
АБАСОВА МАРЯМ КУРБАН КЫЗЫ
Студент факультета психологии Западно-Каспийского Университета,
Баку, Азербайджан
Аннотация. Стресс - один из самых распространенных видов аффектов в наши дни. По данным ВОЗ, 45% всех заболеваний связаны с чрезмерно сильным и длительным психологическим напряжением, которое возникает у человека из-за стресса. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Психологический стресс - это состояние чрезмерной психологической напряженности и дезорганизации поведения, которое развивается в результате угрозы или реального воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического, профессионального характера (1). Анализ психологического стресса требует учета как значимости ситуации для субъекта, так и его личностных характеристик. Стресс в значительной степени является продуктом образа мысли и оценки ситуации, знания собственных возможностей, степени обученности способом управления и стратегии поведения в экстремальных ситуациях. Существует множество факторов, вызывающих стресс, одним из которых является учебная деятельность (4). Учебный стресс у студентов развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре, стресса в период сессии, ссор, неудач и других событий в жизни, которые обозначаются как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблема учебного стресса у студентов весьма актуальна.
Ключевые слова: стресс, образование, студенты, показатели тревожности, уровень стресса
В современном мире всё больше людей сталкиваются с нарастающим напряжением. Оно негативно влияет на наше здоровье, когнитивные способности и социальную активность, пронизывая все сферы жизни. Тема стресса на настоящий момент является одной из самых широко распространенных во всем мире, эта проблема, которую нужно исследовать и подобрать решения для уменьшения последствий возникающих на фоне стресса (3).
Учеба, особенно в вузе, является одним из самых напряженных периодов. Она требует от нас огромных умственных и эмоциональных усилий. Для большинства студентов учеба в университете - это источник стресса, который преследует их с первых дней обучения и может привести к нарушениям в работе разных систем организма. В студенческие годы учеба
Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PSYCHOLOGICAL SCIENCES
становится ведущей деятельностью, сопровождаясь высоким уровнем нагрузки. Значимость учебных ситуаций и их элементов является основной предпосылкой для возникновения стресса (1,2,4). Доказано, что нервное напряжение негативно влияет на работоспособность и эмоциональное состояние студентов. Во время экзаменов организм испытывает чрезмерное волнение и страх. После сдачи экзамена психические и физиологические показатели не сразу возвращаются к норме (2,3).
Объектом исследования стали студенты I, II и III курсов в возрасте 17-20 лет, обучающиеся по профилю экономики и бизнеса Западно-Каспийского Университета. Во время психологического тестирования использовались: тест Спилбергера-Ханина (опросник тревожности состояний, STAI), шкала самооценки депрессии Цунга (SDS) и тест Тейлора (шкала манифестной тревоги Тейлора, TMAS) (5). Исследования проводились в обычный учебный день за 10 дней до экзаменационного процесса. Эти же тесты мы использовали после экзаменационного процесса.
Установлено, что экзаменационный стресс не оказал негативного влияния на результаты студентов, изучающих экономику и бизнес-профиль. Таким образом, в процессе тестирования, проводимого перед экзаменом, у студентов первого курса отмечался средний уровень личностной тревожности, высокий уровень ситуативной и общей тревожности. У студентов, обучающихся на других курсах, зафиксирован средний уровень всех показателей тревожности. В исследованиях, проводимых после экзамена, в отличие от обычного учебного дня, наблюдался высокий уровень показателей тревожности. Однако за счет оптимального уровня стресса, который оказал активизирующее воздействие на познавательные процессы студентов и создал условия для удовлетворительных результатов экзамена. Отмечено, что индекс депрессии у всех студентов был ниже 50 баллов, что свидетельствует об отсутствии депрессии. Аналогичные результаты были получены после экзамена. В целом, в литературных источниках отмечается, что уровень патологического стресса у студентов, обучающихся по данной специальности, практически отсутствует. При анализе полученных результатов установлена способность студентов реалистично оценивать ситуацию и быстро адаптировать организм к стрессовой ситуации. Таким образом, это свидетельствует о наличии у студентов нормальных нервно-психических функций, ответственном подходе к экзаменационному процессу, высокой мотивации для достижения высоких успехов в экзаменационном процессе по экономике и бизнес профилю.
1. Дроздовский А.К. Дифференциальная психофизиология профессиональной деятельности и спорта в век цифровых технологий. (2019). 350 с.
2. Карамова Н.Я. Исследование влияния эмоционального напряжения на когнитивные процессы в зависимости от уровня умственного развития. Всероссийская конференция с международным участием «Механизмы регуляции физиологических систем организма в процессе адаптации к условиям среды», посвященная 85-летию со дня основания Инст. физиол. им. И.П.Павлова РАН, Санкт-Петербург, 7-9 декабря. 2010, с. 129-130
3. Карамова Н.Я., Акбарова Х.М. Влияние эмоционального напряжения на зрительную память студентов, обучающихся различным специальности. II Международной научно -практической конференции «Актуальные вопросы современной науки и практики». Россия, Чистополь,30 октябрь , 2020,^14-18.
4. Кузнецова Е.В. Аксиологические аспекты преподавания курса стохастики в условиях информационного общества // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 2. С. 80-87.
5. Carter, F. I. Qand Personality Tests. Scientific Journal of Moscow State University.2007, p.
218.
ЛИТЕРАТУРА: