www.sibac.info
Инновации в науке № 5 (54), 2016г.
и маскулинной идентичностями по уровню жизнестойкости, чтоб опосредовано использованием специфического комплекса копинг-стратегий.
Результаты, полученные в данном исследовании, могут быть полезны при организации психологического сопровождения и индивидуального консультирования студентов по вопросам гендерной идентичности, сопротивления стрессовым воздействиям, навыкам преодоления трудных жизненных ситуаций.
Список литературы:
1. Дашян Т.В., Иванова Е.С. Согласованность когнитивных и эмоциональных аспектов восприятия полов у детей 3-10 лет как показатель усвоения гендерных ролей. // Психологический вестник Уральского государственного университета. Екатеринбург, 2009. С. 118-132.
2. Иванова Е.С. «Стресс-ФИЭ»: методика измерения основных видов стресса. // Психологическая диагностика, 2008, № 5. С. 82.
3. Иванова Е.С., Обыденнова Ж.П. Особенности мотивационной сферы личности с высокой жизнестойкостью в юношеском возрасте. // Сб. Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи, 2015. С. 38-40.
СТРЕСС И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМ В ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Мамедова Лариса Викторовна
канд. пед. наук, доц., кафедра Педагогики и методики начального обучения, заведующая кафедрой, Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «СевероВосточный федеральный институт имени М.К. Аммосова»,
РФ, г. Нерюнгри E-mail: larisamamedova@,yandex. ru
Юдина Анна Владимировна
студент 2 курса, кафедры Педагогики и методики начального обучения Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный
институт имени М.К. Аммосова», РФ, г. Нерюнгри
Инновации в науке № 5(54), 2016г
STRESS AND HOW TO DEAL WITH IT IN THE PRE-EXAM PERIOD
Larisa Mamedova
phD, Associate Professor Technical Institute (branch) of the Federal State
Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "North-Eastern Federal Institute ofMK Ammosova", The Department of Pedagogy and methodology ofprimary education, Head of Department,
Russia, Neryungri
Anna Yudina
2nd year student, Department of Pedagogy and methodology ofprimary education, technical Institute (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova",
Russia, Neryungri
АННОТАЦИЯ
Стресс наиболее распространен в наши дни. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. В данной статье на основе анализа изученной литературы, представлены причины предэкзаменационного стресса старших школьников. Стресс дезорганизует деятельность школьника, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье ребенка. Поэтому необходимо знать не только причины, но и методы, способствующие снижению предэкзаменационного стресса.
ABSTRACT
Stress is the most common in our days. It is a condition of excessively heavy and prolonged psychological stress that occurs in a person when his nervous system gets emotional overload. In this article, based on the analysis of the study of literature, presented the reasons for pre-examination stress older students. Stress disorganize activity of the student violates the normal course of his behavior. Stress, especially if they are frequent and long lasting, have a negative impact not only on psychological state, but also on the physical health of the child. Therefore it is necessary to know not only the causes, but also the methods that reduce pre-examination stress.
www.sibac.info
Инновации в науке № 5 (54), 2016г.
Ключевые слова: Стресс, экзамен, предэкзаменационный стресс, психическое напряжение, предэкзаменационный период, школьники.
Keywords: Stress test, pre-exam stress, mental stress, pre-examination period, students.
Анализ психо лого-педагогической литературы показал, что понятие стресса характерно для каждого из нас. Так любые неудачи, происходящие в нашей жизни, мы связываем со стрессом или усталостью, вызванной стрессом.
Во многих психологических источниках стресс рассматривается как состояние психического напряжения, возникшее у человека в процессе деятельности, в экстремально-ложных условиях. Американские же психологи к стрессу относят «негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справится с требованиями ситуации» [1].
Анализ научных трудов показывает, что предэкзаменационный стресс занимает ведущее место сред причин, вызывающее психическое напряжение у школьников. Это связанно с тем, что экзамен понимается ими как особая критическая ситуация, которая повлияет на социальное и материальное положение и дальнейшее поступление в вузы. Такие причины, как необходимость правильного ответа в короткий отрезок времени, невольный выбор билета или вопроса, предающий экзамену неясность, являются основными причинами эмоционального напряжения.
Самый ответственный момент у школьников - это сдача выпускных экзаменов. Так как он направлен не просто на проверку знаний, а на проверку знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Необходимо отметить, что стресс может возникать не только при нагрузке, но и при ее отсутствии. В экзаменационный период жизнь детей и взрослых наполнена эмоциональной напряженностью. Это период напряженной работы, эмоционального подъема, полный тревоги, и ожиданий. Его многие ученые называют стрессовым периодом не только в жизни учеников, но и их родителей.
В федеральном законе «Об образовании Российской федерации» прописаны требования о создании необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, безопасного обучения и воспитания, а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.
Инновации в науке № 5(54), 2016г
Цель исследования: на основе анализа литературы выявить причины появления стресса и подобрать способы борьбы с ним у старших школьников в предэкзаменационный период.
Решению проблем и вопросов, связанных с изучением стресса, посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. В частности, причины возникновения стресса рассматриваются в изученных нами трудах таких авторов, как: Вострокнутов Н.В. Заваденко Н.Н., А.С. Петрухин и др.
Изучение стресса в учебной деятельности и процессе воспитания, где понимание психических состояний и управление ими в процессе познания и общения является одной из существенных сторон деятельности, посвящены работы Р.Х. Габдреевой, К.С. Лебединской, А.М. Прихожан, Н.Д. Твороговой, А.С. Спиваковской.
Итак, проведенный нами анализ литературы по данной проблеме исследования показал, что причин предэкзаменационного стресса бывает несколько: интенсивная умственная деятельность; нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками; нарушения режима сна и отдыха; сомнения в собственных знаниях; сомнения в собственных способностях (умение логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание); страх перед экзаменом в силу личностных особенностей (тревожности, неуверенности в себе); боязнь незнакомой, непредвиденной ситуации.
В «качестве главного фактора, провоцирующего появление экзаменационного стресса можно выделить отрицательные переживания» [1, с. 3]. Экзамены как раз и относятся к такой категории, так как они проверяют не только знания обучающегося, но и испытывают его нервную систему на прочность. У большинства школьников отмечается тревожное состояние перед экзаменом, в результате чего у них повышается артериальное давление, учащается чистота сердечных сокращений, нарушается нормальное соотношения фаз сна. Организм учащегося так реагирует на предэкзаменационный стресс не только от самого стрессового фактора, но и от индивидуальных качеств учащегося. В некоторых случаях экзамен может оказать пагубное воздействие на психику, приведшую к невротическим расстройствам.
Экзаменационный период длится 2-3 недели, но этого вполне достаточно для возникновения и развития предэкзаменационного стресса. «Проявление, которого наблюдается возбудимостью, тревогой, нарушением сна, нестабильным артериальным давлением, что приводит к необоснованному страху перед экзаменом» [4, с. 38].
www.sibac.info
Инновации в науке № 5 (54), 2016г.
Для снижения стрессовых факторов, травмирующих нервную систему и организм в целом, необходимо проводить мероприятия, направленные на профилактику и снижение стресса, позволяющие легко справится с предстоящими экзаменами и подготовкой к ним.
Методов психо-эмоциональной коррекции достаточно много, и главная задача в том, чтобы выбрать те, которые отвечали бы, индивидуальным особенностям и реальным условиям. Наиболее эффективными являются следующие способы: дыхательная гимнастика; различные методы релаксации; физические упражнения; психотерапия; физиотерапевтические мероприятия; аутогенная тренировка, телесно-ориентированные психометодики, танцевально-двигательные психометодики, арттерапевтические методы и др.
Рассмотрим некоторые методы более подробней.
Танцевально-двигательные техники. Например: техника «Боди-джаз», «Гармоничный танец» и т. п. Данные техники направлены не только на «вовлечение участников в тренинг или сплочение группы, но и на развитие стрессоустойчивости» [3, с. 65]. Так как танцевальные движения влияют на эмоциональное состояние человека.
Арт-методики. Музыкотерапия, танцетерапия, изотерапия дают возможность школьникам в процессе творчества выходу эмоциям, через движения, голос. Необходимо отметить, «что в процессе таких пластических импровизаций под музыку не только развивается фантазия, творческое воображение детей, их способность передавать в движениях различные эмоциональные состояния и образы, но и снимается психическое напряжение» [2, с. 25].
Телесно-ориентированные психометодики. Данный тренинг способствует улучшению самочувствия, обучает школьников понимать свое эмоциональное состояние и контролировать свое тело, также эмоциональные реакции на различные ситуации.
Таким образом, мы предполагаем, что данные методы будут способствовать снижению предэкзаменационного стресса у старших школьников. Обобщая итог, можно отметить недостаточность изученных проявлений психологического стресса, возможных психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий в сфере стресса.
Список литературы:
1. Андреева А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: диссертация канд. психол. наук: 19.00.07 / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов: -2009. - 219 с.
Инновации в науке № 5(54), 2016г
www.sibac.info
2. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе // Московский психологический журнал. - 2010. - № 12. - С. 24.
3. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб: Речь, 2014. - 248 с.
4. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
ПРОБЛЕМЫ ИМПЛИЦИТНОЙ ДИАГНОСТИКИ АГРЕССИВНОСТИ
Яньшин Петр Всеволодович
д-р психол. наук, гл. науч. сотр. Самарской государственной областной академии (Наяновой)(СГОАН),
РФ, г. Самара E-mail: [email protected]
Стицюк Элеонора Николаевна
магистрант второго года обучения, Самарский филиал Московского городского педагогического университета,
РФ, г. Самара E-mail: [email protected]
РROBLEMS OF IMPLICIT DIAGNOSTICS OF AGGRESSIVENESS
Peter Yanshin
doctor of Psychology, Samara State Regional Academy (Nayanova) (SSRAN),
Russia, Samara
Eleonora Stitsyuk
graduate student of the second year of study, the Samara branch of the Moscow City Pedagogical University,
Russia, Samara