ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
Туник Е. Ю.
Европейский университет, Донецкий филиал
Аннотация. Автор в статье рассматривает возможные критерии педагогического мастерства преподавателя физического воспитания Вуза, которые выступают как мерило оценки педагогической деятельности и ее результатов На основе рассмотренных критериев определены уровни педагогического мастерства. Уровень теоретических и практических знаний и умений каждого студента зависит от уровня педагогического мастерства преподавателя Определение уровня педагогическогомастерства невозможно без установления его показателей и формулировки критериев.
Ключевые слова: педагог, мастерство, уровень, критерии, оценка
Анотація. Туник Е.Ю. Визначення рівня педагогічної майстерності викладача фізичного виховання у
ВНЗ. Автор у статті розглядає можливі критерії педагогічної майстерності викладача фізичного виховання Вузу, які виступають як мірило оцінки педагогічної діяльності і її результатів На основі розглянутих критеріїв визначені рівні педагогічної майстерності. Рівень теоретичних і практичних знань і вмінь кожного студента залежить від рівня педагогічної майстерності викладача. Визначення рівня педагогічної майстерності неможливо без установлення його показників і формулювання критеріїв.
Ключові слова: педагог, майстерність, рівень, критерії, оцінка.
Annotation. Tunik Е.У. Determination of level of pedagogical trade of teacher of physical education in higher educational establishment. An author in the article examines the possible criteria of pedagogical trade of teacher of physical education of Institute of higher, which come forward as measured the estimations of pedagogical activity and its results. On the basis of the considered criteria the levels of pedagogical trade are certain. The level of theoretical and practical knowledge and skills of each student depends on a level of pedagogical skill of the teacher. The level detection of pedagogical skill is impossible without an establishment of his parameters and the formulation of criteria.
Keywords: teacher, trade, level, criteria, estimation.
Введение.
Основным "двигателем" направляющего и регулирующего образовательного и воспитательного процессов вуза является педагог, который, руководствуясь своим педагогическим мастерством и знаниями, работает с молодежью Наскольковысок будет уровень педагогическогомастерства преподавателя, настолько высок бу дет уровень теоретических и практических знаний и умений каждого сту дента
Актуальность работы в том, что до сих пор нет четких показателей и критериев определения уровня профессионального мастерства педагога Оценка квалификации педагога в связи с этим носит субъективный характер. Это приводит к тому, что педагог часто не удовлетворенитогами экспертизы, не всегда оценивается по достоинству, дезориентирован и не знает, чем следует заниматься, над чем работать, а главное какие способности и умения развивать, чтобы повысить свой профессиональный уровень.
Одерий Л.П. рассматривает педагогическое мастерство как синтез психолого-педагогического мышления, соответствующих знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых способов выражений, которые во взаимосвязи с высокоразвитыми способностями личности педагога дают возможность ему эффективно решать учебно-воспитательные задачи.
Общие признаки педагогическогомастерства: сильные и глубокие знания, развитые умения и навыки, авторитет в научно-исследовательской рабочей, методической деятельности, широта кругозора и способность находить эффективные методы, приемы и способы для достижения цели обучения [1-5].
Определение уровня педагогического мастерства невозможно без установления его показателей и формулировки критериев. Показатели педагогическогомастерства - то, по чему можно судить об его уровне.
Показатели педагогического мастерства могут быть определены с помощью критериев, которые выступают как мерило оценки педагогической деятельности и ее результатов И поскольку педагогическое мастерство в учебном процессе - это высший уровень осуществления обучающей деятельности, то формулировка таких критериев - это поиск критериев оценки обучающей деятельности педагога и ее результатов.
Работа выполнена по плану НИР Европейского университета Донецкого филиала.
Формулирование целей работы.
Цель и задачи: определение возможных критериев для выявления уровня педагогического мастерства преподавателя физического воспитания в Вузе, является целью нашей работы.
Результаты исследо вания
У ровень педагогическогомастерства педагога может определяться по следующим показателям:
I. Создание общих условий эффективности учебно-воспитательного процесса:
1.Обеспечение общих условий эффективности занятия: предварительные указания по плану занятия (цель, задачи, основные этапы, лаконичные, четкие) учебные пособия, эксперимент, ТСО, способствующие быстрому включению учащихся в работу рациональное начало занятия без пауз, задержек, поиска инвентаря.
2.Адаптация обучения учащихся: соответствие обучения возрастным особенностям учащихся, учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к выбору задания для учащихся, организация групповой работы как формы взаимопомощи.
II. Компетентность преподавателя
1.Владение учебным предметом и методами обучения: применяются современные (оригинальные) приемы, методы обучения (новейшие педагогические технологии).
2.Организация учебной деятельности, последовательность в достижении цели урока, закрепление, подведение итогов, интеграция.
III. Техника объяснения
1. Рассказ и показ, опора на все виды памяти (слуховую, зрительную, механическую).
2. Дополнительное разъяснение материала не понявшим его учащимся
IV. Учебное взаимодействие
1.Контроль и коррекция деятельности учащихся: оценка деятельности занимающегося объективная, независимо от личного отношения к данному ученику, преподаватель избегает прямых указаний и коррекции деятельности занимающихся, студенты побуждаются к самооценке, самокоррекции, оценке и коррекции деятельности друг друга
2.Использование предложенных учащимися инициатив, тактично корректируются идеи учащихся разрабатываются и используются в учебно-воспитательном процессе.
V. Создание благоприятного климата на занятии, способствующего производительной продуктивной деятельности
1. Стимулирование интереса учащихся: использование необычных, интересных аспектов урока, юмора, использование примеров из жизни, практической деятельности.
2. Оказание помощи в выработке положительной самооценки студента: в речи педагога отсутствуют сарказм, насмешка, упреки поощрение осуществляется за конкретную работу и обращено к конкретным учащимся, педагог помогает, поддерживает тех учащихся, которые испытывают затруднения, неуверенность в своих знаниях и способностях.
VI. Поддержание должной дисциплины на занятии.
Также в качестве критериев, посредством которых, можно было бы сделать вывод об уровне осуществления педагогом деятельности в обучении могут выступать:
Во-первых, те виды деятельности, которые имеют непосредственный выход на элементы объекта деятельности педагога, связаны с ее организацией и осуществлением и с обеспечением функционирования дидактической системы. При этом виды деятельности педагога должны носить обобщенный характер и охватывать в своей совокупности все основные стороны процесса обучения
Во-вторых, об уровне, на котором осуществляется профессионально-педагогическая деятельность, можно судить по результатам, которых достигают студенты и педагог. Значит, должна быть группа критериев, позволяющих оценить эти результаты профессионально-педагогическойдеятельности
Во взаимодействии педагога в процессе обучения с учащимся как личностью в качестве такого критерия выступает стимулирование и мотивация личности, побуждающая к активной деятельности обучаемого Взаимодействие деятельности педагога с деятельностью учащегося может быть оценено с помощью критерия -организация учебно-познавательной деятельности обучаемого. Взаимосвязь деятельности педагога с содержанием образования будет определяться таким критерием, как владение содержанием и его дидактическая организация. Мерилом оценки организации обучающей деятельности педагога, которая обеспечила бы взаимосвязь со всеми элементами ее объекта, выступает критерий - организация и осуществление своей деятельности в процессе обучения. И, наконец, важным будет соединение всех составляющих процесса обучения в единое целое, создание функциональной дидактической системы, сориентированной на достижение необходимого результата Здесь мерилом оценки будет критерий -структурно-композиционное построение учебного занятия.
Эти критерии отражают основные стороны деятельности педагога в обучении так как они связаны с главными компонентами учебного процесса.
Кроме оценивания эффективности деятельности педагога в обучении важно принять во внимание и тот результат; к которому она приводит. При этом необходимо учесть, что на эффективность учебного процесса оказывает влияние не только уровень осуществления обучающей деятельности педагогом, но и ряд других факторов Например, личностные качества педагога или условия, в которых он осуществляет деятельность и т.д. Значит, кроме критериев оценки осуществления обучающей деятельности (оценка по функциональному аспекту), необходимо разработать и критерии оценки результативно-личностного аспекта деятельности В этом заключается особенность предлагаемого подхода Г.И. Хозинова Оценивать не свойства личности, как это предлагают делать, например, Н.В. Кузьмина, В.Ф. Кочуроц Н.В. Мишина, а результаты деятельности педагога и учащихся и проявление личности педагога в этих результатах, которое выражается, например, в совершенствовании им своей профессиональной деятельности, в профессионально-педагогической и социальной значимости личности педагога, в успешности обучения, в комплексном решении задач образования, воспитания, развития обучаемых и т.д. В достижении всех этих и других результатов профессиональной деятельности проявляется личность педагога. И в этом плане они и имеют профессиональное значение, а не сами по себе как таковые при оценке их экспертами. Осознаваемо или
неосознаваемо направленность личности, педагогические способности, личностные качества и т.д. в той или иной мере выступают как предпосылки и таким образом участвуют в достижении результатов профессионально-педагогическойдеятельности
В качестве критериев результативно-личностного аспекта могут выступать следующие: успешность обучение комплексное решение задач образования, воспитания, развития; степень перевода обучаемого с уровня "объект обучения и воспитания" на уровень "субъект обучения и воспитания"; совершенствование своей профессиональной деятельности; профессионально-педагогическая и социальная значимость личности педагога.
Г.И. Хозяинов по выше приведенным критериям определяет уровни педагогического мастерства. Оценивая каждый из критериев по 10-ти бальной системе. Получив семь уровней педагогическогомастерства от начального до очень высокого [2].
И. Каплунович утверждает, что педагог с наиболее низким, первым уровнем, конструируя процесс обучения просто не задумываются над обоснованностью своих действий. Как правило, они опираются лишь на собственные интуитивные, не подкрепленные никакими научными закономерностями представления о необходимости, доступности, научности той информации, которую они преподносят. Принцип известен: хочешь научиться плавать — лезь в воду.
Педагог со вторым, более высоким уровнем педагогическогомастерства, ищут различные дидактические и методические приемы формирования у занимающихся мотивации к предмету, привлечения внимания, развития их познавательных способностей Для этого они используют наглядность, интересные научные, исторические и биографические факты.
Третьего, более высокого уровня педагогического мастерства достигают педагоги, ориентирующиеся именно на сущность преподаваемого предмета. Они акцентируют внимание занимающихся не столько на последовательном воспроизведении материала, сколько на выводе, объяснении, исходящих из общих законов. В результате учащимся обеспечивает высокий уровень развития мышления.
Т.Н. Поборончук, В.В. Пономарев разработали в оптимальном количестве и качественном по содержанию составе критерии комплексной (интегративной) оценки уровня педагогического мастерства педагогов физического воспитания.
В их комплексную оценку уровня педагогического мастерства преподавателя физического воспитания вошли 19 критериев. Они состоят из двух больших блоков
1-й блок: критерии, оценивающие практическую деятельность преподавателя: проведение учебнопрактических занятий, где оцениваются следующие показатели (критерии) - количество студентов какой курс, готовность спортивного зала и наличие инвентаря, организация занятий, процесс проведения занятий, контроль и оценка деятельности студентов в течение занятия, домашние и индивидуальные задания, активность занимающихся.
2-й блок: критерии, оценивающие научно-методическую деятельность преподавателя, это прежде всего умение анализировать научно-методическую литературу, проводить несложные педагогические эксперименты, вести дискуссии по актуальным проблемам физического воспитания студентов на заседаниях, советах, конференциях работа с конспектом учебных занятий, наличие методических разработок, публикации статей и тезисов в сборниках научно-практических конференций, уровень спортивной подготовки преподавателя, педагогический стаж, разряд ЕТС [1].
Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что уровень педагогического мастерства преподавателя физического воспитания состоит из практической деятельности и научно методической деятельности (рис 1).
Рис 1. Составляющие уровня педагогического мастерства
Таким образом, исследователями была разработана таблица, где каждый критерий был оценен определенным количеством баллов. В зависимости от суммы набранных баллов анкеты определяется уровень педагогического мастерства педагога: очень высокий, высокий, средний, низкий и очень низкий уровни педагогическогомастерства.
Выводы
Уровень теоретических и практических знаний и умений каждого студента зависит от уровня
педагогического мастерства преподавателя. Признаки педагогического мастерства достаточно обширно представлены, соответственно и критериев будет множество. В свою очередь само определение уровня педагогическогомастерства невозможно без установления его показателей и формулировки критериев.
Исследователи по-разному рассматривают уровни мастерства и критерии по которым они определяются Делая выводы нашей работы можно отметить некоторые из них.
Уровень педагогическогомастерства педагога может определяться по следующим показателям: создание общих условий эффективности учебно-воспитательного процесса, компетентность преподавателя, техника объяснения, учебное взаимодействие, создание благоприятного климата на занятии, способствующего производительной продуктивной деятельности, поддержание должной дисциплины на занятии.
Критерии отражающие основные стороны деятельности педагога в обучении, так как они связаны с главными компонентами учебного процесса. И критерии результативно-личностного аспекта. Оценивая каждый из критериев по 10-ти бальной системе, возможно получить семь уровней педагогическогомастерства от начального до очень высокого.
Другой вариант определения самого высокого уровня педагогического мастерства тот, в котором в результате учащимся обеспечивает высокий уровень развития мышления.
На наш взгляд самой объективной оценкой уровня педагогического мастерства является комплексная оценка уровня педагогического мастерства преподавателя физического воспитания, в которую вошли 19 критериев, состоящие из двух больших блоков В зависимости от суммы набранных баллов анкеты определяется уровень педагогическогомастерства педагога: очень высокий, высокий, средний, низкий и очень низкий уровни педагогическогомастерства.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем определение уровня педагогическогомастерства преподавателя физического воспитания в Вузе.
Литература
1. Интегративный контроль и коррекция педагогического мастерства преподавателей физического воспитания в технических вузах II Теория и практика физической культуры Научно-теоретичекий журнал.
- №6. - 2005.
2. Хозяинов Г.И. Определение уровня профессионализма преподавателя I Хозяинов Г.И. II Труды ученых ГЦОЛИФКа 75 лет: Ежегодник - М., 1993. - С. 149-156.
3. Уровни педагогического мастерства учителя II «Відкритий урок: розробки, технології, досвід». -Видавництво «Плеяди». - №1-4. - 2005.
4. Туник Е.Ю. Педагогическое мастерство преподавателя физического воспитания II Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту Изб.наукпраць за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2008. - №6. - С. 156-159.
5. Луценко А.В. Взаимосвязь мотивов, побуждающих к занятиям оздоровительной аэробикой и требований к педагогическому мастерству тренераИ Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту Изб.наукпраць за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2007. -№8. - С. 83-85.
Поступила в редакцию 08.10.2008 г.