ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Туник Е.Ю.
Европейский университет Донецкий филиал
Аннотация. В статье рассматриваются основы педагогического мастерства и его основные элементы. Материал изложен с учетом специфики работы преподавателя физического воспитания в ВУЗе Мастерство педагога представляет сложную структуру слагаемых. Она содержит четыре подсистемы педагогическую технологию, педагогическое творчество, знание предмета, педагогический стиль. Культура речи является одним из важнейших компонентов педагогическогомастерства
Ключевые слова: мастерство, преподаватель, студент; физкультура стиль, профессионализм Анотація. Тунік Є. Ю. Педагогічна майстерність викладача фізичного виховання. У статті розглядаються основи педагогічної майстерності і його основні елементи. Матеріал викладений з урахуванням специфіки роботи викладача фізичного виховання ВНЗ. Майстерність педагога представляє складну структуру доданків. Вона містить чотири підсистеми: педагогічну технологію, педагогічну творчість, знання предмета, педагогічний стиль. Культурамови є одним з найважливіших компонентів педагогічної майстерності.
Ключові слова: майстерність, викладач, студент, фізкультура, стиль, професіоналізм.
Annotation. T unik E. Pedagogical skills of Physical T raining teacher. This article deals with the principles of pedagogical skills and their mail elements. The material is given according to specific features of Physical Training teacher’ s work in the Higher Educational Establishment. Skill of the teacher represents complex frame composed. She contains four subsystems: pedagogical technology, pedagogical creativity, knowledge of a subject, pedagogical style. The standard of speech is one of the major ingredients of pedagogical skill.
Key words: skill, teacher, student, physical training, style, professionalism.
Введение.
Изменения в социально-экономической и культурной сферах жизни общества предъявляют сегодня серьезные требования к личности преподавателя физического воспитания в ВУЗе В круг обязанностей специалистов, работающих в сфере студенческой физической культуры входит проведение мероприятий по формированию потребностей студентовв здоровом образе жизни и самосовершенствовании Гуманистическая направленность педагогического процесса предполагает целенаправленную интеграцию биологических и социальных потребностей, интеллектуальных и нравственных аспектов при реализации генетически обусловленныхприродных задатков каждого студента на протяжении его обучения [3]. Для решения проблем образования в XXI веке нужен преподаватель-мастер педагогического труда, высококвалифицированный высококомпетентныйв психолого-педагогической и собственно предметной области, способный к творческому продуктивномутруду.
Издавна ученых и педагогов-практиков волновала проблема: какой фактор, прежде всего, и больше всего влияет на успешность профессиональной подготовки специалиста, а также на успешность его будущей самостоятельной деятельности? При этом исследовалась природа (особенности, характер, направленность) и структура профессиональной подготовки студентов к их будущей педагогической деятельности Авторы научных трудов приходили к единому выводу: таким фактором является профессионально-педагогическая направленность личности преподавателя. Важнейшим условием совершенствования учебного процесса в высшем учебном заведении является повышение педагогического мастерства преподавателя, который был и остаётся стержневым звеном любой педагогической системы.
Проблему профессионального призвания, профессиональной пригодности исследовали ученые Т.А. Воробьева, Ф.Н. Гоноболин Л.П. Доблаев, Н.В. Кузьмина, Р.И. Хмелюк, А.И. Щербаков.
Проблема рассмотрения формирования педагогического мастерства преподавателя физического воспитания, исходит и из того, что возрастает роль личности специалиста, его профессиональной готовности в период рыночных отношений и гуманизации во всех сферах деятельности людей. Быстрые темпы развития науки и техники, рост потока научной информации, увеличение возможностей повышения общей культуры развития духовных потребностей позволяет углубить, актуализировать деятельностную активность, самостоятельность личности, реализовать ее творческий потенциал. Требование улучшать работу по подготовкекадров в практическом аспекте, было и остается важным и актуальным во все времена.
Работа выполнена по плану НИР Донецкого филиала Европейского университета
Цель работы - раскрыть составляющие педагогического мастерства преподавателя физического воспитания в высшем учебном заведении.
Для этого необходимо провести анализ литературных источников, выяснить основные составляющие педагогическогомастерства с учетом специфики деятельности спортивного педагога
Результаты исследо вания.
Как научная проблема педагогическое мастерство появилось в XIX ст.. Исследователи педагогики объясняют педагогическое мастерство, как наивысший уровень педагогичной деятельности, который оказывается в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных последствий, «синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств преподавателя», комплекс свойств личности педагога, который обеспечивает высокий уровень самоорганизации педагогическойдеятельности
Критериями педагогическогомастерства есть гуманность, научность, педагогическая целесообразность,
оптимальный характер, результативності, демократичность, творчество (оригинальность).
Специфика педагогическогопроцесса, его структура и содержание, выступают в качестве побудительных причин появления мастера, реализующего на практике функции развития, обучения и воспитания людей. Педагогическое мастерство представляет сложную структуру слагаемых, содержащую как минимум следующие четыре подсистемы педагогическую технологию, педагогическое творчество, знание предмета, педагогический стиль (рис 1) [1].
Основывается педагогическое мастерство на высоком профессиональном уровне педагога, его общей культуре и педагогическом опыте. Для педагога важнейшее звено его профессиональной деятельности заключается в практике воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Для будущего преподавателя элементы этой деятельности должны проявляться в реальной практике уже в стенах В УЗа, хотя бы на элементарном уровне. И чем раньше будущий специалист начнет применять получаемые знания, тем больше у него возможностей для совершенствования повышения уровня своей профессиональной готовности, квалификации, для овладения педагогическим мастерством. Высокие требования к преподавателю в области специфики его учебного предмета. Преподаватель физического воспитания не ограничивается только проведением академических занятий со студентами, он активно занимается тренерской работой, выступает в роли организатора соревнований, выполняет функции спортивного судьи, инструктора методиста, участвует в научно-исследовательской и учебно-методической работе [3]. Высокая спортивно-практическая подготовленностьопределяет эффективность и качество учебно-воспитательного процесса.
Так же педагогическое мастерство рассматривается как проявление собственного «Я» в профессии, как самореализация личности преподавателя в педагогической деятельности, поэтому определяется как высшая, творческая его активность, что предусматривает целесообразное использование методов и средств педагогическоговзаимовлияния в каждой ситуации учебы и воспитания. Знание предмета изнутри, основанное на высоком спортивном звании и личном опыте, представляют базу для творчества преподавателя, как в области спортивной дисциплины, так и в методике его преподавания. Подлинное творчество основано на полноте информации, научном прогнозе, умении педагога каждый раз по-новому и эффективно применять в учебно-воспитательном процессе различные комбинации средств, форм и методов педагогического воздействия.
Педагогическая техника предполагает: способность опереться на дидактические принципы; умение учитывать требования принципов спортивной подготовки, а так же ряд профессиональных педагогических умений [2]. С развитием педагогики и психологии как науки и практичной деятельности рядом с понятием «педагогическая техника», которое отображает только субъективные особенности учебно-воспитательного процесса, стали использовать и термин «педагогическая технология» (знание о мастерстве), который касается проблем планирования организации учебного процесса.
Педагогическая технология является комплексом знаний, умений и навыков, необходимых преподавателю для решения стратегических, тактических, а также процедурных заданий во время учебновоспитательного процесса. Педагогическая технология является описанием системы действий преподавателя со студентами которые следует выполнить для оптимальной реализации учебного процесса. Составляющими педагогичной технологии является владение искусством общения со студентами умение руководить своим вниманием и вниманием студентов способность по внешним признакам поведения учащегося выяснить его душевное состояние, умение налаживать оптимальные взаимоотношения со студентами
Важнейшим компонентом педагогического мастерства является культура речи. К коммуникативным качествам педагога обычно относят постановку голоса, мимику и пантомимику, управление эмоциями, настроением и т. д. К качествам желательным причисляют артистичность, чувство юмора, общительность. Сюда же, несомненно, следует отнести и доброжелательность по отношению к студентам Хорошо известно, что конечный уровень овладения речью во многом зависит от умения преподавателя создавать эмоциональнонепринуждённую атмосферу занятия.
Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогическогообщения:
1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом.
2. Общение на основе дружескогорасположения.
3. Общение-дистанция относится к самым распространённым типам педагогическогообщения.
4. Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя
5. Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей стремящихся к популярности
Педагогический стиль - это совокупность своеобразных мыслей и действий педагогов (одной школы,
эпохи), отличающая их от других педагогов (другой школы, эпохи). Стиль учебно-воспитательной работы неповторимо индивидуален. Преподаватель должен быть всегда доброжелательным, жизнерадостным; тщательно продумывать содержание занятий, проводить его только в спортивной форме, отвечающей современным эстетическим требованиям, соблюдать дисциплину труда и добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности [3]. Оптимальный стиль характеризуется убежденностью в мировоззренческой позиции, стремление к постоянному самосовершенствованию, разнонаправленностью положительных отношений к делу, к самому себе, к воспитуемым.
У спешное достижение поставленных учебных, тренировочных и воспитательных целей свидетельствуют о педагогическом мастерстве специалиста по физической культуре Это особенно характерно для тех случаев, когда складывается какая-либо негативная ситуация, имеет место низкая мотивированность обучаемых к физическому совершенствованию, возникают организационные, материальные сложности, но учебные вопросы все равно решаются. Кроме того, о наличии профессионального педагогическогомастерства свидетельствует обязательное решение наиболее важных воспитательных задач, формирование важных личностных качеств[2].
Выводы.
Педагогическое мастерство - наивысший уровень педагогичной деятельности, высшая творческая активность педагога Это синтез научных знаний, умений и навыков методическогоискусства и личных качеств преподавателя, комплекс свойств личности педагога, который обеспечивает высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности.
Мастерство педагога представляет сложную структуру слагаемых, содержащую как минимум четыре подсистемы педагогическую технологию, педагогическое творчество, знание предмета, педагогический стиль. Одним из важнейших компонентов педагогическогомастерства является культураречи.
В области специфики учебного предмета к преподавателю физического воспитания предъявляются высокие требования. Поэтому успешное достижение поставленных учебных, тренировочных и воспитательных целей свидетельствуют о педагогическом мастерстве специалиста по физической культуре
Перспективы дальнейших исследований: формирование педагогического мастерства преподавателя физического воспитания.
Литература
1. Сидоров А. А., Прохорова М.В., Синюхин Б. Д. Педагогика: Учебн.для студ, асп., преп. и тренеров по дисц. «Физ. культура) - М.: «Терра-Спорт», 2000. - 172 с.
2. Теорія та методика фізичного виховання Том 1. Загальні основи теорії та методики фізичного виховання -під ред. Т.Ю. Круцевич; видавництво «Олімпійська література», 2003
3. Теорія та методика фізичного виховання. Том 2. Методика фізичного виховання різних груп населення -під ред. Т.Ю. Круцевич; видавництво «Олімпійська література», 2003
4. revolution.allbest.ru/pedagogics/00004486_0.html
5. revolution.allbest.ru/pedagogics/00004477.html
Поступила в редакцию 07.04.2008г.