Научная статья на тему 'Определение целесообразных и допустимых тренировочных нагрузок, развивающих скоростные и скоростно-силовые качества футболистов высокой квалификации'

Определение целесообразных и допустимых тренировочных нагрузок, развивающих скоростные и скоростно-силовые качества футболистов высокой квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
254
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ПРОЦЕССЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ФУТБОЛИСТЫ / RECONSTRUCTIONS' PROCESS / TRAINING LOADING / PHYSICAL QUALITIES / HIGHER QUALIFIED FOOTBALL-PLAYERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Lalakov Gennady Sergeevich

There is discussed the possibility of planning the training methods, differentiated on the character of their influence, and the their dosage advisability with the regard for age peculiarities of moving qualities` development and qualification of football players.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение целесообразных и допустимых тренировочных нагрузок, развивающих скоростные и скоростно-силовые качества футболистов высокой квалификации»

характеристики эффективности развития физической культуры и спорта в формы федерального статистического наблюдения для объективной оценки реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».

ЛИТЕРАТУРА

1. Гостев, Г.Р. Физическая культура в субъектах Российской Федерации : монография / Г.Р. Гостев, А.В. Лотоненко, П.П. Струк. - М. : Теория и практика физической культуры, 2004. - 360 с.

2. Информация о развитии физической культуры и спорта в Российской федерации // Сборник официальных документов и материалов. № 6. - М. : Советский спорт, 2007. - С. 43-46.

3. Фетисов, В. А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах / В. А.Фетисов. - М. : Советский спорт, 2005. - 80 с.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫХ И ДОПУСТИМЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК, РАЗВИВАЮЩИХ СКОРОСТНЫЕ И СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА ФУТБОЛИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Геннадий Сергеевич Лалаков, доктор педагогических наук, профессор,

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

(СибГУФК), г. Омск

Аннотация

В статье рассматривается возможность планирования различных по характеру воздействий, тренировочных средств и целесообразного их дозирования с учетом возрастных особенностей развития двигательных качеств и квалификации футболистов.

Ключевые слова: тренировочная нагрузка, физические качества, процессы восстановления, квалифицированные футболисты.

THE DETERMINATION OF ADVISABLE AND POSSIBLE TRAINING LOADS,

DEVELOPING SPEED AND SPEED-STRENGTH QUALITIES OF HIGH QUALIFICATION FOOTBALL PLAYERS

Gennady Sergeevich Lalakov, doctor of pedagogical sciences, professor,

Siberian state university of physical culture and sports,

Omsk

Abstract

There is discussed the possibility of planning the training methods, differentiated on the character of their influence, and the their dosage advisability with the regard for age peculiarities of moving qualities' development and qualification of football players.

Keywords: training loading, physical qualities, reconstructions' process, higher qualified football-players.

Рассматривая проблему рационализации и нормирования тренировочных нагрузок, следует исходить из того, что она невозможна без комплексного изучения различных сторон тренировочного процесса. Примером может послужить изучение закономерностей воспитания физических качеств в процессе формирования движений у спортсменов. Такие исследования проводились ранее в легкой атлетике, лыжном спорте, фигурном катании, спортивной гимнастике [1, 2, 4].

Успешность тренировочного процесса во многом зависит от своевременности применения различных средств тренировочного воздействия и целесообразной их дозировки [5, 6]. При определении норм двигательной активности необходима строгое дифференцирование в соответствии с возрастом. Учет возрастных особенностей раз-

вития двигательных качеств, в первую очередь, необходим для определения эффективной методики их совершенствования и определения допустимых тренировочных нагрузок [3, 4].

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в экспериментальном обосновании построения тренировочных нагрузок, развивающих скоростные и скоростно-силовые качества у футболистов высокой квалификации.

Влияние нагрузок, развивающих скоростные качества

В качестве тренировочных нагрузок малого объема (40%) с различной длительностью серий беговых упражнений (3-4, 4-5 и 5-6 минут), направленных на развитие скоростных качеств у квалифицированных футболистов, послужило пробегание коротких дистанций (от 20 до 30 метров) с максимальной интенсивностью при низкой координационной сложности.

Выполнение тренировочной нагрузки с длительностью серии упражнений, равной 3 - 4 минутам, оказало благоприятное воздействие на состояние скоростных и скоростно-силовых качеств и не вызвало отрицательных сдвигов в системе координационных способностей. Тренировочная нагрузка с длительностью серии упражнений, равной 4-5 минутам, также оказала благоприятное влияние и по большинству показателей оптимизировала функциональное состояние. Нагрузка с длительностью серии упражнений, равной 5 - 6 минутам, не вызвала каких-либо значительных достоверных различий в показателях исследуемых функций. Отрицательных реакций не наблюдалось.

В качестве тренировочной нагрузки среднего объема (70%) с различной длительностью серий упражнений (3-4, 4-5 и 5-6 минут) послужило выполнение шести серий упражнений.

Выполнение тренировочной нагрузки с длительностью серии упражнений, равной 3-4 минутам, не вызвало каких-либо отрицательных сдвигов в функциональном состоянии организма. Тренировочная нагрузка с длительностью серии упражнений, равной 4-5 минутам, также не изменила функциональное состояние организма. Нагрузка с длительностью серии упражнений, равной 5-6 минутам, вызвала снижение уровня функционального состояния по всем показателям.

В качестве тренировочной нагрузки большого объема (100%) с различной длительностью серий упражнений (3-4, 4-5 и 5-6 минут) послужило выполнение восьми серий упражнений.

Выполнение тренировочной нагрузки с длительностью серии упражнений, равной 3-4 минутам, не вызвало отрицательных сдвигов, снижающих уровень функционального состояния. Тренировочная нагрузка с длительностью серии упражнений, равной 4-5 минутам, вызвала только отрицательные сдвиги функционального состояния по всем показателям. Нагрузка с длительностью серии упражнений, равной 5-6 минутам, обеспечила снижение уровня функционального состояния и не может способствовать развитию скоростных качеств.

Анализ влияния тренировочных нагрузок показал:

1) выполнение нагрузок малого объема при длительности серии упражнений, равной 3-4 и 4-5 минутам, вызывает по большинству показателей положительные реакции, оптимизирующие функциональное состояние организма. Увеличение длительности серии до 5-6 минут не вызывает отрицательных сдвигов в исследуемых функциях;

2) выполнение нагрузок среднего объема при длительности серии упражнений, равной 3-4 минутам, не вызывает отрицательных сдвигов и по большинству показателей оптимизирует функциональное состояние. Увеличение длительности серии упражнений до 4 - 5 минут не вызывает каких-либо значительных и достоверных изменений функционального состояния. Дальнейшее увеличение длительности серии упражнений до 5-6 минут приводит к снижению уровня функционального состояния по всем показателям;

3) выполнение нагрузок большого объема при длительности серии упражнений, равной 3-4 минутам, вызывает появление новых признаков утомления, выраженных в незначительном снижении уровня скоростно-силовых качеств и в отсутствии какой-либо динамики по другим показателям. Увеличение длительности серии упражнений до 4-5 и 5-6 минут обеспечивает в полной мере снижение уровня функционального состояния организма по всем показателям;

4) при длительности серии упражнений, равной 3-4 минутам, нагрузки малого и среднего объемов в большей степени оптимизируют функциональное состояние организма без наличия каких-либо признаков утомления. Увеличение объема нагрузки до 100% обеспечивает появление некоторого утомления в системе скоростно-силовых качеств;

5) при длительности серии упражнений, равной 4-5 минутам, нагрузки малого объема по большинству показателей вызывают положительные реакции. Увеличение объема нагрузки до 70% все еще не вызывает отрицательных сдвигов, однако, и положительной динамики не наблюдается. Дальнейшее увеличение объема нагрузки до 100% обеспечивает снижение уровня функционального состояния по всем показателям;

6) при длительности серии упражнений, равной 5-6 минутам, только нагрузки малого объема не вызывают отрицательных реакций. Нагрузки среднего и большого объемов снижают уровень функционального состояния по всем показателям;

7) для использования в тренировочном процессе при подготовке квалифицированных футболистов можно рекомендовать нагрузки малого объема с различной продолжительностью серии упражнений, нагрузки среднего объема с продолжительностью серий упражнений, равной 3-4 и 4-5 минутам, а также нагрузки большого объема при длительности серии упражнений, равной 3-4 минутам. Именно эти нагрузки способны развивать скоростные качества футболистов и совершенствовать точность выполнения технико-тактических действий;

8) тренировочные нагрузки большого объема с продолжительностью серии упражнений, равной 4-5 и 5-6 минутам, а также нагрузки среднего объема с длительностью серии упражнений, равной 5-6 минутам, не рекомендуется применять в тренировочном процессе. Выполнение таких нагрузок может привести только к развитию скоростной выносливости.

Влияние нагрузок, развивающих скоростно-силовые качества

В качестве тренировочной нагрузки малого объема (40%) с различной длительностью серии упражнений (3-4, 4-5 и 5-6 минут), направленных на развитие скоростно-силовых качеств у квалифицированных футболистов, послужили беговые и прыжковые упражнения, совмещенные в одной серии и выполняемые поочередно с субмак-симальной интенсивностью, при низкой координационной сложности упражнения. Количество серий упражнений равнялось четырем.

Выполнение тренировочной нагрузки с длительностью серии упражнений, равной 3-4 минутам, оказало благоприятное воздействие на функциональное состояние, оптимизировав его почти по всем показателям. Тренировочная нагрузка с длительностью серии упражнений, равной 4-5 минутам, также не вызвала отрицательных сдвигов в показателях. Нагрузка с длительностью серии упражнений, равной 5-6 минутам, по большинству показателей исследуемых функций не вызвала каких-либо значительных изменений. Однако появились первые признаки утомления, в незначительной степени снижающие уровень функционального состояния.

В качестве тренировочной нагрузки среднего объема (70%) с различной длительностью серий упражнений (3-4, 4-5 и 5-6 минут) послужило выполнение шести серий упражнений.

Выполнение тренировочной нагрузки с длительностью серии упражнений, равной 3-4 минутам, в большой степени вызвало положительные реакции, оптимизирующие функциональное состояние организма. Однако первые признаки утомления уже

имеют место. Тренировочная нагрузка с длительностью серии упражнений, равной 4-5 минутам, не вызвала каких-либо значительных изменений функционального состояния организма. Нагрузка с длительностью серии упражнений, равной 5-6 минутам, вызвала отрицательные сдвиги по большинству показателей исследуемых функций и решать задачи развития скоростно-силовых качеств не может.

В качестве тренировочной нагрузки большого объема (100%) с различной длительностью серий упражнений (3-4, 4-5 и 5-6 минут) послужило выполнение восьми серий упражнений.

Выполнение тренировочной нагрузки с длительностью серии упражнений, равной 3-4 минутам, не вызвало достоверных изменений в состоянии скоростно-силовых качеств, а также в показателях координационных способностей.

Тренировочная нагрузка с длительностью серии упражнений, равной 4-5 минутам, оказало неблагоприятное воздействие на исследуемые функции организма, так как ухудшилось состояние скоростных и скоростно-силовых качеств. Нагрузка с длительностью серии упражнений, равной 5-6 минутам, вызывает только отрицательные сдвиги и не может развивать скоростно-силовые качества.

Анализ влияния тренировочных нагрузок показал:

1) при выполнении нагрузок малого объема с длительностью серии упражнений, равной 3-4 и 4-5 минутам, по большинству показателей исследуемых функций отмечается положительная динамика, оптимизирующая функциональное состояние. Увеличение длительности серии упражнений до 5-6 минут вызывает появление первых незначительных признаков утомления, выраженных в снижении некоторых показателей;

2) выполнение нагрузок среднего объема при длительности серии упражнений, равной 3-4 минутам, отмечается появлением незначительных признаков утомления, не влияющих на общий уровень функционального состояния. Увеличение длительности серии упражнений до 4-5 минут не вызывает каких-либо значительных изменений, за исключением скорости бега на 30 метров, где отмечается небольшое снижение. Дальнейшее увеличение длительности серии упражнений до 5-6 минут обеспечивает появление значительного утомления, выраженного в снижении почти всех показателей исследуемых функций;

3) выполнение нагрузок большого объема при длительности серии упражнений, равной 3-4 минутам, не вызывает достоверных различий в показателях исследуемых функций. Увеличение длительности серии упражнений до 4-5 и 5-6 минут вызывает снижение уровня функционального состояния по всем показателям;

4) при длительности серии упражнений, равной 3-4 минутам, нагрузки малого объема не вызывают отрицательных сдвигов, в большей мере оптимизируя функциональное состояние. Увеличение объема нагрузки до 70% вызывает появление первых незначительных признаков утомления. Дальнейшее увеличение объема нагрузки до 100% не вызывает какой-либо значительной динамики функционального состояния;

5) при длительности серии упражнений, равной 4-5 минутам, нагрузки малого объема по большинству показателей вызывают только положительные реакции. Увеличение объема нагрузки до 70% обеспечивает появление признаков утомления, выраженных в незначительном снижении скоростных качеств, при относительной стабилизации других показателей. Дальнейшее увеличение объема до 100% вызывает только отрицательные реакции, снижающие уровень функционального состояния;

6) при длительности серии упражнений, равной 5-6 минутам, нагрузки малого объема вызывают появление первых признаков утомления, выраженных в незначительном снижении ряда показателей. Дальнейшее увеличение объема нагрузки до 70 и 100% вызывает снижение уровня функционального состояния почти по всем показателям исследуемых функций;

7) для использования в тренировочном процессе при подготовке квалифицированных футболистов можно рекомендовать нагрузки малого объема с различной про-

должительностью серий упражнений, нагрузки среднего объема с продолжительностью серии упражнений, равной 3-4 и 4-5 минутам, а также нагрузки большого объема с длительностью выполнения серии упражнений, равной 3-4 минутам. Эти тренировочные нагрузки не вызывают отрицательных сдвигов в системе координационных способностей.

8) тренировочные нагрузки большого объема с длительностью серии упражнений, равной 4-5 и-5-6 минутам, а также нагрузки среднего объема с длительностью серии упражнений, равной 5-6 минутам, не рекомендуется применять в тренировочном процессе для развития скоростно-силовых качеств у квалифицированных футболистов. Выполнение этих нагрузок может привести к развитию скоростно-силовой выносливости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Базилевич, О. П. Моделирование соревновательной деятельности команд на основе количественных показателей коллективных действий в игре / О. П. Базилевич, Г. М. Гаджиев // Футбол, 81 : ежегодник / сост. : С. А. Савин. - М., 1981. - С. 34.

2. Бальсевич, В. К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2001. -№ 4. - С. 9-10.

3. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 1977. -215 с.

4. Волков, В. М. Спортсменам об отдыхе / В. М. Волков. - М. : Физкультура и спорт, 1972. - 80 с.

5. Волков, В. М. Восстановительные процессы в спорте / В. М. Волков. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 144 с.

6. Тесты в спортивной практике / К. Бубэ, Г. Фэк, Х. Штюблер, Ф. Трогш. - М. : Физкультура и спорт, 1968. - 239 с.

КРИТЕРИИ ГУМАНИЗАЦИИ ДУХОВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Игорь Леонидович Миронов, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник. Военный институт физической культуры (ВИФК) г. Санкт-Петербург

Аннотация

Данная статья содержит материалы исследования по теме докторской диссертации автора: «Педагогическая концепция гуманизации духовного и физического воспитания военнослужащих». В статье раскрываются критерии гуманизации духовного и физического воспитания военнослужащих.

Ключевые слова: критерий, гуманизм, духовное воспитание, физическое воспитание.

MILITARY MEN MENTAL AND PHYSICAL DEVELOPMENT HUMANIZATION

CRITERIA

Igor Leonidovich Mironov, the candidate of pedagogical sciences, senior research assistant.

Physical training military institute,

Saint Petersburg

Abstract

The present article includes research materials from the author’s doctor’s dissertation thesis: «Military men mental and physical development humanization pedagogical concept». The article describes criteria of military men mental and physical development humanization.

Keywords: criterion, humanism, spiritual education, physical training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.