Научная статья на тему 'Определение траекторий непрерывного профессионального социального образования'

Определение траекторий непрерывного профессионального социального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / CONTINUING EDUCATION / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION SOCIAL / EDUCATIONAL TRAJECTORY / PRINCIPLES OF CONTINUOUS EDUCATION OF SOCIAL WORK PROFESSIONALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанова Галия Булатовна

Рассмотрены существующие подходы к пониманию сущности непрерывного образования. Выявлены цели и задачи непрерывного профессионального социального образования. Определены возможные траектории непрерывного профессионального образования социальных работников: «движение вверх», «движение в ширину», «движение по горизонтали» и «движение вглубь»; рассмотрены их особенности и содержание. Выделены и раскрыты принципы построения образовательных траекторий: диверсификации, преемственности, конкретности, актуализации результатов обучения, обеспечения практического отношения взрослого к знаниям, субъектности, синергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хасанова Галия Булатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRAJECTORY OF CONTINUOUS PROFESSIONAL SOCIAL EDUCATION

The existing approaches to understanding the essence of continuous education. Identified goals and objectives of continuous professional social education. The possible path of continuous professional education of social workers: «upward movement», «movement in width», «horizontal movement» and «movement in depth», defined by their features and content. Selected and revealed the principles of its construction: diversification, continuity, concreteness, actualization of learning outcomes, providing practical adult relationship to knowledge, subjecthood, synergy.

Текст научной работы на тему «Определение траекторий непрерывного профессионального социального образования»

УДК 378

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРАЕКТОРИЙ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г.Б. Хасанова

Аннотация. Рассмотрены существующие подходы к пониманию сущности непрерывного образования. Выявлены цели и задачи непрерывного профессионального социального образования. Определены возможные траектории непрерывного профессионального образования социальных работников: «движение вверх», «движение в ширину», «движение по горизонтали» и «движение вглубь»; рассмотрены их особенности и содержание. Выделены и раскрыты принципы построения образовательных траекторий: диверсификации, преемственности, конкретности, актуализации результатов обучения, обеспечения практического отношения взрослого к знаниям, субъектности, синергии.

Ключевые слова: непрерывное образование, непрерывное профессиональное социальное образование, образовательные траектории, принципы построения непрерывного образования специалистов по социальной работе.

THE TRAJECTORY OF CONTINUOUS PROFESSIONAL SOCIAL EDUCATION G. Khasanova

Abstract The existing approaches to understanding the essence of continuous education. Identified goals and objectives of continuous professional social education. The possible path of continuous professional education of social workers: «upward movement», «movement in width», «horizontal movement» and «movement in depth», defined by their features and content. Selected and revealed the principles of its construction: diversification, continuity, concreteness, actualization of learning outcomes, providing practical adult relationship to knowledge, subjecthood, synergy.

Keywords: continuing education, continuing professional education social, educational trajectory, principles of continuous education of social work professionals.

Непрерывное образование рассматривается «как процесс «постоянного развития и саморазвития личности с целью успешного профессионального самоопределения и самореализации в условиях современного общества, характеризующегося нестабильностью и неопределенностью трудового рынка» [Цит.: по 14, с.130].

Появилось понятие «непрерывное образование» в 1968 году в материалах ЮНЕСКО; в России же определение непрерывного образования впервые встречается в нормативных актах 2005 года: «Непрерывное образование - это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества» [12].

В проекте Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации говорится, что непрерывное образование реализуется:

- в системе «формального образования» через освоение образовательных программ в образовательных организациях;

- в рамках «неформального образования» -

это обучение вне образовательных организаций, в том числе по месту работы, а также просвещение, осуществляемое общественными и иными социально ориентированными организациями;

- путем самообразования («информальное /спонтанное образование») предполагающего индивидуальную познавательную деятельность

[7].

Непрерывное профессиональное социальное образование представляет собой совокупность систем довузовского, вузовского,

дополнительного образования и работодателя (как субъекта рынка труда), объединенных единой целью подготовки профессионально-компетентных специалистов [15, с.72]. Эти системы находятся в функциональной и содержательной взаимозависимости и взаимодействии, что особенно, на наш взгляд, актуально в настоящее время, когда вводятся в действие профессиональные стандарты, и стоит задача их сопряжения с образовательными стандартами.

Субъектом непрерывного профессионального социального образования является личность, способная к осознанной саморегуляции своей деятельности по постоянному развитию и саморазвитию, а его целью - обеспечение

«полноценного профессионального становления личности, создание условий для постоянного обновления, развития и самоактуализации каждого человека на протяжении всей его профессиональной жизни» [6, с.126].

Реализация обозначенной цели требует решения следующих задач:

- проектирование содержания образования во взаимодействии с работодателем, разработка учебных планов в соответствии с его требованиями и требованиями образовательных стандартов (ФГОС ВО);

- обеспечение преемственности всех уровней и видов образования;

- подготовка специалистов, отвечающих требованиям рынка труда, на основе инновационных педагогических технологий и при условии контроля качества обучения на всех этапах и уровнях получения образования;

- четкое распределение полномочий и функций между всеми компонентами системы непрерывного профессионального социального образования;

- создание действенного механизма управления для обеспечения целостности системы;

- определение критериев оценки функционирования всей системы в целом, а также каждого ее элемента [15].

Непрерывное профессиональное образование - это целостный процесс; он состоит из отдельных дискретных стадий, или траекторий.

Мы выделяем следующие траектории непрерывного профессионального социального образования:

- «движение вверх» - по ступеням: среднее общее, среднее и высшее (бакалавриат и магистратура) профессиональное образование, обучение в аспирантуре. Движение по вертикали ориентирует на то, что должны предусматриваться последовательности всех видов образования как вузовского, так и дополнительного. В данном случае должен всесторонне учитываться образовательный потенциал, предшествующий получению вузовского образования;

- «движение в ширину» - расширение диапазона направлений и видов деятельности на одной и той же ступени образования с целью совершенствования профессионального мастерства - дополнительное образование (повышение квалификации). В.А. Ширяева называет это направление «вектором движения вперед», когда специалист «совершенствует профессиональную квалификацию, оставаясь на одном и том же формальном образовательном уровне» [18].

- «движение по горизонтали», при котором происходит смена профиля образования, освоение смежных специальностей, что подразумевает новые возможности социально-экономического и социального роста -дополнительное образование (переподготовка). Горизонтальная позиция отражает значение содержания деятельности сфер, с которыми взаимодействует субъект, а в профессиональном образовании и тех сфер, с которыми он должен будет взаимодействовать, что особенно важно для специалиста социальной сферы;

- движение «вглубь» с целью саморазвития и самосовершенствования. Движение «вглубь» связано с мотивацией субъекта деятельности, с его уже имеющейся компетентностью, которую он готов реализовать или уже реализует, со стилем жизни, с практической деятельностью, с культурой использования свободного времени и т.д.

Таким образом, система профессионального социального образования является

многоуровневой, альтернативной по горизонтали и многоступенчатой по вертикали, гибкой, динамичной, универсальной и фундаментальной. А подготовка кадров в такой системе становится адресной, ориентированной на конкретные запросы все типов социальных учреждений, субъектов образования; при этом сохраняется свобода выбора индивидом необходимой образовательной траектории, усиливается практическая направленность обучения [].

Рассмотрим возможные образовательные траектории движения специалиста по социальной работе: «вверх», «в ширину» и «по горизонтали».

Мы выделяем следующие уровни непрерывного образования специалистов социальной сферы: допрофессиональную подготовку, довузовское профессиональное образование, высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, включающее повышение квалификации и переподготовку.

Допрофессиональная подготовка

осуществляется внешкольными учреждениями и общеобразовательной школой. Ее цель -формирование не только базовых знаний и общетрудовых умений, но и приемов творческой деятельности, ценностных ориентаций, обеспечивающих осознанную социально-профессиональную ориентацию и выбор пути подготовки к профессиональной деятельности. Именно систематизированная профориентационная работа является значимой частью системы закрепления профессионального выбора студентов направления «Социальная работа», так как именно подростковый возраст - период

формирования личностной идентичности, становления процессов саморазвития через самопознание и самоопределение, определения своего места в обществе, принятия и освоения социальных ролей.

На наш взгляд, функцию профориентации в выборе профессии социального работника может выполнять волонтерство, основаниями которого являются милосердие и гуманность. Волонтерство служит методом воспитания необходимых для социальной работы социально-значимых качеств. По мнению М.В. Григорович и Л.В. Абдалиной, безвозмездность труда волонтера ведет к осознанию субъектом своей необходимой связи с социумом [5]. Участие в добровольческой деятельности означает принятие подростком личной ответственности за себя, за других и за сообщество в целом. Субъект добровольческого труда свободен в выборе цели, предмета, средств, условий труда, что побуждает подростка к активной целеполагающей и смыслообразующей деятельности и обеспечивает высокую степень его внутренней и внешней самостоятельности. Организацией волонтерства среди школьников могут заниматься студенты, обучающиеся по направлению «Социальная работа».

Если выпускник со средним (общим полным) образованием решит сразу после школы начать трудовую деятельность по выбранной специальности, то он может выполнять функции социальных работников, обслуживая

престарелых, больных, одиноких. Обычно переход с первой ступени образования на следующую не вызывает трудностей.

Довузовское профессиональное образование реализуется в учреждениях среднего профессионального образования и имеет два подуровня: средний профессиональный и средний профессиональный с углубленной подготовкой. Выпускники техникумов, колледжей могут продолжить обучение в вузе, поступив туда на общих основаниях на 1 курс. При подаче документов на бакалаврскую образовательную программу по своему профилю, они в качестве небольшого бонуса могут в процессе обучения получить перезачет по изученным дисциплинам. Хотя раньше они имели льготы при поступлении, не сдавали единый государственный экзамен и могли поступить сразу на третий курс.

Высшее профессиональное образование включает два уровня: бакалавриат и магистратуру. К сожалению, научной специальности по социальной работе нет, поэтому выпускники магистратуры могут обучаться в аспирантуре только по смежным

специальностям: социологическим,

педагогическим, психологическим, философским, историческим наукам.

Движение «в ширину», как и движение «по горизонтали» обеспечивает дополнительное профессиональное образование, которое необходимо специалисту по социальной работе, поскольку постоянно развиваются социальная наука и практика, появляются новые явления, социальные технологии и процессы и профессиональные знания, полученные в вузе, оказываются недостаточными.

«Профессиональное образование через всю жизнь» способствует повышению эффективности и качества работы специалиста.

Дополнительное профессиональное

образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных образовательных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) и в соответствии с квалификационными

требованиями к профессиям и должностям. Повышение квалификации - это обновление знаний и навыков специалистов, необходимых для эффективной профессиональной

деятельности. Профессиональная переподготовка предполагает приобретение дополнительных знаний и навыков в соответствии с дополнительными профессиональными

образовательными программами,

предусматривающими изучение научных и учебных дисциплин и новых технологий, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности и получения новой квалификации [2].

Л.Ф. Савинова под переподготовкой понимает «овладение новой специальностью (специализацией) в рамках имеющейся профессии (специальности); овладение новой профессией (специальностью) на основе уже имеющейся профессии (специальности); овладение новой профессией (специальностью) без учета предшествующего образования (подготовки). В первом случае решается задача расширения профиля, во втором -перепрофилирования, и, наконец, в третьем -«отстранение» от имеющегося профессионального опыта, что выводит образование на решение задач социально-экономического уровня, а именно, на овладение индивидами профессиями рыночной инфраструктуры [13].

Дополнительное образование специалистов по социальной работе позволяет решать следующие задачи [8]: компенсировать недостатки полученного ранее образования; поддерживать на современном уровне

квалификацию; постоянно повышать

профессиональную компетентность специалиста; своевременно готовить новых специалистов в соответствии с требованиями социальной политики; осваивать новейшие достижения социальной науки; адаптироваться к изменениям в области социальной работы; обмениваться опытом.

В условиях повышения квалификации и переподготовки обучающиеся -

заинтересованные субъекты образовательного процесса мотивированы на обучение, что определяется либо необходимостью повышения эффективности своей профессиональной деятельности, либо изменением

профессиональной деятельности [17].

Если категория потребителей

образовательных услуг курсов повышения квалификации в области социальной работы достаточно однородна - это специалисты, уже имеющие базовое образование в данной сфере, то переподготовка востребована самыми разными слушателями. В первую очередь это те, кто работает в системе социальной защиты, не имея профессионального социального образования. Востребована переподготовка по социальной работе и теми специалистами, которые не работают в системе социальной защиты, но по долгу службы должны помогать людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Это сотрудники реабилитационных центров, медико-социальной экспертизы, пенитенциарных учреждений и др. Среди участников образовательного процесса встречаются слушатели, имеющие родственников с ограниченными возможностями здоровья. Переподготовку проходят также

дипломированные специалисты по социальной работе, которые хотят получить смежную профессию: например, социального педагога или психолога.

Таким образом, востребованность переподготовки в области социальной работы обусловлена: необходимостью освоения новой профессии; потребностью в дополнительной профессиональной подготовке при совмещении профессий; необходимостью приведения профессионального образования практикующих специалистов в соответствие с современными требованиями; запросами различных ведомств. Особо необходимо отметить также введение на законодательном уровне профессиональных стандартов. С другой стороны, анализ профстандарта специалиста по социальной работе показывает, что в нем требования к образованию сформулированы не совсем корректно: не указано то, что его образование должно быть

профильным. Это может быть любое «высшее (бакалавриат, специалитет), среднее

профессиональное образование или

профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности» [11]. Однако данный факт не отменяет необходимости дополнительного профессионального

социального образования.

В приказе Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным

программам» обозначены нормативные сроки освоения программ дополнительного

профессионального образования: для повышения квалификации - не менее 16 часов, а профессиональной переподготовки - 250 часов, в то время как сроки обучения могут варьировать от 6 месяцев до 2-х лет.

При определении структуры и характера организации учебного процесса в системе дополнительного профессионального

образования необходимо учитывать особенности обучения взрослых людей, имеющих практический опыт работы в социальной сфере. Не вызывает сомнения, что специалисту по социальной работе при повышении квалификации не нужны общие теоретические знания. Ему необходимы специфические знания, которые он сможет использовать при реализации конкретных функций, поэтому содержание учебных программ должно соответствовать потребностям и пожеланиям самих обучающихся, учитывать вариативные интересы и разный уровень подготовленности и мотивации слушателей, а проведение практических занятий должно ориентироваться на профессиональный опыт специалистов социальной сферы.

Что же касается системы профессиональной переподготовки, то здесь необходимо помнить о том, что она должна носить опережающий характер, отдавать предпочтение

фундаментальной теоретической подготовке, которая станет основанием для их практической деятельности по новой специальности. Поэтому ее целью является формирование у слушателей компетенций, необходимых для эффективного выполнения новых профессиональных функций.

Таким образом, дополнительное

профессиональное образование специалистов социальной сферы будет эффективным, если при его организации будут учитываться профессионально-практический опыт

обучающихся, имеющаяся теоретическая и методическая подготовка, возраст, пол, психофизиологические особенности, цели и мотивация обучения, стремление получить как

можно больше знаний в «сжатые» сроки, осознанность перспективы применения полученных знаний, отношение к нестандартным методам обучения и др., а в образовательном процессе будут использоваться современные, в том числе информационные технологии и методы обучения.

Нами выделены следующие принципы построения качественного непрерывного профессионального социального образования.

Принцип диверсификации создает специалисту возможность двигаться по различным образовательным траекториям, обеспеченным многообразием образовательных программ с учетом индивидуальных способностей, потребностей и возможностей личности, и формулирует новую типологию образовательных учреждений [10, с.170].

Принцип преемственности. Его в качестве основополагающих принципов непрерывного профессионального образования выделяют многие исследователи, поскольку мобильность личности в образовательном пространстве и по вертикали, и по горизонтали возможна только при согласовании всех образовательных программ, обеспечении «стыковки» одной образовательной ступени с последующей. Именно преемственность обеспечивает непрерывность образования [9, с.97-100], а так же, как и диверсификация, его опережающий характер. Кроме того, она осуществляет подготовку индивида к усвоению новых знаний, позволяет развивать необходимые

профессионально-личностные качества.

Принцип конкретности означает что, с одной стороны, следует ставить конкретные для обучающегося цели, направленные на выполнение им определенных социальных ролей или совершенствование личности, а с другой, -содержание обучения строить с учетом его профессиональной деятельности.

Принцип актуализации результатов обучения [15] требует безотлагательного применения

приобретенных знаний, умений, навыков, качеств на практике.

Принцип обеспечения практического отношения взрослого к знаниям предполагает, что усвоение им новых знаний осуществляется на основе отношения к ним не как к цели учебной деятельности, а как к средству решения актуальных проблем и задач, возникших перед ним на производстве и в обществе; усвоение знаний в их контексте [3, с.284].

Принцип субъектности означает, что взрослый воспринимается как лицо, отвечающее за себя, как субъект собственной профессиональной деятельности, как лицо, принимающее решения о своих планах и преодолевающее любые трудности, которые могут возникнуть в процессе их осуществления, и только он сам отвечает перед обществом за свои поступки [4; 16]. Процесс образования позволит взрослому человеку ощутить себя субъектом в том случае, если существует разнообразие образовательных предложений; преподаватели имеют высокую квалификацию, владеют стратегиями, правилами, методами и формами обучения взрослых; содержание образования построено с учетом их личных особенностей.

Синергетический принцип позволяет непрерывное профессиональное социальное образование рассматривать с точки зрения самоуправления, самоорганизации, саморазвития в открытых педагогических системах. Как отмечает В.И. Андреев, синергетический процесс «приводит к новообразованиям, повышению энергетического и творческого потенциала саморазвивающихся подсистем и обеспечивает их переход от развития к саморазвитию» [1, с. 103].

На наш взгляд, развитие системы непрерывного профессионального образования специалистов по социальной работе на основе выявленных нами траекторий и принципов позволит поднять его на качественно новый уровень и, как следствие, повысить эффективность и качество их работы.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В.И. Андреев. -Кн.1. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1996. - 552 с.

2. Блинова М.Г. Роль дополнительного образования в формировании профессиональных и специальных компетенций специалиста по социальной работе, эффективности его деятельности и конкурентоспособности на рынке труда / М.Г. Блинова // Социальная работа на Урале: история и современность: межвуз. сб. науч. тр. - Екатеринбург, 2012. - Вып. 5. - С. 29-34.

3. Вербицкий А.А. Образование взрослых в

системе непрерывного образования / А.А. Вербицкий // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2015. - № 13(2). - С. 282-286.

4. Возгова З.В. Принципы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников / З.В. Возгова // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 3. - С. 20-28.

5. Григорович М.В. Психологические аспекты добровольческой деятельности в подростковом возрасте / М.В. Григорович, Л.В. Абдалина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные

науки. - 2011. - № 7(99). - С. 99-102.

6. Зеер Э.Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования / Э.Ф. Зеер // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 5. - С. 122-127. - С. 126.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dpo-edu.ru/?page_id=13095

8. Лапшина С.А. Дополнительное профессиональное образование специалистов социальной сферы: сущность и содержание / С.А. Лапшина // Педагогическое образование в России. -2014. - № 1. - С. 176-180.

9. Легенчук Д.В. Преемственность содержания среднего и высшего профессионального образования / Д.В. Легенчук // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2009. - № 7. - С. 96-104.

10. Ломакина Т.Ю. Диверсификация как принцип непрерывного образования / Т.Ю. Ломакина // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2003. - Том 2. - С. 170-174.

11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 октября 2013 г. N 571н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» // Российская газета. - Федеральный выпуск № 6261(285). - 18 декабря 2013 г.

12. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы» от 3 сентября 2005 г. № 1340-р. // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 сентября 2005 г. - № 37. - Ст. 3752.

13. Савинова Л.Ф. Проектирование современной системы профессиональной переподготовки педагога: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Савинова Людмила Федоровна. - Волгоград, 2003. - 381 с.

14. Соболева Е.В. Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования / Е.В. Соболева // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2013. - № 2. -Том 5. - С. 130.

15. Старовойтова Л.И. Непрерывное профессиональное социальное образование: феномен, принципы, задачи / Л.И. Старовойтова // Социальная политика и социология. - 2013. - № 3. - Том 2. - C. 7081.

16. Томашевска-Липец Р. Принцип субъектности как условие непрерывного образования / Р. Томашевска-Липец // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2011. - № 9. - С. 205-209.

17. Тушева Е.С. Стратегически-значимые направления исследования профессиональной переподготовки специалистов в области коррекционной педагогики / Е.С. Тушева // Magister Dixit. - 2011. - № 3. - С. 191-202.

18. Ширяева В.А. Непрерывное образование: исторические аспекты и современное состояние проблемы / В.А. Ширяева // Ученые записки. Серия: Психология. Педагогика. - 2010. - № 3(11). - С. 69-76.

19. Гильмеева Р.Х., Читалин Н.А. Фундаментализация системы непрерывного педагогического образования /Р.Х. Гильмеева, Н.А. Читалин // Казанский педагогический журнал. - 2005.- № 2. -С. 3-6.

Сведения об авторе:

Хасанова Галия Булатовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университете», е-mail: ufkbz58@mail.ru

Data about the author:

G. Khasanova (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, professor of the department of social work, pedagogy and psychology, FGBOU «Kazan national research technological university», е-mail: ufkbz58@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.