ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ Кузьмина Е.Е. Email: [email protected]
Кузьмина Евгения Евгеньевна - доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики таможенного дела, Российская таможенная академия, г. Люберцы
Аннотация: в статье отражена роль и показано значение непрерывного образования в развитии современного общества и обеспечении национальной экономической безопасности страны. Раскрыта сущность непрерывного образования, цель, отражены его особенности. Обобщены принципы непрерывного образования и проблемы его развития. Представлены отдельные способы решения проблем. Сделан вывод о том, что создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров должно быть ориентировано на стратегию национальной безопасности. При разработке Концепции непрерывного образования должны быть учтены положения Стратегии в части науки, технологии и образования, что придаст ей более целенаправленный характер. Ключевые слова: непрерывное образование, концепция развития образования, цель непрерывного образования, принципы развития непрерывного образования, экономическая безопасность, проблемы непрерывного образования.
ROLE AND IMPORTANCE OF THE CONTINUING EDUCATION SYSTEM IN THE PROVISION OF NATIONAL ECONOMIC SECURITY AND ITS PROBLEMS OF ITS DEVELOPMENT Kuzmina E.E.
Kuzmina Eugenia Eugenievna - PhD, Professor,
CHAIR OF CUSTOMS ECONOMY, RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY, LYUBERTSY
Abstract: the article reflects the role and shows the importance of continuing education in the development of modern society and ensuring national economic security of the country. The essence of continuous education is revealed, the purpose, its features are reflected.
The principles of continuing education and the problems of its development are generalized. Separate ways of solving problems are presented. It is concluded that the creation of a system of continuing education, training and retraining of professional personnel should be oriented towards a national security strategy. The development of the Concept of continuing education should take into account the provisions of the Strategy in the field of science, technology and education, which will give it a more focused character.
Keywords: continuing education, the concept of development education, the purpose of continuing education, principles of development of lifelong education, economic security, problems of continuing education.
УДК 378.046.4
Национальная экономическая безопасность представляет собой защищенность экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают её нормальное функционирование и подрывают достигнутый уровень жизни населения.
Соответствующий уровень экономической безопасности в значительной степени зависит от состава кадров, их интеллектуального потенциала и профессионализма, достичь который возможно только при помощи непрерывной профессиональной подготовки.
Конечно, работа, проводимая по обеспечению интеллектуальной и кадровой составляющей экономической безопасности, гораздо шире и не сводится только к их подготовке, однако недостаточная квалификация работников тех или иных институциональных единиц, их нежелание или неспособность эффективно работать
является одной из угроз негативного воздействия не только на деятельность отдельных организаций, но и на развитие экономики в целом.
Сегодня Российская система образования является важным условием сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки и образования. В связи с этим стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются повышение качества общего, профессионального и высшего образования, его доступности для всех категорий граждан [1]. А одной из основных задач Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы [2] является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, предусматривающей:
• создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;
• создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержки корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
• создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования;
• формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.
В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» [2] отечественная система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющегося образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Непрерывное профессиональное развитие в контексте международных документов представляется как всесторонне направленная обучающая деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью повышения уровня знаний, навыков и профессиональной компетенции.
Первоначально концепция непрерывного профессионального развития нашла отражение в документах ООН, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ЮНЕСКО и Совета Европы. Центральная идея этих документов заключалась в создании последовательных стратегий для обеспечения образовательных и обучающих возможностей для всех людей на протяжении всей жизни.
Непрерывная система образования диктуется условиями новых социально-экономических отношений, как в мировом сообществе, так и в России. Все это обусловило непрерывный процесс обновления знаний, повышения профессионализма, развития личности, что реализуется в образовательных системах. Особенностью непрерывного образования является преемственность и интеграция образовательных программ различных уровней, начиная с дошкольного образования. В этой связи непрерывное образование следует рассматривать как принцип образования, обеспечивающий развитие личности.
Таким образом, непрерывное образование представляет единый, длительный процесс, основанный на преемственности и последовательности многоуровневого образования. В широком понимании непрерывное образование есть интегрированный способ учения с раннего детства до пожилого возраста. В рамках интегрированного подхода непрерывное образование отвечает разнообразным потребностям современного общества и охватывает все ступени образования.
Цель системы непрерывного образования - внедрение национальной квалификационной рамки, система сертификации квалификаций, модульные программы.
В научной литературе [4 и др.] непрерывное образование рассматривается с разных точек зрения, а именно:
- как образование на протяжении всей жизни;
- как образование взрослых;
- как непрерывное профессиональное образование.
Как отмечают российские и зарубежные исследователи в мировой практике непрерывное образование характеризуется чаще всего, как образование на протяжении всей жизни, а в России в большинстве нормативных документов акцент делается на непрерывной профессиональной подготовке.
Непрерывное образование в течение активной трудовой деятельности человека обусловлено следующими причинами: быстрым старением профессиональных знаний, отсутствием механизма
регулирования количественного и структурного состава кадров, миграцией населения, изменением инфраструктуры экономического потенциала и конкурентной среды и др.
Развитие непрерывного образования осуществляется под воздействием инновационного развития экономики. Быстрое старение знаний, создание инновационных продуктов и технологий обусловливают необходимость постоянного саморазвития, повышения квалификации и переподготовки.
Развитие непрерывного образования характеризуют различные принципы [6], которые отражены в таблице 1.
Таблица 1. Основные принципы развития непрерывного образования
№ Принципы Краткая характеристика
1. Демократизация образования доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями человека
2. Гуманизация образования ориентация процесса обучения на развитие личностного образовательного процесса. Свобода выбора форм, сроков, видов обучения, развитие личностного потенциала путем самообразования, повышения квалификации и пр.
3. Преемственность образования преемственность общего, начального профессионального, среднего специального и профессионального высшего образования и интеграция образовательных программ различных уровней образования
4. Взаимосвязь уровней образования содержательное взаимодействие образовательных программ, т.е. каждая образовательная программа должна опираться на предыдущую и ориентироваться на последующую
5. Мобильность образования многообразие средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования
6. Многовариантность образовательных организаций широкий выбор различных учебных заведений, форм и сроков обучения
Осуществление непрерывного образования должно обеспечить более высокий уровень образования, способный удовлетворить различные потребности и интересы обучающихся, вместе с тем удовлетворение этих условий порождает проблемы в организации учебных процессов и в управлении вузами.
Развитие системы непрерывного образования сопряжено наличием определенных проблем, обусловленных различными факторами и условиями - это:
- снижение качества образования на всех уровнях образования. Эту проблему отмечают многие исследователи, а в работе ряда авторов, в том числе Чорной А.Д., отмечается, что такая ситуация вызывает упадок во всех сферах деятельности человека и общества в целом [5];
- отсутствие статистических данных по непрерывному образованию, в том числе по дополнительному профессиональному образованию;
- отсутствие единых нормативно-правовых основ деятельности образовательных организаций, механизмов саморегуляции и самоорганизации;
- отсутствие концепции непрерывного профессионального образования и экономических механизмов ее реализации;
- неравномерный доступ населения к образованию на протяжении всей жизни;
- увеличение стоимости образования по мере вовлечения людей в профессиональную деятельность;
- снижение с возрастом экономической отдачи от образования;
- получение формального образования «для диплома»;
- отсутствие научно-обоснованного долгосрочного прогноза потребностей рынка образовательных услуг, запросов личности и общества и др.
Следует отметить, что ряд проблем уже решается, например, проблема отсутствия статистических данных по непрерывному образованию стала решаться после выхода приказа Федеральной службы государственной статистики от 9 июня 2014 г. № 424 «Об утверждении
статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам», в научных педагогических кругах обсуждается проект Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р), подготовлены методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций и т.д. Тем не менее еще достаточно много проблем не нашли своего решения, что требует дальнейшей работы в этом направлении.
Проблемы развития системы непрерывного образования негативно сказываются на экономической безопасности и приводят к дополнительным угрозам, таким как: снижения активности и способностей человеческого потенциала, отставания в объеме знаний от ведущих западных стран, изменение динамики национального рынка рабочей силы, снижение конкурентоспособности российского образования и пр.
Исходя из вышесказанного, считаем, что создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров должно быть ориентировано на Стратегию национальной безопасности РФ. А при разработке Концепции непрерывного образования должны быть учтены положения Стратегии национальной безопасности в части науки, технологии и образования, где четко сформулированы цели, задачи и пути их решения. В этом случае Концепция будет носить более целенаправленный характер.
Список литературы / References
1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016- 2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012, вступил в силу с 01.09.2013 (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.04.2015).
4. Tipling C. Step-ladder to a job // UNESCO Sources, 1996. № 78. April. P. 14.
5. Круглова Е.Л. Образование взрослых: взгляд социолога // Дискуссия. № 7 (59), август 2015.
6. Чорная А.Д. Непрерывное образование как основоположное условие развития современного общества // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). Пермь: Меркурий, 2013. С. 36-38.
7. Ханбабаев К.М. Основные принципы и задачи непрерывного образования // Экстремизм.ги. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ekstremizm.ru/metodika/item/159-osnovnye-principy-i-zadachi/ (дата обращения: 21.04.2017).
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ВУЗЕ Баринова Н.В. Email: [email protected]
Баринова Наталья Владимировна — кандидат экономических наук, заместитель начальника отдела, отдел инноваций и научных мероприятий, Государственное образовательное учреждение высшего образования Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Аннотация: проведение научных мероприятий является одним из ключевых факторов развития науки в вузе. В данной статье рассматривается механизм организации научных мероприятий в вузе. Текст содержит практические рекомендации по вопросу организации мероприятий, а также типовые формы документов. В материале перечислены основные структурные подразделения Университета, обеспечивающие подготовку и проведение конференций. В статье приведено описание деятельности отдела организации научных мероприятий, осуществляющего координацию работ всех подразделений вуза. Ключевые слова: вуз, конференция, научная конференция, участники конференции, сборник материалов конференции, телемост.