Научная статья на тему 'Определение тематического содержания профессиональных компетенций у студентов-филологов: обобщение опыта Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова'

Определение тематического содержания профессиональных компетенций у студентов-филологов: обобщение опыта Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внеаудиторная работа / творческая деятельность / творческая компетенция студента / формы / методы / модель / проект / инициатива / extracurricular work / creative activity / student’s creative competence / forms / methods / model / project / initiative

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жондорова Галина Егоровна, Прибылых Светлана Романовна

В российских вузах, специализирующихся на филологических дисциплинах, в последнее время особое внимание уделяется определению ключевых компетенций, которые вузы должны развивать у студентов в процессе обучения. В статье анализируются результаты тематического исследования ключевых компетенций, проведенного на филологическом факультете Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. В результате исследования авторы подтверждают, что университет обладает значительным потенциалом для подготовки будущих учителей русского языка и литературы, а также преподавателей русского языка как иностранного. Авторы приходят к выводу, что уникальность Северо-Восточного федерального университета заключается в динамичной и дифференцированной языковой образовательной среде, которая эффективно интегрирует различные формы внеучебной деятельности, ориентированные на русский язык и литературу. Реализуемая на филологическом факультете модель формирования профессиональных компетенций студентов направлена на формирование у студентов целостной системы знаний, умений, навыков и мотивации, позволяющей им осуществлять эффективную коммуникацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жондорова Галина Егоровна, Прибылых Светлана Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINING THE THEMATIC CONTENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AMONG PHILOLOGY STUDENTS: GENERALIZATION OF THE EXPERIENCE OF THE NORTH-EASTERN FEDERAL UNIVERSITY NAMED AFTER M. K. AMMOSOVA

In Russian universities specializing in philological disciplines, special attention has recently been paid to identifying key competencies that universities should develop in students during the learning process. The article analyzes the results of a case study of key competencies conducted at the Faculty of Philology of the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosova. As a result of the study, the authors confirm that the university has significant potential for training future teachers of Russian language and literature, as well as teachers of Russian as a foreign language. The authors come to the conclusion that the uniqueness of the North-Eastern Federal University lies in its dynamic and differentiated language educational environment, which effectively integrates various forms of extracurricular activities focused on the Russian language and literature. The model of developing students’ professional competencies implemented at the Faculty of Philology is aimed at developing in students a holistic system of knowledge, abilities, skills and motivation that allows them to carry out effective communication.

Текст научной работы на тему «Определение тематического содержания профессиональных компетенций у студентов-филологов: обобщение опыта Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова»

Определение тематического содержания профессиональных компетенций у студентов-филологов: обобщение опыта Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

Жондорова Галина Егоровна,

кандидат педагогических наук, доцент, декан филологического факультета, Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова E-mail: zhondorova@mail.ru

Прибылых Светлана Романовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, СевероВосточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова E-mail: sveta.pribylyh@mail.ru

В российских вузах, специализирующихся на филологических дисциплинах, в последнее время особое внимание уделяется определению ключевых компетенций, которые вузы должны развивать у студентов в процессе обучения. В статье анализируются результаты тематического исследования ключевых компетенций, проведенного на филологическом факультете Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. В результате исследования авторы подтверждают, что университет обладает значительным потенциалом для подготовки будущих учителей русского языка и литературы, а также преподавателей русского языка как иностранного. Авторы приходят к выводу, что уникальность Северо-Восточного федерального университета заключается в динамичной и дифференцированной языковой образовательной среде, которая эффективно интегрирует различные формы внеучебной деятельности, ориентированные на русский язык и литературу. Реализуемая на филологическом факультете модель формирования профессиональных компетенций студентов направлена на формирование у студентов целостной системы знаний, умений, навыков и мотивации, позволяющей им осуществлять эффективную коммуникацию.

Ключевые слова: внеаудиторная работа, творческая деятельность, творческая компетенция студента, формы, методы, модель, проект, инициатива.

Введение

В современном обществе динамичный характер профессий и направлений в области филологического образования подчеркивает важность для бакалавров-филологов обладания не только академическими знаниями, но и рядом профессиональных и социокультурных качеств [8]. К ним относятся: развитые навыки устной и письменной коммуникации, умение работать с информационными технологиями, способность к критическому мышлению, стремление к непрерывному образованию, умение эффективно сотрудничать в коллективе [3].

В российских вузах, специализирующихся на обучении филологическим дисциплинам, на развитие ключевых компетенций влияют различные факторы. К ним относятся: 1) компетентность и квалификация преподавательского состава; 2) эффективность учебных программ; 3) способности и потенциал студентов; 4) адекватность инфраструктуры; 5) точность и справедливость оценки и анализа уровня компетентности.

Формирование профессиональной компетентности опирается на всесторонний, комплексный и системный подход, осуществляемый преподавательским составом [6, 7]. В связи с реализацией двухуровневой системы образования (бакалавриат и магистратура) основное внимание преподавателей ФЛФ направлено на повышение качества высшего филологического образования. Это предполагает расширение и диверсификацию учебных программ с целью обеспечения их конкурентоспособности и надежности как на внутреннем, так и на международном уровне. В соответствии с исследованиями профессора Т.М. Балыхиной, профессиональное развитие филологов можно разделить на несколько отдельных этапов [1, с. 72]: базовый уровень компетентности; пороговый уровень профессиональной компетентности; уровень адаптации; компетентностный и инновационный уровни компетентности.

В трудах Балыхиной Т.М., Ковтун Е.Н., Родио-новой С.Е. отмечается, что в профессиональной подготовке филолога основное внимание уделяется получению глубокого и всестороннего образования (сочетающего общепрофессиональные компетенции с гуманитарными, экологическими, юридическими и даже экономико-управленческими знаниями). Это обеспечивает филологу высокую адаптивность и гибкость как в своей области, так и в смежных профессиях. Многогранность роли филолога (профессиональная, социальная, твор-

сз о со "О

1=1 А

—I

О

СЗ т; о m

О от

З

ы о со

ческая, личностная) свидетельствует о его вовлеченности в широкую профессиональную область (литературу, литературоведение, лингвистику, образование, наставничество, научные исследования, культурологию, владение русским языком, двуязычный перевод, ведение блогов, редактирование и корректуру). От такого специалиста ожидается как широкий научный кругозор, так и глубокие специализированные знания и навыки в конкретных дисциплинах и областях знаний [1; 2; 5].

Методы исследования

Для достижения поставленной цели было проведено тематическое исследование, включающее в себя анализ ключевых компетенций студентов-филологов СВФУ имени М.К. Аммосова, которые они получают в процессе обучения.

СВФУ им. М.К. Аммосова стремится решать актуальные задачи современного образования, в частности по обеспечению высоких стандартов качества. В настоящее время филологический факультет является старейшим гуманитарным факультетом СВФУ. Его замечательная история и богатый опыт преподавания филологических дисциплин делают его важнейшей силой в сохранении и стратегическом развитии русистики в СевероВосточном регионе России и в более широком -макрорегионе.

Ежегодно в СВФУ поступает более двух тысяч студентов по 149 направлениям подготовки, в том числе около 300 иностранных студентов из почти 50 стран мира. В СВФУ активно внедряются различные методики формирования ключевых компетенций, необходимых филологам. Эти методы учитывают языковые особенности региона и используют имеющиеся в университете ресурсы и возможности.

Обновляя свои образовательные программы, филологический факультет сумел сохранить одну из редких традиций классического филологического образования. Созданный изначально, а затем преобразованный в соответствии с миссией Северо-Восточного федерального университета, факультет сегодня служит проводником передовых достижений отечественной науки в области языка, литературы и методики преподавания.

Примечательной особенностью Северо-Восточного федерального университета является динамичная и диверсифицированная языковая образовательная среда. Она включает в себя мониторинг языковой коммуникативной подготовки, принципы формирования коммуникативной компетенции, анализ риторического мастерства преподавателя. Такой подход эффективно обеспечивает преемственность и согласованность образовательных интересов в университетском пространстве. о В последние годы сфера филологического об-££ разования в Северо-Восточном федеральном униЯ верситете претерпела значительные изменения. ~ Исходя из необходимости отслеживания происходящих изменений, был проведен анализ доку-

ментов (отчетной документации о приведении проектов и мероприятий СВФУ им. М.К. Аммосова, учебных программ, научных публикаций по теме исследования) для поиска путей повышения уровня развития ключевых компетенций студентов-филологов получаемых в процессе обучения

Результаты и обсуждение

Компетенции, формируемые в рамках высшего образования в области филологии, подразделяются на универсальные компетенции (УК), общепрофессиональные компетенции (ОПК) и профессиональные компетенции (ПК) [4]. К ключевым компонентам блока универсальных компетенций, имеющим важное значение в подготовке филолога, относятся следующие:

- способность людей, занятых в профессиональной деятельности, к совместному сотрудничеству и творчеству (социально-коммуникативная компетентность);

- под компетенцией самоуправления понимается проявление инициативы, ответственности, самоконтроля, критического анализа собственной профессиональной деятельности, рационального принятия решений в сложных ситуациях, эффективной организации выполнения поставленных профессиональных задач;

- общегуманитарная компетентность включает в себя набор необходимых качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Это воспитание профессионального эстетического отношения к себе, этическое поведение по отношению к другим людям и обществу, компетентность в области профессионального проектирования и управления, учет экологии и природы в профессиональной деятельности, соблюдение правовых норм и правил, относящихся к профессии и государству;

- исследовательская компетентность предполагает наличие прочного фундамента научных знаний, позволяющего ориентироваться в широком спектре философских и концептуальных вопросов, которые ставит перед человеком современная наука, в том числе естественные науки. Она предполагает владение навыками научного творчества и выбора адекватных методов сбора, обработки и хранения научной информации;

- информационная компетентность - это способность эффективно решать профессиональные задачи, используя современные методы и средства научного познания. Она предполагает активное освоение достижений информационной культуры, участие в научной коммуникации, использование современных методик, технологий и образовательных ресурсов в профессиональной деятельности. Кроме того, информационная компетентность предполагает способность анализировать и разрабатывать стратегии, направленные на совершенствование лингвистических и литературоведческих исследова-

ний, а также процесса языкового образования с учетом потенциальных преимуществ использования международных компьютерных сетей и соответствующих платформ. В целях повышения авторитета и привлекательности филологических компетенций наряду с другими важнейшими профессиональными компетенциями будущих высококвалифицированных специалистов в СВФУ реализуется ряд проектов и мероприятий.

Система традиционных общеуниверситетских образовательных мероприятий: к ним относятся такие экскурсии, как «Литературный Якутск» для первокурсников, проект «Читающий университет», конкурс «Сделай свою речь бриллиантовой», конкурс ораторов, международная образовательная инициатива «Тотальный диктант», создание студенческих фильмов и видеороликов. Кроме того, проводятся литературные и лингвокультурные мероприятия: фольклорные вечера, празднование Масленицы, литературные балы и многие другие.

Развитие филологических компетенций студентов тесно связано с их общекультурным образованием как будущих специалистов. Сегодня мы сталкиваемся со студентами, которые мало или совсем не читают, не знают классической литературы, традиционных языковых средств, известных выражений и литературных образов. Для решения этой проблемы университет предпринял активные действия по реализации значимой образовательной инициативы «Читающий университет». В рамках этой инициативы студенты должны прочитать список из 100 «золотых» книг, проводятся различные мероприятия, направленные на поощрение и поддержку чтения.

С 2013 года в Якутии при поддержке руководства университета проводится международная образовательная акция «Тотальный диктант». За десять лет в написании диктанта приняли участие 16 438 человек разного возраста и профессий в таких городах, как Якутск, Мирный, Нерюнгри и многих районах республики. Общий девиз этих мероприятий - «Писать правильно - это модно!». В 2021 году, благодаря активной поддержке жителей, Якутск стал столицей международной образовательной акции «Тотальный диктант - 2021». Мероприятие получило широкое освещение и положительный резонанс в мировых, российских и местных СМИ. В рамках образовательной акции «Тотальный диктант» с 2021 года проводится Фестиваль грамотности. Кроме того, университет организует масштабный республиканский проект «Пробное сочинение» для студентов выпускных курсов. Ежегодно в этом проекте принимают участие более ста выпускников школ из разных районов республики. Кроме того, в университете проводится конкурс ораторского искусства, а также олимпиады «Полярная звезда», «Тайна слова», «Знания сияет яркий луч», «Академия юного филолога». Краеведческий проект «Литературный Якутск» автора С.Ф. Желобцовой достиг успеха в ознакомлении с литературным прошлым столи-

цы. С 2021 года филологический факультет инициировал проведение онлайн-мероприятия по подготовке к ЕгЭ-2022 (единый государственный экзамен) в связи с инновационными изменениями в экзаменационных заданиях. Преподаватели привлекаются к решению заданий ЕГЭ в режиме онлайн для обучающихся выпускных классов. В качестве экспертов к мероприятию привлечены ведущие специалисты, действующие преподаватели филологического факультета, кандидаты наук, доценты. Все эти эксперты в разное время входили в состав комиссии по оцениванию сочинений второй части ЕГЭ.

Флагманским молодежным медиапроектом филологического факультета является первый литературный блог Якутии «Взгляд в книгу». Он был создан по гранту Росмолодежи (г. Москва) под руководством молодого преподавателя Д.Д. Жирко-ва. Проект весьма успешно способствует реализации активных образовательных инициатив филологического факультета. Более того, научно-образовательная лекция в рамках этого блога, посвященная теме «Патриотизм - литературная идея России», заняла первое место в номинации «Лучшая научно-образовательная лекция» Северо-Восточного федерального университета.

Проект по созданию студенческих художественных фильмов по произведениям известных писателей оказался исключительно успешным. Первым начинанием Северо-Восточного федерального университета в этом виде творческой студенческой деятельности стал фильм-реконструкция «Осажденная крепость», в основу которого легли главы документального романа Леонида Юзе-фовича «Зимняя дорога: Генерал А.Н. Пепеляев и анархист И.Я. Строд в Якутии. 1922-1923». Второй фильм «Ысыах белого изобилия» - короткометражная экранизация романа В.С. Яковлева-Далана «Тыгын Дархан» - стал победителем Всероссийского конкурса видеожурналистики «Карта образования», проходившего в г. Москве.

На факультете действует инновационный комплекс «Музей русских старожильческих говоров», посвященный сохранению языка и фольклора Якутии - уникального памятника русской культуры. Этот комплекс включает в себя виртуальные экскурсии, научные студенческие кружки, учебно-исследовательские проекты. Одним из заметных достижений музея является проект «Сказки Русского Устья», в рамках которого осуществляется перевод диалектных произведений на русский литературный язык. В настоящее время издание включает семь работ, а научные сотрудники и преподаватели уже перевели около 80 произведений с диалекта на современный литературный язык и с нетерпением ждут возможности публикации.

В соответствии с приоритетом продвижения русского языка в Азии, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Африке и Арктической зоне реализуются успешные образовательные проекты в области русистики. Так, например, в таких странах, как Китайская Народная Республика (КНР), Вьет-

сэ о со "О

1=1 А -1 О

сз т; о т

О от

З

и о со

нам, Монголия и др. были проведены Дни русского языка и культуры. Кроме того, в университетах северо-восточной части КНР созданы центры, посвященные русскому языку, литературе и культуре. Активно функционирует созданный в 2020 году российско-китайский онлайн-клуб общения на русском языке «Алмаз», ориентированный на китайскую молодежь, интересующуюся русским языком.

Среди партнеров Северо-Восточного федерального университета по продвижению русского языка за рубежом значительное место занимают китайские университеты, подающие пример открытости и готовности к сотрудничеству. Наиболее заметным событием 2022 года стала первая международная научно-практическая конференция «Русский мир Азии». В ней приняли участие преподаватели русского языка из России, Таджикистана, Казахстана, Киргизии и Узбекистана. Основным направлением работы конференции стало обсуждение международного опыта преподавания русского языка как иностранного. На 2023 год запланирована вторая конференция, которая пройдет на базе ТНУ (предположительно университета).

Кроме того, на факультете действует Центр обучения русскому языку трудовых мигрантов и членов их семей. Организован цикл образовательных мероприятий «Русский язык для всех», ориентированный на детей мигрантов и вынужденных переселенцев.

В 2021 году Центр запустил проект «Учим русский язык», направленный на обучение иностранных граждан, членов их семей и детей на семейных курсах. На факультете успешно работает консультационный центр по лингвистической экспертизе документов.

Таким образом, осуществление университетом указанного ряда проектов и мероприятий способствует развитию коммуникативной компетенции студента, что оказывает непосредственное влияние на общекультурный уровень образования и играет основополагающую роль в формировании всесторонне развитого специалиста.

Заключение

Внеаудиторная работа в высшей школе рассматривается как важная составляющая общего образовательного процесса и предоставляет значительные возможности для профессионального становления будущих преподавателей. В современных образовательных стандартах выделяются три группы компетенций - общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные.

Реализуемая на филологическом факультете СВФУ им. М.К. Аммосова модель формирования профессиональных компетенций студентов, ори-о ентированных на русский язык и литературу, на-££ правлена на формирование у студентов целостен ной системы знаний, умений, навыков и мотива-~ ции, позволяющей им осуществлять эффективную коммуникацию.

Уникальность Северо-Восточного федерального университета заключается в динамичной и дифференцированной языковой образовательной среде, которая эффективно интегрирует различные формы внеучебной деятельности, ориентированные на русский язык и литературу. Такой подход предусматривает мониторинг языковой и коммуникативной подготовки студентов, а также принципы развития их коммуникативной компетенции.

Литература

1. Балыхина, Т.М. Структура и содержание профессиональной компетенции филолога: методологические проблемы обучения русскому языку: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Т.М. Балыхина. М., 2000. 41 с.

2. Балыхина, Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. Методологические проблемы обучения русскому языку / Т.М. Балыхина. М.: Изд-во МГУП, 2000. 400 с

3. Бурцев А. А., Жондорова Г.Е. О современной модели филолога-русиста// Наука и образование, 2006, № 3, С. 15-18

4. Жондорова Г.Е. Принципы и проблемы формирования коммуникативной компетенции в вузовской образовательной практике// Языковая политика в сфере образования: инструмент формирования общероссийской гражданской идентичности. Сб. материалов. М., 2015, с.278-281.

5. Ковтун Е.Н., Родионова С.Е. Зачем быть филологом сегодня? Презентационная привлекательность филологического образования сегодня // www.philol.msu.ru/~umo/ (Дата обращения: 10.11.2023)

6. Прибылых С. Р. Культурологический аспект преподавания как один из факторов обучения русскому языку // Проектирование содержания и технологий подготовки педагогических кадров с учетом новой нормативной базы и актуальных задач развития образования. Сборник материалов научно-методического семинара Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров. Якутск, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, 1013 июня 2013 г. [Электронный ресурс] / под ред. А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой, И.С. Алексеевой. - Киров: МЦНИП, 2013, 182-184 с.

7. Романенкова О.А. Интеграция учебной и воспитательной деятельности как основа качественной подготовки учителя-филолога // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 6 (48): в 2-х ч. Ч. 2. С.146-148.

8. Саяхова Л.Г. Лингвокультурологический потенциал образования (русский язык) // Российский гуманитарный журнал. 2015. Т. 4. № 2. С.108-115.

DETERMINING THE THEMATIC CONTENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AMONG PHILOLOGY STUDENTS: GENERALIZATION OF THE EXPERIENCE OF THE NORTH-EASTERN FEDERAL UNIVERSITY NAMED AFTER M.K. AMMOSOVA

Zhondorova G.E., Pribylykh S.R.

North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov

In Russian universities specializing in philological disciplines, special attention has recently been paid to identifying key competencies that universities should develop in students during the learning process. The article analyzes the results of a case study of key competencies conducted at the Faculty of Philology of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova. As a result of the study, the authors confirm that the university has significant potential for training future teachers of Russian language and literature, as well as teachers of Russian as a foreign language. The authors come to the conclusion that the uniqueness of the North-Eastern Federal University lies in its dynamic and differentiated language educational environment, which effectively integrates various forms of extracurricular activities focused on the Russian language and literature. The model of developing students' professional competencies implemented at the Faculty of Philology is aimed at developing in students a holistic system of knowledge, abilities, skills and motivation that allows them to carry out effective communication.

Keywords: extracurricular work, creative activity, student's creative competence, forms, methods, model, project, initiative.

References

1. Balykhina, T.M. Structure and content of professional competence of a philologist: methodological problems of teach-

ing the Russian language: abstract. dis. ... Dr. ped. Sciences / T.M. Balykhina. M., 2000. 41 p.

2. Balykhina, T.M. Structure and content of Russian philological education. Methodological problems of teaching the Russian language / T.M. Balykhina. M.: Publishing house MGUP, 2000. 400 p.

3. Burtsev A. A., Zhondorova G.E. On the modern model of a Russian philologist // Science and Education, 2006, No. 3, pp. 1518

4. Zhondorova G.E. Principles and problems of developing communicative competence in university educational practice // Language policy in the field of education: a tool for the formation of all-Russian civic identity. Sat. materials. M., 2015, p. 278-281.

5. Kovtun E.N., Rodionova S.E. Why be a philologist today? Presentation attractiveness of philological education today // www. philol.msu.ru/~umo/ (Date of access: 11/10/2023)

6. Pribylykh S. R. The cultural aspect of teaching as one of the factors in teaching the Russian language // Design of content and technologies for training teaching staff taking into account the new regulatory framework and current tasks of education development. Collection of materials from the scientific and methodological seminar of the Educational and Methodological Association for Education in the field of teacher training. Yakutsk, North-Eastern Federal University named after. M.K. Ammosova, June 10-13, 2013 [Electronic resource] / ed. HELL. Nikolae-va, O.P. Osipova, I.S. Alekseeva. - Kirov: MCNIP, 2013, 182184 p.

7. Romanenkova O.A. Integration of educational and educational activities as the basis for high-quality training of a teacher-philologist // Philological Sciences. Questions of theory and practice. Tambov: Gramota, 2015. No. 6 (48): in 2 parts. Part 2. P. 146-148.

8. Sayakhova L.G. Linguistic and cultural potential of education (Russian language) // Russian Humanitarian Journal. 2015. T. 4. No. 2. P. 108-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.