Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УЧЕБНАЯ ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ЛЕТНЯЯ ШКОЛА / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / МАГИСТРАНТЫ / КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дишкант Елена Валерьевна, Шалыгина Любовь Викторовна

В статье рассматривается формирование профессиональных компетенций магистрантов в процессе педагогической практики по русскому языку как иностранному. Учебная ознакомительная и производственная практика являются важными составляющими звеньями в подготовке будущих преподавателей. В работе определены цели и задачи каждого из видов практической деятельности, дано краткое описание содержательной части программ практик и форм отчетности обучающихся. Сформулированы профессиональные компетенции, которыми должны овладеть магистранты профиля «Мультикультурное обучение русскому языку как иностранному в сфере образования и туризма» при изучении специальных дисциплин и закреплении полученных знаний на практике. Описан опыт проведения традиционной Летней школы для иностранных студентов, организованной кафедрой русского языка как иностранного филологического факультета при поддержке Департамента международных связей Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в рамках производственной педагогической практики магистрантов. Слушателями Летней школы являются студенты из Африки, Ближнего Востока, Китая. Названы формы и приемы обучения русскому языку иностранных студентов, в частности метод проектов, игровые технологии, графикосимволический анализ художественного текста, учебная экскурсия, конкурс чтецов, направленные на формирование культуроведческой компетенции и коммуникативных навыков. Во время производственной практики магистранты знакомят иностранцев с русской культурой, литературой, историей, социокультурными традициями, закрепляют трудные случаи употребления грамматических норм, развивают устную речь, навыки аудирования, говорения, чтения и письма. Педагогическая практика даёт возможность оценить сформированность профессиональных компетенций магистрантов: способности осуществлять педагогическую деятельность, проектировать и решать профессиональные задачи при организации работы по достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дишкант Елена Валерьевна, Шалыгина Любовь Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF UNDERGRADUATES IN THE PROCESS OF PEDAGOGICAL INTERNSHIP IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

The article considers the formation of professional competencies of undergraduates in the process of pedagogical internship in Russian as a foreign language. Educational passive and active internships are important components in the training of future teachers. The paper defines the goals and objectives of each of the types of practical activities, provides a brief description of the content of the internship programs and reporting forms of students. The professional competencies that undergraduates of the profile «Multicultural teaching of Russian as a foreign language in the field of education and tourism» should master when studying special disciplines and consolidating the acquired knowledge in practice are formulated. The article describes the experience of conducting a traditional Summer School for foreign students organized by the Department of Russian as a Foreign Language, Faculty of Philology, with the support of the Department of International Relations, M.K. Ammosov North-Eastern University, within the framework of the active pedagogical internship of undergraduates. Students from Africa, the Middle East, and China attended the Summer School. The forms and techniques of teaching the Russian language to foreign students are named; in particular, the project method, game technologies, graphic and symbolic analysis of a literary text, a study tour, a reader competition aimed at the formation of cultural competence and communication skills. During the internship, undergraduates introduced foreigners to Russian culture, literature, history, socio-cultural traditions, fixed difficult cases of using grammatical norms, developed oral speech, listening, speaking, reading and writing skills. Pedagogical internship makes it possible to assess the formation of professional competencies of undergraduates: the ability to carry out pedagogical activities, design and solve professional tasks when organizing work to achieve subject, meta-subject and personal results by students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ»

УДК 811.161.1:378.4

Е. В. Дишкант, Л. В. Шалыгина

Формирование профессиональных компетенций магистрантов в процессе педагогической практики по русскому языку как иностранному

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается формирование профессиональных компетенций магистрантов в процессе педагогической практики по русскому языку как иностранному. Учебная ознакомительная и производственная практика являются важными составляющими звеньями в подготовке будущих преподавателей. В работе определены цели и задачи каждого из видов практической деятельности, дано краткое описание содержательной части программ практик и форм отчетности обучающихся. Сформулированы профессиональные компетенции, которыми должны овладеть магистранты профиля «Мультикультурное обучение русскому языку как иностранному в сфере образования и туризма» при изучении специальных дисциплин и закреплении полученных знаний на практике. Описан опыт проведения традиционной Летней школы для иностранных студентов, организованной кафедрой русского языка как иностранного филологического факультета при поддержке Департамента международных связей Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Ам-мосова в рамках производственной педагогической практики магистрантов. Слушателями Летней школы являются студенты из Африки, Ближнего Востока, Китая. Названы формы и приемы обучения русскому языку иностранных студентов, в частности метод проектов, игровые технологии, графико-символический анализ художественного текста, учебная экскурсия, конкурс чтецов, направленные на формирование культуроведческой компетенции и коммуникативных навыков. Во время производственной практики магистранты знакомят иностранцев с русской культурой, литературой, историей, социокультурными традициями, закрепляют трудные случаи употребления грамматических норм, развивают устную речь, навыки аудирования, говорения, чтения и письма. Педагогическая практика даёт возможность оценить сформированность профессиональных компетенций магистрантов: способности осуществлять педагогическую деятельность, проектировать и решать профессиональные задачи при организации работы по достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучающимися.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, методика преподавания РКИ, практическая деятельность, профессиональные компетенции, учебная ознакомительная практика, производственная педагогическая практика, Летняя школа, иностранные студенты, магистранты, коммуникация.

ДИШКАНТЕлена Валерьевна - к. филол. н., доцент кафедры русского языка как иностранного филологического факультета, СВФУ им. М.К. Аммосова.

E-mail: dishkant74@mail.ru

DISHKANT Elena Valerievna - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of Russian as a Foreign Language. Faculty of Philology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

ШАЛЫГИНА Любовь Викторовна - магистрант кафедры русского языка как иностранного филологического факультета, СВФУ им. М.К. Аммосова.

E-mail: shalyginalubov@ya.ru

SHALYGINA Lyubov Viktorovna - Master's student, Department of Russian as a Foreign Language, Faculty of Philology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

E. V. Dishkant, L. V. Shalygina

Formation of professional competencies of undergraduates in the process of pedagogical internship in Russian as a foreign language

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article considers the formation of professional competencies of undergraduates in the process of pedagogical internship in Russian as a foreign language. Educational passive and active internships are important components in the training of future teachers. The paper defines the goals and objectives of each of the types of practical activities, provides a brief description of the content of the internship programs and reporting forms of students. The professional competencies that undergraduates of the profile «Multicultural teaching of Russian as a foreign language in the field of education and tourism» should master when studying special disciplines and consolidating the acquired knowledge in practice are formulated. The article describes the experience of conducting a traditional Summer School for foreign students organized by the Department of Russian as a Foreign Language, Faculty of Philology, with the support of the Department of International Relations, M.K. Ammosov North-Eastern University, within the framework of the active pedagogical internship of undergraduates. Students from Africa, the Middle East, and China attended the Summer School. The forms and techniques of teaching the Russian language to foreign students are named; in particular, the project method, game technologies, graphic and symbolic analysis of a literary text, a study tour, a reader competition aimed at the formation of cultural competence and communication skills. During the internship, undergraduates introduced foreigners to Russian culture, literature, history, socio-cultural traditions, fixed difficult cases of using grammatical norms, developed oral speech, listening, speaking, reading and writing skills. Pedagogical internship makes it possible to assess the formation of professional competencies of undergraduates: the ability to carry out pedagogical activities, design and solve professional tasks when organizing work to achieve subject, meta-subject and personal results by students.

Keywords: Russian as a foreign language, teaching methods of the Russian Language, practical activities, professional competencies, educational passive internship, pedagogical active internship, Summer school, foreign students, undergraduates, communication.

Введение

Основной задачей каждого образовательного учреждения является подготовка высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда. В процессе учебной деятельности у магистранта должен быть сформирован целый комплекс универсальных, общекультурных и профессиональных компетенций, овладение которыми и является конечным результатом его профессиональной подготовки. По определению А. Ф. Гершано-вой, Т. Б. Журавлёвой, профессиональная компетенция - система «профессионально значимых знаний, навыков и умений, личностных качеств, определенных способов мышления и ответственного отношения к своей деятельности [1, с. 32]».

Проблемы методики формирования профессиональных компетенций будущего специалиста по РКИ, разработки оценочных средств его практической подготовки не теряют своей актуальности. Опубликован ряд интересных исследований на эту тему О. В. Анциферовой, Т. Н. Колосовой, Т. И. Поповой, К. А. Щукиной [2], Т. Б. Кашпиревой [3], Л. П. Клобуковой [4], Н. Л. Федотовой [5], И. Б. Федотовой, Н. Г. Шабдаровой [6].

Цель нашего исследования заключается в теоретическом осмыслении и описании опыта формирования профессиональных компетенций магистрантов, обучающихся на кафедре РКИ филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, в результате прохождения педагогической практики в иностранной аудитории.

Педагогическая практика представляет собой «часть профессиональной подготовки магистров, направленной на закрепление теоретических педагогических знаний, а также получение навыков их практического применения» [7, с. 209]. Именно в процессе «педагогической практики закрепляются и совершенствуются навыки и умения, составляющие ядро профессиональной компетенции будущего преподавателя РКИ» [8, с. 335].

Профессиональные компетенции магистрантов

В соответствии с требованиями ФГОС 3++ у магистрантов филологического факультета направления 45.03.01 Филология профиля подготовки «Мультикультурное обучение русскому языку как иностранному в сфере образования и туризма» должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции: ПК-1 - способен осуществлять под руководством специалиста более высокой квалификации педагогическую деятельность по профильным дисциплинам; ПК-4 - способен проектировать и решать профессиональные задачи при организации работы по достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучающимися. Изучая дисциплины «Методика преподавания русского языка как иностранного», «Графико-символический анализ художественного текста», «Современные технологии в системе обучения РКИ», «Интерактивные технологии в РКИ», «Русский язык в сфере образования и туризма», магистранты знакомятся с различными методами, приёмами и средствами обучения иностранных студентов, учатся составлять адаптированные тексты и задания с учётом уровня владения языком. Под руководством преподавателей магистранты с целью популяризации нашей республики среди иностранцев создают видеоролики о достопримечательностях Якутии (Музей мамонта, музей Вечной мерзлоты, музей хомуса, Ледовый городок, Старый город, Ленские столбы и др.) видеоскороговорки для развития фонетических навыков, кейсы на актуальные для студентов-иностранцев темы [9], составляют учебные тексты по страноведению, участвуют в создании интерактивных учебно-методических пособий [10], дидактических материалов. Полученные знания и умения магистранты затем применяют на практике.

Кафедрой РКИ проводится большая работа по внедрению национально-регионального компонента в обучение русскому языку иностранных студентов[11].

На базе кафедры создан Клуб международного общения «Алмаз», в работе которого принимают участие студенты из разных стран мира. На заседаниях разговорного клуба под руководством преподавателей и магистрантов иностранцы развивают свои коммуникативные навыки, обсуждают интересные темы, посвященные культурным традициям, праздникам, национальной кухне, достопримечательностям, литературе разных народов [12].

Магистранты занимаются научно-исследовательскими разработками на актуальные проблемы методики преподавания РКИ («Инновационная методика графико-символиче-ского анализа художественного текста в системе обучения русскому языку как иностранному на примере романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Развитие устной связной речи корейских студентов средствами русского изобразительного искусства», «Принцип «диалога культур» в обучении русскому языку китайских студентов» и др.), апробируют уроки по теме диссертации на практике, проводят научные эксперименты, принимают активное участие в российских и международных конференциях, публикуют научные статьи.

Как видим, основной целью подготовки специалиста в области преподавания русского языка как иностранного является формирование творческой личности, которая обладает особой психолого-педагогической подготовкой, владеет коммуникативной компетенцией, позволяющей осуществлять межкультурное взаимодействие на русском языке в различных образовательных средах [1, с. 33].

Практика и её разновидности

Практика подразделяется на два вида: учебную и производственную. На первом курсе магистранты проходят рассредоточенную учебную ознакомительную практику с целью получения первичных профессиональных умений и навыков. Изучают основы педагогической и учебно-методической работы в преподавании русского как иностранного, знакомятся с использованием различных методов и приёмов обучения иностранцев.

Преподаватели кафедры РКИ обучают иностранных слушателей ФДОП, студентов по программе академической мобильности, студентов-бакалавров профиля «Преподавание филологических дисциплин (русский язык как иностранный)», совместной с Хэйлунц-зянским Восточным университетом программы двойного дипломирования «Прикладная филология (русский язык как иностранный в сфере образования и туризма)», иностранных студентов других структурных подразделений университета (ИМИ, ИЗФИР, МИ, ИФКиС, ФЯФиК и др.), приехавших из разных стран мира. Магистранты распределяются на практику в данные группы, различные по уровню владения русским языком - от нулевого до продвинутого, по национальному составу и обучающихся по разным специальностям.

Во время учебной практики магистранты посещают практические занятия ведущих преподавателей. Описание учебно-методической деятельности отражают в своих дневниках, являющихся одним из практико-ориентированных приёмов формированияпрофессио-нальной компетенции будущих преподавателей.

В конце второго и в третьем семестрах магистранты проходят производственную педагогическую практику, на которой они под руководством научного руководителя и практикующего преподавателя ставят научный эксперимент по теме магистерского исследования, разрабатывают тематический план и апробируют уроки, готовят дидактические материалы, технические средства, проводят индивидуальные консультации, участвуют в научно-методической работе по предмету, проводят внеаудиторные мероприятия.

Овладев на занятиях современными цифровыми технологиями и интерактивными методами обучения русскому языку как иностранному, практиканты проводят занятия как в дистанционном, так и в очном формате. Применяют кейсовые и игровые технологии, посещают виртуальные экскурсии по музеям России, используют познавательный видеоконтент.

Одним из обязательных заданий во время учебной и производственной практик является проведение внеаудиторных мероприятий. Магистранты разрабатывают сценарии, репетируют номера со студентами, готовят костюмы и декорации к празднованию Масленицы, Нового года, вечеров, посвященных юбилейным датам писателей, участвуют в проведении Фестиваля русского языка, Международного дня студентов, профориентационных мероприятиях. С целью социальной и учебной адаптации иностранных студентов магистранты выступают в роли тьюторов, в общежитиях организуя центры помощи иностранцам.

После окончания педагогической практики магистранты выступают на итоговой конференции с результатами своей практической деятельности, отчитываются о проведенных занятиях, внеаудиторных мероприятиях. Преподаватели зачитывают характеристики на магистрантов и дают оценку их работе.

Летняя школа как один из видов педагогической практики магистрантов

Традиционным видом производственной педагогической практики является Летняя школа для иностранных студентов, организованная при кафедре РКИ с целью развития коммуникативных навыков иностранцев, знакомства с культурой народов Республики Саха (Якутия). Магистранты с иностранными студентами посещают музеи, выставки и театры Якутска, различные этнографические и туристические центры Якутии, а также природ-

ные заповедники «Ленские столбы», ледник «Булуус», Казачье подворье в Еланке. Наибольший интерес вызывает выезд в якутскую деревню на несколько дней с проживанием в якутских семьях. Участники программы принимают участие в сенокосе, доят коров, собирают душистую землянику в лесу, рыбачат, общаются с местными жителями.

В условиях пандемии иностранцы ощущали острую потребность в разговорной практике, Летняя онлайн-школа позволила им увеличить словарный запас, развить свои коммуникативные навыки, расширить круг общения. Участниками курсов стали студенты из Индонезии, Зимбабве, Эфиопии, Афганистана, Египта, Конго, Камеруна, Намибии, Колумбии, Сомали, Южной Кореи, Китая, Таджикистана с уровнем владения русским языком от А2 до В2. Магистранты составили программу курсов с учетом личных и профессиональных интересов иностранных студентов. Так, будущие медики знакомились с терминологией, связанной с их специализацией (нефрология, кардиология), а также с фундаментальными предметами (нормальная анатомия человека, уход за больными), читали учебные тексты профессиональной направленности. Магистранты учились применять на практике интерактивные технологии, игровые формы обучения, метод проектов с целью интеграции знаний обучающихся из разных областей и использовании их при решении поставленных задач [14, с. 34].

Одной из важных задач, стоящих перед преподавателем РКИ, является социокультурная адаптация иностранных студентов. С этой целью магистранты знакомят с культурой народов России, традициями и обычаями, праздниками и национальной кухней, правилами этикета и особенностями межкультурной коммуникации.

В этом учебном году одно из занятий было проведено в «Библиотеке приключений», где иностранцы познакомились с выставкой книг и национальных сувениров Якутии, узнали о чороне и якутском национальном костюме, посетили мастер-класс по изготовлению якутского оберега из разноцветных шерстяных ниток. Сотрудники библиотеки рассказали об имеющихся в фонде произведениях русских и зарубежных писателей. Магистранты познакомили студентов с биографией и творчеством А. С. Пушкина, с адаптированным текстом поэмы «Руслан и Людмила», продемонстрировали фрагменты из одноименного художественного фильма, обсудили тему и идею произведения. В заключение занятия провели конкурс чтецов стихотворений поэта, иностранцы декламировали отрывки из поэмы «Руслан и Людмила», стихотворения «И.А. Пущину», «Ты и вы». В конце занятия всем вручили сертификаты.

С целью совершенствования навыков пересказа и развития монологической устной речи иностранных студентов магистранты применяют авторскую методику графико-сим-волического анализа художественного текста доктора педагогических наук, профессора, зав. кафедрой РКИ С. М. Петровой [15].

О проявленном интересе иностранных студентов и эффективности данной методики свидетельствуют их отзывы: «Я думаю, что графико-символический анализ художественного произведения - эффективный способ запоминания вещей. Люди, как правило, запоминают графику больше, чем слова. Рисунки гораздо легче понять, проанализировать и запомнить. Я думаю, что этот метод очень эффективен в процессе обучения. Он помог мне понять произведение с совершенно новой точки зрения» (Фелга Кюртэл, Конго); «Для меня самое важное в этих символах - это способность быстро запоминать и хорошо понимать содержание главы. Мне очень нравятся эти символы...» (Фариха Абдулсалам, Нигерия).

По окончании курсов всем участникам были выданы сертификаты, необходимые для их учебного портфолио. Студенты оставили положительные отзывы об обучении в Летней школе: «Я была рада принять участие в летней школе. Мне очень понравился этот фор-

мат: открытый и разнообразный. Летняя школа позволила мне узнать больше об истории и культуре России, интересных местах Якутии. Наши учителя очень живые и интересные на уроках. Я надеюсь, что у меня снова будет возможность поучаствовать в такой летней школе» (Чжан Сяохун, КНР); «Благодаря летней школе я выучила много песен, русских и якутских. Мне понравились песни «Якутяночка моя», «Якутия», «Песня о малой Родине - Якутии», я узнала о красивых пейзажах, северном сиянии, традиционных блюдах, животных и птицах, мамонте. Якутия - богатая республика, здесь много бриллиантов и алмазов. Здесь находится самое холодное место мира - Оймякон» (Сюй Цзиндань, КНР).

Проведение летней школы в рамках педагогической практики приносит несомненные результаты. Иностранные студенты получают возможность адаптироваться в иной для них социокультурной среде, совершенствовать свои коммуникативные навыки, развивать устную монологическую и диалогическую речь. Магистранты, в свою очередь, профессиональные компетенции закрепляют на практике, проявляют психолого-педагогические и межкультурные навыки в общении с иностранцами: «Педагогическая летняя школа добавила нам определённый опыт работы со студентами. Мы поняли, что каждый студент по-своему интересен, нужно найти к нему индивидуальный подход, выяснить то, чем его можно заинтересовать. Это очень важно, ценить каждого студента как личность и понимать его» (магистрант гр. МОРЯ-21, Шалыгина Любовь, РФ); «Прежде всего, спасибо вам за то, что мы получили возможность пройти практику. Мы познакомились со многими иностранными студентами, которые овладели русским языком на высоком уровне, мы сами также получили больше навыков преподавания. Большая часть иностранных студентов, с которыми мы познакомились, были выходцами из Африки. Мы обнаружили, что эти студенты с большим удовольствием общаются, чем китайские студенты» (магистрант гр. МОРЯ - 21, Чжан Юйхань, КНР).

Заключение

Таким образом, формирование, развитие и совершенствование профессиональных компетенций магистрантов происходит непосредственно в процессе практической деятельности, учебной и производственной практик, во время которых магистранты решают учебные и педагогические задачи, развивают психологическую готовность к работе с иностранцами, являющимися представителями разных культур. Наблюдательность, педагогическое воображение, толерантность, гибкость, чуткость, способность к эмпатии, учёту национальных и культурных особенностей обучающихся - психолого-педагогические качества, являющиеся важной составляющей профессиональной компетенции преподавателя РКИ, которые формируются только в процессе педагогической практики, в живом общении с иностранными студентами.

Л и т е р а т у р а

1. Гершанова, А. Ф. Пути повышения эффективности формирования профессиональной компетенции у будушцх преподавателей русского языка как иностранного / А. Ф. Гершанова, Т. Б. Журавлёва. - Текст : непосредственный // Осенние коммуникативные чтения : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 29 ноября 2019 г.) / О. Ю. Иванова. - Москва : Редакционно-издательский дом Российского нового университета, 2020. - С. 32-39.

2. Анциферова, О. В. Организация онлайн-урока в формате смешанного обучения в рамках педагогической практики / О. В. Анциферова, Т. Н. Колосова, Т. И. Попова, К. А. Щукина. - Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. - 2022. - № 4 (293). - С. 11-19.

3. Кашпирева, Т. Б. Формирование профессиональных компетенций будущего учителя русского языка как иностранного в условиях информатизации образования / Т. Б. Кашпирева. - Текст : непо-

средственный // Образование: традиции и инновации: Материалы X международной научно-практической конференции. - Прага, 17 декабря 2015 года. - Прага : World Press, 2016. - С. 100-102.

4. Клобукова, Л. П. Активная педагогическая практика / Л. П. Клобукова. - Текст : непосредственный // Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания: учебно-методическое пособие / Под редакцией М. Л. Ремнёвой, Е. Л. Бархударовой, Е. Н. Виноградовой. - Москва : Ключ-С, 2016. - С. 373-383.

5. Федотова, Н. Л. Формирование профессионально-методической компетентности при обучении будущих преподавателей-русистов (практический курс по методике преподавания РКИ) / Н. Л. Федотова. - Текст : непосредственный // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ: В 15 т. Гранадский университет; фонд «Русский мир». - Санкт-Петербург, 2015. - С. 1028-1033.

6. Федотова, И. Б. Педагогическая подготовка магистрантов к реализации обучающего и воспитательного потенциала курса «Русский язык как иностранный» / И. Б. Федотова, Н. Г. Шабдаро-ва. - Текст : непосредственный // Вестник Пятигорского государственного университета. - 2017. -№ 4. - С. 236-239.

7. Докучаева, Л. П. Теория без практики мертва?! / Л. П.. Докучаева, В. В. Коломенская. - Текст : непосредственный // Учебная и производственная практики в системе профессиональной подготовки будущих специалистов: опыт организации и современные требования (тенденции): Материалы межвузовской научно-методической конференции. - Благовещенск, 12 февраля 2015 года. - Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2015. - С. 208-214.

8. Конева, Н. Н. Педагогическая практика в становлении преподавателя русского языка как иностранного / Н. Н. Конева. - Текст : непосредственный // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка: коллективная монография. - Москва : Спутник+, 2017. - С. 331-335.

9. Дишкант, Е. В. Кейсовые задания с национально-региональным компонентом при обучении РКИ / Е. В. Дишкант, М. В. Скрябина, Ю. Р. Кривошапкина, А. И. Слепцова. - Текст : непосредственный // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - № 12 (80) - С. 215-221.

10. Дишкант, Е. В. Из опыта разработки учебного пособия по страноведению «Путешествие по России» для иностранных студентов / Е. В. Дишкант. - Текст : непосредственный // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 12 (102). - Ч. 4 - С. 28-32.

11. Дишкант, Е. В. Национально-региональный компонент в обучении РКИ как средство развития поликультурной языковой личности (на примере СВФУ им. М.К. Аммосова) / Е. В. Дишкант. - Текст : непосредственный // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 12 (114). -Ч. 3. - С. 43-47.

12. Петрова, С.М. Российско-китайский клуб общения на русском языке «Алмаз» как эффективная форма развития коммуникативной компетенции обучающихся / С. М. Петрова, Г. Е. Жондорова.

- Текст : непосредственный // Филология и культура. - 2020. - № 4 (62). - С. 172-176.

13. Костикова, О.Ф., Проектная методика в обучении РКИ / О. Ф. Костикова, Е. Н. Чулкова. -Текст : непосредственный // Актуальные вопросы изучения иностранного языка в вузе: материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Рязань, 2021. - С. 133-139.

14. Петрова, С. М. Инновационная методика: литература, семиотика, графика в системе обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие / С. М. Петрова. - Якутск: Изд-во СВФУ, 2020. -128 с. - Текст : непосредственный.

R e f e r e n c e s

1. Gershanova, A. F. Puti povyshenija jeffektivnosti formirovanija professional'noj kompetencii u budushhih prepodavatelej russkogo jazyka kak inostrannogo / A. F. Gershanova, T. B. Zhuravljova. - Tekst : neposredstvennyj // Osennie kommunikativnye chtenija : sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (Moskva, 29 nojabrja 2019 g.) / O. Ju. Ivanova.

- Moskva : Redakcionno-izdatel'skij dom Rossijskogo novogo universiteta, 2020. - S. 32-39.

2. Anciferova, O. V. Organizacija onlajn-uroka v formate smeshannogo obuchenija v ramkah pedagogicheskoj praktiki / O. V. Anciferova, T. N. Kolosova, T. I. Popova, K. A. Shhukina. - Tekst : neposredstvennyj // Russkij jazyk za rubezhom. - 2022. - № 4 (293). - S. 11-19.

3. Kashpireva, T. B. Formirovanie professional'nyh kompetencij budushhego uchitelja russkogo jazyka kak inostrannogo v uslovijah informatizacii obrazovanija / T. B. Kashpireva. - Tekst : neposredstvennyj //

Obrazovanie: tradicii i innovacii: Materialy X mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Praga, 17 dekabrja 2015 goda. - Praga : World Press, 2016. - S. 100-102.

4. Klobukova, L. P. Aktivnaja pedagogicheskaja praktika / L. P. Klobukova. - Tekst : neposredstvennyj // Russkij jazyk kak inostrannyj: lingvodidakticheskie i lingvokul'turologicheskie osnovy prepodavanija: uchebno-metodicheskoe posobie / Pod redakciej M. L. Remnjovoj, E. L. Barhudarovoj, E. N. Vinogradovoj. - Moskva : Kljuch-S, 2016. - S. 373-383.

5. Fedotova, N. L. Formirovanie professional'no-metodicheskoj kompetentnosti pri obuchenii budushhih prepodavatelej-rusistov (prakticheskij kurs po metodike prepodavanija RKI) / N. L. Fedotova. - Tekst : neposredstvennyj // Russkij jazyk i literatura v prostranstve mirovoj kul'tury: materialy XIII Kongressa MAPRJaL: V 15 t. Granadskij universitet; fond «Russkij mir». - Sankt-Peterburg, 2015. - S. 1028-1033.

6. Fedotova, I. B. Pedagogicheskaja podgotovka magistrantov k realizacii obuchajushhego i vospitatel'nogo potenciala kursa «Russkij jazyk kak inostrannyj» / I. B. Fedotova, N. G. Shabdarova. - Tekst : neposredstvennyj // Vestnik Pjatigorskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2017. - № 4. - S. 236-239.

7. Dokuchaeva, L. P. Teorija bez praktiki mertva?! / L. P.. Dokuchaeva, V. V. Kolomenskaja. - Tekst : neposredstvennyj // Uchebnaja i proizvodstvennaja praktiki v sisteme professional'noj podgotovki budushhih specialistov: opyt organizacii i sovremennye trebovanija (tendencii): Materialy mezhvuzovskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. - Blagoveshhensk, 12 fevralja 2015 goda. - Blagoveshhensk: Blagoveshhenskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2015. - S. 208-214.

8. Koneva, N. N. Pedagogicheskaja praktika v stanovlenii prepodavatelja russkogo jazyka kak inostrannogo / N. N. Koneva. - Tekst : neposredstvennyj // Sovremennye tendencii v razvitii metodiki prepodavanija russkogo jazyka: kollektivnaja monografija. - Moskva : Sputnik+, 2017. - S. 331-335.

9. Dishkant, E. V. Kejsovye zadanija s nacional'no-regional'nym komponentom pri obuchenii RKI / E. V. Dishkant, M. V. Skrjabina, Ju. R. Krivoshapkina, A. I. Slepcova. - Tekst : neposredstvennyj // Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika. - 2020. - № 12 (80) - S. 215-221.

10. Dishkant, E. V. Iz opyta razrabotki uchebnogo posobija po stranovedeniju «Puteshestvie po Rossii» dlja inostrannyh studentov / E. V. Dishkant. - Tekst : neposredstvennyj // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. - 2020. - № 12 (102). - Ch. 4 - S. 28-32.

11. Dishkant, E. V. Nacional'no-regional'nyj komponent v obuchenii RKI kak sredstvo razvitija polikul'turnoj jazykovoj lichnosti (na primere SVFU im. M.K. Ammosova) / E. V. Dishkant. - Tekst : neposredstvennyj // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. - 2021. - № 12 (114). - Ch. 3. -S. 43-47.

12. Petrova, S.M. Rossijsko-kitajskij klub obshhenija na russkom jazyke «Almaz» kak jeffektivnaja forma razvitija kommunikativnoj kompetencii obuchajushhihsja / S. M. Petrova, G. E. Zhondorova. - Tekst : neposredstvennyj // Filologija i kul'tura. - 2020. - № 4 (62). - S. 172-176.

13. Kostikova, O.F., Proektnaja metodika v obuchenii RKI / O. F. Kostikova, E. N. Chulkova. - Tekst : neposredstvennyj // Aktual'nye voprosy izuchenija inostrannogo jazyka v vuze: materialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. - Rjazan', 2021. - S. 133-139.

14. Petrova, S. M. Innovacionnaja metodika: literatura, semiotika, grafika v sisteme obuchenija russkomu jazyku kak inostrannomu: ucheb. posobie / S. M. Petrova. - Jakutsk: Izd-vo SVFU, 2020. -128 s. - Tekst : neposredstvennyj.

ÁtrátrÁtr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.