Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ МАГИСТРАНТОВ В СВФУ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ МАГИСТРАНТОВ В СВФУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАНЦЫ / СТРАНЫ АФРИКИ / ФДОП / РУССКИЙ ЯЗЫК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МАГИСТРАТУРА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / КОМПЕТЕНЦИИ / МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ / NEFU / FOREIGNERS / AFRICAN COUNTRIES / FACULTY OF PRE-UNIVERSITY EDUCATION AND TRAINING / RUSSIAN LANGUAGE / VOCATIONAL TRAINING / MASTER'S PROGRAM / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATIONS / COMPETENCIES / MEDICAL INSTITUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Милана Николаевна, Умару Исса Сиссе

Актуальность представленной статьи обусловлена: реализацией основных положений стратегии развития российского государства в связи с укреплением русского языка в стране и его продвижением в мире; увеличением количества иностранных студентов из стран Африки и Ближнего Востока в СВФУ и проблемой их обучения на негуманитарных специальностях; необходимостью поиска эффективных форм обучения иностранцев. В настоящее время наибольшее количество иностранцев из вышеназванных регионов обучается в Медицинском институте. В связи с этим возникают проблемы, практическое разрешение которых будет способствовать более эффективному их обучению в данном российском вузе. Цель данной статьи - выявление эффективных форм и приемов обучения иностранцев в Мединституте, что предполагает решение ряда задач: формирование индивидуальной образовательной траектории обучения иностранцев, разработку эффективных форм профессионально ориентированной языковой подготовки их обучения по выбранной специальности, усиление междисциплинарных связей, развитие навыков научно-исследовательской работы в соответствии с требованиями ФГОС. Иностранцы, обучающиеся в СВФУ, проходят разные ступени, от бакалавра до магистранта и аспиранта. Как показала практика, иностранцы, обучающиеся в магистратуре, не знают специфики российского образования, не владеют навыками научного исследования. В ходе работы решались сопутствующие проблемы: расширение языковой компетенции зарубежного магистранта на основе создания профессионально-ориентированного глоссария; приобщение иностранцев к научно-исследовательской деятельности посредством участия в конференциях разного уровня, междисциплинарных семинарах, в написании научных статей, поисковой работе по теме научного исследования, в создании собственного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Милана Николаевна, Умару Исса Сиссе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF TRAINING FOREIGN UNDERGRADUATE STUDENTS AT NEFU

The relevance of the article is due to: the implementation of the main provisions of the development strategy of the Russian state in connection with the strengthening of the Russian language in the country and its promotion in the world; an increase in the number of foreign students from Africa and the Middle East at NEFU and the problem of their training in non-humanitarian specialties; the need to find effective forms of training for foreigners. Currently, the largest number of foreigners from these regions is studying at the Medical Institute. In this regard, problems arise, the practical solution of which will contribute to a more effective education of these students at our university. The purpose of this article is to identify effective forms and methods of teaching foreigners at the Medical Institute, which involves solving a number of problems: the formation of an individual educational trajectory of teaching foreigners, the development of effective forms of professionally oriented language training for their training in the chosen specialty, the strengthening of interdisciplinary ties, development of research skills, in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard. Foreigners studying at NEFU go through various levels, from bachelor to undergraduate and postgraduate student. As practice has shown, foreigners studying in magistracy do not know the specifics of Russian education; do not possess the skills of scientific research. In the course of the scientific research, the following problems were solved: expanding the language competence of a foreign undergraduate based on the creation of a professionally-oriented glossary; familiarization of foreigners with research activities through participation in conferences of various levels, interdisciplinary seminars, in the writing of scientific articles, research work on the topic of scientific research, in the creation of their own project.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ МАГИСТРАНТОВ В СВФУ»

УДК 378.048.2

М. Н. Петрова, Исса Умару Сиссе

Актуальные проблемы профессиональной подготовки иностранных магистрантов в СВФУ

СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Актуальность представленной статьи обусловлена: реализацией основных положений стратегии развития российского государства в связи с укреплением русского языка в стране и его продвижением в мире; увеличением количества иностранных студентов из стран Африки и Ближнего Востока в СВФУ и проблемой их обучения на негуманитарных специальностях; необходимостью поиска эффективных форм обучения иностранцев. В настоящее время наибольшее количество иностранцев из вышеназванных регионов обучается в Медицинском институте. В связи с этим возникают проблемы, практическое разрешение которых будет способствовать более эффективному их обучению в данном российском вузе. Цель данной статьи - выявление эффективных форм и приемов обучения иностранцев в Мединституте, что предполагает решение ряда задач: формирование индивидуальной образовательной траектории обучения иностранцев, разработку эффективных форм профессионально ориентированной языковой подготовки их обучения по выбранной специальности, усиление междисциплинарных связей, развитие навыков научно-исследовательской работы в соответствии с требованиями ФГОС. Иностранцы, обучающиеся в СВФУ, проходят разные ступени, от бакалавра до магистранта и аспиранта. Как показала практика, иностранцы, обучающиеся в магистратуре, не знают специфики российского образования, не владеют навыками научного исследования. В ходе работы решались сопутствующие проблемы: расширение языковой компетенции зарубежного магистранта на основе создания профессионально-ориентированного глоссария; приобщение иностранцев к научно-исследовательской деятельности посредством участия в конференциях разного уровня, междисциплинарных семинарах, в написании научных статей, поисковой работе по теме научного исследования, в создании собственного проекта.

Ключевые слова: СВФУ, иностранцы, страны Африки, ФДОП, русский язык, профессиональная подготовка, магистратура, междисциплинарные связи, компетенции, Медицинский институт.

M. N. Petrova, Issa Oumarou Cisse

Actual problems of training foreign undergraduate students

at NEFU

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The relevance of the article is due to: the implementation of the main provisions of the development strategy of the Russian state in connection with the strengthening of the Russian language in the country and its promotion in the world; an increase in the number of foreign students from Africa and the Middle East at NEFU

ПЕТРОВА Милана Николаевна - к.м.н., доцент кафедры Общественное здоровье и здравоохранение, общая гигиена и биоэтика, Медицинский институт, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, научный руководитель

E-mail mnpetrova@gmail.com

PETROVA Milana Nikolaevna - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Health and Health Care, General Hygiene and Bioethics of the Medical Institute, M.K. Ammosov NorthEastern Federal University, Scientific Supervisor.

СИССЕ Исса Умару - магистрант, Медицинский институт, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.

E-mail oissacisse2018@yahoo.com

CISSE Issa Oumarou - undergraduate student of the Medical Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

and the problem of their training in non-humanitarian specialties; the need to find effective forms of training for foreigners. Currently, the largest number of foreigners from these regions is studying at the Medical Institute. In this regard, problems arise, the practical solution of which will contribute to a more effective education of these students at our university. The purpose of this article is to identify effective forms and methods of teaching foreigners at the Medical Institute, which involves solving a number of problems: the formation of an individual educational trajectory of teaching foreigners, the development of effective forms of professionally oriented language training for their training in the chosen specialty, the strengthening of interdisciplinary ties, development of research skills, in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard. Foreigners studying at NEFU go through various levels, from bachelor to undergraduate and postgraduate student. As practice has shown, foreigners studying in magistracy do not know the specifics of Russian education; do not possess the skills of scientific research. In the course of the scientific research, the following problems were solved: expanding the language competence of a foreign undergraduate based on the creation of a professionally-oriented glossary; familiarization of foreigners with research activities through participation in conferences of various levels, interdisciplinary seminars, in the writing of scientific articles, research work on the topic of scientific research, in the creation of their own project.

Keywords: NEFU, foreigners, African countries, Faculty of pre-university education and training, Russian language, vocational training, master's program, interdisciplinary communications, competencies, Medical Institute.

Введение

Стратегия развития российского государства связана с укреплением русского языка в стране и его продвижением в мире. В последнее время русский язык приобретает все большую популярность, не случайно его называют фактором «мягкой силы» межкультурной коммуникации [1]. В связи с этим каждый год в вузах Российской Федерации увеличивается количество иностранных студентов из разных стран и, в частности, из стран Африканского континента. Советско-африканские академические связи имеют давние традиции. Многие руководители стран Африки и представители научной и технической интеллигенции этого региона в разные годы получили высшее образование в вузах Советского Союза. В настоящее время параметры российско-африканского партнерства существенно расширяются. И у этих отношений есть определённая перспектива, поскольку масштабы сотрудничества должны соответствовать темпам формирования многополюсного миропорядка и взаимным интересам наших стран. Сегодня становится очевидной связь между судьбой стран, народов Африки и глобальным благополучием [2]. Предстоящее десятилетие предвещает повышение степени приоритетности российско-африканских отношений. Чётко обозначилась тенденция к усилению включённости данного континента в глобальное политико-экономическое пространство, в глобальные информационно-коммуникационные сети. Укрепление многополярности системы международных отношений, диверсификация национальных интересов повышают внешнеполитическую активность африканцев. Проблемы ускорения развития континента обсуждались на всех саммитах «группы восьми». Принимаются меры по развитию системы образования и здравоохранения, дорожно-транспортной и энергетической инфраструктур стран Африки [3].

В 2006 г. была вписана новая страница в историю России, когда В. В. Путин, первым из отечественных руководителей, посетил африканскую страну южнее Сахары — ЮАР, в результате чего удалось достигнуть договоренности о развитии двустороннего экономического сотрудничества и подтвердить общую стратегию на экономизацию российской внешней политики. О серьезности намерений дальнейшего всестороннего развития российско-африканских отношений свидетельствует первый саммит «Россия-Африка», состоявшийся в Сочи 24 октября 2019 г. под девизом «За мир, безопасность и развитие». В рамках столь масштабного мероприятия, не имевшего аналогов в истории российско-африканских отношений, были определены приоритетные направления сотрудничества. В итоговой декларации, принятой по итогам Саммита, изложены согласованные цели и задачи дальнейшего развития российско-африканского сотрудничества в таких сферах, как совместные исследовательские проекты, расширение контактов между университетами и крупными исследовательскими центрами Российской Федерации и африканских государств, проведение научных конференций и семинаров, поощрение

дальнейших обменов студентами, их совместное обучение, сотрудничество в академической области, здравоохранения; укрепление национальных систем здравоохранения и повышение их надежности и устойчивости в борьбе с эпидемиями, пандемиями и другими проблемами в сфере общественного здравоохранения; образование, реализация программы профессиональной подготовки и академических обменов и расширение их возможностей при помощи повышения доступности образования, технической и профессиональной подготовки. Участники саммита Россия - Африка подтвердили, что получение качественного образования и развитие навыков применения полученных знаний могут стать движущей силой структурных экономических преобразований и индустриализации в африканских государствах, а также основой укрепления промышленного потенциала, необходимого для диверсификации экономики; уважение цивилизационного разнообразия и принятия позиции, что контакты между людьми и культурные обмены крайне важны для развития взаимопонимания, дружбы и сотрудничества между народами Российской Федерации и африканских государств.

Иностранцы в СВФУ

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова является признанным научно-исследовательским, образовательным центром на северо-востоке Российской Федерации. В 2012 г. в СВФУ была открыта кафедра русского языка как иностранного (РКИ). Тогда на кафедре обучалось семь иностранцев (4 человека из Вьетнама, 2 - из Турции и 1 - из Гайаны). Сегодня в СВФУ обучается около 400 иностранцев из разных регионов мира (США, Латинская Америка, Европа, Азиатско-Тихоокеанский регион, Монголия и др.). Это бакалавры, магистранты, аспиранты, студенты по программе академической мобильности, а также обучающиеся по индивидуальному графику. В последнее время на обучение в СВФУ приезжают молодые люди из стран Ближнего Востока и Африки. Поэтому актуальным становится развитие русистики в СВФУ в этом направлении [4].

Приехав из разных стран, молодые люди попадают в незнакомую им обстановку, с другим климатом, со своими региональными особенностями. Прежде всего, они вынуждены пройти холодовую адаптацию, что нередко негативно сказывается на их самочувствии и настроении. Особенно это касается приезжающих из африканских стран. Далее перед ними стоит проблема социализации в новом обществе, связанном с местной кухней, продуктами питания. Прибыв из стран, где основным продуктом питания были фрукты, овощи, иностранцы вынуждены привыкать к мясной и молочной пище. И, наконец, попав в другую языковую среду, иностранцы испытывают стресс от незнания русского языка, неумения общаться с местным населением. Эта языковая адаптация затягивается надолго и зависит от самого человека. Максимально сократить языковую адаптацию и помочь преодолеть все другие трудности в наибольшей степени помогают преподаватели кафедры русского языка как иностранного филологического факультета СВФУ [5]. Перед ними стоит очень трудная задача не только обучить иностранцев русскому языку «с нуля», но и помогать им решать многие проблемы адаптации к новому месту проживания и учебы. Преподаватели кафедры РКИ проводят экскурсии в музеи г. Якутска (Музей Хомуса, Музей мамонта, Краеведческий музей им. Е.М. Ярославского, Литературный музей им. П.А. Ойунского, в Царство вечной мерзлоты), совместно с обучающимися вечера по литературе, организуют праздники, популярные в России (Новый год, Масленица, День славянской письменности, Пушкинский день, Международный день студентов, Конкурсы Мисс и Мистер и др.). [6]. Пройдя 9 месяцев обучения на кафедре РКИ и получив первичные

знания по выбранной специальности, иностранцы поступают в различные учебные подразделения СВФУ Чаще всего они выбирают Медицинский институт. В настоящее время на разных отделениях МИ обучаются 37 человек из стран дальнего зарубежья, из них 8 человек из стран Африки (Гаити, Замбия, Зимбабве, Камерун, Мозамбик, Намибия, Нигер). Появление в СВФУ молодых людей из Африки обусловлено современной международной политикой российского государства. В то же время пребывание иностранцев из Африки, с одной стороны, вызывает интерес местного населения, с другой стороны, возникают проблемы с их социализацией в но-

вую среду обитания, с обучением, прежде всего, русскому языку. В связи с этим важно создать условия, необходимые для интеграции иностранцев в социокультурную, образовательную, языковую среду самого северного вуза Российской Федерации.

Одним из первых иностранных студентов, обучающихся в МИ, является Хагер Артуро Па-редес Техада из Перу. Помимо учебной деятельности, он принимал активное участие в общественной жизни университета, был избран Президентом NEFU International, международной студенческой организации СВФУ, занимающейся с иностранными студентами. Члены NEFU International - это местные студенты, которые вместе с иностранцами проводят культурно-массовые мероприятия, вечера, фестивали, встречи. Их деятельность во многом способствовала развитию разговорного русского языка иностранцами. В МИ успешно обучается студент Матьюс Чуши из Замбии. Его будущая специализация «Врач-эпидемиолог», область научных интересов — особо опасные инфекции. Студент показал себя серьезным исследователем и представлял результаты своего научного исследования на конференциях МИ.

В 2014 г. в Медицинском институте был осуществлен первый набор в академическую магистратуру «Общественное здравоохранение», в 2015 г. - в прикладную магистратуру. Руководитель образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Общественное здоровье», д.м.н., профессор, заведующий кафедрой «Общественное здоровье и здравоохранение, общая гигиена и биоэтика» Н.В. Саввина уделяет большое внимание всестороннему развитию магистрантов. В настоящее время на 1 и 2 курсах обучается 22 магистранта, в т.ч. 3 магистранта из Индонезии и Нигера. Первыми зарубежными магистрантами Медицинского института являются Винда Яни Синамбелла, Хабиби Мухаммад Сиахиди из Индонезии и Исса Сиссе Умару из Нигера. Исса приехал в Якутск в 2018 году. Он прошёл обучение на ФДОП, на кафедре РКИ изучал русский язык «с нуля», затем поступил в магистратуру Медицинского института по направлению «Общественное здоровье». Тема его научного исследования связана с изучением механизмов повышения доступности медицинской помощи в Нигере в условиях социального неравенства.

Согласно учебному плану магистратуры «Общественное здравоохранение», иностранцы изучают такие дисциплины, как «Методология научных исследований», «Межкультурные коммуникации в профессиональной сфере», «Психология лидерства», что в значительной степени приобщает их к научно-исследовательской деятельности. Планомерное представление результатов исследований помогает молодым учёным овладеть общепрофессиональными компетенциями из категорий «Научная и организационная деятельность», «Информационная безопасность», «Организация публичных мероприятий», качественно структурировать свою научную работу и лучше подготовиться к публичной защите магистерской диссертации.

В процессе научно-исследовательской работы укрепляется межкафедральное взаимодействие, целью которого является разностороннее комплексное изучение ряда современных научных вопросов. Магистранты готовят доклады по результатам проведенных исследований в научных мероприятиях, организованных выпускающей кафедрой, о положении дел в общественном здравоохранении, новых профилактических и организационных технологиях. Зарубежные магистранты принимают самое активное участие в подготовке и проведении ежегодных, ставших уже традиционными, студенческих олимпиад. Помимо научных мероприятий, магистранты активно участвуют в культурных мероприятиях кафедры, что позволяет в кратчайшие сроки освоить универсальные компетенции категорий «Коммуникация» и «Межкультурное взаимодействие».

Индивидуально-образовательная траектория обучения иностранных магистрантов

Однако главной проблемой обучения иностранных магистрантов является языковая проблема. Ограниченная лексика, фонетические ошибки в произношении, неумение выразить свою мысль, неразвитая устная речь - именно с такими проблемами приходят в Медицинский институт первокурсники. Естественно, что они испытывают дискомфорт в процессе обучения

специальности. В связи с этим уже на первом курсе возникает необходимость дополнительных усилий для ликвидации этих проблем.

Здесь важную роль должна сыграть индивидуально-образовательная траектория профессионально ориентированного обучения. Практика показала, что уже на первом этапе обучения русскому языку важно использование профессиональной лексики медиков. Нами разработан иллюстрированный алфавит на основе медицинской терминологии, что расширяет диапазон понимания значения того или иного слова (например, «в» - врач, «р» - рука и т.д.). Особую трудность представляет работа над правильным фонетическим произношением. Иностранцы путают звуки «ч» и «к» (человеческий), «ш» и «щ», предлог «в» произносят как «ви» (ви классе). На следующем этапе важно развить их устную связную речь, чему способствует написание различных видов письменных работ, например, слуховой и зрительный диктанты с использованием медицинской лексики.

Все это подготавливает иностранцев к работе с научными текстами, чему способствует составление медицинского глоссария, конспектирование научных статей, умение пересказывать прочитанное, излагать свою мысль, быть готовым к публичным выступлениям на конференциях, семинарах.

Пройдя все этапы подготовки к научно-исследовательской деятельности, иностранные магистранты могут участвовать в междисциплинарных мероприятиях вместе с педагогами, психологами, филологами и др.

Заключение

Предпринятый анализ ситуации обучения иностранных магистрантов в Мединституте позволил выявить наиболее эффективные формы, приемы и методы для научно-исследовательской работы и сделать следующие выводы:

- обучение иностранных магистрантов в МИ должно быть не только профессионально ориентированным, но и предполагать междисциплинарные связи;

- в ходе занятий необходимо формировать профессиональную речь будущего медика, что будет способствовать лучшему усвоению специальных научных терминов;

- важно учить не только профессиональным терминам, но и развивать культуру речи, формировать гуманитарный взгляд на будущую профессию;

- необходимо развивать у иностранных магистрантов не только прагматические компетенции в сфере языка будущей специальности, но и отрабатывать лексико-грамматические конструкции научного стиля речи.

В будущем необходимо разработать электронное приложение, которое позволило бы совместить научно-методический выверенный материал обучения с интерактивными и аудиовизуальными возможностями информационно-коммуникационных технологий. Для этого необходимо продолжить научно-исследовательскую и методическую деятельность в области использования дистанционных форм и электронных средств обучения для совершенствования полученных навыков.

Многие иностранцы, обучившись в СВФУ, вернулись на родину, продолжили учебу в центральных вузах. Среди них немало своего рода «звезд», которые запомнились не только как студенты, но и как активисты, принимавшие активное участие в общественной и научно-исследовательской деятельности нашего университета. Это Джон Андерсен (Гайана), выпускник финансово-экономического института, в настоящее время аспирант СВФУ, Аниргарик Чу-луунхуу (Монголия), с отличием окончивший Институт математики, Лыу Тхи Хуен, окончившая Отделение PR ФЛФ и ставшая первой во Вьетнаме, получившей высшее образование по этой специальности. В настоящее время она является магистранткой одного из вузов Санкт-Петербурга. Первым иностранцем, защитившим диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук в СВФУ, стал аспирант ИМИ Су Линдэ из КНР.

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова по праву считается кузницей научных кадров, где иностранцы получают качественное высшее образование.

Литература

1. Orekhovskaya N.A., Zamaraeva E.I., Shikh E.V., Galushkin A.A., Platonova R.I., Ishmuradova A.M. Russian language as a factor of soft power in cross-cultural communication: overcoming the crisis//XLinguae. - T. 12. - №4. - 2019. - P. 155-164.

2. Российский совет по международным делам.ЦЯЪ: https://russiancouncil.ru/ (дата обращения 25.03.2020)

3. Пахомов Н. Африканский вектор российской дипломатии // «Политком.га»: Информационный сайт политических комментариев. URL:http://politcom.ru/3349.html/ (дата обращения 25.03.2020)

4. Саммит. Экономический форум Россия-Африка. URL: https://summitafrica.ru/ (дата обращения 25.03.2020)

5. Петрова С.М. СВФУ — Международный координационный центр по русистике // Серия «Педагогика. Психология. Философия» «Вестник СВФУ». - 2019. - №3(15). - С. 24-27.

6. Антонова Л.Н., Толстякова К.П. Учебники по русскому языку как иностранному: из опыта работы на подготовительном факультете в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова // Русистика. - 2019. - Т. 17. - №1. - С. 103-114.

7. Дишкант Е.В. Педагогические аспекты изучения русской национальной культуры иностранными студентами // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2018. - № 1 (09). - С. 5-13.

References

1. Orekhovskaya N.A., Zamaraeva E.I., Shikh E.V., Galushkin A.A., Platonova R.I., Ishmuradova A.M. Russian language as a factor of soft power in cross-cultural communication: overcoming the crisis//XLinguae.-T. 12-№4.-2019-P. 155-164;

2. Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam. URL: https://russiancouncil.ru/(data obrashhenija 25.03.2020);

3. Pahomov N. Afrikanskij vektor rossijskoj diplomatii//«Politkom.ru»: Informacionnyj sajt politicheskih kommentariev. URL:http://politcom.ru/3349.html/ (data obrashhenija 25.03.2020);

4. Sammit.Jekonomicheskij forum Rossija-Afrika. URL: https://summitafrica.ru/ (data obrashhenija 25.03.2020);

5. Petrova S.M. SVFU — Mezhdunarodnyj koordinacionnyj centr po rusistike//Serija «Pedagogika. Psihologija. Filosofija» Vestnika SVFU.-2019-№3(15).-S.24-27;

6. Antonova L.N., Tolstjakova K.P. Uchebniki po russkomu jazyku kak inostrannomu: iz opyta raboty na podgotovitel'nom fakul'tete v Severo-Vostochnom federal'nom universitete imeni M.K.Ammosova//Rusistika.-2019-T.17.-№1- s. 103-114.

7. Dishkant E.V. Pedagogicheskie aspekty izuchenija russkoj nacional'noj kul'tury inostrannymi studentami// Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova. Serija: Pedagogika. Psihologija. Filosofija.-2018-№ 1 (09). - S. 5-13.

^ïHîr^îr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.