4. Куракина И.И. Теория и история традиционного прикладного искусства в профильном высшем образовании. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2018.
5. Ванюшкина Л.М., Тихомиров С.А. Научно-педагогическая школа В.Ф. Максимович «Теория и практика непрерывного профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства»: феноменологическая характеристика. Традиционное прикладное искусство и образование. 2019; № 2 (28): 56 - 66.
6. Куракина И.И. Теория и история традиционного прикладного искусства в профильном высшем образовании. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2018.
7. Тихомиров С.А., Куракина И.И. Деятельность диссертационного совета. Реферированный обзор защищенных диссертационных исследований. Высшая школа народных искусств: история становления академии: коллективная монография. Под редакцией В.Ф. Максимович. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2018: 60 - 69.
References
1. Maksimovich V.F. Problemy professional'nogo obrazovaniya v oblasti narodnyh hudozhestvennyh promyslov i puti ih resheniya. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2011; № 1: 1 - 6.
2. Andreeva (Zhukova) N.Yu. Dvuhurovnevaya sistema vysshego obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2008; № 4.
3. Borisova O.A. Bolonskaya konvenciya - «pogonya» za ballami ili vopros kachestva znanij? Obrazovanie, 'ekonomika, obschestvo. Nauchno-prakticheskij obrazovatel'nyj zhurnal. 2007; № 3: 5 - 8.
4. Kurakina I.I. Teoriya iistoriya tradicionnogoprikladnogo iskusstva vprofil'nom vysshem obrazovanii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2018.
5. Vanyushkina L.M., Tihomirov S.A. Nauchno-pedagogicheskaya shkola V.F. Maksimovich «Teoriya i praktika nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya v sfere tradicionnogo prikladnogo iskusstva»: fenomenologicheskaya harakteristika. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2019; № 2 (28): 56 - 66.
6. Kurakina I.I. Teoriya i istoriya tradicionnogo prikladnogo iskusstva vprofil'nom vysshem obrazovanii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2018.
7. Tihomirov S.A., Kurakina I.I. Deyatel'nost' dissertacionnogo soveta. Referirovannyj obzor zaschischennyh dissertacionnyh issledovanij. Vysshaya shkola narodnyh iskusstv: istoriya stanovleniya akademii: kollektivnaya monografiya. Pod redakciej V.F. Maksimovich. Sankt-Peterburg: VShNI, 2018: 60 - 69.
Статья поступила в редакцию 03.12.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10100
Arkhangelskaya O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Deputy Director for Scientific Work, Institute of Traditional Applied Art of the Higher School of Folk Arts
(Academy) (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Shamray N.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
DETERMINATION OF THE STRUCTURE OF NECESSARY AND SUFFICIENT KNOWLEDGE OF UNIVERSITY GRADUATES IN THE FIELD OF TRADITIONAL APPLIED ARTS IN ORDER TO IMPLEMENT PROFESSIONAL ADAPTATION. The article analyses various factors of the external environment affecting the formation of necessary and sufficient knowledge of graduates of universities in the field of traditional applied art. Versions of factors affecting the adequacy of knowledge are presented. Regulatory documents allowing to highlight additional knowledge and skills demanded by time are considered. Additional knowledge is intended to expand the competitiveness of university graduates in the field of traditional applied art in the labor market. Promising knowledge, in the field of legal and economic sciences, necessary for adaptation of graduates on the labor market at the present stage has been identified. The conclusion outlines the additional knowledge and skills that a graduate should possess in the field of traditional applied arts and folk crafts.
Key words: state standard of higher education, concept, technology, project method, peculiarities of labor market, sufficient knowledge in field of traditional applied arts, professional adaptation in labor market, demand and supply for labor, continuous professional education.
О.В. Архангельская, канд. пед. наук, зам. директора по НР, Институт традиционного прикладного искусства Высшей школы народных искусств
(академия), г. Москва, E-mail: [email protected]
Н.Н. Шамрай, д-р пед. наук, проф., Высшая школа народных искусств (академия), Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ НЕОБХОДИМЫХ И ДОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ В ОБЛАСТИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
В статье проанализированы различные факторы внешней среды, влияющие на формирование необходимых и достаточных знаний выпускников вузов в области традиционного прикладного искусства. Представлены варианты факторов, влияющих на достаточность знаний. Рассмотрены нормативные документы, позволяющие выделить дополнительные знания и умения, востребованные временем. Дополнительные знания призваны расширить конкурентоспособности выпускников вузов в области традиционного прикладного искусства на рынке труда. Выделены перспективные знания в области юридических и экономических наук, необходимые для адаптации выпускников на рынке труда на современном этапе. В заключение изложены дополнительные знания и навыки, которыми должен владеть выпускник в области традиционного прикладного искусства и народных промыслов.
Ключевые слова: государственный стандарт высшего образования, концепция, технологии, метод проектов, особенности рынка труда, достаточные знания в области традиционного прикладного искусства, профессиональная адаптация на рынке труда, спрос и предложение на рабочую силу, непрерывное профессиональное образование.
Образование и наука определяют уровень развития государства, его производительных сил и производственных отношений. Объем знаний выпускников вуза, представляющих в будущем производительные, силы может быть рассмотрен как совокупность необходимых (минимальных) знаний для работы специалиста. Знания представляют собой перечень компетенций, заявленных в стандарте образования. Вопрос достаточности знаний требует уточнения области их применения, мы рассмотрим его в целях реализации профессиональной адаптации выпускников на рынке труда.
Необходимость знаний студентов определяется Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и представлена в виде обязательных требований при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования. ФГОС вводится в практику приказом министерства, следовательно, является обязательным к исполнению в бюджетных образовательных учреждениях. Документ содержит перечень областей, которые составляют профессиональную деятельность будущего выпускника, объектов и видов профессиональной деятельности студентов. В ФГОС охарактеризованы профессиональные задачи, которые должен решать выпускник, и требования к результатам освоения программы,
представленные в виде общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций. Стандарт не определяет применяемые образовательные технологии при реализации программ и предоставляет право применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, что дает некоторые возможности для педагогического поиска. В разработанном учебном плане по специальности 54.03.02 - «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» по профилю «Художественная вышивка» более 62% времени за весь период обучения отводится на практические занятия и около 27% - на самостоятельную работу студентов, что дает некоторый резерв для совершенствования содержания образования и возможности на реализацию в учебном процессе.
Вопрос достаточности знаний, которыми будут обладать выпускники вузов в области ТПИ с целью их дальнейшей профессиональной адаптации, является интересным для исследования, он носит универсальный характер с некоторыми поправками в зависимости от отраслевой принадлежности вуза.
Для вузов профессиональная адаптация выпускников будет зависеть от факторов внешней среды, таких как уровень развитие российского общества, науки, образования и производства.
1. В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» отмечается возрастание роли человеческого капитала в обществе, где он является одним из основных факторов экономического развития [1]. В долгосрочном прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года отмечается необходимость формирования гибкой и диверсифицированной системы профессионального образования, которая бы отвечала требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики в части образовательных программ [2]. В этих документах определены цели образования, пути их достижения и ожидаемые результаты развития образования. Как отмечено в правительственных актах, решение задач социально-экономического развития возможно, если будут решены задачи в области образования:
- в профессиональном образовании будет сделан акцент на внедрении и развитии инноваций, которые позволят выпускникам вузов обеспечить высокий уровень экономики;
- модели деятельности вуза будет присуща инновационная политика развития, которая коснется содержания образовательных программ, технологий обучения по подготовке студента - достойного конкурента на рынке труда;
- на деле внедрены вариативные образовательные программы с возможностью учета индивидуальных потребностей и возможностей студентов, выстроенной индивидуальной траекторией обучения;
- шире использованы в образовательной среде технологии проектного обучения;
- учтены особенности молодежной политики при внедрении инновационных проектов в различных областях науки и техники;
- внедрено в практику непрерывного образования направление «Образование в течение всей жизни»;
- квалификация руководителей и научно-педагогических работников вуза будет соответствовать современным требованиям [1].
2. На основании действующего документа, Приказа Министерства промышленности и торговли РФ от 18 февраля 2019 г N 451 «Об утверждении Положения о регистрации Министерством промышленности и торговли Российской Федерации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», в котором прописаны этапы регистрации на основании решения художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам соответствующего субъекта РФ (региональный Совет) и перечня организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществлялась до 27 января 2017 г за счет федерального бюджета (Приказ Минпромторга от 22 июня 2010 г), следует, что выпускники должны обладать знаниями и навыками, не только профессионального характера [3]. Из 76 заявленных в перечне наименований организаций около 80% в равных долях составляют следующие организационные формы: закрытое акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью, далее зарегистрированы производственные кооперативы, акционерные общества, открытые акционерные общества и государственные унитарные предприятия. Студенту необходимы практические знания и навыки в области организационных форм предприятий и организаций, используемых в настоящее время в народных художественных промыслах, их особенностях и отличиях. Нормативные документы предполагают также возможность заявить о себе и мастерам народных художественных промыслов - индивидуальным предпринимателям (изготовителям) в других современных формах организации деятельности - самозанятые граждане. Важной составляющей при открытии своего дела является вопрос налогообложения с возможными льготами, облегченным входом и выходом при регистрации, патентной системой налогообложения для самозанятых. Знания и практический опыт в этом направлении деятельности является существенным для выпускников вуза в области традиционных художественных промыслов.
Нормативные документы для регистрации образцов изделий народных художественных промыслов в качестве образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства предполагают, что выпускники должны иметь навыки заполнения документов (в качестве примера):
- при обращении в художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам соответствующего субъекта Российской Федерации;
- при оформлении художественно-исторической справки о традициях искусства народного художественного промысла, его художественно-стилевых особенностях и изготовителе изделий народных художественных промыслов;
- уметь последовательно описывать этапы изготовления представленных изделий в виде технологической карты, «дорожной карты» для понимания искомого процесса - творческого труда мастеров народных художественных промыслов.
Исходя из действовавших нормативных документов, следует, что зарегистрированными были производства народных художественных промыслов в городах Мстере, Палех, Холуй, где работают филиалы Высшей школы народных
Библиографический список
искусств (академии). Следовательно, для выпускников Высшей школы народных искусств (академии) и ее филиалов есть необходимость в знаниях, которые позволят организовать производство изделий народных художественных промыслов самостоятельно.
3. Мерилом всех мероприятий и предположительно достаточных знаний выпускников является рынок труда, который характеризуется категориями спрос и предложение. Как известно, знания, умения, навыки, физическая сила и многое другое являются товаром на этом рынке, и при прочих равных условиях спрос на специалиста определенной квалификации будет расти, если средняя заработная плата этого специалиста будет падать, предложение рабочей силы на рынке будет расти, если будет увеличиваться заработная плата. В состоянии равновесия, когда на графике кривая спроса и предложения пересекаются, возникают сделки и заключаются договора между работником и работодателем. Следует отметить, что рынок труда народных художественных промыслов имеет некоторые особенности, он отличается саморегулированием, так как основан на приоритете частной или других формах собственности, художник на этом рынке вправе самоопределяться с выбранным направлением деятельности, а также имеет право начать собственную предпринимательскую деятельность. Из проблем, которые характерны на данном рынке, можно выделить штучную востребованность высокохудожественных произведений ручного труда; отсутствие массовой потребности в изделиях специалистов народных художественных промыслов (влияет эмиграционная политика, воспитание, отсутствие рекламы народных художественных промыслов на различных уровнях); появление на рынке изделий из Китая.
Рынок труда выполняет определенные функции:
1. Социальные. Выявление востребованного на рынке труда качества образования, которому должны соответствовать выпускники вузов для успешной адаптации к рынку (открывать новые специальности, программы, уровни образования и др.). Обеспечение работнику определенного уровня жизни за счет получения материального вознаграждения за труд.
2. Экономические. Это обеспечение производственной и непроизводственной сферы достаточным количеством кадров определенной квалификации для эффективной работы экономики, отрасли, региона, предприятия.
Анализ развития рынка народных художественных промыслов в Германии и других западноевропейских странах показал, что возможно на сегодняшний день два направления развития: дальнейшее участие специалистов ТПИ в развитии сферы услуг в целом; путь участия в развитии конкретных регионов в формах эко-туризм в местах промыслов, региональный культурно-познавательный туризм, событийный туризм. Цель такого развития - повышение интереса молодежи к истокам культуры, налаживание коммуникативных связей с потребителями.
В исследованиях ученых отмечается, что выявленные особенности адаптации студентов к рынку труда позволяют рассматривать все обучение в системе, одним из элементов которой являются следующие модели: учебного занятия, учебного процесса, деятельности студента, деятельности выпускника, педагога-исследователя, учебного центра. В работах отмечается, что в процессе технологического образования искомые цели могут быть достигнуты, в частности при отработке навыков студентами в реальных трудовых (производственных) отношениях. При этом будут сформированы умения и освоены новые коммуникативные и профессиональные компетенции [4, с. 25].
Дополнительные знания и навыки, на наш взгляд, которыми должен владеть выпускник в области традиционного прикладного искусства и народных промыслов, это:
- участие и организация волонтерского движения в области ТПИ;
- проведение массовой просветительской и воспитательной работы в области ТПИ;
- экономическая и юридическая грамотность в области ТПИ;
- использование культурного наследия для удовлетворения духовных потребностей различных групп населения в процессе продвижения продукции ТПИ;
- знание основ продюсирования культурно-досуговых программ, организации и проведения различных форм социально-культурной деятельности населения в области ТПИ (фестивали, конкурсы, смотры, праздники, выставки) [5].
По нашему мнению, следует дополнить «багаж» выпускников навыками продвижения проектов, связанных с выставочно-просветительской деятельностью и реализацией произведений традиционно прикладного искусства (включая технологию самоокупаемости проекта, его безубыточности, прибыльности); экономической и юридической грамотностью в направлении ТПИ; навыками участия в социальных проектах любого уровня (местных, региональных), ориентированных на самоопределение личности.
Введение инновационного содержания, технологий в основные образовательные программы высшего образования предполагает расширение возможностей выпускников вузов традиционно прикладного искусства в процессе их профессиональной адаптации.
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Available at: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
2. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2030 года. Available at: http://economy.gov.ru/
3. Об утверждении Положения о регистрации Министерством промышленности и торговли Российской Федерации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 18 февраля 2019 г N 55314. Available at: http://ivo.garant.rU/#/document/72302738/paragraph/1
4. Шамрай Н.Н. Педагогические основы адаптации учащихся к условиям рынка труда в процессе технологического образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2000.
5. Архангельская О.В. Формирование экономической составляющей знаний выпускников художественных вузов в сфере социально-культурной и досуговой деятельности. Alma mater (Вестник высшей школы). 2019; № 7: 98 - 102.
References
1. Koncepciya Federal'noj celevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 2016 - 2020 gody. Available at: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
2. Prognoz dolgosrochnogo social'no-'ekonomicheskogo razvitiya rossijskoj federacii na period do 2030 goda. Available at: http://economy.gov.ru/
3. Ob utverzhdenii Polozheniya o registracii Ministerstvom promyshlennosti i torgovli Rossijskoj Federacii obrazcov izdelij narodnyh hudozhestvennyh promyslov priznannogo hudozhestvennogo dostoinstva po predstavleniyu organov ispolnitel'noj vlasti sub'ekiov Rossijskoj Federacii. Prikaz Ministerstva promyshlennosti i torgovli RF ot 18 fevralya 2019 g. N 55314. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/72302738/paragraph/1
4. Shamraj N.N. Pedagogicheskie osnovy adaptacii uchaschihsya k usloviyam rynka truda v processe tehnologicheskogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.
5. Arhangel'skaya O.V. Formirovanie 'ekonomicheskoj sostavlyayuschej znanij vypusknikov hudozhestvennyh vuzov v sfere social'no-kul'turnoj i dosugovoj deyatel'nosti. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2019; № 7: 98 - 102.
Статья поступила в редакцию 03.12.19
УДК 376 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10101
Burmistrova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University
(Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
Kulcheiko O.V., Ph.D. Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University
(Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF FORMATION OF SOCIALLY ADOPTED BEHAVIOR OF CHILDREN OF THE CHILDREN'S HOUSE. The article presents the results of practical work on the implementation of socio-pedagogical support aimed at solving the problems of forming models of socially approved behavior of pupils of the orphanage, taking into account the peculiarities of their socialization based on the use of technology activities of a social teacher to solve educational problems. The introduction substantiates the need for socio-pedagogical support for the formation of skills of socially approved behavior among inmates of orphanages, taking into account the specifics of the interaction of educators and inmates in a residential institution. The purpose of the study, which consists in developing and testing a mechanism for the formation of skills of socially approved behavior, taking into account the peculiarities of socialization of inmates of the orphanage, is achieved by solving research problems consisting in organizing the activities of the inmate and interacting with him on the basis of the activity approach. To solve the tasks used methods of theoretical (analysis, synthesis, comparison, generalization, modeling) and empirical (the study of pedagogical experience, observation, conversation, testing, experimental work) research. The article presents the results of comparative diagnostics and analysis of models and behavioral problems of teenage students living in the family and in the orphanage. In conclusion, it is concluded that it is possible to form skills and socially approved behaviors of children in orphanages during social and pedagogical support, taking into account the peculiarities of the interaction between teachers and pupils in a residential institution.
Key words: socialization, social and pedagogical support, socially approved behavior, institution of boarding type, pupil of the orphanage, orphans, children left without parental care.
Е.В. Бурмистрова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск,
E-mail: [email protected]
О.В. Кульчейко, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
В статье представлены результаты практической работы по реализации социально-педагогического сопровождения, направленного на решение проблем формирования моделей социально одобряемого поведения воспитанников детского дома с учетом особенностей их социализации на основе использования технологий деятельности социального педагога для решения воспитательных задач. Цель исследования, состоящая в разработке и апробации механизма формирования навыков социально одобряемого поведения с учетом особенностей социализации воспитанников детского дома, достигается решением задач исследования, состоящих в организации деятельности воспитанника и взаимодействия с ним на основе деятельностного подхода. Для решения поставленных задач использовались методы теоретического (анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование) и эмпирического (изучение педагогического опыта, наблюдение, беседа, тестирование, опытно-экспериментальная работа) исследования.
Ключевые слова: социализация, социально-педагогическое сопровождение, социально одобряемое поведение, учреждение интернатного типа, воспитанник детского дома, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.
Процесс социализации воспитанников учреждений интернатного типа, являющихся в большинстве своем жертвами социального сиротства, сопряжен с рядом проблем, которые связаны с их объективным психофизиологическим статусом и состоянием современного общества. Особенности социализации воспитанников детских домов, проявляющиеся в сфере развития самосознания, индивидуальной деятельности, общения, специфике поведения этих детей, осложняют отношения воспитателей и воспитанников детских домов, создают трудности во взаимоотношениях между воспитанниками, что ведет к возникновению отклонений в поведении воспитанников и требует учета данных особенностей в процессе формирования социально одобряемых моделей поведения.
В педагогической теории сопровождение рассматривается по-разному. Так, В.П. Слободчиков и Ф.М. Фрумин рассматривают его как помощь в личностном росте, установку на эмпатийное понимание и открытое общение с ребенком [1, с. 42]. А.В. Мудрик - как особую сферу педагогической деятельности, направленную на приобщение к социокультурным и нравственным ценностям, которые необходимы для развития и самореализации старшеклассников [2, с. 98]. С позиции И.А. Липского - это аспект социального взаимодействия с окружающими, в функции которых входит развитие ребенка посредством педагогического вза-
имодействия в различных жизненных ситуациях [3]. Для Ю.В. Слюсарева - это оказание психологической помощи, направленной на развитие самосознания личности, запускающей механизмы саморазвития и активизации собственных ресурсов человека [4, с. 37]. Социально-педагогическое сопровождение как комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на успешную социализацию и развитие личности подростков, ориентировано на создание педагогических, психологических, социальных условий для успешного обучения, воспитания и творческого самовыражения каждого ребенка в ситуациях школьного взаимодействия, целью которого является формирование у ребенка способностей к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию в различных ситуациях его жизненного становления [5, с. 98].
По мнению А.В. Мудрика, В.И. Слободчикова, С.Н. Чистяковой и др., социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социально одобряемого поведения воспитанников детского дома рассматривается как система действий педагога и предпринимаемых им мер, связанных с осознанием реальных возможностей развития определенной системы обучения и ориентированных на достижение моделируемого результата [6, с. 41]. Опираясь на позиции