был вручен подарок с канцелярскими принадлежностями, альбомами, книгами сказок и мягкой игрушкой. Для того чтобы провести чествование медицинского персонала, сказочные герои читали детям сказки перед дневным сном - «Сказка на ушко, ушко на подушке». В это время студенты вручили каждому работнику неврологического отделения альбом с детскими рисунками и пожеланиями, показали фильм об их благородной работе, вручили подарки от щедрых сердец студентов, педагогов и сотрудников Кемеровского государственного института культуры.
В итоге грамотно спланированная акция явилась и средством стратегического управления поведением внешней среды, некой пограничной зоной между реальной жизнью и художественным произведением для всех её участников.
Акция проводилась в течение недели, но благодаря правильной организации, особой энергии, специфическому переживанию времени и пространства во время театрализованных представлений, конкурсно-игровых программ и праздников были решены задачи, на которые обычно требуются месяцы.
Библиографический список
1. Петрова А.В. Благотворительность как социально-ролевое взаимодействие: теория и история процесса. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Екатеринбург, 2003.
2. Пономарев В.Д. Игровая технология как область профессиональной компетенции специалиста - режиссера театрализованных представлений и праздников. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. Кемерово: КемГУКИ, 2008; 4: 96 - 99.
3. Березина Е.М. Благотворительность в контексте социально-культурной практики. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств: науч.журн. - Челябинск; 2010: 4 (24): 54 - 6l
4. Черняк Е.Ф. Реализация научно творческих проектов вуза. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. Кемерово: КемГУКИ. 2007; 2: 161 - 164.
5. Юдина А.И., Кудрина Е. Социально-педагогическая концепция предупреждения социального сиротства: теоретико-методологические основания, методика и технология. Кемерово: КемГУКИ, 2013.
References
1. Petrova A.V. Blagotvoritel'nost' kak social'no-rolevoe vzaimodejstvie: teoriya i istoriya processa. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Ekaterinburg, 2003.
2. Ponomarev V.D. Igrovaya tehnologiya kak oblast' professional'noj kompetencii specialista - rezhissera teatralizovannyh predstavlenij i prazdnikov. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. Kemerovo: KemGUKI, 2008; 4: 96 - 99.
3. Berezina E.M. Blagotvoritel'nost' v kontekste social'no-kul'turnoj praktiki. Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademiikul'tury iiskusstv: nauch.zhurn. - Chelyabinsk; 2010: 4 (24): 54 - 61
4. Chernyak E.F. Realizaciya nauchno tvorcheskih proektov vuza. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskih iprikladnyh issledovanij. Kemerovo: KemGUKI. 2007; 2: 161 - 164.
5. Yudina A.I., Kudrina E. Social'no-pedagogicheskaya koncepciya preduprezhdeniya social'nogo sirotstva: teoretiko-metodologicheskie osnovaniya, metodika i tehnologiya. Kemerovo: KemGUKI, 2013.
Статья поступила в редакцию 16.03.17
УДК 378
Amirgazin K.Zh., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Director of Omsk Branch of High School of Folk Arts (Institute);
High School of Folk Arts (Institute), (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
Amirgazin A.K., teacher, Department of Arts and Design, University n.a. K. Shakarim, (Semey, Kazakhstan),
E-mail: [email protected]
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF TRADITIONAL FOLK ARTS IN THE EURASIAN SPACE. The article is dedicated to development of traditional applied art in modern time and prospects for the establishment of an international university in Eurasia. The study justifies the need for international cooperation in higher vocational educational institutions in the field of art education as a key to achieving mutually beneficial outcome - sustainable economic growth, to improve the quality of life, upgrade knowledge and innovative educational technologies. The work presents a detailed analysis of historical perspectives and the current state of integration of Russian higher school into the educational space of European countries. Special attention is paid to the study of projects in this field and identifying obstacles that universities may face in the process of development of international relations in the field of higher art education on traditional art.
Key words: problems, prospects, international cooperation in education, culture and art, Eurasian values, internationalization, integration of traditional arts and crafts, education and industry.
К.Ж. Амиргазин, д-р пед. наук, проф., дир. Омского филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств», г. Омск,
Е-mail: [email protected]
А.К. Амиргазин, преп. каф. ИЗО и дизайна университета имени. К. Шакарима, г. Семей, Е-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Статья посвящена проблеме развития традиционного прикладного искусства в наши дни и перспективам процесса создания международного вуза в Евразии. В исследовании обоснована необходимость международного сотрудничества высших профессиональных учебных заведений в области художественного образования как залог достижения взаимовыгодных результатов - устойчивого экономического роста, повышения качества жизни, обновления знаний и инновационных образовательных технологий. Представлен детальный анализ исторической перспективы и современного состояния возможностей интеграции российской высшей школы в образовательное пространство европейских государств. Особенное внимание уделено изучению реализуемых проектов в этой области и выявлению препятствий, с которыми могут столкнуться вузы в процессе развития международных отношении в области высшего художественного образования по традиционному искусству.
Ключевые слова: проблемы, перспективы, международное сотрудничество в области образования, культуры и искусства, евразийские ценности, интернационализация, интеграция традиционного прикладного искусства, образования и производства.
В современных условиях международное сотрудничество в Евразийском пространстве в области художественного образования - это необходимое средство взаимодействия высших
профессиональных учебных заведений для достижения взаимовыгодных результатов в развитии традиционного народного прикладного искусства. Международное сотрудничество в Евразий-
ском пространстве между вузами России и Казахстана является основой для обеспечения устойчивого экономического роста, преодоления дисбалансов, повышения качества жизни, обновления знаний и инновационных образовательных технологий. Сотрудничество создаёт взаимовыгодные условия для совместного анализа опыта, выявления наилучших вариантов решений и лучших практик деятельности в различных сферах образования, культуры и искусства [1]. Поэтому перед сообществом для обсуждения и высказывания своего мнения предлагаем, на наш взгляд, актуальный вопрос, о необходимости создании международного института традиционного прикладного искусства на базе Омского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Высшей школы народных искусств» (институт). В Евразийском пространстве для развития совместного учебного заведения, по традиционному прикладному искусству имеются все необходимые предпосылки, во-первых, это фактор географической близость России с Казахстаном, во-вторых, установлены устойчивые связи между основными векторами внешней политики двух государств, и в том числе вопросы образования и культуры. Стремление участников международных взаимодействий к самосовершенствованию в благоприятной среде международных партнёрств основывается на необходимости получения профессий по специальности культуры и искусства, востребованных современными рынками труда и использований инвестиционного потенциала институтов международного образования [2]. Особенность современного художественного образования состоит в том, что диапазон его достаточно широк и фактически включает значительный комплекс специализированных дисциплин по искусству, имеющих традиционную направленность народного прикладного искусства, использующих инновационные методы знания и исследования, творчество третьего тысячелетия, которые не может развиваться изолированно от информационных, инновационных технологий, экономики и дистанционного обучения.
Интеграция и интернационализация вузов рассматривается как динамический процесс трансформации, интегрирующей международное и межкультурное измерение деятельности института, воспроизводство национальных кадровых ресурсов традиционному прикладному искусству. Кроме этого основной функцией вуза, является развитие экономического роста образования, научно-творческое исследование опыта традиционного искусства, определение качеств услуг промыслов, делают эту задачу особенно актуальной в рамках экономической и таможенных союзов подписанные президентами России и Казахстана.
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации», принятая в октябре 2000 г, подчёркивает необходимую и важную роль самого государства, которое призвано обеспечить «интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учётом отечественного опыта и традиций, активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ».
Важную роль в системном расширении международных научно-педагогических контактов российских вузов играет взаимодействие с международными организациями, в области образования и науки. Широкое развитие получило двустороннее, научно-педагогическое сотрудничество вузов, в том числе при содействии целевых программ Европейского Союза, при участии национальных организаций. Существенно возросло число прямых договоров с зарубежными университетами, расположенными во многих странах мира. В 1998 - 2000 годах Россия ратифицировала основополагающие концепции в области образования, принятые под эгидой ЮНЕСКО и Совета Европы.
Различные вопросы международного академического сотрудничества вышей школы России рассматривались, в частности, на Международной научной конференции 2001 г. в г. Воронеже, которая называлась: «Проблемы и перспективы интеграции высшей школы России в мировую систему образования и науки.
Предметом данного мониторинга выступает международная деятельность вузов Республики Татарстан и отражение в этой деятельности общих тенденций развития международного межвузовского сотрудничества. Педагогический компонент представлен исследованием тенденций, форм, средств и функций международного сотрудничества субъектов высшего образования. Вуз, заинтересованный в развитии своего международного сотрудничества с зарубежными партнерами, не может обойтись без выработки стратегий развития своей международной деятельности и определения спектра предлагаемых услуг зарубеж-
ной клиентуре. В федеральных вузах России, обучаются учащиеся из Казахстана, и бывших республик содружества, Америки, Европы, Азии, Африки. Анализ международной деятельности вузов г. Казани позволяет выявить общие тенденции развития международной деятельности на региональном уровне. Столичные вузы Татарстана имеют международные филиалы по всей республике. Однако отсутствие государственной стратегии вхождение в международный рынок образовательных услуг обусловливает определенных трудностей вузов в этом направлении. Это выражается в несоответствии их законодательной базы, внешнеэкономической практики её институциональной составляющей и способствует углублению институциональных противоречий в процессе рыночных взаимодействий с вузами разных стран.
В процессе развития международных отношении в области высшего художественного образования по традиционному искусству может встретиться ряд препятствий экономического, социокультурного характера и различиями законодательной базы стран. Обостренные экономические проблемы, стоящие перед российскими государственными вузами в целом, продолжают влиять на объёмы преподавательских и студенческих обменов, финансирование собственных программ международного сотрудничества, поддерживаемых правительственными источниками. Экономическая ситуация в стране влияет как на международную образовательную деятельность вузов, так и на компании, предоставляющие рабочие места выпускникам этих вузов [3].
Согласование законодательных нормативов двух государств, для деятельности вузов стимулирует развитие новых образовательных услуг. Законодательные различия и разногласия в области таможенного регулирования товарообмена между Казахстаном и Российскими вузами не должен препятствовать взаимовыгодным межвузовским контактам.
Различия в образовательных стандартах, учебных планах, методических учебных пособиях и методах преподавания, обучающихся в российских вузах, влияют на степень предпочтительности в отношении выбора вуза зарубежными студентами.
Казахстан, как и Россия, пережил все государственные реформы в сфере высшего образования и сохранил свой особый статус и инновационную ориентацию. Казахстан - один из ярких примеров этнокультурного разнообразия, в которой сфера образования учитывает языковые, национальные особенности студентов. За последние десятилетия Министерство образования и науки РК, весьма активно принимает участие академической мобильности учёных, студенческих обменов в таких специальностях как экономика, военное дело, международные отношения, зарубежная филология и т. д. Важным проектом в этой области стала государственная поддержка талантливой молодёжи программа подготовки кадров за рубежом «Болашак». По этой программе более 8 тысяч студентов Казахстана обучались, получили профессиональное образование в зарубежных вузах. Основными партнерами Казахстана в образовательной области явились Россия, Турция, США, Великобритания, Польша, Германия, Китай и Япония.
Среди предпосылок международных образовательных проектов: интерес молодёжи Казахстана к зарубежному художественному образованию; необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов для восстановления народных художественно-производственных промыслов; возможностям освоения образовательных инновационных технологий науки и техники зарубежных партнеров; необходимость получения студентами знаний, информации по традиционному прикладному искусству. В свое время молодой Чокан Валиханов, приехав из Сырымбета, также получил профессиональное образование в Омском кадетском корпусе.
Все эти факторы дают обоснование совместного развития традиционного прикладного искусства казахов на территории приграничного региона в городе Омске. Мы предлагаем предоставлять студентам Казахстана весь спектр высококачественных образовательных услуг в области традиционного русского народного прикладного искусства и технологий казахского самобытного прикладного искусства. В процессе обучения традиционным видам искусства студенты получают практические навыки и знания росписи металла, художественной вышивки, кружевоплете-ния, резьбы по кости, художественной росписи ткани, кожи, войлока, ювелирного искусства, лаковой миниатюрной живописи, керамике и др. Изучают технологии мастерства крупных художественных центров Мстеры, Холуя, Палех, Хохломы, Федоскино, Сергиев-Посада, Богородска, Златоуста и Омска. Традиционные прикладные промыслы, имеет глубокие исторические корни, яв-
ляется многомерным явлением, затрагивающим не только многообразные форм, техники, технологи и исторические самобытные традиций промыслов.
Как нам, известно по этим художественным направлениям народного искусства ни один гуманитарный вуз, вузы культуры и искусства Казахстана, тем более художественные кафедры, не готовят специалистов. Видимо сфера традиционного народного прикладного искусства не была приоритетным направлением, среди вузов республики. Хотя последние годы изделия казахского традиционного прикладного искусства пользуется большим спросом у населения республики и очень высоко оценивается за рубежом. Традиционное прикладное искусство - это лицо народа, имидж и символ благополучности государства. Казахстан нуждается в самобытной сувенирной продукции с национальным колоритом, своеобразным почерком, характерным только казахскому стилю. Поэтому необходимо развивать самобытные традиционные виды народного прикладного искусства Казахстана в контексте инновации, применением новых компьютерных технологий и оборудовании, станков ЧПУ с использованием ^-технологии и программы и т. д. Появление международного института традиционного прикладного искусства в Евразийском континенте, способствует увеличению возможностей удовлетворения спроса казахстанских молодёжи на образовательные услуги по народному прикладному искусству, поможет выполнению социально-культурной функции, обеспечивающей формирование, функционирование и движение человеческого капитала в условиях глобализации экономики.
В 1996 году по решению двух президентов Казахстана и Турции на юге Казахстана в Туркестане образован новый уникальный государственный университет имени Ахмета Яссави. На примере Туркестанского государственного университета им. А. Яссави, можно обозначить рыночный механизм сотрудничества как способ трансформации экономических отношений его субъектов, обеспечивающей устойчивость организации, функционирования и системы внешне экономических связей вузов [4; 5]. В результате практики международного сотрудничества казахстанских вузов сложились его определённые формы, методы, инструменты и средства организации, регулирования и развития.
В связи с этим нам представляется целесообразным, чтобы концепция международного сотрудничества вуза определяла и классифицировала его стратегии и подходы к обретению устойчивых конкурентных преимуществ на группы в зависимости от лежащих в их основе идей. Под стратегией, по нашему пониманию, можно определить планируемый комплекс действий на законодательном, экономическом и образовательном уровне, которые учебные заведения выполняет для достижения поставленных целей. Также обозначить актуальные направления развития вуза, касающиеся сферы художественного образования, средств и форм организации промыслов, системы производств внутри учебного заведения.
Несмотря на определённые трудности, стратегические направления международного сотрудничества вуза определяются Президентами двух государств, его Правительством и на основании анализа внешней и внутренней среды международной деятельности, её факторной обеспеченности. В рамках стратегического управления периодическому процессу планирования подвергаются направления международного сотрудничества, благодаря чему вузы имеют, высоки статус на международном рынке образовательных услуг [6].
Конечно же, создание совместного высшего учебного заведения решается по инициативе Учёного Совета вуза и ходатайством перед Министерством образования РФ и Казахстана. Этими проблемами должны заниматься общественные деятели, заинтересованные специалисты и педагогический коллектив. Конечно, в этом сложном вопросе решающую роль сыграют президенты России и Казахстана.
Цель реформирования в рамках содружества - это развитие и слияние видов традиционного прикладного искусства двух народов, обогащение друг друга своеобразной технологией и композицией, удовлетворение потребностей личности в получении знании и приобретение художественно-образовательных навыков, и двухстороннее бюджетное финансирование, усовершенствование и совместное использование материально-технической базы. Улучшение качества преподавания основ традиционного прикладного народного искусства, в профессиональной основе подготовке мастеров для предприятий народных художественных промыслов, взаимовыгодная реализация художествен-
ных товаров и повышение конкурентоспособности выпускников, их трудоустройства.
Стратегия развития Омского филиала Высшей школы народных искусств состоит в развитии потенциала и укреплении института в приграничном регионе России в г. Омске и Казахстана как передового образовательного, экспертно-аналитическо-го центра творчества в области художественно-педагогических и искусствоведческих наук, развивающего традиции народной школы искусств. Стратегия международного сотрудничества вуза включает системы двухстороннего бюджетного финансирования, прогнозирования и стратегического планирования, и принятия решений. Выбор стратегических направлений, постановка целей и задач, внутренний и внешний анализ факторов сотрудничества, позволяющей оценить рыночную конкурентную ситуацию в стране, регионе, мире помогают определить реальную и потенциальную роли, которые вуз, может играть на международном рынке образовательных услуг. В рамках стратегического рыночного управления периодическому процессу планирования подвергаются направления международного сотрудничества, благодаря чему вуз имеет высокую скорость стратегической реакции. Международное сотрудничество вузов России и Казахстана сыграет важную роль в развитии высшей школы народных искусств.
Омский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Высшая школа народных искусств» (институт) - развивающийся новый институт в Западной Сибири, ставший неотъемлемой частью российского академического художественного образования, решающий художественно-образовательные, творческие задачи на федеральном уровне и призванный готовить эстетическою образованную элиту современного общества, специалистов высокого качества, востребованных в области образования, культуры, искусства и науки, так и в сфере частного бизнеса.
Омский филиал «Высшей школы народных искусств» (институт), как художественно-образовательный центр в области народного традиционного прикладного искусства, от (Урала до Дальнего Востока), занимается в осуществлении художественного образования и научно-творческих исследований в области традиционного народного прикладного искусства в Сибирском регионе. Развивающий целый спектр разнообразных направлений традиционных и современных видов народного прикладного искусства.
Институт создан по распоряжению Правительства Российской Федерации, его учредителем выступает Министерство образования и науки РФ. Материальная и научно-методическая база Высшей школы народных искусств (института) формировалась более ста лет назад. Первая из них существовало под покровительством императрицы Александры Федоровны. Сначала она называлась Школой народных ремесел, затем Школой народного искусства. Для неё, как любимого детища императрицы, в 1911 г. построили прекрасное величественное здание в центре Петербурга вблизи Русского музея и рядом церковью Спас На Крови. Александра Федоровна Романова, последняя русская императрица, осуществляла широкую благотворительную деятельность, в том числе с помощью Женского Императорского Патриотического Общества. Среди учреждений этого общества числилась Школа Народных ремёсел, основательницей которой считалась Александра Фёдоровна. Педагогическим коллективом ВШНИ впервые в истории отечественной художественной педагогики создано не имеющие аналогов учебные программы по традиционным видам прикладного искусства, по которым сейчас учатся студенты Высшей школы народных искусств. Выполняя свою задачу в художественные образования, воспитаний молодёжи в духе высокой культуры, нравственности, приверженности гуманистическим идеалам.
ВШНИ представляет собой многоуровневое образовательное учреждение высшего профессионального образования, реализующее программы среднего профессионального образования и программы высшего профессионального образования по специальностям и направлениям Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Приём студентов на все специальности осуществляется из регионов и ориентированы на талантливых, одаренных детей России.
Преподаватели ВШНИ активно участвуют в образовательной, научной и творческой деятельности, применяя результаты новейших технологий образования и научно-творческих исследований в педагогической работе.
Всё это является свидетельством того, что Омский филиал ВШНИ представляет собой не просто институт в традиционном понимании этого слова, а образовательную сеть, которая находится в авангарде процесса формирования новых образовательных стандартов и интеграции российской высшей гуманитарной школы в международное образовательное пространство. В образовательную систему Высшей школы входят центры народных промыслов и искусств Мстеры, Холуя, Федоскино, Богородска, Москвы и головной центр вуза Санкт-Петербург.
Одной из главных задач международного традиционного прикладного института является рост мобильности студентов и преподавателей развитие модели дистанционного образования по системе «Онлайн». Создание единой для двух стран образовательное пространство, рынка труда в области народного прикладного искусства, интенсивная интеграция искусства и гуманитарного знания делают эту задачу особенно интересной.
Поэтому необходима разработка Программы стратегического развития международного традиционного прикладного института, которая определяет основные направления деятельности. Стратегические направления международного вуза определяются совместно руководителями вуза, его Учёным Советом, на основании анализа внешней и внутренней среды международной деятельности, её факторной обеспеченности. Условием успешного организации рынков художественного образования прикладному искусству, целесообразно применение стратегии географического расширения, вертикальной и горизонтальной интеграции. Выбор стратегии международного сотрудничества, как и любой стратегии, является результатом соглашения - необходимостью сосредоточиться на одних видах деятельности традиционного прикладного искусства. Данное соглашение зависит не только от успешности работы в одном направлении результативности каких-либо видов или форм, их совокупности, но и от возникающих между ними связей и особенностей факторных взаимодействий. Каким бы ни был выбор стратегического направления, он будет требовать рыночного подхода. Это вызывает необходимость организации в вузе творческо-производственной и исследовательской деятельности по анализу тенденцией на рынках высшего художественного образования и труда, ориентации на конкретную целевую группу национальных и иностранных потребителей, постоянного анализа спроса и предложений на услуги.
Основные направления международного института нацелены на повышение эффективности работы в образовательной, научно-творческой и производственно-инновационной сферах, а также на обеспечение конкурентоспособности института по отношению к ведущим художественным вузам.
Библиографический список
■ Основные предпосылки и обоснование создания федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования на базе Омского филиала «Высшая школа народных искусств» разработаны в соответствии с законом об образовании России и имеют исключительно важное стратегическое значение для России. Здесь базируются многие народные промыслы, сосредоточен ряд важнейших предприятий лёгкой промышленности.
■ Необходимым условием создания международного института традиционного прикладного искусства является модернизация системы образования как основы динамичного экономического роста и социального развития общества, фактора благополучия граждан. При этом художественное образование остаётся одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан в области культуры и искусства.
■ Важную роль в процессе модернизации системы традиционного прикладного искусства призваны сыграть ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств» как новая форма организации образовательной и научно-исследовательской, творческой деятельности, соответствующая стандартам образования и науки России и Казахстана.
■ «Высшая школа народных искусств» имеет широкий спектр инновационных образовательных программ, соответствующих уровням основного высшего и дополнительного профессионального образования, возможность принимать активное участие в региональных, общенациональных и международных программах и проектах, обеспечивающих устойчивую диверсифицированную структуру доходов в консолидированном бюджете института.
Таким образом, федеральный институт традиционного прикладного искусства - это интегрированный инновационный научно-образовательный, художественно-творческий комплекс, своеобразие которого определяется совокупностью структурных подразделений, осуществляющих подготовку кадров и проведение исследований для важнейших кластеров в рамках программ социально-экономического развития региона.
Появление международного института традиционного прикладного искусства в Евразийском континенте, способствует увеличению возможностей удовлетворения спроса казахстанской молодёжи на образовательные услуги по народному прикладному искусству, поможет выполнению экономической, политико-правовой и социально-культурной функций, обеспечивающих формирование, функционирование и движение человеческого капитала в условиях глобализации экономики [7].
1. Новая философская энциклопедия. Институт философии РАН. Москва, 2001.
2. Сословская Л.Н. Рыночная оценка затрат и результатов в высшем образовании. Вуз и рынок. Москва, 1992.
3. Иноземцев В.А. Творческие начала современной корпорации. Мировая экономика и международные отношения. 1997.
4. Выханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. 3-е изд. Москва: Гардарики, 1999.
5. Лебедева Н.Н. Институциональный механизм экономики: сущность, структура, развития. Волгоград, 2002.
6. Трепев Н.Н. Стратегическое управление. Москва: Приор, 2002.
7. Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление. Бизнес-стратегии для успешного менеджмента. Санкт-Петербург: Питер, 2002.
References
1. Novaya filosofskaya 'enciklopediya. Institut filosofii RAN. Moskva, 2001.
2. Soslovskaya L.N. Rynochnaya ocenka zatrat i rezul'tatov v vysshem obrazovanii. Vuz irynok. Moskva, 1992.
3. Inozemcev V.A. Tvorcheskie nachala sovremennoj korporacii. Mirovaya 'ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 1997.
4. Vyhanskij O.S., Naumov A.I. Menedzhment: uchebnik. 3-e izd. Moskva: Gardariki, 1999.
5. Lebedeva N.N. Institucional'nyjmehanizm 'ekonomiki: suschnost', struktura, razvitiya. Volgograd, 2002.
6. Trepev N.N. Strategicheskoe upravlenie. Moskva: Prior, 2002.
7. Aaker D.A. Strategicheskoe rynochnoe upravlenie. Biznes-strategii dlya uspeshnogo menedzhmenta. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.
Статья поступила в редакцию 23.03.17
УДК 371.4
Asrieva O.O., postgraduate, music teacher, Center of Education and Development (private school) (Omsk, Russia),
E-mail: [email protected]
MUSICAL EDUCATION IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA. In the article the researcher describes the main views on musical education in Russia before revolution, shows the basics and subject of musical education in their development, explains them from the standpoint of interdependence on cultural and historical context. The work proves an idea that musical education is aimed at development of a personality, its spiritual and moral qualities. The author has paid special attention to traditional characteristics of musical education: mass character and nationality. The author tells about theories of musical education proposed by great musicians and teachers. The article can be found useful by teachers, researchers, who study questions of spiritual education.
Key words: musical education, personality, spirituality, esthetics.