костью агаш тосек - деревянную кровать, есик - двери юрты, уык - основания купольных жердей, а также пюпек - мутовку для приготовления кумыса и чашки -тостаган. Декорировали предметы домашнего обихода орнаментами в технике ювелирного искусства - штамповкой, гравировкой, чеканкой, литьем, чернением, зернью, филигранью.
Юрта как вид народного искусства несет в себе идеи, которые консолидируют материальные ценности с духовным богатством народов Евразии. Поэтому от старшего поколения к порастающим детям передаются традиции, приемы мастерства и технологии художественного труда. В связи с этим интерьерные пред-
Библиографический список
меты искусства и составляющие элементы юрты необходимо изучить с раннего детства в детских садах, школах Казахстана.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что юрта как символ и шедевр кочевой цивилизации казахов определила мировоззренческий опыт кочевой жизни народа и его традиционный духовно-материальный быт Юрта - кийз уй - казахов как уникальное и утилитарное жилище адаптирована к условиям жизни кочевников, развивается и в наши дни. Самое главное - ее внутреннее убранство, интерьерные предметы оформлены узорно-орнаментальными композиционными средствами.
1. Штерн фон Э.Р Из жизни детей в греческих колониях на Северном побережье Черного моря. Сборник археологических статей, поднесенный графу А.А. Бобринскому. Санкт-Петербург, 1911: 70 - 79.
2. Фазаллах ибн Рузбихан Исфахани. Записки бухарского гостя. Москва: Восточная литература. 1976.
3. Вайнштейн С.И. Проблемы истории жилища степных кочевников Евразии. Советская этнография. 1976; № 4: 42 - 62.
4. Муканов М.С. Казахская юрта. Алма-Ата, 1981.
5. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей. Петербург: Петербургская типография Карла Крайя, 1832.
6. Толеубаев А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (XlX- нач. Ххв.). Алма-Ата: Гылым, 1991.
7. Фатиков РР К семантике шанарака. Проблемы изучения и охраны памятников культуры Казахстана. Алма-Ата,1980: 175 - 185.
8. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей. Петербург: Петербургская типография Карла Крайя, 1832.
References
1. Shtern fon 'E.R. Iz zhizni detej v grecheskih koloniyah na Severnom poberezh'e Chernogo morya. Sbornik arheologicheskih statej, podnesennyj grafu A.A. Bobrinskomu. Sankt-Peterburg, 1911: 70 - 79.
2. Fazallah ibn Ruzbihan Isfahani. Zapiski buharskogo gostya. Moskva: Vostochnaya literatura. 1976.
3. Vajnshtejn S.I. Problemy istorii zhilischa stepnyh kochevnikov Evrazii. Sovetskaya 'etnografiya. 1976; № 4: 42 - 62.
4. Mukanov M.S. Kazahskaya yurta. Alma-Ata, 1981.
5. Levshin A.I. Opisanie kirgiz-kazach'ih, ilikirgiz-kajsackih, ord istepej. Peterburg: Peterburgskaya tipografiya Karla Krajya, 1832.
6. Toleubaev A.T. Relikty doislamskih verovanij v semejnoj obryadnosti kazahov (HIH - nach. ХХ v.). Alma-Ata: Gylym, 1991.
7. Fatikov R.R. K semantike shanaraka. Problemy izucheniya i ohrany pamyatnikov kul'tury Kazahstana. Alma-Ata,1980: 175 - 185.
8. Levshin A.I. Opisanie kirgiz-kazach'ih, ili kirgiz-kajsackih, ord i stepej. Peterburg: Peterburgskaya tipografiya Karla Krajya, 1832.
Статья поступила в редакцию 03.12.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10099
Andreeva N.Yu, Cand.of Sciences (Engineering), senior lecturer, deputy director for educational work, Bogorodsky branch of the Higher School of Folk Arts (Academy) (Bogorodskoye, Russia), E-mail: bhpy@yandex.ru
Gatalsky V.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Honored worker of culture of the Russian Federation, director of St. Petersburg state budgetary professional educational institution "Russian College of Traditional Culture" (St. Petersburg, Russia), E-mail: rktk@obr.gov.spb.ru
TWO-LEVEL HIGHER EDUCATION SYSTEM IN THE FIELD OF FOLK ART. The article is dedicated to understanding a problem of relevance of the transition to a two-level system of higher education. The authors give a brief historical background on the origins of the issue, the analysis of the positive and negative sides of the process of implementation of the two-level system in the Russian reality, focusing on the specifics of its functioning in the field of folk arts and crafts. The article describes the activities of the only Russian institution of higher specialized education in traditional applied arts in detail with reference to the Higher school of folk arts (Academy); features of realization of educational process in bachelor's and master's degree are considered; the potential of the named levels of higher education for preservation and revival of traditional national art crafts of Russia, development of regional and historical centers of their existence is revealed.
Keywords: traditional folk arts and crafts, two-level system of higher education, bachelor's degree, master's degree, Higher school of folk arts.
Н.Ю. Андреева, канд. техн. наук, доц., зам. директора по УВР, Богородский филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», пгт. Богородское, E-mail: bhpy@yandex.ru
ВД. Гатальский, д-р пед. наук, Заслуженный работник культуры РФ, директор Санкт-Петербургского ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры», Санкт-Петербург, E-mail: rktk@obr.gov.spb.ru
ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
Статья посвящена осмыслению проблемы актуальности перехода к двухуровневой системе высшего образования. Авторы дают краткую историческую справку об истоках вопроса, анализ положительных и отрицательных сторон процесса реализации двухуровневой системы в условиях российской действительности, сосредоточивая особенное внимание на специфике ее функционирования в области народных художественных промыслов. Подробно описана деятельность единственного в России учреждения высшего профильного образования в традиционном прикладном искусстве - Высшей школы народных искусств (академии); рассмотрены особенности реализации образовательного процесса в бакалавриате и магистратуре; выявлен потенциал названных уровней высшего образования для сохранения и возрождения традиционных народных художественных промыслов России, развития регионально-исторических центров их бытования.
Ключевые слова: традиционные народные художественные промыслы, двухуровневая система высшего образования, бакалавриат, магистратура, Высшая школа народных искусств.
Введение двухуровневой системы образования согласно Болонскому соглашению, подписанному в 1999 году министрами образования почти тридцати стран, и присоединение к нему России в 2003 году ознаменовало новый, трудный и тернистый путь образовательной реформы, которая должны была завершиться к 2010 году [1, с. 5]. Подписанный 24 октября 2007 года закон о переходе на двухуровневую систему высшего образования ознаменовал собой трансформацию традиционной системы и введение обучения согласно уровням: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Благодаря старанию ректоров узкопрофильных вузов, сумевших доказать несостоятельность нововведения по отношению к кон-
кретным специальностям, правительством был составлен также перечень вузов, оставивших за собой право вести образовательный процесс по традиционной для России пятилетней системе специалитета [2, с. 70]. Все это неизбежно повлекло за собой появление как сторонников, так и противников реформы.
В частности, сторонники перехода на Болонскую систему ссылались на то, что двухуровневая система высшего образования преследует такие цели, как «улучшение качества выпускников высшей школы, повышение их конкурентной способности на рынке труда в условиях глобализации и интернационализации образования, рациональное сочетание академического и прикладного уровней
обучения» [3, с. 5]. Кроме того, она должна была способствовать повышению эффективности расходования средств бюджета, заинтересованность работодателей в развитии высшего образования посредством учета их конкретных требований к кадрам, что, соответственно, существенно расширяет участие организаций в финансировании профессиональной подготовки студентов, преимущественно в магистратуре - второй ступени высшего образования.
Противники инновационных процессов утверждали, что подобная система только снизит качество образования, разрушит многовековые традиции и школы.
На данный момент в целом при анализе результатов обучения по двухуровневой системе научное сообщество дает положительную оценку процессу ее реализации. Между тем присутствуют опасения, что в условиях российской действительности может возникнуть большое количество отрицательных последствий. Одно из основных - труднодоступность (а в большинстве случаев -невозможность) освоить магистерские программы за счет средств бюджета, что неизменно повлечет за собой падение качества образования. Необеспеченные студенты будут довольствоваться первой ступенью высшего образования - бакалавриатом.
Тем не менее необходимо констатировать, что в ряде направлений и специальностей эффект перехода на двухуровневую систему образования дал положительные результаты.
В области народных художественных промыслов, где система высшего образования появилась только в 2000-е годы, деление на бакалавриат и магистратуру позволило реализовывать идею непрерывного профессионального образования, в которую также включается среднее профессиональное и предпро-фессиональное образование. Одной из основных отличительных особенностей таких уникальных учебных заведений в силу специфичности и тесной соотнесенности с региональным культурным компонентом является расположение в центрах народных художественных промыслов, что позволяет готовить истинных мастеров, художников народных художественных промыслов по специальности среднего профессионального образования. Все это породило идею объединения разрозненных, порой очень малочисленных, но, безусловно, необходимых для сохранения и развития традиционных промыслов учебных заведений в небольших населенных пунктах и городах (Федоскино, Мстера, Рязань, Холуй, Богородское, Сергиев Посад) под общее начало единственного в своем роде в России института, с 2018 года носящего название академии, - Высшей школы народных искусств.
Высшая школа народных искусств - высшее учебное заведение, созданное в 2003 г, в основу научно-исследовательской и образовательной деятельности которой был положен опыт нескольких исторически сформировавшихся профильных учебных заведений в области традиционных народных художественных промыслов. Во-первых, Школы народного искусства императрицы Александры Федоровны, созданной в Петербурге в 1911 г с целью сохранения, возрождения и развития художественных традиций кустарных промыслов. Во-вторых, Московской школы художественных ремесел, обеспечивающей профессиональную подготовку кадров в области художественной вышивки, ювелирного искусства, декоративной росписи и художественной росписи ткани с 1938 г [4, с. 63 - 64].
Высшая школа народных искусств - воплощение положений концепции народного искусства М.А. Некрасовой и теории непрерывного многоуровневого профессионального образования в области традиционного прикладного искусства В.Ф. Максимович; постулаты данной теории в настоящее время получают развитие в рамках научно-педагогической школы В.Ф. Максимович.
В 2011 г в состав вуза были включены художественные училища, располагающиеся в исторически сформировавшихся региональных центрах народного искусства - Федоскине, Богородском и Сергиеве Посаде (Московская обл.), Холуе (Ивановская обл.), Мстере (Владимирская обл.), которые в собственной образовательной деятельности также продолжают традиции ранее предшествовавших школ XIX - XX вв.
Подобная филиальная сеть является одним из реальных выходов к возможности получить высшее образование в области народных промыслов, при этом сохраняется важный аспект: подавляющее большинство обучающихся являются носителями традиций отдельно взятого региона, что укрепляет состояние народного искусства в стране и дает большие перспективы его развития [5]. Кроме того, расположение учебного заведения в историческом центре промысла дает возможность приобщения к истокам его художественно-образных традиций, что чрезвычайно важно для сохранения и трансляции своеобразия промысла. Также это источник профессионального взаимодействия с «корифеями» искусства промысла - признанными в профессиональном и художественном сообществе мастерами и художниками; работы и знакомства с деятельностью еще существующих предприятий - потенциальных работодателей выпускников.
Состав групп студентов, занимающихся искусством по программам как среднего профессионального, так и высшего образования, относительно небольшой - от 5 до 9 человек, а по программам магистратуры и того меньше - всего
Библиографический список
2 - 3 человека. Но это - особенно одаренная молодежь, которая помимо преемственности еще стремится развивать традиции определенного вида промысла.
Получение диплома бакалавра, как правило, дает студентам осознание недостаточности мастерства для полноценного самостоятельного, подкрепленного научными категориями, творчества. Продолжить свое образование и совершенствовать искусство мастерства, развивать навыки научно-исследовательской деятельности, стимулирующей продвижение исторических традиций народных художественных промыслов, как раз позволяет вторая ступень высшего образования, появившаяся благодаря Болонской системе.
Здесь уже идет непосредственная подготовка к самостоятельной аналитической работе в сфере традиционного прикладного искусства, которая заключается в процессе выработки навыков «взаимодействия» с подлинными произведениями традиционного прикладного искусства, обладающими исторической, художественной, эстетической значимостью, образной выразительностью, технико-технологическим своеобразием.
Немаловажным аспектом является формирование способности к умению ориентироваться в актуальных тенденциях развития традиционного прикладного искусства, что особенно значимо в контексте сложной современной поликультурной ситуации с целью прогнозирования перспектив развития его видов.
Вышеперечисленные позиции дают основания утверждать, что внимание к развитию навыков научно-исследовательской деятельности существенно для будущих художников, так как дает возможность расширить традиционные области профессиональной самореализации и трудоустройства не только в качестве собственно художника, но и реставратора, эксперта, специалиста таможенной службы по контролю за ввозом и вывозом произведений искусства, искусствоведа и т.д. Это представляется значимым, т.к. в последние годы наблюдается повышенное внимание к традициям именно национальной художественной культуры, важным компонентом которой выступает народное искусство и традиционные народные художественные промыслы [6, с. 82 - 83].
Таким образом, при условии прохождения всех трех уровней, являющихся составными частями непрерывного образования - среднее профессиональное образование, бакалавриат и магистратура, на выходе получается высококвалифицированный профессионал, глубоко знающий и понимающий особенности не только народного искусства вообще, но впитавший в себя весь объем традиций определенного региона, способный к осуществлению самостоятельной исследовательской деятельности. Именно он будет способен создавать настоящие произведения искусства. Подобная концепция продвинула далеко вперед профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства, открыло новые горизонты для художников-мастеров, которые ранее считались недостижимыми.
Присоединение к учреждению высшего образования неизменно повлекло и трансформацию в положительном смысле этого слова внутри преподавательских составов. Новые, более высокие требования диктовали необходимость повышения квалификации, появления научной составляющей в работе преподавателей. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ч. 1 ст. 46, многие мастера-преподаватели, обладающие огромным опытом и потенциалом, сами продолжили обучаться в стенах академии, получая дипломы бакалавров, а затем и магистров. Это позволило им начать научную деятельность и закончить аспирантуру, реализуя на собственном примере идею непрерывного профессионального образования [7].
Современные экономические и социальные реалии в России применительно к области традиционного прикладного искусства делают обоснованным переход к двухуровневой системе образования. Современные экономические реформы, проводимые в нашей стране в последние десятилетия, привели к угрозе потери целых видов народных промыслов. Нередкими являются случаи, когда декоративно-прикладное искусство развивается как индивидуальное домашнее ремесло, а специализированные предприятия или формы, объединяющие близкие по своему профилю производства, по какой-либо причине переставшие приносить прибыль, закрываются. Все это приводит либо измельчанию, либо к исчезновению уникальных традиций, народной культуры, исторической памяти в лице народных промыслов.
Научное же их изучение, поддержание через систему профессионального образования позволяет сохранять и развивать то, что не успело кануть в Лету, а также возрождать по крупицам те промыслы, которые успели исчезнуть, но еще хранятся в памяти людей. Наука в области декоративно-прикладного искусства несет в себе как фундаментальные, так и прикладные черты. Деятельность в области народных художественных промыслов требует освоения огромного пласта знаний, что реально сделать только с помощью ступеней непрерывного образования, где ведущими являются все же бакалавриат и магистратура как профессиональная подготовка мастеров своего дела и основа научного познания народного искусства.
1. Максимович В.Ф. Проблемы профессионального образования в области народных художественных промыслов и пути их решения. Декоративно-прикладное искусство и образование. 2011; № 1: 1 - 6.
2. Андреева (Жукова) Н.Ю. Двухуровневая система высшего образования. Современные проблемы науки и образования. 2008; № 4.
3. Борисова О.А. Болонская конвенция - «погоня» за баллами или вопрос качества знаний? Образование, экономика, общество. Научно-практический образовательный журнал. 2007; № 3: 5 - 8.
4. Куракина И.И. Теория и история традиционного прикладного искусства в профильном высшем образовании. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2018.
5. Ванюшкина Л.М., Тихомиров С.А. Научно-педагогическая школа В.Ф. Максимович «Теория и практика непрерывного профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства»: феноменологическая характеристика. Традиционное прикладное искусство и образование. 2019; № 2 (28): 56 - 66.
6. Куракина И.И. Теория и история традиционного прикладного искусства в профильном высшем образовании. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2018.
7. Тихомиров С.А., Куракина И.И. Деятельность диссертационного совета. Реферированный обзор защищенных диссертационных исследований. Высшая школа народных искусств: история становления академии: коллективная монография. Под редакцией В.Ф. Максимович. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2018: 60 - 69.
References
1. Maksimovich V.F. Problemy professional'nogo obrazovaniya v oblasti narodnyh hudozhestvennyh promyslov i puti ih resheniya. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2011; № 1: 1 - 6.
2. Andreeva (Zhukova) N.Yu. Dvuhurovnevaya sistema vysshego obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2008; № 4.
3. Borisova O.A. Bolonskaya konvenciya - «pogonya» za ballami ili vopros kachestva znanij? Obrazovanie, 'ekonomika, obschestvo. Nauchno-prakticheskij obrazovatel'nyj zhurnal. 2007; № 3: 5 - 8.
4. Kurakina I.I. Teoriya iistoriya tradicionnogoprikladnogo iskusstva vprofil'nom vysshem obrazovanii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2018.
5. Vanyushkina L.M., Tihomirov S.A. Nauchno-pedagogicheskaya shkola V.F. Maksimovich «Teoriya i praktika nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya v sfere tradicionnogo prikladnogo iskusstva»: fenomenologicheskaya harakteristika. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2019; № 2 (28): 56 - 66.
6. Kurakina I.I. Teoriya i istoriya tradicionnogo prikladnogo iskusstva vprofil'nom vysshem obrazovanii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2018.
7. Tihomirov S.A., Kurakina I.I. Deyatel'nost' dissertacionnogo soveta. Referirovannyj obzor zaschischennyh dissertacionnyh issledovanij. Vysshaya shkola narodnyh iskusstv: istoriya stanovleniya akademii: kollektivnaya monografiya. Pod redakciej V.F. Maksimovich. Sankt-Peterburg: VShNI, 2018: 60 - 69.
Статья поступила в редакцию 03.12.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10100
Arkhangelskaya O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Deputy Director for Scientific Work, Institute of Traditional Applied Art of the Higher School of Folk Arts
(Academy) (Moscow, Russia), E-mail: chaika_olga@list.ru
Shamray N.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia), E-mail: ludbelix2000@yandex.ru
DETERMINATION OF THE STRUCTURE OF NECESSARY AND SUFFICIENT KNOWLEDGE OF UNIVERSITY GRADUATES IN THE FIELD OF TRADITIONAL APPLIED ARTS IN ORDER TO IMPLEMENT PROFESSIONAL ADAPTATION. The article analyses various factors of the external environment affecting the formation of necessary and sufficient knowledge of graduates of universities in the field of traditional applied art. Versions of factors affecting the adequacy of knowledge are presented. Regulatory documents allowing to highlight additional knowledge and skills demanded by time are considered. Additional knowledge is intended to expand the competitiveness of university graduates in the field of traditional applied art in the labor market. Promising knowledge, in the field of legal and economic sciences, necessary for adaptation of graduates on the labor market at the present stage has been identified. The conclusion outlines the additional knowledge and skills that a graduate should possess in the field of traditional applied arts and folk crafts.
Key words: state standard of higher education, concept, technology, project method, peculiarities of labor market, sufficient knowledge in field of traditional applied arts, professional adaptation in labor market, demand and supply for labor, continuous professional education.
О.В. Архангельская, канд. пед. наук, зам. директора по НР, Институт традиционного прикладного искусства Высшей школы народных искусств
(академия), г. Москва, E-mail: chaika_olga@list.ru
Н.Н. Шамрай, д-р пед. наук, проф., Высшая школа народных искусств (академия), Санкт-Петербург, E-mail: ludbelix2000@yandex.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ НЕОБХОДИМЫХ И ДОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ В ОБЛАСТИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
В статье проанализированы различные факторы внешней среды, влияющие на формирование необходимых и достаточных знаний выпускников вузов в области традиционного прикладного искусства. Представлены варианты факторов, влияющих на достаточность знаний. Рассмотрены нормативные документы, позволяющие выделить дополнительные знания и умения, востребованные временем. Дополнительные знания призваны расширить конкурентоспособности выпускников вузов в области традиционного прикладного искусства на рынке труда. Выделены перспективные знания в области юридических и экономических наук, необходимые для адаптации выпускников на рынке труда на современном этапе. В заключение изложены дополнительные знания и навыки, которыми должен владеть выпускник в области традиционного прикладного искусства и народных промыслов.
Ключевые слова: государственный стандарт высшего образования, концепция, технологии, метод проектов, особенности рынка труда, достаточные знания в области традиционного прикладного искусства, профессиональная адаптация на рынке труда, спрос и предложение на рабочую силу, непрерывное профессиональное образование.
Образование и наука определяют уровень развития государства, его производительных сил и производственных отношений. Объем знаний выпускников вуза, представляющих в будущем производительные, силы может быть рассмотрен как совокупность необходимых (минимальных) знаний для работы специалиста. Знания представляют собой перечень компетенций, заявленных в стандарте образования. Вопрос достаточности знаний требует уточнения области их применения, мы рассмотрим его в целях реализации профессиональной адаптации выпускников на рынке труда.
Необходимость знаний студентов определяется Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и представлена в виде обязательных требований при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования. ФГОС вводится в практику приказом министерства, следовательно, является обязательным к исполнению в бюджетных образовательных учреждениях. Документ содержит перечень областей, которые составляют профессиональную деятельность будущего выпускника, объектов и видов профессиональной деятельности студентов. В ФГОС охарактеризованы профессиональные задачи, которые должен решать выпускник, и требования к результатам освоения программы,
представленные в виде общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций. Стандарт не определяет применяемые образовательные технологии при реализации программ и предоставляет право применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, что дает некоторые возможности для педагогического поиска. В разработанном учебном плане по специальности 54.03.02 - «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» по профилю «Художественная вышивка» более 62% времени за весь период обучения отводится на практические занятия и около 27% - на самостоятельную работу студентов, что дает некоторый резерв для совершенствования содержания образования и возможности на реализацию в учебном процессе.
Вопрос достаточности знаний, которыми будут обладать выпускники вузов в области ТПИ с целью их дальнейшей профессиональной адаптации, является интересным для исследования, он носит универсальный характер с некоторыми поправками в зависимости от отраслевой принадлежности вуза.
Для вузов профессиональная адаптация выпускников будет зависеть от факторов внешней среды, таких как уровень развитие российского общества, науки, образования и производства.