Научная статья на тему 'Определение стратегических направлений развития юфо'

Определение стратегических направлений развития юфо Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение стратегических направлений развития юфо»

© В.В. Курченков, С.Н. Соколов, 2008

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

РАЗВИТИЯ ЮФО

В.В. Курченков, С.Н. Соколов

В настоящее время формирование стратегии долгосрочного развития макрорегиона является актуальным. Российская экономика постепенно проходит стадию стагнации и выходит на траекторию экономического роста. В связи с этим макрорегионы должны находить необходимые для этого новые ресурсы, видеть реальные перспективы долгосрочного развития.

Несмотря на актуальность построения стратегии регионального развития, данная тема недостаточно проработана в теоретическом и методическом плане, в отличие, например, от проблемы формирования корпоративных долгосрочных стратегий, по которым разработаны методики, алгоритмы, компьютерные программы, написаны книги, ставшие классическими (И. Ансофф, Р. Акофф [1; 2] и др.).

Ежегодно в Центральном экономико-математическом институте РАН проводится Всероссийский симпозиум по стратегическому планированию на предприятиях. Вместе с тем методология построения корпоративной стратегии не в полном объеме может быть применима в разработке стратегии регионального развития. Корпоративная стратегия отличается от стратегии развития региона. В первую очередь, это различие состоит в том, что она предполагает развитие более детерминированной системы.

Например, в рамках корпоративной стратегии нет такой сложной проблемы, как воспроизводство населения. Формирование кадрового потенциала компании и улучшение демографи-

ческой ситуации в регионе - это разные проблемы, требующие различных подходов к решению. В стратегии региона также нет жесткой корреляционной зависимости между ростом ВРП и доходом той или иной группы населения. В конечном итоге в корпоративной стратегии полномочий у руководства по изменению ситуации значительно больше, чем у руководства региона, которое может влиять на собственников бюджетообразующих предприятий только на основе соглашений и договоренностей. Это, как известно, достаточно слабые рычаги воздействия.

Конечно, сегодня российскими учеными уже разработан ряд теоретических подходов к формированию стратегий развития макрорегиона. Особо следует выделить работы А. Гран-берга, Г. Гутмана, Д. Львова, П. Минакира, В. Овчинникова, О. Иншакова, А. Градова,

О. Виханского, П. Забелина, З. Румянцева,

Н. Петракова, А. Татаркина, Н. Яшина, Л. Вар-домского, А. Гапоненко, Н. Гибало и др. (см., напр.: [4; 8 и др.]). Однако, как было отмечено, по сравнению с работами по корпоративному стратегическому планированию их значительно меньше.

Разработка стратегии и основных приоритетов стратегического развития ЮФО связана с выявлением особенностей данного макрорегиона по уровню социально-экономического развития, географическому положению, хозяйственной специализации. Выработке стратегических приоритетов всегда предшествует анализ внутренних и внешних факторов развития.

В ряду особенностей макрорегиона следует выделить в первую очередь хозяйственную специализацию. ЮФО имеет предпосылки для развития сельского хозяйства и сбора зерновых, развития рекреационных зон (имеет курорты общероссийского значения), выгодное географическое положение дает возможность получить выгоды за счет интеграции в международные транспортные коридоры. Что касается промышленного производства, то промышленный комплекс ЮФО имеет разветвленную отраслевую структуру, включающую в себя черную и цветную металлургию, машиностроение, добывающую и легкую промышленность. Однако по объему промышленного производства по сравнению с другими округами ЮФО находится на предпоследнем месте (см. подробнее: [6]).

Вместе с этим развитие промышленности по основным областям и республикам ЮФО происходит крайне неравномерно. Наибольшее развитие промышленного производства наблюдается в Ростовской, Волгоградской, Астраханской областях и Краснодарском крае. В то же время в других республиках промышленное производство развито слабо. Однако нужно заметить, что даже в лидирующих регионах доля промышленной продукции в структуре ВРП незначительна по сравнению с развитыми странами и другими регионами России, в частности Самарой и Санкт-Петербургом. Основу промышленного производства по-прежнему составляют крупные предприятия, размещение которых и определяет хозяйственную специализацию регионов, входящих в ЮФО. Действительно, несмотря на активное развитие малого бизнеса в нашей стране и за рубежом, большую часть продукции производят крупные предприятия, которые также обеспечивают больший объем налогопоступлений в бюджеты различных уровней. Кроме того, именно крупное промышленное производство определяет контур отраслевой специализации регионов. Если в сфере малого бизнеса, который охватывает в основном торговлю и сферу услуг, более половины предприятий имеют конкурентов в своем же регионе, причем аналогичные предприятия существуют и в других регионах, то крупные предприятия металлургии, машиностроения и других отраслей часто не

имеют конкурентов в масштабах всей экономики. В связи с этим отраслевая специализация крупных промышленных предприятий лежит в основе отраслевой специализации региона в целом.

Демографическая ситуация в макрорегионе достаточно сложная. Несмотря на положительную динамику роста населения в ЮФО по сравнению с другими макрорегионами России, воспроизводство населения происходит крайне неравномерно по субъектам. Если в республиках, в частности в Дагестане, происходит рост населения, то в Волгоградской, Астраханской, Ростовской областях наблюдается естественная убыль населения. Например, для Волгоградской области характерна естественная убыль населения, связанная с низкой рождаемостью и высоким уровнем смертности [9]. При этом проблема состоит в том, что наибольший прирост населения наблюдается в регионах с низкими показателями развития промышленности и сельского хозяйства, что создает предпосылки для роста миграционных потоков.

Что касается уровня социально-экономического развития, то ЮФО также по этому показателю занимает одно из последних мест среди других федеральных округов. Несмотря на рост показателя ВРП за последние годы, он остается достаточно низким по сравнению с другими округами.

Низкий уровень и неравномерность распределения ВРП и объема промышленного производства в субъектах ЮФО имеют не только экономические, но и социальные последствия: во-первых, высокий уровень безработицы, по которому ЮФО занимает первое место в России; во-вторых, низкий уровень доходов на душу населения.

Такие явления, как демографический рост населения, низкий уровень развития промышленного производства, безработица и низкие доходы населения, причинно связаны между собой. В ЮФО высокие показатели прироста населения, что неминуемо при данном уровне развития промышленности приведет к росту безработицы (18 % населения) и бедности (38 % населения).

Действительно, следствием реализации указанных условий является рост бедности среди населения ЮФО. По этому показате-

лю ЮФО также лидирует. Причиной бедности, как было отмечено, является высокий прирост населения в республиках Северного Кавказа и низкий уровень развития промышленного производства, а также ВРП. Бедность также является результатом значительной дифференциации населения ЮФО по доходам: 20 % богатого населения получают 42 % совокупного дохода; почти 40 % бедного населения (имеют доход ниже прожиточного минимума) получают только 18 % совокупного дохода [3].

Высокий показатель бедности имеет крайне неблагоприятные последствия. С одной стороны, это ведет к понижению спроса со стороны большой части населения. С другой стороны, низкий уровень доходов приводит к снижению потребления жизненно необходимых продуктов питания, росту заболеваемости и возрастанию смертности населения в трудоспособном возрасте.

Глубокая дифференциация населения по доходам приводит к социальной напряженности и социальным конфликтам между богатым и бедным классами общества. Тот факт, что этот показатель имеет различное значение в разных республиках и что проблема начинает приобретать не только классовый, но и межнациональный характер, создает основу для экстремизма и межнациональных конфликтов. Выделяются субъекты и республики более благополучные в экономическом отношении и менее благополучные.

Бедность находит свое отражение не только в низких доходах, но и в низком уровне обеспечения населения жильем. ЮФО по этому показателю находится на последнем месте - 18 кв. м на душу населения. Это минимальный показатель по классификации ООН. В связи с ростом населения данный показатель будет понижаться при существующих темпах застройки. Подобная ситуация приведет к нарушению санитарно-гигиенических норм проживания населения, росту заболеваемости, социальной напряженности, эскалации межнациональных конфликтов.

Таким образом, сегодня проблема бедности в ЮФО стоит весьма остро. При этом реализуемые государственные социальные программы, направленные на повышение доходов тех или иных групп населения, не решают указанные проблемы в полном объеме (по-

вышение заработной платы врачам, единовременные выплаты по рождению ребенка и др.), поскольку, как показывает мировая практика, эффективность проведения социальных программ зависит от положительной динамики экономического роста в регионе или государстве. В соответствии с этим проблема бедности - это проблема экономического роста в Северо-Кавказском регионе. Для того чтобы преодолеть негативные последствия роста бедности, необходимо: увеличить ВРП, поднять промышленное производство, увеличить объемы жилищного строительства.

Также в ЮФО недостаточно развита инфраструктура, характерная для приграничного региона, и существуют серьезные экологические проблемы.

В целом на основании комплексного анализа можно выделить следующие благоприятные и неблагоприятные факторы стратегического развития ЮФО.

К числу благоприятных факторов (или конкурентных преимуществ) следует отнести (см. подробнее: [5]):

- наличие широкого ресурсного потенциала развития, включая достаточное количество минерально-сырьевых ресурсов;

- развитое сельское хозяйство; ЮФО занимает 1-е место по сбору зерновых, на его долю приходится 80 % экспорта зерна;

-выгодное географическое положение, способствующее развитию приграничного сотрудничества и интеграции в международные транспортные коридоры;

- наличие рекреационных зон и курортов общероссийского значения;

- благоприятные климатические условия. Среди неблагоприятных факторов

(или ограничений) следует выделить:

- асимметрию социально-экономического развития регионов - субъектов ЮФО, неравномерное распределение производительных сил;

- сложную демографическую ситуацию, связанную с естественной убылью населения в ряде регионов и ростом миграционных процессов;

- постоянную угрозу эскалации межэтнических конфликтов;

- недостаточный уровень развития промышленности и высокий износ основных

фондов в промышленности и на предприятиях энергетики;

- высокий уровень бедности и большую дифференциацию населения по доходам по сравнению с другими федеральными округами страны;

- высокий уровень безработицы, особенно в республиках Северного Кавказа;

- приграничное положение.

Учитывая эти факторы, а также анализ

внутренних и внешних условий развития, стратегия развития ЮФО должна включать в себя следующие приоритетные направления:

- увеличение доходов населения; преодоление бедности, формирование среднего класса;

- развитие промышленности и энергетики, преодоление асимметрии в размещении производительных сил на Юге России;

- развитие сельского хозяйства (зерноводство в Краснодарском и Ставропольском краях, овцеводство в республиках Северного Кавказа);

- развитие рекреационных зон и туристического бизнеса, в первую очередь в Краснодарском крае;

- развитие транспортной инфраструктуры;

- развитие на территории ЮФО международных транспортных коридоров («Транссиб», «Север - Юг»), строительство канала между Каспийским и Черным морями (проект канала «Евразия»);

- реализация потенциала приграничного экономического сотрудничества ЮФО с сопредельными государствами;

- улучшение экологической обстановки. Выделение данных направлений как приоритетных связано еще и со следующими критериями. Во-первых, это базовые стратегические направления, служащие основой развития других сфер. Например, транспортная инфраструктура определяет расселенческий каркас региона, размещение промышленных объектов, формирование сети малого бизнеса и др.

Во-вторых, все эти проблемы изначально не могут быть решены в краткосрочном периоде по естественным причинам. В частности, нельзя быстро решить демографическую проблему, которая связана с процессами естественного воспроизводства населения. Аналогично нельзя быстро решить проблему

бедности без обеспечения условий долгосрочного экономического роста в ЮФО.

В-третьих, реализация данных направлений обеспечивает самосохранение региона как социально-экономической целостности или системы, места обитания и жизнедеятельности населения. Например, решается проблема энергетической безопасности, которая сегодня беспокоит многие регионы Приморья.

И, наконец, в-четвертых, решение этих приоритетных задач является прерогативой региональной власти. Это общие для всех жителей и субъектов приоритеты. Они не могут быть решены отдельным лицом или корпорацией. Их решение - результат совместных усилий при непосредственном руководстве со стороны региональных властей.

Действительно, указанные приоритетные направления не могут быть решены каждым отдельным регионом. Это, в первую очередь, проблемы экологии, миграционных потоков, интеграции в международные транспортные коридоры и др. Поэтому перечисленные проблемы являются приоритетами комплексной стратегии ЮФО и должны решаться совместными усилиями всех регионов. В то же время от реализации этих общих для Юга России направлений каждый регион получит выгоды, которые он не может получить в рамках собственных стратегических программ. Реализация указанных приоритетных направлений в долгосрочной перспективе позволит каждому региону решить свои стратегические задачи по обеспечению экономического роста и роста основных показателей социального развития.

Из всех указанных направлений особо следует выделить интеграцию ЮФО в международные транспортные коридоры. На территории Южного федерального округа проходят коридоры «Север - Юг» и «Транссиб». Это дает возможность создать глобальный Евроазиатский транспортный коридор. Учитывая тот факт, что количество перевозок между странами Азии, Китая и Европы постоянно возрастает, реализация этого направления очень перспективна для ЮФО. Это придаст новый импульс развитию ряда регионов Волгоградской, Астраханской, Ростовской областей, Республики Калмыкии, на территории которой планируется осуществления проекта канала «Евразия» (см.: [7]). Данный проект име-

ет существенные преимущества по сравнению с альтернативным ему проектом «ТРАСЕКА».

Важное стратегическое значение этот проект имеет для Республики Калмыкии, поскольку предполагает:

- строительство объектов жилищной инфраструктуры;

- большой инвестиционный поток на территорию республики;

- развитие транспортной инфраструктуры;

- возможность развития орошаемого земледелия в республике и др.

Конечно, наличие стратегии долгосрочного социально-экономического развития ЮФО еще не гарантия того, что региональное развитие выйдет на новую траекторию. На него могут оказать влияние множество внешних и внутренних факторов. Тем не менее стратегия задает основные ориентиры, позволяющие обеспечить воспроизводство и самосохранение Юга России как целостной социо-хозяйственной системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акофф, Р. Планирование будущего корпорации / Р. Акофф. - М. : Прогресс, 1985.

2. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - М. : Прогресс, 1989.

3. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России / под ред. акад. РАН Г. Г Матишова. - Ростов н/Д : Изд-во ЮНЦ РАН, 2006.

4. Иншаков, О. В. О стратегии развития Южного федерального округа / О. В. Иншаков // Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути развития / под ред. акад. РАН А. Г. Гранберга. - М. : Наука, 2004.

5. Курченков, В. В. Основные стратегические приоритеты социально-экономического развития ЮФО в долгосрочной перспективе / В. В. Курченков // Экономическое и социальное развитие республик Юга России: этапы становления, взаимосвязи, трансформационные процессы, современное положение и перспективы : материалы науч. -практ. конф. - Элиста : КГУ, 2008.

6. Курченков, В. В. Приоритеты промышленного развития Юга России / В. В. Курченков // Современное состояние и сценарии развития Юга России : материалы науч. -практ. семинара. - Ростов н/Д : Изд-во ЮНЦ РАН, 2006.

7. Модернизация Юга России на основе развития МТК: проблемы, приоритеты, проекты / под ред. О. В. Иншакова. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2007.

8. Стратегии развития регионов Российской Федерации / под ред. акад. РАН А. Г. Гранберга. -М. : Экономика, 2003.

9. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области (2008-2025) / под ред. О. В. Иншакова. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.