Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ» И «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ»'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ» И «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2685
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дифференциация обучения / индивидуальный подход / индивидуализация обучения / differentiation of training / individual approach / individualization of training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газимова Татьяна Рашитовна

В условиях трансформаций, происходящих в сфере образования в нашей стране, важным вопросом становится анализ таких ключевых понятий, как «индивидуальный подход в обучении» и «индивидуализация обучения». Этой проблеме и посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF THE CONTENT OF THE CONCEPTS OF «INDIVIDUAL APPROACH TO LEARNING» AND «INDIVIDUALIZATION OF LEARNING»

In the context of the transformations taking place in the field of education in our country, the analysis of such key concepts as “individual approach to learning” and “individualization of learning” becomes an important issue. This article is devoted to this problem.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ» И «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ»»

DOI: 10.17805/trudy.2021.5.3 ПЕДАГОГИКА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ» И «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ»

Т.Р. Газимова Московский гуманитарный университет

Аннотация: В условиях трансформаций, происходящих в сфере образования в нашей стране, важным вопросом становится анализ таких ключевых понятий, как «индивидуальный подход в обучении» и «индивидуализация обучения». Этой проблеме и посвящена данная статья.

Ключевые слова: дифференциация обучения, индивидуальный подход, индивидуализация обучения

DEFINITION OF THE CONTENT OF THE CONCEPTS OF «INDIVIDUAL APPROACH TO LEARNING» AND «INDIVIDUALIZATION OF LEARNING»

T.R Gazimova Moscow University for the Humanities

Abstract: In the context of the transformations taking place in the field of education in our country, the analysis of such key concepts as "individual approach to learning" and "individualization of learning" becomes an important issue. This article is devoted to this problem.

Keywords: differentiation of training, individual approach, individualization of training

В современном российском обществе происходят трансформации, которые, обуславливают изменения в сфере образования, нацеленные на формирование свободного, креативного, конкурентоспособного и ответственного человека. Эффективно развивать творческий потенциал, креативность и социальную активность обучающегося можно лишь при условии учёта его индивидуальных способностей. В настоящее время на решение этой проблемы ориентированы все участники образовательного процесса.

Индивидуализация обучения - не новая тема для педагогической и психологической науки. Она служит предметом многих исследований, отражающих различные взгляды на данную проблему. Общие ориентиры в работе учителя по учёту индивидуальных особенностей детей задали в отечественной педагогике работы: К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.

Теоретическую базу современных исследований проблем индивидуализации обучения составляет психолого-педагогическая концепция индивидуального развития обучающихся в системе дифференцированного обучения (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, М.А. Данилов,

Н.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). В соответствии с этой концепцией дифференциация рассматривается как способ организация учебного процесса, построенного с учетом доминирующих особенностей отдельных групп учащихся; а под индивидуализацией понимается учет личностных особенностей каждого ученика. Т.е. дифференцированное обучение выступает в качестве условия и средства индивидуализации. Вопросы совершенствования индивидуализации в ходе учебно-воспитательного процесса нашли отражение в работах: В.И. Загвязинского, А.А. Кирсанова, В.С. Мерлина, В.М. Монахова, Е.С. Рабунского, В.А. Ситарова, И.Э. Унт, И.С., Г.И. Щукиной, И.С. Якиманской и др.

Понятие «индивидуализация» давно используется в зарубежной науке. Например, К. Юнг применял его для обозначения процессов взаимопроникающих компонентов личности при формировании целостного образа и при описании индивидуальности личности (Юнг, 1998:720).

В современных педагогических, психологических, психолого-педагогических словарях индивидуализация обучения рассматривается как организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся за счёт создания оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ученика (Педагогический энциклопедический словарь, 2003: 104).

В таком же контексте дают определение термина «индивидуализация обучения» А.А. Бударный, И.Б. Закиров, Е.С. Рабунский и др., уточняя, что достижение цели её организации осуществляется за счёт оптимального выбора педагогом способов, методов, приёмов, темпа обучения и т.д. С точки зрения И.Э. Унт к числу условий оптимальной организации индивидуализации обучения относится знание сильных и слабых сторон личности, индивидуальных особенностей ученика во всех формах и методах обучения (Унт, 1990: 92). Следует обратить внимание на замечание И.М. Осмоловской относительно этих особенностей, поскольку речь идёт не об общих, например, связанных с возрастом обучающихся, а именно о специфических индивидуальных особенностях в процессе индивидуализации (Осмоловская, 1988: 133).

Ряд исследователей вместо определения индивидуализации как организации учебного процесса используют другие, рядоположенные термины. Например, А.А. Плигин пишет, что это «такой тип построения образовательного процесса, при котором сохраняются и усиливаются различия в обучении учеников и происходит развитие любых сторон (черт, свойств, качеств) индивидуального опыта» (Плигин, 2003: 147).

Многие учёные изучают отдельные аспекты индивидуализации обучения в контексте проблематики собственных исследований. Так, Л.В. Занков, Е.Н. Каба-нова-Мильнер, З.И. Калмыкова видят в этом феномене средство развивающего обучения. Г.И. Щукина - способ самоорганизации учебной деятельности индивида, который меняется в зависимости от уровня психологической готовности к ней (Щукина, 1979: 59). А.А. Кирсанов рассматривает индивидуализацию обуче-

ния, как «систему воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям, позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения» (Кирсанов, 1982: 220).

В исследовании проблемы используется категория принципа. Например, И.М. Чередов рассматривает индивидуализацию обучения через призму дидактических отношений как «принцип процесса обучения», представляющий оптимальные условия для его реализации в условиях классно-урочной системы» (Чередов, 1980: 39). Однако, большинство исследователей, изучая проблему соотношения терминов «индивидуальный подход» и «индивидуализация обучение», первый трактуют как принцип обучения, а второй - как способ организации на его основе индивидуализации обучения.

Н.А. Менчинская считает индивидуальный подход важным принципом обучения, значение которого заключается в следующем:

- во-первых, принцип индивидуального подхода, в отличие от других дидактических принципов, подчеркивает необходимость систематического учета не только социально-типичного, но и уникального человека в личности каждого ученика;

- во-вторых, к каждому ученику без исключения нужен индивидуальный подход;

- в-третьих, индивидуальный подход - активный, формирующий и развивающий принцип, предполагающий творческое развитие индивидуальности ученика (Менчинская, 2001: 135).

В.И. Загвязинский считает, что индивидуализация является ведущим процессом становления личности, обеспечивающим комплексное воплощение современных педагогических принципов. «Индивидуализация в педагогическом процессе, - отмечает учёный, - предусматривает такое его содержание и такую организацию, которая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности воспитанника, развивать его способности, максимально сохраняя самобытность, «самость», индивидуальный стиль деятельности. Индивидуализация органически входит в личностно ориентированное обучение и воспитание, способствует формированию субъекта, способного самостоятельно ориентироваться в ситуации, ставить цели и находить средства их реализации (Загвязин-ский, Емельянова, 2013: 13).

Э.А. Голубева отмечает, что педагогика индивидуального подхода имеет в виду «не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности» (Голубева, 2005: 112).

На основе принципа индивидуального подхода организуется, как в целом дифференциация обучения, так и решаются более конкретные дидактические задачи. В этой связи примечательно использование таких словосочетаний, как

индивидуализация учений, учебной, учебно-познавательной деятельности, учебной работы. Следует обратить внимание, что чаще всего эти термины используются как синонимы. В отношении каждого из них с полным основанием можно сказать словами В.А. Ситарова: «не существует такого определения, которое безоговорочно приняли бы все учёные». В отношении первого термина учёный пишет: «большинство авторов сходится в том, что учение предполагает приобретение элементов новых знаний, навыков, убеждений, чувств и поступков, а также изменение уже существующих (Ситаров, 2014: 23).

Индивидуализация учебной деятельности, с точки зрения Г.И. Щукиной, является самоорганизующейся, «осуществляемой в относительной независимости от педагогических воздействий, побуждаемой мотивами, целями, задачами, содержанием обучения, которые меняются в зависимости от уровня психологической готовности к учебной деятельности индивида» (Щукина, 1979).

А.А. Кирсанов рассматривает индивидуализацию учебной работы как «систему воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям ученика, позволяющих обеспечить учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения» (Кирсанов, 1982: 119).

Таким образом, в современной отечественной педагогической теории и практике проблема индивидуализации обучения преимущественно исследуется и решается на базе психолого-педагогической теории индивидуального развития в системе дифференцированного обучения. В соответствии с ней дифференциация рассматривается как способ организация учебного процесса, построенного с учетом доминирующих особенностей отдельных групп учащихся. Индивидуальный подход выступает в качестве принципа обучения, а под индивидуализацией понимается учет личностных особенностей каждого ученика, т.е. дифференцированное обучение выступает в качестве условия и средства индивидуализации, а индивидуальный подход является принципом, на основе которого этот процесс организуется.

Индивидуальный подход предполагает:

- разумное сочетание учета индивидуальных особенностей ребенка и выполнение программных требований;

- обязательный учет предельной нагрузки на ребенка в соответствии с его возрастными особенностями;

- чередование видов деятельности;

- дозирование домашнего задания;

- дифференциация учебного материала.

Индивидуализация обучения представляет собой для педагога специально организуемый процесс, а для обучающегося - процесс самоорганизующийся. Для педагога индивидуализация обучения - это специальная организация деятельности обучающегося, направленная на достижение в установленный промежуток времени поставленной дидактической цели с учётом его индивидуальных

особенностей за счёт создания оптимальных условий для реализации способностей и потенциальных возможностей индивида. К числу этих условий относится оптимальное знание сильных и слабых сторон личности обучающегося, особенностей ученика во всех формах и методах обучения, оптимальный выбор способов, приёмов, темпа обучения. Для обучающихся индивидуализация учебной деятельности является самоорганизующимся процессом, который в значительной мере зависит от педагогических воздействий, побуждается мотивами, целями, задачами, содержанием обучения, которые меняются в зависимости от уровня психологической готовности к учебной деятельности индивида.

Для эффективной реализации учебной деятельности важное значение имеет выявление конкретных индивидуальных особенностей обучения, а также - выбор способов их учёта и использования. С точки зрения Т.А. Боровских наиболее значимыми для индивидуализации учебной работы обучающегося имеют:

- обучаемость как общая способность к усвоению и применению знаний;

- умственное развитие, которое характеризуется уровнем выполнения мыслительных операций, обеспечивающих приобретение и использование знаний;

- стиль мыслительной деятельности как сформированность наиболее эффективных приёмов и способов организации обучающимся собственной учебной деятельности;

- учебная мотивация, представляющая собой склонность обучающегося к различным видам и аспектам учебной деятельности;

- познавательная стратегия, которая заключается в умении обучающегося делать выводы в отношении своей дальнейшей познавательной деятельности.

Учёт и целенаправленное развития этих особенностей, считает Т.А. Боровских, способствует развитию познавательной активности, интеллектуальных качеств, самостоятельности и умению учиться (Боровских, 2010: 59).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Боровских Т.А. (2010) Индивидуальные особенности учащихся и методы их диагностики и учёта в учебном процессе // Наука и школа. № 10. С. 56-59.

Голубева Э.А. (2005) Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голу-бева. - Дубна: Феникс+, 512с.

Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. (2013) Теория обучения и воспитания: учебник для студ. учреждений выс. проф. образования. М.: Академия. 256 с.

Кирсанов А.А. (1982) Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: КГУ 229 с.

Менчинская Н. А. (2001) Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. - М., 235с.

Осмоловская И.М. (2002) Как организовать дифференцированное обучение. -М.: Сентябрь. 133 с.

Педагогический энциклопедический словарь (2003) / Гл. ред. Б.М. Бин-Бад. Т. 1. М.: Большая Российская энциклопедия.

Плигин А.А. (2003) Личностно-ориентированное образование: история и практика: монография. М.: КСП+ 432 с.

Ситаров В.А. (2013) Теория обучения: учебник доя бакалавров. М.: Юрайт. 448 с.

Чередов И.М. (1980) О дифференцированном обучении на уроках. М., 140 с.

Щукина Г.И. (1979) Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение. 160 с.

Юнг К.Г. (1998) Психологические типы. - М.: АСТ, 720 с.

Газимова Татьяна Рашитовна - обучающаяся 2 курса образовательной программы магистратуры по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование Московского гуманитарного университета. Научный руководитель - д.п.н., проф. В.З. Юсупов.

Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: kafedra@mosgu.ru

Gazimova Tatiana Rashitovna - is a student of the 2nd year of the Master's degree program in the direction of training 44.04.02 Psychological and pedagogical education of the Moscow Humanitarian University. Scientific supervisor - PhD, professor. V.Z. Yusupov

Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (499) 374-74-59. E-mail: kafedra@mosgu.ru

Для цитирования:

Газимова Т.Р. Определение содержания понятий «индивидуальный подход в обучении» и «индивидуализация обучения». 2021. №5. С. 17-22. DOI: https://www.doi.org/10.17805/ trudy.2021.5.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.