ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИТ-ПРОЕКТОВ
ДЛЯ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФЕЛЯ ПРОЕКТОВ
1 2 Маликова М.О. , Сидоркин И.И.
'Маликова Мария Олеговна - магистрант, кафедра информационных систем, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева;
2Сидоркин Иван Игоревич - магистрант, кафедра информационных систем, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, младший научный сотрудник, Орловский филиал Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российская Академия наук, г. Орёл
Состав показателей, которые используются при оценивании проектов в процессе формирования корпоративного портфеля, отражает специфику и масштабы деятельности организации. Состав, порядок применения системы критериев, как и сам процесс оценки и отбора проектов в корпоративный портфель, должны быть формализованы и закреплены во внутренних нормативных документах компании.
На основании оценки по отдельным критериям формируется интегральный показатель приоритетности проекта, который позволяет определить коэффициент приоритетности проекта, используемый при принятии решения о включении проекта в портфель.
При нахождении коэффициентов приоритетности ИТ-проектов в портфеле консалтинговой ИТ-компании требуется учитывать специфику окружения проекта, выраженную с помощью управленческих, финансовых и экономических групп показателей.
Важно определить в какой степени ИТ-проекты, входящие в состав портфеля, влияют на достижение конечной цели реализации портфеля ИТ-компанией [1]. Реализация или невыполнение ИТ-проекта имеет положительные и отрицательные стороны. Следовательно, важно оценить каждый ИТ-проект портфеля с точки зрения выгод и издержек. В процессе оценки выгод и издержек ИТ-проекта целесообразно использовать механизм сбалансированной системы показателей (СОЛ, англ. Balanc ed ScoreCard, BSC) [2].
СЛЛ предназначена для формулирования и распространения бизнес-стратегии, а также для оценки результатов деятельности организации. Основными составляющими СПП являются следующие блоки: финансовый, клиентский, внутренние бизнес -процессы, обучение и развитие персонала. Применение СПП целесообразно, так как она сочетает стратегический и оперативный уровни управления, включает необходимые финансовые и нефинансовые аспекты деятельности ИТ-компании, а также отражает взаимосвязь компании с заказчиками проектов, от которых полностью зависит ее проектная деятельность [1].
Показатели для оценки ИТ-проектов необходимо определять таким образом, чтобы они прежде всего были взаимосвязаны со стратегией компании. Как правило, большинство консалтинговых ИТ-компаний применяют стратегию сокращения издержек и увеличения производительности.
Для проектов, которые реализует консалтинговая ИТ-компания, были выделены следующие основные показатели:
1. Связь со стратегическими целями. Потенциальный проект должен соответствовать бизнес-миссии организации (рост прибыли).
2. Масштаб проекта. Показатель определяет приблизительный объем работ по проекту, учитывающий, как длительность проекта, так и расходы времени на него.
3. Увеличение количества клиентов. Приток клиентов достигается путем сохранения имеющейся клиентской базы и привлечения новых клиентов.
4. Новый опыт. Данный показатель характеризует степень освоения новых знаний и технологий в процессе выполнения проекта.
5. Ценность для сотрудника. Показатель определяет в какой степени проект имеет важность для ее сотрудников и повлияет на дальнейшее развитие деятельности организации.
6. Издержки обучения персонала. Это затраты организации на процесс целенаправленного формирования знаний, умений и навыков, позволяющих реализовывать определенный проект.
7. Влияние на рынок. Показатель определяет какое воздействие на рыночные процессы может оказать реализуемый ИТ-проект.
Для получения интегрального показателя приоритетности ИТ-проектов корпоративного портфеля с учетом положительных и отрицательных результатов его реализации/невыполнения был выбран метод аналитических сетей Т. Саати, который в своей работе [3] предлагает подразделять результаты исполнения проектов не только на положительные и отрицательные, но и на реальные и возможные.
Список литературы
1. Сотникова А.В. Разработка моделей и метода распределения трудовых ресурсов в управлении реализацией портфеля ИТ-проектов. Дисс. на соискание ученой степени канд. экномич. наук. Москва, 2015. 142 с.
2. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2014. 314 с.
3. Саати Г.Л.Принятие решений при зависимостях и обратных связях: Аналитические сети. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 360 с.
КАЧЕСТВО И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
1 2 Тухужева Л.А. , Джанкулаев А.А.
1Тухужева Ляна Анзоровна - студент, Институт педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования;
2Джанкулаев Адам Амерханович - студент, Институт архитектуры, строительства и дизайна, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
Аннотация: в данной статье рассматриваются такие понятия, как «уровень жизни», «качество жизни», а также показатели уровня жизни. Ключевые слова: качество жизни, уровень жизни.
Учеными многих государств довольно длительный период проводится поиск показателей, которые бы более подробно отображали настоящее социальное и экономическое положение общества. Только количественных оценок степени и условий жизни для характеристики экономического и социального развития государства в действительности мало. Важно знать, от каких характеристик зависит качество и уровень жизни. Определения «уровень жизни», «качество жизни», «образ жизни» и прочие применяются для характеристики уровня, образа и качества жизни населения.
Итоговой целью трудовой деятельности людей считается удовлетворенность их разнообразных нужд. Для характеристики уровня развития и уровня удовлетворения