УДК 6 И.7 + 613.1]:312.в
М. Г. Шандала, Я- И. Звиняцковский
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В КОМПЛЕКСНОМ ВЛИЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева
С первых лет существования Киевского (Украинского) НИИ общей и коммунальной гигиены все решаемые им научно-практические задачи неизменно рассматривались в аспекте здоровья населения. Целенаправленное изучение здоровья населения в связи с дифференцированным влиянием отдельных факторов среды начало проводиться "в институте в 50—60-е годы (Д. Н. Калюжный, и др.). В 70-е годы институт занимался исследованием комплексного влияния окружающей среды на здоровье населения (М. Г. Шандала и Я. И. Звиняцковский, и др.). В конце 70-х годов сотрудниками института были получены первые данные, отражающие количественную зависимость здоровья от степени выраженности ряда факторов при их изолированном и сочетаниом действии (Я. И. Звиняцковский и со-авт., и др.).
Количественная оценка влияния различных факторов окружающей среды на здоровье населения является одной из актуальных задач гигиены окружающей среды (Г. И. Сидоренко). Эту работу мы выполнили в два этапа. На первом исследования проводили на базе 19 городов, характерных для основных экономико-географических регионов УССР. В результате были получены обобщенные данные о влиянии окружающей среды на здоровье населения в масштабах республики. Это в свою очередь позволило изучить функцию системы в целом и наметить пути управления ею, не познавая во всех деталях внутренней структуры явления. Вместе с тем, как известно из работ по теории системного анализа (С. Н. Смирнов, и др.). знакомство с поведением материального образования должно логически завершиться изучением его строения. Однако для того чтобы определить внутреннюю структуру системы, необходимо было изменить масштаб наблюдения и перейти к системе более низкого порядка. В связи с этим как логическое продолжение первого этапа исследований на втором этапе систему окружающая среда — здоровье населения изучали на базе одного крупного города. Для характеристики состояния среды использовали показатели, характеризующие загрязнение
атмосферного воздуха, уровень уличного шума, качество питьевой воды, напряженность электромагнитных полей, содержание пестицидов в продуктах питания, радиационную обстановку, природно-климатические условия и др. (всего 32 фактора).
Изменение масштаба исследований на втором эта пе обусловило более строгие требования к однородности обследуемых контингентов. Объектом изучения здоровья на первом этапе были лица всех возрастных групп, при этом для нивелирования влияния производственных условий у взрослого населения изучение проводилось на идентичных профессиональных группах непроизводственной сферы. На втором этапе в качестве объекта были избраны детские контингенты, уравненные по основным биологическим и социальным признакам (порядковый номер, течение беременности и родов у матери, доношенность ребенка при рождении, возраст матери к моменту рождения ребенка, жи-лищно-бытовые условия, материальное положение семьи, наличие профессиональных вредностей у родителей, посещает ли ребенок детское дошкольное учреждение и др.). Иной масштаб исследований повлек за собой изменение характера изучаемых показателей как окружающей среды, так и здоровья населения. Если на первом этапе в качестве параметров среды рассматривались главным образом суммарные данные (например, суммарный индекс загрязнения атмосферного воздуха), то на втором осуществлялась детализированная количественная характеристика различных компонентов (например, разных составных частей загрязнения атмосферного воздуха). В качестве показателя здоровья населения на первом этапе принимали заболеваемость по материалам обращаемости населения за медицинской помощью, а на втором использовали как данные обращаемости за медицинской помощью, так и результаты специально проведенного углубленного медосмотра. При этом показателями здоровья населения считали заболеваемость, физическое развитие, некоторые сдвиги функционального состояния, а также комплексные показатели здоровья.
Факторы окружающей среды и показатели здоровья детского населения, на которые влияют эти факторы
Фактор Острые респираторные заболевания Заболевания эндокринной системы. расстрой-ства питания и обмена веществ Аллергические заболевания Воспалительные заболевания среднего уха Болезни органов пищеварения Врожденные аномалии Болезни нервной системы Психические заболевания Хронические неспеци-фнческие заболевания легких £ я о <0 в 9 о о Дисгармоничность физического развития Показатель качества реакции сердечно-сосудистой системы Показатель жизненной емкости легких Удельный вес лиц 2 -5-й группы здоровья'
«в (0 к (0 3 УО о за счет отставания за счет превышения массы| низкий высокий ниже среднего низкий
Загрязнение атмосфе-пы:
сернистым ангид-
ридом ++ + + ++ + ++ + + + + + + + + ++ ++ ++
окисью углерода ++ ++ + + ++ ++ + + ++ + + + + 4-
окислами азота + + 1 + + + ++ ++
пылью + ++ + + + + + + ++ + + +
Суммарный индекс за-
грязнения атмосфе-
ры (расчет по
М. А. Пинигину) + + ++ + + ++ ++ + + +-ь + +
Городской шум + + + + + + + + + +4- + + ++ ++ +
Радиационный фон
Электромагнитное по- ++ ++ + + ++
ле + + + + +
Примечание. Два плюса—при моделировании выявлена сильная зависимость; один плюс—зависимость средней си лы; звездочка—группы здоровья рассчитаны по методике Института гигиены детей и подростков (Г. М. Сердюковская).
Количество зависимости между здоровьем и средой устанавливали с помощью одного из методов многофакторного корреляционного и регрессивного анализа — группового учета аргументов (А. Г. Ива-хненко).
Результатом первого этапа работы явилось построение моделей, описывающих влияние изученного комплекса факторов на заболеваемость взрослого и детского населения. Анализ моделей позволяет выявить влияние ряда факторов на показатели заболеваемости как при изолированном действии каждого из них, так и сочетанном воздействии вошедшей в модель (т. е. индикаторной для данного вида патологии) группы факторов.
В качестве примера рассмотрим модель, описывающую количественную зависимость распространенности спонтанных абортов от степени выраженности факторов окружающей среды. При построении такой модели высокое соответствие фактических данных и расчетного материала было получено при рассмотрении всего, двух факторов: загрязнения атмосферного воздуха и остаточного содержания в пище пестицидов (хлорофоса). Модель построена на основе полного квадратичного много-► члена. Она имеет вид: успонт. аборты = 3,69956 + + 143,37577 ХзагР атм иозд. 2,33191 -^хлорофос — 0,00576 ^загр. атм. возД. "^хлорофос
401,1670 ^"аагР. атм. иозд. — 0,03137 -^"хлорофос» где Хзвгр. атм. 1103Я. — суммарный индекс загрязнения атмосферного воздуха; АхЛ0Р0ф0с — содержание хлорофоса в миллиграммах на 1 кг продуктов. При этом коэффициент корреляции между фактическими и расчетными данными превышает 0,84, что указывает на высокую точность модели.
При анализе модели установлено значительное влияние названных факторов окружающей среды на частоту спонтанных абортов. Существенное воздействие атмосферных загрязнений на уровень заболеваемости отмечено уже при суммарном загрязнении воздуха, равном 5 ГЩК. Возрастание загрязнения атмосферного воздуха до 10 ПДК может привести к увеличению количества спонтанных абортов в 3,9 раза, а еще больший рост концентраций атмосферных загрязнений (до 22 ПДК) — к учащению спонтанных абортов почти в 7 раз по сравнению с территориями, имеющими относительно чистый атмосферный воздух. При возрастании содержания хлорофоса в основных продуктах питания до 0,1 мг/кг возможен рост заболеваемости данной нозологической формой в 3 раза. Наибольшее увеличение (в 10 раз) количества спонтанных абортов происходит при сочетанном воздействии загрязнения воздуха и поступающего с продуктами питания хлорофоса.
На втором этапе получены модели, показывающие влияние наиболее выраженных в условиях крупного- города факторов окружающей среды на здоровье детского населения (см. таблицу).
Как видно из таблицы, влияние изученного комплекса факторов на разные показатели здоровья проявилось неодинаково. Те показатели здоровья, на которые это влияние было наибольшим, вероятно, можно считать информативными или даже индикаторными в отношении влияния тех или иных факторов окружающей среды. В процессе анализа моделей для ряда факторов окружающей среды был установлен порог действия, т. е. тот минимальный уровень фактора, при котором отмечают-
ся достоверные отклонения изученного показателя здоровья. Наиболее информативными с точки зрения влияния окружающей среды следует считать показатели отклонений в функциональном состоянии организма и комплексный показатель (распределение по группам здоровья), в отношении которых выявлено влияние наибольшего числа изученных факторов как при изолированном, так и при сочетанном их действии, при самом низком (по сравнению с другими показателями здоровья) пороге этого воздействия. При этом установлено, что минимальный уровень атмосферных загрязнений, при котором наступают существенные изменення в заболаеваемости населения, находится вблизи 5 ПДК. Вместе с тем оказалось, что для появления сдвигов в функциональном состоянии организма этот порог значительно ниже. Так, если для хронических неспецнфических заболеваний легких он находится на уровне 5 ПДК, то для сдвигов в специфическом для органов дыхания показателе функциональных отклонений — снижении жизненной емкости легких — на уровне 1,5—2 ПДК. Другим примером большей чувствительности функциональных отклонений к воздействию факторов окружающей среды по сравнению с показателями, характеризующими выраженную патологию, являются данные, показывающие влияние окружающей среды на изменение «показателя качества реакции сердечно-сосудистой системы» (А. А. Бирюковнч и В. М. Король). Порог его изменения для детского населения при воздействии сернистого ангидрида отмечен на уровне 3—4 ПДК, а при воздействии сернистого ангидрида на фоне плохих жилищных условий он снижается до 1,5 ПДК. В то же время для заболеваний системы кровообращения у детей нам не удалось построить модели с изученными факторами окружающей среды. Другими словами, влияния этих факторов на распространенность заболеваний системы кровообращения у детей не выявлено. Что же касается взрослого населения, то атмосферные загрязнения могут оказать существенное воздействие на частоту ншемической болезни сердца только при концентрации не ниже 20 ПДК, и то при условии их сочетанного действия с другими неблагоприятными факторами окружающей среды.
При анализе ряда моделей выявлено потенцирование влияния атмосферных загрязнений и шу-
ма. Это совпадает с результатами экспериментальных работ Н. Г. Никитиной и других исследователей. В некоторых моделях установлено суммирование влияния различных атмосферных загрязнителей: окиси углерода и сернистого газа, окиси углерода и пыли. Эти данные совпадают с результатами, приводимыми К. Басмаджиевой и Г. Курчатовым и др.
На основании моделей рассчитан прогноз возможных изменений в уровне здоровья населения изученных пунктов. Результаты прогнозирования показали, изменения каких факторов, в каком количественном выражении и в каких сочетаниях могут приводить к наиболее существенным сдвигам (как положительным, так и отрицательным) в здоровье населения. Полученные данные являются основой для планирования очередности мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды в этих населенных пунктах.
Литература. Басмаджисва К-, Курчатов Г. — Гиг.
и сан., 1968, № 4, с. 73—77. Бирюковнч А. А., Король В. М. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы у детей школьного возраста. М., 1963. Звиняцковский Я■ И., Рогозинский С. П.. Зарницын М. И.— В кн.: Гигиена окружающей среды. Киев, 1979, с. 115— 117.
Ивахненко А. Г. Долгосрочное прогнозирование н управление сложными системами. Киев, 1975. Калюжный Л- //• — Врач, дело, 1954, № 4, с. 337—340. Никитина Н. Гигиеническая оценка шума и окиси углерода, создаваемых грузовым автотранспортом в условиях населенных мест. Дис. канд. Киев, 1974. Сердюковская Г. Н. — В кн.: Гигиена детей и подростков.
М., 1977, вып. 4. с. 3—13. Сидоренко Г. И. — Гиг. и сан., 1978, № 10, с. 9—15. Смирнов С. Н. — В кн.: Системный анализ и научное
знание. М., 1978, с. 106—110. Шандала /VI. Г., Звиняцковский Я. И. — В кн.: Научное совещание по проблемам медицинской географии. 4-е. Тезисы докладов. Л., 1973, с. 16. Шандала М. Г., Звиняцковский Я- И. —Сов. здравоохр.,
1974, № 12, с. 20—25.
Шандала М. Г., Звиняцковский Я■ И. — Гиг. и сан.,
1975, № II, с. 3—9.
Поступила 15.12.80
Summary. The dependence of the level of health of a population on the degree of exposure to various environmental factors acting separately or in combination was estimated quantitatively. The minimal levels of these factors at which alterations in health occur were established.