_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
считаю, что России необходимо примерно 4-4,5% ВВП в качестве инвестиций в транспортную отрасль с целью модернизации инфраструктуры и строительства новых дорог, в том числе и железных дорог.
Серьезным помощником в решении инфраструктурных задач может стать сотрудничество между государством и частным бизнесом в форме ГЧП. В настоящий момент ГЧП начинает постепенно применяться в железнодорожной отрасли России. С помощью данного вида партнерства планируется построить несколько высокоскоростных железнодорожных магистралей, связывающих Москву, Санкт-Петербург и Нижний Новгород, что обеспечит разгрузку уже имеющихся линий от высокой плотности пассажиропотока. Также предусмотрено строительство линий для повышения эффективности грузовых перевозок. В рамках таких проектов сотрудничают такие компании, как «Лукойл», «Газпром», «Норильский Никель», «Транснефть» и другие, а также администрации различных субъектов Российской Федерации3. Список использованной литературы:
1. Бессонова О.Э. Общая теория институциональных трансформаций: парадигмальное переосмысление цивилизованного развития России/ Бессонова О.Э.// Регион: экономика и социология. - 2008. - № 3
2. Погудаева М.Ю. Механизм ГЧП в отраслях производственной инфраструктуры/ Погудаева М.Ю.// Экономика РГГУ. - 2011. - №7
3. Djankov S. Enterprise Restructuring in Transition: a Quantitative Survey/ Djankov S., Murrell P. //Journal of Economic Literature. - 2002. - №32
4. Fabry N. Inward FDI in seven transitional countries of South-Eastern Europe: A Quest of Institution-based Attractiveness/ Fabry N., Zeghni S. //Eastern Journal of European Studies. - 2010. -№9
5. Grosse R. New Institutional Economics and FDI location in Central and Eastern Europe/ Grosse R., Trevino L.// Foreign Direct Investment. - 2011. - №18
6. Mitchell B. Transaction Cost Theory/ Mitchell B., Brooksbank D., Firth I. - Chicago: University of Chicago Press, 2010
7. Peng M. Institutional Transitions and Strategic Choices/ Peng M. // The Academy of Management Review. -2003. - №28
8. Peters G. Institutional Theory: Problems and Prospects/ Peters G. - Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 2010
9. Thompson L. Liberalization and Commercialization of the World's Railways: Progress and Key Regulatory Issues/ Thompson L. - OECD Annual Report. - 2009
10.Weber S. Institution and Interpretation/ Weber S., de Vries H. - New York: Stanford University Press, 2001
© Шаховцев Д.Д., 2017
УДК 657.6
И.С. Шутова
Ст. преподаватель РГЭУ (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: [email protected]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ И МЕСТА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Аннотация
Эффективная деятельность предприятия невозможна при отсутствии правильно организованного
3 Погудаева М.Ю. Механизм ГЧП в отраслях производственной инфраструктуры/ Погудаева М.Ю.// Экономика РГГУ. - 2011. - №7. - С. 4
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
внутреннего контроля, который предназначен не только для раскрытия ошибок или злоупотреблений, но и рассмотрения целесообразности совершаемых операций. Роль и значение внутреннего контроля неуклонно возрастает, особенно в условиях кризисной экономики. Определению роли и значения внутреннего контроля и посвящена данная статья.
Ключевые слова
Внутренний контроль, организация внутреннего контроля, управление.
В настоящее время внутренний контроль - это эффективный инструмент корпоративного управления, который обеспечивает защиту экономических интересов компаний и способствует достижению ими своих стратегических целей.
Правильно организованный внутренний контроль способствует сохранности и рациональному использованию ресурсов предприятия, определяет степень доверия пользователей отчетности, помогает повысить рентабельность деятельности предприятия и укрепить позиции организации на рынке.
Все эти факторы обусловливают повышенный интерес собственников, топ-менеджмента, контролирующих органов и иных заинтересованных пользователей отчетной информации к состоянию системы внутреннего контроля субъектов хозяйствования.
Несомненно, применение внутреннего контроля необходимо на каждой стадии управления и в каждой его сфере. Внутренний контроль позволяет не только принять нужные управленческие решения и устранить возникающие ошибки и недоработки, а также помогает их предвидеть и избежать.
На сегодняшний день нет четких рекомендаций и инструкций по организации внутреннего контроля на предприятии, каждая организация самостоятельно определяет форму, принципы, виды и методы внутреннего контроля.
При организации внутреннего контроля целесообразно использовать положения ряда нормативных актов, таких как: ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности»; Методические рекомендации Росимущества по организации проверочной деятельности Ревизионных комиссий акционерных обществ с участием РФ»; Международные основы профессиональной практики внутренних аудиторов, принятые международным Институтом внутренних аудиторов (включая Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита); -Рекомендации Фонда развития бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» Р-44/2013-КпР «Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля» и др.
Из вышеперечисленных нормативных актов наиболее полно отображают цели и структуру внутреннего контроля рекомендации Фонда развития бухгалтерского учета. Определение целей и задач в соответствии с рекомендациями по организации и осуществлению внутреннего контроля приведено в Таблице 1.
Таблица 1
Цели и задачи системы внутреннего контроля в соответствии с рекомендациями Фонда развития бухгалтерского учета4
Цели Задачи
1. обеспечение достижения организацией целей с учетом следующих критериев: - эффективность и рациональность финансово-хозяйственной деятельности (включая сохранность активов); - достоверность финансовой и нефинансовой отчетности; - соответствие действующему законодательству и нормам 1. разработка и внедрение контрольных процедур с учетом особенностей бизнес-процессов и присущих рисков
2.обеспечение надежной системы сбора, обработки и передачи информации
2.обеспечение достоверности финансовой отчетности З.обеспечение руководства организации необходимой информацией об отклонениях от ожидаемого порядка функционирования процесса для принятия необходимых корректирующих мер
4 Рекомендации Фонда развития бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» Р-44/2013-КпР «Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля»
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
Кроме того, в разделе 4 указанных методических рекомендаций определены требования к формализации системы внутреннего контроля над подготовкой финансовой отчетности для предприятий с обязательным аудитом.
Во-первых, в организации должны быть разработаны основные нормативные документы, регламентирующие порядок и принципы функционирования системы внутреннего контроля. Документы помимо целей создания системы внутреннего контроля должны также содержать процедуры процесса внутреннего контроля, ответственных и сроки выполнения указанных процедур, в том числе и отчетность по результатам проведения внутреннего контроля.
Во-вторых, ключевым элементом для построения системы внутреннего контроля над подготовкой финансовой отчетности является эффективное взаимодействие между подразделениями организации.
В-третьих, необходим мониторинг системы внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности. Как правило, постоянный мониторинг со стороны руководства организации осуществляют генеральный директор, Совет директоров Общества, Учредитель Общества, а также отдельные структурные подразделения, в частности бухгалтерия хозяйствующего субъекта. В отдельных организациях эти функции реализует Ревизионная комиссия общества.
В-четвертых, основными этапами построения эффективной системы внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности является: описание существенных бизнес-процессов подготовки финансовой отчетности.
Считаем возможным дополнить требования к формализации системы внутреннего контроля, изложенные в методических рекомендациях, одним немаловажным аспектом - внутренним контролем должны заниматься высококвалифицированные специалисты, a функции, опыт и знания внутренних контролеров должны соответствовать требованиям профессионального стандарта «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)» (приказ Минтруда России от 22.04.2015 № 236н). В стандарте для каждого уровня приведены обобщенные трудовые функции, конкретизированные трудовые функции, возможные наименования должностей, требования к образованию (бакалавр, специалист, магистр), обучению и опыту практической работы, а также особые условия допуска к работе.
В заключение необходимо сказать о возросшей роли внутреннего контроля на всех стадиях управления предприятием для принятия верных управленческих решений, что влияет на успешное существование организации и на получение и рост ее прибыли, которая является основной конечной целью любой коммерческой организации.
Список использованной литературы:
1. Рекомендации Фонда развития бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» Р-44/2013-КпР «Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://bmcenter.ru/rekomendazii_BMC.
2. Приказ Росимущества от 04.07.2014 №249 «Об утверждении методических рекомендаций по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
3. - Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 04.07.2014 № 249 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
4. Информация Министерства финансов Российской Федерации №ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» // СПС КонсультантПлюс;
5. Приказ Минфин РФ от 22.04.2015 № 236н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)» // СПС КонсультантПлюс;
© Шутова И.С., 2017