Научная статья на тему 'Определение проблем реализации в регионах социально-ориентированной экономики'

Определение проблем реализации в регионах социально-ориентированной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / MODEL OF SOCIALLY-ORIENTED ECONOMY / INTEGRATED STRUCTURES / CLUSTER ANALYSIS / A COMPREHENSIVE STUDY OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS / AND SOCIAL FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орехов С. А., Кудрова Н. А., Бочков А. Ю.

В данной статье рассматриваются проблемы социально-ориентированной экономики. Определены направления формирования модель социально-ориентированной экономики основу данной модели составляет население. При этом в данной модели должна быть проведена оценка взаимодействия различных социальных групп, что означает предоставление равных возможностей для всех социальных слоев населения, также неотъемлемой чертой такой модели являются развитые системы социальных услуг, относительно высокий уровень социальных гарантий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Орехов С. А., Кудрова Н. А., Бочков А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFY THE PROBLEMS OF REALIZATION OF SOCIALLY-ORIENTED ECONOMY

In this article studies the problems of socially-oriented economy The ways of formation a socially-oriented economy model were defined as a populations basis models. In this model the interaction of different social groups assesses, which means that equal opportunities provides for all social layers of the population. The well-developed system of social services and the relatively high level of social guarantees are an integral feature of this model.

Текст научной работы на тему «Определение проблем реализации в регионах социально-ориентированной экономики»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ РЕАЛИЗАЦИИ В РЕГИОНАХ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ

Орехов С.А., д.э.н., профессор МЭСИ Кудрова Н.А., к.э.н., доцент МЭСИ Бочков А.Ю., аспирант МЭСИ

В данной статье рассматриваются проблемы социально-ориентированной экономики. Определены направления формирования модель социально-ориентированной экономики основу данной модели составляет население. При этом в данной модели должна быть проведена оценка взаимодействия различных социальных групп, что означает предоставление равных возможностей для всех социальных слоев населения, также неотъемлемой чертой такой модели являются развитые системы социальных услуг, относительно высокий уровень социальных гарантий.

Ключевые слова: модель социально-ориентированной экономики, интегрированные структуры, кластерный анализ, комплексное исследование, социально-экономическое развитие регионов, социальные факторы.

IDENTIFY THE PROBLEMS OF REALIZATION OF SOCIALLY-ORIENTED

ECONOMY

Orehov S., doctor of economy sciences, Professor at Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Kudrova N., Ph.D., associate Professor of the Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Bochkov A., the post-graduate student at Moscow state University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)

In this article studies the problems of socially-oriented economy. The ways of formation a socially-oriented economy model were defined as a populations basis models. In this model the interaction of different social groups assesses, which means that equal opportunities provides for all social layers of the population. The well-developed system of social services and the relatively high level of social guarantees are an integral feature of this model.

Keywords: model of socially-oriented economy, integrated structures, cluster analysis, a comprehensive study of the socio-economic development of regions, and social factors.

На сегодняшний день существует достаточно исследований по проблемам социально-ориентированной экономики и в научной литературе определено, что социально ориентированная рыночная экономика - это высокоэффективная открытая экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде.

Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и ин-новационность продукции. Как результат - государство берет на себя содержание широко развитой социальной инфраструктуры, которая включает среднее и высшее образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру и иные виды экономической деятельности по производству услуг. К этому можно добавить большие расходы на социальные программы. По нашему мнению, проблемой эффективного развития социально-ориентированной экономики является как раз то, что государство в основном решает социальные вопросы. Это в свою очередь делает данную систему менее гибкой, бюрократической и даже коррумпированной, что, на наш взгляд, особенно актуально для России.

Во многих работах определено, что так называемые сферы народного хозяйства (не участвующие в сфере материального производства и получении прибыли) так или иначе влияют на экономическое развитие регионов и даже отраслей, при этом в данных сферах народного хозяйства все больше людей осуществляют полезную деятельности и реализуют свой потенциал и при этом получают вознаграждение за свою деятельность не из прибыли. Данные общественные сферы влияют не только на социальное развитие общества, но и на экономические показатели развития регионов. Следовательно, необходимо формирование таких систем, которые включали бы организации и учреждения не участвующие в сфере материального производства, но влияющие на экономическое развитие регионов.

На сегодняшний день существует проблема формирования в России социально-ориентированной модели рыночной экономики, так как ее создание сталкивается с административным противодействием, часто замаскированным рассуждениями о социальных приоритетах и как следствие отсутствием необходимой со стороны власти правовой и материальной поддержки. При этом в создаваемых моделях социально-ориентированной экономики, как правило,

отсутствует оценка удовлетворения всех социально-экономических потребностей общества с точки зрения эффективности функционирования всех сфер национальной экономики. Эффективно развивающейся социально-ориентированной экономике присущи рыночные механизмы, предполагающие строгое государственной регулирование, которое соответствует общественным интересам, а не интересам монополистов или иных экономических и политических группировок.

Государственное регулирование социально-ориентированной экономики должно строиться таким образом, чтоб социальные гарантии и социальная защита не превращались в социальное иждивенчество или неоправданную растрату общественных ресурсов. При этом именно власть должна создавать условия для реализации творческого и трудового потенциала населения, создавая механизмы взаимодействия, координации и мотивации данных процессов. Необходимо также отметить, что социально-экономические механизмы модели социально-ориентированной экономики используются различными политическими силами для реализации собственных интересов, в том числе и укрепления собственных политических и экономических позиций. Однако идеологического обоснования и правовой поддержки данная модель, как правило, не получает.

Формируемую модель социально-ориентированной экономики необходимо связывать с предлагаемой политической моделью модернизации экономики, которая обеспечила: сокращение бюрократических процедур, снижение коррупции,

формирование дополнительных ресурсов для экономического роста регионов,

рациональное использование имеющихся ресурсов, в том числе и на реализацию социальных программ,

увеличение жизненного уровня населения, структурную перестройку экономики региона. Социально-ориентированная экономика должна быть направлена на удовлетворение общественных нужд. В этом случае цели социально-экономического развития региона являются приоритетными.

Общественное развитие подтверждает невозможность выработать новые социально-экономические ориентиры развития экономики и разработать механизмы достижения целей социально-ориентированной экономики, так как для него характерно накопление противоречий, а не предпосылок социального развития эффективной экономики.

36 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2012 |

Основу модели социально-ориентированной экономики составляет население, так как данная модель предполагает создание условий для реализации способностей, что бы сформировать слой экономически активных и материально обеспеченных людей, стремящихся к повышению квалификации и способным адаптироваться к процессам развития экономики региона и страны. При этом в данной модели должна быть проведена оценка взаимодействия различных социальных групп, что означает предоставление равных возможностей для всех социальных слоев населения, также неотъемлемой чертой такой модели являются развитые системы социальных услуг, относительно высокий уровень социальных гарантий.

Таким образом, для реализации такой модели необходимо сформировать предпосылки ее формирования и механизм взаимодействия всех элементов входящих в данную структуру, которую в работе называем как интегрированная социально-экономическая система.

Модель социально-ориентированной экономики основана на получении преимуществ в показателях развития региона, увеличении жизненного уровня и удовлетворении потребностей населения, получаемых на внутреннем и внешнем рынках от разработки и внедрения инноваций и улучшении системы менеджмента. В случае реализации данной модели власть на региональном или федеральном уровне берет на себя содержание широко развитой социальной инфраструктуры, которая включает образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру и иные виды экономической деятельности. К этому можно добавить большие расходы на социальные программы. Решение всех выше перечисленных проблем только властными полномочиями тормозит развитие социально-ориентированной экономики, увеличивает коррупцию, снижает гибкость, открытость и эффективность функционирования формируемой социально-экономической системы

Необходимо выделить факторы, формирующие социально-ориентированную экономику. К числу первоочередных факторов относятся рыночные отношения и государственное регулирование. Рыночные отношения в данной системе являются приоритетными, так как способны регулировать достаточно широкий спектр социально-экономических отношений. Следовательно, рыночные отношения должны выступать не только как средство повышения эффективности функционирования всех сфер национальной экономики, но и для удовлетворения потребностей населения. При этом необходимо отметить, что рыночные отношения не могут в полной мере управлять не рыночными факторами, такими как экологическое состояние среды, возможность реализации потенциала отдельных социальных слоев населения и другие, которые являются основными в социально-экономической системе.

Данные факторы являются приоритетными, так как в социально ориентированной экономической системе основополагающим является, необходимость удовлетворения общественных целей социально-экономического развития. Следовательно, государственное регулирование также является фактором, формирующим социально-ориентированную экономику, так как государство определяет правила функционирования рынка, оно так же должно регулировать социальные показатели, в том числе социальные развития региона, уровень жизни населения и его потребности. При этом государству необходимо в полной мере регулировать стратегические направления развития страны и регионов.

В связи с тем, что происходит интеграция экономики страны в мировую экономику, а экономики региона в экономику страны, еще одним приоритетным фактором, формирующим социально-ориентированную экономику, является инновационное развитие сфер национальной экономики. Это предполагает создание различных институциональных комплексов, в том числе интегрированных структур кластерного типа. Как отмечалось в ряде работ интеграционные механизмы в первую очередь необходимо внедрять в сельском хозяйстве, в экологической сфере и т.д. При этом в полной мере не рассматривались интеграционные механизмы в социально-экономических системах. Также приоритетным фактором, формирующим социально-ориентированную экономику, является здоровье, образование, социально-культурный уровень населения страны и региона.

Итак, социально-экономическая система - это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных

ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Любой элемент в социально-экономической системе должен рассматриваться в виде модели. Разработанная модель должна объяснять процесс функционирования любого элемента социально-экономической системы, т.е. стремиться быть универсальной. К элементам социально-экономической системы можно отнести следующие объекты: социальной сферы; образовательной среды; общественные организации;

хозяйствующие субъекты, имеющие социальную сферу; хозяйствующие субъекты, не имеющие социальную сферу; государственные организации и др..

Отдельные элементы, в том числе и выше перечисленные объединяются социально-экономическую систему, которая создается для реализации социальных программ и обеспечения прироста уровня социально-экономических показателей развития в рамках регионального управления. Предназначение каждого элемента социально-экономической системы определяется, исходя из социальной среды, функций, которые они выполняют для организации и управления в этой среде. В региональной социально-экономической системе создаются новые виды социально-экономических отношений, для управления, в виде госучреждений и других коммерческих и некоммерческих организаций, которые выполняют функции управления и регулирования социально-экономических отношений в обществе. Все виды социально-экономических отношений выполняют определенные функции и подчинятся одним и тем же законам.

По мнению авторов, проблемой эффективного развития социально-ориентированной экономики является как раз то, что государство в основном решает социальные вопросы. Это в свою очередь делает данную систему менее гибкой, бюрократической и даже коррумпированной, что особенно актуально для России. Как уже отмечалось, сферы национальной экономики, не участвующие в сфере материального производства и получении прибыли, так или иначе, влияют на экономическое развитие регионов и даже страны. И данные общественные сферы влияют не только на социальное развитие общества, но и на экономические показатели развития регионов. Следовательно, необходимо формирование таких интегрированных систем, которые включали бы организации и учреждения не участвующие в сфере материального производства, но влияющие на экономическое развитие регионов.

Необходимо отметить, что инновационный путь развития экономики в свою очередь предопределяет необходимость формирования данных систем, однако необходимо отметить, что данные системы должны быть интегрированными, поскольку основополагающими тенденциями формирования современных инновационных систем, являются две противоположные тенденции основанные на совершенствовании взаимодействия децентрализации, т.е. дифференциации или диверсификации и централизации, т.е. консолидации или интеграции.

Инновационное развитие, основанное на данных преимуществах в управлении социально-экономическими системами создает стратегические возможности активной экспансии инновационных форм управления и новых организационно-экономических структур в новые сферы национальной экономики и на новые рынки. При этом, как отмечалось выше, именно к инновационной деятельности все больше привлекаются социальные сферы национальной экономики не участвующие в материальном производстве, которые оказывают определяющее воздействие на экономические показатели развития регионов. В этом случае возникает еще одна проблема, такая как необходимость формирования инновационных организационных форм управления региональными интегрированными социально-экономическими системами.

Необходимо отметить, что в научных исследованиях последних лет основное внимание уделено формированию организационных форм управления кластерного типа или интегрированных кластерных образований. Одним из механизмов реализации государственной экономической политики в мире стала кластерная политика, но, несмотря на то, что кластерная концепция широко изучается и достаточно теоретического материала по данному вопросу, в настоящий момент существуют препятствия для реализации данной концепции. Так не установлены четкие критерии, позволяющие выделять кластеры в конкретных регионах или сфере национальной экономики. При этом следует отметить, что основным отличием

кластера является то, что он не ставит перед собой цель получение прибыли. В первую очередь функционирование кластера должно обеспечивать развитие региона, в котором он расположен на основе объединения различных сфер национальной экономики, предпринимательского сектора, науки и власти.

В современных условиях в большинстве исследований посвященных кластерной концепции определено, что интегрированные кластерные образования предлагается формировать по технологическому, отраслевому или географически-отраслевому признаку и это понятно, т.к. именно принадлежность технологии предполагает инновационное развитие в данной конкретной сфере материального производства и завоевание ею конкурентных преимуществ. Однако, по мнению авторов, завоеванные конкурентные преимущества отдельной предпринимательской структурой, как правило, не способствуют удовлетворению в полной мере социальных потребностей общества. Следовательно, необходимо уделять внимание формированию социально-экономических интегрированных кластерных образованиям, формированию организационных структур управления такими кластерами, выработке модели управления и оценке эффективности функционирования.

В связи с этим возникает проблема определения элементов, входящих в интегрированную социально-экономическую систему и критериев взаимосвязи между данными элементами. Однако формулируемая гипотеза формирования социальных интегрированных кластерных образований противоречит утверждению об однонаправленном влиянии воздействующих факторов характерных для технологических кластеров. Следовательно, необходимо определять факторы влияния на показатели функционирования и развития создаваемых социально-экономических интегрированных кластерных образований и их направленность. Еще одна проблема, которую необходимо решить подтверждается тем, что в настоящее время в России нет форм организации управления интегрированными социально-экономическими кластерными образованиями, которые благодаря четко отлаженному механизму функционирования могли бы минимизировать риски инвестирования в инновационное развитие регионов и обеспечить высокие темпы их развития, а также решения социальных задач стоящих перед каждым регионом.

Таким образом, решая первую проблему, т.е. определив, элементы, входящие в социально-экономические интегрированные кластерные образования необходимо определить взаимосвязи и их направленность и сформировать иерархическую структуру по уровням взаимодействия элементов.

В формируемой интегрированной социально-экономической кластерной структуре необходимо определить критерии взаимодействия между уровнями и элементами, которые позволят наиболее полно охарактеризовать объекты с целью выявления качественного сходства между ними. По мнению авторов необходимо выбрать перекрестный анализ выбранных ранее объектов и оценки их с различных позиций результатов различных видов деятельности осуществляемой в регионе, в том числе и инновационной.

В результате, управление основными параметрами в интегрированной социально-экономической кластерной структуре требует организационного обновления социально-экономических систем и оценке инновационных процессов происходящих в них, для этого необходима разработка механизмов организационного, инвестиционного и информационного обеспечения формируемых структур. При этом необходимо отметить, что в современных условиях социально-ориентированной экономики идет поиск нового, более эффективного типа управления, отвечающего современному уровню развития социальных программ. Однако, реализация социальных программ, как отмечалось выше, в основном решается на уровне власти региональной и федеральной, что в свою очередь приводит к жесткому административному управлению, усилению коррупции, снижению гибкости управления.

Необходимо также отметить, что в современной экономической литературе широко представлены сценарии развития регионов, однако в данных сценариях не отражены показатели, отражающие социальное пространство региона и сбалансированность экономических и социальных показателей развития региона. При формировании программ стратегического развития регионов необходимо учитывать сбалансированность всех направлений, влияющих на социально-экономические показатели развития.

Формирование региональных интегрированных социально-

экономических кластерных структур позволит создать условия для повышения уровня инновационной активности экономики региона, внедрения новых институциональных форм взаимодействия, развития финансового сектора, совершенствования сферы здравоохранения, образования, обслуживания и др..

Для упрощения анализа инновационного процесса в региональных интегрированных социально-экономических структурах оцениваются составляющие региональной среды, которые включаются в так называемую интегрированную систему, в данную систему так же включаются в качестве элементов различные субъекты общества и категории людей. В интересах эффективного выполнения управленческих решений в интегрированных социально-экономических системах необходимо учитывать: повышение уровня мотивации исполнителей принятого решения, управление ресурсами и создание оперативных резервов для решения социально-экономических задач развития, контроль. Таким образом, эффективность управления во многом обусловливается тем, насколько успешно осуществляется само мотивирование данного управления. Следовательно, аспекты процесса мотивации актуальны также для формируемых региональных интегрированных социально-экономических структур, таковых какими являются кластеры. При этом в данном аспекте управления основные приоритеты отдаются мотивированию всех направлений деятельности человека. Мотивирование зависит от целей, учета особенностей деятельности человека, определения иерархии уровней управления интегрированными социально-экономическими системами, определения связей общей вовлеченности элементов системы в процесс управления с результатами эффективности функционирования системы. Следовательно, для определения мотивационных критериев управления интегрированными социально-экономическими системами необходимо, исследование изменений мотивации под воздействием организационных форм управления, изучение стимулирующих систем и оценка влияния управления в данной системе на процесс мотивации.

Таким образом, на первый план выходит разработка методологических аспектов исследования интеграционных процессов в инновационной среде региональных интегрированных социально-экономических кластерных образований. В соответствии с указанной целью необходимо решить следующие задачи:

разработать и сформулировать концепцию исследования интегрированных социально-экономических образований, как сложных экономических структур;

определить концептуальные подходы и построить сбалансированную система показателей для анализа направлений деятельности интегрированных социально-экономических образований;

разработать методологию исследования эффективности мотива-ционного управления в интегрированных социально-экономических образованиях по уровням;

предложить методику комплексной оценки привлечения инвестиций в инновационный процесс интегрированных социально-экономических образований;

сформулировать методологические подходы и разработать комплексную систему показателей оценки эффективности деятельности в интегрированных социально-экономических образованиях;

доказать необходимость совершенствования методов оценки эффективности развития регионов с учетом социально-экономических показателей и апробировать методики кластерного и конкурентного анализа развития регионов с учетом влияния на основные социально-экономические показатели;

разработать методологию кластерного анализа влияния неэкономических факторов на синергический эффект деятельности интегрированных социально-экономических образований и обосновать целесообразность использования методики управления по уровням в интегрированных социально-экономических образованиях с использованием комплексной системы показателей.

Таким образом, приоритетные направления социально-экономического развития региона, должны быть ориентированы на формирование качественно нового трудового потенциала и на повышении уровня интеллектуализации труда, инновационности экономики и информатизации общества. Это обеспечит эффективное взаимодействие элементов региональной системы, а также позволит генерировать научные идеи и фундаментальные знания с целью получения коммерческого и социального эффекта от внедрения инноваций, что предопределит возможность реализации социально-ориентированного типа развития экономики.

А для этого необходимо определить направления социально-экономического развития регионов, учитывая приоритетность социальных факторов. Определение направлений социально-экономического развития региона позволяет оценивать возможности региональной интеграции экономических и социальных структур, влияющих на развитие регионов, и децентрализации административного влияния на управление данными структурами.

Литература:

Интеграционные механизмы управления/ Кудрова Н. А., Орехов С. А. - Рязань.: ООО «Полиграфия», 2009. - 145 с.

Егоров А.Ю., Сельсков А.В. Моделирование развития экономических систем- Инновации и инвестиции - 2008 - №3.

Кудрова Н.А. Модель управления социально-ориентированными кластерными образованиями по уровням интеграции - Транспортное дело - 2011 - №8.

Кудрова Н.А. Применение кластерного анализа при оценке синергического эффекта в социально-ориентированных интегрированных образованиях - Инновации и инвестиции - 2011 - №1.

Сафронова А.А. Обеспечение перспективного экономического развития хозяйственных систем на основе повышения их инновационной активности Транспортное дело - 2008 - №6.

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРНЫХ СТРУКТУР РЕГИОНА С ИСОЛЬЗОВАНИЕМ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Кудрова Н.А., к.э.н., доцент МЭСИ

В статье необходимо определить основу формирования стратегического развития интегрированных социально-экономических кластерных структур региона и концептуально обосновать сбалансированную систему показателей необходимых для выработки стратегии развития. Определена необходимость интегрировать сбалансированную систему показателей в разработку стратегии. Сбалансированная система показателей наиболее подходит для оценки интегрированных социально-экономических систем поскольку, не все из известных показателей оценки деятельности могут быть измерены количественно, при этом необходимо отметить, что качественная оценка некоторых из них с использованием методов кластерного анализа и экспертных методов позволяет выработать конкретные управляющие рычаги.

Ключевые слова: сбалансированная система показателей, кластерная структура, стратегии развития, кластерный анализ, интегрированные социально-экономические системы.

FORMATION OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF INTEGRATED SOCIOECONOMIC CLUSTER STRUCTURES OF THE REGION WITH THE BALANCED

SCORECARD

Kudrova N., Ph.D., associate professor of the Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)

In this article it is necessary to define the basis for strategic development of integrated socio-economic cluster structures of the region and conceptually justify the balanced system of indicators required for development of strategy of development. Identified the need to integrate the balanced scorecard in the development of the strategy. The balanced scorecard is most suitable for the integrated assessment of socio-economic systems because not all of the known parameters of evaluation activities can be measured quantitatively, it should be noted that qualitative assessment of some of them using the methods of cluster analysis and expert methods allows to develop concrete control levers.

Keywords: the balanced scorecard, a cluster structure, strategy development, cluster analysis, integrated socio-economic system.

Процесс формирования стратегического развития интегрированных социально-экономических кластерных структур региона включает, как структурированную разработку и реализацию стратегии, так и организацию рамочных условий для идентификации стратегических импульсов, которые могут возникать в различных структурах, поэтому в организацию стратегического процесса необходимо включать модель разработки и реализации стратегии, а также концепцию сбалансированной системы показателей. Безусловно - с концепцией сбалансированной системы показателей или без нее - управление системой должно быть в нескольких измерениях

и учитывать взаимное влияние друг на друга принимаемых управленческих решений. При этом речь идет не о том, учитываются ли различные показатели, а о том, как именно они их учитывают. На основании вышеизложенного можно сделать вывод - необходимо интегрировать систему показателей в разработку стратегии. При этом методы анализа и творческие методы разработки стратегии и внедрения сбалансированная система показателей должны быть увязаны друг с другом в непрерывном цикле. Также необходимо определить управленческий цикл разработки стратегии, в котором сбалансированная система показателей является основой.

Таблица 1. Матрица управленческого цикла разработки стратегии региона на основе

сбалансированной системы показателей

Дополнительные Сбалансированные^^^^ показатели Инновационное развитие Социально- экономическое развитие Качествен ное развитие

Предпринимательский фактор

Рынок (потребители внешние и внутренние)

Власть Г г

Информационные и специальные ресурсы СГ ^

Поддерживающие ресурсы

Образовательные инновации <с с-

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2012 | 39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.