Научная статья на тему 'Определение направлений исследования эффективности функционирования региональных интегрированных социально-экономических систем'

Определение направлений исследования эффективности функционирования региональных интегрированных социально-экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ЯЩИК / КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / INTEGRATED STRUCTURES / CLUSTER ANALYSIS / MORPHOLOGICAL ANALYSIS / MORPHOLOGICAL BOX / COMPREHENSIVE STUDY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудрова Н., Бочков А. Ю.

В данной статье рассматриваются основные методы комплексного анализа взаимодействия элементов формирующих интегрированную структуру, а также направления исследования, в части оценки и не только количественных, но и качественных показателей. В работе детализирована схема разработки и внедрения в интегрированных структурах механизма финансирования их деятельности на основе консолидированного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кудрова Н., Бочков А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF RESEARCH DIRECTIONS OF EFFICIENCY FUNCTIONING OF THE INTEGRATED REGIONAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

This article covers the main methods of complex analysis of the interaction of the elements forming the integrated structure and direction of research, assessment and not only quantitative, but qualitative indicators. In the article detailed scheme of development and introduction of the financing mechanism of activities on the consolidated managements basis in the integrated structures.

Текст научной работы на тему «Определение направлений исследования эффективности функционирования региональных интегрированных социально-экономических систем»

Таблица 1. Система показателей комплексного анализа

Основные показатели__Дополнительные показатели_

Население__Инновационные (образование, наука)_

Финансы__Социально-экономические (здравоохранение, ЖКХ, культура)

Власть__Качество (экология, жизненный уровень)_

Инфраструктура региона__

В результате исследования выявлено, что развитие строительной отрасли зависит не только от макроэкономической ситуации в стране, но и от развития межфирменных взаимодействий внутри данного кластера. Так, например, в статье Р. Экклеса был введен термин «квазифирма» для обозначения системы отношений между генеральным подрядчиком и субподрядчиками, которые отличаются стабильностью и длительностью и редко возникают путем конкурсных торгов.

В ходе исследования было определено, что многие контракты заключались в таких фирмах на условиях фиксированной цены, координация происходила посредством не иерархического взаимодействия, а долгосрочного и эксклюзивного сотрудничества участников этих отношений, устранявшего необходимость в дорогостоящем организационном мониторинге. Следовательно, вопрос формирования механизма взаимодействия элементов в социально-ориентированном региональном инвестиционно-строительном кластере необходимо решать на основании комплексного анализа. С этой целью необходимо формировать систему показателей ком-

плексного анализа (табл. 1).

Определено, что в отличие от традиционных сетей субподрядчиков в строительном бизнесе, в новых интегрированных структурах от их участников ожидается более активное поведение с целью улучшения качества конечного продукта или услуги, а не просто выполнение контрактных обязательств. Для оценки эффективности интеграционного механизма необходимо использовать распределение финансовых ресурсов в частности инвестиции.

Литература:

1. Интеграционные механизмы управления/ Кудрова Н. А., Орехов С. А. - Рязань.: ООО «Полиграфия», 2009. - 145 с.

2. Кудрова Н.А. Модель управления социально-ориентированными кластерными образованиями по уровням интеграции - Транспортное дело - 2011 - №8.

3. Кудрова Н.А. Применение кластерного анализа при оценке синергического эффекта в социально-ориентированных интегрированных образованиях - Инновации и инвестиции - 2011.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Кудрова Н., к.э.н., доцент, Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Бочков А.Ю., аспирант Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

В данной статье рассматриваются основные методы комплексного анализа взаимодействия элементов формирующих интегрированную структуру, а также направления исследования, в части оценки и не только количественных, но и качественных показателей. В работе детализирована схема разработки и внедрения в интегрированных структурах механизма финансирования их деятельности на основе консолидированного управления.

Ключевые слова: интегрированные структуры, кластерный анализ, морфологический анализ, морфологический ящик, комплексное исследование.

DEFINITION OF RESEARCH DIRECTIONS OF EFFICIENCY FUNCTIONING OF THE INTEGRATED REGIONAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

Kudrova N., candidate of economic Sciences, associate Professor, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Bochkov A., the post-graduate student, Moscow state University of Economics, statistics and Informatics (MESI)

This article covers the main methods of complex analysis of the interaction of the elements forming the integrated structure and direction of research, assessment and not only quantitative, but qualitative indicators. In the article detailed scheme of development and introduction of the financing mechanism of activities on the consolidated managements basis in the integrated structures.

Keywords: integrated structures, cluster analysis, morphological analysis, morphological box, a comprehensive study.

В условиях динамичности функционирования современного общества управление интегрированными социальными образованиями должно находиться в состоянии непрерывного развития. Совершенствование управления региональными интегрированными социально-экономическими структурами невозможно без исследования направлений, тенденций и возможностей развития регионов, таких как: оценка эффективности привлечения инвестиций в данные организационные структуры, а также определение уровней данной системы и показателей распределения ресурсов по данным уровням. Следовательно, управленческие решения, принимаемые в социально-экономических интегрированных структурах, выполняют, как правило, три функции: направляющую, организующую, мотивирующую, поэтому необходимо определение критериев управления по данным направлениям.

Понятно, что формирование и развитие интегрированной социально-экономической системы требует определения стратегии развития региона, которая, как правило, определена и понятна. При этом определено, что для реализации стратегии формирования и

развития интегрированных социально-экономических систем необходима система сбалансированных показателей. Следовательно, необходимо сформировать методологический инструментарий исследования, включающий:

■ систему показателей о фактической эффективности функционирования социально-экономических интегрированных кластерных структур с точки зрения социально-экономических показателей процесса интеграции в регионе,

■ анализ уровня интеграции по различным направлениям взаимодействия элементов в социально-экономической интегрированной кластерной структуре,

■ механизм распределения различных видов ресурсов, в том числе и финансовых, в социально-экономических интегрированных кластерных структурах.

В управлении социально-экономическим структурами распределение ресурсов необходимо оценивать показатели не отдельно друг от друга, а в совокупности, образовав некий комплекс. Данная схема может быть составлена как применительно к категориям фи-

нансовых показателей, так и к оценке эффективности социальных процессов и показателям характеризующим их. Это является главной отличительной чертой направления исследования применительно к оценке результатов деятельности формируемых структур по различным аспектам соизмеримо с направлениями финансовых вложений в элементы интегрированных социально-экономических систем и видами финансовых ресурсов.

Представляется целесообразным детализировать схему разработки и внедрения в интегрированных структурах механизма финансирования их деятельности на основе консолидированного управления, предложенную профессором Ю.Н. Лапыгиным и направленную на внедрение инноваций. Она состоит из четко определенных этапов, позволяющих провести исследования от начала до окончания формирования системы. Однако отступление от одного из этапов схемы повлечет за собой нарушение четкости и стройности выбранного процесса, что затруднит получение желаемого результата. Предложенная схема распределения ресурсов, в том числе и финансовых, может видоизменяться в зависимости от выбранной основной проблемы и далее во взаимосвязи с ней, необходимо выстраивать критерии для разработки вариантов решения основной проблемы. Причем этап определения критериев и разработка вариантов реализации идут параллельно, как взаимодополняющие и при необходимости взаимозаменяющие друг друга, то есть, определив критерии, получаем четкое представление о том, какие варианты реализации будем изыскивать, а отслеживая и выбирая их, точно знаем, на какие критерии можем опираться. Точное вычленение критериев упрощает и в большей степени оптимизирует поиск вариантов реализации. Предлагаемая в данной статье схема поиска вариантов реализации представлена на рисунке 1.

Важнейшей составляющей социально-экономического климата, отражающей способность экономических систем к устойчивому развитию, является инновационный климат, под которым понимается создание благоприятных условий для осуществления и воспроизводства инновационных процессов в интересах обеспечения приоритетов развития конкретной экономической системы. Другими словами, инновационный климат - это интегральная оценка состояния компонентов внешней инновационной среды

Эффективная реализация инновационной политики в интегрированной структуре была бы невозможной без создания соответствующей инфраструктуры. Так, для разработки стратегии, анализа инновационных процессов в регионе, организации и контроля их осуществления по всей цепочке может быть создан центр, координирующий деятельность.

Один из способов решения главной проблемы обеспечения стабильности функционирования региональных интегрированных социально-экономических структур - это изменение структуры управления данными структурами. При этом проблема обеспечения стабильности, как правило, является проблемой обеспечения финансовой стабильности. Следовательно, необходимо рассмотреть схему разработки и внедрения в интегрированной социально-экономической системе механизма финансирования деятельности отдельных элементов данной системы.

Из всех возможных вариантов привлечения финансовых ресурсов выбираются более оптимальные и приемлемые следующие этапы выбора финансирования:

• рассматриваются варианты привлечения ресурсов;

• оценивается доступность получаемых ресурсов с точки зрения особенностей интегрированной структуры;

Рис. 1. Схема разработки и внедрения интегрированных структурах механизма управления ресурсами

■ оценивается возможность самостоятельного управления полученными ресурсами, то есть анализируется возможность самостоятельно разработать схему распределения полученных ресурсов исходя из внутренних интересов участников интеграционного процесса и региона в целом.

Наиболее оптимальным вариантом финансирования деятельности интегрированных структур является привлечение финансовых ресурсов за счет инвестиций в региональный инновационный процесс. При этом необходимо отметить, что методы привлечения инвестиций будут наиболее эффективны при объединении отдельных элементов в интегрированную структуру. Региональная интегрированная структура сделает ее более привлекательной для инвесторов и позволит заинтересовать потенциальных партнеров в участии в долгосрочных проектах по развитию инновационных процессов в интегрированных социально-экономических системах, а также будет гарантировать возврат вложенных ресурсов.

Необходимо так же отметить нехватку финансовых ресурсов для реализации адекватной инновационной деятельности в регионах. При этом недостающие финансовые ресурсы, вновь образующиеся региональные интегрированные социально-экономические структуры вынуждены изыскивать самостоятельно, встает вопрос о поиске оптимальных решений для привлечения дополнительных финансовых ресурсов и выработке властных управленческих решений. Основные варианты привлечения дополнительных финансовых ресурсов следующие: инвестиции, венчурное финансирование.

Инвестиционная политика внешних инвесторов вызывает одни и те же проблемы, что и при вложении в корпоративные структуры. Инвесторы находят более доходные сферы для вложения своих средств. Венчурное финансирование, в связи со своими особенностями, должно проводиться сразу в несколько крупных проектов с разными степенями риска и различными уровнями доходности. Поэтому венчурное финансирование по мнению автора наиболее подошло бы при финансировании проектов реализуемых региональными интегрированными социально-экономическими кластерными структурами, так как данные структуры должны реализовать инновационные проекты в различной степенью доходности и риска. Однако для возможности применения венчурного финансирования в социальные инновационные проекты необходимо государственное регулирование хотя бы на уровне региональной власти.

Объектом конкурентного анализа был выбран Рязанский регион. В рамках анализа сфер национальной экономики региона определяются условия функционирования для рассматриваемого элемента интегрированной системы. В рамках конкурентной оценки необходимо проводить SWOT- анализ состояния региона с целью выявления приоритетов и определения проблем. Далее, в результате проведенного анализа изменения конкурентного положения региона выявляются недостатки в функционировании элементов регионального кластера и формируются цели и задачи для их устранения в будущем.

Для подержания развития региона, на высоком конкурентном уровне есть много возможностей:

■ наличие государственной политики в сфере поддержания инновационного развития;

■ максимально высокая компетентность трудоспособного населения;

■ использование передовых технологий;

■ неограниченный доступ к природным ресурсам;

■ наилучшие использование передовых технологий необходимых для реализации инновационных и инвестиционных программ.

Опираясь на перечисленные возможности и ориентируясь на выделенные проблемы региона, необходимо выработать стратегию развития и перспективы их решения и разработать схемы эффективного инвестирования, мотивации возможности формирования инновационных форм управления, что позволит привлечь инвесторов в регион и таким образом вывести его на новый уровень развития.

В результате проведенного конкурентного анализа Рязанского региона определены цели социально-экономического развития:

1. Формирование и развития интегрированных структур кластерного типа, в том числе и социально-экономических интегрированных структур за счет диверсификация и интеграции сфер национальной экономики.

2. Развитие инновационного процесса за счет создания условий для внедрения наукоемких технологий, развития предприятий производящих импортозамещающую продукцию и продукцию с более высоким уровнем добавленной стоимости.

3. Подготовка высококвалифицированных кадров, формирование и развитие образовательных технологий и среды для обеспечения занятости населения региона.

4. Развитие инновационных технологий с целью улучшения экологической ситуации и улучшения инфраструктуры региона.

5. Реализация социальных программ с целью максимального удовлетворения потребностей населения.

Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи:

- создание программ инновационного развития региона;

- формирование и развитие интегрированных социально-экономических кластерных структур регионального уровня;

- развитие региональной инновационной среды в регионе; - развитие крупных инфраструктурных структур.

В рамках реализации направлений развития региона необходимо:

• Сформировать интегрированные социально-экономические кластерные структуры с целью повышения конкурентоспособности сфер национальной экономики и хозяйствующих субъектов региона.

• Обосновать стратегию формирования интегрированных региональных структур и форм управления.

• Определить уровень потребностей населения, разработать механизмы функционирования социально-экономических кластерных структур, удовлетворяющих потребности региона.

Субъектами кластерного управления в социально-экономических интегрированных образованиях в регионах могут быть:

• управляющий координирующий орган кластерного образования,

• кластер - включающий в себя совокупность хозяйствующих и социально-экономических субъектов,

• отдельный хозяйствующий или социально-экономический субъект, входящий в данное образование, выполняющий определенную роль в реализации целевых направлений в реализации выбранной стратегии.

Предметом оценки управления в интегрированных социально-экономических кластерных структурах являются результаты деятельности субъектов входящих в интегрированные образования, а также процессы, влияющие на результаты взаимодействия в данных образованиях.

Цели управления в интегрированных социально-экономических кластерных структурах определяются необходимостью реализации программ социально-экономического развития регионов и принятия управленческих решений в направлении реализации стратегий развития регионов.

Данные цели связаны с :

• решением вопросов социально-экономического развития регионов в части инновационного и социального развития,

• осуществление функций координации и регулирования взаимодействия входящих в интегрированную систему элементов в части выполнения общих проектов,

• оценкой влияний внешней среды,

• оценкой распределения ресурсов, в том числе и финансовых,

• контролем за реализацией общепринятой стратегии социально-экономического развития регионов.

Конкурентоспособность региональной кластерной структуры необходимо оценивать по количественным и качественным показателям. Количественные показатели позлят определить уровень конкурентоспособности региона. Качественные показатели характеризуют социальный эффект кластерной структуры. Качественные показатели необходимы также для показателей, которые являются не стабильными и зависят от степени изменчивости региональной среды.

К количественным показателям относятся:

• емкость рынка,

• динамика развития,

• потенциал региона.

К качественным показателям относятся:

• мотивы,

• динамика развития,

• структура потребностей,

• информатизация.

Оценка конкурентной среды, к которой относятся:

• различные стратегии,

• финансовые ресурсы,

• законы и поддержка власти.

Анализ изменения конкурентного положения региона:

а) Оценивает рыночные характеристики развития региона.

б) Оценивает социальные характеристики региона.

в) Проводиться сравнительный анализ регионов конкурентов вскрывает факторы, динамики изменения социальных показателей в социально-ориентированной экономике страны.

Постоянный мониторинг за данными изменениями, помогут сохранять конкурентоспособность региона, при этом необходимо применять различные критерии для анализа.

Литература:

1. Интеграционные механизмы управления/ Кудрова Н. А., Орехов С. А. - Рязань.: ООО «Полиграфия», 2009. - 145 с.

2. Кудрова Н.А. Модель управления социально-ориентированными кластерными образованиями по уровням интеграции - Транспортное дело - 2011 - №8.

3. Кудрова Н.А. Применение кластерного анализа при оценке синергического эффекта в социально-ориентированных интегрированных образованиях - Инновации и инвестиции - 2011 - №1

4. Сафронова А.А., Неверова О.И. Формирование благоприятного инновационного климата, как фактор повышения инвестиционной привлекательности экономических систем. М.: Транспортное дело - 2012 - №1.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРЕДПРИЯТИЯ

Орехова А.С., к.э.н., эксперт по торговой недвижимости Агентства недвижимости PENNY LANE REALTY

Соколов М. А., к.э.н., доцент каф. Общего менеджмента и предпринимательства Московского государственного университета

экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

В статье приводится анализ определения эффективности управления деятельностью предприятия, ее основные объекты и предметы, а также принципы выявления. Основной акцент делается на изучении структурных компонентов обеспечения эффективности управления деятельностью предприятия и их анализе.

В качестве итоговых результатов, приведен список функций и задач качественного управления эффективностью предприятия на основе детализированного анализа эффективности менеджмента предпринимательских структур по различным функциональным направлениям.

Ключевые слова: эффективность, сущность эффективности деятельности, конкурентоспособность, функции и задачи эффективности, анализ эффективности менеджмента, управленческие решения, финансовый контроллинг.

ENSURING EFFECTIVE MANAGEMENT OF ENTERPRISE ACTIVITY

Orekhova A., Ph.D., an expert in commercial real estate Real estate agency PENNY LANE REALTY. Sokolov M., Ph.D., Department of General Management and Business, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)

The article describes the analysis of determination of management efficiency by enterprise activity, its main objects and subjects, and also the principles of identification. The main emphasis is placed on studying of structural components of ensuring management efficiency by activity of the enterprise and their analysis.

As total results, the list offunctions and problems of high-quality management by efficiency of the enterprise on the basis of the detailed analysis of efficiency of management of enterprise structures in various functional directions is provided.

Keywords: efficiency, essence of efficiency of activity, competitiveness, functions and problems of efficiency, analysis of efficiency of management, administrative decisions, financial controlling.

Эффективность или результативность представляет собой отношение результата— эффекта и затрат. Данный способ является классическим методом определения интегрального показателя экономической эффективности менеджмента предприятия, труда управленцев. Эффект может быть положительным, если результат близится к идеальному состоянию, удовлетворяет целевую функцию и отвечает системе ограничений. В противном случае он может оказаться отрицательным, когда не удается избранными средствами достигнуть цели или удается, но при этом невозможно соблюдение систему ограничений[8].

Эффективность управления является относительной характеристикой результативности деятельности конкретной управляющей системы, которая выражена в различных показателях, как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), имеющих количественные и качественные характеристики.

Базовыми понятиями эффективности менеджмента выступают

[1]:

■ эффективность управленческого труда сотрудников аппарата управления;

■ эффективность процесса управления, в частности функций, коммуникаций, выработки и реализации управленческого решения;

■ эффективностьс учетом иерархии управления, системы управления;

■ эффективность структурно-функционального, финансового, производственного, маркетингового и др. механизмов управления.

Следует учитывать следующеепри применении целевого подхода [2]:

■ если организации не производят осязаемой продукции, то достижение цели не является легко измеримым;

■ предприятия предпринимают усилия по достижению нескольких целей, при этом достижение одной из них часто мешает или затрудняет выполнению других задач;

■ наличие общего набора официально регламентированных целей, на достижение которых направлены усилия сотрудников различных отделов организации, является спорным.

Академиком В. А. Трапезниковым предложена формула эффективного руководства, состоящая из четырех звеньев, включающих требования к руководителю: «знает» — «может» — «хочет» — «успевает».

Анализ эффективности управления во многом осложняется специфическими особенностями управленческого труда, однако-процесс и содержание управленческой деятельности находятся в прямой зависимости от требований к руководителю[6]:

■ компетентность — руководитель, в дополнение к волевыми качествами: твердость, энергия, настойчивость, гибкость; профессионально знает, что должен делать и как делать;

■ достоинство и высокая ответственность в реализуемых решениях и делах — руководитель должен проявлять эти качества по отношению к себе и ко всем, с кем он ежедневно взаимодействует: с поставщиками, коллегами, потребителями;

■ умение рисковать и чувство нового — умение и решимость идти впереди того, что происходит сегодня;постоянно искать новые возможности, прислушиваться к их зову, способность и готовность использовать их;

■ чувствительность и подвижность — чувствовать возникающие нужды, время, события — это означает уважать мнения других, постоянно стремиться к саморазвитию и быть готовым к изменениям;

■ значительная работоспособность, непрерывное стремление быть лучшим и делать все наилучшим образом и проч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.