УДК 373.3 .5
ББК 74.2
Жукова Ольга Геннадьевна
соискатель кафедра педагогики и психологии Челябинская государственная академия культуры и искусств
г. Челябинск Zhukova Olga Gennadyevna Aspirant
of the ^air of pedagogics and psychology of Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts (ChSACA)
Chelyabinsk [email protected] Определение признаков понятия «социокультурная адаптация» в аспекте адаптации младших школьников к обучению в основной школе Defining the principles of the notion «sociocultural adaptation» in the aspect of adaptation of primary schoolchildren to studying at high school
В статье актуализируется необходимость обращения к выявлению признаков понятия «социокультурная адаптация»; выделяются и аргументируются на основе психологических, социологических, педагогических, культурологических исследований признаки исследуемого понятия; делаются выводы о перспективах адаптации младших школьников к обучению в основной школе с учетом выявленных признаков.
The article actualize necessity of applying to identification of the attributes of the notion “sociocultural adaptation”; on the basis of psychological, sociological, pedagogical, culturological researches it emphasizes and reasons the attributes of the researched notion; it makes conclusions about the perspectives of adaptation of primary schoolchildren to studying at high school taking into consideration the emphasized attributes.
Ключевые слова: социокультурная адаптация, адаптация, младшие
школьники.
Key words: sociocultural adaptation, adaptation, primary schoolchildren.
Адаптация младших школьников к обучению в основной школе представляет собой сложное комплексное явление, включающее педагогический, психологический, социальный и другие аспекты, что требует отражения при определении признаков исследуемого понятия для дальнейшего определения содержания эффективной педагогической деятельности.
Понятие «социокультурная адаптация» рассматривается в системе наук и представляет собой определенную взаимосвязь признаков понятия «адапта-
ции», выявив которые можно будет точно определить видовое соотношение адаптации, суть и компоненты социокультурной адаптации младших подростков в нашем исследовании.
Первым признаком понятия «адаптация» мы выделяем признак взаимодействия личности и среды. Данный признак наиболее распространен в философских исследованиях адаптации, где она рассматривается как социальный вид взаимодействия личности и социальной группы с социальной средой и обществом в целом, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.
На наличие признака взаимодействия личности и среды в определении адаптации в своих исследованиях указывает Г. И. Царегородцев, А.Н. Жмыри-ков, которые определяют адаптацию в обобщенном виде с позиции взаимодействия между «общественным субъектом» и «социальным объектом»; условиями его общественного существования [1].
Такой же аспект представлен в работах Л. П. Буевой и Б. З. Вульфова, где адаптация рассматривается как процесс взаимодействия и взаимовлияния двух систем - социальной среды и личности, в результате чего происходят изменения в обеих частях системы за счет достижение человеком социального равновесия.
В исследовании Габриеля Гарда акцентируется внимание на процессы адаптации в обществе, когда в основе социальной деятельности лежит психологический настрой отдельных людей и социальных групп, в процессе взаимодействия которых один человек или социальная группа подражают другим. Именно социальное подражание является изначальным элементом социальности, основным способом существования и развития личности, социальной группы, общества. Анализ данного определения позволяет установить не только наличие предыдущего признака, но и выявить следующий.
Вторым признаком в понятии адаптации выступает наличие механизма приспособления. А.Г. Мороз дает определение понятию «приспособление» как
«усвоение требований конкретной ситуации», а «адаптация» - «стабильное решение хорошо организованных способов решения преодоления проблем». В своих исследованиях И.С. Карасова обращает внимание на то, что понятия «адаптация», «приспособление» и «привыкание» хотя и связаны, но не тождественны [3]. В других исследованиях приспособление выступает механизмом адаптации. Например, Л. Филипс, рассматривая адаптацию как состояние, при достижении которого личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества, подчеркивает социальную направленность. Так же характеризуя адаптивное поведение успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего, отражается идея активности личности, а также преобразующий характер ее социальной активности [1].
Современные исследователи (М.Е. Дуранов, Р. А. Литвак и др.) указывают, что адаптацию в педагогике следует рассматривать как вхождение личности в социокультурную среду, как процесс, в котором основные параметры социальной характеристики личности приводятся в соответствие с новыми условиями образования [4].
Дж. Уотсон и др. рассматривают адаптацию в широком понимании как процесс удовлетворения потребностей индивида в соответствии с требованиями среды, приводящий к изменениям в поведении индивида, тем самым, подчеркивая процессуальный (адаптация как процесс) и результативный (адаптация как состояние) аспекты категории адаптации, что связано с выявлением следующего признака понятия «адаптация» - наличие определенной программы поведения и деятельности.
Так, в исследованиях Г.М. Андреева, Ю.В. Колесникова и др. процесс адаптации связан с процессом «вхождения личности» в совокупность ролей и форм деятельности [1]. Подобной точки зрения придерживается В. С. Олейников, который представляет адаптацию как процесс, в ходе которого личность направляет усилия не на создание новых форм деятельности, а на
55
уравновешивание личности с наличествующими формами социальной практики и общения: процесс овладения опытом социальной жизни.
В связи с выделением данного признака А. А. Налчаджян в качестве специфических особенностей адаптации отмечает: активное участие сознания; влияние трудовой деятельности человека на среду; активное изменение человеком результатов своей адаптации в соответствии с социальными условиями бытия [6].
В исследованиях Б.Ф. Ломова, Л.Г. Дикой, А.Л. Журавлева процесс содержательной стороной процесса адаптации является активное формирование (осознанное или неосознаваемое) субъектом стратегий и способов овладения ситуацией на разных уровнях регуляции поведения, деятельности, состояния
[4].
Поведенческо-деятельностная составляющая адаптации представлена в исследованиях:
- Л. М. Растовой (процесс локального действия личности в рамках соответствующей общности);
- М. С. Кагана, Я. А. Пономарева и др. (взаимодействие личности с окружающей средой за счет активного участия индивида в творческо-преобразовательной общественной деятельности);
- А. В. Мудрика (процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды).
В исследованиях К. Роджерса, А. Маслоу и др. адаптация представлена как динамическое состояние оптимальности, что подчеркивает процессуальнорезультирующие аспекты данной категории, а значит адаптация обладает признаком изменения личностных качеств и свойств.
Б. Д. Парыгиным указывается, что адаптация представляет собой процесс внешнего активного приспособления индивида к новым условиям существования, приводящей к внутренним изменениям.
А.А. Реан рассматривает феномен адаптации личности с точки зрения трех основных аспектов: адаптация как результат характеризуется степенью итого-
вой адаптированности; как процесс - своими пространственно-временными механизмами; как источник новообразований - комплексом активно формируемых качеств [7]. Адаптация включает в себя спектр самоизменений и выработку новых личностных качеств.
Исследования И.К. Кряжевой, А.А. Реан, Я.Л. Коломинского и др. подтверждают, что признаком адаптации как осуществления эффективного общественного развития выступает реализацию индивидуальных особенностей и потребностей личности [7].
М.С. Каган, Я.А. Пономорёв др. замечают, что взаимодействие личности с окружающей средой происходит за счет активного участия индивида в творче-ско-преобразовательной общественной деятельности, где усваиваются знания, умения, формируются убеждения, ценностные ориентации, цели, установки, характерные для нашего времени [2].
Еще одним признаком адаптации выступают ее временные характеристики. Значимым для данного признака выступает процесс активизации механизмов самоопределения обозначенный в исследованиях Д.А. Обухова, Л.А. Челпановой и др.
Значимым признаком выступает необходимость специальных педагогических механизмов организации процесса адаптации.
Р.А. Литвак, В.Я. Осенников и др. указывают, что адаптация есть процесс направленный на взаимодействие системы помощи, ориентирующий на гармо-
I ч_/ и ч_/
низацию отношений, формирующий его социальный статус, способствующий освоению социальных ролей, принятию норм и ценностей социальной группы
[4].
В нашем исследовании затрагивается один из видов адаптации, а именно -социокультурная - которая отличается от других видов адаптации аксиологическим назначением, ценностно-ориентационным содержанием, соотношением предметно-практических усилий в адаптивной деятельности.
Нами акцентируется внимание на социокультурной адаптации младших школьников к обучению в основной школе как процессе первоначального приспособления, усвоения личностью принятых норм ценностей её социокультурного окружения, в том числе микросреды, с последующим влиянием личности на эту среду, что подразумевает способность ребенка справляться с ежедневными проблемами в новом культурном окружении.
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка, изменением ведущего вида деятельности (им становиться общение), стремление к совпадению оценки и самооценки, наличие крайней эмоциональной стабильности, наличие потребности в самоутверждении и др.
Социокультурная адаптация - специально организованный процесс обучения и воспитания, направленный на обретение младшими подростками своей целостности.
Успешная социальная адаптация детей начальной школы к условиям школьной среды помогает сформировать систему их отношений со сверстниками и взрослыми, базовые успешные установки, которые в существенной мере определяет в средней школе успешность обучения, эффективность стиля общения с учениками и взрослыми людьми, возможность самореализации.
Социокультурная адаптация детей младшего подросткового возраста обеспечивается одновременным протеканием нескольких процессов, которые способствуют гармонизации детей на трёх уровнях: личности, культуры и общества:
- развитие, обеспечивающее становление индивидуально личностных характеристик ребёнка;
- инкультурация, направленная на усвоение технологий, образцов и требований культуры, результатом которой выступает интеллигентность личности,
как совокупность приобретённых культурных норм, интегрированных с нормами родной культуры;
- социализация, обеспечивающая развитие социально - коммуникативных характеристик личности ребёнка [5].
Специфика социокультурной адаптации детей младшего возраста содержит: осуществление процесса обучения и творчества на основе субъект - субъективных отношений, обеспечивающих успешность детей в учебной и в творческой деятельности; раскрытие и поддержку природных данных ребёнка, латентность воспитательных средств и методов, способствующих индивидуальному росту, развитию креативности личности.
На основании вышесказанного к признакам понятия «социокультурная адаптация» мы относим: взаимодействия личности и среды, наличие механизма приспособления, наличие определенной программы поведения и деятельности, изменения личностных качеств и свойств, временные характеристики процесса, необходимость специальных педагогических механизмов организации процесса адаптации, оптимизация возрастных характеристик и педагогического воздействия, реализация культурного, коммуникативного, ценностного потенциала среды.
Библиографический список
1. Абрамовских, Н.В. Адаптивная система профессиональной подготовки социального педагога в вузе [Текст] : монография / Н.В. Абрамовских. -Шадринск : Изд-во ШГПИ, 2009. - 235 с.
2. Каган, М.С. Человеческая деятельность системного анализа [Текст] / М.С. Каган. - М. , 1974. - 349 с.
3. Карасова, И.С. Адаптивная направленность процесса обучения физике как фактор формирования компетентности будущего учителя / И.С. Карасова // Формирование профессиональных компетенций у будущих учителей физики : материалы 41-й Зональной научно-практической конференции, 16-17 ноября 2010 г. - Омск : Полиграфический центр КАН, 2010. - С. 36-38.
4. Литвак, Р.А. Словарь по социальной педагогике и социальной работе [Текст] / Р.А. Литвак, Р.С. Димухаметов, Н.В. Кравчук, А.В. Пономарева. - Челябинск: ЧГАКИ, 2009. - 154 с.
5. Малакуцкая, С. М. Социокультурная адаптация детей в условиях дополнительного художественного образования [Текст] : дис.. канд. пед. наук / С. М. Малакуцкая. - М., 2004. - 175 с.
6. Налчаджан, А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) [Текст] / А. А. Налчаджан / [отв. Ред. Э.А. Александ-рян]; АН АрмССР. Ин-т философии и права. - Ер. : Изд-во АН АрмССР, 1988. -263 с.
7. Реан, А.А. Психология адаптации личности [Текст] : уч.-науч. издание / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов - СПб. : Медицинская пресса, 2002. -352 с.
Bibliography
1. Abramovskih, N. V. Adaptivnaya sistema professionalynoy podgotovki sotsialynogo pedagoga v vuze [Text] : monograph / N.V.Abramovskih. -Shadrinsk : Publishing house ShGPI, 2009. - 235 ps.
2. Kagan M.S. Chelovecheskaya deyatelynost sistemnogo analiza [Text] / M.S.Kagan. - M., 1974. - 349 ps.
3. Karasova I.S. Adaptivnaya napravlennost protsessa obucheniya fizike kak factor formirovaniya kompetentnosti buduschego uchitelya / I.S.Karasova // Formirovaniye professionalynih kompetentsiy u buduschih uchiteley fiziki : materials of the 41st Zonal scientific-practical conference, the 16th - 17th of November, 2010. - Omsk : Polygraphic center of KAN, 2010. - P. 36-38.
4. Litvak, R. A. Slovar po sotsialynoy pedagogike i sotsialynoy rabote [Text] / R.A.Litvak, R.S.Dimuhametov, N.V.Kravchuk, A.V.Ponomaryova. -Chelyabinsk: ChGAKI, 2009.-154 ps.
5. Malakutskaya, S. M. Sotsioculyturnaya adaptatsiya detey v usloviyah dopolnitelynogo hudozhestvennogo obrazovaniya [Text] diss. .. of cand. of ped. sciences / S.M.Malakutskaya. - M., 2004. - 175 pg.
6. Nalchadzhan, A. A. Sotsialyno-pedagogicheskaya adaptatsiya lichnosty (formy, mehanizmy i strategiyi) [Text] / A.A.Nalchadzhan / [edition by E. A. Aleksandryan]; AS of Armenian SSR. Institute of Phylosophy and Law. Er. : Publishing house of AS of Armenian SSR, 1988. - 263 ps.
7. Rean, A. A. Psihologiya i adaptatsiya lichnosty [Text] : educational-scientific edition / A.A.Rean, A.R.Kudashev, A.A.Baranov - SPb. : Medical press, 2002. - 352 ps.