Научная статья на тему 'Этапы социально-педагогической адаптации женщин группы социального риска'

Этапы социально-педагогической адаптации женщин группы социального риска Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
210
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ЖЕНЩИНЫ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА / ЭТАПЫ АДАПТАЦИИ / SOCIO-PEDAGOGICAL ADAPTATION / WOMEN AT SOCIAL RISK / ADAPTATION STAGES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Литвак Римма Алексеевна, Абрамова Алена Владимировна

В статье актуализируется проблема социально-педагогической адаптации женщин группы социального риска; представлены основные понятия исследования; дается характеристика этапов адаптации; раскрывается методика реализации представленных этапов; делаются выводы о возможности развития представленной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Литвак Римма Алексеевна, Абрамова Алена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL ADAPTATION STAGES OF WOMEN AT SOCIAL RISK

The article makes topical the problem of socio-pedagogical adaptation of women at social risk; presents the basic concepts of the research; characterizes the adaptation stages; describes methodology of the presented stages realization; makes conclusions about the possibility of presented methodology development.

Текст научной работы на тему «Этапы социально-педагогической адаптации женщин группы социального риска»

УДК 376 ББК 74.6

Литвак Римма Алексеевна

доктор педагогических наук, профессор г. Челябинск Абрамова Алена Владимировна соискатель г. Челябинск Litvak Rimma Alexeevna Doctor of Pedagogics, Professor Chelyabinsk Abramova Alena Vladimirovna Applicant for a Degree Chelyabinsk

Этапы социально-педагогической адаптации женщин группы социального риска Socio-Pedagogical Adaptation Stages of Women at Social Risk

В статье актуализируется проблема социально-педагогической адаптации женщин группы социального риска; представлены основные понятия исследования; дается характеристика этапов адаптации; раскрывается методика реализации представленных этапов; делаются выводы о возможности развития представленной методики.

The article makes topical the problem of socio-pedagogical adaptation of women at social risk; presents the basic concepts of the research; characterizes the adaptation stages; describes methodology of the presented stages realization; makes conclusions about the possibility of presented methodology development.

Ключевые слова: социально-педагогическая адаптация, женщины группы социального риска, этапы адаптации.

Key words: socio-pedagogical adaptation, women at social risk, adaptation stages.

Становление современного российского общества в последние десятилетия привело к изменению его социокультурной стратификации, появлению новых социокультурных ролей. В этой связи проблемы социально-педагогической адаптации личности начинают приобретать одно из центральных мест в педагогических исследованиях, как процесс и результат сознательного приспособления индивида к условиям новой социально-культурной ситуации, что в наибольшей степени относится к женщине, чей социальный статус существенно меняется.

Понятие «адаптация» обладает некоторой многозначностью, вместе с тем можно констатировать факт роста использования данного понятия как в научных, так и практико-ориентированных работах, что объясняется развитием междисциплинарных связей, усилившимся взаимодействием наук. Мы интегрируем исследования адаптации в социологических исследования (М. Вебер, О.А. Власова, В.Г. Горчакова, Л.А. Корыстылева, И.А. Милославова, Г.Спенсер, Т.Парсонс и др.); теории адаптации личности в психологических исследованиях (А.Н. Леонтьев, А.Маслоу, Р.С. Немов, А.В. Петровский, А.А. Реан, К. Роджерс и др.); концепции социальной адаптации в педагогических исследованиях (Л.П. Буева, В.З. Вульфов, В.И. Гурова, М.С. Каган, Б. Д. Парыгин, Л.М. Растова и др. ); теории социально-педагогической адаптации личности (М.А. Галагузова, М.А. Емельянова, Р.А. Литвак, Р.В. Овчарова, С.В. Сальцева, Е.И. Холостова и др.). Мы понимаем «адаптацию» как процесс активного приспособления субъекта к новым условиям через усвоение требований, норм и ценностей, путем согласования своих потребностей, возможностей с реальными условиями жизни.

В исследованиях так же выделяются следующие виды адаптации: социальная, психологическая, педагогическая, социокультурная, социально-психологическая, социально-педагогическая, которые существуют не изолированно, сами по себе, а входят в общую структуру процесса адаптации личности, взаимообуславливают и дополняют друг друга на различных уровнях адаптации, обеспечивая интегративную характеристику этого процесса.

Исходя из анализа теоретических источников (Я.Л. Коломинскай, А.В. Мудрик, Л.М. Растова и др.), в нашем исследовании к понятию «социальная адаптация» мы подходим как к процессу гармонизации отношений личности с окружающим миром, что проявляется в готовности к выполнению различных социальных ролей, в устойчивости социальных связей, в сформированности навыков общения, умения выстраивать отношения с людьми, природой, обществом и самим собой. Социальная адаптации более широкий процесс, когда субъект начинает обладать потребностью и способностью самостоятельно решать свои проблемы, нести ответственность за свой выбор, отстаивать собственные убеждения, обогащая социальную среду.

Процесс социально-педагогической адаптации трактуется исследователями в зависимости от аспектов изучения этого явления. В нашем исследовании мы будем придерживаться следующего определения: социально-педагогическая адаптация - процесс приспособления личности к социокультурному пространству, активного освоения культурных норм, ценностей, обретение профессии, принятие на себя социальной роли, гармоничное вхождение личности в систему социальных отношений.

Адаптация личности рассматривается различными исследователями с учетом данных теорий, в зависимость от психолого-педагогических особенностей возраста и среды, в которой осуществляются процессы адаптации. Так, нами исследуется особая социально-педагогическая группа -женщины группы социального риска. К женщинам группы социального риска относится разновидность социальной номинальной группы, включающая женщин различного возраста, которые в силу своего социального положения и образа жизни подвержены опасным отрицательным воздействиям социокультурной среды, в силу чего не может быть осуществлена их нормальная жизнедеятельность в обществе. Женщины группы социального риска характеризуются некоторым отклонением от нормы (безработные, малообеспеченные; одинокие, женщины, воспитывающие детей без отца, женщины - многодетные мамы; женщины-инвалиды; мигранты и др.). Адаптивные способности этих женщин снижены, поэтому необходимо наблюдать за их состоянием, выявлять и анализировать имеющиеся в них дезадаптирующие факторы, отслеживать, в какой мере они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости оказывать соответствующую помощь.

В нашем исследовании выделены этапы адаптации женщин группы социального риска в учреждениях социальной защиты населения.

Так первый этап - мониторинг социально-адаптационной группы -реализовывался на констатирующем этапе эксперимента, основное внимание уделялось систематизации полученной информации, созданию базы данных женщин группы социального риска, установке социально-педагогического диагноза, а так же составлению индивидуальных карт адаптации в каждом конкретном случае.

С позиции нашего исследования необходимо при выявлении женщин группы социального риска основываться не только на социальный паспорт города, но и на специально адаптированный мониторинг, основанный на данных социальных работников, социальных педагогов, психологов и взаимодействующих сторон, который предполагает систему параллельных мониторингов, объединенных для решения проблемы адаптации данной категории. Результатом данного этапа выступает системное представление о женщинах группы социального риска: количество, состав по подгруппам (одинокие, многодетные, нуждающиеся и др.); территория проживания; контактность; занятость и др.

На втором этапе - организация социального партнерства для работы с данной категорией населения - осуществлялось повышение образовательного уровня и управленческого потенциала учреждений социально-педагогической сферы, что связано с открывающимися дополнительными возможностями внедрения полученного в процессе опыта на практике, а следовательно, улучшения эффективности адаптационного процесса в целом; целенаправленно организовывалась социальная среда адаптации, много внимания уделялось выстраиванию взаимодействия государственных, негосударственных и социальных структур, поскольку именно интеграция их усилий способствует успешной адаптации женщин.

На данном этапе организовывалось социальное партнерство, направленное на перспективное развитие содержательной деятельности социальной и социально-адаптационной работы, а именно: совершенствование работы в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания; разработка и реализация социальных проектов; совершенствование методического обеспечения процесса социальной адаптации женщин; внедрение инновационных форм и рациональных методов работы с женщинами группы социального риска в центрах реабилитации; индивидуальный и дифференцированный подход в предоставлении социально-адаптационных услуг.

В результате построения социального партнерства была создана система взаимодействия, способствующая развитию посреднической функции при адаптации женщин группы социального риска.

Реализация третьего этапа - организация направлений адаптации -представляет наиболее длительный период, имеет в качестве основных задач активизацию личности в социокультурном пространстве, включение её в максимально возможное число положительных социальных взаимодействий, что обеспечивает успешное освоение женщинами различных социальных ролей.

Первым направлением выступает социально-экономическое, которое объективно необходимо в целях выравнивания материального положения женщин группы социального риска и восстановления их статуса как полноценных членов общества, для чего необходима адресная социально-экономическая адаптация, видами такой помощи являются: социальное пособие, субсидия, компенсация.

Направление профориентации и трудоустройства предполагает в соответствии с мерами социально-экономического регулирования рынка труда и решения проблем занятости женщин в условиях малого города дальнейшее совершенствование активных и пассивных форм занятости, разработка программы занятости малого города, развитие малого предпринимательства, формирование действенной информационной системы.

По решению проблем направления профориентации и трудоустройства была разработана и реализована программа Центра занятости отдела по социальной работе с безработными женщинами. Деятельность отдела осуществлялась по следующим направлениям: помощь женщинам, оказавшимся в критическом положении: безработным или под угрозой увольнения; помощь в приобретении социально значимой специальности с последующим трудоустройством; оказание деловой и психологической помощи женщинам в условиях безработицы; социальная адаптация женщин на рынке труда, содействие в трудоустройстве, подготовке к предпринимательской деятельности, развитию семейного бизнеса. В процессе реализации направления профориентации и трудоустройства стабилизировалось

материальное положение женщин, аккумулировалось их стремление к реализации собственного потенциала, планирование и реализация новых, позитивных жизненных ценностей.

При реализации психологического направления нами использовались методы групповой психотерапии; психокоррекционные группы; тренинговые группы; группы активного обучения. Деятельность в данных группах была направлена на осознание женщиной: существующие разногласия между собственным образом «я» и восприятием себя другими; внутренние психологические проблемы и конфликты; более глубокие причины переживаний, способы реагирования, начиная с детства, а также условия и особенности формирования системы отношений; собственную роль, меру своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также то, каким путём можно было бы избежать их повторения в будущем. В результате данных занятий происходили количественные и качественные преобразования, в результате которых женщина могла: увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы; приобрести навыки более аргументированного, глубокого и свободного общения; развивать формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью; закрепить новые формы поведения, в частности те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни.

Отбор приемов и методов информационной деятельности осуществлялся на основе эффективности их применения для решения поставленных задач с учетом педагогической и социальной целесообразности (юридические консультации, создание банка видео, фото и методических материалов для обеспечения реализации технологии активной поддержки женщин, участие в теле- и радио- передачах и др.).

При реализации культурно-досугового направления значимая часть отводилась семейному досугу: клубы «Семейный театр», «Мягкая игрушка», «Оригами», «В вихре танца», «Вокальный», «Спортивный»; праздники «Таланты и поклонники»; «Семейный праздник»; «Застолье»; «Бытовые обрядовые праздники»; музыкально-развлекательные программы; конкурсная

программа; круглый стол; беседа и другие мероприятия, проводимые совместно с детьми. Используя воспитательные возможности досуговой деятельности, нами акцентировалось внимание на возможностях развития социальных контактов женщины как стратификации развития культуры социальных отношений, направленные на взаимодействие, коммуникативную зрелость, реализацию личностного потенциала.

Опыт социально-педагогической деятельности требовал использования разнообразных форм адаптации женщин группы социального риска, поскольку каждый случай требовал индивидуализации процесса адаптации, что возможно при наличии вариативных методик в арсенале социального работника, таких как: тренинги; «телемост»; творчество; активная социокультурная деятельность; конструирование и т.д. В ходе экспериментальной работы были разрботаны и реализованы программы: «Социальный экспресс», «Телефон доверия для женщин», «Я - молодая мама», женский клуб «Я не одна», «Исида» программа для женщин старшей возрастной группы, «Гармони-Я», «Женщина года» и др.

Нами разработан специальный проект по подготовке социальных работников и социальных педагогов к деятельности по самоактуализации женщин группы социального риска в процессе адаптации в условиях малого города (структурные элементы: методический семинар; интернет-сайт; интернет конференция; треннинговая программа «Фарватер» и др.), с другой стороны - нами предложены методика самоактуализации личности, реализуемая в рамках социально-педагогической деятельности в г. Миассе.

Следующий, четвертый этап адаптации - предполагает мониторинг компонентов процесса адаптации: личностного, мотивационного, содержательно-технологического. Определение уровня адаптации женщин группы социального риска: эмоциональная устойчивость, социальная уверенность, социальная стабильность, социальная перспектива.

Таким образом, представленные этапы адаптации женщин группы социального риска могут быть использованы при организации и модернизации отдельных аспектов подготовки специалистов социальной сферы, при разработке концепции по решению данной проблемы, а так же в социально-педагогических реабилитационных центрах, Центрах работы с населением и др.

Библиографический список

1. Евстифеева, Н. В. Способы психологической адаптации современной женщины [Текст] / Н. В. Евстигнеева // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс]. - M. : oim.ru, 2002-03-01, http://www.oim.ru/

2. 2. Капица, С. И. Формирование механизмов управления социальной адаптацией трудоспособного населения к изменениям современного российского рынка труда [Текст] : автореферат дис. ... доктора социологических наук / С. И. Капица. - СПб. - 2010. - 43 с.

3. Развитие личности в межкультурном социуме [Текст] : материалы Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых и аспирантов, 20-21 ноября 2009 г. - М. ; Тамбов : Изд-во ТГУ , 2010. - 216 с.

4. Сопровождение и социализация человека в меняющемся мире [Текст] : материалы XI Междунар. студенч. науч.-практ. конф. фак. психологии и педагогики Ом. гос. пед. ун-та, 21 апр. 2008 г. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2009. - 304 с.

5. Францева, А. Л. Социальная адаптация женщин на рынке труда в условиях трансформирующегося российского общества [Текст] (На материалах Республики Бурятия) : Дис. ... канд. социол. наук / А. Л. Францева. - Улан-Удэ, 2004. - 154 с.

Bibliography

1. Evstifeeva, N.V. Modern Woman's Psychological Adaptation Ways [Text] / N.V. Evstifeeva // Education: Study in the world [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.oim.ru/ 2002-03-01.

2. Frantzeva, A.L. Women's Social Adaptation in the Labour Market in the Conditions of Transforming Russian Society [Text] (On the material of the Republic of Buryatia): Diss. ... Cand. of Sociology / A.L. Frantzeva. - Ulan-Ude, 2004. - 154 p.

3. Kapitza, S.I. Mechanisms of Social Adaptation Management Forming of Able-Bodied Citizens for Changes in Modern Russian Labor Market [Text]: Synopsis of Diss. ... Doctor of Sociology / S.I. Kapitza. - Saint-Petersburg, 2010. - 43 p.

4. Personality Development in Intercultural Society [Text]: Materials of International Scientific Conference of the Young Scientists and Post-Graduate Students, November, 20-21, 2009. -Moscow; Tambov: Tambov State University Publishing House, 2010. - 216 p.

5. Support and Socialization of a Human Being in a Changing World [Text]: Materials of XI International Student Scientific Conference of Psychology and Pedagogy Faculty of Omsk State Pedagogical University, April, 21, 2008. - Omsk: Omsk State Pedagogical University Publishing House, 2009. - 304 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.