Научная статья на тему 'Социальный стресс и особенности социальнопсихологической адаптации магистрантов педагогического вуза'

Социальный стресс и особенности социальнопсихологической адаптации магистрантов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
745
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТРЕСС / САМОПРИНЯТИЕ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / SOCIAL STRESS / SELF-ACCEPTANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Василенко Елена Анатольевна

Статья посвящена исследованию социально-психологической адаптации магистрантов педагогического университета. Результаты исследования, в котором участвовали 26 магистрантов первого года обучения, показывают, что испытываемый магистрантами социальный стресс отрицательно связан с показателями адаптации, способствует снижению эмоциональной комфортности и самопринятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Василенко Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social stress and features of socio-psychological adaptation of master students of pedagogical University

The article is devoted to the study of socio-psychological adaptation of master students of pedagogical University. The results of research, which involved 26 masters of the first year, indicate that the test undergraduates social stress negatively correlates with the indices of adaptation, contributes to the reduction of emotional comfort and self-acceptance.

Текст научной работы на тему «Социальный стресс и особенности социальнопсихологической адаптации магистрантов педагогического вуза»

УДК 151.8:378.937 ББК 88.52:74.480

Василенко Елена Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент

кафедра педагогики и психологии Челябинский государственный педагогический университет

Челябинск Vasilenko Elena Anatolievna candidate of psychological Sciences, associate Professor Department of Psychology and Pedagogy Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected] Социальный стресс и особенности социально-психологической адаптации магистрантов педагогического вуза Social stress and features of socio-psychological adaptation of master students of pedagogical University Статья посвящена исследованию социально-психологической адаптации магистрантов педагогического университета. Результаты исследования, в котором участвовали 26 магистрантов первого года обучения, показывают, что испытываемый магистрантами социальный стресс отрицательно связан с показателями адаптации, способствует снижению эмоциональной комфортности и самопринятия.

The article is devoted to the study of socio-psychological adaptation of master students of pedagogical University. The results of research, which involved 26 masters of the first year, indicate that the test undergraduates social stress negatively correlates with the indices of adaptation, contributes to the reduction of emotional comfort and self-acceptance.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, социальный стресс, самопринятие.

Key words: socio-psychological adaptation, social stress, self-acceptance. Система образования в современной России переживает период интенсивных изменений, требующих от всех субъектов образовательного процесса гибкого адаптивного реагирования. Особенно это касается студентов, обучающихся на недавно появившейся в нашей стране ступени образования - магистратуре, поэтому исследование особенностей социально-психологической адаптации студентов-магистрантов и разработка способов оптимизации адаптационного процесса становится чрезвычайно актуальной задачей.

За последнее десятилетие в научной литературе появился все возрастающий интерес к проблемам, связанным с адаптацией студентов к условиям вуза (Пакулина С.А., Куденцова С.Н., Масленников А.А., Байгужин П.А. и др.). Однако студенты-магистранты практически не были объектом исследования. Исследователи, в основном, обращались к адаптации студентов младших курсов к новым для них условиям вуза (Поспелова Ю.К., Трапезникова М.В., Денисов Н.Л., Бородулин В.Н. и др.) или к новой социокультурной среде (Чеснокова Н.В., Степаненко Е.В. и др.). Кроме того, в качестве источника стресса, вызывающего необходимость адаптации, рассматривались, главным образом, ситуации, связанные с обучением в вузе. Влияние более широких социальных факторов практически не рассматривалось.

Таким образом, несмотря на все возрастающий интерес в научной литературе к проблемам, связанным с адаптацией студентов к условиям вуза в России, психологические аспекты и особенности адаптации магистрантов изучены пока недостаточно.

Под социально-психологической адаптацией в отечественной психологии понимается процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса; такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, в полной мере идет навстречу тем ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей [3, с. 18].

Что касается критериев эффективности адаптации, то принято выделять внешний (уровень приспособленности) и внутренний (уровень субъективного благополучия) критерии, однако, делаются попытки найти третий, системный критерий, характеризующий взаимодействие личности и среды. На наш взгляд, таким критерием может служить успешность самоопределения личности по отношению к социальной среде. Личностное самоопределение предстает как со-

держательное конструирование человеком своего жизненного поля, включающего в себя как совокупность индивидуальных жизненных смыслов, так и пространство реального действования (М. Р. Гинзбург). На наш взгляд, именно самоопределение личности делает возможным самореализацию личности и ее активную позицию по отношению к социальной среде. Поэтому успешность личностного самоопределения можно рассматривать в качестве третьего критерия успешности социально-психологической адаптации.

Важнейшим механизмом социально-психологической адаптации личности в социальной среде является социальный стресс (Н. Kaplan, Е.В. Руден-ский). Под ним понимается психологический стресс, возникающий под влиянием стрессоров социальной природы и проявляющимся в ситуациях социального взаимодействия. Он, как правило, связан с осознанием или предвидением собственной или коллективной неуспешности, негативных социальных событий (Kaplan, 1996). Е. В. Руденский использует понятие "социально-психологический стресс"; по его мнению, он дезинтегрирует диспозиционную систему регуляции процессов социального функционирования личности (Руденский, 1997).

В зарубежной и отечественной психологии имеются богатые традиции изучения социального стресса, однако, они связаны в первую очередь с исследованием стресса, испытываемого профессионалами, чья деятельность проходит в чрезвычайных условиях (Тарабрина Н.В., Магомед-Эминов М.Ш., Шихова А.П., Утюганов А.А. и др.), а также людей, попавших в экстремальные природные или социальные условия (Fisher, S., Gleser, G. C., Панин Л.Е.). Что же касается исследований, посвященных стрессорам и стрессовым реакциям, имеющим место в образовательном пространстве, то таких исследований значительно меньше (Леонова О.И., Никифорова А.А., Ожогова Е.Г. и др.).

Стрессовые реакции студентов обстоятельно исследовались с психофизиологической стороны (Байгужин П.А., Авилов О.В., Деваев Н.П. и др.). Собственно психологические аспекты стресса менее изучены. Исследовались про-

явления экзаменационного стресса (Меньшикова И.Н., Кучина З.Б., Маленова А.Ю. и др.), коммуникативного стресса (Коврова М.В.), а также способы развития адаптационного потенциала и стрессоустойчивости (Хуторная М.Л., Паку-лина С.А., Андреева А.А. и др.).

Все вышесказанное обусловило проведение исследования, посвященного изучению влияния социального стресса на социально-психологическую адаптацию студентов-магистрантов педагогического вуза. Исследование было проведено в Челябинском государственном педагогическом университете, в феврале 2013 г. Объектом исследования стали студенты-магистранты, обучающиеся по магистерским программам «Тьюторство в образовании лиц с ОВЗ» и «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии», в количестве 26 человек. Возраст испытуемых находится в диапазоне от 23 до 42 лет. 88,5% испытуемых составляют молодые специалисты образовательных учреждений в возрасте 25-27 лет, 11,5% - стажисты, руководители образовательных учреждений. 96,2% испытуемых составляют женщины.

Для изучения социального стресса нами были использованы методика Л. Ридера, методика самооценки эмоциональных состояний А. Уэссмана и Д. Рикса и разработанная для данного исследования анкета для магистрантов. Для изучения социально-психологической адаптации нами были использованы следующие методики: методика изучения социально-психологической адаптации К. Роджерса и Д. Даймонда, тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Методика К. Роджерса и Д. Даймонда позволяет исследовать уровень и особенности адаптации испытуемых по внутреннему критерию, а тест СЖО -по критерию личностного самоопределения в социальной среде. Кроме того, в качестве факторов, которые могут влиять на уровень социального стресса, изучались нагрузка магистрантов в качестве педагогов образовательных учреждений; время, которое они уделяют работе дома; удовлетворённость заработной платой; отношения с коллегами и близкими; возможности полноценного отдыха; удовлетворенность отношениями в семье.

С помощью теста Л. Ридера было выявлено, что доля испытуемых с высоким уровнем социального стресса составила 30,7%. Результаты исследования по методике А. Уэссмана и Д. Рикса показывают, что в картине субъективных переживаний преобладают состояния усталости и тревоги (повышенные значения у 26,9% и 30,7% соответственно).

Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что показатель социального стресса в связан с показателями социально-психологической адаптации (см.таблицу № 1).

Таблица №1

Коэффициенты корреляции показателей адаптации с показателем соци-

ального стресса

Показатели социально-психологической Коэффициенты корреляции с

адаптации показателем социального стресса

Адаптация -0,23

Самопринятие -0,45

Принятие других —

Эмоц.комфортность -0,51

Интернальность —0,21

Стремление к доминированию —

СЖО —

Таким образом, показатель социального стресса имеет отрицательные связи с показателями социально-психологической адаптации, особенно с такими показателями, как «Самопринятие» и «Эмоциональная комфортность».

С помощью множественного регрессионного анализа было выявлено, что показатель социального стресса вносит отрицательный вклад в оценку многих показателей успешной адаптации и положительный вклад в оценку показателей дезадаптивных тенденций. Регрессионная модель по различным показателям объясняет от 46% до 72% дисперсии. Бета-коэффициенты представлены в таблице № 2.

Таблица № 2

Бета-коэффициенты показателя социального стресса в уравнениях показателей адаптации

Показатели социально-психологической Бета-коэффициенты показателя

адаптации экологического стресса

Адаптация —0,135

Самопринятие —0,244

Принятие других —

Эмоц.комфортность —0,276

Интернальность —

Стремление к доминированию —

СЖО —

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что переживание социального стресса является важным фактором, влияющим на социально-психологическую адаптацию магистрантов. Особенно влияет переживание стресса на самопринятие и эмоциональную комфортность личности. Эти результаты согласуются с имеющимися в литературе данными о том, что переживание острого или хронического стресса влияет на самосознание личности, снижая уровень самопринятия и самооценки [2; 6].

Единственным показателем адаптации, на который не влияет переживание социального стресса, являются смысложизненные ориентации. Этот показатель очень высок у магистрантов (среднее значение по выборке 110,8). Несмотря на высокие показатели социального стресса, тревоги и усталости, магистранты чувствуют свою жизнь осмысленной.

Что касается интенсивности переживания социального стресса, то данный показатель имеет наиболее сильные корреляционные связи с такими показателями как: количество времени, уделяемое работе дома (0,76), объем выполняемой нагрузки в образовательном учреждении (от 0,64). К показателям, отрицательно связанным с переживанием социального стресса, относится удовлетворенность материальным положением (-0,64), позитивные отношения с коллегами и друзьями (-0,78), возможность отдыхать дома (-0,56). Эти результаты

вполне ожидаемы. Удовлетворенность своим материальным положением позволяет магистранту брать меньшую нагрузку в школе и полноценно восстанавливать силы. Выявлена отрицательная корреляция между удовлетворенностью материальным положением и объемом нагрузки в школе (коэффициент корреляции равен -0,32). Это говорит о том, что удовлетворенность материальным положением имеет источником не заработную плату педагогов, а другие источники, скорее всего доходы супругов.

Позитивные отношения с друзьями и коллегами обеспечивают личности социальную поддержку, что, как известно, является важнейшим ресурсом успешной социально-психологической адаптации во многих трудных жизненных ситуациях [5; 6; 8]. Что же касается возможности получать полноценный отдых дома, то этот фактор, вероятно, не только способствует прямому снижению интенсивности стрессирующих воздействий, но и играет буферную роль, помогая справляться с ними.

Теперь обратимся к возможным подходам к объяснению выявленных нами особенностей социально-психологической адаптации магистрантов. Первый подход исходит из представления о стрессе как о факторе, создающем нагрузку и истощающем адаптационные возможности личности [4; 8]. Результаты нашего исследования показывают, что интенсивность переживания социального стресса влияет на самопринятие и эмоциональную комфортность личности. Отметим, что негативные изменения самосознания, самопринятия зафиксированы у людей, переживших различные виды стресса. По мнению Н. В. Тараб-риной, М. Ш. Магомед-Эминова, они являются важнейшими симптомами посттравматического стрессового расстройства [2; 6].

Второй подход исходит из представления о позитивных функциях стресса. В литературе накоплены данные о том, что переживание стресса позволяет личности мобилизовать ресурсы для активного ответа на «вызовы» среды [9]. Результаты нашего исследования могут быть интерпретированы и с позиций этого подхода. Несмотря на высокие показатели социального стресса, тревоги и

усталости, магистранты чувствуют свою жизнь осмысленной. Это, вероятно, является важным ресурсом, помогающим им справляться со стрессом и адаптироваться, продолжая сочетать обучение в магистратуре и педагогическую деятельность в образовательных учреждениях.

Библиографический список

1. Букина, А. А. Динамика внутриличностных конфликтов студентов-психологов в процессе обучения в вузе: диссертация.. кандидата психологических наук: 19.00.07 [Текст] /А.А. Букина. - Ярослав. Гос. ун-т, 2009.175 с.

2. Магомед-Эминов, М. Ш. Новые аспекты психотерапии посттравматического стресса: Методические рекомендации [Текст] / М. Ш. Магомед-Эминов, А.Т. Филатов, Г. И. Кадук, О. Г. Квасова. - 2-е изд., исправл.-М.: Инсайт, 2004. -112 с.

3. Налчаджян, А. А. Социально-психическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегии) [Текст] / А. А. Налчаджян. - Ереван: Изд-во АН АрмССр, 1988.- 263 с.

4. Панин, Л. Е. Биохимические механизмы стресса [Текст] / Л. Е. Панин. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1983. - 232 с.

5. Руденский, Е. В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности. Введение в психологическую теорию социального функционирования личности [Текст] / Е. В. Руденский. - Новосибирск: Институт психологии личности, 1997. - 205 с.

6. Тарабрина, Н. В. Основные итоги и перспективные направления исследований посттравматического стресса [Текст] / Н. В. Тарабрина // Психологический журнал. - 2003. - Т.24. - № 4. - С.5-18.

7. Fisher, S. Stress, life change, context, and risk of desease [Text] / S. Fisher // Stress and emotions: Anxiety, anger, and curiosity. - 1995. - Vol.15.- P. 1332.

8. Kaplan, H. Perspectives on psychosocial stress [Text] / H. Kaplan // Psychosocial stress. Perspectives on structures, theory, life-course, and methods /Howard B. Kaplan. - San-Diego etc.: Academic press, 1996. - P. 3-28.

9. Nelson, D. Stress and health: A positive direction [Text] / D. Nelson, C. Coper // Stress and health. - 2005. - Vol. 21, N 2. - P.73-75.

Bibliography

1. Bukina, A.A. Dynamics of inner personal conflicts of students-psychologists during University education: dissertation.. candidate of psychological Sciences: 19.00.07 [Text] /A.A. Bukina. - Yaroslav. State Univ, 2009. - 175 p.

2. Magomed-Эминов, M. Sh. New aspects of psychotherapy post-traumatic stress syndrome: guidelines [Text] / M. W. Magomed-Эминов, A.T. Filatov, D. I. Kaduk, O. G. Kvasova. - M.: Insight, 2004. -112 p.

3. Nalchajyan, A. A. Socio-psychological adaptation of the person: (Forms, mechanisms and strategies) [Text] / A. A. Nalchajyan. - Erevan, Publishing house of Academy of Sciences of the Armenian SSR,1988.- 263 p.

4. Panin, L. E. Biochemical mechanisms of stress [Text] / L. E. Panin. - Novosibirsk: Science,1983.-232p.

5. Rudensky, I.e. Century Conceptual bases of psychology adaptable personality. Introduction to psychological theory of social functioning personality [Text] / E. Rudensky. - Novosibirsk: Institute of psychology of personality, 1997. -205 p.

6. Tarabrina, N. Century, the Main results and future directions of research of post-traumatic stress [Text] / N. Tarabrina // Psychological journal. - 2003. -24. - № 4. - P.5-18.

7. Fisher, S. Stress, life change, context, and risk of desease [Text] / S. Fisher // Stress and emotions: Anxiety, anger, and curiosity. - 1995. - Vol.15.- P. 1332.

8. Kaplan, H. Perspectives on psychosocial stress [Text] / H. Kaplan // Psychosocial stress. Perspectives on structures, theory, life-course, and methods /Howard B. Kaplan. - San-Diego etc.: Academic press, 1996. - P. 3-28.

9. Nelson, D. Stress and health: A positive direction [Text] / D. Nelson, C. Coper // Stress and health. - 2005. - Vol. 21, N 2. - P.73-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.